РУБРИКИ

Особенности функциональных и дисфункциональных семей

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности функциональных и дисфункциональных семей

Особенности функциональных и дисфункциональных семей

Московский городской психолого-педагогический университет.

                 












            

                         Кафедра - Дифференциальная психология.



                            Курсовая работа на тему:


                Особенности функциональной и дисфункциональной  семей.










                                                                                         Выполнила студентка

                                                                                                       группа СП2-2

                                                                                                  Шевченко Вероника

                                                                                      научный руководитель                     старший преподаватель

                                                                             Якимова Татьяна Владимировна.









                                    Москва 2005год.


Содержание.

Введение                                                                                                            3

1.Основные понятия                                                                                         4

·        Определение семьи                                                                                       4

·        Функции семьи                                                                                              4

·        Структура семьи                                                                                            4

·        Динамика семьи                                                                                             5

2. Семейная система                                                                                                6

·        Законы функционирования семейных систем                                            6

·        Жизненный цикл российской семьи                                                            7

3.Нормально функционирующая семья                                                              10

·        Признаки функциональной семьи                                                             10

4. Дисфункциональная семья                                                                               11

·        Признаки дисфункциональной семьи                                                       12

·        Нарушение жизнедеятельности семьи                                                      12

5. Семья – источник психической травмы                                                          13

·        Семейная неудовлетворенность                                                                 14

·        Семейная тревога                                                                                        15

·        Непосильное физическое и психическое напряжение                             15

·        Состояние семейной вины                                                                          16

5. Алкогольная семья как пример дисфункциональной семьи                         17

·        Характеристика семей                                                                                17

·        Психологические особенности детей                                                        18

·        Типология ролей, принимаемых на себя детьми                                     22

Заключение                                                                                                             25

Список используемой литературы                                                                       26




















Введение.

Каков смысл выражения «жить по-человечески»? Оно означает – понимать, ценить и развивать свое тело, считать его красивым и полезным, реально и честно оценивать себя и окружающих, не бояться рисковать, творить, проявлять свои способности, не бояться что-то изменить, когда ситуация этого требует, уметь приспособиться к новым условиям, сохраняя то старое, что еще мое пригодиться, и отбрасывая ненужное.

Если собрать все эти критерии воедино, получиться физически здоровый, умственно развитый, чувствующий, любящий, веселый. Настоящий, творческий, продуктивный человек. Человек, который способен самостоятельно удержаться на ногах, человек, который может по-настоящему любить и по-настоящему сражаться, совмещающий в себе нежность и твердость и осознающий разницу между ними. А потому успешно достигающий своих целей. Семья – это фабрика, где формируется такой человек, и взрослые формируют новых людей.[2]

Традиционно мы воспринимаем семью как место, где всегда можно найти любовь, понимание и поддержку. Даже когда вокруг все рушится – семья это пристанище, где можно отдохнуть, освежиться и набраться сил, чтобы лучше справляться с окружающими проблемами. Но для миллионов неблагоприятных семей это только миф. Возможно построение семьи – это самое трудное дело на свете. Она предполагает совместное усилия двух индивидуальностей, направленные на воспитание одного ребенка.

Традиционно в психологии значительная часть исследований посвящены семье и внутрисемейным взаимоотношениям, и день ото дня такие исследования становятся наиболее актуальными. В своей работе я дала краткое описание семьи, ее функций, закономерностей развития, а также как пример рассмотрела алкогольную семью и психологические особенности ребенка в такой семье. Я хотела показать, как отрицательно влияет на ребенка неблагоприятная атмосфера в семье, что каждый родитель несет ответственность за своего ребенка.
















1.Основные понятия.

·        Семья  - это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущее общее хозяйство. Всякое образование должно иметь свои функции. Так и для  семьи можно их выделить. Далее приведены основные функции, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности семьи.


·       Функции семьи.

Функции семьи это  жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов,

1.     Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяется индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут реализоваться в детях.

2.     Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи; содействует сохранению их здоровья, обеспечивает восстановление затраченных физических сил.

3.     Эмоциональная функция – удовлетворяет ее членам потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психической защите. Содействует сохранению психического здоровья.

4.     Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет роль в духовном развитии членов общества.

5.      Функция социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

6.     Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи; одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Функции могут утрачиваться не потому, что это требуют социальные условия, а потому что члены семьи не могут их выполнять.

Нарушение функционирования семьи – это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способность нарушений может носить широкий круг факторов: особенности личностей членов семьи и взаимоотношения между ними, определенные условия жизни семьи. Помимо функций семья имеет свою структуру и динамику развития.

·        Структура семьи.

Структура семьи это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

С точки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено  равное участие всех членов.

В первом случае это авторитарная семья, в другом случае демократическая.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе это семья, включающая взрослых и детей, одного или двух.

Нарушение структуры семьи – это такие особенности, которые препятствуют или затрудняют выполнение семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами.

В структуре семьи выделяют следующие формы:

Ø     Ядерная (нуклеарная), объединяющая два поколения родители- дети.

Ø     Расширенная нуклеарная это бабушки, дедушки, родители-дети.

Ø     Большая, в которой группа кровных родственников, принадлежащих к разным поколениям и возглавляемых матриархом или патриархом, проживают совместно и имеют общую собственность.

Также может выделить полную семью, если она состоит из двух родителей и детей и неполную при отсутствии одного из родителей, либо функционально неполную при неспособности одного из родителей выполнять свои родительские обязанности.

·        Динамика семьи.

Изучая динамику семьи в первую очередь изучают различные системы основных этапов жизненного цикла семьи. Исследование жизненного цикла семьи начинается с изучения формирования семьи в период ухаживания и брака. После того как семья сформировалась, в большинстве случаев она расширяется за счет растущих в ней детей, а затем, позже, сокращается, когда дети покидает дом. Дюваль, первым опубликовавший в 1950 году работу по проблемам развития семьи, подразделил жизненный цикл семьи на 8 стадий, и определил для каждой стадии задачи, связанные с развитием (таблица 1).

Таблица 1.

Стадия.

Задачи, связанные с развитием.

1. Супружеские пары без детей

Брак, удовлетворяющий обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями. Вхождение в круг родственников.

2.Появление в семье детей (возраст старшего ребенка 30 месяцев)

Появление детей. Адаптация к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев.

