РУБРИКИ

Особенности формирования представлений о здоровье у детей младшего школьного возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности формирования представлений о здоровье у детей младшего школьного возраста

8.       Джеймс У. Психология. М., "Педагогика", 1991.

9.       Долинский Г.К. К понятийному аппарату валеопсихологии // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб, 1997.

10.   Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990.

11.   Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991.

12.   Колосов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии ребенка. М., 1996.

13.   Лищук В. А. Стратегия здоровья. Медицина - наиболее выгодное вложение средств. М., 1992.

14.   Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998.

15.   Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1997.

16.   Понедельник С. В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 1994.

17.   Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 1997.

18.   Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой, М.,1995.

19.   Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной, М., 1991.

20.   Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. 1997, №2, с. 3-14.

21.   Эльконин Б Д Введение в психологию развития M., 1995.

22.   Энциклопедия психологических тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А Карелина, М.,1997.

23.   Яковлева Н.В. Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 1998, Т.4. Вып.2. с.364-366.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


АНКЕТА №1


Мои мама и папа (старшая сестричка братик):


1.                  чистят зубы утром и вечером;

2.                  моют руки перед едой и после прогулки;

3.                  регулярно принимают душ;

4.                  часто ходят пешком;

5.                  проветривают комнату перед сном;

6.                  прогуливаются по улице перед сном;

7.                  занимаются спортом (бег, плавание и др.);

8.                  всегда ложаться спать в 10-11 часов вечера;

9.                  по утрам делают зарядку;

10.             поддерживают порядок в квартире;

11.             всегда следят за чистотой своей одежды;

12.             курят;      

13.             принимают витамины;

14.             по выходным ходят в поход;

15.             занимаются закаливанием.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


АНКЕТА № 2


1.                 Что такое здоровье?

2.                 Что приносит вред здоровью человека?

3.                 Сколько раз в день ты чистишь зубы?

4.                 Чистить зубы тебя заставляют родители?

5.                 Обязательно ли чистить зубы утром и вечером?

6.                 За какими частями тела необходим особый уход?

7.                 Моешь ли ты руки перед едой? Почему?

8.                 Как ты относишься к людям, которые курят? Почему?

9.                 Занимаешься ли ты по утрам зарядкой?

10.            Зачем нужна зарядка человеку?

11.            Часто ли ты с родителями ходишь пешком?

12.            Кто убирает и проветривает твою комнату?

13.            Кто следит за чистотой твоей одежды?

14.            Соблюдаешь ли ты режим дня? Почему?

15.            Хотел бы ты вести более здоровый образ жизни?




