РУБРИКИ

Особенности использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста

Средний уровень:

Критерий Фишера - φ





Угол φ

%

φ1

0,000

0,0

φ2

1,085

26,7

n1

15

0

n2

15

4




φэмп=

2,972

p<0,01









Строим «Ось значимости»


 


Зона неопределенности


 


0,05

0,01


 

Зона незначимости




Зона значимости



 

 

2,972156769









φ крит. = 1,64

φ крит. = 2,28


 







 


Расчетное значение критерия Фишера находится в зоне значимости, что говорит о высокой степени достоверности эффективности использования компьютерных технологий для развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией.


Выше среднего уровень:




 


Угол φ

%

 

φ1

1,085

26,7

 

φ2

1,504

46,7

 

n1

15

4

 

n2

15

7

 




 

φэмп=

1,881

; H1 на p<0,05 и H0 на p>0,01

 





 



Строим «Ось значимости»


 


Зона неопределенности


 


0,05

0,01


 

Зона незначимости




Зона значимости



 

1,881

 









φ крит. = 1,64

φ крит. = 2,28


 







 


Н0: Сдвиг показателей в типичную сторону является случайным.

H1: Сдвиг показателей в типичную сторону является неслучайным.


Таким образом, можно говорить о том, что уровни развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что коррекция нарушения чтения у детей младшего школьного возраста на примере использования компьютерных технологий будет эффективна при условии формирования фонематического восприятия, зрительного восприятия, произвольного внимания, гнозиса экспериментально подтвердилась. Успешному развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста способствовала работа с использованием на занятиях развивающих компьютерных программ «Учимся читать», разработанной психологическим центром «Адалин», « Баба Яга учится читать», построенных на основе методик обучения детей с нарушением чтения



Заключение


В соответствии с задачами исследования в первой главе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме использования компьютерных технологий в коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста, что позволило нам сделать следующие выводы.

Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.

Оптические дислексии проявляются в трудностях усвоения букв вследствие нечеткости их восприятия, неустойчивости представлений о зрительных образах букв. Особенно часто в процессе чтения дети смешивают буквы, сходные графически. При оптических дислексиях могут наблюдаться и нарушения зрительного анализа структуры слова, перестановки букв и слов при чтении.

Фонематические дислексии вызываются недоразвитием фонематических обобщений у ребенка, прежде всего несформированностью функции фонематического анализа. Проявляются в искажениях звуковой и слоговой структуры слова (пропусках, перестановках, добавлениях, заменах звуков при чтении).

Аграмматические дислексии обусловлены недоразвитием грамматических обобщений у ребенка. Они проявляются в искажениях и заменах определенных морфем слова в процессе чтения (суффиксов, окончаний).

Знание общих и частных закономерностей в патогенезе и проявлениях дислексий у различных групп детей позволяет более точно диагносцировать нарушения чтения, правильно строить логопедическую работу по профилактике и устранению дислексий в комплексном процессе реабилитации аномальных детей.

Основные усилия по коррекции дислексии сосредоточиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния или чтения целыми словами. В большинстве случаев у детей с дислексией в определенной степени нарушено полноценное понимание прочитанного. Проявляется это преимущественно в сфере прагматического использования информации, содержащейся в тексте. При этом формальная проверка понимания путем пересказа может дать весьма приличные результаты. При некоторых вариантах дислексии у детей понимание прочитанного страдает серьезно. В связи с этим специальная работа по развитию способности к полноценному пониманию печатных текстов представляется необходимой во всех случаях.

Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Во второй части работы нами было проведено исследование особенности нарушения чтения у детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре, в исследовании принимало участие 15 детей вторых классов: 7 мальчиков, 8 девочек.

Для оценки навыка чтения нами был использован набор методик, предложенных А.Н. Корневым: СМИНЧ и ТОПЕЧ.

Данные констатирующего этапа исследования показали, что 27,7 % имеют уровень сформированности навыков чтения выше среднего, 33,3% – ниже среднего уровень, 40% – низкий уровень.Большинство ребят еще используют чтение по слогам.

Уровень понимания прочитанного довольно высок. Нет ни одного школьника, который бы показал низкий уровень данного навыка.

