РУБРИКИ

Основные психологические проблемы спортсменов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Основные психологические проблемы спортсменов

Основные психологические проблемы спортсменов

Введение


А.Ц. Пуни, К.П. Жаров, П.А. Рудик, Е.П. Ильин уделяли большое внимание вопросам волевой подготовки. Волевая подготовка - одна из важнейших сторон психологической подготовки спортсмена. Она направлена на формирование воли как высшего сознательного саморегулирования человеком своего поведения и деятельности, связанного с затратой волевых усилий при преодолении препятствий и для достижения поставленной цели. Спортсмен должен управлять своими действиями, мыслями, переживаниями для достижения высоких результатов в избранном виде спорта, опираясь на определенные волевые качества, которые обеспечили бы ему успех.

Для определения уровня волевой подготовленности спортсменов было проведено исследование с участием 40 спортсменов, из них 20 - занимающихся дзюдо и 20 - пулевой стрельбой.


Волевые качества у спортсменов


Для определения уровня волевой подготовленности спортсменов была использована методика "Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов", разработанной Н.Е. Стамбуловой. Результаты методики были обработаны по шкалам: "Целеустремленность", "Смелость и решительность", "Настойчивость и упорство", "Инициативность и самостоятельность", "Самообладание и выдержка".

По шкале "Целеустремленность" у стрелков средний уровень результатов как по выраженности (19,1±0,84), так и по генерализованности (19,25±0,95) свидетельствует о наличии у спортсменов ясных целей и задач, способности намечать еще более высокие и сложные цели, а так же умение подчинять свою деятельность их достижению, объективно оценивать результаты своих действий, корректировать решаемые задачи. Низкий уровень развитости целеустремленности у дзюдоистов (выраженность: 18,55±0,88, генерализованность (17,75±0,87) показывают, что у спортсменов не в полной мере проявляются и другие волевые качества, особенно при встрече с трудностями, требующими проявления волевых усилий. Поэтому целеустремленность занимает особое положение в волевой подготовке спортсменов, является связующим звеном в волевой деятельности, объединяя все волевые качества, повышая эффективность их проявления.

По шкале "Смелость и решительность" стрелки и дзюдоисты продемонстрировали средний показатель выраженности (19±0,81 против 19,2±0,93; Р>0,05) и генерализованности (22,3±0,99 против 22,55±0,75; Р>0,05) свидетельствует о способности спортсменов самостоятельно и своевременно находить и принимать обдуманные решения вопросов и задач, возникающих в процессе деятельности, реализации решений в напряженные моменты борьбы (стрельбы), не боясь принять на себя ответственность, активно действовать в условиях риска и опасности для достижения цели. Решительность и смелость способствуют выполнению сложного технического приема. По шкале "Настойчивость и упорство" результаты дзюдоистов на среднем уровне.

Показатель выраженности (19,25±0,92) говорит о проявлении воли в достижении намеченной цели, преодолении препятствий, несмотря на временные неудачи. Показатель генерализованности (19,25±0,93) свидетельствует о настойчивом и постоянном стремлении не уходить от трудностей в любом деле, не только в спорте. Можно сказать, что дзюдоисты успешно совмещают занятия спортом с учебой, работой, что требует от них высокой личной ответственности. Низкий уровень выраженности (18,85±0,8) и генерализованности (18,65±1,17) у стрелков может свидетельствовать о том, что им сложнее, чем дзюдоистам переносить неудачи и поражения, а во время соревнований им сложнее побороть нарастающее утомление. Не все стрелки способны бороться до конца, через "не могу", когда ситуацию невозможно изменить. Конечно, сказывается то, что борьба характеризуется непосредственным контактом с соперником, а в стрельбе нет.