Приложение 3


Список ценностных ориентаций и составляющих здорового образа жизни

Часть 1

Ценности

Хорошие друзья

Красивая одежда

Здоровье

Компьютер

Интересные игры

Часть 2

Составляющие здорового образа жизни

Занятия спортом

Отсутствие привычки к наркотикам

Общение с природой

Отсутствие пристрастия к алкоголю

Правильное питание

Отсутствие привычки к курению

Закаливание

Гигиена рук и тела

Режим дня




Приложение 4


Сводная таблица результатов анкеты № 1

1 «А» класс

№ вопроса

Количество опрошенных учащихся

%  соотношение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+


+


+

+

80

2

+

+

+


+

+

+




60

3

+

+


+

+


+

+

+


70

4

+

+


+


+


+



50

5

+

+


+


+


+

+

+

70

6


+


+


+





30

7

+


+






+


30

8

+

+


+

+


+

+


+

70

9






+




+

20

10

+

+

+


+



+


+

60

11

+


+


+

+

+


+

+

70

12


+


+






+

30

13

+


+

+


+



+


50

14


+




+





20

15




+

+






20




Приложение 5


Сводная таблица результатов анкеты № 1

2 «А» класс

№ вопроса

Количество опрошенных учащихся

% соотношение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+


+

+

+

+

90

2

+

+

+


+

+

+



+

70

3

+

+


+

+


+

+

+

+

80

4


+


+


+





30

5

+

+


+


+


+

+


60

6


+


+


+





30

7

+


+



+



+


40

8

+

+


+

+


+

+


+

70

9










+

10

10

+

+

+


+


+

+


+

70

11

+

+

+


+

+

+


+

+

80

12


+








+

20

13

+



+





+


30

14


+









10

15




+







10




Приложение 6


Сводная таблица результатов анкеты № 1

3 «А» класс

№ вопроса

Количество опрошенных учащихся

%

соотношение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+

+

+

+


+


+

+

80

2

+

+

+


+

+

+


+

+

80

3

+

+


+

+


+

+

+


70

4

+

+


+


+


+



50

5

+

+


+

+

+


+

+

+

80

6


+


+


+


+



40

7

+


+






+


30

8

+

+


+

+


+

+


+

70

9






+




+

20

10

+

+

+


+





+

50

11

+


+


+

+

+



+

60

12


+


+






+

30

13

+


+

+





+


40

14


+









10

15




+

+






20




Приложение 7


Сводная таблица результатов анкеты № 1

4 «А» класс

№ вопроса

Количество опрошенных учащихся

%

соотношение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

+

+


+

+


+


+

+

70

2

+

+

+


+

+

+




60

3

+

+


+

+


+

+

+

+

80

4

+

+


+


+


+


+

60

5


+


+


+


+


+

50

6


+




+





20

7

+








+


20

8

+

+

+

+

+


+

+


+

80

9



+



+




+

30

10

+


+





+


+

40

11

+


+


+

+

+


+

+

70

12


+


+







20

13

+


+



+





30

14


+




+





20

15




+







10




приложение 8


Система бесед для внеклассных мероприятий по формированию представлений о здоровье у учащихся младших классов


1 КЛАСС

Тема беседы: «Понятие о здоровье»


Цель: сформировать у учащихся представление о здоровье и путях его сохранения.

Основные понятия: здоровье, социальная обстановка, здоровый образ жизни, режим дня, физическая культура, личная гигиена, вредные привычки, жизненные ситуации.


Ребята! Как вы считаете, какого человека можно назвать здоровым?

Ваши ответы говорят о том, что здоровый человек – это тот человек, который чувствует себя благополучно. У него отсутствуют болезни. Он в соответствии со своим возрастом физически и психически развит. Его не мучают серьезные переживания, человек живет в нормальной социальной обстановке (нет войны, нищеты, голода, а есть благоприятная семейная обстановка). Здоровье человека зависит от многих причин: от наследственных факторов, медицинской помощи, состояния окружающей среды и образа жизни. Образ жизни складывается из привычек, характера, потребностей того или иного человека, его материального состояния, традиций, существующих в семье и обществе. Для того чтобы чувствовать себя благополучным, нужно стремиться вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни включает в себя соблюдение определенного режима дня, занятия физической культурой и закаливание, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, воздержание от употребления алкоголя, табака, наркотиков, умение справляться с различными переживаниями и жить в обществе.

У каждого человека в соответствии с его возрастом и родом занятий существует свой режим дня. Режим дня – это последовательность действий в течение суток, включающая сон, работу, отдых, прием пищи и т.д. Для того чтобы режим дня был правильным, нужно помнить следующее.

Сон для школьников младших классов должен составлять не менее 10 часов в сутки. Важно спать в хорошо проветренном помещении, так как избыток углекислого газа в воздухе не дает коре головного мозга полноценно отдохнуть. Белье должно быть легким, свободным, лучше всего из натуральных волокон. Кровать должна быть просторной. Постельное белье следует застилать аккуратно, так как наличие складок на простыне или подушке может вызывать неприятные ощущения и мешать процессу засыпания.

После занятий в школе необходимо отдохнуть. Лучше всего это сделать на свежем воздухе в подвижных играх. Можно поспать, но не больше часа.

Питаться лучше всего в определенное время. Нельзя наедаться перед сном (последний прием пищи должен проходить не менее чем за 2 часа перед сном).

Нельзя долго смотреть телевизор, играть на компьютерных приставках. Это снижает зрение и нарушает формирование костного скелета, так как длительное время вы находитесь в вынужденной позе. Переутомляется нервная система, снижается внимание. Оптимальный режим – не более 2 часов в течение дня.

При составлении своего режима дня нужно учитывать эти моменты. Режим дня строго индивидуален и зависит от семейных возможностей, степени отдаленности школы от дома, количества часов, проводимых в школе, в спортивных, музыкальных и других секциях.

Очень важны для здоровья занятия физической культурой и закаливание.

После физической нагрузки человек испытывает приятную усталость, которая дает возможность человеку расслабиться, а затем получить новый прилив сил. Помимо приятных ощущений занятия физической культурой способствуют развитию силы и выносливости, не дают организму быстро состариться, снижают риск возникновения многих болезней. Однако для того, чтобы достичь эффекта, необходимо заниматься физкультурой регулярно, иначе не будут формироваться навыки и развиваться сила. Для того чтобы меньше болеть, очень важно быть закаленным, т.е. приучить свой организм сопротивляться сквознякам, перепадам температуры. Закаливаться нужно начинать с детства и обязательно с помощью взрослых (родителей, воспитателей, врачей) для того чтобы не навредить своему организму. Виды закаливания бывают разные: ходьба босиком, ходьба в майке и трусиках, обливание прохладной водой, сон с открытой форточкой и т.д. Выбор вида закаливания является строго индивидуальным и зависит от особенностей человека. Закаливаться нужно постепенно и продолжать длительное время.

