Основные психотерапевтические модели и подходы
Основные психотерапевтические модели и подходы
Содержание
Введение
1. Модели
2. Подходы
Психодинамический
подход
Поведенческий
(бихевиоральный) подход
Когнитивный
подход
Гуманитарный
(экзистенциально-гуманистический) подход
Системный
подход
Интегративный
подход
3.
Классификация психотерапии
4. Механизмы
реализации психотерапии
Воздействие
на психофизиологическом уровне
Воздействие
на нейровегетативно-соматическом уровне
Структура
психотерапии
5. Этапы
психотерапии
6. Методы
психотерапии
Арттерапия
Аутогенная
тренировка
Библиотерапия
Взрыва
техника
Внушение
(суггестия)
Самовнушение
Гештальт-терапия
Гипноз
Дебрифинг
(от англ. debrief - отчет о встрече)
Игровая
психотерапия
Музыкотерапия
Наводнения
техника
Нейролингвистическое
программирование (НЛП)
Оперантное
обусловливание
Паравербальная
психотерапия. (Е. Хеймлих, 1972)
Позитивная
психотерапия
Поэтическая
терапия
Психоаналитическая
терапия
Рационально-эмотивная
психотерапия А. Эллиса
Впервые термин психотерапии введен в конце XIX в. Тьюком (Tuke
D. Н.). В опубликованной им в 1872 г. книге "Иллюстрации влияния разума на
тело" одна из глав так и названа: "Психотерапия". Общеупотребительным
термин П. становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза.
П., рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению
больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании.
Результатом такого понимания П. в современной немецкоязычной
литературе стало часто используемое определение, данное Штротцка (Strotzka Н.Н.,
1982): "Психотерапия - это взаимодействие между одним или несколькими пациентами
и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и
подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно
психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации,
как вербальной, так и невербальной), с применением доступных больным приемов, с
вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения".
В англоязычной литературе термин П. также имеет медицинское, но еще более узкое
значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих
приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом
от попыток исследования глубинных слоев психики больного. Для П. с применением техник
и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин "психоанализ".
Однако термин П. не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты,
не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную - философскую
и психологическую - модель П., которая основана на первичном значении этого слова
- "исцеление душой". Основная цель этого подхода не излечение от психических
расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт
предстает спутником больного, его другом и наставником. Условиями, необходимыми
для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального
(медицинского) образования, позволяющего ставить правильный диагноз и назначать
тот или иной метод лечения, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие
его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и
честность поведения. Следствием такого понимания П. является распространение ее
методов в различных областях в педагогике, социальной работе, прикладной психологии
и пр.
Нет ни одного определения психотерапии, которое было бы принято
всеми психотерапевтическими школами и терапевтами. Различия в определениях связаны
с теоретическими установками, способами интерпретации процесса психотерапии и решаемыми
в ходе ее проведения задачами. В самом общем виде психотерапию можно понимать как
психологическое вмешательство, направленное на помощь в разрешении эмоциональных,
поведенческих и межличностных проблем и повышение качества жизни.
Выделение психотерапии как самостоятельной области произошло
около полутора столетий назад в рамках психиатрии как раздела медицины, опиравшейся
на пастеровскую парадигму, которая предполагала патогномоничное единство этиопатогенеза,
симптоматики, течения и исхода болезней, специфику лечения и профилактики. Это стимулировало
разработку психотерапевтических методов с синдромально/ нозологически ориентированными
показаниями и противопоказаниями.
Работы 3. Фрейда и Г. Селье привели к пониманию того, что большинство
болезненных проявлений представляют собой неспецифические защитные реакции на патогенный
фактор, и стимулировали формирование новой парадигмы психиатрии (Ю.Л. Нуллер, 1992-1995).
В рамках этой парадигмы изменялась и ориентация психотерапии. Сложившиеся модели
психотерапии сопоставимы как медицинская и психологическая (см. табл.1). В настоящее
время идет интенсивный процесс выработки целостной (холистической) парадигмы психотерапии,
в которой эти модели представляют собой не альтернативу, а полюса психотерапевтического
пространства.
Известно как минимум, около 450 видов психотерапии, больше половины
из которых используется в работе с детьми и подростками. Единая систематизация столь
широкого и продолжающего расширяться списка практически нереальна, и классификация
видов психотерапии значительно варьирует от автора к автору. Но так или иначе большинство
видов психотерапии соотносимо с основными подходами.
Берет начало от принципов и методов психоанализа, исходящего
из динамического понимания психических явлений "… как проявления борьбы душевных
сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с
другом или друг против друга" (3 Фрейд, 1915). Цель психотерапии - понять и
разрешить внутренние эмоциональные конфликты, возникшие в наиболее ранних отношениях,
определяющие субъективное значение последующего опыта и воспроизводящиеся в последующей
жизни.
Терапевтические отношения используются для того, чтобы выявить,
объяснить и изменить эти субъективные значения. Отношения "терапевт-пациент"
рассматриваются как отражение восходящих к раннему опыту субъективных значений,
эмоциональных конфликтов. В ходе терапевтических отношений пациент бессознательно
переносит на терапевта сложившиеся в раннем опыте значения и чувства, которые таким
образом становятся доступны осознанию. В свою очередь, терапевт может также неосознанно
переносить на пациента свои субъективные значения и чувства. Осознавание системы
переносов и контрпереносов, возникающих сопротивлений и образует основную ткань
психодинамического подхода.
