РУБРИКИ

Особенности формирования характера

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности формирования характера

Особенности формирования характера

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АНЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРТСВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ







РЕФЕРАТ

ВЫПОЛНИЛА: слушатель группы

П-11,Капитонова П.С.

Научный руководитель: кандидат

Психологических наук, доцент

Гнедова С.Б.






Ульяновск - 2010

Содержание


Введение

Глава 1. Общее понятие о характере

1.1 Что такое характер?

1.2 Структура и свойства характера

Глава 2. Проявление характера

2.1 Характер и темперамент

2.2 Формирование характера

2.3 Изменение характера

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека.

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера (крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт[1]), которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. Психологи, которые занимаются проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют гибкий, устойчивый к стрессам характер. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены, появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Т. е. для человека, имеющего определенную акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. 

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в  начале 20 века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером, а также    нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. Позже аналогичную попытку предприняли психологи П.Б. Ганнушкин, М. Фрамер, О.В. Кербиков, У. Шелдон, еще позже – Э. Фромм, К. Леонград, Г.К. Ушаков, А.Е. Личко и другие ученые. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей. Основные из них:

1.                 характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2.                 те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3.                 большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Предметом исследования данной курсовой работы является характер.

Цель и задачи следующие: провести обзор источников по изучаемой проблеме; рассмотреть периоды развития характера у человека; подобрать методики исследования для дальнейшего их использования. 


Глава 1. Общее понятие о характере

1.1 Что такое характер?


Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере. В переводе с греческого «характер» - это «чеканка», «примета». Действительно, характер – это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе. Подобно тому, как индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в чертах темперамента, она обнаруживает себя и в чертах характера.[2]

Характер – это совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штамп эмоциональных реакций, стиля мышления, которые сложились в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.[3]

Научное определение характера было впервые дано И.П. Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой характера является «сплав» устойчивых систем временных нервных связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа высшей нервной деятельности человека. Этот «сплав» образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменениями условий жизни и деятельности.[4]   

Карл Юнг еще в 1928 году подчеркивал, что «характер – это устойчивая форма человеческого бытия, причем форма как физического, так и душевного рода…».[5]

Гиппенрейтор Ю. Б. пишет, что «характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования».[6]

Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что он всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.

Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера тесно связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер.

Зная характер человека, можно предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обстоятельствах, а следовательно, направлять поведение человека.

Характер человеческой жизни всегда многогранен. В нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые являются связанными вместе, образуя целую структуру характера.

В рамках культурно-антропологического направления разрабатываются понятия социального и индивидуального характера. Первым, кто попытался разграничить эти понятия между собой, был Эрих Фромм.

Как писал Фромм, «индивидуальный характер – это то, благодаря чему люди, принадлежащие одной и той же культуре, отличаются друг от друга». Для чего нужен человеку характер? Отвечая на этот вопрос, Э. Фромм подчеркивает, что сообразно своему характеру человек, во-первых, достигает определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями, во-вторых, характер выполняет функцию отбора идей и ценностей, в-третьих, характер составляет основу для приспособления человека к обществу.

Рубинштейн С.Л. отмечал, что «характер выражается в направленности личности, ее установках и значимых отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека».[7]

«Социальный характер, по мнению Кунициной В.Н., это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе людей и являющихся продуктом общественного развития». Эти существенные признаки различаются между собой применительно к каждому конкретному индивиду в силу тех отношений, которые вырабатываются и закрепляются в его поведении между ним и окружающей действительностью.[8]


1.2 Структура и свойства характера


Характер представляет собой целостное образование, единство психических свойств личности. Но это целое состоит из определенных частей, звеньев. В характере могут быть выделены отдельные черты, стороны, которые не существуют отдельно друг от друга. Они являются связанными воедино, образуя структура целого характера и проявляющихся в таких компонентах, как направленность, убеждение, потребность, склонности, интересы и многое другое. 

Можно выделить основные и ведущие черты характера. Они задают общую направленность развития всего комплекса его проявлений. Так же выделяют второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут не гармонировать с ними. В жизни же встречаются более цельные и более противоречивые характеры.

Толстой А.Н. в статье «По такому образу должны формироваться люди» писал об Алексее Максимовиче Горьком: «Он любил и смех и шутки, но к призванию писателя, художника, творца он относился непримиримо, сурово, страстно.

Слушая какого-нибудь начинающего даровитого писателя, он мог расплакаться, встать и уйти из-за стола, вытирая платком глаза, ворча: «Хорошо пишут, черти полосатые».