Чтобы быть здоровым, необходимо много внимания уделять правильному питанию. Количество приемов пищи у школьников должно быть 4-5 раз в день: первый завтрак – перед уходом в школу; второй завтрак после двух-трех уроков; обед, полдник, ужин. Нельзя перегружать желудок избытком пищи, так как из-за этого нарушается ее усвояемость, ухудшается общее состояние, появляется тяжесть, ленность, сонливость. Не следует смотреть телевизор и читать во время еды. Для улучшения аппетита имеет значение и обстановка, в которой ведется прием пищи (чистые столы, скатерти, посуда, сервировка стола и т.д.). В пище должны содержаться полезные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Следовательно, только питание, включающее самые разнообразные продукты, может обеспечить организм всем необходимым. Мясо, рыба, яйца поставляют белки, а молоко, молочные продукты, сыры – кальций. Масло содержит жиры, картофель – углеводы. Витамины находятся в основном в фруктах, железо и фосфор – в зеленых овощах и сушеных фруктах. Следует помнить, что избыток любого из этих компонентов так же вреден, как и их недостаток. Поэтому не стоит злоупотреблять каким-либо одним видом продуктов, особенно сдобными изделиями (торты, булки и пр.) и шоколадом. Избыток этих продуктов может привести к излишнему весу, заболеванию зубов и желудка.

Для каждого из нас важна личная гигиена. Личная гигиена – это поддержание в чистоте своего тела, которое помогает человеку выглядеть привлекательным, избавляет его от запахов и не дает возможности развиваться болезням. Личная гигиена включает ежедневное умывание, чистку зубов, расчесывание, регулярную смену нательного белья, ношение чистой одежды. На коже человека, в окружающей среде имеется множество микроорганизмов, которые, будучи не опасными в обычном состоянии, могут вызвать болезнь при определенных условиях. Кроме микроорганизмов в воздухе содержатся частицы пыли, которые также оседают на кожу человека. В процессе работы человек соприкасается с различными предметами и загрязняет свое тело. Эти загрязнения вместе с выделяющимся потом создают условия для возникновения различных болезней. Вот почему необходимо умываться ежедневно, руки мыть несколько раз в день: перед едой, после посещения туалета, игры на улице.

Умывания также необходимы для того, чтобы устранить запах пота, запах материалов, с которыми человек соприкасается в течение дня. Очень важно помнить о регулярной чистке зубов. Лучше это делать два раза в день утром и вечером после еды. Для того чтобы были красивыми волосы, их необходимо расчесывать несколько раз в день. Это позволит сохранить аккуратный вид. Нужно помнить, что зубная щетка и расческа должны быть строго личными. Регулярная смена нательного белья и ношение чистой одежды дает возможность телу сохранять чистоту как можно дольше, а значит, и риск возникновения болезней будет значительно меньше.

Кроме всего вышесказанного, важно также уметь справляться с различными жизненными ситуациями. Человек живет в обществе, и он должен уметь вести себя в этом обществе, уметь справляться с проблемами, возникающими в жизни. Этому нужно учиться с детства. Учиться дружить, уважать старших, беречь себя от ненужных соблазнов, учиться ответственному и безопасному поведению, защищать себя и других. Не следует употреблять табак, алкоголь, наркотики, так как это очень быстро приведет к возникновению болезней, разрушению мира, в котором живешь, и преждевременной смерти. Разумный образ жизни позволит сохранять здоровье как можно дольше и добиться в жизни желаемого.

Вопросы и задания:

Что такое здоровье?

Из чего складывается здоровье?

Каков ваш режим дня? Дайте его описание.

Какими физкультурными упражнениями вы любите заниматься?

Какое должно быть питание?

Что вы включаете в понятие «личная гигиена»?

Какие жизненные ситуации ухудшают здоровье?


Тема беседы: «Привычки и здоровье»


Цель: сформировать у учащихся представление о полезных и вредных привычках.

Основные понятия: привычка, полезные и вредные привычки.

Особенностью человека является способность привыкать к каким-либо действиям или чувствам. Например, кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то поздно; кто-то привык терпеть боль, а кто-то нет. Можно привыкнуть к определенному месту, одежде, играм. Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь. Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например, чистить зубы, питаться в одно и то же время, спать с открытой форточкой. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными: привычка есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа, разговаривать во время еды.

Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, табака, наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок и пр.), сосуды, головной мозг, и возникают болезни. Снижается работоспособность человека, ослабевают зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни. Вредными эти привычки называются еще и потому, что от них бывает очень трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку. Последствия, которые наступают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам.

Допустим, что кто-то из ребят привык вставать поздно по выходным дням, а его начинают будить рано. Как он реагирует на это? Он ворчит, не хочет просыпаться, обижается, а когда встает, еще долгое время ходит вялым. Однако, несмотря на это, он сможет справиться с подобным состоянием сам, без посторонней помощи. От таких привычек, как курение, употребление алкоголя и наркотиков трудно избавиться самому. Человек вынужден обращаться за медицинской помощью. Это связано с тем, что, попадая в организм, табак, алкоголь, наркотики становятся неотъемлемой частью обменных процессов организма. Организм начинает требовать того, что вредно для его здоровья.

Развивается зависимость от этих веществ, приводящая к болезни. Особенно трудно избавиться от вредных привычек, если они сформировались в детском возрасте. Детский организм только формируется и не способен оказывать сопротивление разрушающему воздействию вредных веществ. Болезни возникают быстрее, протекают тяжелее и чаще приводят к печальному исходу. Поэтому необходимо воспитывать у себя хорошие привычки и не стремиться пробовать то, что приводит к появлению плохих привычек.

Вопросы и задания:

Какие привычки называются полезными?

Какие привычки называются вредными? К чему они приводят?

Назовите свои привычки и разделите их на полезные и вредные.

Какие привычки вы наблюдаете у окружающих?


2 КЛАСС


Тема беседы: «Вредные привычки»


Цель: показать учащимся, как вредные привычки влияют на поведение человека.

Основные понятия: алкоголизм, наркомания, галлюцинации, табакокурение.


Давайте вспомним, какие привычки бывают? Как они влияют на здоровье человека?

Итак, вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье. Кроме физических нарушений (нарушения работы сердца, желудка, печени, легких) у человека развиваются нарушения психические. В состоянии алкогольного опьянения у человека меняется поведение. Он становится неуправляемым, теряет контроль над собой. Появляется агрессия, человек становится буйным. В таком состоянии он способен обидеть близких людей, совершить насилие, нарушить правопорядок. Если прием алкоголя повторяется довольно часто, постепенно развивается болезнь алкоголизм. Вся жизнь такого человека превращается в поиск алкоголя и друзей для выпивки. Он способен отдать все, лишь бы достичь своей цели. Поэтому очень часто люди, злоупотребляющие алкоголем, продают все, что у них есть, а вырученные деньги тратят на покупку новой дозы. Становясь зависимыми от употребления спиртных напитков, они начинают ссориться с родными и близкими, друзьями, перестают ходить на работу, постоянно врут и дают ложные обещания. Окружающим людям трудно жить и общаться с таким человеком. В результате алкоголики остаются одни, разрушаются семьи, их увольняют с работы, теряются друзья.

Употребление наркотиков еще более опасно, чем употребление алкоголя. В состоянии наркотического опьянения у человека происходят очень резкие изменения психики, у него появляются галлюцинации, т.е. видения, которые реально не существуют. Эти видения настолько яркие, что человек не замечает ничего вокруг себя, а живет только своими ощущениями. Такие галлюцинации очень опасны как для самого человека, так и для окружающих. Это связано с тем, что видения могут носить устрашающий характер. Человеку может казаться, что его преследуют или хотят убить, он начинает испытывать страх, который может привести к самоубийству. В таком состоянии контроль над своим поведением ослабевает, человек способен обидеть близких людей, совершить насилие или даже убийство. Очень тяжелым является состояние, которое наступает после того, когда действие наркотиков пройдет. Оно настолько болезненно, что человек вынужден опять применять наркотик. Развивается болезнь – наркомания, которая очень быстро может привести к смерти. Вместе с наркоманом страдают и близкие люди. Наркоманы перестают интересоваться делами семьи, друзей. Они становятся угрюмыми, злыми, так как все время думают о том, где достать очередную порцию наркотика. Ради нее они готовы пойти на любое преступление и часто оказываются в заключении.