Он представлен различными школами: 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г.
Юнга, К. Хорни, Ж. Лакана и др., а в детской психотерапии - школами А. Фрейд, М.
Кляйн, Г. Хак-Хельмут и др. В рамках этого подхода можно рассматривать гештальт-терапию
Ф. Перлза, трансактный анализ Э. Берна, психодраму Дж. Морено и др. методы.
Суть этого подхода, восходящего к теориям И.П. Павлова и Б. Скиннера,
состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории
научения. Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате
поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача
психотерапии состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий терапевт отвечает
на 4 вопроса:
1. Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом
поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
2. Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
3. Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут
изменить это поведение?
4. Как может однажды установившееся поведение быть поддержано
и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?
Терапевт не стремится проникнуть в истоки конфликта (симптома,
проблемы) - он изменяет наблюдающиеся поведенческие стереотипы. Психотерапия начинается
с детального анализа поведения. Цель анализа - получить как можно более подробный
сценарий возникновения симптома, описываемый в наблюдаемых и измеряемых понятиях
что, когда, где, при каких обстоятельствах, в ответ на что, как часто, как сильно
и т.д. Затем вместе с пациентом анализируются запускающие и поддерживающие симптом
факторы. Затем составляется и реализуется в совместной и самостоятельной работе
детальный пошаговый план действий. По сравнению с психодинамическим этот подход
отчетливо директивен.
Восходит к работам А. Бэка и опирается на представления о решающей
роли мышления, познавательных (когнитивных) процессов в происхождении нарушений.
Подобно психодинамическому подходу он обращается к неявным, скрытым причинам нарушений
и подобно бихевиоральному - к дизадаптивным поведенческим стереотипам. Но фокус
внимания этого подхода сосредоточен не на динамике основных психических сил и переживаний
и не на стимул-реактивных цепочках, а на схемах мышления: любой ответ на внешние
обстоятельства опосредован внутренней организацией психических процессов, паттернами
мышления. Сбой этих паттернов запускает "негативные познавательные схемы",
что принципиально сравнимо с ошибками программирования и вирусными искажениями компьютерных
программ.
Различные школы в рамках этого подхода подчеркивают значение
индивидуальных когнитивных стилей, когнитивной сложности, когнитивного баланса,
когнитивного диссонанса и т.д. Цели и задачи психотерапии ориентированы на
"перепрограммирование" мышления и когнитивных процессов как механизма
возникновения проблем и образования симптомов. Круг методов очень широк - от рациональной
психотерапии по П. Дюбуа до рационально-эмотивной психотерапии А. Эллиса. Подобно
поведенческому, когнитивный подход базируется на директивной позиции терапевта.
Берет начало в гуманистической психологии и работах ее основателей
- К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др. Сущностное ядро этого подхода - в понимании
человека как неделимого и принципиально целостного единства тела, психики и духа,
а соответственно - в обращении к интегральным переживаниям (счастья, горя, вины,
утраты и т.д.), а не к отдельным изолированным аспектам, процессам и проявлениям.
Категориальный аппарат гуманитарного подхода включает в себя представления о
"Я", идентичности, аутентичности, самореализации и самоактуализации, личностном
росте, экзистенции, смысле жизни и т.д. Методический аппарат связан с гуманистически-экзистенциальным
переосмыслением жизненного опыта и психотерапевтического процесса. С этим подходом
связан широкий круг методов: недирективная клиент-центрированная психотерапия (К.
Роджерс), психологическое консультирование (Р. Мэй), биоэнергетика (В. Райх), сенсорное
осознание (Ш. Сильвер, Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф), психосинтез
(Р. Ассаджиоли), логотерапия (В. Франкл), экзистенциальный анализ Р. Мэя и Дж. Бугенталя,
и др. Сюда же можно отнести арттерапию, поэтическую терапию, терапию творческим
самовыражением (М.Е. Бурно), музыкотерапию (П. Нордофф и К. Роббинс) и др.
Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью
на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных
системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития,
ценностными ориентациями и т.д. Терапия в рамках этого подхода исходит из того,
что дисфункциональная система отношений определяет дизадаптацию ее участников. Терапевт
занимает позицию включенного наблюдателя или играющего тренера. Системный терапевт
в достаточной мере директивен: он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует
коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние
задания и т.д.
Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой
выделяют методический эклектизм, психотерапевтическую полипрагмазию, теоретическую
интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля
(1967): какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека
с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или - по выражению
М. Эриксона (1975): для каждого пациента - своя психотерапия. Смешение разных факторов
и стилей интеграции создает "дикую психотерапию", чреватую, как подчеркивает
А. Лазарус (1995), непредсказуемыми эффектами.
По отношению субъекта психотерапии к воздействию:
аутопсихотерапия;
гетеропсихотерапия.
По типу психокоррекционного воздействия:
директивная;
недирективная.
По количеству пациентов:
индивидуальная;
групповая.
По технике применения:
суггестивная;
рациональная;
реконструктивно-личностная;
аналитическая;
бихевиоральная;
когнитивная;
экзистенциальная.
Цель психотерапии - устранение патологической симптоматики.
Она имеет следующие иерархические уровни: психический; неврологический; вегетативный;
соматосистемный; соматоорганный.
Сложная структура клинических синдромов, включающая, как правило,
симптоматику всех уровней, обусловлена наличием единой интегративной системы психо-нейро-вегето-трофо-соматической
регуляции, осуществляемой нервной системой.