3.Семьи с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет)

Адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства.

4.Семья с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)

Присоединение к семьи с детьми школьного возраста.

Побуждение детей к достижению успехов в учебе.

5.Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

Установление равновесия между свободой и ответственностью.

Создание круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемами карьеры.

6.Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда младший ребенок покинет дом)

Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки.

Сохранение духа поддержки как основы семьи.

7.Средний возраст родителей (от «пустого гнезда» до ухода на пенсию)

Перестройка супружеских отношений.

Сохранение связей со старшим и младшим поколениями.

8.Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов).

Решение проблемы тяжелой утраты и одинокой жизни.

Сохранение семейных связей и адаптация к старости.

Адаптация к уходу на пенсию.

[1]


2. Семейная система.

Анна Варга специалист по семейной системной терапии также занималась изучением жизненного цикла семьи. В своих работах она пишет:

Семейная система — это открытая система, она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семейная система это самоорганизующаяся система, то есть поведение системы целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой (Черников, 1997). Исходя из этого понятно, что люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу. Ясно, что объектом психотерапевтического воздействия является вся семейная система целиком, а не отдельный человек, элемент этой системы. Рассмотрим общие принципы функционирования семейных систем.

·        Законы функционирования семейных систем

Жизнь семейной системы подчиняется двум законам: закону гомеостаза и закону развития. Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Для семьи это означает, что она в каждый данный момент времени своего существования стремится сохранить status quo. Нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то, что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. Закон постоянства обладает огромной силой. Как показали исследования Джея Хейли (Haley, 1980), благодаря стремлению не допустить ухода повзрослевшего ребенка из семьи и тем самым сохранить семейную структуру родители способны терпеть любое психопатологическое поведение подростка к полному изумлению всех посторонних. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл. Было замечено, что семья в своем развитии проходит определенные стадии, связанные с некоторыми неизбежными объективными обстоятельствами. Одним из таких обстоятельств является физическое время. Возраст членов семьи все время меняется и обязательно меняет семейную ситуацию. Как было показано Эриком Эриксоном, каждому возрастному периоду в жизни человека соответствуют определенные психологические потребности, которые человек стремится реализовать. Вместе с возрастом меняются и запросы к жизни вообще и к близким людям в частности. Это определяет стиль общения и соответственно саму семью. Рождение ребенка, смерть старого человека — все это существенно меняет структуру семьи и качество взаимодействия членов семьи друг с другом.

Семья — как река, в которую никогда нельзя войти дважды.

·        Рассмотрим жизненный цикл российской семьи.

1. Первая стадия жизненного цикла — это родительская семья со взрослыми детьми. Молодые люди не имеют возможности пережить опыт самостоятельной, независимой жизни. Всю свою жизнь молодой человек — элемент своей семейной системы, носитель ее норм и правил, ребенок своих родителей. Обычно у него нет ясного представления о том, что было достигнуто в его жизни лично им самим, ему трудно выработать чувство личной ответственности за свою судьбу. Он не может проверить на практике те правила жизни, стандарты и нормы, которые получил от родителей, и часто не может выработать свои правила. Self-made-man, то есть человек, сделавший себя сам, — явление редкое.

2. На второй стадии жизненного цикла семьи кто-то из молодых людей знакомится с будущим брачным партнером, женится и приводит его в дом своих родителей. Это существенная ломка правил родительской семьи. Задача очень сложная — создать маленькую семью внутри большой. Молодые люди должны договориться не только друг с другом о том, как они будут жить вместе, по каким правилам (ср. вторую и третью стадии нуклеарной семьи). Они еще должны договориться с родителями, вернее, передоговориться о том, как они будут ладить друг с другом. Патриархальные правила предлагают вариант такого договора: молодой супруг или супруга входит в большую семью на правах еще одного ребенка — сына или дочери. Родителей мужа или жены предлагается называть “мама” и “папа”. Тогда молодые супруги как бы и не супруги, а вновь обретенные брат с сестрой. Не всякая молодая семья готова к такому сценарию отношений. Хорошо, если супруги не готовы к этому вместе, гораздо хуже, когда к этому не готов кто-то один. Тогда один член пары хочет быть мужем или женой, во-первых, а сыном или дочерью, во-вторых, у другого же супруга приоритеты обратные. Конфликт, возникающий в этом случае, всем известен и часто выглядит как ссора между свекровью и невесткой или между зятем и родителями жены. На самом же деле в основе его лежит конфликт ролевых приоритетов у супругов.

Новая подсистема, прежде всего, нуждается в сепарации, старая система, подчиняясь закону гомеостаза, хочет сохранить все, как было. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: брак как бы есть, и в то же время его и нет. Ситуация мучительная для всех. Например, в одной семье мать мужа держала свои вещи в стенном шкафу той комнаты, где жил молодой человек еще с той поры, когда он был ребенком. Когда он женился, она не изменила своих привычек, да и новый шкаф некуда было ставить, да и денег на него не было. Мать заходила в комнату к молодоженам в любое время за своими вещами. Неудивительно, что молодые люди не смогли сохранить свой брак. Вторжение в жизнь молодых супругов совсем необязательно сопровождается конфликтными, плохими отношениями в семье. Одна нежная мать была очень рада женитьбе своего сына и ночью приходила в комнату к молодым, разумеется, без стука, “чтобы полюбоваться на этих голубков”.

3. Третья стадия семейного цикла связана с рождением ребенка. Это также кризисный период для всей системы. Опять необходимо договариваться о том, кто что делает, и кто за что отвечает. В семьях с размытыми границами подсистем и невнятной организацией нередко плохо определены семейные роли. Например, не ясно кто функциональная бабушка, а кто функциональная мама, то есть, кто фактически осуществляет заботу, уход, выращивание ребенка. Часто эти роли спутаны, и ребенок — скорее сын или дочь бабушки, а не матери. Собственные родители ребенку — скорее старшие брат и сестра. Мать и отец работают, а бабушка на пенсии. Она много времени проводит с ребенком, а при этом отношения матери и бабушки могут быть совсем не хорошими. Это обстоятельство не может не отражаться на ребенке. Нередко он включается в борьбу. Моя коллега М. Арутюнян рассказывала случай из своей практики, прекрасно иллюстрирующий это положение.

