|
|
|
|
Особенности формирования самосознания в дошкольном возрасте
Это можно объяснить тем, что в данной выборке у детей старшего
дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер. Дети
довольно часто в заданиях отмечали более высокие ступени. Это может объясняться
низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и
переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя не
совершенным.
Таким образом, на основании проведенных методик нами было
выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего
дошкольного возраста.
Между детьми с разными уровнями самооценки в ее проявлении
имеются свои особенности - по некоторым характеристикам были сходны между
собой, а по другим отличались.В целом дети с высокой самооценкой более активны
и самостоятельны, чем дети с заниженной самооценкой. У детей старшего
дошкольного возраста с адекватной самооценкой проявляется, как и активность,
так и в некоторых ситуациях и пассивность.
Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник
может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка
оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных
видах деятельности и поведение старшего дошкольника.
Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки
у детей старшего дошкольного возраста выступает общение со взрослыми.
Для достижения более адекватной самооценки родителям и педагогам
необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание
фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий,
предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют
формированию активности и адекватной самооценки.
Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у
детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи
и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что
одобряется, и то, что порицается.
Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития
адекватной самооценки.
Итоги главы 2
В ходе нашего исследования нами были подобраны и проведены
методики, направленные на выявление психологических особенностей личности,
структурных компонентов самооценки, изучение особенностей проявления самооценки
у детей старшего дошкольного возраста.
Полученные данные подвергались количественному и качественному
анализу. На основании проведенного эмпирического исследования нами было
установлено, что имеются определенные особенности проявления самооценки у детей
старшего дошкольного возраста.
Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки
различаются по некоторым параметрам у детей с заниженной, адекватной и высокой
самооценкой.
Наиболее яркие особенности проявления самооценки у детей старшего
дошкольного возраста чаще обнаруживались между заниженной и высокой
самооценкой, а также между адекватной и высокой самооценкой.
Заключение
Ценность
личности измеряется в большей мере тем, что, как и для чего человек умеет
делать. Правильное осознание своих умений, действий является не только
средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное
значение как фактор формирования лучших качеств личности. Дошкольник,
становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения
с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и
глубоко осознать себя и оценить.
Вся
психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих;
каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается
окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий,
подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Знать
оценочные и самооценочные действия дошкольника очень важно для установления
отношений с ним, для нормального общения, в которое ребёнок включаются. С
возрастом ребенок все с большей определенностью различает свои действительные
достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными
качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и
его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих
действий и личностных качеств. Как и все другие особенности личности, его
самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль
принадлежит семье и детскому саду. Кроме осознания своих качеств, старшие
дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают
объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления,
почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.
Исходя
из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по развитию умения адекватно
оценивать свои действия является актуальной именно на этой возрастной ступени.
При анализе научных работ, посвященных самооценке, мы установили, что как в
отечественной, так и в зарубежной литературе нет единственного определения
самооценки, каждый автор представляет ее в своем понимании. Но разработано
достаточно много методик, позволяющих вывить уровень развития самооценки. В
процессе нашего исследования мы придерживались следующего понимания самооценки,
данного А.Г. Спиркиным: самооценка есть отношение к себе, которое наряду с
познанием себя входит в самосознание.
Объектом
исследования явилась личность дошкольника. Предметом исследования – особенности
самооценки детей дошкольного возраста. В ходе выполнения работы были решены
следующие задачи:
-
Рассмотрены основные подходы к изучению самооценки в научной литературе.
-
Определено понятие самооценки.
-
Выявлены особенности развития самооценки детей
В
процессе решения задач, было выявлено, позитивная направленность общей
самооценки у детей подготовительной к школе группы. В возрасте 6-7 лет дети
оценивают себя конкретно, подробно и адекватно. Критерием при оценке себя
служит опора на собственный опыт, полученный в разных видах деятельности и
осознание своих возможностей, качеств. Развитие самосознания находится в тесной
связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе
их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование —
ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то
положение, которое он в данное время занимает, т. е. у ребенка появляется
«осознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренней
позиции». На протяжении дошкольного детства сохраняется общая положительная
самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она
способствует тому, что дошкольники склонны завышать представления о своих
возможностях.
