|
|
|
|
Ощущения и восприятие - закономерности и свойства
Ощущения и восприятие - закономерности и свойства
1.Какова роль
ощущения в познании человеком окружающего мира? Какое место они занимают
среди других когнитивных процессов?
|
Ощущение – это
психологический процесс отражения отдельных св-в и качеств объектов окр.
мира.
Они обеспечивают
чувственное познание мира. На процессе ощущения основаны более сложные
когнитивные процессы. Ощущения всегда опосредствованы знанием. В ощущениях
отражаются объективные качества объектов (t°,вкус,запах), их интенсивность и продолжительность. Ощущения
обеспечивают сбор сенсорного материала, на основе чего строятся психические
образы.
|
2.Дать
классификацию ощущений. Для каждого вида привести соответствующие
примеры.
|
По критерию
расположения рецепторов:
1. экстерорецептивные
(на поверхности тела) – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и
кожные;
2. интерорецептивные
(во внутр. органах) – внутренние болевые, вибрационные;
3. проприорецептивные
(в мышцах, связках и сухожилиях) – статические, двигательные.
По критерию
модальности анализаторов:
1. зрительное
ощущение – ощущение света (перепад яркости) и цвета (хроматические и
ахроматические цвета). Рецептор – сетчатка глаза. Колбочки – чувствительны к
ЭМ-волнам разной длины – цветное зрение. Палочки – сумеречное зрение.
Корковая часть зрительного анализатора находится в затылочной области (17
поле) коры ГМ, кот. работает по экранному принципу.
2. вкусовые
ощущения – комбинация 4-х вкусов (горький, соленый – корешок языка, кислый –
края языка, сладкий – кончик). Раздражители – хим. в-ва, растворенные в слюне
или воде. Корковый отдел – височная область.
3. кожные
ощущения
а)тактильные
(ощущения прикосновения, давления), рецепторы – многочисленны на языке и
кончиках пальцев;
б) ощущение
тепла (терморецепторы на коже) – больше рецепторов на пальцах и языке;
в) болевые –
больше всего рецепторов на спине, щеках. Вызываются температурными,
механическими и химическими воздействиями, кот. могут достигать такой
интенсивности, что способны разрушить организм;
г) ощущение
холода – больше рецепторов на шее, пояснице, щеках, носу.
4.органические
ощущения – связаны с интерорецепторами – сытость, голод, удушье, тошнота,
боль и т.д.
|
3.Определить
закономерность ощущений, лежащую в основе каждого из приведенных ниже
явлений:
|
|
а) при
длительном пребывании в холодной воде ее температура перестает ощущаться;
|
Адаптация –
изменение чувствительности анализаторов в результате их приспособления к
действующим раздражителям
|
б) человек не
замечает мелькания кадров при просмотре кинофильма;
|
Инертность –
характерна для зрительных возбуждений, лежит в основе возникновения
последовательных образов.
|
в) повышенный
уровень шума в «громких» цехах понижает зрительную чувствительность;
|
Десенсибилизация
– понижение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. Сильное
возбуждение одних анализаторов понижает чувствительность – других .
|
г) установлено,
что температура помещения, стены которого окрашены в холодные тона, ощущается
человеком на 3-5°ниже, чем она есть на самом деле;
|
Синестезия –
возникновение добавочных ощущений при наличии ощущений какого-либо одного
вида.
|
д) при усилении
освещения в зале звуки музыки, доносящиеся со сцены, кажутся зрителям более
громкими;
|
Сенсибилизация
– повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов.
Чувствительность
анализатора может быть повышена деятельностью других анализаторов.
Чувствительность слухового анализатора усиливается в данном случае
деятельностью зрительных.
|
е) считается,
что при обтирании лица холодной водой острота зрения в темноте повышается.
|
Сенсибилизация
– повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов.
Чувствительность зрительного анализатора усиливается деятельностью кожных
анализаторов.
|
4.Чем можно
объяснить особую чувствительность человека к звукам речи?
|
Речь несет для
человека не только информационную нагрузку, но и эмоциональную. Мы можем
догадаться о смысле сказанного на незнакомом языке по интонации,
эмоциональной окраске (радость, тревога, горе, угроза, благодарность).
|
5.В чем
заключаются характерные особенности процесса ощущения человека в сравнении с
ощущениями животных?
|
У некоторых
животных есть другие сенсорные системы. Змеи находят добычу, улавливая
тепловые инфракрасные лучи; некоторые обитатели моря распознают электрические
сигналы, исходящие от их врагов, жертв или представителей собственного вида.
