РУБРИКИ

Организация работы психологической службы в учреждении МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрического отделения поликлиники

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Организация работы психологической службы в учреждении МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрического отделения поликлиники

Организация работы психологической службы в учреждении МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрического отделения поликлиники

Задание № 1

Календарный план-график

Прохождения учебно-ознакомитльной практики

Студента ___ курса ____ группы факультета психологии ИЭиУМиСС

_________________________________________

Фамилия, имя, отчество

Неделя практики

Дата

Планируемая работа

Отметка

Первая неделя

02.02.09



03.02.09

04.02.09


05.02.09




06.02.09

Посещение базы практики.

Составление индивидуального календарного плана прохождения практики.

Общее знакомство с учреждением базы практики.

Знакомство с особенностями деятельности, основными службами (медицинская, социальная, психологическая).

Знакомство с содержанием работы психологической службы в учреждении МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрического отделения поликлиники;

Номенклатурой и ведением психологической документации.

Наблюдение за приемом клинического психолога в педиатрическом отделении.


Вторая неделя

С 09.02.09 по 13.02.09


10.02.09

Наблюдение и участие в практической деятельности клинического психолога данного учреждения.

Выполнение практических поручений психолога (участие в обработке диагностических данных, заполнение документации, оформление разнообразного материала).

Наблюдение за проведением ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).


Третья неделя

С 16.02.09

по 20.0209


Выполнение индивидуального задания по учебно-ознакомительной практике,

проведение исследования,

обработка результатов.

Оформление отчета по практике.

Получение отзыва руководителя учреждения.








Задание № 2

Дата: 03.02.09

Общее знакомство с учреждением базы практики


МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрическое отделение поликлиники. Главный врач Петровская Людмила Викторовна. Зам глав врача по детству и родовспоможению Ровенская Оксана Борисовна. Кабинет медико-социальной помощи детскому населению. В штатное расписание кабинета входят: социальный работник, медицинский психолог, юрист, врач педиатр подростковый, детский гинеколог, уролог. В педиатрическом отделении поликлиники выделен кабинет, оснащенный компьютером, метод литературой, необходимыми методическими диагностиками, наглядными материалами, диагностическими и коррекционными тестами, методиками в электронном виде. Имеется картотека семей высокого социального риска. Данная служба взаимодействует с другими ведомствами: УСЗН (управление социальной защиты населения), ОВД (органы внутренних дел), комиссия по делам несовершеннолетних с органами опеки и попечительства, школами.

Особенности деятельности кабинета медико-социальной помощи:

1.      Оказание индивидуальной или опосредованной социально-правовой помощи детям, подросткам, семье по защите их прав и законных интересов в соответствии с действующим законодательством;

2.      Оказание медико-психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности, в том числе и путем анонимного приема;

3.      Осуществление мероприятий по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья девочек и мальчиков;

4.      Осуществлять медико-социальные патронажи в неблагополучные семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы социального риска и нуждающихся в медико-социальной защите и поддержке;

5.      Гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью.

Задание № 3

Дата: 04.02.09

Кабинет медико-социальной помощи руководствуется документацией:


I Правовая документация:

1.      Семейный.

2.      Административный.

3.      Конвенция о правах ребенка.

4.      Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

5.      Федеральный закон РФ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

6.      Постановление правительства от 20 июня 1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

7.      Постановление исполнительного комитета Абинского района Краснодарского края от 27.02.2002 года № 116 «О возложении функций по опеке и попечительству».

8.      Научно-методическое пособие (для социальных работников социальных служб и органов управления) Пеков 2002 г. Организация работы по профилактике безнадзорности детей и подростков.

9.      Распоряжение главы администрации края от 15.10.1992 № 936-Р «О плане действий администрации края по подготовке к международному году семьи».

10. Краевое законодательство. Извлечение из нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ответственности родителей за воспитание детей. Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 733-КЗ «О дополнительных мерах по защите здоровья и обеспечению физической, психической и нравственной безопасности детей в Краснодарском крае». Закон Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608-КЗ « Об административных правонарушениях».

11. Закон Краснодарского края о мерах профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае. Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 16 июля 2008 года.

12. Методические рекомендации по выявлению, документированию и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего).

13. Соглашение о сотрудничестве между управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Абинский район и управлением здравоохранения администрации муниципального образования Абинский район по профилактике социального сиротства, семейного неблагополучия, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на территории муниципального образования Абинский район.

14. Закон Краснодарского края № 1370-КЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае». Принят постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 декабря 2007 года.

II Приказы, распоряжения:

1.      Министерство здравоохранения Российской Федерации. Приказ. 16 сентября 2003 г. № 438 «О психической помощи».

2.      МУЗ Абинского района Центральная районная больница. Приказ № 300-п от 25 октября 2004 года г. Абинск «О мероприятиях по улучшению работы службы охраны материнства и детства лечебно – профилактических учреждений Абинского района с семьями, находящимися в социально опасном положении».

3.      Информационно – методическое письмо «О работе детской поликлиники с социально – неблагополучными семьями».

4.      Российская Федерация департамент здравоохранения Краснодарского края г. Краснодар. Приказ от 20.07.2004 № 373-00 «О мероприятиях по улучшению работы службы охраны материнства и детства с семьями, находящимися в социально опасном положении».

5.      Инструкция об организации амбулаторно-поликлинической помощи детям подросткового возраста (Приказ МЗРФ «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от 05.05.1999 г. № 154).  См. в приложении № 1 (план мероприятия медико-социальной помощи педиатрического отделения поликлиники на 2008 год).

Должностная инструкция медицинского психолога педиатрического отделения поликлиники МУЗ Абинского района «ЦРБ»

1.     Общее положение

Психолог педиатрического отделения поликлиники Абинской ЦРБ – специалист с высшим психологическим образованием по специальности «психология», владеющий различными методами психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, психологического консультирования, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Психолог оказывает специализированную психологическую помощь детскому населению Абинского района, их родителям, социально-неблагополучным семьям. Содействует повышению психологической защищенности семьи и укреплению ее психического здоровья, особенно семьям, имеющим трудности в воспитании детей. Способствует повышению психологической культуры детского населения, создает атмосферу взаимопонимания и созидания, взаимного уважения среди детей, их родителей и их семей.

В своей работе руководствуется нормативными документами МЗ и социальной защиты РАО, документами департамента здравоохранения Краснодарского края, настоящей инструкцией.

Подчиняется непосредственно заведующему педиатрическим отделением поликлиники, заместителю главного врача по детству и родовспоможению.

Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.

2. Обязанности

1.      Психолог осуществляет прием пациентов по графику, утвержденному администрацией ЦРБ.

2.      Ведет индивидуальные консультации, коррекционную и тренинговую работу с детьми, их родителями.

3.      В необходимых случаях обращается за консультацией к специалистам медицинского или иного профиля, или отправляет к ним на консультацию.

4.      Обеспечивает конфиденциальность сведений о семье, ребенке, подростке и других лицах полученных в процессе работы.

5.      Содействовать охране прав личности в соответствии с конвенцией по охране прав ребенка.

6.      Работать в тесном контакте с участковой педиатрической службой, узкими специалистами по выявлению социально-неблагополучных семей, имеющих несовершеннолетних детей.

7.      Изучать факторы семейного неблагополучия, составлять комплексный план мероприятий по работе с семьей, при наличии добровольного согласия членов семьи. Ведет учет данных семей в картотеке.

8.      Осуществлять преемственность в работе с органами системы профилактики по оказанию психологической помощи детям и подросткам, социально-неблагополучным семьям.

9.      При необходимости аргументировано убеждает родителей или иных законных представителей обратиться за помощью к психиатру для проведения диф. диагностики и получения специализированной помощи.