Приложение
Таблица 1 Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (оценка детей, как,
по их мнению, их оценивают взрослые (родители))
№
|
Имя ребёнка
|
Хороший
|
Ум
|
Здоровье
|
Красота
|
Доброта
|
Счастье
|
Смелость
|
Сила
|
Старание
|
1
|
Семён А.
|
2
|
2
|
1
|
3
|
3
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Олег Б.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Рома В.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
4
|
Влад В.
|
1
|
3
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
5
|
Даша Г.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
6
|
Ваня Д.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
7
|
Кристина Ж
|
1
|
1
|
7
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
3
|
8
|
Вика З.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
9
|
Вероника К.
|
1
|
1
|
6
|
1
|
1
|
1
|
3
|
1
|
1
|
10
|
Ваня Л.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11
|
Арина М.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
12
|
Катя М.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
2
|
2
|
13
|
Алёна П.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
14
|
Полина Ф.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
5
|
3
|
1
|
15
|
Ангелина Щ
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
1
|
16
|
Серёжа Ю.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
17
|
Настя Я.
|
5
|
1
|
5
|
1
|
2
|
2
|
1
|
3
|
1
|
Таблица 2 Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (ребёнок оценивает
сам себя)
№
|
Имя ребёнка
|
Хороший
|
Ум
|
Здоровье
|
Красота
|
Доброта
|
Счастье
|
Смелость
|
Сила
|
Старание
|
1
|
Семён А.
|
1
|
1
|
5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Олег Б.
|
2
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
2
|
3
|
2
|
3
|
Рома В.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Влад В.
|
2
|
1
|
3
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Даша Г.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
Ваня Д.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
3
|
2
|
7
|
Кристина Ж.
|
2
|
2
|
5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
1
|
8
|
Вика З.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
3
|
1
|
2
|
9
|
Вероника К.
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Ваня Л.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11
|
Арина М.
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
12
|
Катя М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
13
|
Алёна П.
|
3
|
3
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
14
|
Полина Ф.
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
5
|
4
|
2
|
15
|
Ангелина Щ
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
3
|
1
|
16
|
Серёжа Ю.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
17
|
Настя Я.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
5
|
1
|
1
|
Таблица 3 Данные по методике Лесенка Шур В.Г. (оценка детей как,
по их мнению, их оценивают сверстники (одногрупники)
№
|
Имя ребёнка
|
Хороший
|
Ум
|
Здоровье
|
Красота
|
Доброта
|
Счастье
|
Смелость
|
Сила
|
Старание
|
1
|
Семён А.
|
5
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
2
|
2
|
Олег Б.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
Рома В.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
4
|
Влад В.
|
3
|
3
|
5
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
5
|
Даша Г.
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
6
|
Ваня Д.
|
3
|
2
|
2
|
5
|
5
|
3
|
5
|
3
|
6
|
7
|
Кристина Ж.
|
2
|
3
|
1
|
2
|
2
|
2
|
5
|
6
|
2
|
8
|
Вика З.
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
9
|
Вероника К.
|
1
|
1
|
5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
10
|
Ваня Л.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
11
|
Арина М.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
12
|
Катя М.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
13
|
Алёна П.
|
6
|
3
|
2
|
3
|
3
|
2
|
1
|
3
|
6
|
14
|
Полина Ф.
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
6
|
1
|
1
|
15
|
Ангелина Щ
|
2
|
2
|
5
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
16
|
Серёжа Ю.
|
2
|
2
|
3
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
17
|
Настя Я.
|
2
|
2
|
3
|
2
|
1
|
1
|
5
|
5
|
2
|
Приложение Б
Таблица 4 Высказывания испытуемых по переменной «Хороший» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания детей
|
Ребёнок о самом себе
|
По мнению взрослого(родитель)
|
По мнению детей (сверстников)
|
Семён А.
|
Захотелось, я хороший
|
Не знаю, меня любят родители
|
Иногда я балуюсь
|
Олег Б.
|
Иногда хороший, иногда плохой
|
Делаю хоршие дела
|
Помогаю другим
|
Рома В.
|
Хорошее что-то делаю
|
Я такой умный, все делаю
|
Думаю, что все так считают
|
Влад В.
|
Бывает, что что-то не получается
|
Иногда меня хвалят
|
Считают обычным мальчиком
|
Даша Г.
|
Я хорошая
|
Помогаю родителям
|
В детском саду не балуюсь
|
Ваня Д.