В отличие от алкоголя и наркотиков табак не вызывает сильных изменений в поведении человека. Однако в этом и таится его опасность. Курящие люди наносят вред окружающим. В табачном дыме содержится много вредных веществ, которые, попадая в организм, накапливаются и разрушают его. Причем они опасны не только для самого курильщика, но и для людей, находящихся рядом в момент курения. Длительное курение приводит к тому, что человек часто болеет, у него снижается работоспособность, внимание и физическая выносливость. У курящих людей повышается риск возникновения раковых заболеваний, которые ведут к преждевременной смерти или инвалидности. У них часто возникают конфликты с теми, кто не курит. Курящие люди не способны достичь высоких результатов в спорте и некоторых других видах деятельности таких, например, как пение. Курение плохо влияет на голосовые связки, голос становится сиплым. У них меняется внешность, такие -поди со временем становятся малопривлекательными. А это немаловажно, особенно для девушек, которые хотят стать актрисами, моделями или просто быть красивыми.

Поэтому не стоит приучать себя к подобным привычкам, даже несмотря на то, что они есть у взрослых. Детский организм только формируется и если сейчас он .»привыкнет» хотя бы к одной из них, то в будущем последствия могут быть очень тяжелыми.

Попробуйте нарисовать рисунок, символизирующий жизнь без вредных привычек.

Вопросы и задания:

Что такое алкоголизм? К чему он приводит?

Кто такие наркоманы? Каковы последствия употребления наркотиков?

Какой вред здоровью приносит курение?


Тема беседы: «Понятие о болезни»


Цель: сформировать у детей представление о болезни

Основные понятия: болезнь, виды заболеваний, микробы, вирусы, токсины, антитела, иммунитет, профилактика болезней.


Болезнь – это нарушение нормальной деятельности организма, внутренних органов. Болезни бывают:

наследственные – передающиеся по наследству;

врожденные – которые возникают у маленького человека, находящегося в организме матери под воздействием различных неблагоприятных факторов (например, мама переносит инфекционное заболевание во время беременности);

приобретенные – которые человек приобретает в течение своей жизни;

инфекционные – вызываются болезнетворными микробами, вирусами.

Проникнув в организм, болезнетворные микробы или вирусы быстро размножаются, выделяя ядовитые продукты жизнедеятельности – токсины. У человека повышается температура, появляется слабость, рвота. Но организм человека вступает в борьбу с возбудителями болезни. В ответ на внедрение микробов вырабатываются защитные антитела, которые их обезвреживают. После выздоровления антитела остаются в организме человека на всю жизнь или на некоторые время, т.е. образуется иммунитет, поэтому при попадании повторно в организм возбудителей некоторых болезней человек не заболевает.

Любая болезнь ослабляет организм. Жизнь показала, что многие болезни можно предупредить, сохранить здоровье.

Для этого необходимо:

хорошо, правильно и регулярно питаться;

много двигаться, заниматься физической культурой и спортом;

соблюдать меры предосторожности дома и на улице;

регулярно проходить медицинские осмотры и проводить профилактические прививки;

соблюдать личную гигиену, режим дня, проводить закаливающие процедуры.

Вопросы и задания:

Что такое болезнь?

Какие бывают болезни?

Что такое иммунитет?

Что необходимо делать, чтобы предупредить болезнь?

Есть ли среди ваших близких людей больные? Подумайте, чем вызвана их болезнь?


3 КЛАСС

Тема беседы: «Курение и здоровье»


Цель: сформировать у учащихся представление об отрицательном влиянии курения на организм.

Основные понятия: компоненты табачного дыма, никотин, токсическое действие, последствия курения.


Что вы знаете о курении?

Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.

Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из листьев, свернутых в трубки, зажженные на конце. Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако». В Европу табак был завезен со второй экспедицией Колумба испанским монахом Романом Пано в 1496 г. В 1560 г. табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в благодарность Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго. Частые случаи отравления табаком, пожары от курения вызвали разочарование. Победоносное шествие табака сменилось его преследованием. В Россию табак был завезен англичанами и немцами в начале XVII столетия. Курение и нюхание табака жестоко преследовалось. Уличенные в курении строго наказывались: их били кнутом, а торговцам отрезали носы, рвали ноздри и ссылали в дальние города. С приходом к власти Петра I был отменен запрет. Так, постепенно все народы пристрастились к курению. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызывать зависимость от него.

Основным составляющим компонентом всех видов табака является никотин. Кроме никотина в табачном дыме обнаружено до 6000 самых различных компонентов, 30 из которых относятся к разряду ядовитых. Ученые установили, что извлеченный из 5 сигарет никотин убивает кролика, а из 100 – лошадь. Смертельной дозой для человека является 0,06-0,08 г никотина.

Почему же люди не умирают сразу, закурив первую сигарету. Дело в том, что никотин поступает в организм небольшими порциями, часть его успевает нейтрализоваться, развивается постепенное привыкание к нему.