10. При необходимости проводит семейную психотерапию, оздоровления окружающей пациента «среды».

11. Соблюдать в своей работе принцип дионтологии и медицинской этики. Действовать по принципу «не навреди».

12. Участвует в оформлении медицинской документации установленного образца.

13. В установленном порядке постоянно повышает свою квалификацию по клинической психологии на циклах усовершенствования в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую гос. лицензию, и гос. аккредитацию.

14.  Внедрять в практику методы клинической психологии.

15. Принимать участие в разборе клинических случаях, совещаниях, научно-практических конференциях.

16. Осуществляет психологическую реабилитацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

17. Незамедлительно информировать зав. отделения, зам. главного врача по детству и родовспоможению, КДН и ЗП о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними детьми.

3. Права

1.      Принимает участия в совещаниях, научно-практических конференциях врачей, психологов, специалистов по социальной работе, социальных работников.

2.      Вступает в различные общественные и профессиональные организации.

3.      Повышает свою квалификацию по психологии на циклах усовершенствования не реже 1 раз в 5 лет

4.      Получать конфиденциальную информацию о психологических свойствах, особенностях и состояниях людей, выступающих в качестве испытуемых.

5.      Участвовать в работе приемных, квалификационных, аттестационных комиссий в качестве их члена.

6.      Использовать материалы своей работы в процессе индивидуально-психологического консультирования в лечебных учреждениях, сообщать о них на конференциях, съездах и в печати.

7.      Разрабатывать новые методы работы психолога и получать на них авторские права со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями.

4. Ответственность

Несет ответственность за последствия своих заключений, действий и высказываний в отношении своих пациентов и их родственников в соответствии с действующим законодательством.

Должностная инструкция специалиста по социальной работе педиатрического отделения поликлиники МУЗ Абинского района «ЦРБ»

1. Общие положения

Специалист по социальной работе является работником МУЗ Абинского района «ЦРБ». В своей деятельности подчиняется непосредственно зав. педиатрического отделения поликлиники, зам. главного врача по детству и родовспоможению.  Работа специалиста направлена на социальную защиту детей. Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством.

В своей работе руководствуется нормативными документами МУЗ и социальной защиты, документами департамента Краснодарского края, настоящей инструкцией.

2. Должностные обязанности

1.      Выявляет и учитывает на территории Абинского района несовершеннолетних детей, находящихся в социально-опасном положении и в трудной жизненной ситуации, детей – инвалидов, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки.

2.      Организует в своей компетенции исполнение законодательства по защите интересов несовершеннолетних, принимает участие в осуществлении патронажа в семьи риска совместно с другими специалистами ЦРБ, участковой службы педиатрического отделения поликлиники, УСЗН, УО, ОДН с целью контроля за условиями проживания, обучения, воспитания и мед. активностью детей в этих семьях.

3.      Работает в тесном контакте с участковой педиатрической службой, узкими специалистами по выявлению социально-неблагополучных семей, имеющих несовершеннолетних детей.

4.      Изучает факторы семейного неблагополучия, составляет комплексный план мероприятий по работе с семьей, при наличии добровольного согласия членов семьи. Ведет учет данных семей в картотеке.

5.      Соблюдает в своей работе принцип деонтологии и медицинской этике. Действует по принципу «не навреди».

6.      Участвует в оформлении медицинской документации установленного образца.

7.      Незамедлительно информирует зав. отделения, зам. главного врача по детству и родовспоможению, КДН и ЗП о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними детьми.

8.      Осуществляет мероприятия по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних из малообеспеченных семей на территории Абинского округа.

9.      Изучает психолого-медико-педагогические особенности личности (несовершеннолетних детей, попавших в трудную жизненную ситуацию), и ее микросреды, условия жизни. Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

10. Содействует в помещении нуждающихся несовершеннолетних встационарные учреждения органов здравоохранения, образования, социальной защиты, оказывает содействие в сборе необходимых документов.

11. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты семей с детьми. Осуществляет прием семей с детьми, готовит материалы по письменным обращениям и жалобам, информации и отчеты по разделам своей деятельности. Участвует в работе по профилактике асоциального поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации и адаптации.

 3. Права

1.      Вносит предложения по организации и производственным вопросам, предложения и корректировки в план.

2.      Участвует в совещаниях, где рассматриваются вопросы деятельности.

3.      Запрашивает и получает информацию, необходимую для работы по согласованию с зав. отделением и (или) зам. главного врача по детству и родовспоможению.

4. Ответственность Ведет отчетность в установленной форме. Несет ответственность за надлежащие действия, высказывания в отношении своих клиентов и их родственников в соответствии с действующим законодательством.

Задание № 4

Дата: 05.06.09

Знакомство с содержанием работы психологической службы в учреждении МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрического отделения поликлиники


Детская городская поликлиника является ведущим лечебно-профилактическим учреждением первичного звена медико-санитарной помощи, отвечает за качество медицинского обеспечения подростков. По вопросам охраны здоровья детей и подростков координирует работу всех других медицинских учреждений. Собирает, обобщает и анализирует информацию о состоянии и проблемах соматического, репродуктивного, психического здоровья, на основе которой определяет приоритетные направления профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы, формирует задачи по охране здоровья подростков на соответствующей территории.

Кабинет отделения медико-социальной помощи выделяет факторы индивидуального и семейного медико-социального риска, осуществляет медико-психологическую помощь, гигиеническое воспитание, правовую помощь.

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения

1.Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют:

а)      Распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;

б)     Развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих психиатрическую помощь;

в)     Круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырёх лет, оставшихся без попечения родителей или законный представитель;

г)      Медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

д)     Выхаживание и воспитание детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо имеющих родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

е)      Оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же родителям или законным представителям несовершеннолетних;

ж)   Круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

з)      Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении;

и)     Подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

к)     Выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а так же осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании, несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении;

л)     Выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

2. Орган управления здравоохранением информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, об учреждениях здравоохранения, осуществляющих функции, указанные в пункте 1 настоящей стати.

3. Должностные лица органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, осуществляющие функции, указанные в пункте 1 настоящей статьи, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

См. в приложении № 2 «Нормативная база деятельности органов управления и учреждений здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям».


Задание № 5

Дата: 06.02.09

Наблюдение за приемом клинического психолога в педиатрическом отделении


В  МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрическое отделение поликлиники в кабинет медико-социальной помощи обратилась женщина по поводу своего сына, с жалобами на его замкнутость, лживость и неуспеваемость в школе («ничем не интересуется»).

Семейный анализ.

Семья полная. Дед мальчика, по линии матери, страдал алкогольной зависимостью («был алкашом», по словам подростка), бабка по образованию экономист. Родители отца живут в деревне в Архангельской области, раньше семья ездила к ним на лето, сейчас контакт практически не поддерживается. Саша живет с отцом, матерью и бабкой по линии матери. Мать имеет высшее экономическое образование (как и бабка), работает по специальности. Отец – прораб на стройке, окончил ПТУ, а после женитьбы под давлением жены и тещи – техникум. Со слов матери, отец – человек очень замкнутый, общается с людьми только в силу специфики профессии. Дома также может долгое время ни с кем не разговаривать, заниматься своими делами. Свои отношения с мужем женщина характеризует как «хорошие», «нормальные». Воспитанием сына занимаются мать и бабка – совместная подготовка уроков (часто «вместо», а не «вместе»), особенно усердствует бабка (мать целый день на работе), процесс обучения доставляет ей удовольствие, может увлечься, а Саша в это время «отсутствует» - «улыбается и смотрит в окно». Сам мальчик свои внутрисемейные отношения описывает следующим образом: с отцом – хорошие, с матерью – последнее время часты ссоры из-за учебы, с бабкой наиболее неблагоприятные. Отца и мать считает идеальной парой. Семья проживает в двухкомнатной квартире, Саша живет в одной комнате с бабкой. Семья представляет собой закрытую систему, к ним никто не приходит в гости, нет общих друзей.