|
Я хочу быть хорошим, и я
|
Хорошо себя веду
|
Иногда веду себя плохо, могу не спать
|
Кристина Ж.
|
Я очень хорошая
|
Помогаю маме, хорошо делаю
|
Иногда меня ругают, обижают
|
Вика З.
|
Хорошо себя веду, взрослым помогаю
|
Дома хорошо себя веду, но могу иногда папу
нечаянно обидеть
|
Хорошо отвечаю на занятиях, помогаю всем
|
Вероника К.
|
Я маму не обижаю
|
Я спокойная и хорошая
|
Я делюсь, вчера вафли дала
|
Ваня Л.
|
Занимаюсь дома, на все вопросы отвечаю
|
Меня любят таким, какой я есть
|
Помогаю детям, если им нужна помощь
|
Арина М.
|
Мення мама хвалит, я ей дома помогаю
|
Иногда я ома убираюсь
|
Все заметили, что на занятиях я хорошо занималась
|
Катя М.
|
Дома слушаюсь маму и папу
|
Помогаю маме стирать, вытирать пыль
|
Помогаю ребятам убираться
|
Алёна П.
|
Помогаю маме постель стелить
|
Чашки дома мою
|
Помогаю игрушки убирать в садике
|
Полина Ф.
|
Умею читать и писать
|
С мамой книжки читаем
|
Хорошо в детском саду занимаюсь
|
Ангелина Щ
|
Никого не обманываю
|
Иногда балуюсь, и у мамы плохое настроение
становится
|
Хорошо веду себя в детском саду
|
Серёжа Ю.
|
Иногда бываю хорошим, иногда меня ругают
|
Мам меня редко ругает
|
Я в детском саду плохо себя веду
|
Настя Я.
|
Занимаюсь в детском саду хорошо
|
Дома родителям помогаю
|
В детском саду ем хорошо
|
Таблица 5 Высказывания испытуемых по переменной «Ум» по методике
«Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания
детей
|
Ребёнок
о самом себе
|
По
мнению взрослого(родитель)
|
По
мнению детей (сверстников)
|
Семён
А.
|
Я
так хочу…
|
Я
хорошо отвечаю, иногда…
|
Знаю
что-то умное говорю
|
Олег
Б.
|
Я
все понимаю на занятиях
|
Занимаюсь
хорошо
|
Говорят,
что я много знаю
|
Рома
В.
|
На
занятиях стараюсь отвечать правильно
|
Занимаюсь…
|
Иногда
говорят, что я обычный мальчик
|
Влад
В.
|
Я
все слушаю, что говорит
|
Я
послушный, слушаю, что мне говорят
|
Со
мной все играют, всем
|
Даша
Г.
|
На
занятиях слушаю все
|
Я
умная, так считают родители
|
Просто
рассказываю что-то интересное
|
Ваня
Д.
|
Я
дома хорошо занимаюсь
|
Я
успокаиваю маму, когда ей плохо
|
Другие
могут больше меня знать
|
Кристина
Ж.
|
Я
умная, помогаю маме
|
Буквы
не все знаю
|
Рисую
красиво, все это знают
|
Вика
З.
|
Я
хожу в школу и отвечаю на все вопросы
|
Меня
любят за то, что я оценки хорошие получаю, пятерки
|
Думаю,
что я простая девочка
|
Вероника
К.
|
Я
все примеры решаю на занятиях
|
Я
все упражнения самостоятельно делаю
|
Меня
могут похвалить
|
Ваня
Л.
|
Обычный
мальчик
|
Считаю
лучше всех
|
Не
знаю много всего
|
Арина
М.
|
Я
чуть-чуть умная
|
Мама
говорит, что я в школе хорошо занимаюсь, на все вопросы отвечаю
|
Ребята
видят, что отвечаю на вопросы
|
Катя
М.
|
Помогаю
всем
|
Мама
говорит, что я самая хорошая
|
Помогаю
ребятам
|
Алёна
П.
|
Зарядкой
хорошо занимаюсь, знаю, что это полезно
|
Знаю,
что надо хорошо есть
|
Помогаю
ребятам
|
Полина
Ф.
|
Иногда
забываю буквы
|
Решаю
задачи и загадки отгадываю
|
Хорошо
отвечаю на занятиях
|
Ангелина
Щ
|
Я
очень хорошозанимаюсь, даже спрашивать не хотят
|
Бывает,
что мама на меня сильно кричит
|
Меня
в детском саду хвалят
|
Серёжа
Ю.
