РУБРИКИ |
Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности эгоцентризма у одаренных детей младшего школьного возрастаПосле выявления по результатам тестирования в исследуемых группах одаренных детей нами на общих основаниях был применен уже весь комплекс различных измерительных процедур: · метод наблюдения; · тестирование; · экспертное оценивание детей учителями, воспитателями, родителями; · оценка продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов); · оценка результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах; · методы математического сравнительного анализа результатов. Практическое исследование проводилось на базе лицея № 165 в 3»а, 3б, 3в классах. Для выделения учащихся с наиболее высоким и низким уровнем интеллектуального развития была применена вышеприведенная методика. Анализ: Учителем был составлен рейтинг по успеваемости. Психологом проведена диагностика интеллектуального развития. На основе результатов составлены таблицы:
Из таблицы видно, что 16 детей имеют наиболее высокий уровень интеллектуального развития (уровень №1). Он указывает на сформированность умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в материале, заданном в вербальной или образной (невербальной) форме. Предполагает наличие умения решать задачи требующие развития пространственного мышления и использования его в новых ситуациях. Из этих детей формируется первая группа. 11 детей имеют более низкий уровень развития (№3- средний). Он указывает на то, что у школьников недостаточно хорошо сформировались умения анализировать и обобщать вербальный и образный материал, поэтому они часто используют в ответах конкретные примеры. Одновременно у ребят могут быть хорошо представлены пространственные элементы мышления и умение понимать социальные ситуации, заданные в вербальной форме. Им нередко вполне под силу успешно выполнять некоторые отдельные вербальные задания. Из этих детей формируется вторая группа. С обеими группами проводилась остальная диагностика для подтверждения или опровержения гипотезы о связи высоких интеллектуальных способностей и морального эгоцентризма.
По результатам тестирования и наблюдения за детьми первой и второй группы была сформирована гипотеза, что одаренные дети более эгоцентричны, чем дети с более низким и средним уровнем умственного развития
Сумма показателей Di = 344 Этот показатель свидетельствует о положительной связи морального эгоцентризма и умственного развития средней силы. Таким образом, гипотеза о положительной связи двух исследуемых характеристик (морального эгоцентризма и уровнем умственного развития) подтвердилась
Сумма показателей Di Коэффициент ранговой корреляции Спирмена внутри первой группы взаимосвязи высокого умственных способностей и высокого уровня эгоцентризма, т.е. гипотеза подтверждается. Дети второй группы менее эгоцентричны, что показывает коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Тетрахорический показатель связи или четырехклеточная корреляция коэффициент Юля.
Сумма = а + в = 13 Сумма = с + d = 10 n = 23 Для того чтобы проверить полученные показатели применим формулу: =1-0,56 Пороговое значение не превышено, между признаками в двух группах обнаружена средняя положительная связь. 3.2 Описание выделенных групп Все школьники, которых мы наблюдали, воспитываются в морально, экономически и психологически благополучных условиях. Все семьи полные, в воспитании принимают участие все члены семьи, в том числе и родственники более старшего поколения, у некоторых детей из выборки есть старшие братья и сестры. Наблюдения за детьми из двух выделенных групп дают основание утверждать, что их поведение в разнообразных ситуациях различно. · Школьная ситуация Дети первой группы стараются все время быть на виду, тянут руку на уроках, на переменах тоже стараются привлечь внимание учительницы (мало играют с другими детьми на переменах в подвижные игры, стремятся побеседовать с учительницей, что-то рассказать, в чём-то ей помочь). Очень чувствительны к снижению оценок. Реакция может быть бурной, могут даже плакать, оправдываются. Требуют пересмотра оценок, дополнительных заданий. Очень настойчивы и активны, хорошо знают принципы и правила, по которым оцениваются не только каждодневные работы - классные и домашние, но и контрольные - годовые, четвертные, «роновские», хорошо помнят все свои ошибки и помарки. Часто учителя подкрепляют такую позицию ребенка, не обсуждая результат, ведь, как правило, именно эти дети являются их надеждой и опорой как лучшие ученики и лицо класса. Как следствие, такие дети перестают видеть в своих одноклассниках партнеров, т.е. равных себе в учебной работе. Для детей второй группы не так важны оценки. Они стараются не попасться на глаза учителю лишний раз, на переменах даже в конце четвертей спокойно играют в подвижные игры. · Со сверстниками Дети первой группы мало идут на контакт, неохотно играют в подвижные игры. Многие из них имеют заметно более слабую физическую форму. На переменах и после уроков больше читают или стараются выполнить домашнее задание, а если и участвуют в играх всего класса, то хотят непременно лидировать, «задаются». Во взаимодействие стараются вступать с детьми старше себя по возрасту. Интересы разнообразны, но связаны в основном с учебной деятельностью Дети второй группы Легко идут на контакт, стремятся к сотрудничеству, В играх принимают на себя любую роль (с удовольствием «водят»), взаимодействуют с любыми детьми, и младше, и старше себя по возрасту. С удовольствием включаются в любые игры на переменах и в группе продленного дня. Менее конфликтны, споры решают чаще всего путем сотрудничества и избегания. Имеют множество интересов, почти всегда