По шкале "Инициативность и самостоятельность" средний уровень выраженности (23,45±0,75; P>0,05) и средний генерализованности (22,25±0,54; P>0,05) у дзюдоистов свидетельствует о проявлении качества в различных жизненных ситуациях, умении организовать свою деятельность, вносить в нее творчество, не поддаваться влиянию людей, но оно неустойчиво проявляется, что порой может негативно повлиять на исход соревнований, если спортсмен нуждается в помощи тренера в сложной обстановке, а его нет рядом. Стрелки же, наоборот, зная свои индивидуальные особенности и видя, что что-то идет не так, меняют намеченный план (тактику) самостоятельно, что повышает их спортивное мастерство. Это видно по результатам выраженности (19,5±1,13) и генерализованности (21,7±1,01) волевых качеств (инициативности и самостоятельности).

По шкале "Выдержка и самообладание" стрелки продемонстрировали средний уровень. Об этом свидетельствуют результаты выраженности (23,05±0,59 P>0,05) и генерализованности (24,15±0,65; P>0,05) качеств. Это говорит о способности управлять своими чувствами, мыслями, действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, нарастающего утомления, неожиданных трудностей, неудач и других неблагоприятных факторов. Дзюдоистами были продемонстрированы показатели ниже, чем у стрелков, но так же относящиеся к среднему уроню выраженности (20,15±0,93) и генерализованности (20,00±0,98). Выдержка и самообладание во всем многообразии проявляются в условиях соревнований, особенно в поединках с равным соперником (дзюдо) и в финале (стрельба), когда необходимо правильно распределить свои силы, реализовать намеченный тактический план. В пылу соревновательного азарта спортсмен рассуждает здраво, управляет чувствами и действиями и составляют психологическую сущность выдержки и самообладания.

Для эффективности волевой подготовки необходимо воспитывать все волевые качества, но упор делать на тех, которые являются ведущими в избранном виде спорта.

Волевые качества "инициативность и самостоятельность" у спортсменов-дзюдоистов выражены больше, чем у спортсменов-стрелков. По мнению Ф. Генова данные качества являются ведущими волевыми качествами в борьбе.

Волевые качества "выдержка и самостоятельность" имеют большую выраженность у представителей стрелкового спорта.А.Ц. Пуни выделяет эти качества, как ведущие в данном виде спорта.


К вопросу о фрустрации у спортсменов


Исходя из понятия фрустрации как психического состояния, Левитов Н.Д., дает ей такое определение: "фрустрация - состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи".

Б. Кретти, Р. Мартенс, Д. Джил, Дж. Силва, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд установили, что спортсмены находятся в состоянии фрустрации, когда:

1) проигрывают;

2) воспринимают судейство как несправедливое;

3) испытывают беспокойство;

4) испытывают физическую боль;

5) выступают ниже своих возможностей.

При низком фрустрационном пороге (низкой толерантности) проявляется деструктивное воздействие этого психического состояния на спортсмена: нарушается тонкая координация, когнитивная ограниченность (спортсмен не видит альтернативных путей или другой цели), эмоциональное возбуждение с частичной утратой контроля над собой и ситуацией, генерализуется агрессия.

Для выявления наиболее стрессогенных соревновательных ситуаций, вызывающих фрустрацию, было проведено исследование с участием 40 спортсменов: из них 20 девушек в возрасте 16-20 лет и 20 юношей в возрасте 16-21 года. Исследование проводилось с помощью методики Р. Фрестера "Соревновательные стресс-ситуации" и "Метода рисуночной фрустрации" С. Розенцвейга.

"Методом рисуночной фрустрации" С. Розенцвейга установлено, что у юношей доминирующим направлением реакции во фрустирующей ситуации является импунитивная (фрустирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое "со временем", обвинение окружающих или самого себя отсутствует).

У девушек доминирующим направлением реакции во фрустирующей ситуации является также импунитивная.

Используя методику Р. Фрестера "Соревновательные стресс-ситуации" выявлено, что у юношей наиболее стрессогенными соревновательными ситуациями (12,35±0,51) являются объективные ситуации соревнования, влияние которых растет с повышением мастерства и соревновательного опыта спортсмена (незнакомый соперник, плохое оснащение соревнований, отсрочка старта, неожиданно высокие результаты соперника, зрительные, акустические и тактильные помехи, неудача на старте).