Открытие новых классов нейротрансмиттеров, эндорфинов и прочих
заполнило недостающие звенья в цепи подчинённости считавшихся ранее относительно
автономными гуморальной и эндокринной систем.
Выбор форм и методов психотерапии определяется следующими
факторами:
нозологической принадлежностью патологии для выбора этиопатогенетического
воздействия;
определением личностных особенностей пациента;
относительным преобладанием какого-либо из уровней симптоматики;
личностной аутоидентификацией психотерапевта;
концептуально-методологической основой психотерапевтического
направления, определяющего характер корригирующего воздействия.
Воздействие на психическом уровне.
Основным является информационное воздействие, т.е. передача пациенту
новой информации или изменение значения уже существующей. Очень важным является
эмоциональное воздействие, так как при несовпадении когнитивного и эмоционального
восприятия информации она может быть заблокирована или извращена. Конечной целью
воздействия на психическом уровне может являться как нивелировка моносимптомов,
так и изменение интегративных характеристик личностного реагирования.
Основным является сочетанное психофизиологическое воздействие,
как правило, на анализаторном уровне, в том числе с использованием принципа обратной
связи. Терапевтическое действие реализуется через рефлекторные, физиологические,
поведенческие механизмы, описанные И.П. Павловым, Ч.С. Шеррингтоном, Б.Ф. Скиннером.
Основным является рефлекторно-соматогенное воздействие, как правило,
с эмоциональным подкреплением, носящее тренинговый характер. При этом используется
физическое воздействие на рефлекторные точки, зоны, части тела, системы (мышечная,
дыхательная, сердечно-сосудистая и др.).
Под структурой понимается набор формальных характеристик, описывающих
психотерапию:
1. Используемый подход (модальность): психодинамический, поведенческий,
когнитивный, экзистенциально-гуманистический, системный. Внутри каждого из них есть
множество разновидностей. Выделяют также подходы, ориентированные на целостный психотерапевтический
процесс (интегральный, холистический, эклектический).
2. Ситуация: амбулаторный прием, дневной стационар, стационар
и т.д.
3. Формат: индивидуальная, в паре, семейная, групповая.
4. Длительность сессии: обычно 45-60 мин. В зависимости от возраста
ребенка и используемого вида психотерапии длительность сессий может колебаться и
быть меньше. С учетом включенности родителей сессии не должны быть короче 30 мин.
5. Частота сессий: зависит от используемого подхода, ситуации,
состояния, остроты симптоматики/проблем, возможностей терапевта и колеблется от
4-5 в неделю до одной в месяц.
6. Продолжительность: зависит от используемого подхода, целей,
ситуации, индивидуальной динамики, в частной практике - также от финансовых возможностей
семьи. Диапазон колебаний - от краткосрочной (несколько сессий) терапии до открытого
срока окончания.
В детско-подростковой психотерапии эти моменты должны быть ясны
семье и - в меру психологической и интеллектуальной зрелости - ребенку. По мере
необходимости они могут изменяться уже в ходе психотерапии, но их неясность ставит
семью и ребенка в положение неопределенности, снижающей чувство безопасности и увеличивающей
зависимость от терапевта. Самого терапевта такая неопределенность лишает необходимых
для контроля своей работы опорных пунктов и переводит в авторитарную позицию.
Выделяются 4 этапа:
1. Контакт. Знакомство, выяснение проблем, установление
первичного контакта.
2. Контракт. Выработка терапевтом и клиентом взаимоприемлемых
целей и задач психотерапии, определение структуры, обеспечение конфиденциальности
и определение границ ответственности, в частной практике - определение размеров
и способа оплаты.
3. Собственно психотерапия.
4. Завершение и окончание. Определяется достижением поставленных
целей и представляет собой осознанный и планомерный процесс фиксации результатов,
подведения итогов и изменения границ ответственности клиента и терапевта. В ряде
случаев целесообразен этап поддерживающей терапии с урежающимися сессиями и смещением
акцентов с психотерапии на психологическое консультирование.
Ситуация ребенка.
Ситуация ребенка в психотерапии впервые четко определена А. Фрейд
(1927) применительно к психоанализу: "Решение на анализ никогда не исходит
от маленького пациента, оно всегда исходит от его родителей или от окружающих его
лиц. Ребенка не спрашивают о его согласии <.> Аналитик - чужой для него, а
анализ - что-то неизвестное. Но труднее всего то, что от симптомов болезни ребенка
или его дурного поведения страдают лишь окружающие его люди, тогда как для самого
ребенка даже болезнь вовсе не является болезнью. Часто он даже не чувствует никаких
нарушений. Таким образом, в ситуации ребенка отсутствует все то, что кажется необходимым
в ситуации взрослого: сознание болезни, добровольное решение и воля к выздоровлению".
Продолжая это описание, можно отметить, что ситуация на самом деле часто еще сложнее.
Поскольку симптом нередко является "посланием", адресованным взрослым,
либо средством борьбы с ними или за свое место, инициатива взрослых может восприниматься
как проявление непонимания или угрозы жизненно важным интересам. Создающийся при
этом образ терапевта представляется ребенку продолжением или двойником взрослых,
заключивших с ним союз против ребенка. В то же время ребенок может быть индуцирован
страхами взрослых перед тем или иным видом помощи. Добавим к этому, что за проблемой,
предъявляемой взрослыми как проблема ребенка, нередко стоят собственные проблемы
взрослых, так что ситуация ребенка становится еще более двусмысленной и расщепленной.