Курение очень широко распространено во всем мире, в том числе и в Республике Беларусь. Курение – это не просто вредная привычка. Со временем у человека, который вовремя не остановился, развивается зависимость от никотина, содержащегося в табаке. Действие различных ядовитых веществ, выделяющихся при курении, оказывается для организма человека разрушающим. Однако это не проявляется мгновенно. Последствия курения формируются медленно, накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, так как еще не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака. Необходимо также подчеркнуть, что курение не является естественной потребностью организма, как, например, еда или сон. На протяжении тысячелетий люди обходились без курения, не подозревая о существовании табака.

Курение не является признаком сильной и взрослой личности, поэтому не следует формировать у себя эту вредную привычку.

Как же воздействует курение на человека?

Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки, расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем сиплым. В легких при курении постепенно скапливается табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание.

Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина. Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность. Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга. Отсюда – ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость зрения, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число ошибок.

Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно. Учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, боль в нижних конечностях, отеки, ощущение тяжести при ходьбе.

Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, защитный покров зубов (эмаль) трескается, открывая доступ к проникновению микробов в зубы. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развивается гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.

Курильщики наносят вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих. Загрязненный табачным дымом воздух может вызывать у некурящих головную боль, тошноту, повышенную утомляемость, способствовать обострению и развитию новых заболеваний.

По сравнению со взрослыми организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен. Курящие школьники отстают в физическом и умственном развитии. Отрицательное действие табачных веществ на организм ребенка более выражено еще и потому, что курящие дети сами ставят себя в более худшие условия, чем взрослые: экономят на еде, чтобы купить сигареты – обычно дешевые с большим содержанием никотина, курят натощак. Курение несколькими подростками одной сигареты или докуривание окурков способствует возникновению инфекционных заболеваний. Курящие ученики в сравнении с некурящими более нервны, рассеяны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников младших классов, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.

Таким образом, если составить портрет курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим образом. Цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляется кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина. Из сильной личности человек превращается в раба своей привычки.

Вопросы и задания:

Как появилось курение?

Какие вредные вещества содержатся в табаке и табачном дыме?

Почему люди начали курить?

Какой вред наносит курение органам дыхания, нервной, сердечно-сосудистой системам, органам пищеварения, окружающим людям?

Нарисуйте заядлого курильщика.


Тема беседы: «Что такое СПИД?»


Цель: ознакомить учащихся с понятиями «СПИД», «вирус», «профилактика».

Основные понятия: СПИД, вирус, профилактика.


СПИД – это тяжелая болезнь, от которой страдают и взрослые, и дети во всем мире. СПИД вызывается вирусом. Вирус -очень маленький организм, который способен вызвать разные заболевания, в том числе и СПИД.

Вирус передается от человека к человеку через кровь, поэтому этой болезнью чаще всего болеют взрослые. СПИД - это неизлечимая болезнь. От нее умирают. Ученые еще не создали таблеток, лекарств для лечения, поэтому, чтобы не заразиться, надо заниматься профилактикой. Профилактика – это правила поведения, которые помогут избежать заболевания. Надо соблюдать правила личной гигиены: чистить зубы собственной щеткой и ни с кем ею не обмениваться. Гуляя на улице, не поднимать и не прикасаться к выброшенным иглам, лезвиям, шприцам и другим колющим и режущим предметам, так как они могут быть заражены вирусом.

Вы можете заразиться от больного ребенка вирусом СПИДа через капельки крови и ранки на коже. Поэтому, если вы видите, что у вашего друга (больного СПИДом) течет кровь, то сразу же позовите взрослых. Ребенок не может заразиться, просто находясь рядом с больным СПИДом, который может быть его другом. Можно спокойно давать ему свои книжки, ручки, тетрадки, мяч, сидеть с ним за одной партой, купаться в бассейне и ездить в одном транспорте. Не надо бояться детей, которые заболели СПИДа. Об этом надо рассказывать другим.

1 декабря – Всемирный день профилактики СПИД. В этот день во всем мире проводится много мероприятий, чтобы обратить внимание людей на данную проблему. Каждый ребенок может тоже принять участие, нарисовав рисунок, поделившись с другом знаниями об этой болезни, сделав собственными руками подарок для больных СПИДом детей.

Вопросы и задания:

Чем вызывается СПИД?

Кто чаще болеет СПИДом?

Что такое профилактика?

Как нужно относиться к людям, которые больны СПИДом?

Когда в мире отмечается день профилактики СПИДа?

Нарисуйте плакат о СПИДе.



4 КЛАСС

Тема беседы: «Причины курения»


Цель: разобраться в мотивах курения.