Семья обратилась по поводу плохого поведения девочки одиннадцати лет, которая вела себя агрессивно по отношению к своей бабушке. Семья состояла из трех женщин: бабушки, матери и девочки — идентифицированного пациента. У бабушки и матери были тяжелые конфликтные отношения. Однажды зимой девочка заперла бабушку на балконе и долго не пускала ее в комнату. После этого эпизода семья решила обратиться к психотерапевту. Когда мама рассказывала, как дочка обижает бабушку, глаза ее горели торжеством. Дочь совершила в жизни то, чего мать не могла себе позволить.

4. На четвертой стадии появляется второй ребенок в семье. Как и в западном аналоге, эта стадия достаточно мягкая, так как она повторяет во многом предыдущую стадию и ничего кардинально нового, кроме детской ревности, в семью не вносит.

5. На пятой стадии начинают активно стареть и болеть прародители. Семья опять переживает кризис. Старики становятся беспомощными и зависимыми от среднего поколения. Фактически они занимают позицию маленьких детей в семье, сталкиваясь, однако, чаще с досадой и раздражением, чем с любовью. Из стариков получаются нежеланные и нелюбимые дети, в то время как всем ходом предыдущей жизни они привыкли быть главными, принимать решения за всех, быть в курсе всех событий. Это стадия очередного пересмотра договора, мучительная для всех. В культуре существует стереотип “хорошей дочери (сына)”: это тот, кто на старости лет поднесет своим родителям стакан воды. Старики, у которых нет близких, достойны сожаления, так как “некому подать им стакан воды”. Упрек плохим детям: “Некого попросить подать стакан воды”. То есть в общественном сознании нет модели одинокой и самостоятельной жизни стариков. Считается недостойным позволить умереть своим старикам вне дома, поместить в дом для престарелых, во время болезни особой доблестью считается лечить старого человека дома, не отдавать в больницу.

Нередко этот период в жизни старших членов семьи совпадает с периодом полового созревания детей. В такой семье он проходит иначе, чем в нуклеарной. Могут возникать коалиции стариков с подростками против среднего поколения; например, старики покрывают поздние отлучки и школьные неуспехи подростков.

В то же время у среднего поколения есть хорошая управа на подростков. Больные старики в доме требуют ухода и присмотра. Эту обязанность вполне можно передать подросткам, привязав их к дому, лишив вредной уличной компании, замедлив процесс построения их идентичности.

6. Шестая стадия повторяет первую. Старики умерли, и перед нами семья с взрослыми детьми. Нередко это минимально возможный размер российской семьи.

Основные особенности российской семьи заключаются в том, что

· семья, как правило, является не нуклеарной, а трехпоколенной;

· материальная и моральная зависимость членов семьи друг от друга очень велика;

· границы семейной системы имеют некоторые особенности; как правило, они не адекватны требованиям оптимальной организации;

· часто все вышеуказанное приводит к явлению слитности, спутанности семейных ролей, невнятному разделению функций, необходимости все время договариваться и невозможности договориться надолго, замещению, когда каждый в семье может функционально быть каждым и одновременно никем. Например, в семье, где бабушка воспитывает ребенка, она фактически является функциональной матерью своему внуку; муж и жена делят постель, связаны интимными отношениями, но могут быть при этом не связаны отношениями заботы и близости, потому что муж духовно и эмоционально ближе к своей матери. Он, прежде всего, заботиться о ее интересах. Функционально этот мужчина — муж своей матери и любовник своей жены. Семья живет в основном на деньги мужа, но семейный бюджет распределяет та же бабушка, так что функционально она — глава семьи; индивидуальность и суверенность практически отсутствуют. Молодое поколение гораздо теснее и жестче связано с предыдущим поколением, чем на Западе; традиционность, преемственность и одновременно конфликтность выражены очень явно. Каждый член семьи находится в ежедневном контакте с большим количеством близких людей. Он включен в разные непростые отношения, одновременно выполняет много социальных ролей, часто плохо стыкующихся друг с другом. Социальная грамотность, в определенном смысле изворотливость и одновременно диалогичность — это то, что ребенок усваивает очень рано. При такой семейной организации основным часто является вопрос о власти. Он решается в контексте любого общения: папа запрещает, а мама разрешает что-то ребенку; все это делается при ребенке и сообщение при этом такое: “Ребенок слушается меня, а не тебя, значит, я главнее”.

Таким образом, любая семейная система стремится пройти свой жизненный цикл в соответствии с законом развития систем. В то же время каждая стадия жизненного цикла семьи стремится остановиться навсегда, никогда не меняться, согласно закону гомеостаза.[7] Такой цикл обычно проходит нормально-функционирующая семья.


  3. Нормально функционирующая семья.

·        Нормально функционирующая семья это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого члена.

Ледерер и Джексон выдвинули такую точку зрения, что хороший брак имеет следующие признаки:

- толерантность.

-уважение друг к другу.

-честность.

-желание быть вместе.

-сходство интересов и ценных ориентаций.

А.Н.Обозов считает, что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств.

·        Признаки функциональной семьи.

ü     Проблемы признаются и решаются.

ü     Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

ü     Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.

ü     Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности.

ü     Родители делают то, что говорят.

ü     Ролевые функции выбираются, а не навязываются.

ü     В семье есть место развлечениям.

ü     Ошибки прощаются, на них учатся.

ü     Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Но если функционирование семьи нарушается. То здесь мы уже будем говорить о дисфункциональной семье.

4.Дисфункциональные семьи.

Дисфункциональная семья это такая семья, в которой одна или несколько функций нарушены или отсутствуют. Дисфункциональная семья оказывается неспособной удовлетворять потребности друг друга в духовном личностном росте. В результате исследования мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях удалось выявить следующую тенденцию.

п/п.

Мотивы вступления в брак в дисфункциональной семье.

Количество опрошенных супругов N=326.

Количество опрошенных.

Процент.


1.


Бегство от родителей.


160


50


2.

Долженствование/вступление в брак из чувства вины.


156


49


3.


Одиночество.


85


26,6


4.

Следование традиции (инициатива родителей)


80


25


5.


Любовь.


31


9,5


6.

Престиж,  поиск материальных благ.


17


5.2


7.


М





Мотив бегство от родителей часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособных воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

В работе с дисфункциональными семьями встречаются следующие проблемы.

1.     Ошибочный выбор партнера. Ожидание того, что муж/жена будут напоминать отца/мать.