У девушек наиболее стрессогенными соревновательными ситуациями (12,9±0,42) являются ситуации "успеха-неудачи" и стабильности вегетативных функций

(предыдущие неудачи, предшествующие поражения от данного соперника, чрезмерное волнение перед соревнованием, плохой сон накануне, плохое физическое самочувствие).

Исходя из полученных данных можно сказать, что юноши более устойчивы к воздействию соревновательных стресс-факторов, так как набрано меньшее количество баллов по шкалам методики Р. Фрестера.

Доминирующая импунитивная реакция во фрустирующих ситуациях, как у юношей, так и у девушек свидетельствует об адаптации к соревновательным условиям.

Фрустрация - состояние неприятное и напряженное, следовательно, есть стремление избавиться от него. Для этой цели человек чаще всего использует защитные механизмы психики. Одним из механизмов является воображение. Спортсмен, потерпев неудачу в процессе осуществления своих целей, может создавать воображаемые ситуации, в которых осуществляет свои желания и цели. Компенсаторная функция воображения помогает сохранить психическое здоровье. Другая форма защиты - регрессия, заключается в том, что спортсмен бессознательно стремится вернуться к предыдущим уровням своего развития, ищет в них защиты от фрустратора. Одним из важнейших и повседневно используемых людьми защитных механизмов является реакция вытеснения из сферы сознания неприемлемых для моральных установок личности мыслей и желаний, неприятных событий. Защитным механизмом может выступать агрессия. Выражением слабости фрустированной личности является механизм идентификации с агрессором, фрустирующее влияние которого человек не в состоянии устранить. Важным механизмом защиты является рационализация, псевдопереосмысление ситуации. Если нет возможности достичь целей, человек успокаивает себя, "усматривая" в недостигаемых целях массу недостатков, которые раньше игнорировались, или отказывается от них как недостойных столь больших трат.

Стратегия преодоления фрустрации характеризуется быстрым переходом от спокойного рационального анализа ситуации к энергичным действиям по достижению цели. Успешному разрешению ситуации способствует устранение избыточной реакции на неудачи и внушение уверенности в своих силах. Для этого используется самовнушение и самоубеждение.

В практике спорта чаще всего используются разновидности психической саморегуляции: аутогенная, психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки. Эффективным средством является быстродействующая, простая и не имеющая противопоказаний методика С-КР, разработанная и апробированная В.Л. Марищуком.


Формирование климата в спортивной команде


Особое внимание в последнее десятилетие в психологии уделяется вопросам развития личности. Но при этом недостаточно раскрыть процесс развития личности в группе и ее отношение к другим членам группы, т.е. межличностные отношения в группе, в спортивной деятельности.

Спортивные команды всегда отличаются коллективизмом, товариществом, взаимопомощью, сплоченностью. Именно в спортивном коллективе рождаются дополнительная энергия, энтузиазм, столь необходимые для победы, то, что в социальной психологии именуется "групповым эффектом", а в практике спорта "чувством локтя".

Для спортивной команды особенно важен этот феномен "группового эффекта", выражающий в том, что объединяет людей, может способствовать увлечению или уменьшению индивидуального вклада спортсмена, энергии отдельных участников группы и существенно влиять на общий уровень совместной деятельности, на достижение групповой цели. Недаром исследование спортивных коллективов занимает центральное место в социально-психологической проблематике физического воспитания и спорта. Потребности спортивной практики требуют вооружения этими знаниями и будущих профессиональных кадров в области физической культуры.

Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в спортивной и социальной психологии, теории физического воспитания и спорта, а также практическая значимость определили выбор темы курсовой работы.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности комплекса (технологии) психологических условий и динамики межличностных отношений в спортивной команде. Объектом исследования являются межличностные отношения в спортивной команде. Предметом исследования выступает динамика межличностных отношений в спортивной команде. Методы исследования: опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности спортивной команды; методика изучения сплоченности в группе. Гипотеза исследования в том, что влияние психологического воздействия приводит к созданию благоприятного климата в группе, в данном случае к сплочению спортивной команды.