То же относится и к роли терапевта, вынужденного при этом решать взаимосвязанные,
но разнонаправленные проблемы ребенка и взрослых. Союз с ребенком против взрослых
или со взрослыми против ребенка всегда оказывается в лучшем случае неэффективным,
в худшем - ятрогенным. Трудности этого рода усугубляются тем, что оказываясь в фокусе
противоречивых проблем и интересов, психотерапевт подвергается повышенному риску
контрпереносных реакций. Разные исследователи предлагают разные способы и пути разрешения
этих осложняющих психотерапию проблем и установления терапевтического контакта.
Работающий с детьми психотерапевт всегда, хотя и в разной мере, оказывается системным
(семейным или групповым) терапевтом.
Подготовка психотерапевта.
Включает в себя теоретические курсы базовых и сопутствующих дисциплин,
курс индивидуальной терапии, психологический тренинг, практику под супервизорским
наблюдением и супервизорское консультирование в течение первых лет самостоятельной
работы. Такая подготовка требует 3-5 лет и дает основания для сертификации и лицензирования,
повторяющихся каждые 5 лет и требующих для допуска к ним прохождения установленного
объема часов усовершенствования. Подготовка детского и подросткового психотерапевта
предполагает модификацию и расширение программы.
Как самостоятельный вид психотерапии сложилась в США около полувека
назад и представлена разнообразными подходами, объединяемыми пониманием изобразительной
деятельности и изображения как способа коммуникации и послания, работа с которыми
и образует уникальную ткань этого вида психотерапии. Выросшая из психоанализа арттерапия
быстро преодолела его рамки. Она используется представителями почти всех подходов
как метод психотерапии, психологического тренинга и лечебной/социальной педагогики.
Теоретические и художественные ориентации арттерапевта и те задачи, которые он перед
собой ставит, сказываются на технической стороне проведения арттерапии и интерпретации
произведения.
Очевидные достоинства арттерапии состоят в том, что она
помогает установлению и углублению терапевтического контакта; служит одновременно
терапевтическим и динамически-диагностическим методом; применима в любых ситуациях
и форматах психотерапии; позволяет широко разнообразить средства - от рисования
палочкой на песке и простым карандашом до живописи и скульптуры; не имеет противопоказаний
и применима при широчайшем круге расстройств. Она создает и углубляет (у детей
- особенно) чувство безопасности, позволяя быть открытым без ощущения раскрытости
и высказываться без страха и оглядки на социальную цензуру.
Терапевтический эффект обеспечивается сплавом катарсиса, инсайта,
десенсибилизации, суггестии, символического отреагирования и совладания, обучения,
терапевтического моделирования и, как результат, перестройки отношений и личностного
роста. С известной долей условности эффекты арттерапии можно разделить на связанные
с:
1. Собственно процессом творчества.
2. Изображением как вынесенными вовне и, таким образом, открытыми
внутреннему диалогу переживаниями, аспектом личностной ситуации, субличностной структурой
ит.д.
3. Влияниями арттерапевта - от руководства в выборе темы до фасилитации
и интерпретации. При групповом (студийном) проведении арттерапия выступает как безопасный
язык и канал коммуникации.
В строгом смысле слова арттерапия не предполагает обязательного
активного вмешательства терапевта. Но в детской практике и в России (где арттерапия
не самостоятельная специальность, а скорее область предпочтений психотерапевта)
его роль более активна.
При использовании арттерапии в психотерапевтическом комплексе
важно учитывать положение нарушения в континууме "болезнь - фиксированный симптом
- личностная проблема" и цели терапии - симптоматическая, патогенетическая,
поддерживающая. При работе, например, со страхом как фиксированным симптомом бывает
достаточно изображения предмета страха. Но в случае страха как отражения неразрешенного
внутреннего конфликта удачнее изображение ребенком себя. При симптоматической арттерапии
может быть достаточно прямо отражающего симптом рисунка. Таково, например,
"символическое уничтожение навязчивостей" (В.И. Гарбузов, 1972) - изображение
навязчивого представления с последующим уничтожением рисунка.
При патогенетической арттерапии, направленной на разрешение
внутреннего конфликта, удачнее метафорический рисунок. Так, в структуре методики
"динамического синтетического рисунка" (В.Е. Каган, 1993) внутренняя проблема
выражается в изображении дерева с последующим уничтожением или изменением образа
дерева в воображении; процедура может быть разовой и входить в структуру курса терапии,
возможны варианты с введением суггестии после первого рисунка и после нее - повторным
изображением.
При использовании методик такого рода необходимо оценивать интегрированность
симптома в систему "Я". Так, при символическом уничтожении навязчивых
представлений или вызывающих страх предметов рисунок обычно эффективен, а при сосании
пальца изображение себя сосущим палец и последующее уничтожение рисунка вызывают
сопротивление. При курсовой работе следует предусмотреть хранение рисунков в отдельной
папке и передачу их терапевту, также имеющему специальное место для их хранения.
На символически-суггестивном уровне здесь разыгрывается отчуждение симптома, освобождение
от него и заключение его "в крепость". В работе с маленькими детьми эта
процедура особенно эффективна и может быть подчеркнута терапевтом: "Твой страх
(привычка, нарушение) остается здесь".