|
Я
всегда знаю, что мама может помочь
|
Иногда
вещи за собой не убираю
|
На
занятиях получаю хорошие оценки
|
Настя
Я.
|
На
занятиях отвечаю
|
Меня
мама вшколу отдала
|
Много
знаю
|
Таблица 6 Высказывания испытуемых по переменной «Здоровье» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания
детей
|
Ребёнок
о самом себе
|
По
мнению взрослого(родитель)
|
По
мнению детей (сверстников)
|
Семён
А.
|
Чихаю,
кашляю, не могу вылечиться
|
Мама
лечит, чтобы выздоровел
|
Иногда
болею
|
Олег
Б.
|
Я
всегда здоров
|
Мама
следит, чтобы я не болел
|
Думают,
что я здоровый
|
Рома
В.
|
Я
болею, очень сильно кашляю
|
Знают,
что я иногда болею
|
Иногда
хриплю, кашель бывает
|
Влад
В.
|
Никогда
не болею
|
Мама
знает, что я иногда болею
|
Иногда
я болею
|
Даша
Г.
|
Иногда
болею
|
Чихаю,
бывает кашляю
|
Могу
от других заразиться
|
Ваня
Д.
|
Я
не болею, я здоровый
|
Я
не болею, это видят мама и папа
|
Я
не кашляю
|
Кристина
Ж.
|
Я
сейчас болею
|
Мама
не любит, когда я болею
|
Когда
я сплю, я выздоравливаю, и все думают, что я становлюсь здоровой
|
Вика
З.
|
Я
иногда болею
|
Когда
болею, очень сильно кружится голова
|
Когда
болею, все это видят и понимают
|
Вероника
К.
|
Не
болею, но немножко чихаю
|
Мама
и пап думают, что я самая здоровая
|
Я
чихала и некоторые подумали, что я заболела
|
Ваня
Л.
|
Не
болею
|
Мам
а ухаживает за мной
|
Не
заражаюсь от других
|
Арина
М.
|
Я
выздоравливаю и не болею
|
Могу
снова заболеть
|
Я
сейчас здорова
|
Катя
М.
|
Была
ветрянка, сейчас выздоровела
|
Я
здоровая
|
Хожу
в детский садик здоровой
|
Алёна
П.
|
Сейчас
не болею
|
Иногда
болею
|
Не
подхватываю болезнь
|
Полина
Ф.
|
Очень
редко болею
|
Иногда
болею
|
Сейчас
горло болит
|
Ангелина
Щ
|
Иногда
могу болеть
|
Иногда
голова болит
|
Всегда
хожу в детский сад, даже когда болею
|
Серёжа
Ю.
|
Я
не болею
|
Сильно
никогда не болел
|
В
больницу не хожу
|
Настя
Я.
|
Не
болею никогда
|
Дома
не болею
|
В
детском саду не кашляю
|
Таблица 7 Высказывания испытуемых по переменной «Красота» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания
детей
|
Ребёнок
о самом себе
|
По
мнению взрослого(родитель)
|
По
мнению детей (сверстников)
|
Семён
А.
|
Нарядный,
красивый, когда праздник
|
Мама
одевает в красивую одежду
|
Чуть-чуть
некрасивый
|
Олег
Б.
|
Когда
праздник – я буду красивым
|
Хорошо
веду себя, мне покупают красивую одежду
|
Все
видят, что я красивый, нарядный
|
Рома
В.
|
У
меня есть красивый костюм
|
Мама
говорит, что я самый красивый мне покупает мне новые костюмы
|
На
празднике был самый красивый, все меня видели
|
Влад
В.
|
|
|
|
Даша
Г.
|
У
меня прическа красивая
|
Одежда
есть нарядная
|
Одеваюсь
нарядно
|
Ваня
Д.
|
Не
часто пачкаю одежду
|
Сильно
одежду не пачкаю
|
Чистым
хожу
|
Кристина
Ж.
|
У
меня платье есть красивое
|
Меня
наряжают красиво
|
Все
видят, какие у меня наряды
|
Вика
З.
|
Мне
новое платье купили красивое
|
Мама
и папа думают, что в садике я самая красивая
|
Я
всем нравлюсь в садике. Я просто красивая, иногда самая красивая
|
Вероника
К.
