РУБРИКИ

Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков

Особенности ценностных ориентаций у русских и калмыков

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

"ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У РУССКИХ И КАЛМЫКОВ"

Введение


Ситуация, в которой находится современная молодежь, неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия российской действительности значительно расширили жизненные возможности молодых людей, с другой – взросление происходит в ситуации нестабильности общества в целом и затянувшегося кризиса привычных норм и ценностей, выражающегося в отсутствии норм поведения, четко структурированных нормативных моделей. В современном российском обществе многие социальные цели, ценности, убеждения, идеалы претерпели кардинальную переоценку. Старые нормы и ценности, которые господствовали в общественном сознании и поддерживались соответствующими социальными, идеологическими институтами, во многом уже не соответствуют тем реальным отношениям, которые формируются рыночной экономикой, новыми реалиями политической жизни и т.д. В то же время новые ценности и нормы, регулирующие массовое социальное поведение, ещё не утвердились. Острота социально-экономических проблем, резкая имущественная дифференциация населения, образовавшийся «разрыв» в системе прошлых и новых социальных ценностей и норм объективировали духовный кризис общества. [26, с. 75]

Анализ практики воспитания молодежи показывает, что эффективная организация учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях невозможна без глубокого исследования системы ценностных ориентации молодых людей, которой они руководствуются в своей жизни. Недостаточное знание субъектами, воздействующими на молодёжь, особенностей духовного мира подрастающего поколения, неумение учитывать в педагогической деятельности закономерности формирования личности, выявленные психологической наукой, значительно ослабляет воспитательный процесс, вызывают внутреннее непринятие молодыми людьми общественных устоев.

Актуальность выбранной нами темы состоит в том, что в настоящее время наши ценности меняются, в связи с быстрым темпом нашей жизни.

Цель данной работы: исследовать социальные представления (на примере ценностных ориентаций) у русских и калмыков. Гипотеза состоит в том, что набор доминирующих ценностей той или иной национальности меняется в зависимости от характера проблем, стоящих перед обществом в целом, социально-политических установок.

Предметом исследования являются особенности ценностных ориентаций русских и калмыков.

Задачи:

§  анализ психологической литературы по проблеме социальных представлений;

§  анализ литературы по национальным особенностям;

§  подбор материалов исследования (публикаций в СМИ, сочинений и др.)

§  проведение эмпирического исследования

В первой главе содержится обзор литературы по теме, вторая освещает проделанные эмпирические исследования ценностных ориентаций у различных национальных групп.

Как отмечает М. Рокич, «…ценности давно являются центром пересечения исследовательских интересов многих дисциплин – философии, общественных наук, экономики, а так же психологии и социологии. Все эти дисциплины характеризуются общим интересом к ценностям, последствиям организации и изменения ценностей».

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, так или иначе выделяющих определенную сторону или функцию, выполняемою ценностью. Прежде всего, это – социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации. В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» в общем виде подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Оба эти понятия рассматриваются, как правило, вместе, либо в тесной взаимосвязи, либо в противопоставлении друг другу.

По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

– истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;

– влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

– общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

– все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

– ценности организованны в системы.




1. Основные подходы к проблеме изменений социальных представлений русских и калмыков


1.1 Социальные представления в социально-психологических исследованиях


Система ценностей занимает важное место в структуре как социологического, так и психологического знания. В социологии, в частности, предлагается понимать ценности как «общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В других работах высказан ряд идей, непосредственно относящихся и к системе социально-психологического знания. Так, В.Д. Ядов и А.Г. Здравомыслов метафорически называют ценности «осью сознания», полагая, что вокруг этой оси организуется восприятие человеком мира. Такой контекст рассмотрения проблемы ценностей достаточно приближен к психологическому подходу.

В психологии ценности рассматриваются как абстрактные цели, которые нужны человеку для того, чтобы иметь некоторую «точку отсчета» для конкретного оценивания тех или иных событий. Ценности выступают как регуляторы социального поведения личности и группы. Однако они не действуют непосредственно: ценности реализуются в системе ценностных ориентаций человека как важнейшего элемента общей структуры диспозиций личности. Ю.М. Жуков определяет ценностные ориентации как «хорошо осознанные ценности». Поэтому понимание ценностей в психологии тесно связано с проблемой аттитюда, причем иногда ценность понимается как «более широкий» аттитюд, а иногда как элемент аттитюда.

