РУБРИКИ |
Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрастеОсобенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрастеОсобенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте Проблема изучения ценностных ориентаций личности также вызывает повышенный интерес у современных отечественных психологов. Этой проблеме посвящены труды В.Г. Алексеевой, Л.М. Архангельского, С.А. Белорусова, С.С. Бубнова, ТМ. Буякас, Е.А. Васиной, Н.А. Кириловой, Л. В. Крапивской, Н.М. Лебедевой, В.С. Мухиной и др. Кардинальные перемены в политической, экономической и духовной сферах нашего общества привели к переоценке ценностей, к изменениям стереотипов в сознании и поступках людей. Наибольшее влияние кризисные явления в обществе оказали на сознание молодежи, которое на момент разрушения старых ценностных ориентиров общественной жизни не было полностью сформировано. В психологических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентаций, их роль в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязь ценностных ориентации с различными особенностями личности. Наиболее прогрессивную тенденцию современной психологической науки представляют исследования ценностных ориентации с позиции системного подхода в изучении человеческой индивидуальности. Этот подход, основанный на концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, позволяет рассматривать ценностные ориентации как сложное образование, взаимосвязанное со всей системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Согласно концепции интегральной индивидуальности В.С. Мерлина можно говорить о системообразующей функции ценностных ориентации, то есть о том, что ценностные ориентации могут являться опосредствующим звеном в структуре интегральной индивидуальности, определяя ее формирование. Однако это предположение В.С. Мерлина было подтверждено лишь в одном исследовании, проведенном Н.А. Кириловой в 1998 г. на выборке старших школьников. Наше исследование также направлено на изучение влияния ценностных ориентации на структуру индивидуальности, но не в юношеском возрасте, когда происходит становление системы ценностных ориентации, а в период ранней взрослости, когда система ценностных ориентации представляет собой достаточно стабильное и устойчивое образование. В работе исследуется связь между ценностными ориентациями студентов вузов и свойствами нейродинамического, психодинамического и социально-психологического уровней индивидуальности. В числе методов исследования были использованы следующие: 1) опросник Я. Стреляу, направленный на диагностику свойств нервной системы (исследование нейродинамического уровня индивидуальности); 2) рпросник В.М. Русалова, направленный на диагностику свойств темперамента (исследование психодинамического уровня индивидуальности); 3) методика изучения ценностных ориентации М. Рокича; 4) методика диагностики межличностных отношений Т. Лирй (исследование социально-психологического уровня индивидуальности). В соответствии с целью и задачами исследования выборку испытуемых составили студенты вузов вторых—четвертых курсов в количестве 85 человек. Исследование проводилось в 2001/02 уч. году, на базе Ставропольского государственного университета и Южно-Российского гуманитарного института. На первом этапе исследования диагностировалась выраженность ценностных ориентации. На втором — исследовалась специфика структуры индивидуальности. Данные, полученные в ходе исследования ценностных ориентации по методике М. Рокича, были подвержены процедуре кластерного анализа с целью выявления групп студентов с разными типами ценностных ориентации. В результате было выявлено две группы студентов с различными типами ценностных ориентации. ценностная ориентация интегральная индивидуальность Таблица 1. Распределение студентов по типам ценностных ориентации
Данные таблицы показывают, что для студентов с первым типом ценностных ориентации — с ориентацией на ценности личной жизни — наиболее значимы такие ценности, как здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, то есть ценностно-смысловая сфера этих студентов представлена общечеловеческими Ценностями личного счастья. Для студентов со вторым типом ценностных ориентации значимость представляют ценности самореализации, причем как индивидуальной (уверенность в себе, познание, развитие), так и социальной (активная деятельная жизнь, интересная работа). Факторный анализ полученных данных и интерпретация результатов В результате факторного анализа структуры интегральной индивидуальности студентов с первым типом ценностных ориентации (ценности личной жизни) было выявлено 2 значимых фактора, вобравших себя 44,9% общей дисперсии. Таблица 2. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов с первым типом ценностных ориентации