Результаты констатирующего этапа исследования были нами учтены при логопедической работе по коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста.

При проведении логопедической работы по коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста использовались компьютерные программы «Учимся читать» и « Баба Яга учится читать». Программы построены на основе методик обучения детей с нарушением чтения.

Все задания были нами разбиты на 20 занятий. Занятия проводились с детьми 2 раза в неделю, группами по 3-4 человека. Длительность занятия 45 мин. В занятии использовалось одно задание из программы «Учимся читать» и одно задание из программы «Баба Яга учиться читать». Работа по компьютерным заданиям длилась обычно в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических норм 10-15 мин., представляла собой набор из нескольких компьютерных игр - фрагментов этого задания.

Программа « Учимся читать» содержит развивающие упражнения для детей младшего школьного возраста. В программу включены задания различных уровней сложности, что позволяет ребенку двигаться от простого к сложному. Программа состоит из двух частей. Каждая часть включает в себя 10 занятий. Каждое занятие содержит подробную инструкцию. Задания направлены на развитие фонематического слуха.

Программа « Баба Яга учится читать» состоит из 10 игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением. Предложенные игровые задания разного уровня сложности. Порядок игр задавали, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Успешное выполнение всех заданий потребовало от учащегося терпеливости и наблюдательности, хорошей памяти и пространственного воображения, умения рассуждать, концентрировать внимание и воспринимать информацию на слух.

После проведения формирующего этапа исследования особенностей нарушения чтения у детей младшего школьного возраста нами был проведен контрольный этап по методикам, использованным в констатирующем этапе исследования.

Проанализировав полученные данные контрольного этапа, мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста, принявших участие в нашем исследовании, повысился уровень сформированности навыков чтения: 7 детей (46,7%) показали достаточный уровень развития навыка чтения (результаты, являющиеся нормой) - на 3 ребенка больше (20%), чем по результатам констатирующего этапа.

Благодаря проведенной работе только 5 детей (33,3%) продолжают читать по слогам, но уже чтение происходит не отрывисто, а плавно. По результатам констатирующего этапа по слогам читало 10 младших школьников. Улучшение результатов на 33,3%.

Таким образом, можно говорить о том, что успешному развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста способствовала работа с использованием на занятиях развивающих компьютерных программ «Учимся читать», « Баба Яга учится читать».

Для того, чтобы доказать эффективность использования компьютерной технологии нами были использованы методы статистической обработки данных, а именно статистический критерий углового преобразования данных Фишера. Можно говорить о том, что уровни развития навыка чтения у детей младшего школьного возраста значительно повысился, следовательно, гипотеза о том, что коррекция нарушения чтения у детей младшего школьного возраста на примере использования компьютерных технологий будет эффективна при условии формирования фонематического восприятия, зрительного восприятия, произвольного внимания, гнозиса экспериментально подтвердилась.

Данное исследование не претендует на всецелое расширение данной проблемы, перспективным является развитие навыка чтения у учащихся младшего школьного возраста посредством компьютерных технологий, в частности при использовании программ «Учимся читать», « Баба Яга учится читать.



Библиографический список


1                   Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксенова. М.: ВЛАДОС, 2002. 320 с.

2                   Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Начальная школа. 2007. № 3. С. 6-8.

3                   Ахутина Т. В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т. В. Ахутина. М.: Сфера, 2001. 156 с.

4                   Безруких М. М. Формирование навыков чтения и письма в процессе обучения детей [Электронный ресурс] / М. М. Безруких. URL: #"_Toc218965139">Приложение 2


Стандартизованная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) по Корневу А.Н.

Текст для оценки техники чтения

Как я ловил раков

Слов

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет

9

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,

17

в дырах между корнями или под берегом. Потом они

26

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от

36

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.

46

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,

54

а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни,

63

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я

71

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно

80

Прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг

89

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому

98

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.

104

Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить

113

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень

123

понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.

131

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.

142

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел

151

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,

161

наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил

170

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень

178

осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве

189

Но некоторые раки были более осторожными. Когда

196

палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору.

208

Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил

215

много раков. Мама их сварила. Какими они были красными!

224

И очень вкусными!

227


Вопросы для оценки понимания прочитанного


1. Сколько ручейков текут в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят раков?