|
Мама
мне говорит, что я очень красивая
|
Родители
меня считают очень красивой
|
Все
считают, что я красивая
|
Ваня
Л.
|
Одеваюсь
я красиво
|
Тепло
и красиво одевают меня
|
Видят,
что я красиво одеваюсь
|
Арина
М.
|
У
меня красивая новая одежда
|
Мам
знает, что я красивая
|
Все
видят, что я красивая
|
Катя
М.
|
Куртка
красивая, блестит
|
Спрашивает
у меня, какую одежду купить
|
За
мной Ярослав ухаживает, говорит юбка красивая
|
Алёна
П.
|
Глаза
у меня красивые
|
Мама
мечтает, чтобы я была еще красивее
|
Просто
нравлюсь
|
Полина
Ф.
|
Одеваюсь
красиво
|
Одежда
красивая
|
Видят,
что я красиво одеваюсь
|
Ангелина
Щ
|
Я
такой красивой родилась
|
Я
не самая красивая
|
Есть
еще красивей дети
|
Серёжа
Ю.
|
Не
подарки покупают
|
Мне
многое покупают
|
Ребята
видят, какие у меня игрушки
|
Настя
Я.
|
Я
в розовом костюме, который мне идет
|
Есть
красивая одежда
|
Иногда
я одеваю старую одежду
|
Таблица 8 Высказывания испытуемых по переменной «Доброта» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания детей
|
Ребёнок о самом себе
|
По мнению взрослого(родитель)
|
По мнению детей (сверстников)
|
Семён А.
|
Детям даю игрушки
|
Иногда не балуюсь дома, а бывает, ругают
|
Помогаю, если надо делюсь
|
Олег Б.
|
Мне мама доверяет
|
Меня любят очень сильно
|
Помогаю, если надо
|
Рома В.
|
Игрушки брату даю
|
Помогаю маме
|
Угощаю ребят
|
Влад В.
|
Хорошо ем и набираюсь сил
|
Хорошо ем
|
Я расту, становлюсь сильным
|
Даша Г.
|
Я смелая
|
Могу с братом браться
|
Иногда дерусь с детьми
|
Ваня Д.
|
Иногда бываю хорошим
|
Помогаю родителям
|
Делюсь иногда
|
Кристина Ж.
|
Даю конфеты, иногда
|
Помогаю маме
|
Я делюсь со всеми
|
Вика З.
|
Делюсь иногда с кем-нибудь
|
Помогаю родителям
|
Игрушки даю поиграть
|
Вероника К.
|
Мне все говорят, что я добрая
|
Помогаю маме и папе
|
Иногда на меня обижаются, ругают
|
Ваня Л.
|
Я приносил в группу мозаику, делился с ребятами
|
Читаю маме по слогам
|
Я делюсь со всеми
|
Арина М.
|
Помогаю маме везде
|
Мама видит, что я добрая
|
Помогаю ребятам убираться
|
Катя М.
|
Приношу конфеты и делюсь
|
Отвечаю на мамины вопросы
|
Всех угощаю
|
Алёна П.
|
Добрые слова говорю
|
Помогаю маме и папе
|
Когда у кого-то день рождение, я поздравляю и
желаю самого хорошего
|
Полина Ф.
|
Успокаиваю других детей
|
Успокаиваю маму
|
Приношу что-нибудь в садик
|
Ангелина Щ
|
Иногда защищаю детей
|
Выключаю пдиту за маму
|
Могу кого-нибудь защитить
|
Серёжа Ю.
|
Не кричу на маму
|
Приношу маме пить
|
Помогаю ребятам
|
Настя Я.
|
Делюсь конфетами
|
Помогаю убираться
|
Делюсь со всеми
|
Таблица 9 Высказывания испытуемых по переменной «Счастье» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания детей
|
Ребёнок о самом себе
|
По мнению взрослого(родитель)
|
По мнению детей (сверстников)
|
Семён А.
|
Я счастливый, у меня игрушки есть
|
Не знаю…
|
Счастливый, когда не балуюсь
|
Олег Б.
|
Не знаю…
|
Мне хорошо..
|
Игрушки есть
|
Рома В.
|
Иногда счастлив
|
Думают, что я счастлив
|
Я дружу, и они со мной дружат
|
Влад В.
|
У меня очень много игрушек
|
Мне покупают много игрушек
|
Я беру в детский сад свои игрушки
|
Даша Г.