Таким образом, в психологической традиции при анализе ценностей высвечивается их значение для личности, прежде всего в качестве регулятора поведения и деятельности, основы для мотивации.

Некоторая неоднозначность в трактовке ценностей в психологии приводила к попыткам упорядочить эту проблематику. Самую существенную попытку предприняли Н. Рокич и С. Шварц [2, с. 174]. Ими предложена теория универсального содержания и структуры Ценностей, где ценности трактуются как представления людей о целях, которые служат руководящими принципами в жизни. Такой постановкой вопроса ценности неизбежно связываются с проблемами социального познания: они есть некоторые представления, т.е. категории, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Шварцем предложена классификация ценностей (их насчитывается десять типов), в которой типы ценностей практически интерпретированы как способы организации категорий. Сами по себе ценности разделяются на два класса: терминальные, представляющие собой критерии выбора цели и способов ее достижения, и инструментальные – критерии, стандарты оценки модуса поведения. Таким образом, для Шварца ценности не свойства, присущие объекту, а именно критерии, по которым человек действует, оценивает свои действия и строит свое отношение к миру [2, с. 175]. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные. С помощью методики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например люди, которые придают наибольшее значение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди высоко оценивающие свое здоровье, ведут, как правило, здоровый образ жизни. Ценности включают пять необходимых черт:

1.                        они всегда есть представления или верования;

2.                        знания о состояниях, которых желательно достичь;

3.                        следы специфических ситуаций;

4.                        содержат возможность селекции каких-то событий в жизни человека или в эволюции его поведения;

5.                        имеют некоторую степень важности.

Выделение этих характерных черт ценностей весьма продуктивно для понимания их роли в социальном познании: во-первых, потому что сами ценности трактованы как когнитивные элементы («знания», «представления»…), а во-вторых, потому что обозначен механизм их воздействия на сам процесс познания («возможность селекции каких-то событий»…).

Этой же задаче служит и разработанная Шварцем типология различного содержания ценностей, необходимых для формирования сознательных целей человека, а также описание условий согласования потребностей индивида с интересами общества (удовлетворение биологических потребностей, потребностей в социальных контактах и потребностей выживания, благополучия группы).

Впоследствии проблема ценностей была и более определенно включена в контекст социального познания. А. Тэшфелу принадлежит идея рассмотрения ценностей как одного из детерминант этого процесса [2, с. 176]. Индивид осознает мир через призму ценностей; социальный мир, естественно, рассматривается через призму социальных ценностей. Они могут быть разного уровня: глобальные – добро, красота, свобода и пр. и приближенные к обыденной жизни – хорошая семья, благополучие, дети и т.п. Для каждого конкретного человека существует проблема соотнесения ценностей общества, культуры с его собственными ценностями.

Мак Гвайром предложено понятие «ценностное поле» личности, которым обозначается тот репертуар ценностей, который значим для каждого человека. Своеобразную трактовку практической значимости личностного репертуара ценностей дал в свое время Г. Олпорт [25, с. 176], который назвал такой репертуар «ключом», «намеком», при помощи которого человек может, например, лучше понять своего врага. Вплетение ценностей в процесс познания социального мира существует на всем протяжении социализации человека, однако при некоторых условиях роль ценностей в этом процесс становится особенно значимой. Это проявляется тогда, когда сами ценности претерпевают изменения. Пока они неизменны, новая информация отбирается и интерпретируется так, чтобы «подтвердить» и «поддержать» структуру ценностно-нагруженных категорий: новая информация здесь не используется для того, чтобы что-то «исправить» в старых представлениях. Мы попросту от нее отказываемся, чтобы не допускать противоречий в наших суждениях. [2, с. 178]

При этом возникают два типа ошибок: «сверхвключение» и «сверхисключение». Их свойство заключается в том, что при «сверхвключении» в категорию включаются объекты, которые на самом деле к ней не относятся. Логика здесь в том, чтобы в негативно-нагруженную категорию обязательно включить всех, кто, на наш взгляд, обладает отрицательными в терминах ценностей качествами. Точно так же сегодня, в условиях перехода к рынку, для многих, особенно пожилых людей, категория «предприниматель» негативно ценностно-нагружена («все они – жулики»). С этой точки зрения любого бизнесмена торопятся включить в категорию «жулик». Тенденция здесь в том, чтобы как-нибудь не пропустить ни одного «плохого» представителя при категоризации.