В работе с подростками могут использоваться спонтанные граффити
(рисунки и надписи на стенах - обычно сексуального содержания), помогающие осознанию
доминирующих переживаний и стоящих за ними потребностей и проблем. Особое место
занимает арттерапия в работе с расстройствами психотического уровня - детской и
подростковой шизофренией, детским аутизмом, депрессией. Свободное выражение спонтанных
переживаний в широком, не ограниченном речью, семиотическом поле открывает дополнительные
возможности для работы в русле динамической психиатрии.
Предложена Дж. Шульцем в 1932 г. и восходит к буддистским традициям саморегуляции. Наиболее эффективна при функциональных и психосоматических
нарушениях. Пациенты с истерическим неврозом и выраженным истерическим радикалом
могут получать в ней дополнительные навыки рентного симптомообразования, а склонные
к тревожно-мнительной педантичной фиксации на своем состоянии - подвергаются риску
усиления и фиксации симптоматики. В силу своей структурной сложности, опоры на волевой
потенциал и самососредоточение, апелляции к способности проектировать будущее -
аутогенная тренировка применима не ранее подросткового возраста и требует специальной
подготовки терапевта и наличия у него собственного опыта саморегуляции.
Использование литературных произведений как инструмента психотерапии.
Она может применяться в структуре практически всех подходов к психотерапии, в любых
ситуациях и форматах. А.Е. Алексейчик (1985) разделяет ее на неспецифическую (ориентированную
на реакции успокоения, удовольствия, уверенности, активности и т.д. без нозологической
или личностной индивидуализации) и специфическую (направленную на специфические
процессы разрешения конфликта, контроля, эмоциональной переработки и т.д. и использующую
индивидуализированные библиорецепты). В детской психотерапии библиотерапия может
использоваться, начиная с возраста активного чтения и при наличии у ребенка склонности
читать. Ее проведение требует от самого терапевта хорошего знания, как минимум,
используемой литературы и умения/склонности обсуждать прочитанное. У маленьких детей
используется в виде различных модификаций сказкотерапии.
Биоэнергетика А. Лоуэна, структурная интеграция (рольфинг) И.
Рольф, техника Ф. Александера, метод М. Фельденкрайза, телесная динамика (bo-dynamic)
и другие методы представляют собой достаточно самостоятельные терапевтические системы,
относящиеся к неорайхианству и опирающиеся на базовые идеи и техники Райха. Как
целостные и самостоятельные методы в России они практически не используются, но
отдельные техники - дыхания, прямой релаксации, релаксации через напряжение, массажа
и др. вводятся в структуру психотерапии, в том числе у детей и подростков.
Вариант поведенческой психотерапии. Используются воображаемые
или реальные события (см. ниже о технике наводнения и систематической десенситизации),
значительно более сильные, чем это бывает обычно, с целью снизить чувствительность
к последним и уменьшить/ликвидировать выученные реакции. В детской практике используется
редко (за исключением некоторых вариантов групповой работы), но у подростков может
быть эффективна.
Так или иначе внушение присутствует в любой психотерапии, побуждая
терапевта к осознанию и оценке своих суггестивных способностей и внушаемости пациентов,
контролю суггестивных влияний в процессе психотерапии. Уже к моменту обращения создается
некое - позитивное или негативное - суггестивное поле, зависящее от информированности
ребенка и семьи о психотерапии и терапевте, выраженности и осознанности потребности
в помощи, процедуры записи и обстановки ожидания и т.д. Знак этого суггестивного
поля у ребенка и инициирующих обращение взрослых нередко различен.
Кроме того, внушаемость может работать в одних направлениях и
не работать в других; это зависит от многих факторов, в том числе - от совпадения
образа терапевта и его действий с ожиданиями ребенка и семьи - это может открывать
дополнительные возможности или создавать риск ятрогений, возникновения и усиления
сопротивления. Оценка этих моментов и создание рабочего суггестивного фона происходят
на этапах контакта и контракта. Для лучшего осознания своего суггестивного потенциала
и почерка начинающему терапевту полезно обратиться к аудио - и видеозаписям своих
сессий.
Внушение наяву. Разделяется на прямое и косвенное. Прямое внушение
наяву делается повелительным, не допускающим сомнений, эмоционально насыщенным тоном
в виде коротких, понятных пациенту фраз с повторением ключевых слов и выражений,
подкрепляемых и усиливаемых невербальными сигналами. Внушение может быть императивным
и мотивированным. Мотивирование включается в текст внушения в виде элементов разъяснения
и убеждения либо предшествует внушению.
У маленьких детей может использоваться механизм импринтинга
(запечатления): когда ребенок занят игрой, рисованием, другим поглощающим его делом,
терапевт время от времени, не обращаясь к нему специально, произносит короткие
- из нескольких слов - внушающие фразы, которые могут вызывать короткие ориентировочные
реакции, но не прерывают занятия. Этой методикой могут пользоваться обученные терапевтом
члены семьи.
Шоковое внушение наяву может использоваться при фиксированных
невротических реакциях у подростков. В таких случаях после разъяснительно-убеждающих
бесед, комбинирующих в себе приемы рациональной психотерапии с элементами косвенного
и мотивированного внушения, следует назначение времени сеанса внушения и ожидание
его в течение 1 - 4 нед.; сеанс проводится в группе, включающей уже вылеченных пациентов,
родителей, медицинский персонал в особой суггестивной обстановке и заканчивается
кратким форсированным и точным внушением. Именно этот метод лежит в основе так называемого
кодирования.