Анамнез жизни и появления проблем.

Саша с детства рос спокойным, малообщительным мальчиком. Мать старалась уделять ему как можно больше времени, всегда отмечала его не по годам серьезные суждения, общалась с ним «на равных»: «понимал шутки, которые другие дети не понимали в силу возраста». Привыкла считать, что с сыном у неё сложились доверительные отношения. Проблемы возникли с начала обучения в 9 классе. До этого времени (до 8 класса) за учебой Саши осуществлялся строгий контроль со стороны матери и бабки. В восьмом классе по обоюдному согласию мальчика и родных контроль был снят: он сам мог определить время выполнения домашнего задания, школьные отметки не отслеживались. В результате резко упала успеваемость мальчика, он стал замыкаться в себе, сфера интересов ограничилась телевизором и «ничегонеделанием», обострились отношения с бабкой, начал лгать матери (скрывал двойки, не выполнял домашние задания) – как следствие – ссоры: крики со стороны матери, внешнее безразличие, «дурацкая улыбка», соглашательство с любыми доводами со стороны сына. После очередной двойки «ушел из дома» на целый день, вернулся поздно ночью. Попросил поесть, естественно, - новая порция конфликтов.

Близких друзей у мальчика нет, есть несколько товарищей, но друзьями их назвать нельзя. В школе сидит один на задней парте, учителя говорят, что на уроках «отсутствует». Предпочитает не общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми, по возможности стремится избегать контактов вообще, если это не удается, занимает пассивную позицию соглашательства, конформности. Страх общения с незнакомыми людьми – следствие страха оценки, боится «сделать что-то не так», «быть не таким как надо».

На приеме контакт был установлен достаточно успешно, как с матерью, так и с мальчиком. Матерью были изложены вышеперечисленные проблемы, по ходу сбора семейного анамнеза они уточнялись. Были проведены индивидуальные беседы с целью выяснить, насколько вышеозначенный круг проблем «пропитал» личностные истории членов семьи. Беседа имела своей задачей дать им возможность актуализировать скрытые мысли, чувства, эмоции, характеризующие их отношение к проблеме. После индивидуальных бесед было проведено совместное обсуждение сложившейся ситуации. Говорила в основном мать, Саша молча слушал, когда психолог просил его выразить свое мнение по поводу реплики своей матери, он ограничивался односложными ответами.

Мать. Ничего не хочет делать, ничем не интересуется, начинаешь с ним говорить, а в ответ только дурацкие улыбочки и смешки.

Психолог. Саша, как тебе то, что сейчас говорит твоя мама? Саша(молчание, неопределенное пожатие плечами, улыбка).

Мать. Вот видите! Сейчас тоже самое, ему все равно. Ну что ты молчишь?

Психолог. Саша ты согласен с тем, что говорит мама? Тебе действительно все равно?

Саша. Нет. Не все равно.

Мать. Если хотите, чтобы он ответил «да», он ответит «да», если – «нет», - ответит «нет». Я не знаю что с ним делать.

Психолог (к матери). Подождите немного. (к Саше) Саша, как ты считаешь, у тебя есть проблемы о которых мы говорили?

Саша. Да. Есть.

Психолог. С учебой?

Саша. Да.

Психолог. В чем они выражаются?

Саша. Не делаю домашнее задание. Получаю двойки.

Психолог. Из-за этого ссоришься с мамой и бабушкой?

Саша. Да. Поздно сажусь за уроки, ничего не успеваю сделать.

Психолог. А что мешает сесть пораньше?

Саша. Устаю в школе. Прихожу домой, надо отдохнуть.

Психолог. Саша, а как ты отдыхаешь?

Мать. Смотрит телевизор и вообще ничего не делает. С бабушкой огрызается.

Психолог. Саша, твоя проблема тебе мешает?

Саша. Да.

Психолог. Ты, хочешь от неё избавиться?

Саша. Да.

Психолог. Саша, а что для этого надо сделать?

Саша. Вовремя садиться за уроки.

Психолог. Ты сказал. Это твои слова, Саша.

Саша. Да.

Во время беседы, в процессе обсуждения, всё четче вырисовывалась доминирующая проблема – тема учебы. Судя по всему она выступала в роле вертикального стрессора в этой семье. Имеет место «двойное» экономическое образование бабушки и матери; усилия, прилагаемые для «обучения» мужа (зятя); контроль над учебой сына (внука); семейный девиз: «Образование – залог успеха в жизни»: В процессе диалога с мальчиком психолог попытался применить прием экстернализации – отделении проблемы от клиента, предполагающей расширение диапазона свободного взаимодействия с проблемой.

Во время первой встречи совместными усилиями (психолога и Саши) было осуществлено ещё одно важное мероприятие – заключен «контракт на взросление». Его необходимость продиктована следующими соображениями: во-первых, нивелирования материнского «послания» сыну – во время совместного обсуждения мать то и дело называла Сашу «ребёнком» и «Осликом Иа», одновременно требуя, чтобы мальчик наконец повзрослел и стал самостоятельным (феномен «двойного зажима» создает почву для внутриличностного конфликта: с одной стороны желание матери, чтобы сын остался ребенком, с другой – требование немедленно взрослеть); во-вторых, создание поддерживающего подкрепления для возможных позитивных изменений.

Контракт был заключен, по нему Саша обязался серьезнее относиться к выполнению домашнего задания и не врать матери; фактически взять на себя ответственность за свои школьные неудачи и успехи. Мальчик подписал контракт и дал слово выполнить его.


Задание № 6

Дата: 09.02.09

Наблюдение и участие в практической деятельности клинического психолога данного учреждения. Выполнение практических поручений психолога


В МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрическое отделение поликлиники в кабинет медико-социальной помощи обратилась мама с ребёнком 9 лет с жалобами на его раздражительность, импульсивность. По поручению психолога я проводила теппинг-тест, определяющий свойства нервной системы по психомоторным показателям.

Теппинг-тест

Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных исследованиях. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Они трудоемки. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест.

Оборудование:

Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203Х283), разделённые на 6 частей, расположенных по 3 в ряд, секундомер, карандаш.

Инструкция:

«По сигналу экспериментатора вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 секунд. Необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работу и только по направлению часовой стрелки. Всё время работать в максимальном для себя темпе.

Возьмите в правую (или левую) руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка».

Экспериментатор подает сигнал: «Начали», а затем через каждые 5 секунд дает команду перейти на другой квадрат, по окончанию работы сигнал «Стоп».

Обработка результатов включает следующие процедуры:

1.      Подсчитать количество точек в каждом квадрате;

2.      Построить график работоспособности для чего отложить на оси абсцисс 5-сек промежутки времени, а на оси ординат – количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов

Ребенок легко пошел на контакт, проявлял интерес к работе, представлял её в виде увлекательной игры.

См. в приложении № 3 (бланк с квадратами, заполненный моим испытуемым).

После подсчета точек в каждом квадрате я построила график работоспособности



Исходя из графика видно, что получился вогнутый тип: Исследовав способности к кратковременной мобилизации, мой испытуемый относится к группе лиц со средне-слабой нервной системой. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Отчет проводится последовательно, сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на 5 типов:

·  Выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдаемого в первые 5 секунд работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

·  Ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему средней силы.