Феномен «сверхисключения» присутствует в тех случаях, когда воспринимающий имеет дело с позитивно-нагруженной категорией. Категория представляется настолько позитивно-нагруженной, что для субъекта восприятия кажется опасным включить в нее кого-нибудь «недостойного». Различные элитные группировки, будь то в политике или в искусстве, часто используют этот прием. Смысл механизма в том, чтобы в позитивно-нагруженную категорию не попал никто лишний (так, в аристократической среде оберегают «людей своего круга», в различных молодежных группировках – «своих» и т.п.). Опасность усматривается в данном случае в том, что кто-то из «негативной» категории вдруг будет исключен и незаконно включен в «позитивную» категорию. При этом отчетливо выявляется еще одна важная функция ценностей в процессе социального познания, а именно их связующая роль между познанием, т.е. когнитивной сферой личности, и ее потребностно-мотивационной сферой. Существует и еще достаточно нетривиальный путь воздействия ценностей на процесс социального познания. Он связан с принятием решения группой. В данном случае речь идет уже не о том, что ценности обусловливают процесс категоризации, а о том, что они определенным образом «давят» на выработку группой того или иного решения, связанного с той или иной социальной проблемой.

Феномен «группомыслия» был открыт И. Джанисом на материале анализа важнейших политических решений, принятых президентскими Советами США (о вторжении на Кубу, о войне против Северной Кореи, об эскалации войны во Вьетнаме). Все эти решения при последующем анализе были признаны ошибочными, несмотря на то, что принимались весьма квалифицированными лицами при тщательном групповом обсуждении. Джанис обозначил в качестве важнейшего фактора ошибочного группового решения особый феномен, который он определил как «стиль мышления людей, которые полностью включены в единую группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов действий».

Возникновение такого стиля мышления во многом обусловлено воздействием на членов группы единообразной системы оценок, касающихся важнейших социальных проблем. Хотя Джанис называет много различных факторов, от которых зависит возникновение (и высокая сплоченность группы, и иллюзия ее неуязвимости, и ее изоляция от объективной информации, и самоцензура, и авторитарный лидер, и наличие «самозванных охранителей группового духа» и пр.), несомненен факт зависимости всех этих обстоятельств от жесткой привязанности членов группы определенной системе ценностей. Сохранение принятых ценностей выступает, таким образом, как причина снижения качества решения.

В исследовании И.Б. Бовиной, посвященном анализу всей совокупности факторов, влияющих на характер группового решения, убедительно показана роль таких переменных, которые непосредственно связаны с ценностями группы [3, с. 177]. К таковым можно отнести представления членов группы о своей собственной группе, ее общую оценку на основе принимаемых ею ценностей, в частности тех характеристик, которые прямо влияют на характер принимаемого решения. Таким образом, факт воздействия ценностей группы и на процесс принятия решения, и на его характер доказан эмпирически.

Все сказанное позволяет сделать вывод: система социальных категорий, ассоциированных с ценностями, – важный и устойчивый фактор социального познания; эта система сохраняется путем ограждения категорий от таких объектов, которые не соответствуют оценкам, представленным в ценностно-нагруженных категориях. Система категорий, связанных с ценностями, обеспечивает самосохранение двумя путями: или отбором информации, релевантной ценностям, или достижением большей ясности категорий, выражающих какие-либо оценки. [3, с. 178]

Такой вывод содержит в себе и более общее важное положение, касающееся в целом функций категорий. До сих пор говорилось об их пользе в процессе социального познания. Теперь уместно сделать вывод и о возможных дисфункциях категорий, когда они не помогают действиям индивида в окружающем мире, а, напротив, служат помехой. Явления, только что рассмотренные, можно назвать «мисидентификацией», которая происходит на основе ложного отнесения к категории.