|
Скоро поеду в Москву, это счастье
|
Мама знает, что мне нравится мальчик
|
Дети знают, что я поеду в Москву
|
Ваня Д.
|
Я счастливый
|
Не знаю…
|
Не знаю…
|
Кристина Ж.
|
Я дома счастлива
|
Дома с родителями я счастлива
|
Я могу делиться игрушками
|
Вика З.
|
Я на праздниках бываю
|
Меня любят мама и папа
|
Со мной играют ребята
|
Вероника К.
|
Я счастливая
|
Меня любят мама и папа
|
Меня все любят
|
Ваня Л.
|
Мама ко мне хорошо относится
|
Меня любят родители
|
Я с детьми играюсь
|
Арина М.
|
Мама разрешает мне брать конфеты
|
Я с мамой люблю играться
|
Играюсь, шучу с ребятами
|
Катя М.
|
Получаю «пятерки»
|
Занимаюсь хорошо
|
С детьми играюсь
|
Алёна П.
|
Когда мне весело и я играюсь
|
Со мной во все игры играют
|
Играю и веселюсь
|
Полина Ф.
|
Покупают игрушки мне
|
У меня много игрушек
|
У меня много игрушек
|
Ангелина Щ
|
У меня много друзей
|
Много разного дома есть
|
Все знают, что я счастливая
|
Серёжа Ю.
|
Живу дома и мне хорошо
|
Знают, что я живу счастливо
|
Друзья знают, что я счастлив
|
Настя Я.
|
Мне бабушка покупает, что я хочу
|
Я с мамой подарки покупаю
|
У меня красивые игрушки
|
Таблица 10 Высказывания испытуемых по переменной «Сила» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания детей
|
Ребёнок о самом себе
|
По мнению взрослого(родитель)
|
По мнению детей (сверстников)
|
Семён А.
|
Не трушу
|
Смелым бываю
|
Иногда меня бьют
|
Олег Б.
|
Ем все, набираюсь сил
|
Сильный, мама это знает
|
Иногда магу защититься
|
Рома В.
|
Занимаюсь боксом, гантели поднимаю
|
Бывает, маме и папе проигрываю, слаб
|
Играю в футбол, боксом занимаюсь
|
Влад В.
|
Мало ем, значит, я не очень сильный
|
Мама и папа думают, что я сильный
|
Они думают, что я немного сильный
|
Даша Г.
|
Сильнее мальчиков
|
Когда я одна, я открываю дверь сама
|
Могу побить плохих хулиганов
|
Ваня Д.
|
Я учусь борьбе
|
Я с папой дерусь, иногда побеждаю
|
Умею драться, я стал сильнее
|
Кристина Ж.
|
Меня мальчики обижают
|
Мама считает, что я добрая
|
Думают, что я слабая
|
Вика З.
|
Я немного слабой бываю
|
Думают, что я сильная, поточу что ем хорошо
|
Считают слабой, меня можно победить
|
Вероника К.
|
Я худенькая
|
Помогаю маме нести тяжести
|
Они видят, что я могу тяжести переносить
|
Ваня Л.
|
Занимаюсь спортом
|
Помогаю маме тяжести относить
|
Спортом занимаюсь
|
Арина М.
|
Иногда подвигаю диван
|
Помогаю маме передвигать тяжелое
|
Поднимаю, что упало
|
Катя М.
|
Сил много
|
Я хорошо и много сплю
|
Могу помочь, защитить кого-нибудь
|
Алёна П.
|
Быстро бегаю
|
Меня мама не догоняет
|
Могу дать сдачи
|
Полина Ф.
|
Я в бассейне занимаюсь
|
Плавать учусь
|
Занимаюсь плаванием
|
Ангелина Щ
|
Занимаюсь танцами
|
На танцы хожу
|
Занимаюсь танцами
|
Серёжа Ю.
|
Заступаюсь за всех
|
Ничего не боюсь
|
Не боюсь темноты
|
Настя Я.
|
Я сама себя выручаю
|
Поднимала тяжелый горшок
|
Иногда помогаю тяжелые вещи носить
|
Таблица 11 Высказывания испытуемых по переменной «Смелость» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания детей
|
Ребёнок о самом себе
|
По мнению взрослого(родитель)
|
По мнению детей (сверстников)
|
Семён А.