2.     Незавершенные отношения с родительской семьей. Супруги вместо обсуждения проблемы друг с другом обращаются к родителям.

3.     Утрата иллюзий («синдром утопий»). Супруги считают, что женились по любви и ради любви, но счастья нет. На самом деле в их отношениях преобладает не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличение сексуальных фантазий. Потребность в опеке и доминировании оказались важнее реальных сексуальных отношений.

4.     Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? Потому что хотим или обязаны?

5.     Супружеская измена и угроза развода.

6.     Гражданский брак как попытка избежать ответственности (юридической, финансовой).

Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них: взрослые — хозяева ребенка; лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно; родители держат эмоциональную дистанцию; воля ребенка, расцениваемая как упрямство, которая должна быть сломлена и как можно скорее.[1]


·        Признаки дисфункциональной семьи.

1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.

2. Вакуум интимности

3. Замороженность правил и ролей

4. Конфликтность во взаимоотношениях

5. Недифференцированность "я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все")

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия

8. Склонность к полярности чувств и суждений

9. Закрытость системы

10. Абсолютизирование воли, контроля. [7].

Дисфункциональной семья становится если нарушается ее жизнедеятельность.

·        Нарушение жизнедеятельности семьи.

На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями. Исследования в области функционирование семьи идут в двух направлениях:

1.     исследование семьи в условиях трудностей, возникающих в силу неблагоприятных воздействий (социальные процессы, войны, стихийные бедствия).

2.     Изучение нормативных стрессоров – трудностей, встречающихся в обычных условиях, связанны с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла, а также возникающих, когда что-то нарушает жизнь семьи: длительные разлука, развод, смерть и.т.д.

Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям – к проявлениям нарушений в жизни семьи. Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей можно разделить, прежде всего, по силе и длительности воздействия. Особое значение имеют две группы семейных трудностей:

        -острые (в том числе сверхсильные) -  смерть, арест, болезнь

        - хронические  - физические и психические нагрузки, сложности при решении бытовых проблем, конфликт между членами.

Можно выделить следующие группы трудностей, связанные со сменой образа жизни семьи и с суммированием трудностей, их наложением друг на друга. Пример первых психические трудности, возникающие при переходе от одного этапа жизненного цикла на другой. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни семьи. Примет вторых – необходимость практически одновременного решения ряда проблем в начале второго этапа (сразу после появления ребенка) – завершение образования и освоение  профессии, решение жилищных проблем.

     По источнику возникновения семейные трудности можно разделить на связанные с этапами жизненного цикла семьи (сближение идеологии родственных семей у молодоженов) и  обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла (молодожены с полярно противоположными идеологиями); ситуационные воздействия на семью (война, перестройки и.т.д.).

Существует два критических периода в жизни семьи. Их описали чешские ученые.

1.     Наиболее интенсивные, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи и достигает наибольшей остроты в период между 4-м и 6-м годами.

2.     Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами.

В обоих случаях наблюдается нарастание неудовлетворенности. Ведущая роль в первом случае приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат – увеличение конфликтных ситуаций; рост напряжения как  отражение  бытовых и других проблем. В случае второго – связанные с отделением детей от семьи, нарастание соматических жалоб, тревожности, ощущение пустоты жизни.

Могут также возникнуть трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла – те, что возникают при отсутствии в семье одного из членов. Причиной может служить развод, длительная разлука, внебрачный ребенок, смерть одного из родственников, бездетность.

   При всем разнообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений. Во-первых, функциональная пустота те ситуация, кода одна из ролей, необходимая для успешного существования семьи, никем не выполняется. Во-вторых, трудности адаптации к самому факту события, породившему неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть и.т.д.).

К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи. Значительную роль в психологическом воздействии играет фактор внезапности, исключительности, а также ощущение беспомощности.[1].

Для каждого члена  семьи, нарушение ее жизнедеятельности, не проходит бесследно. Так, к примеру, семья может служить источником психической травмы.


5. Семья – источник психической травмы.


 Специалисты выделяют 4 основных состояния дисфункциональной семьи: Выявление этих 4-х состояний требует тщательного ознакомления с жизнью семьи. Особенно информативны прямые или косвенные оценки различных сторон жизни семьи. Косвенные оценки проявляются в интонациях, формах поведения, проявляемых помимо их воли. Важно быть чувствительным к жалобам. Важно внимательно анализировать высказывания, стереотипы поведения, развитие отношений во времени. Особое внимание обращать на неосознаваемые формы проявления. Имеется ряд методик - семейное интервью, позволяющие диагностировать эти состояния. Но главное - иметь хорошо открытые глаза, прочищенные уши и интеллект выше среднего.


·        Состояние глобальной семейной неудовлетворённости

Возникает, если происходит резкое расхождение между осознаваемыми или неосознаваемыми ожиданиями человека по отношению к семье и реальной семейной жизнью. Имеются одни ожидания а происходит другое. Следствием этого является осознаваемое или неосознанное состояние фрустрации. Это порождает фрустрационное поведение членов семьи, направленное на то чтобы ситуацию изменить. Если этого не происходит, то тогда это может приводить к болезненным нарушениям и психологическим проблемам.

1-й тип - осознанная неудовлетворённость. Её диагностика проста. Имеется открытое признание одним или двумя супругами, что семейная жизнь их не удовлетворяет. При этом обязательно имеется указание на то, что семейная жизнь не соответствует минимальным требованиям. Они сознательно признают ошибочность заключения своего брака. Что же мешает супругам разойтись? Как правило упоминается какое-то важное обстоятельство, которое мешает немедленно разойтись (дети, материально - бытовые трудности, мнение окружающих и пр.) Часто такая неудовлетворенность сочетается с острым или хроническим конфликтом между супругами или систематическими конфликтами, что в свою очередь порождает выраженные агрессивные нотки. Практически никакие потребности членов семьи не удовлетворяются. Подобный тип нарушений предельно ясен

2-й тип - неосознаваемая (тлеющая или плохо осознаваемая) неудовлетворённость - гораздо более сложный тип. Супругами вначале выражается относительная удовлетворённость семейной жизнью. Вместе с тем неудовлетворённость выявляется косвенно в процессе дальнейшей беседы. Имеется несколько вариантов:

1. Через описание чувств и состояний, которые погранично примыкают к прямой неудовлетворенности. Это скука, бесцветность жизни, отсутствие радости, ностальгические воспоминания о том, как всё было хорошо вначале. В этом случае движущим мотивом для сохранения семейной жизни становятся не потребности или чувства, а необходимость. Постепенно от внешнего нормального фасада обнаруживается, что семья живёт из последних сил.