* — значимая факторная нагрузка (р>0,5). В первый фактор вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, социальная эмоциональность) и межличностного (авторитарность, эгоизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,78), подвижность нервных процессов (0,69), социальная эргичность (0,68), пластичность (0,86) и авторитарность (0,68). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, что, в свою очередь, указывает на развитую и гармоничную структуру интегральной индивидуальности у студентов с первым типом ценностных ориентации, высоко ценящих личную жизнь и личное счастье. В составе первого фактора оказались следующие качества: сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, стремление к лидерству, общительность, высокая переключаемость, темп и социальный темп, авторитарность и эгоизм. Данный фактор является фактором силы, поскольку в нем доминируют авторитарность и эгоизм как основные черты поведения, которые сопровождаются отрицанием эмоциональности в социальном поведении, снижением чувствительности к оценкам со стороны, критике и чужому мнению. Высокие показатели социальной эргичности (потребность в социальных контактах, общительность) в данной группе студентов соответствуют типу ценностных ориентации, так как среди значимых ценностей у этих студентов присутствует общение (наличие друзей). Однако отрицательный показатель социальной эмоциональности, то есть эмоциональной чувствительности к оценкам окружающих людей, к критике со стороны, говорит, скорее всего, об узости круга общения данной группы студентов. Для них важно безоценочное общение, которым как раз и является общение с друзьями. Второй фактор, выявленный в группе студентов с первым типом ценностных ориентации, имеет частичную насыщенность и является оценочным. В него вошли показатели только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,63), агрессивность (0,80), подозрительность (-0,58) и дружелюбность (0,74). На положительном полюсе располагается дружелюбность, что говорит о способности студентов первой группы к доброжелательному отношению в поведении, гибкости при решении проблем, умении расположить к себе человека; противоположный полюс указывает на отрицание агрессивных тенденций в поведении и на отсутствие подозрительности. Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности личной жизни обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора), а также выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди вторых наибольшее значение имеют такие качества, как авторитарность и эгоистичность в поведении и низкая чувствительность к кринке и оценкам со стороны социального окружения. В первый фактор, так же как и у предыдущей группы студентов, вошли показатели всех трех уровней интегральной индивидуальности: Нейродинамического (сила процессов нервного возбуждения, подвижность нервных процессов), психодинамического (эргичность, социальная эргичность, пластичность, темп, социальный темп, эмоциональность) и межличностного (авторитарность, альтруизм). Наиболее высокие факторные нагрузки имеют следующие свойства: сила процессов нервного возбуждения (0,82), подвижность нервных процессов (0,77), темп (0,77) и социальный темп (0,61). Представленность в факторе значимых нагрузок всех трех уровней интегральной индивидуальности свидетельствует о полной насыщенности данного фактора, то есть структура интегральной индивидуальности у студентов со вторым типом ценностных ориентации (с ориентацией на ценности самореализации) развита и гармонична. Таблица 3. Результаты факторизации данных, полученных в группе студентов со вторым типом ценностных ориентации
* — значимая факторная нагрузка (р>0,5). Первый фактор составили сильные качества — сила нервного возбуждения, подвижность нервных процессов, потребность в деятельности и социальных контактах, общительность, предметная пластичность, темп и социальный темп, авторитарность и альтруизм. Данный фактор является фактором силы, где доминируют авторитарность и альтруизм как основные черты поведения, которые не противоречат друг другу, так как авторитаризм представляет собой уверенность в себе, способность брать на себя ответственность, упорство и настойчивость в достижении поставленных целей, а альтруизм характеризуется стремлением заботиться о других, проявлять сострадание, сочувствовать, а также выказывать высокую ответственность по отношению к людям. Для данной группы также характерны очень высокие показатели темпа и социального темпа, что соответствует типу ценностных ориентации этой группы. Например, ценность «активная деятельная жизнь» предполагает высокий темп деятельности и общения. Второй фактор в группе студентов с ориентацией на ценности самореализации имеет частичную насыщенность и является фактором оценки. Он представлен свойствами