·  Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого.

·  Промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней слабой силой нервной системы – средне-слабая нервная система.

·  Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня.

Тест используется обычно в комплексе с другими измеряющими разноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для психологического совершенствования индивидуального стиля деятельности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2-х минут.

Задание № 7

Дата: 10.02.09

Наблюдение за проведением ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).


10 февраля 2009 года в кабинете медико-социальной помощи была проведена ПМПК. В комиссии присутствовали: председатель комиссии: Трошина И. В., детский психиатр Богданов В. Ю., медецинский психолог Колодешникова В. В., логопед Мячина О. П.  Всего было принято 12 человек, 5 с диагнозом умственной отсталостью, двое с диагнозом легкое когнетивное расстройство, 5 с диагнозом задержкой речевого развития. Я была наблюдателем ее проведения и принимала участие, совместно с психологом, в проведении диагностики интеллектуальной сферы. Приведу один из примеров в приложении № 4.

Задание № 8

Дата: 11.02.09

Методика «Узнавания фигур»


В МУЗ Абинского района ЦРБ педиатрическое отделение поликлиники в кабинет медико-социальной помощи на прием к психологу пришла мама с ребенком 5 лет, который оформлялся в ДДУ. По поручению психолога я проводила методику «Узнавания фигур».

Ход выполнения задания:

Экспериментатор использует наглядный материал, подготовленный для данной методики, и в течение 10 секунд показывает испытуемому рис. 1 с установкой запомнить предъявленные фигуры (на рис. 1 даны девять различных фигур).

Затем испытуемому немедленно предъявляют рис. 2, где виденные им 9 фигур разбросаны среди других двадцати пяти. На рис. 2 испытуемый должен найти те фигуры, которые он видел в первом случае.

Обработка результатов:

Экспериментатор отмечает и подсчитывает число правильно и неправильно узнанных фигур. Для того чтобы охарактеризовать уровень узнавания, подсчитывается коэффициент узнавания Е.

,

Где «М»- число правильно узнанных фигур,

«N»- число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный коэффициент узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты конкретного испытуемого к единице, тем лучше функционируют у него процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания иного наглядного материала (например: буквенного, цифрового, словесного).

У моего испытуемого число правильно узнанных фигур составило 6, а число неправильно узнанных фигур 2.

По выше приведенной формуле я определила коэффициент узнавания

 



Таким образом, у моего испытуемого коэффициент узнавания составил 2.6. Это говорит о его средне развитом процессе узнавания наглядного материала.

Задание № 9

Дата: 12.02.09

Психологом мне было поручено составить статью на любую тему, связанную с воспитанием детей дошкольного возраста для сан-биллютеня Абинской районной ЦРБ. Мною была выбрана тема: «Чему нужно учить детей?».


Чему нужно учить детей?

Мы очень любим наших детей. Мы покупаем для них развивающие игрушки, старательно обучаем чтению и счёту. Усиленно готовим к школе, проверяя степень готовности батареями заданий и тестов. Помещаем в лицеи и гимназии, обучаем иностранному языку, проверяем темп чтения. В общем, мы делаем всё, чтобы наш ребенок становился всё умнее и умнее. Но редко при этом задумываемся о его будущей жизни. Зачем ему все эти знания? «Поступить в престижный университет, получить высокооплачиваемую профессию», - скажут многие. И это всё? Как правило, на этом размышления о будущем ребёнка заканчиваются.

А я бы хотела, чтобы мои дети, внуки, правнуки умели не только считать и писать, но и любить. Что и кого любить? Любить ветер, небо, звезды, волны – это очень важно. Но главное, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельно человека, который встретится на их пути.

Однако это очень непростое умение. Научиться ему сложнее, чем чтению и письму, потому, что для этого, прежде всего, нужно научиться любить себя. А это так трудно – осознать своё несовершенство и принять его, разрешив себе не быть богом, а развиваться в течение жизни. Так же не просто сохранить детскую спонтанность и способность к творчеству.

Не загонять в глубь себя, свои чувства, а осознавать и выражать их – это тоже не легкая задача.

А уже научиться управлять своим гневом и страхом – это крайне тяжело.

Даже если всё это удается, то тем, кто хочет научиться любить других, предстоит ещё долгий путь.

Им нужно доверять миру и отдельному человеку.

Видеть в любом, даже не очень хорошем человеке его светлые качества – они ведь есть в каждом, не правда ли?

Уметь работать вместе с другими, сотрудничать с ними.

Но главное стремиться получать не только что-то от людей, но и отдавать им хотя бы капельку самого себя, своей радости, своего тепла.

И обязательно согревать своим светом самых близких людей: маму и папу.

Мне тоже очень хочется, чтобы дети, с которыми мы работали, умели любить, чувствовать своё сердце и жить, советуясь с ним.


Задание № 10

Дата: 13.02.09

Личностный опросник Шмишека для детей и подростков


Психолог мне поручил провести опрос ребенка для диагностики типа акцентуации личности. Мать этого ребенка обратилась в МУЗ Абинского района ЦРБ в кабинет медико-социальной помощи на прием к психологу с жалобами на раздражительность, импульсивность, частую смену настроения ребенка.

Согласно этой концепции, у детей некоторые черты характера значительно выражены, заострены, - такие личности называются акцентуированными. Не следует рассматривать акцентуированные личности в качестве патологических. Это случай «заострения» определенных, присущих каждому человеку (ребенку) особенностей. По К. Леонгарду в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Концепция «акцентуированных личностей» может быть полезна в психолого-педагогической деятельности для определения индивидуального подхода к личности ребенка с целью воспитания и коррекции поведения.

По проведенному мной опросу была определена выраженность каждого типа акцентуации:

Демонстративность – 18 баллов;

Застревание – 8 баллов;

Педантичность – 2 балла;

Возбудимость – 15 баллов;

Гипертимность – 21 балл;

Дистимность – 6 баллов;

Тревожность – 12 баллов;

Экзальтированность – 24 балла;

Эмотивность – 15 баллов;

Циклотивность – 18 баллов.

Признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде профиля личностной акцентуации.



Судя по графику, у ребенка акцентируются следующие типы: экзальтированность, гипертимность, демонстративность, циклотивность.

1.      Аффективно-экзальтированный тип. Характеризуется легкостью перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль – основные сопутствующие этому типу состояния. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. От страстного ликования до отчаяния у них один шаг. Люди такого типа являются артистическими натурами.

2.      Гипертимный тип. Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Эти люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям.

3.       Демонстративный тип. С истерическими чертами характера, имеет повышенную способность к вытеснению из сознания травмирующих факторов. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, сочувствия. Лица этого типа склонны к лживости, фантазированию, неспособны к упорному труду.

4.      Циклотимический тип. Характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых причин, иногда в связи с теми или иными конкретными событиями.

1.      Возбудимый тип. Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Вспыльчивы, раздражительны, склонны к хамству и брани. В подростковом возрасте возможны побеги из дома. Трудновоспитуемы, жестоки.

2.      Эмотивный тип. Характерна чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Впечатлительны, мягкосердечны, жалостливы, задушевны, слезливы. Эмотивным детям не рекомендуется читать книги или смотреть фильмы с трагическим концом, так как они на это очень сильно реагируют и сразу начинают плакать. Склонны к реактивным депрессиям, суициду в подростковом возрасте.