|
Я могу побить
|
За меня волнуются родители
|
Дерусь, потому что сила есть
|
Олег Б.
|
Не поддаюсь никогда
|
Смелый я, все это знают
|
Никогда не сдаюсь
|
Рома В.
|
Хожу в темноту
|
Не боюсь оставаться один с закрытой дверью
|
Не плачу, когда проигрываю или дерусь
|
Влад В.
|
Я немножко смелый
|
Мама думает, что я очень смелый
|
Потому что все видят, как я себя смело веду
|
Даша Г.
|
Меня могут обижать
|
Не знаю…
|
Не люблю драться
|
Ваня Д.
|
Никого не боюсь
|
Родители знают, что я храбрый
|
Считают меня обычным
|
Кристина Ж.
|
Я сплю и набираюсь сил, становлюсь смелой
|
Мама знает, что я смелая
|
Я ничего не боюсь
|
Вика З.
|
Могу сидеть одна дома
|
Меня вечером одну оставляют мама и папа
|
Думают, что я могу бояться
|
Вероника К.
|
Я боюсь собак и кошек, всего боюсь
|
Знают, что я очень пугливая
|
Меня могут испугать
|
Ваня Л.
|
Я не боюсь собак
|
Знают, что не боюсь собак
|
Видели, что я не испугался
|
Арина М.
|
Я обычная девочка
|
Думают, что я ничего не боюсь
|
Я могу чего-нибудь испугаться
|
Катя М.
|
Я не боюсь козлов и собак
|
Никого не боюсь
|
Не боюсь, чтобы меня ударили
|
Алёна П.
|
Не боюсь подходить к животным, я их кормлю
|
Иногда боюсь пауков
|
Могу испугаться пауков
|
Полина Ф.
|
Не боюсь темноты
|
В догонялки играла, не упала
|
Ничего не боюсь
|
Ангелина Щ
|
Не боюсь мертвых
|
Знают, что я не боюсь человека в маске
|
Знают, что я не боюсь покойников
|
Серёжа Ю.
|
Никого не боюсь
|
Родители знают, что я храбрый
|
Считают меня обычным
|
Настя Я.
|
Я занимаюсь физкультурой
|
Помогаю маме одна
|
Знают, что я смелая
|
Таблица 12 Высказывания испытуемых по переменной «Старание» по
методике «Лесенка В.Г.Щур.
Имя
ребёнка
|
Высказывания детей
|
Ребёнок о самом себе
|
По мнению взрослого(родитель)
|
По мнению детей (сверстников)
|
Семён А.
|
Я стараюсь математику аккуратно делать
|
Я стараюсь, много сил трачу на занятия
|
Иногда не стараюсь что-то делать
|
Олег Б.
|
Хочу быть старательным
|
Стараюсь выполнять поручения
|
Стараюсь все выполнять, помогаю, если надо
|
Рома В.
|
Получается лепить из глины
|
Могу сам лепить
|
Красиво рисую
|
Влад В.
|
Я немножко стараюсь, не всегда получается
|
Мама видит, что я стараюсь буквы писать
|
Не знаю, думают, что я ничего не могу
|
Даша Г.
|
Стараюсь разукрашивать
|
Стараюсь красиво писать буквы
|
Рисую красиво, разукрашиваю
|
Ваня Д.
|
Стараюсь, иногда не получается
|
Помогаю маме
|
Считают, что я не стараюсь
|
Кристина Ж.
|
Стараюсь подметать листья, убираюсь
|
Помогаю дома мыть посуду
|
Знают, что я на занятиях отвечаю
|
Вика З.
|
Стараюсь, чтобы зерна не упали, когда кормлю
голубей
|
Дарю рисунки родителям и стараюсь их красиво
нарисовать
|
Могу подарить красивые рисунки детям
|
Вероника К.
|
Я рисовать стараюсь
|
Стараюсь хорошо заниматься дома и в садике
|
Стараюсь помогать всем
|
Ваня Л.
|
Я читать умею
|
Уроки делаю
|
Учусь драться
|
Арина М.
|
Я пишу очень хорошо
|
Хорошо в школе учусь
|
Занимаюсь хорошо
|
Катя М.
|
Я стараюсь писать и рисовать аккуратно
|
Сама одеваюсь
|
Сама за собой ухаживаю
|
Алёна П.
|
Стараюсь мостик красиво сделать
|
Стараюсь убираться дома
|
Все видят, как я стараюсь
|
Полина Ф.