только межличностного уровня интегральной индивидуальности: эгоистичность (-0,62), дружелюбность (0,71) и альтруизм (0,55). Из всех показателей во втором факторе доминирует дружелюбность как стиль поведения — она расположена на положительном полюсе и имеет высокую факторную нагрузку. По данным факторного анализа такой стиль поведения у студентов второй группы осуществляется посредством снижения эгоистичности. Чем выше у этих студентов альтруистичность и дружелюбность, тем менее эгоистично их поведение. Таким образом, факторный анализ структуры интегральной индивидуальности студентов с ориентацией на ценности самореализации также обнаружил достаточно развитую и гармоничную структуру индивидуальности (полная насыщенность первого фактора) и выявил Доминирующие тенденции в поведении студентов этой группы, среди которых наибольшее значение имеют авторитарность и альтруистичность в поведении. Кроме того, для данной группы студентов характерны высокие показатели темпа деятельности и общения, что в общем соответствует типу ценностных ориентации. В результате факторизации данных в обеих группах студентов были Обнаружены как ортогональные, так и облические межфакторные связи свойств интегральной индивидуальности. Большинство связей имеет ортогональный характер (одни и те же показатели принадлежат только одному фактору). Однако были обнаружены и облические структуры связей и у студентов с ориентацией на ценности личной жизни, и у студентов с ориентацией на ценности самореализации. В первой группе в оба значимых фактора вошел показатель межличностного уровня интегральной индивидуальности — эгоистичность, а во второй — альтруистичность. Ортогональные структуры сужают и ограничивают возможности человека, а облические структуры много-многозначны и; обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям ситуации. Таким образом, наличие облических структур в интегральной индивидуальности в студенческом возрасте подчеркивает достаточно высокую степень приспособления студентов к социальной ситуации, их адаптивность в поведении. Результаты факторного анализа свидетельствуют о том, что интегральная индивидуальность студентов с разными типами ценностных ориентации отличается особенностями структуры, влияние типа ценностных ориентации на формирование структуры интегральной индивидуальности прослеживается достаточно отчетливо. Для выяснения характера разноуровневых связей в структуре индивидуальности был проведен корреляционный анализ показателей изучаемых уровней индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации. Корреляционный анализ данных показывает наличие различий в характере межуровневых связей, что позволяет делать выводы о влиянии типа ценностных ориентации на формирование индивидуальности в студенческом возрасте. Результаты корреляционного анализа межуровневых связей в структуре индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации представлены в таблицах 7 и 8. Таблица 4. Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентов с первым типом ценностных ориентации
Условные обозначения: показаны только значимые межуровневые корреляционные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность. В целом для группы студентов с первым типом ценностных ориентации (преобладают ценности личного счастья — здоровье, любовь, семья, материально обеспеченная жизнь) характерно наличие достоверных зависимостей между всеми тремя уровнями интегральной индивидуальности (нейродинамическим, психодинамическим и социально-психологическим). Среди корреляционных связей в первой группе студентов выделяются многочисленные значимые положительные зависимости авторитарности и эгоизма с показателями нейродинамического и психодинамического уровней индивидуальности и отрицательные связи подчиняемости с показателями тех же уровней. Авторитарность в данной группе студентов положительно связана с силой процессов возбуждения, подвижностью нервных процессов, эргичностью, пластичностью и отрицательно — с эмоциональностью (эмоциональной чувствительностью к результатам деятельности, к неудачам в работе). Эгоистичность имеет только положительные значимые корреляции с подвижностью нервных процессов, с пластичностью и темпом. Подчиняемость как противоположное авторитарности свойство связана с показателями нейродинамического и психодинамического уровней индивидуальности отрицательно, что еще раз подтверждает доминирование в структуре индивидуальности этой группы студентов таких свойств, как эгоистичность и авторитарность. Эти свойства личности не противоречат ориентации на ценности личной жизни, личного счастья, так как люди, высоко ценящие личное счастье, личную жизнь, чаще всего немного эгоистичны и стремятся к власти. Им свойственна активная позиция в Достижении жизненных целей, о чем и свидетельствуют результаты корреляционного анализа (авторитарность и эгоизм значимым образом коррелируют с «сильными» свойствами нейродинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности, а подчиняемость связана с ними обратной зависимостью). Результаты корреляционного анализа данных, полученных во второй группе студентов, то есть у лиц с ориентацией на ценности самореализации и социального роста, отличаются от данных первой группы. Таблица 5. Показатели корреляционных связей в структуре интегральной индивидуальности студентов со вторым типом ценностных ориентации