Очень важно использование ценностей в политической жизни, где при их помощи разрабатывается специальная риторика т.е. особое манипулирование ценностями. Ценности рассматривают иногда как «транспортное средство», которое применяется людьми в дискурсе для такого манипулирования. Основной прием – использование тех же самых ценностей для самых различных целей и зачастую маскировка ложных целей популярными ценностями. История политической жизни полна примерами подобного манипулирования ценностями: сколько самых разнообразных содержаний вкладывалось в такие категории, как «свобода», «равенство», «демократия». Не исключение в этом смысле и наша сегодняшняя действительность: нужен особый талант распознавания за вербально заявленными ценностями реальных целей, преследуемых различными политическими группами при помощи апелляции к ценностям. [3, с. 178]

Особое значение этот факт имеет в быстро изменяющемся мире. Как заметил А. Тэшфел, в этих условиях следует быстрая интерпретация, категориальные решения принимаются на основе недостаточно сложившегося и продуманного опыта. Легко видеть, к каким далеко идущим последствиям это может привести не только индивидов, но и целые социальные группы. Противоречие заключается в том, что в некоторых обстоятельствах на определенном этапе нужны действительно «быстрые решения», когда важнее установить «краткие» различия (или сходства) между объектами или явлениями, чем выяснять исключение из правил. Иногда даже необходимо сохранить категорию, несмотря на наличие исключений. Но все дело в том, чтобы эта сугубо первичная, «грубая настройка», во-первых, не осталась единственной, а главное, чтобы она, – если речь идет о социальных явлениях, – не повредила каждому отдельному человеку.

В целом же очевидно, что ценности играют огромную роль как непосредственно в процессе категоризации, так и вообще в социальном познании. Ценности способствуют сохранению категорий, но в случае краха ценностной категории может последовать крах и самой ценности. Именно поэтому ценностно-нагруженные категории «сопротивляются» противоречивой информации и преобразуют ее в непротиворечивую. Крах отдельной категории может и не привести к краху ценности как таковой, но ценности в обществе находятся в системе. И если окажется разрушенной вся система ценностей, то это может означать настоящую дезорганизацию массового сознания. [3, с. 179]


1.2           Особенности формирования ценностных ориентаций


Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте. Определим сначала их содержание.

Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, т.е. как нечто, ценное само по себе. В первом случае понятие «ценности» иногда используется тождественно понятиям «смысл», «значимость», «убеждения». Одна из важнейших форм ценностей – это идеал. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он представляет этот идеал. Некоторые исследователи рассматривают понятие ценности как близкое понятиям потребности и мотива, считая, что ценность обладает реальной побудительной силой. Другие используют понятие ценностных ориентации как основных элементов системы отношения человека к социальному миру, определяющих стратегию социальной жизни личности. Мы будем исходить из определения, в котором под ценностными ориентациями понимается оценочное отношение личности или группы к совокупности материальных и духовных благ как целей и средств для удовлетворения потребностей.

По концепции А.И. Ракитова, в структуру культуры входят ее «ядро» и «защитный пояс». Первый компонент выступает в роли своего рода «кладовой», где хранятся нормы, эталоны, правила, стандарты, системы ценностей, которые вырабатываются в реальной истории общества: этнические, профессиональные, религиозные. «Ядро» культуры окружено «защитным поясом», который «фильтрует» информацию из других культур, а также адаптирует достаточно неподвижное стабильное культурное «ядро» к изменениям социально-технологической среды. В России сегодня наблюдается столь мощная информационная экспансия со стороны культуры Запада, что «защитный пояс» не может ее выдержать. Тем более что за последнее столетие он был сильно расшатан резкими культурными переменами в нашей стране. Таким образом, культурное «ядро» – «кладовая норм и Ценностей» – теряет свою целостность и стабильность. [24, с. 79]

Вследствие этого современному человеку неоткуда брать «материал» для построения собственной ценностной основы. Он оказывается одиноким в своем жизненном пространстве и практически без помощи общества должен выработать свою жизненную концепцию. Поэтому можно отметить возрастающую роль семьи в формировании ценностной основы у подростков. Однако семья может помочь человеку выработать собственную ценностную основу. И наоборот, отсутствие или размытость ценностей у родителей затруднит нахождение собственного ценностного пути. В данной ситуации закономерно встает вопрос об истинности или ложности формирующихся ценностей.