Основные понятия: мотивация, самоутверждение, чувство взрослости, стадии приобщения к курению, никотиновая зависимость, синдром отмены.

Приобщение к курению, как правило, возникает в подростковом возрасте, когда хочется экспериментировать, когда возникает потребность в самоутверждении, стремлении отождествлять себя с окружающей группой, создать свой имидж, чувствовать себя более взрослым и, наконец, в качестве протеста против установок родителей либо общества. Курение очень часто сочетается с приемом алкогольных напитков, наркотических веществ, с повышенной сексуальной активностью, поэтому порой очень трудно определить истинную мотивацию.

В процессе приобщения к курению просматриваются четыре важные стадии: узнавание, проба (экспериментирование), привыкание, продолжение (зависимость). Первое узнавание того, что курение существует как привычка, происходит в раннем детстве, когда ребенок видит вокруг себя курящих взрослых. Будучи пассивным курильщиком он привыкает к запаху и виду сигарет. Со временем возникает желание попробовать самому. Как правило эксперимент начинается в группе и происходит с одобрения сверстников. Боязнь быть отвергнутым усиливает желание. Стремление к независимости от окружающих приводит к продолжению экспериментов. Появляется вера в то, что курение успокаивает нервы, улучшает настроение. Развивается привычка, вызванная привыканием организма к действию никотина, переходящая в никотиновую зависимость.

При отказе от курения возникает синдром отмены. Синдром отмены характеризуется тем, что нарушается способность концентрировать внимание, познавательная способность, меняется настроение. Тяжесть проявления может быть различной, вплоть до того, что человек уже не может отказаться от этой привычки без консультаций специалиста.

В отличие от наркоманов и алкоголиков курильщики не склонны к антиобщественному поведению. Поэтому основными социальными последствиями являются:

преждевременная смерть;

рождение ослабленного потомства;

нарушение взаимоотношений между людьми;

увеличение риска возникновения заболеваний внутренних органов.

Эти последствия наносят большой экономический ущерб обществу. Общество несет расходы по лечению, оплате больничных листов, недополучает продукцию, которую могли бы изготовить заболевшие по причине курения люди.

По прогнозам ученых ежегодная смертность от курения составляет не менее 2,5 млн. человек. Если распространенность курения будет сохраняться на том уровне, который существует сейчас, то смертность от курения во второй четверти следующего века будет ежегодно составлять 10 млн. человек. Около половины этих смертей произойдет в средней возрастной категории (40-60 лет). Те люди, которые должны погибнуть, живут среди нас сегодня детьми или начинающими жизнь взрослыми. Потеря продолжительности их жизни составляет около 20 лет. Не менее удручающая статистика для нашей республики. По расчетным данным в 1995 году лишились жизни вследствие этой привычки 15500 человек, в том числе 15000 мужчин и 500 женщин, что составило 28% от мужской смертности и 1% от смертности женщин по нашей республике. Для сравнения можно указать, что в результате дорожно-транспортных происшествий в Беларуси погибает ежегодно около 2000 человек, т.е. в 8 раз меньше. Средняя потеря продолжительности жизни курящих белорусов в 1980 году для всех возрастов составила 18 лет, а для возрастной группы 35-69 лет – 21 год.

Хотелось бы отметить, что если человек вовремя бросает курить, то со временем многие функции восстанавливаются. Значит, если есть проблемы с курением, то необходимо подумать об отказе от него.

Вот что сказал бывший крупный работник табачной промышленности В.Кроуфорд в совместном с президентом США Клинтоном радиообращении: «На протяжении нескольких лет я оборонял табачную промышленность от всех, кто стремился ограничить курение. Мне довелось обманывать многих людей, но получилось так, что я обманул и себя тоже. Я начал курить в 13 лет и всю жизнь очень много курил. Сегодня в моем горле и легких, там, где был табачный дым, найдены раковые метастазы, и я знаю, что они скоро убьют меня. Я уже опоздал, но вы еще нет. Думайте. Не давайте никому вас обмануть. Не курите».

Вопросы и задания:

Назовите 4 стадии приобщения к курению.

Что означает синдром отмены?

Назовите основные социальные последствия курения.

Спросите знакомых, которые курят, как они приобщились к этой привычке, пытались ли они бросить курить, какие трудности они при этом испытывали.


Тема беседы: «Алкоголь и здоровье»


Цель: сформировать у учащихся представление об отрицательном влиянии алкоголя на организм человека.

Основные понятия: алкоголь, химический состав, наркотическое вещество, токсическое действие.

Материалы: таблицы со строением внутренних органов человека.