Слоны слышат инфразвуковые сигналы, а дельфины – ультразвуковые. Летучие мыши
обладают ощущением, связанным с эхолокацией, они используют собственный писк
– это помогает им ориентироваться в темноте.
|
6.Какая
информация об окружающем мире отражается в ощущениях?
|
Тепло и холод,
запахи и вкус, гладкость и шероховатость, свет и темнота, тишина, громкие,
резкие звуки и многие другие качества, признаки, свойства окружающих
предметов и явлений.
|
1.Объясните,
как вы понимаете процесс формирования психического образа при восприятии. Что
влияет на формирование этого образа?
|
Восприятие –
психический процесс отражения объектов внешнего мира в целостном виде. Оно
вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями,
осуществляется одновременной и согласованной деятельностью нескольких
анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного
мозга и центров речи.
Процесс
формирования психического образа при восприятии есть совокупность опознания,
понимания и осмысления, а так же отнесения объекта к определенной категории.
На восприятие влияет прошлый опыт, знания, установки. Восприятию свойственны:
1)осмысленность; 2)целостность; 3)структурность (предметность);
4)избирательность; 5)константность; 6)апперцепция (прошлый опыт).
|
2.Привести
примеры слухового и зрительного восприятия, восприятия пространства и
времени.
|
Слуховое
восприятие Мы воспринимаем мелодию, речь.
Зрительное
восприятие Мы отличаем мужское лицо от женского, детское – от старческого.
Узнаем знакомых на улице, на фотографии и на картине.
Восприятие
пространства Мы понимаем, какой предмет дальше, а какой ближе, больше –
меньше, в какую сторону движется.
Восприятие
времени Наше представление о прошедшем, настоящем и будущем, о длительности
какого-либо явления.
|
3.Назвать
закономерности восприятия, лежащие в основе следующих явлений:
|
|
а) собеседник
выделяет интонацией определенные места в своей речи;
|
Избирательность
- преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
|
б) рассматривая
профиль одного и того же лица, нарисованные пунктиром, штрихами, волнистыми
линиями на различных рисунках, человек улавливает портретное сходство;
|
Структурность
восприятия – способность человека отражать окружающую действительность как
воздействие конкретных ее предметов, относящихся к определенному классу
явлений. При этом мозг четко различает предмет, фон и контур их восприятия.
|
в) доказано,
что кусок угля в полдень отражает в несколько раз больше света, чем кусок
мела на рассвете, но, тем не менее, уголь и в полдень воспринимается как
черный, а мел и на рассвете – белый;
|
Константность
восприятия обеспечивает постоянство воспринимаемой формы, величины и ЦВЕТА
предметов при изменении расстояния, ракурса, ОСВЕЩЕННОСТИ. Объясняется
опытом, приобретенном в процессе развития личности.
|
г) слушая
музыку, зрители воспринимают не отдельные звуки, а мелодию, а затем могут
узнать ее в исполнении различных музыкальных инструментов и певцов;
|
Целостность
восприятия выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в
сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если
отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.
|
д) при ходьбе
по улице или комнате, при движении головы или глаз дома, мебель, стены
кажутся человеку неподвижными;
|
Константность
восприятия. При всей своей подвижности и изменчивости образы воспринимаемых
нами предметов отличаются определенной константностью (постоянством)
отражаемых в сознании свойств этих предметов, несмотря на значительную
вариативность условий, в которых протекает процесс восприятия и которые
фактически изменяют свои свойства.
|
е) комната,
оклеенная красными обоями, кажется меньше такой же комнаты, оклеенной синими
обоями.
|
Апперцепция –
зависимость восприятия от прежнего опыта человека, в зависимости от
поставленной задачи, психического состояния, УСТАНОВКИ.
|
4.Каким образом
человек узнает даже глядя на экран ТV или цветную фотографию, что перед ним находится поверхность камня,
дерева, металла?
|
В этом узнавании
проявляется Целостность восприятия (образы отражаемых предметов выступают в
сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если
отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются).
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк М., Брайант
П., Куликэн Х. и др. Психология: комплексный подход. Мн.: Новое знание, 2002;
2. Блум,
Лейзерсон, Хофстердер. Мозг, разум, поведение. М.: Мир,1988;
3. Брунер.
Психология познания. М.: Прогресс, 1977;
4. Коломинский.
Человек: Психология. М.: Просвещение, 1986;
5. Крутецкий.
Психология. М.: Просвещение, 1980;
6. Крысько. Общая
психология в схемах и комментарии к ним. М.: МПСИ, 1998;
7. Рубинштейн
С.Л. Основы общей психологии. 1 т. М.: Педагогика, 1989.
|
|
|
|
|