А. Маслоу рассматривая потребности человека как самоценности, в качестве высшей потребности называет самоактуализацию, т.е. движение в направлении спонтанного выражения всех своих внутренних ресурсов и возможностей, вносящее вклад в общий прогресс жизни на земле. [25, с. 480]

В. Франкл выделяет ценности творчества, отношения и переживания. Ценности творчества реализуются через умение человека внести творческое начало в любую деятельность, которой он занимается. Как говорил В. Франкл, «простой человек, который действительно выполнил конкретные задачи, поставленные перед ним профессией и семьей, несмотря на свою «маленькую» жизнь, достиг большего и стоит выше, чем, например, какой-нибудь большой государственный муж, во власти которого одним росчерком пера решать судьбы миллионов людей, но который, однако, принимает недобросовестные решения».

Ценности переживания, согласно В. Франклу, реализуются в умении воспринимать красоту окружающего мира: природу, музыку и т.п., ощущать свое единство с ними, испытывать душевный трепет и принадлежность к вечному движению.

Наиболее сложными для понимания обычного человека могут оказаться ценности отношения, т.е. отношение человека к тем аспектам своей судьбы, которые хотелось бы, но невозможно изменить, наличие мужества терпеливо, без зависти к окружению «нести свой крест», принимая ответственность за собственное бытие на самого себя. Причем, если возможности реализации ценностей творчества и переживания могут быть ограничены, всегда есть возможность реализовать ценности отношения. [17, с. 121]

Важно отметить, что реализовываться ценности должны посредством труда. Только каждодневный радостный труд переведет ценности из области мыслей в область действий, можно сказать, что он придаст им жизненную силу.

Условно можно объединить взгляды А. Маслоу и В. Франкла, включив в них обобщенное понятие духовных ценностей. Очень важно, чтобы в подростковом возрасте сформировались в той или иной форме духовные ценности и соответственно духовные потребности.

Как отмечает А. Маслоу, «растущая личность смутно видит перечень исходов, из которых она выбирает в соответствии с существующими возможностями, культурным одобрением и неодобрением и т.д., и она постепенно создает себя, например, решив стать врачом».

В. Франкл отмечал, что для полноценного бытия человека необходимо осмысление им всех трех групп ценностей.



1.3           Психологические особенности субкультуры молодежи, влияющие на формирование жизненных ценностей

Стремительно меняющиеся условия и содержание социализации молодежи вновь и вновь обращают внимание исследователей на становление ценностных ориентации, аттитюдов и усвоение социальных норм поведения. Сегодня наблюдается усиление динамики расхождения в материальном, социальном и духовном положении и условиях жизнедеятельности людей, в зависимости от геодемографических факторов, накладывающих существенный отпечаток на личность в целом и ее ценностную подструктуру.

В исследовании О. Польской. [6, с. 68] у старших подростков с помощью методики М. Рокича исследовались ценности двух видов: терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства). Подросткам предлагалось проранжировать два списка ценностей, расположенных по мере убывания их значимости (всего 18): ценности-цели и ценности-средства. Оказалось, что среди основных ценностей-целей (1–14 места) старшеклассники придают первостепенное значение таким категориям, как здоровье, наличие друзей, любовь, уверенность в себе, а также счастливая семейная жизнь и материальная обеспеченность. Обращает на себя внимание тот факт, что среди второстепенных целей (15–18 места) они выделяют творчество, возможность приобщения к красоте природы и искусства, счастье и благополучие других. Таким образом, в полученной иерархии просматривается стойкая направленность на себя, на собственное благополучие. В исследовании И.В. Дубровиной (1989) получены противоположные результаты: ценность счастья и благополучия других занимали абсолютно первые места. В списке инструментальных ценностей первостепенное значение получили следующие ценности-средства: жизнерадостность, воспитанность, ответственность. Наименее ценными подростки считают непримиримость к своим и чужим недостаткам, высокие запросы, чуткость. По мнению современных старшеклассников, обладая чувством юмора, хорошими манерами, умением держать слово, будучи способным действовать самостоятельно, можно достигнуть таких особенно значимых ценностей, как здоровье, наличие друзей, уверенность в себе и т.п. Итак, можно сделать следующий вывод: в условиях кризиса сегодняшние старшеклассники рассчитывают, в основном, только на себя и заботятся прежде всего о личном благополучии. Таким образом, молодые люди, вступая в самостоятельную жизнь, имеют размытую ценностную основу и, следовательно, не обладают внутренними ресурсами для преодоления стрессовых ситуаций, сохранения душевного равновесия, обретения смысла жизни.