4. Что мальчики с ними делают?

5. От кого мальчик получил рака?

6. Чего захотелось мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать мальчик?

9. Почему?

10. Что посоветовал ему друг?


Приложение 3


Текст для оценки техники чтения про себя

Неблагодарная ель

Слов

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей,

8

росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых

15

цветков, которые распускались весной на терновнике.

21

Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда

30

Ели понравились его синие плоды. Когда ель стала

38

взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы

46

в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие.

55

Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои

62

кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы

74

прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным

78

ростом». — «И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой

80

погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и

88

только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился

93

и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу

102

обратились все ветви терновника, но ни одна не

110

прикоснулась к ели. И ель росла, росла...

117

Во время первых зимних метелей в лес пришли

225

лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала

133

ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было

142

Уже поздно просить. Все ветки терновника летом

149

повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться

158

к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!» —

166

«И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой

175

и неблагодарной», — ответил терновник. «Да, неблагодарная

181

гордость не принесет пользу», — заплакала ель.

187

Едва она сказала это, как перед ней уже стояли

196

люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала

205

в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.

213


Вопросы для оценки понимания прочитанного


1. Где росла ель?

2. Что поражало маленькую ель?

3. Какие отношения у нее были с терновником?

4. Что ели понравилось осенью?

5. Что сказали птицы?

6. Что сказала ель терновнику?

7. Что терновник ей ответил?

8. Что потом сделал терновник?

9. Что сделалось с ветвями терновника?

10. Что происходило с елью?


Приложение 4

 

Списки слогов и слов для «теста оперативных единиц чтения» (ТОПЕЧ)