выходящих за рамки учебной деятельности. · В семье. Дети первой группы. Чаще воспитываются в семьях с неработающей матерью, чьи интересы и ожидания сконцентрированы в сфере воспитания ребенка или с преобладающим культом ребенка. Как правило, эти дети не имеют братьев и сестер. В подобных семьях ребенок рано начинает понимать, как значим он для родителей, как они любят его, как боятся потерять его. Это повышает его самооценку, создает чувство безопасности, однако часто переходит нормы принятого социального поведения: он не считается с окружающими, действует наперекор их желаниям и требованиям. Часто окружающие, учителя и сами родители видят в этом невоспитанность ребенка, начинают объяснять ему, почему так нельзя себя вести. Но крайне редко это приводит к желаемому результату. Дело в том, что ребенок не видит, не чувствует, почему надо поступать иначе, а именно, что существуют интересы других людей, которые не всегда совпадают с его собственными, и что более того, другие люди имеют не меньше прав для защиты своих интересов, что они не менее ценны, чем он. Дети второй группы. Чаще воспитываются в семьях, где оба родителя работают. Более самостоятельны и независимы, т.к. их интересы лежат в разных областях жизни. Они больше времени уделяют своей деятельности, не связанной с учебой, ведь в этом возрасте интерес к учебе начинает ослабевать. Таким образом, по данным наблюдений учителей и школьного психолога можно свидетельствовать о значимых различиях в поведении детей двух выделенных групп (с высоким и низким моральным эгоцентризмом) лишь в ситуациях «субъект-субъектного» взаимодействия. Учитывая, что одаренные дети представляют собой потенциальных лидеров практически во всех областях общественной жизни, важно проявлять заботу не только о развитии у них когнитивных способностей, но и социальных свойств – способности взаимодействовать, понимать чувства и мысли других людей, адекватно вести себя в ситуациях соревнования, проявлять сочувствие к окружающим. В конечном счете это позволит и самим одаренным детям максимально реализовать свои задатки, с пользой для себя и для других. Заключение Одарённые дети представляют собой особую категорию детей, исследуя которую мы можем лучше понять и раскрыть природу способностей любого ребёнка. В то же время педагоги и родители детей с высокими способностями нуждаются в более детальном представлении об особенностях личностного развития этих детей на разных возрастных этапах. В частности, нежелательное поведение и отношения одарённых детей младшего школьного возраста могут быть скорректированы до наступления у них подросткового возраста, т.к. в начальной школе дети максимально отзывчивы на обучающее и развивающее влияние взрослого, прежде всего своей учительницы. На наш взгляд, существуют определённые различия в характере детей в зависимости от степени выраженности у них морального эгоцентризма. Определяя вслед за Ж.Пиаже эгоцентризм как особую умственную позицию ребёнка, мы сосредоточились в своём исследовании на сравнении морального эгоцентризма у детей с высокими и средними способностями. Данная работа явилась результатом изучения морального эгоцентризма у детей младшего школьного возраста (6 – 10 лет) с высокими общими способностями и заключалась как в анализе литературы, так и в практическом исследовании детей этого возраста Выполнение вышеперечисленных задач полностью соответствовало поставленной в начале работы цели. На первом, теоретическом этапе исследования были собраны данные о психологических особенностях детей младшего школьного возраста, выявлена взаимозависимость возрастных особенностей детей этого возраста и формирования их личности, подобраны тесты и задания, применяемые на практике для выявления феноменов одаренности и эгоцентризма у детей этого возраста. Для выявления уровня интеллектуального развития всех учащихся нами использовался набор тестов, позволивший определить этот показатель для каждого тестируемого ребенка в отдельности. Полученные результаты позволили условно разделить тестируемые группы учащихся на одаренных детей и детей со средними интеллектуальными способностями. При проведении дальнейших исследований это позволило осуществить сравнительный анализ результатов. В нашем исследовании получена положительная связь морального эгоцентризма и умственного развития средней силы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Проведённые совместно с педагогами и школьным психологом наблюдения позволили описать различия в поведении двух условно выделенных групп одарённых детей – с высоким и низким уровнем морального эгоцентризма. На наш взгляд, это поможет более дифференцированно оценивать и корректировать поступки и отношения этих детей в различных ситуациях, развивать у них способности к пониманию чувств и мыслей окружающих людей, признавать таланты не только свои, но и других, ценить партнёров по учебной и любой другой деятельности независимо от вклада. Мы убеждены, что воспитание у одарённых детей терпимого, партнёрского отношения к людям независимо от наличия тех или иных талантов будет способствовать созданию более гуманного общества, в котором с большим успехом будут реализованы любые способности, как по степени, так и по форме выраженности. Интерес представляют дальнейшие исследования в этой области, в частности, использование других методов изучения эгоцентризма, исследование проявлений этого феномена у детей и подростков более старшего возраста. ЛИТЕРАТУРА1. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений над детьми. – М.: Знание, 1975. – 73 с. 2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001. – 160 с. 3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. 