Но если ты сфальшивил, слукавил, - а он это чувствовал шестым чувством, - унизился до компромиссика, рука его начинает барабанить пальцами по столу, он отводил в сторону светло-голубые глаза… в нем боролась доброта, такая же большая, как все в нем, доброта с начинающимся раздражением. И когда доброта, наконец, расступалась, он наговаривал глухим голосом такие беспощадные слова, уже прямо глядя в глаза!»[9]

Характер человека проявляется в том, как он относится к другим людям, к себе, к делу, к вещам. Он не может быть раскрыт и понят вне коллектива, вне общества. При живом общении с людьми ясно выступают такие черты характера, как неуживчивость или покладистость, миролюбие или склонность к спорам. У некоторых людей выражается эгоцентризм, у других – самоотдача в борьбе за общее дело. Так же проявляются добросовестность, исполнительность, ответственность, карьеризм, аккуратность или небрежность.


Глава 2. Проявление характера

2.1 Характер и темперамент


Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обуславливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал: «Повышенная впечатлительность, движения резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большой силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существование».[10]

А что такое темперамент? От латинского temperamentum – соразмерность, надлежащее соотношение частей. Темперамент – устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.[11]

Одним из признаков темперамента является наследственная обусловленность. Современная психогенетика располагает весомыми доказательствами в пользу связи темперамента с генотипом.[12]

Одним из наиболее известных является Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента, выполненное под руководством А. Томаса и С. Чесс. Исследование было начато в 19857 году. Целью данного исследования было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации.

По мнению Б.М, Теплова, темперамент характеризует динамику психических процессов, эмоциональную возбудимость и общую подвижность индивида. Темперамент – формально-динамическая составляющая поведения человека, которая проявляется в темпе психических реакций, общей активности взаимодействия с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату.[13] 

Еще Гиппократ делил темперамент на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

И.П. Павлов, определяя облик холерика, писал, что это «боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся».[14]

Сангвиника он характеризовал так: «Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересного дела, т.е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым…»

Про флегматика отмечал «спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни».

А про меланхолика Павлов говорил, «попадая в новые условия жизни, очень теряется».


2.2 Формирование характера


Как отмечают многие авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.

Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития в группах. Это семья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, как группа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает эта группа, у человека развивается соответствующие черты характера.

В одной из глав книги Выготского Л.С. раскрывается вопрос формирования характера ребенка под названием «эндогенные и экзогенные черты характера».

Здесь говориться о том, что «биологи и физиологи склонны придавать решающее значение прирожденно соматическому моменту и самые сложные формы характера ставить в непосредственную связь с теми или иными физиологическими процессами»[15]. И Кречмер готов «группы характеров свести исключительно к биологическим моментам конституции»[16].

Из этого следует, что наследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом роль воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю.

Социальные же психологи иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается под повелительным воздействием окружающей среды. 

Но рассматривать и принимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимо соединить воедино.

Ведь когда ребенок еще в утробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несет ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Ведь откуда в последующей его жизни взяться новым возможностям движения. «Им неоткуда появиться, как неоткуда появиться и новым органам в его теле»[17].

Если бы ребенок рождался как растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущей жизни, никакой надобности в воспитании не было бы. Сама потребность в воспитании возникает, по выражению Торндайка, из того, что «то, что есть, не есть то, что надо».[18]



[1] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 425.

[2] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 419.

[3] Гамезо М.В., Герасимов В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89, 2008. – 352. 206.

[4] Кузин М.В. Психология/ Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд., перераб и доп. М: Высш. школа, 1982. – 256., ил. 241.

[5] Аверин В.А. психология личности: Учебное пособие. 2-изд. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2001. – 191. 165.

[6] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000. – 336. 267.

[7] Там же. 167-169.

[8] Там же. 167.

[9] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 422.

[10] Общая психология: Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Под ред. А.В. Петровского. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 464, ил., 428.

[11] С.Ю. Головин. Словарь практического психолога. #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] «Психогенетика». Мешкова Т.А, Николаева Н.О. www.ido.rudn.ru/

[13] Гамезо М.В., Герасимов В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. М.В. Гамезо. – 2-е изд., перераб и доп. М.: Ось-89, 2008. – 352. 197.

[14] Павлов И.П. Полн. собр. соч 2-е изд. М. – Л., 1951. т. 3, кн. 2, 86/ Кузин В.С. Психология/ Под ре. Б.Ф. Ломова. 2-е изд., перераб и доп. М.: Высш. школа, 1982. – 256, ил. 237.

[15] Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 (Серия «Мир психологии»). 212.

[16] Там же. 213.

[17] Там же. 213.

[18] Там же. 214.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.