В представлениях молодёжи о жизненных смыслах, целях, задачах много декларативного, традиционного и противоречивого. Многие молодые люди слабо ориентированы в реальной роли и значении той или иной ценности в своей жизни, значимость некоторых ценностей преувеличивается, а других преуменьшается.

Известно, что характер социальной деятельности личности, в частности особенности ведущей учебной деятельности студента, находятся в прямой зависимости от структуры его ценностных ориентации.

В качестве психологических условий и путей оптимизации ценностных ориентации выделены:

§     семейные взаимоотношения, где аккумулированы социальный опыт, традиции и все ценности общества;

§     развитие ценностной системы образовательного учреждения;

§     отношение учащейся молодежи к дисциплине как к общесоциальной и личной ценности;

§     особенности ценностных отношений преподавателя, позитивные деловые, моральные, интеллектуальные, политические и другие качества преподавателя, его знания, уровень жизненного и профессионального опыта, психологический склад;

§     положительный психологический климат, основанный на доверии, личном расположении, взаимопонимании, искренняя дружба между членами учебной группы служат одним из оснований формирования у молодых людей способности к взаимопомощи, эмпатии, чувства коллективизма, товарищества.

Проблема динамики и формирования ценностных ориентации современной молодёжи является чрезвычайно серьезной и требует должного внимания от специалистов всех сопряженных сфер. В связи с этим мы считаем целесообразным продолжение исследования ключевых аспектов проблемы.

В целом же очевидно, что ценности играют огромную роль как непосредственно в процессе категоризации, так и вообще в социальном познании. Ценности способствуют сохранению категорий, но в случае краха ценностной категории может последовать крах и самой ценности. И если окажется разрушенной вся система ценностей, то это может означать настоящую дезорганизацию массового сознония.


2. Эмпирическое исследование специфики ценностных ориентаций русских и калмыков


2.1 Программа исследования


Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Согласно выдвинутой гипотезе, набор доминирующих ценностей меняется в зависимости от характера проблем, стоящих перед обществом в целом, социально-политических установок.

Для проверки гипотезы нами были изучены материалы газетных публикаций, тексты мини-сочинений современной учащейся молодежи и молодежи 90-х годов ХХ века. Кроме того, было организовано исследование ценностных ориентаций в двух группах студентов, обучающихся в СУЗах г. Сальска. Всего было обследовано 32 человека.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д.


2.2 Анализ результатов


На основе сравнения результатов данного исследования и результатов подобных исследований в 90-х гг. удалось составить обобщенный портрет современной учащейся молодежи, выделить общие и различные компоненты в ценностно-ориентационном блоке современной учащейся молодежи, выявить и обосновать круг проблем. Так, установлено, что в ценностном сознании современной учащейся молодежи существует общее ценностно-мотивационное ядро, базовые жизненные ценности (семья, друзья, круг общения, досуг) обладают среди современных молодых людей достаточной стабильностью и устойчивостью, в отличие от ценностей социально-политических.

Обнаружено, что характеристика личностных подструктур современной молодежи за последнее десятилетие претерпела трансформацию по нескольким направлениям: повышается прагматизированность и рациональность современной учащейся молодежи; обнаружен существенный дисбаланс в соотношении личностного и общественного в мотивации деятельности и поведения. Современный молодой человек ориентирован в основном «на себя», на свои успехи в жизни; наблюдается снижение уровня гражданственности, социальной ответственности, политической активности. В юношеской среде имеет место чувство неуверенности в завтрашнем дне, раздражения, тревожности, возникает ориентация на агрессивность как личностное качество, необходимое в борьбе за престижное место, усиливаются тенденции психологической защиты.

На основе анализа и обобщения результатов методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича) и «Культурно-ценностный дифференциал» выявлено, что в ценностно-ориентационном блоке русских и калмыков наряду с общими чертами существуют значимые особенности.