Важно выбрать оптимальный ритм сеансов внушения наяву. При слишком
коротких интервалах внушение не успевает включиться в поведение, то есть быть не
только формально реализованным, но и интегрированным в систему "Я" - это
может вызвать защитные контрсуггестивные блоки. При слишком долгих интервалах внушение
не получает подкрепления в следующем сеансе и размывается, снижая внушаемость. В
среднем интервалы между сеансами составляют для детей 4-6 лет - 3 дня, 6-10 лет
- 4-5 дней, после 10 лет - 7-10 дней. Для каждого пациента приходится выбирать оптимальный
для него ритм сеансов и варьировать его в зависимости от терапевтической динамики.
У аффективно напряженных и боящихся лечения детей можно использовать прямое внушение
в состоянии релаксации и/или в присутствии матери. При достаточной глубине релаксации
внушение может быть императивным, при поверхностной - предпочтительнее мотивированное
В.
Прямое внушение во сне используется в разных вариантах. Для процедуры
внушения оптимальна фаза поверхностного сна, засыпания - в глубоком сне внушение
не воспринимается, в фазе сновидений может вступать в непредсказуемые сочетания
с содержанием сновидений. Обученные терапевтом родители могут использовать родительскую
суггестию или записанные на пленку тексты, в том числе - на фоне музыки, имеющей
значение одновременно музыкотерапии и суггестивного пароля. Прямое внушение более
эффективно на начальных этапах неврозов, при невротических реакциях, недлительных
функциональных нарушениях, фиксированных психосоматических и поведенческих симптомах.
Его эффективность ниже на стадии развернутых неврозов, при наличии личностных изменений,
у расторможенных детей.
Косвенное внушение использует обходные пути, снижающие сопротивление
пациента. В качестве суггестивного посредника могут выступать родители, игры и игровые
ситуации, куклы, режимные моменты, лечебные процедуры, медикаменты. Родительское
косвенное внушение использует эффекты периферического слуха - дети обычно воспринимают
не адресованную им специально информацию значительно лучше, чем прямое обращение.
После собеседования с терапевтом родители в разговоре между собой,
но находясь в поле слуха ребенка, используют суггестивные формулы предпочтительно
позитивного значения ("Я знаю, что он/она сможет. Я верю, что.") или говорят
вещи, которые несут в себе информирующее и убеждающее содержание (рассказ о ком-то,
кто преодолел нечто подобное происходящему с ребенком, поддерживающие ребенка отзывы
о нем других людей и т.д.). Эффективным источником такого внушения обычно становятся
те члены семьи, с которыми ребенок теснее связан эмоционально и мнению которых больше
доверяет.
Один из часто используемых путей косвенного внушения - плацебо.
Собственно плацебо-эффект достигается назначением индифферентного вещества с информацией
об ожидаемом эффекте; усиливающий плацебо-эффект целесообразно использовать для
достижения максимального эффекта от минимальной дозы лекарства; направляющий плацебо-эффект
заключается в расширении спектра действия реального препарата (например, установка
на транквилизатор одновременно и как на снотворное или, наоборот, активирующее средство).
Плацебо-эффект обеспечивается также цветом, формой, размером дозы препарата, режимом
его приема и т.д.
В работе с детьми необходимо учитывать описанный И.П. Лапиным
(1975) родительский плацебо-эффект: действие препарата на ребенка зависит от установки
родителей, он особенно важен в работе с маленькими детьми, которым еще невозможно
давать прямые установки. Использование родительского плацебо-эффекта предполагает
знакомство с их отношением к используемому методу лечения, наличием и характером
опыта его использования и полученных эффектов.
Рядом специальных экспериментов с двойным слепым контролем установлено
наличие и врачебного плацебо - эффекта (позитивной ятрогении).
Так, даже при лечении бредовых психозов нейролептиками их эффективность
достоверно различается в зависимости от установки врача на используемый препарат.
Восходит к молитве и медитации, используя многие их технические
моменты, а в истории психотерапии - к опыту Е. Куэ и П. Леви во Франции, В.М. Бехтерева
и Я.А. Боткина в России. Процедуры самовнушения весьма вариативны, но их использование
в психотерапии подчинено общей схеме. Собственно самовнушению предшествует разъяснение/убеждение
с элементами прямого и косвенного внушения, затем дается четкая и точная инструкция
по процедуре самовнушения (в этих двух шагах совершается также делегирование ответственности
пациенту и формулируются критерии реального принятия этой ответственности), затем
следует этап исполнения с подкреплениями со стороны терапевта и терапевтически целесообразным
развитием формул самовнушения.
По достижении терапевтического эффекта встречи становятся реже,
инструкций по прекращению процедуры терапевт не дает, но и не обращается к их исполнению
- происходит спонтанное, в индивидуализируемом самим клиентом темпе, угасание процедуры
с возможностью при временных рецидивах самостоятельно вернуться к ним.
При построении формул самовнушения следует обращаться не к проблеме,
а к потенциям и ресурсам клиента - всякое внимание к нежелательному поведению подкрепляет
его, а многие симптомы имеют компенсаторный характер и, таким образом, интегрированы
в личность, в силу чего прямая борьба с ними может подсознательно восприниматься
как борьба против себя и вызывать сопротивление.