|
Аккуратно делаю открытку на подарок
|
Открытку для мамы сделала
|
Все видят, что я аккуратно делаю
|
Ангелина Щ
|
Я пишу очень аккуратно
|
Пишу красиво
|
Знают, что я в школе занимаюсь
|
Серёжа Ю.
|
Помогаю убираться
|
Помогаю дома родителям убираться
|
В группе помогаю убираться
|
Настя Я.
|
Стараюсь очень часто маме помогать
|
Убираюсь дома, желаю зарядку старательно
|
Помогаю всем в детском саду
|
Приложение В
Таблица 13. Данные по уровню самооценки по методике «Нарисуй себя»
А.М. Прихожан, З. Василяускайте
№
|
Имя
ребёнка
|
Колличество
балов
|
Уровень
самооценки
|
1
|
Семён
А.
|
4
балла
|
Адекватный
уровень
|
2
|
Олег
Б.
|
3балла
|
Адекватный
уровень
|
3
|
Рома
В.
|
3
балла
|
Адекватный
уровень
|
4
|
Влад
В.
|
6
баллов
|
Завышенный
уровень
|
5
|
Даша
Г.
|
7
баллов
|
Завышенный
уровень
|
6
|
Ваня
Д.
|
1
балл
|
Заниженный
уровень
|
7
|
Кристина
Ж.
|
-1
балл
|
Заниженный
уровень
|
8
|
Вика
З.
|
3
балла
|
Адекватный
уровень
|
9
|
Вероника
К.
|
3
балла
|
Адекватный
уровень
|
10
|
Ваня
Л.
|
8
баллов
|
Завышенный
уровень
|
11
|
Арина
М.
|
7
баллов
|
Завышенный
уровень
|
12
|
Катя
М.
|
7
баллов
|
Завышенный
уровень
|
13
|
Алёна
П.
|
7
баллов
|
Завышенный
уровень
|
14
|
Полина
Ф.
|
3
балла
|
Адекватный
уровень
|
15
|
Ангелина
Щ
|
6
баллов
|
Завышенный
уровень
|
16
|
Серёжа
Ю.
|
8
баллов
|
Завышенный
уровень
|
17
|
Настя
Я.
|
-
2 балла
|
Заниженный
уровень
|
Библиографический список
1. Белановская О.В. Диагностика и
коррекция самосознания дошкольников. - Минск, 2004.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального
окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / О.А.
Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31- 38.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и
воспитание. - М., 1986.
4. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. - М., 1968.
5. Волков Б.С. Возрастная психология.
Кн.1. - М., 2005.
6. Вьюнова Н.И., Гайдар
К.М. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. М., 2003
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в практическую
психологию. - М., 1988.
8. Головин С.Ю. Словарь практического
психолога. - М., 1998.
9. Захарова А. В. Психология
формирования самооценки. - Минск, 1993.
10. Костяк Т.В. Психологическая
адаптация ребенка в детском саду: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб.
Заведений. - М., 2008.
11.Лисина М.И. Общение, личность и
психика ребенка. - М., 2001
12. Мухина В.С. Возрастная психология. -
М., 1999.
13. Нижегородцев Н.В., Шадрина В.Д.
Психологическая готовность ребёнка к школе. – М., 2002
14. Практикум по возрастной психологии:
учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб., 2002.
15. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова
И.Н. Развитие социальной уверенности у дошкольников. - М., 2003.
16. Психология детства: практикум:
тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. -
СПб., 2004
17. Рогов Е. И. Настольная книга
практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М., 1996.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. - СПб., 1999.
19.Сидоров К.Р. Самооценка в психологии
/ К.Р. Сидоров // Мир психологии. - 2006. - №2. - С. 224 - 234.
20. Столин В.В. Самосознание личности. -
М., 1983.
21.Урунтаева Г.А. Диагностика
психологических особенностей дошкольника: Практикум. - М., 1999.
22. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной
психологии: Учеб.пособ. - М., 1998.
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология
: Учеб.пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. - М., 2001.
24. Чеснокова И.И. Проблема самосознания
в психологии. - М., 1977
25. Якобсон С.Г., Морева Г.И. Адекватная
самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С.Г. Якобсон,
Г.И. Морева // Вопросы психологии. - 1983. - № 8. С. 55 - 61.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
|