2. Вам могут жаловаться на различные частные стороны семейной жизни (всё бы было хорошо, если бы жили отдельно), поведение детей, проведение свободного времени и пр. В ситуации такого варианта часто могут возникать феномены тёщи, тестя и пр. Из этого становится ясно, что эта частная сторона семейной жизни резко преувеличивается.

3. Феномен капли дёгтя. Речь идёт о какой-то объективно второстепенной проблеме, которая в данной семье разрастается до космических масштабов и серьёзно снижает удовлетворённость семейных отношений. Это могут быть отношения с проживающими вместе родственниками или разногласия в организации семейной жизни.

4. Другой феномен - это нарастание фрустрации одного члена семьи или обоих (мои нервы сдают). Приводится объективная причина того, почему эта нервность появилась. Эта нервность и говорит о нарушении очень глубинных потребностей человека.

При неосознаваемой неудовлетворённости вначале могут быть периоды внешне бесконфликтные, на протяжении которой происходит нарастание фрустрации - эмоциональный взрыв и даже разрыв. При этом такой стереотип семейных отношений с точки зрения стабильности семьи является опасным. Эти взрывы нередко приводят к разрушению семьи. Во время эмоционального разрыва кто-то из супругов сталкивается с возможностью заново организовать семью или вдруг открывает для себя, что он всё время был несчастлив. Супруги либо возвращаются в семью, либо осознание своего прозябания и полный разрыв - оказывается можно быть и счастливым. Для одного из них (чаще женщина) или обоих возникает лёгкая депрессия, подавленность, зависимость от алкоголя.

·        2 состояние - состояние семейной тревоги.

Это состояние нередко плохо осознаваемое и плохо локализуемой тревоги у одного, двух или всех членов семьи. Тревога - это обычная человеческая эмоция, возникающая в ситуации неопределённости и необходимости выбора. Характерные признаки тревоги - сомнения, страхи или опасения, касающиеся семьи в целом. Это могут быть страхи о здоровье членов семьи, отлучек, поздних возвращений или стычек и конфликтов в семье. Тревожность касается исключительно сферы семейной жизни и она не распространяется на сферу работы и жизнедеятельности. Такие тревоги буквально изводят семью. В основе такой семейной тревоги лежит неосознаваемая неуверенность человека в каком-то очень важном для него аспекте семейной жизни. Это неуверенность в чувствах другого или неуверенность в себе. Кроме того, это состояние может проявляться в чувстве беспомощности и неспособности вмешаться в ход событий в семье. Характерны такие высказывания: чувствую, что как бы я не поступил, всё равно будет плохо. В семье мне поговорить не с кем. Поэтому при семейной тревоге индивид не ощущает себя значимым лицом в семье, несмотря на свою позицию в семье (отец). Некоторые объективные данные говорят, что на этом человеке действительно лежит вся семья, хотя он считает наоборот. Это несоответствие становится очень ярким. В ситуации семейной тревоги члены семьи невротизированы.

·        3-е состояние - непосильного физического и психического напряжения.

Чрезмерное напряжение является одним из основных психотравмирующих переживаний. Для таких напряжений имеются нормативные периоды - это периоды семейных кризисов (кризис молодой семьи, кризис появления ребёнка и пр.). Кроме нормативных периодов семья может создавать психическое и физическое напряжения у её членов следующими способами:

1. Путём создания для индивида ситуации постоянного психологического давления трудного или даже безвыходного положения. Например, положение жены алкоголика, который держит её в постоянном страхе.

2. Семья может создавать препятствия для проявления удовлетворений членами семьи чрезвычайно важных для них потребностей и чувств. Например, чувства несовместимые с ролевыми представлениями члена семьи (невестке стоит огромных усилий скрывать антипатии к свекрови). Чем не благополучнее отношения в семье, тем больше сил нужно прикладывать, чтобы сдержать негодование. Проявления этих чувств приводят к осложнениям. Поэтому манеры взаимоотношений носят манерный характер. Это те чувства, которые семья должна удовлетворять в этом человеке. Это прежде всего касается сексуальных потребностей или удовлетворения потребности во взаимопонимании

3. Путём создания и поддержания внутреннего конфликта у какого-то члена семьи. Семья может регулярно ставить какого-либо члена семьи перед противоречивыми требованиями и одновременно возлагать на него ответственность за их разрешение. Пример - жена, которая пилит мужа за руки не оттуда растущие, муж пытается доказать обратное, но что-то сделав, снова получает критику жены. Чтобы я не сделал, всё равно будет плохо. Это приводит к внутреннему конфликту. Вначале возникает достаточно длительный период оправдательной активности, когда муж прилагает немалые усилия, чтобы доказать обратное, но каждый раз истощаясь стремится в семье занимать всё меньше места. Здесь появляются фигуры дистантной жены или мужа, или сына или дочери, стремящихся поменьше быть в семье. В случае детей - появляется противоречивое воспитание. Папа воспитывает по-своему, мама по-своему. Каждый из этих членов семьи тратит на воспитание ребёнка много сил, но в результате противоречивости эффект воспитания нулевой - безнадзорность.

Картина отношений при семейной тревоге носит характер суетливости. Многое не доводится до конца. Ремонт, который никогда не кончается. Либо состояние семейного страха перед тем, что должно случиться что-то неотвратимое - заторможенность.

В случаях психического напряжения могут быть состояния разрыва, конфликты, приводящие к дистанцированию

·        Состояние семейной вины.

Чувство вины возникает у каждого совершенно естественно в том случае, если мы совершаем противоестественный поступок, порождающий конфликт. Совершение оправдательных поступков смягчает вину. В таком случае речь идёт о реальной вине. Кроме этого бывает невротическая вина. Она возникает при появлении мыслей, чувств, носящих неблаговидный характер. Мы обвиняем себя, что эти чувства у нас есть.

Экзистенциальная вина - вина за то, что я не являюсь другим, а являюсь собой. Она часто актуализируется во время утрат.