4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991. – 80 с. 5. Даль В. Толковый словарь. Т. 2, 3, 4. – М.: Гос. изд-во «Художественная литература», 1935. – 576 с. 6. Дубровина И.В. Индивидуальные различия в способности к обобщению у детей младшего школьного возраста //Вопросы психологии. – 1966. - № 5. – с. 123 – 137. 7. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. – Харьков: ФОЛИО, СПб.: КРИСТАЛЛ, 1996. – 414 с. 8. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – 200 с. 9. Левонтин Р. Умственные способности //Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – с. 20 – 40. 10. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети… //Семья и школа. – 1990. - № 3. – с. 33 – 36. 11. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 448 с. 12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав.. – М.: Академия, 2000. – 320 с. 13. Лейтес Н.С. Возрастной подход к феноменам детской одаренности //Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – с. 57 – 67. 14. Лейтес Н.С. Воспоминания, размышления, беседа //Психологический журнал. – 1992. - № 1. – с. 147 – 165. 15. Лейтес Н.С. Легко ли быть одаренным? //Семья и школа. – 1990. - № 6. – с. 34 – 35. 16. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности: Психологические характеристики некоторых типов школьников. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 215 с. 17. Лейтес Н.С. Одаренные дети //Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – с. 304 – 313. 18. Лейтес Н.С. Проблема способностей в трудах Б.М. Теплова //Вопросы психологии. – 1966. - № 5. – с. 39 – 48. 19. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии. – 1988. - № 4. – с. 98 – 107. 20. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Знание, 1984. – 80 с. 21. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов //Семья и школа. – 1990. - № 2. – с. 27 – 29. 22. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с. 23. Лейтес Н.С. Широта одаренности, призвание, судьба //Вопросы психологии. – 1996. - № 6. – с. 139 – 152. 24. Леонтьев А.Н. О формировании способностей //Вопросы психологии. – 1960. - № 1. – с. 7 – 17. 25. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психологии. – 1989. - № 6. – с. 29 – 33. 26. Матюшкин А.М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети //Вопросы психологии. – 1988. - № 4. – с. 88 – 97. 27. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. – 1994. - № 5. – с. 86 – 95. 28. Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 191 с. 29. Обухова Л.Ф., Рябова Т.В., Гуслова М.Н., Стуре Т.К. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов //Вопросы психологии. – 2001. - № 3. – с. 40 – 48. 30. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с. 31. Одаренные дети /Под ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с. 32. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) /Под ред. А.Н. Леонтьева и Л.И. Божович. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 160 с. 33. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с. 34. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пос. для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав-й /Под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Академия, 2000. – 336 с. 35. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с. 36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах. Т. 2. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с. 37. Рубинштейн С.Л. Способности //Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – с. 20 – 40. 38. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав-й. – М.: Академия, 2000. – 232 с. 39. Степанов В.Г. Психология одаренности детей и подростков //Вопросы психологии. – 2000. - № 3. – с. 140 – 143. 40. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с. 41. Теплов Б.М. Способности и одаренность //Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – с. 262 – 273. 42. Теплов Б.М. Способности и одаренность //Ученые записки Гос. научно-исследовательского института психологии. Т. 2. – М.: Гос. научно-исследовательский институт психологии, 1941. – с. 24 – 30. 43. Типические особенности умственной деятельности младших школьников /Под ред. С.Ф. Жуйкова. – М.: Просвещение, 1968. – 228 с. 44. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. – М.: Знание, 1980. – 82 с. 45. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей //Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – с. 371 – 400. 46. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков //Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – с. 243 – 265. 47. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М.: Прогресс, 1995. – 219 с. 48. Чистякова Г.Д. Творческая одаренность и развитие познавательных структур //Вопросы психологии. – 1991. - № 6. – с. 103 – 111. 49. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М.: Знание, 1990. – 80 с. 50. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. Корпорация «Логос», 1997. – 320 с. 51. Шадриков В.Д. Способности человека //Основные современные концепции творчества и одаренности /Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – с. 24 – 38. 52. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей //Вопросы психологии. – 1996. - № 3. – с. 34 – 43. 53. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Задорина Е.Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6 – 7 лет //Вопросы психологии. – 1994. - № 4. – с. 43 – 46. 54. Юнг К.Г. Феномен одаренности //Психология индивидуальных различий /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – с. 294 – 304. 55. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //Вопросы психологии. – 1996. - № 3. – с. 28 – 3. |
|
© 2010 |
|