Таблица 1. Системы ценностных ориентаций у русских в возрасте 17–19 лет

Ранг ценности

«ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Ранг ценности

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

1

ЗДОРОВЬЕ

1

АККУРАТНОСТЬ

2

НАЛИЧИЕ ВЕРНЫХ И ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ

2

ВОСПИТАННОСТЬ

3

ЛЮБОВЬ

3

ЧЕСТНОСТЬ

4

ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА

4

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

5

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

6

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

6

ОБРАЗОВАННОСТЬ

7

МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ

7

САМОКОНТРОЛЬ

8

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

8

ТРУДОЛЮБИЕ

9

ПОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

9

НЕЗАВИСИМОСТЬ

10

ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ

10

СМЕЛОСТЬ В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ

11

АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

11

НЕПРИМИРИМОСТЬ К СВОИМ И ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ

12

СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ

12

ТВЕРДАЯ ВОЛЯ

13

СПОКОЙСТВИЕ В СТРАНЕ, МИР

13

ЧУТКОСТЬ

14

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

14

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

15

РАВЕНСТВО В ВОЗМОЖНОСТЯХ

15

РАЦИОНАЛИЗМ (УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ)

16

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК

16

ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ

17

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА

17

ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ

18

ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ

18

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ


Таблица 2. Системы ценностных ориентаций у калмыков в возрасте 17–19 лет

Ранг ценности

«ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Ранг ценности

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ»

1

ЗДОРОВЬЕ

1

ВОСПИТАННОСТЬ

2

МАТЕРИАЛЬНО ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ

2

АККУРАТНОСТЬ

3

ЛЮБОВЬ

3

ТРУДОЛЮБИЕ

4

НАЛИЧИЕ ВЕРНЫХ И ХОРОШИХ ДРУЗЕЙ

4

ЧЕСТНОСТЬ

5

ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА

5

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

6

СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

6

НЕЗАВИСИМОСТЬ

7

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

7

ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ

8

СПОКОЙСТВИЕ В СТРАНЕ, МИР

8

ОБРАЗОВАННОСТЬ

9

НЕЗАВИСИМОСТЬ СУЖДЕНИЙ И ОЦЕНОК

9

ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ

10

СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОСТУПКОВ

10

НЕПРИМИРИМОСТЬ К СВОИМ И ЧУЖИМ НЕДОСТАТКАМ

11

ПОЛУЧЕНИЕ УДОВОЛЬСТВИЙ

11

САМОКОНТРОЛЬ

12

АКТИВНАЯ, ДЕЯТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

12

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

13

КРАСОТА ПРИРОДЫ И ИСКУССТВА

13

ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ

14

ПОЗНАНИЕ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

14

ТВЕРДАЯ ВОЛЯ

15

РАВЕНСТВО В ВОЗМОЖНОСТЯХ

15

РАЦИОНАЛИЗМ (УМЕНИЕ ПРИНИМАТЬ ОБДУМАННЫЕ РЕШЕНИЯ)

16

ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

16

ЧУТКОСТЬ

17

ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ

17

ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ

18

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

18

ТЕРПИМОСТЬ К МНЕНИЯМ ДРУГИХ

Как следует из таблиц, на первом месте у русских и калмыков такие ценности, как «здоровье», на втором – «друзья». Так же обращают на себя внимание такие понятия, как «интересная работа», «любовь», «счастливая семейная жизнь». Вызывает беспокойство исчезновение таких ценностей, как «социальная, гражданская активность», «красота природы и искусства».

Результаты молодежи в исследования показывают, что для русских и калмыков одним из важных является такое понятие, как «семья», можно предположить, что именно отношения в семье, благополучие в семье, по их представлению, является самой большой ценностью в жизни. И именно поэтому в настоящее время необходимо обратить самое пристальное внимание на работу с семьей, на поиск новых эффективных форм этой работы.

Системы приоритетов в выборе средств достижения жизненного успеха свидетельствуют о том, что современная молодёжь более уверена в собственных силах и полагается на личные способности и возможности в решении жизненных задач. Качественное образование и профессионализм для многих молодых людей сегодняшнего времени, в отличие от молодежи 90-хх годов, является значимой ценностной ориентацией и важнейшим условием жизненной успешности. Обнаруженные факты говорят о том, что современная учащаяся молодежь имеет ориентацию на самореализацию, на достижение профессионального самовыражения.