Вина самое мало переносимое чувство. Муки совести могут достигать большой силы, вызывая мучение и страх. Путём проекции мы пытаемся возложить вину на другого.

Как вся эта информация монтируется на семью. Человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником всех неудач семьи, склонен воспринимать отношение других членов семьи как обвиняющее, несмотря на то, что это не так. При этом такая семейная вина может быть осознанной или неосознаваемой, когда она висит на человеке тяжким грузом. Также и виновником человек может быть как действительным, так и мнимым. Я знаю, что я в семье лишний. Члены моей семьи считают меня бестолковым. Им кажется, что членам семьи неудобно за него перед друзьями. Это чувство вины с одной стороны порождает этап оправдательной активности. Человек прилагает огромные усилия, чтобы оправдать своё существование в семье. Затем возникает этап, когда такой член семьи стремится занимать в семье как можно меньше места. Он уменьшает свои притязания до минимума, проявляет уступчивость и берёт на себя ответственность за действительное или мнимое состояние.

Семейное чувство вины также порождает феномен «козла отпущения». На какого-либо из членов семьи обычно самого слабого, семья взваливает свою собственную вину. Это может быть ребёнок, рождённый в неудачное время для семьи. Эта материнская вина возлагается на ребёнка. Это та вина, которая ему не принадлежит. Теперь он должен испытывать вину за то, что он в семье является лишним ртом. Наступает период доказательства, что я не лишний, а затем истощение. Сценарии дальнейших событий:

1. Поскольку чувство вины мучительно и непереносимо, ребёнок ищет, где ему лучше. Он начинает отделяться от семьи и быть всё больше вне семьи. Он находит иные привязанности и интересы. В семье всё меньше проводится места. Начинают работать силы, выталкивающие его из семьи. Так появляются дети с делинквентным поведением.

2. Вариант золушки - когда такой член семьи остаётся в семье, но как золушка, выбирает свой чуланчик, где и функционирует. Чувство вины ломает чувства человека. Этот подлом очень опасен для личности.[5]

И как пример нарушения жизнедеятельности семьи хочу рассмотреть алкогольную семью, а именно что происходит с ребенком, какие особенности у него возникают.


   6. Алкогольная семья как пример дисфункциональной семьи.

·        Характеристика семей, в которых кто-либо болен алкоголизмом.

Все семьи с наличием больного алкоголизмом – дисфункциональные, лишь временами они может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем: члены семьи не уделяют внимания друг другу, родители плохо относятся к детям, вся жизнь это непостоянство и непредсказуемость, а отношения между членами деспотичны.

Описано 5 таких семей:

1.     Размытость, нечеткость границ. Поскольку жизнь неупорядочена, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие ненормальны, и теряют «твердость психологической почвы под ногами». Это приводит к нечеткости границ личности.

2.     Отрицание. В жизни алкогольной семьи так много все построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицание происходящего носит почти навязчивый характер. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит.

3.     Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод внимании к себе, страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает к себе внимание.

4.     Низкая самооценка. Вся система воспитания заставляет ребенка поверить, что он виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершил много ошибок. В конце концов, он заслуживает всего того плохого, что с ним происходит.

5.     Недостаток информации о том, как функционирует нормальная здоровая семья.

Ситуация в алкогольной семье всегда нездорова и нестабильная, поскольку алкоголизм забирает слишком много энергии, которая в норме направляется на поддержание стабильности и создании здоровой окружающей среды для духовного роста.

Суть здоровой функциональной семьи – создание условий для духовного роста. Здоровые отношения являются гибкими.


·        Психологические особенности детей.

Сходство уклада жизни в таких семьях обуславливают сходные психологические особенности детей.

«Этот уникальный секрет семьи». Родители пытаются спрятать от детей все плохое, что связано с алкоголизмом. Но в действительности беспорядок никогда нельзя полностью скрыть. Вся семья, включая детей, пытается играть в такую игру: «Давай притворимся, что все хорошо». Сокрытие становится образом жизни, дети бояться говорить открыто о своих проблемах, вырастают замкнутыми.

«Жизнь в укрытии». Ложь не только пронизывают внутрисемейные взаимоотношения, но и проникают и дальше, достигая соседей, общины. Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что родители плохие люди. Дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи, они не могут откровенно говорить ни с друзьями, ни с учителями. Тем самым они игнорируют реальность. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами жизни, такими как реальность. В результате каждый становится подозрительным и злобным. В семьях такого рода не практикуется эмоционально теплые объятия, там не знают истинной цены разделенного горя или разделенной радости, нет взаимной поддержки и любви, а в место этого вечное трение, недоверие и скептицизм. Секреты дают толчок зависти и ревности. Ребенок не может объяснить все это и чувствует себя небезопасно в своем доме, где он должен чувствовать наиболее защищенным.

«Что же реально?» Так часто ребенку приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в семье, и тем, что говорят вне дома, что дети начинают не доверять тому, что слышат, видят и чувствуют. Недостаток недоверия к себе происходит из попытки навести порядок, сделать так, чтобы, наконец, все стало на свои места и затем чувствовать себя надежно, в безопасности. Но потом все опять перемешивается, навести порядок не удается, и возникает фрустрация.

«Послание с двойным смыслом». За свою жизнь ребенок в алкогольной семье слышит много такого, что содержит в себе противоречивый смысл. Эти обращения к детям называют смешанными посланиями, информацией с двойным смыслом. Одна часть посланий притягивает, другая отталкивает. Все чувства ребенка перемешиваются, он не знает чему верить.

Отец больной алкоголизмом бывает, то любящим и заботливым, когда трезв, но невнимательным и даже агрессивным, когда пьян. Ребенок в замешательстве, какому отцу верить. А поверить в «плохого папу» выше его сил. И ребенок начинает привыкать отрицать правду.

«Борьба, ссора, драки». В алкогольной семье очень часты ссоры. Подобно тому, как необходимо скрывать пьянство, надо и ссоры держать в секрете. Неважно из-за чего произошла ссора, маленький ребенок будет думать, что вина только его. Ссора, как на вербальном уровне, так и сопровождающаяся физической агрессией, оказывают не только психотравматическое  действие на ребенка. Постоянно наблюдая за тем, как родители провоцируют друг друга на ссору, приводит к тому, что дети усваивают подобный стиль общения между людьми. Ссора и драка становятся второй натурой ребенка, особенно если это мальчик.