Практическая значимость исследования состоит в разработке динамики межличностных отношений; технологии процесса формирования благоприятного психологического климата в спортивной команде; результаты исследования могут быть рекомендованы в помощь тренерам-педагогам, учителям физической культуры.

Созданный нами комплекс психологических условий привел к формированию и развитию активного слушания, навыков снижения эмоционального напряжения у партнеров, атмосферы доверия, понимания и открытости, к расширению осознания участниками своих ощущений в команде.

Для повторной диагностики спортивной команды юношей-боксеров после психологического воздействия мы использовали опросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности спортивной команды.

Если сравнить результаты первой методики со вторым, то анализ результатов контрольного среза говорит о том, что в команде сложились такие качества межличностных отношений, как доверие, понимание, открытость, взаимная поддержка, взаимовыручка и т.д. Участники команды удовлетворены отношением товарищей по команде. В команде возникло подлинное единство и целостность коллектива, отражающее сплоченность. В основе сплоченности лежит единство целей, мотивов, взглядов, ценностей членов коллектива, их готовность и умение бороться за достижение общих целей, отстаивать ценности.

В первой части нашего исследования мы рассмотрели важные вопросы, связанные с теоретическими основами динамики межличностных отношений в спортивной команде. Здесь мы хотим отметить, что для создания благоприятного психологического климата, в данном случае приведения команды к сплочению большое значение имеют комплекс психологических условий (психологическое воздействие) и проведение психологического тренинга.

Вторую главу мы посвятили опытно-экспериментальному исследованию с целью приведения команды к сплочению. В качестве эксперимента проведена работа по выявлению уровня сплоченности в спортивной команде.


Заключение


В заключении следует сказать, что создание благоприятного психологического климата для спортивной команды, приведение команды к сплочению необходимо для достижения высших результатов в соревнованиях. Сплоченный спортивный коллектив способен легче преодолевать трудности, мобилизовывать усилия, не допускать разногласий и конфликтов ни на тренировках, ни на соревнованиях, обеспечивать простор для развития возможностей каждого спортсмена. Объективно сплоченность спортивного коллектива проявляется в высоких стабильных результатах, в едином общественном мнении, сопереживании успехов и неудач, в высокой дисциплине, взаимопонимании, постоянстве состава.


Список литературы


1.       Жаров К.П. (2006) Волевая подготовка спортсменов. М.: Физкультура и спорт

2.       Ильин Е.П. (2009) Психология воли.2-е изд. СПб.: Питер

3.       Пуни А.Ц. (2008) Воспитание воли спортсмена. Л.: КОИЗ

4.       Рудик П.А. (2004) Психология. М.: Физкультура и спорт

5.       Левитов Н.Д. (2007) Фрустрация как один из видов психического состояния // Вопросы психологии, №4.

6.       Прохоров А.О. (2004) Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф.А.О. Прохорова. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.

7.       Хекалов Е.М. (2008) Неблагоприятные психические состояния спортсменов, их диагностика и регуляция: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003.

8.       Юров И.А. (2006) Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006.

9.       Алаторцев В.А. Проблемы психологии спорта (сборник статей). - М.: 2009 г.

10.  Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: 2008 г.

11.  Богданова Д. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива. - Ленинград, 2007 г.

12.  Гуменюк Н.П., Клименко В.В. Психология физического воспитания и спорта. - Киев, 2008 г.

13.  Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.: Изд-во МГУ, 2005 г.

14.  Кретти, Брайент Дж. Психология в современном спорте. - М.: 2008 г.

15.  Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: 2009 г.

16.  Попов А.Л. Психология спорта. - М.: 2009 г.

17.  Радионов А.В., Худаков Н.А. Психология и современный спорт. Международный сборник научных работ по психологии спорта. - М.: 2006 г.

18.  Рудик П.А. Психология спорта. Сборник работ. - М.: 2009.




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.