Что вы знаете об алкоголе? Какое действие оказывает алкоголь на здоровье человека?

Алкоголь – это вещество, которое содержится в спиртных напитках (водке, вине, пиве и т.д.). По химическому составу относится к наркотическим веществам и оказывает токсическое действие на организм. Само название «алкоголь» происходит от арабского «алькоголь», что означает «одурманивающий». В VI–VII веках арабы научились получать спирт, с помощью которого стали изготавливать различные напитки, получившие впоследствии название алкогольных. Основой всех алкогольных напитков является винный, или этиловый, спирт, который и вызывает состояние опьянения.

Алкоголь хорошо смешивается с водой и растворяется в жирах. При помощи ферментов разлагается на углекислый газ и воду. Благодаря своим химическим свойствам алкоголь легко проходит через биологические мембраны в организме. Всасывание алкоголя происходит уже во рту, около 20% всасывается в желудке, остальное – в тонком кишечнике. Из тонкого кишечника алкоголь поступает в систему кровообращения, посредством которой разносится по всему организму. Рассмотрим действие алкоголя на некоторые внутренние органы человека.

Что мы относим к внутренним органам человека?

Желудок. Всасываясь, алкоголь вызывает раздражение слизистой оболочки, выстилающей желудок, и приводит к ее воспалению. Появляются тошнота, рвота, боли в животе, неприятные ощущения после приема пищи (изжога, отрыжка), снижается аппетит. Следствием этих проявлений является уменьшение количества принимаемой пищи. В организм не поступают в достаточном объеме необходимые питательные вещества, витамины. Может наступить истощение. Развиваются такие заболевания, как гастрит, язвенная болезнь. Усиливается риск возникновения злокачественных заболеваний.

Кишечник (толстый и тонкий). Так же, как и в желудке, алкоголь раздражает слизистую оболочку кишечника, вызывая ее воспаление. В результате такого воздействия выделяется значительно меньше ферментов и других пищеварительных соков, которые необходимы организму для того, чтобы проходил полноценный процесс переваривания пищи и всасывания питательных веществ. При употреблении алкоголя вместо полезных веществ в кровь, оттекающую к другим органам и тканям от кишечника, поступает много вредных веществ. В результате поражения кишечника могут возникнуть расстройства стула (поносы, запоры), появляются боли внизу живота.

Печень. В организме человека печень играет очень важную роль, так как она выступает в роли защитника от вредных веществ. Употребление алкоголя пагубно отражается на защитной функции печени. Печеночные клетки, очищая организм от алкоголя, постепенно погибают и замещаются жировой или соединительной тканью, т.е. на месте живых клеток появляется рубцовая ткань. Печень сморщивается и уже не способна выполнять свою функцию. Возникает тяжелая болезнь – цирроз печени, и человек погибает от самоотравления.

Легкие. Отрицательное действие оказывает алкоголь и на легкие. Частично выделяясь через легкие, он способен вызывать повреждение легочной ткани, сопровождающееся возникновением ряда заболеваний. Появляются одышка, кашель, удушье.

Сердце. Сосуды сердечной мышцы при употреблении алкоголя становятся плотными, теряют эластичность. Просвет их сужается, что затрудняет движение крови. Сердце плохо снабжается кровью, а это приводит к возникновению болезней сердца (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, нарушение ритма сердечных сокращений). При поражении кровеносных сосудов возникает гипертоническая болезнь, сопровождающаяся повышением артериального давления. Поражается венозная система. Расширяются вены носа, щек, в результате чего лицо человека, употребляющего алкоголь, становится бордово-синим.

Почки в организме человека выполняют выделительную функцию. Нарушение их работы, возникающее вследствие разрушающего воздействия алкоголя на ткани почки, приводит к очень тяжелым заболеваниям, характеризующимся стеками, сильными болями, изменением давления, нарушением мочеиспускания.

Половые органы. При действии алкоголя на половые клетки происходит изменение в их структуре. Это ведет к рождению неполноценного потомства. Дети, рожденные от родителей, страдающих алкоголизмом, отстают в психическом и физическом развитии. Кроме того, у подростков, употребляющих алкогольные напитки, нарушается формирование половых функций, что может привести к заболеванию половых органов и бесплодию.

Алкоголь особенно опасен в детском и подростковом возрасте, потому что многие органы и функции еще не сформировались. Возможна задержка их развития и патологические, необратимые изменения.

Вопросы и задания:

Подумайте, почему нужно отказываться даже пробовать спиртные напитки, если кто-то их вам предлагает.

Как вы будете обосновывать свой отказ?

На какие внутренние органы отрицательно влияет алкоголь?


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.