Условные обозначения: показаны только — значимые межуровневые корреляционные связи; НВ — сила процессов нервного возбуждения; НТ — сила процессов нервного торможения; ПЖ — подвижность нервных процессов; ЭР — эр-гичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарность; ЭГ — эгоистичность; АГ — агрессивность; ПО — подозрительность; ПЧ — подчиняемость; ЗА — зависимость; ДР — дружелюбность; АЛ — альтруистичность. Данные результаты указывают на высокую зависимость студентов второй группы от оценок окружающих, о чем свидетельствуют многочисленные достоверные связи эмоциональности и социальной эмоциональности с показателями психодинамического уровня индивидуальности. Чем выше чувствительность студентов к оцениванию со стороны, к результатам деятельности и социальных контактов (важные для данных ценностных ориентации критерии), тем они подозрительнее, связь с подчиняемостью. говорит о зависимости этих студентов от оценок окружающих в поведении; для получения положительных результатов в деятельности и общении они способны подчиняться. Зависимость у данной группы студентов положительно коррелирует с пластичностью (переключаемостью в предметной деятельности), что говорит о способности студентов быстро переключаться в зависимости от обстоятельств для достижения поставленных целей. Таким образом, студенты с ориентацией на ценности индивидуальной и социальной реализации сильно зависят от обстоятельств, «подстраиваются» под них, склонны к переключаемости с одних видов деятельности на другие. Корреляционный анализ межуровневых связей в структуре интегральной индивидуальности студентов с разными типами ценностных ориентации показал существенные различия между двумя группами студентов, наибольшие отличия обнаружены среди показателей психодинамического и межличностного уровней. Для студентов с ориентацией на ценности личной жизни, личного счастья характерно доминирование таких качеств личности, как авторитарность, эгоистичность, которые реализуются через широкое разнообразие социальных контактов (социальная пластичность) и низкую чувствительность к оценкам со стороны окружения и результатам собственной деятельности. Другая особенность этой группы студентов заключается в том, что им свойственны низкие показатели подчиняемости, то есть для них характерна независимость в поступках и действиях. Студенты со вторым типом ценностных ориентации, наоборот, очень зависимы от результатов собственной деятельности, от чужого мнения, оценок окружения, способны к подчинению для достижения поставленных целей. Исследование интраиндивидуальных различий у испытуемых с разным типом ценностных ориентации показывает, что испытуемые с выраженными ценностями личного благополучия обладают разными индивидуальными характеристиками. Средние показатели по каждому диагностируемому свойству индивидуальности выявили наличие значимой вариабельности свойств. Испытуемым присущи различные показатели по таким характеристикам, как уровень процессов возбуждения, социальная эргичность, темп, авторитарнсть, агрессивность и подчиняемость. У испытуемых с выраженными ценностями самоутверждения обнаруживаются значимые интраиндивидуальные различия по таким характеристикам, как социальная эргичность, социальный темп, эгоистичность и альтруистичность. Вывод: в зависимости от особенностей ценностных ориентации проявляются особенности индивидуальности на всех анализируемых уровнях. Иначе говоря, специфика ценностных ориентации как свойство субъекта оказывает существенное влияние на специфику структурирования индивидуальности. Библиографический список 1. Демин М.В. Проблема ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ. Сер. философия. 2008. № 2. С. 44-48. 2. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М., 2009. — 456 с. 3. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М., 2007. 4. Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И.А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации //Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 3-25. 5. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности // Психологический журнал. 2010. № 1. 6. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 2006. — 336 с. |
|
© 2010 |
|