3.      Тревожный тип. Склонность к страхам, робость, пугливость. Дети такого склада боятся засыпать в темноте или когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты. Боятся собак, грозы, боятся других детей, так как те их часто дразнят и преследуют. Такие дети часто становятся «козлами отпущения» в детском коллективе, испытывают ильный страх перед учителями. «Застревающий» тип. Характерна чрезмерная стойкость аффекта. Таким лицам свойственна повышенная чувствительность, болезненная обидчивость, легкая уязвимость, злопамятность, мнительность, подозрительность. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется. Дистимический тип. Характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие дети выделяются среди других робостью, нерешительностью. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни.

4.      Педантичный тип. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Способность принимать решения резко нарушена из-за разъедающих душу сомнений. Свойственна скрупулезность, чрезмерная добросовестность. При сильной выраженности возможно развитие невроза, навязчивых состояний.

Задание № 11

Дата: 16.02.09

Выполнение индивидуального задания по учебно-ознакомительной практике


Я выбрала задание из приведенного перечня учебно-методического пособия для студентов специальности 020400 «Психология» психологических работ в медицинской сфере: оценить тип психического реагирования пациента на соматические заболевания по методике ЛОБИ (Ленинградский опросник Бехтеревского института). Был осуществлен отбор 10 испытуемых в возрастной категории от 20 до 44 лет.


ФОИ

Пол

Возр

Образование

Состав семьи

Заболевания

профессия

острые

хронич.

К.В. Виктория

Ж

27

Высшее

Полная


Холицестит

Педиатр

К.А. Людмила

Ж

38

Высшее неполное

Разведена

Гемофилия

Тонзилит

Проектор

К.А. Сергей

М

44

Средне-специальное

Разведен

Инвалид- чернобыл.

 Невроз

Не работает

М.А. Екатерина

Ж

28

Средне- специальное

Полная

 ____

Гастрит

Мастер маникюра

К.А. Ольга

Ж

38

Высшее неполное

Полная

 ____

Неврит

Продавец

К.Ю. Евгений

М

20

Незакончен. сред.-спец.

Полная

 ____

Энурез

Студент

Ш.А. Людмила

Ж

37

Среднее- общеобр.

Полная

 Бронхит

Нифрит

Домохоз.

Л.А. Юрий

М

39

Средне- специальное

Полная

Язва желудка

Остеопо

роз

Сварщик

Б.В. Андрей

М

35

Высшее

Разведен

Катаракта

Близорукость

Судеб. пристав

К.С. Светлана

Ж

20

Незакончен. высшее

Полная

Кардиопатия

Тонзилит

Студент

Нормативный трафарет:

Самочувствие: 1.Т; 2.З; 3.Г; 4.П; 5.И; 6.Н; 7.Т; 10. ТН; 11. ТО.

Настроение: 1.Ф; 2.НТЯ; 3. ОС; 4.Г; 5. ИЯ; 6.ТН; 7.А; 10.П.

Сон и пробуждение ото сна: 3.ТНО; 4.А; 11.С; 12.О; 15.О.

Аппетит и отношение к еде: 1.С; 2.ФП; 3.СИ; 5.З; 7.И; 8.Р; 9.И.

Отношение к болезни: 1.Т; 3.Ф; 4.С; 10.И; 11.З; 12.ЯМ; 13.Н; 14.П;

Отношение к лечению: 10.П; 11.П; 14.Г; 0 ЗФР.

Отношение к врачам и медперсоналу: 1.Г; 2.И; 3.П; 8.Я; 9.Г; 10.НП.

Отношение к родным и близким: 2.СР; 5.И; 7.Я; 12.ГР.

Отношение к работе (учебе): 1.А; 5.С; 7.О; 8.Ф; 9.Р; 10.Р.

Отношение к окружающим: 6.ЗМ; 9.Я; 14.И; 15.Г.

Отношение к одиночеству: 1.АС; 5.НЯ; 9.ГФ; 10.СЯ; 0.Ф; 8.ИСЯ.

Отношение к будущему: 1.А; 2.ЗФ; 4.ЗМ; 5.ГТ; 7.А; 9.П.

За каждое совпадение выбранного ответа с нормативным начисляется один балл по тому или иному типу психического реагирования.


Тип реагирования

Г

Т

И

М

А

Н

О

С

Я

Ф

З

Р

П

Минимальное диагностическое число

7

4

3

3

3

3

4

3

3

5

5

6

3

Показатели испытуемых

К.В. Виктория

3

1


1


1

1

2


5

3

2

1

К.А. Людмила

2

3

2


1

1



2

3

1


3

К.А. Сергей

2

3

4


1

6

3

2

4



3

3

М.А. Екатерина

1



1






2

2


1

К.А. Ольга


1

1

1

1





2

3

1


К.Ю. Евгений

4

1

1


1

1

1

2




1


Ш.А. Людмила


1


1


1


1

2


1


1

Л.А. Юрий

2

1






2

1





Б.В. Андрей

1

1

1

1



1




2

1

1

К.С. Светлана

3





1





2

1



Обозначения: Г - гармоничный, Т - тревожный, И - ипохондрический, М - меланхолический, А - апатический, Н - неврастенический, О - обсессивно-фобический, С - сенситивный, Я - эгоцентрический, Ф. - эйфорический, З - анозогнозический, Р - эргопатический, П - паранойяльный.

Интерпретация:

Заключение о преобладающем типе психического реагирования на заболевание делается на основании сравнения полученных при обработке данных испытуемого по всем типам реагирования с минимальными диагностическими числами. Диагностируются лишь те типы, которые оказываются равными или превышающими соответствующее минимальное диагностическое число.

Как видно из таблице преобладающими типами реагирования являются: ипохондрический, неврастенический, эгоцентрический, эйфорический, паранойяльный.

Ипохондрический преобладает у испытуемого Сергея, этот тип превышает минимальное диагностическое число на 1. Также у этого испытуемого значительно превышает неврастенический тип. Эгоцентрический тип на 1 превышает минимальное диагностическое число. Паранойяльный тип оказывается равным.

Так же паранойяльный тип реагирования является равным минимальному диагностическому числу у Людмилы.

Эйфорический тип выделился только у одного из моих испытуемых, он оказался равным с минимальным диагностическим числом.

См. в приложении № 5 (регистрационные бланки ответов испытуемых).

См в приложении № 6 (диаграммы по типам реагирования).


Задание № 12

Оформление отчета по практике


План (содержание) отчета

1. Введение

1.1 Цели и задачи, значение учебно-ознакомительной практики для подготовки психолога

2. Основная часть

2.1 Составление индивидуального календарного плана прохождения практики

2.2 Общее знакомство с учреждением базы практики. Знакомство с особенностями деятельности

2.3  Знакомство с особенностями деятельности, становление психологической службы

2.4 Знакомство с содержанием работы психологической службы

2.5 Наблюдение за приемом клинического психолога в педиатрическом отделении

2.6 Наблюдение и участие в практической деятельности клинического психолога. Выполнение практических поручений психолога

2.7 Выполнение индивидуального задания по учебно-ознакомительной практике

2.8 Приложения

3. Заключение

3.1 Анализ проведенной работы, характеристика трудностей

3.2 Выводы и планирование профессионального совершенствования (анализ своих достижений и недостатков в период прохождения практики)

4. Список использованной литературы


1. Введение

1.1 Цели и задачи, значение учебно-ознакомительной практики для подготовки психолога


Учебно-ознакомительная практика является практической основой выполнения курсовой работы по дисциплине «Общая психология».

Играет большую роль в становлении профессионала.

Учебно-ознакомительная практика направлена на формирование первоначальных умений и навыков психолога-практика.

Практика, как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога, направлена на достижение следующих целей:

§ Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

§ Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;

§ Обучение навыкам решения практических задач;

§ Формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;

§ Знакомство со спецификой деятельности психолога в учреждении.

Основные задачи учебно-ознакомительной практики:

·  Познакомить студента с психологической службой в медицинской сфере.