С. возможно, начиная с 7-8 лет, у достаточно психомоторно стабильных
и мотивированных на излечение детей. В отличие от прямого внушения самовнушение
хорошо воспринимается детьми с тревожным радикалом и обсессивными расстройствами.
Внушение в гипнозе. См ниже о гипнозе.
Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз применил теорию гештальта,
ранее использованную в изучении восприятия и мотивации, к личности как единству
душевных и телесных переживаний и к ее функционированию. Синтезировав основные представления
психоанализа, гештальт-психологии, психодрамы Я. Морено, философии экзистенциализма,
телесной психологии В. Райха и др., Ф. Перлз создал целостную и самостоятельную
систему психотерапии.
Терапевт работает одновременно с вербальным материалом и телесными
проявлениями, рассматриваемыми как сообщения о неосознаваемых событиях, помогая
пациенту осознать их как целостность. Процесс осознавания строится таким образом,
чтобы помочь организации чувств, поведения и телесных ощущений и восстановить нарушенную
в динамике жизненного цикла целостную организмическую активность.
Основная роль терапевта - помочь каждому участнику группы включиться
в процесс сознавания и оставаться в этом процессе, предполагающим принятие участником
ответственности за динамику процесса и его результаты на себя. Гештальт-терапия
не обращается к поиску в прошлом опыте травмирующих событий, а разворачивается в
настоящем (принцип "здесь-и-теперь") - прошлый опыт актуален постольку
и так, поскольку и как он представлен в настоящем; повторное его переживание и проигрывание,
завершение гештальта ведут к осознанию и реорганизации.
Гештальт-терапия проводится в основном в групповом формате с
фокусом не на групповых отношениях и динамике, а на каждом участнике. Группа создает
безопасную среду, служит своего рода "зеркалом" и моделью социальных отношений.
Показания включают в себя широкий круг невротических и личностных нарушений. Широко
используется в работе с педагогами и представителями помогающих профессий, в работе
с детьми и подростками.
Систематически используется и изучается, начиная с работ Ф. Месмера
(70-е гг. XVIII в.); термин предложен в 1843 г. английским хирургом Дж. Брейдом. Природа гипноза остается недостаточно ясной и интерпретируется в широком поле теоретических
моделей - от нейрофизиологии сна до психоанализа и мистики. Гораздо лучше изучены
эмпирические и прагматические аспекты его использования. Целесообразно различать
собственно гипноз (как технику, используемую для исследований, внушения, катарсиса
и т.д.) и гипнотерапию.
Стадии гипноза описаны А. Форелем:
1. сонливость (сомноленция) с чувством расслабленности и легкой
дремоты;
2. гипотаксия - глубокое мышечное расслабление с нежеланием выходить
из этого состояния, периодическими "уходами" в следующую стадию, возможностью
вызывания каталепсии;
3. сомнамбулизм - посторонние раздражители (кроме голоса терапевта)
игнорируются или не воспринимаются, легкое вызывание каталепсии, возможность внушать
сновидения и галлюцинаторные переживания, анестезию, актуализацию латентных способностей,
изменение параметров идентичности (возраста, пола) и т.д.; возможны постгипнотические
внушения.
Гипнотерапия.
Использование гипнотического состояния как собственно лечебного
средства. В этом случае за погружением в гипноз не следует больше никаких специальных
действий, что оставляет за пациентом возможность наполнить гипнотическое состояние
своим содержанием и/или воспринимать его как "чудо". Гипнотерапия решающим
образом связана с информированностью о гипнозе и его лечебном эффекте, выраженностью
установки на лечение и внутренней картиной ожидаемого эффекта.
Много чаще гипноз используется как техника, значительно расширяющая
возможности суггестии и увеличивающая возможности терапевтической коммуникации с
вытесненными, сублимированными, отвергаемыми переживаниями, глубинным опытом, подсознанием.
Как техника гипноз может использоваться в рамках практически всех подходов и моделей.
Эффекты гипнотерапии простираются от симптоматического до патогенетического - в
зависимости от ставящихся целей и характера проводимой в гипнотическом состоянии
работы.
Внушение в гипнозе - один из наиболее часто используемых приемов.
Он позволяет обойти актуальные в бодрствующем состоянии сопротивления и барьеры.
Способы и формулы внушения варьируют от терапевта к терапевту, так что эффективные
в практике одного не обязательно эффективны у другого. Один из приемов внушения
в гипнозе - внушенные сновидения, использующие ранее полученный у пациента материал
и символические образы.
Длительность сеанса зависит от состояния пациента и целей терапии.
При энурезе с профундосомнией - чрезмерно глубокий сон, протекающий практически
без сновидений; спящего трудно разбудить; при профундосомнии у детей наблюдается
недержание мочи и кала) целесообразны короткие (15-20 мин.) сеансы, при астеническом
неврозе и психосоматических расстройствах - от получаса до часа. Частота сеансов
колеблется от одного до двух в неделю, но иногда (лечение в стационаре или санатории,
другие ограничения времени на проведение лечения) возможны ежедневные сеансы.
Продолжительность гипнотерапии колеблется от одного сеанса до
десятков и даже сотен. В детско-подростковой практике это обычно 10 сеансов, после
которых этот вид терапии либо прекращается, либо курс повторяется после паузы, заполненной
другими видами психотерапии.
Осложнения гипнотерапии встречаются тем реже, чем младше ребенок.