«Страхи, дурные предчувствия». Дети описывают свои неприятные ощущения при возвращении домой, страх перед открытием двери в свой дом. Дети склонны подолгу задерживаться вне дома, чтобы уберечь себя от того, что может произойти дома. Так начинается никогда не покидающий страх за будущее. Травма и дурные предчувствия окрашивают всю жизнь.

«Разочарование». В таких семьях как больной так и не больной родитель не выполняют своих обещаний. Одно разочарование, другое – все это угнетает ребенка. И верной семейной традицией становится держать все в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих  тяжелых чувствах. Они чувствуют, что родители совершают предательство перед ними. Страстное желание иметь постоянно заботу о себе со стороны родителей надолго остается с детьми. Они могут оставаться инфантильными и незрелыми.

«Слишком быстрое взросление». Дети вынуждены быстро становится взрослыми. Каждому приходится брать на себя часть обязанностей главы семейства, он чувствует себя несчастным. Испытывает гнев и раздражение оттого, что приходится заботиться о маме. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в физической и эмоциональной поддержке. Воистину дети становятся родителями своих родителей.

«Сексуальное оскорбление» Если девочка вынуждена все чаще замещать свою больную мать в хозяйственных делах, но однажды моет заменить маму своему отцу в его сексуальных домогательствах. Отец также будет искать дружбы и признания у дочери. Сексуальное оскорбление – это не только явное изнасилование, но и скрытое посягательство на свободное сексуальное развитие.

 Дж.Т.Уортиц считает, что даже при отсутствии физического контакта действие взрослого мешают приобретению собственного опыта в этом направлении, могут расцениваться как скрытая сексуальная агрессия.

«Другие оскорбления». Статистика США свидетельствует, что 38% избиваемых детей – это жертвы родителей больных алкоголизмом. Пьяный родитель может не чувствовать и не соизмерять свою силу. Детей избивают за то, что они появились не в нужном месте и в неподходящее время, за то. Что они пытаются защитить маму или младших братьей и сестер. Многие дети предпочитают страдать в подобных случаях, чем признать себя выброшенными на мель с парализующим чувством вины. Они продолжают влачить жалкое существование жертвы, но не могут активно бороться и бросить вызов родителю-обидчику.

«Заброшенный ребенок». Отсутствие заботы и внимания к ребенку также может стать стилем воспитания в алкогольной семье. Пьяный отец может валяться на полу, а дети переступают через него, как бы не замечая. Мать может тоже страдать алкоголизмом либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратить всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. «Царапины души могут быть невидимыми, но внутренне разрушения может быть опустошительным». Эмоциональным потребностям детей в алкогольной семье не уделяется должного внимания. И дети не научаются, как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.

«Пониженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие внимания со стороны родителей формирует пониженную самооценку. Дети, с которыми об­ращались так, как будто они ничто, и воспринимают себя как ничто - неком­петентными во многих областях жизни. Жизнь в неуютной квартире с ободран­ными стенами, вечно неподходящая одежда тоже есть невнимание к нуждам ре­бенка. Дети мало ценят себя, часто не считая себя стоящими людьми.

Ребенок определяет, кто он, по тому, что вкладывают в это понятие окружаю­щие значимые для него люди. Он оценивает себя так, как они его оценивают. Лишь повзрослев, он может делать подобные умозаключения самостоятельно. По­слания с двойным смыслом, все эти оскорбления (вербальные, физические, сек­суальные), укоренившееся в сознании чувство вины, стыд за семью, недостаток доброжелательной заинтересованности в делах ребенка, постоянное неудовлетво­рение его физических и эмоциональных потребностей - все это вместе взятое формирует у ребенка пониженную самооценку, недостаточное сознание чувства собственного достоинства.

«Жизнь в мире фантазий». Уход в мир фантазий, магическое мышление по­могают ребенку выжить в трудных семейных условиях. Главная тема фантазиро­вания: «Что, если бы мой отец (моя мама) был(а) всегда трезвый(ая)...» Когда фантазии являются прибежищем настрадавшейся души ребенка, то содержание их обычно наполнено солнечным светом, фабула имеет счастливый конец, хотя в ней может фигурировать желание смерти родителя. Сновидения на подсознатель­ном уровне служат той же цели - быть прибежищем от действительности либо объяснять непонятное. Весьма показательно следующее сновидение. Мальчик был очень зол на отца, находившегося в активной фазе алкоголизма. Мальчик не мог обнаружить свои чувства, он боялся отца. Мать заняла позицию сверхопеки ре­бенка и тщательно избегала разговоров на тему пьянства отца. Мальчику при­снился сон. Муравьи-людоеды напали на их дом. Мальчик, конечно же, в силу своей исключительной храбрости успел бабушку и маму отвести в безопасное место. По какой-то причине отец остался дома. Когда все вернулись,. то увидели, что от отца остался только небольшой кусок кишечника. Сон свидетельствует, что мальчик в беде/ Фантазии и сновидения, объясняющие непонятное в жизни ре­бенка, могут быть следующими: «У меня не было бы всех этих проблем, если бы я родился в другое время»" «Если бы у нас было больше, денег, мы были бы сча­стливы» .

«Мифы, помогающие выжить». У детей складываются ложные верования. Са­мые распространенные четыре следующих: 1) «Я явился причиной алкоголизма. Я должен что-то с этим сделать». Это спасительная для ребенка мысль, ибо по­верить в то, что он непричастен к алкоголизму, означало бы, что он и не в со­стоянии что-то изменить в своей семье. Основанием для этого мифа может слу­жить чувство вины. «Если бы я лучше учился, они бы меньше ругались между со­бой, и было бы меньше пьянства в нашем доме». Ребенок пытается тем самым все еще играть роль спасителя, воображая; что существует магическое, чудесное ре­шение проблемы, и, когда это решение отыщется, родители, наконец, оценят его. Иногда желание быть спасителем тесно связано с желанием быть замечены, быть уважаемым; 2) «Я не такой, как все остальные». Дети, растущие с больными алкоголизмом родителями, смутно чувствуют, что отличаются от других детей, хотя и не знают, каким образом. Это чувство вносит дискомфорт в их существо­вание. Они как будто принадлежат к другому миру; 3) «Мне следует постоянно контролировать себя и все мои обстоятельства. В противном случае мир рухнет». Одна из целей фантазирования ребенка - это чувство, что ты, наконец, владеешь ситуацией, что ты хозяин положения. Для детей больных алкоголизмом родителей достижение такого положения не только приятно, оно дает чувство безопасности. Но когда подобный миф порожден чувством вины, неопределенностью, страхами, то он может подкреплять бессилие и безнадежность. И тогда этот миф не помо­гает разрешить дилемму, а сам становится бременем. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей. Фрустрация неизбежна, контроль об­стоятельств не удался. И ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что­ либо изменить в своей жизни; 4) «Вот придет кто-то или случится что-то, и все это изменится». Этот миф вырастает из чувства собственного бессилия, он сни­мает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Миф предлагает надежду. Но в действительности никакая внешняя сила не может изменить ситу­ацию в семье к лучшему. Если ждать помощи со стороны, то надо признать, что семья сама ничего не может. Тогда семья дрейфует по волнам, полагаясь на при­ливы и отливы. Ожидание, отказ действовать, стагнация могут привести к де­прессии. Взрослеть - значит расставаться с фантазиями, заблуждениями, лож­ными верованиями.