·  Познакомить с правами и должностными обязанностями психолога.

·  Познакомить студента с содержанием, формами, методами и оформлением результатов практической деятельности психолога.

·  Сформировать представление о специфике психологической службы.

·  Освоить и закрепить необходимый теоретический материал, выполнив контрольные задания к практике.

·  Наладить взаимодействие с коллективом.

·  Освоить методы наблюдения и беседы.

·  Выполнить работу по поручению психолога учреждения.

·  Составить отчет учебно-ознакомительной практике и защитить его.


2. Основная часть

2.1 Составление индивидуального календарного плана прохождения практики


Чтобы добиться стойких знаний и конкретной цели, необходима последовательность. Стихийность и случайность исключается из работы психолога. Необходимо детально продумывать весь процесс, формулировать темы и определять проблемы, осмыслить результаты, то есть необходимо составить план-график практики.

Для учебно-ознакомительной практики понадобится календарный план-график на весь период практики. Целью является овладеть умением планирования своей деятельности.

В плане необходимо отразить все виды заданий, предусмотренные программой практики.

Для меня подходит основное правило для практики: прочесть – разобраться – понять – записать. На этом основан мой план учебно-ознакомительной практики.


2.2 Общее знакомство с учреждением базы практики


Специалист по социальной работе и медицинский психолог приняли меня в качестве практиканта доброжелательно, провели беседу в ознакомительном порядке, рассказов кратко о своей работе, я не испытала никакого эмоционального напряжения. В ходе диалога я получила полную информацию о содержании своей практики.

Мой непосредственный консультант Виктория Викторовна Колодешникова помогала мне собирать данные по базе работы кабинета медико-социальной помощи педиатрического отделения МУЗ Абинского района «ЦРБ».

Вся наглядная документация, должностные инструкции, планы мероприятий по выполнению непосредственной работы клинического психолога, тесты, игры и задания-вопросники, картотека пациентов находятся в упорядоченной раскладке. При необходимости можно незамедлительно ими воспользоваться. Всё это очень помогает в сборе материала при ведении беседы с пациентом и наблюдении за людьми, обратившимися за помощью, соблюдая при этом медицинские и этические аспекты по принципу « не навреди».


2.3 Знакомство с особенностями деятельности


Психолог не имеет права назначать медикаментозного лечения пациентам, поэтому основная его задача воздействовать на психику человека словом, при этом безукоризненно соблюдать этические принципы деятельности и основные права в своей практике, применяя методы психологической науки.

Информация, полученная во время психологической консультации должна быть строго конфиденциальна.

Имеет право: давать конкретные рекомендации по отношению оптимизации и рассредоточению рабочих по местам в зависимости от индивидуальных наклонностей человека; проводить профориентации и профаттестации; внедрять в практику свои методы психологического воспитания; в случае необходимости требовать и добиваться изменений технологических процессов.

Психолог имеет возможность получить авторские права на исследования, тестирования, на собственные методы работы со всеми юридическими последствиями.

Психолог должен соблюдать свои непосредственные обязанности, не отступая от прав, и при этом стремиться ни коем образом не отклоняться от основных принципов работы психолога. Уметь прогнозировать социально-пихологические последствия, к которым могут привести рекомендации психолога. Самая главная обязанность – в своей деятельности руководствоваться правилом «не навреди».

Основные принципы работы психолога: профессионализм и компетентность в области психологии; гуманность действий; уважение и конфендициальность; специфика психологических вопросов; реальная польза от консультаций и рекомендаций; работать только с осведомленного согласия пациента; во время беседы быть беспристрастным; обладать взаимоуважением.

В настоящее время уровень психологической науки и практики, огромная степень их влияния на социально-экономические процессы требуют специфики действий психологов. Повышение эффективности работы психологов в различных отраслях народного хозяйства, образование здравоохранения требуют условия современности. От правильной работы психолога зависит «климат» в коллективе, состояние консультируемых от предложенных рекомендаций.


2.4 Знакомство с содержанием работы психологической службы


Психологическая служба в педиатрическом отделении Абинской ЦРБ работает во взаимодействии с УСЗН, комиссией по делам несовершеннолетних и отделом опеки и попечительства, школами и интернатами.

Со всеми этими структурами и конкретной помощи юриста, врачей педиатра, гинеколога, уролога, нарколога обобщает информацию и определяет профилактический или коррекционно-лечебные действия соответствующей помощи нуждающимся. На оснований исследований ведется картотека пациентов из группы соц. риска.

Основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей определяют методы психологии. При помощи методов вырабатываются методики – последовательные исследования для достижения цели, поставленной психологом и выполнением задач в помощь нуждающимся.

В методах психологии определяются несколько групп:

1.      – группа организационных методов: характеризуется сравнительным исследованием и выборочным сопоставлением возрастных периодов «срезов» и выявляет проблемы, связанные с формами становления человеческого сознания в параллели с ним идет лонгитюдальный метод (форма исследования детей или одних и тех же лиц длительное время) и комплексный (для выявления связей между явлениями разного рода в сочетании с исследованиями других наук и социального статуса личности).

2.      – группа эмпирических методов, т.е. добывание научных данных:

а)      обсервационным наблюдением – объективным наблюдением и самонаблюдением;

б)     вербально-коммуникативным методом – в виде беседы или опроса;

в)     экспериментальным методом – лабораторный, естественный, формирующий эксперимент;

г)      психодиагностическим методом – психодиагностические, психосемантические, психомоторные тесты, социально-психологическая диагностика личности;

д)     психофизиологическим методом – изучение вегетативной, соматической, центральной нервной системы конкретной личности;

е)      биографическим методом – исследования жизненного пути, затрагивая личностную документацию;

ж)   психотерапевтическим методом – учитываются заключения психотерапевта;

з)      праксиметрическим методом – хронометрия действий, движений, отдельных операций во время труда их оценка, профессиографическое описание;

и)     моделировано-математическим, кибернетическим методом – исследование активности логики, мышления, интеллекта;

к)     специфическим методом – опираясь на исследования и заключения отраслевой психологии;

л)     общие методы исследования отдельных движений и действий – опросы, тесты, наблюдение, использование личностных данных из картотеки.

3.      – группа обработки результатов исследований с учетом количественных, качественных методов (анализируя статистические, дифференциальные, сопоставленческие данные психологической казуистики).

4.      – группа интерпретационных подходов – выяснение данных путем различных психологических фраз, речевых оборотов, в зависимости от контактности исследуемой личности, охватывая генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный материал исследования в характеристиках; позволяет распознать состояние и применить психодиагностику (опросники, анкеты, тесты, интервью), потому как психодиагностика является областью психологической науки.


2.5 наблюдение за приемом клинического психолога в педиатрическом отделении


Моя цель наблюдения в данном случае – установление факта существования явления замкнутости и выявления медико-социального риска, для их типологизации.

Во время беседы в форме общения психолога и пациента мною велся учет внешних проявлений, связанных непосредственно с испытуемыми, их психическим состоянием (выражение глаз, мимика, моторика, речь), делались записи регистрируемых признаков и некоторых фраз «настроичного» характера из разговора психолога. Следила за интонацией психолога во время диалога

Психолог проявляла профессиональный интерес к матери и сыну, как к объекту восприятия и наблюдения для формирования на этой основе конкретных перцептивных знаний и дифференцированных признаков – психологических факторов, (через которые они выражали себя вовне), а так же эмпатийных качеств (способность к отрожению внутреннего мира другого человека и эмоциональной сопричастности друг с другом). Изучала их личности в жизни, и их интересы, осознанность поступков, выявляя информацию о социальном положении и событиях прошлой жизни.