Среди них: истерический гипноид - переход сомнамбулизма в выраженные истерические
психотические картины с утратой раппорта - чаще это бывает, когда терапевт
"нажимает" на неизвестный ему триггер; спонтанные трансы могут развиваться
в ответ на случайные, ассоциирующиеся с процедурой гипнотизации действия (чей-то
взгляд в упор, решительный голос, слово "спать" и т.п.), а иногда при
воспоминании о терапевте и сеансе - в таких случаях во время следующего сеанса делается
специальное внушение о том, что гипнотическое состояние будет развиваться только
на сеансах, а при неэффективности этой меры гипнотерапия прекращается; реакции переноса
на терапевта противоположного (реже - своего) пола - предвидеть их трудно и приходится
заботиться об уменьшающей трудности такого рода обстановке учреждения и проведения
сеансов; судорожные припадки могут возникать у пациентов с эпилепсией и органическими
эпилептиформными расстройствами, поэтому им гипнотерапия либо не проводится, либо
проводится по специальным методикам; психотические осложнения в виде провокации
острого психотического приступа или вплетения гипноза в болезненные переживания.
Противопоказания:
1. Осложнения гипноза, которые не удается предупредить или купировать.
2.Активная психотическая симптоматика.
3. Декомпенсации психопатий, психопатии с антисоциальными установками.
4. Препсихотические состояния.
5. Выраженное соматическое неблагополучие.
6. Нежелание или страх пациента.
7. Острый, особый, эмоционально насыщенный интерес самого пациента
к гипнозу или активная заинтересованность в нем родителей ребенка.
Требования к гипнотерапевту. Осознанно и ответственно
использующий гипноз терапевт должен получить многостороннюю подготовку по психологии
и психотерапии, быть знакомым с началами соматической медицины и психиатрии. Соблазнительная
легкость профанации в этой области и возникающее при этом ощущение власти над людьми
несовместимы с психотерапией, но привлекают к гипнотерапии многих неподготовленных
людей и создают риск манипулирования пациентом в интересах самого терапевта. Одним
из показателей таких тенденций, в том числе - у достаточно одаренных людей, является
склонность к демонстрации своего "дара" вне терапевтической ситуации и
массовым гипнотическим шоу. Контроль и регуляция этих аспектов использования гипноза
- вопрос внутренней ответственности терапевта и проблема профессионального сообщества,
в которое он входит.
Индивидуальная и групповая гипнотерапия. В симптоматической
психотерапии гипноз может использоваться в группе, в патогенетической предпочтительнее
индивидуальный. При выборе надо учитывать потенцирующий эффект группы и установки
пациента. Возможны индивидуальные внушения в условиях группы.
Материнская гипнотерапия. Обученная терапевтом мать проводит
процедуру гипнотизации и совместно выработанные внушения в период засыпания ребенка.
Используется обычно в работе с детьми 4-6 лет и особенно - при наличии напряжения
в условиях лечебного учреждения, невозможности достаточно частых визитов к терапевту.
Наркопсихотерапия (наркосуггестия) (М.Э. Телешевская,
1985). Изменённое состояние сознания, на фоне которого реализуется суггестия, достигается
введением фармакологических препаратов психотропного действия: барбамила, гексенала,
тиопентала натрия, закиси азота в среднетерапевтических дозах.
Эмоционально-стрессовая терапия (императивная суггестия).
Преодоление барьеров психологической защиты и терапевтическая реализация суггестии
осуществляется за счёт одномоментного изменения психофизиологического состояния
ЦНС. При этом суггестия проводится на фоне воздействия предельно-запредельных по
силе раздражителей на анализаторы различных модальностей (М.И. Аствацатуров, 1939;
А.М. Свядощ, 1982).
Материально-опосредованная суггестия ("вооружённое"
(J. Charcot), "чрезпредметное" (В.М. Бехтерев) внушение, плацеботерапия).
Суггестия реализуется, когда терапевтическое действие приписывается реальному, но
не обладающему таковым действием предмету или явлению. Диапазон таковых практически
неограничен - от диагностических процедур, индифферентных лекарственных средств
(плацебо), до фантастических вымышленных материальных объектов - "заряженная
вода", лечение "по фотографии" и т.п.
Гипнокатарсис. Метод предложен Дж. Брейером в конце XIX
в. По его мнению, гипноз сам по себе способен обеспечивать "всплывание"
амнезированных переживаний и обстоятельств, связанных с травмой. Излечивающий эффект
связан с повторным переживанием психотравмы в гипнозе и обеспечиваемым при этом
снижением психического напряжения. После погружения в глубокий гипноз пациенту предлагается
подробно припомнить и проговорить все связанное с травмой.
Гипнотизация. Техники введения в гипноз предельно разнообразны.
Наиболее употребительны фасцинация (гипнотизация взглядом), вербальные техники,
звуковые ритмы, фиксация взора на предмете, пассы и тактильные воздействия, невербальные
цепочки действий терапевта (размеренное хождение с приближением-удалением, манипуляции
с неврологическим молоточком или блестящим шариком и др.). Фасцинация предпочтительнее
у мальчиков, вербальная гипнотизация - у девочек, но зависит это не только от паспортного
пола, но и от индивидуальных особенностей маскулинности/фемининности. При выборе
способов и формул гипнотизации необходимо учитывать наличие и характер предыдущего
опыта гипнотерапии с тем, чтобы не повторять неэффективные или вызывающие негативные
реакции действия.
Страницы: 1, 2
|