Методика «Культурно-ценностный дифференциал» (Г.У. Солдатова, И.М. Кузнецов и С.В. Рыжова), её цель- измерение групповых ценностных ориентаций: на группу, на власть, на друг друга и на социальные изменения. В этой методике русским и калмыкам предлагается оценить характерные качества друг друга, такие как: взаимовыручка – разобщенность, замкнутость-открытость, дисциплинированнсть-своеволие и т.д. Качества оцениваются по 4-бальной шкале: 1 – данное качество отсутствует, 2 – качество выражено слабо, 3 – качество выражено средне, 4 – качество выражено в полной мере.


Оценивание калмыков самих себя

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество


Оценивание русских калмыками

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество


Оценивание русских самих себя

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество


Оценивание калмыков русскими

Взаимовыручка



Разобщенность

Замкнутость



Открытость

Дисциплинированность



Своеволие

Агрессивность



Миролюбие

Верность традициям



Разрушение традиций

Осторожность



Склонность к риску

Уважение власти



Недоверие к власти

Сердечность



Холодность

Подчеркивание



Самостоятельность

Устремленность в прошлое



Устремленность в будущее

Законопослушность



Анархия

Уступчивость



Соперничество



Заключение


Коренная ломка общества, которая произошла в России в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке. В новых жизненных, общественных реалиях, огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей. Нынешнее время характеризуется все более нарастающим ускорением смены системы ценностей. Такой скорости смены ценностных ориентиров еще не знала история человечества на предыдущих этапах развития. В XIX веке взрослеющий человек мог прогнозировать свое будущее и мог ожидать, что система общественных ценностей останется неизменной. Выдвинуть такое предположение сегодня не правомерно, так как структуры общественных и личностных ценностей носят временный характер. Анализ убеждает, что каждые новые ценности более кратковременны, чем предыдущие.

Нестройной становится и пропаганда, так как школа, средства массовой информации и различные субкультуры рекламируют разнообразные наборы ценностей. Следствием этого является общий для многих результат: «ничто не подходит». Сегодня это уже позиция многих. Общество не может договориться о единодушии стандартов поведения, языка, образа действий того, что разрешается для прослушивания, просмотра, выбора идей, профессий, друзей, системы ценностей, принципов, увлечений и т.д.

Для того, чтобы изучить типы индивидуальных систем ценностных ориентаций, какие цели в психологическом плане ставят перед собой теперь молодые люди, с помощью каких механизмов они достигают их, необходимо по возможности полнее охватить спектр ценностных представлений, которых придерживаются современные молодые люди. В ходе исследования были выявлены конкретные ценности респондентов.

В заключение следует подчеркнуть, что проведенные исследования дают наглядную картину ценностных ориентации молодежи, что позволит направить деятельность субъектов образования по формированию адекватной системы ценностных ориентации, оказать подрастающему поколению необходимую социально-психологическую помощь, а также способствует разработке молодежной политики.




Литература


1.          Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

2.          Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2002.

3.          Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

4.          Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001.

5.          Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Психология личности. - М., 2000.

6.          Владимирова Е.К. Исследование ценностных ориентаций личности. // Вопросы психологии №4,2001.

7.          Котова И.Б., Эркенова Н.В. Цивилизованные предпосылки современных жизненных стилей. /Стратегии и техники психологического сопровождения личности в образовании. – Ростов-на-Дону, 2002.

8.          Кузнецова Л.В. Истоки гражданственности. - М., 1986.

9.          Мерлин В.С. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности – М., 1990.

10.     Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. – М., 1991.

11.     Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 1999.

12.     Общая психология / под редакцией А. Бодалева и В. Столина. – М., 1998.

13.     Психология. Словарь. Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М., 1990.

14.     Рубинштейн С.Л. Общая психология. – М., 1993.

15.     Свердлова О. Вечны ли ценности? // Родителям о детях. – М., 2002.

16.     Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2001.

17.     Чернова Э.Г. Специфика ценностных ориентаций современной учащейся молодежи малых городов Центрально-Европейского региона России. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы №1,2004.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.