Мальчик занимал одну и ту же позу, во взгляде замечалось напряжение, выражал безинтересность, был застенчив. За ним замечено понижение настроения (гипотемия), снижение жизненно-важных (витальных) побуждений, пубертатная истощаемость (ухудшение успеваемости, нарушение внимания, легкость возникновения реакции на замечания родителей), пессимистическая оценка себя и своего положения – это признаки начального проявления синдрома депрессии, характерного для некоторых подростков в период полового созревания. Мать проявляла доброжелательность, легко общалась, свою речь сопровождала мимически-эмоционально.

Психолог постоянно поддерживала контакт с собеседниками, следя за их поведенческими реакциями, умело и правильно задавала основные и поддерживающие беседу вопросы каждому опрашиваемому, чтобы сделать внешний и внутренний анализ проблемы. Применяла последовательность вопросов для упорядочения диалога: что? – как? – когда? – почему? – какими средствами? Вопросы задавала, стараясь, без внушительного влияния, чтобы получить информационно-содержательный ответ, сохраняла вопросительную интонацию. Собеседников не перебивала, провоцируя высказаться больше, для обобщающих психологических выводов.

Ведь от степени искренности ответов зависела эффективность и возможность психологически-позитивных изменений мальчика с учетом его индивидуальных особенностей.

В ходе беседы была достигнута цель: мальчик подтвердил согласие к стремлению личностного максимализма и самоутверждению, оппозиционности в сочетании потребностей в самостоятельности и зависимости.


2.6 Наблюдение и участие в практической деятельности клинического психолога. Выполнение практических поручений психолога


Проводя теппинг-тест с ребенком, определяющий свойства нервной системы.

Я смогла увлечь его. Он воспринял все это как игру, ему очень понравилось. По результатам видно, ребенок активный, азартный, смышленый, но поведение его было чрезмерно импульсивным.

 Необходимо с ним провести несколько психологических бесед для выявления причин такого поведения.

Для ребенка младшего возраста был выбран тест узнавания фигур перед оформлением в ДДУ.

Ребенок справился нормально, со средним результатом. Немного волновался, боясь ошибиться. Когда слушал рекомендации психолога его маме по поводу развития заинтересованности, зрительной памяти ребенка для обучения в школе, вступил в диалог, рассказывая о том, как хочет скорей пойти в детский сад, а потом и в школу, проявлял деловитость.

По поручению психолога я провела опросник Шмишека для диагностики типа акцентуации личности.

Вопросов было много и ребенок отвлекался. Для него выдержать это без перерыва было трудно. Мне приходилось прилагать разные методы (поощрение, иронию), чтобы вывести его из состояния суетливости и эмоционального раздражения.

Результат опросника показал, что ребенку необходимо развивать концентрацию внимания, тренировать способность к суждению, чтобы предрешить будущие проблемы скрытых мотивов поведения.

На медико-педагогической комиссии беседа велась конкретно по проблемам, стоящих перед психологом. У ученика на некоторые вопросы вместо ответа было молчание. Замечено, что он испытывает трудности (мышление замедленное, слабый интеллект, маленький объем знаний), становится пассивным, при усложнении задания проявляется психический стресс, избегает контакта глаз. В условиях школы межличностные отношения между учениками и учителями приводят к эмоциональному напряжению, конфликтности, развитию астении (невозможности проявления активности в процессе получения знаний), так как учителю постоянно необходимо отслеживать ход выполнения задания). В комиссии был выбран вариант обучения ребенка по специальной программе с умственной отсталостью восьмой степени и заторможенностью в развитии. По заданию психолога я написала статью «Чему нужно учить детей?». Эту тему можно было не обобщать одной только статьей. Говоря об обучении детей общению с момента рождения, когда чувства видеть, слышать, ощущать запахи, вкус и прикосновение находятся пока что в стадии развития и развиваются вместе с ребенком, пройдя все уровни научения, как личностью нужно затронуть еще и воспитательные процессы, и желание ребенка учиться. Отсюда берет развитие самооценка, помогающая подготовить детей к восприятию окружающей действительности, помогающая познать не только мир, но и себя.


2.7 Выполнение индивидуального задания по учебно-ознакомительной практике


Выполняя практическое задание по оценке типа психического реагирования пациента на соматические заболевания (оценка проводится для определения психологического восприятия собственного заболевания) по методике ЛОБИ (Ленинградский опросник Бехтеревского института), я нигде не отступала от инструкции, приведенной в учебно-методическом пособии для студентов специальности «Психология».

На исследование согласились люди, различные по образованию, сферы деятельности и социально-жизненным условиям.

 Десятерым добровольцам разного возраста, согласившимся на исследование и открытое обсуждение сведений психологического характера, были розданы регистрационные бланки, где нужно было выбрать не более трех утверждений, соответствующих личному мнению каждого из устно предлагаемых мною вариантов ответов, разработанных для этой методики. С заданием они справились без затруднений, вели себя увлеченно, желали знать свою интерпретацию.

По результатам ответов испытуемых (отражено в регистрационных бланках), следуя указаниям по обработке данных, считала баллы по тому или иному типу психического реагирования. Сравнивая полученные данные, применяя математическую обработку, по всем типам реагирования сделала заключение о преобладающем типе психического реагирования на заболевания. Вывод отразила на диаграммах.

Затем, испытуемым охарактеризовала по результатам различные типы психического реагирования, используя методические пособия из кабинета клинического психолога Абинской ЦРБ.

Это помогло мне получить навыки тестирования группы людей, делать анализ результатов и доходчиво излагать информацию, полученную сравнительным методом в процессе исследования и сопоставления данных.


3. Заключение

3.1 Анализ проведенной работы, характеристика трудностей


Мне понравилась работа клинического психолога Абинской ЦРБ, ее профессионализм, тактичность и ответственность, и я пыталась перенять ее опыт. Особенно на ПМПК, когда, достоверно оценив ситуацию, в данном случае, сопоставляя факты и заключения других специалистов, уверенно дала конкретные рекомендации, утвержденные всем составом комиссии.

В период учебно-ознакомительной практики мною выполнялась работа помощника психолога для овладения практическими знаниями и методической подготовкой с учетом этических норм (не допуская предвзятости к консультируемым) и правил работы.

Наблюдая за беседой психолога, старалась определить значимость проблемы, с которой обратились пациенты и выявить методы ее решения. Училась вести диалог, примечая последовательность вопросов, делала заметки об интонации психолога, формировала навыки наблюдения. Училась анализировать ситуацию с целью выяснения индивидуально-психологических особенностей личности, включалась в работу психолога. Убедилась, что наблюдение один из важнейших методов исследования. Для успешной организации и проведения психологических наблюдений необходимо следовать плану и программе исследования. Уметь фиксировать поведенческие признаки и их выраженность, стараясь максимально возможно решать задачи, возникающие в ходе исследования с оценкой внешних обстоятельств, сопутствующих наблюдению.

Мне необходимо тренировать наблюдательность (сенсорное свойство), и не только изолированного человека, но и в общении с другими, замечая незначительные отличия в сходном (движениях, взгляде, поведении), выделять признаки и объекты внимания, время восприятия вопросов консультируемым. Уметь видеть во внешности и поведении самого человека его психического состояния или свойства: сожаление, пренебрежение, доброжелательность или неодобрение. Овладевала навыками тестирования. Но в оценке результатов мне не хватает многих знаний психодиагностики.