В целом нет ничего необычного или патологического в том, что ребенок фантазирует, создает свои мифы. Это свойственно всем детям. Плохо, когда фан­тазия, выдумки занимают место реальности, используются вместо действитель­ности. Мифы могут иммобилизовать ребенка вместо того, чтобы сделать его сво­боднее, и вот это опасно для его развития. Тогда способность быть хозяином своей судьбы уменьшается, а не возрастает. Помимо этого ребенок берет на себя какие-то роли.


·        Типология ролей, принимаемых на себя детьми.

Как взрослые, так и дети в алкогольных семьях играют определенные роли. Ролевые функции детей - это реакция на стресс, каким является алкоголизм роди­телей. Описаны четыре основные роли, которые могут брать на себя дети

1. Герой семьи, ответственный ребенок. Это ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое- место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе или компании, активен в ситуа­циях, требующих действия. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок в семье.

2. Проблемный ребенок, «козел отпущения», бунтовщик. Использует негатив­ные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоцио­нально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья постоянно попадают в трудные ситуации. Окружающие считают его воз­мутителем спокойствия. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих

алкоголь и наркотики. ­

3. Потерянный ребенок, кроткий ребенок. Держится изолированно от всей се­мьи, живет фантазиями. Проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во вни­мании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в  беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступает во всем другим, По мере взросления может приобщиться к употреблению наркоти­ков с целью достижения психологического комфорта.

4. Любимец семьи, талисман семьи. Часто это младший ребенок в семье; его всерьез не принимают из-за небольшого возраста. Гиперактивен, использует шут­ки, дурачества, чтобы привлечь к себе внимание. С этой же целью играет роль клоуна.

Один и тот же ребенок может в разное время принимать на себя разные роли, ролевые функции могут меняться. Но всегда у детей остается неизменной цель ­выработать предсказуемые реакции в рамках непредсказуемой семейной атмосферы.

Какую опасность усматривают в этих ролях, возникающих в ответ на алкого­лизм родителя или родителей? Если не заниматься психокоррекцией, то будущее детей может осложниться новыми проблемами. Так, герой семьи, вынужденный очень быстро взрослеть, в зрелом возрасте не может справиться с поражениями, своими ошибками, считает себя ответственным за все происходящее вокруг, очень много работает и становится «трудоголиком».

Проблемный ребенок может стать делинквентным в школе. Закрепившееся в его реакциях чувство гнева, желание бросать вызов окружающим постоянно за­трудняют его адаптацию в семье и на работе.

Потерянный ребенок из-за своей интроверсии склонен к дальнейшей изоля­ции. А любимец семьи не в состоянии справляться с различными стрессами, у него обычно бывают трудности в учебе, компульсивная потребность во внимании затрудняет межличностные отношения. У него легко возникает зависимость от алкоголя и наркотиков.

В нормальных семьях дети также берут на себя определенные роли, соответ­ствующие их возрасту и личности. Этот обычный процесс принятия ролей нару­шен в алкогольных семьях тем, что здесь ролевые функции возникают у детей не спонтанно и естественно, а в ответ на алкоголизм либо на вызванные им пробле­мы .

Таким образом, воспитание в семье с наличием больного алкоголизмом ро­дителя сопряжено с возникновением у ребенка психологических особенностей, тре­бующих психокоррекции. [3]



Заключение.

Семья представляет собой образование более древнее, чем сама природа. Эта социальная единица существует во всех частях света. Глядя назад сквозь века, можно заметить признаки существования семьи во всех цивилизациях, сведения о которых донесла до нас история. Удивительно, что важнейшая роль семьи в жизни человека воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Семья вчера и сегодня – это разные системы, завтрашняя семья, в свою очередь, будет отличаться от нынешней. Но проблемы в семье существовали всегда, и будут наверно существовать. Именно поэтому тема семьи будет всегда актуальна. Ведь в семье закладываются основы человека, его здоровья физического и психического,  формируется его мировоззрение. От семейного окружения зависит воспитание человека, его отношения с окружающими людьми. Например, если мама имеет какие-то проблемы, то ребенок впоследствии может быть испуганным и тревожным, выступать в роли «козла отпущения» среди своих сверстников.

 В современное время приобрела большую популярность семейная психотерапия, которая помогает не только детям, но и всем членам семьи, справиться с наболевшими проблемами и преодолеть их. Семья является также основой  долголетия. Очень важно чувствовать себя нужным, любимым и желанным в своей семье. Семья организует и нормализует жизнь человека. Без нормально функционирующей семьи не будет здорового общества. Я считаю, что задача родителей, не важно молодые они или взрослые, сделать все возможное, чтобы их дети росли в здоровой семейной атмосфере, обеспечить им нормальное детство, не ставить перед детьми задачи - решать взрослые проблемы.

Список используемой литературы.

1.     Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.:  Питер, 1999. - 656 с.

2.     Сатир В. Как строить себя и свою  семью /Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.

3.     Психология семьи: сборник статей/ составители Т.П.Гаврилова. М:ООО. Вопросы психологии 2002 год.

Статья: Москаленко В.Д. Ребенок в алкогольной семье: психологический потрет.

  1. #"#">#"#">#"#">http://www.supporter.ru/lib.phtml?idr=16&id=38












© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.