3.2 Выводы и планирование профессионального совершенствования (анализ своих достижений и недостатков в период прохождения практики)


В дальнейшем, с целью профессионального совершенствования мне необходимо овладеть навыками планирования своей деятельности, научиться уточнять неясности, задавать встречные вопросы, при принятии решения продолжать беседу. Во время беседы выражать только профессиональный интерес к объекту исследования. Психологически грамотно учиться подготавливать и вести беседу, для достижения хорошего контакта между исследователем и опрашиваемым, вырабатывать гибкость тактики. Чтобы глубже вникнуть в проблемы личности, овладеть диагностико-клинической беседой, проводить психологические тренинги, выдвигать и проверять гипотезы об особенностях и причинных поведения.

Умелая клиническая (терапевтическая) беседа не толь дает информацию психологу и проверку психического статуса клиента, но и помогает ему выйти из затруднений и предопределить пути к саморазвитию личности.

Научиться кодировать информацию (кратковременность процесса фиксации данных), так как это дает возможность вести интерпретацию и сопоставление собранной информации, сохраняя естественность условий опроса. Далее применять в практики ассоциативный цепной тест, как вариант словесной ассоциации, предназначенный для изучения особенностей личности, специфики ассоциативного мышления, зон психической напряженности испытуемых.

4. Список используемой литературы


1. Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. Рига, 1984.

3. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.

4. Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследования в психологи: Учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 208 с.

6. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. М.: МЕДпресс», 1999. – 592 с.

7. Е. И Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании, М. «ВЛАДОС» 1995 – 529 с.

8. Организация и проведение учебно-ознакомительной практики/под ред. Ломакиной Л. И.; институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. – Краснодар: ИЭиУМиСС, 2006. – 190 с.

9. Р. С. Немов. Психология. 3-е изд – М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 – 632 с.

10. Кулаков С. А. Практикум по клинической психологии подростков. – СПб.: Речь, 2004 – 464 с.


Приложение № 1


План Мероприятий медико-социальной помощи педиатрического отделения поликлиники на 2008 год

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1.

Контроль за соблюдением прав и социальной защиты несовершеннолетних детей по ст. 50 закона РФ

В теч. года

Кулагина

Колодешникова

2.

Составление социологического анализа по участкам с изменениями

1 раз в квартал

Кулагина

Участковые врачи, мед. сестры.

3.

Работа с межведомственными организациями по выявлению и профилактике семей социального риска.

В теч. года

Кулагина

Колодешникова

Работники УСЗН, УО, ОДН.

4.

Обследование социально-бытовых условий социально неблагополучных семей, состоящих на контроле в МУЗ Абинская ЦРБ

В теч. года

Кулагина

Участковые врачи, мед. сестры.

5.

Подготовка списков семей, находящихся в социально – опасном положении, внесение корректировок

2 раза в год

Участковый педиатр, мед. сестры.

Кулагина

Колодешникова

6.

Оформление стенда социально – психологической помощи семьям, находящимся в социально – опасном положении

май

Кулагина

Колодешникова

7.

Создание папок сопровождения неблагополучных семей (внесение корректировок)

1 раз в квартал

Кулагина

8.

Осуществление приема пациентов, нуждающихся в медико-социальной и психологической помощи на основе индивидуального подхода с учетом особенностей личности

В теч. года

Колодешникова

9.

Оказание помощи родителям в разрешении трудностей, связанных с воспитанием детей, их эмоциональном и духовном развитии

В теч. года

Кулагина

Колодешникова

10.

Проведение психологической диагностики: тесты, опросники, тренинги с детьми в возрасте с 3 до 18 лет

В теч. года

Колодешникова

11.

Посещение МО-метод объединения психологов и социальных работников района в школах города

В теч. года

Кулагина

Колодешникова

12.

Супервизорские семинары в центре экстренной психологической помощи

1 раз в месяц

Колодешникова

13.

Стажировка на рабочем месте в г. Краснодаре с действующими отделениями психологии

1 раз в год

Кулагина

Колодешникова

14.

Выполнение методической работы

В теч. года

Колодешникова

15.

Проведение «школы молодой матери» индивидуально и в групповых занятиях, по отдельно разработанному плану

В теч. года

Кулагина

Колодешникова

16.

Разработка буклетов для родителей перед оформлением ребенка в ДОУ

Май, июнь

Кулагина

Колодешникова


Приложение № 2


Нормативная база деятельности органов управления и учреждений здравоохранения по вопросам оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям

1.      Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24.06.99 г.

2.      Указ президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав» № 35 от 14.01.2000 г.

3.      Поручение президента РФ от 03.01.2002 г. Пр-1

4.      Постановление правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних» № 154 от 13.03.2002 г.

5.      «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

6.      Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании».

7.      Постановление правительства «Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учреждениях закрытого типа органов управления образованием».

8.      Приказ Минздрава:

·        «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» от 5.05.1999 г. № 154;

·        «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям» № 47 от 07.02.2002 г. (утратил силу);

·        «О повышении качества оказания лечебно-профилактической помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним» № 307 от 14.07.2003 г.;

·        «Об утверждении учетной формы на беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего» № 441 от 16.09.2003 г.;

·        «О совершенствовании оказания наркологической помощи несовершеннолетним № 623 от 30.12.2003 г.

9.      Письмо МЗ РФ от 29.05.02 г. № 2510.5415-02-32 «Об оказании медицинской помощи безнадзорным и беспризорным детям с наркологическими заболеваниями».

10. Письмо МЗ РФ от 2.11.02 г. № 2510/12064-02-32 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по предотвращению насилия в семье».

11. Информационное письмо МЗ РФ «О взаимодействии педиатрической и наркологической служб по профилактики наркомании у детей» № 13-16/91 от 09.10.2003 г.

12. Письмо МЗ РФ от 15.08.2003 г. № 2510/9255-03-32 «Информация по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с протоколами заедания межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленной на борьбу с беспризорностью, безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних».

13. Приказ Минздрава и Минтруда России: от 21.08.2002 г. № 273/171 «Об утверждении рекомендаций по взаимодействию органов управления и учреждения здравоохранения и органов управления и учреждений социальной защиты населения по вопросам выявления семей, находящихся в социально опасном положении».

14. Приказ Минздрава и МВД России: от 20.08.2003 г. № 414/633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел».

15. Постановление Государственного комитета РФ по статистике № 170 а от 30.08.2002 г. «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за беспризорными и безнадзорными несовершеннолетними».

16. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе администрации Краснодарского края от 5.04.2004 г. «О состоянии преступности несовершеннолетних в Краснодарском крае по итогам 2003 года и мерах по её предупреждению».

17. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при главе администрации Краснодарского края от 14.04.2004 г. № 2/1 «О проведении межведомственной операции «Подросток».

18. Приказы департамента:

·        «О совершенствовании оказания медицинской помощи беспризорным и безнадзорным детям в Краснодарском крае» от 11.04.2002 г. № 172-ОД;

·        «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел в оказании медицинской помощи несовершеннолетним, доставленным в органы внутренних дел» от 1.12.2003 г. № 546-ОД.

19. Информационно-методическое письмо департамента здравоохранения от 4.09.2003 г. №Д-04-20/194 «О работе детских поликлиник с социально-неблагополучными семьями».


Приложение № 5


РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК

Ф.О.И. ___________________________________

Возраст___________ Пол м/ж

Самочувствие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 0

Настроение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 0

Сон и пробуждение ото сна 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 0

Аппетит и отношение к еде 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0

Отношение к болезни 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0

Отношение к лечению 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0

Отношение к врачам и мед. персоналу 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0

Отношение к родным и близким 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 0

Отношение к работе (учебе) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 0

Отношение к окружающим 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 0

Отношение к одиночеству 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 0

Отношение к будущему 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 0


Приложение № 6


Диаграммы по типам реагирования:












© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.