Список № 1

Л

Т

К

О

Д

Я

Ф

Ш

В

Е

3

Ы

Ж

Ц

В

А

Э

Ч

С

Ю

П

Г

Щ

И

К

О

Т

3

Л

Я

П

Я

В

Л

И

Н

К

Д

Ц

Ю

Л

Ж

Е

К

У

3

В

X

Е

Р

А

Б

Ф

Т

И

М

Г

Ы

Ж

Щ

Э

3

А

Р

У

Н

К

Б

О

Л

В

Ы

М

Е

Ч

И

Б

Е

Щ

О

П

X

Ф

И

Б

Ц

Д

Я

Ж

Ю

В

Ш

В

М

Ш

Ч

Н

А

Д






Список № 2

КИ

РО

ОМ

ДА

СУ

BE

ИС

ГИ

РА

МБ

ЗО

ИЛ

АШ

ДУ

ЖИ

НЕ

ОК

ИМ

РЫ

ОМ

BE

ЯЛ

ДИ

ЕМ

ПЫ

ЛЮ

AM

СЕ

ИК

РУ

ВО

ЮН

СИ

НЯ

ЕЛ

ША

ЧУ

ЮР

ЩУ

ЯК

БЫ

ИН

ЛЯ

ЮМ

ИМ

ВУ

ЖО

ДЕ

ИХ

ЦУ

АР

ЮС

КА

ДО

СЫ

ОТ

РИ

УК

НЕ

ЧА

АХ

ФО

АЛ

ЦА

ДЫ

ОЛ

ЯН

РИ

НЯ

УС

ОШ

ХУ

ЧИ

ТЕ

ЗА

ЭХ

ЖУ

AT

ПЕ

ОЧ

ХИ

БЕ

УФ

ИХ

ТЫ

БЯ

ГО

УЧ

ШО

ФА

ЯР

ЮШ

ЛЫ

МЯ

ЕС

ЗЫ

НЮ

ТУ

ИГ

ДО

Список № 3

ЛАМ

ДИП

СИН

ВУР

ШОМ

РУС

КУЦ

ВИН

ЛЯД

ЖАН

КОС

РЕС

ЛЯН

ДИМ

СУН

ЧОР

ВИС

ВОК

ЛЫК

РАН

КУЛ

МОШ

ЛИП

СЕР

ВЫН

БУЛ

ДЬШ

РОН

ВУЛ

НУС

ДИЛ

НЯЛ

СИН

КИЛ

ШОР

ЧУМ

ХИЛ

МЫН

ДАЦ

ХУР

МАП

ЦИК

ЛИХ

ВАН

ДЫР

ВИС

НЫШ

НЯЛ

СУР

МАИ

ЛЫН

СУШ

ХИМ

ЧАЛ

РЫС

НУЛ

ШАЛ

ВУР

ПИС

РЕС

ГАК

НЕМ

ХИТ

КИЧ

ШОМ

ХАТ

РИК

ЛОС

ЦАХ

ЛЫК

ЖУР

ЛАП

ЦАР

МУФ

ЧЕС

МАЦ

КУС

ЗИМ

ЛЯС

ДИХ

ЖЕР

ДЫМ

ФЕХ

БАЦ

ЛЯР

ВИМ

НЕС

ЧИМ

НАК

РОШ

НЫР

СУН

ЛИХ

ЧИК

ШИМ

ХИЛ

ЦУК

ЛАХ

НАМ

КИР





Список № 4

ПРИ

ACT

КНУ

ИСТ

СПУ

ТРА

ГЛЮ

ВЗА

ОРХ

ЦВЕ

АХТ

СТИ

ХРУ

ДМЕ

МЛА

ПРЫ

ХРО

ШЛИ

ОНК

ЕСТ

ГЛИ

СТА

КНО

ОЛС

ФРЕ

ШТИ

APT

КПИ

МЛЯ

СНУ

ЕЛО

УСТ

ШКА

ПТИ

УКС

БЛА

ИСК

ВСЮ

ЖМА

ГРЯ

БЛЕ

ОЛП

ИХТ

ПЧЕ

ГЛЕ

КРЮ

АНТ

СЛЫ

ПРЯ

ЖНИ

ПЛЮ

КНЯ

ПСИ

КРЫ

БЛА

ИЛЕ

ФРУ

ВЛЕ

ОРШ

ШХУ

БРЫ

МНУ

ПЧЕ

АПТ

СЛЕ

ХВА

ВРА

СФЕ

ЧТИ

ОЛК

ОЛП

КЛЕ

ФЛЕ

ТРЯ

ЧМЕ

КНЯ

ТРЮ

ПЧЕ

КВА

АСК

ЯРП

КСИ

ТВО

МЛО

ВРУ

ВТО

НРА

ЯХТ

ВЗЯ

СКИ

ПРУ

СВЕ

КРЯ

ОТС

ЯМК

СТЫ

СВИ

УКС

КРЕ

ТЛЯ





Список № 5

МАК

РИС

МОЛЬ

ДЫМ

ПОЛ

ВЕСЬ

НИЛ

КУЛЬ

ШИК

РОТ

МАТЬ

ДУХ

ЛОВ

РЫСЬ

ШУМ

САД

ХОРЬ

СОН

ТОПЬ

РОК

ВОНЬ

ЛОМ

РЕВ

ШАЛЬ

ВЕЛ

МОХ

СЕТЬ

НОС

ВОЛЬ

НИТЬ

СУК

ДАР

ТОК

ПУТЬ

ТИР

ВЫНЬ

РОЖЬ

НЮХ

ТОЛЬ

СОК

ДЕНЬ

ЖАЛ

СИНЬ

МЕЛ

ТИК

РУЛЬ

КИТ

СЕВ

ШАРЬ

ПОТ

СЫР

ДОЧЬ

ХАН

ВИТЬ

ШАР

ЛУК

МЫШЬ

ЛОСЬ

ДОЛ

СЫПЬ

МОЛ

СОЛЬ

КИНЬ

СУШЬ

ДАМ

ЖАЛЬ

ХОР

ЛАНЬ

КОНЬ

ДОМ

НЕС

КИЛЬ

ЩИТ

ДАНЬ

РОС

ХОТЬ

ЛАРЬ

СОР

ТЕМЬ

ЛУНЬ

САМ

НОЛЬ

МЕЛ

РОЛЬ

СОМ

ЖУТЬ

КОЛ

ШУТ

РАНЬ

МОР

СУП

РОМ

ТЕНЬ

ТУР

ШУТ

СУХ

ШЕЛ

РАД

КОТ

ДАЛЬ





Список № 6

ЛИСТ

ПРИЗ

КЛИН

РАНГ

СТУЛ

БРАНЬ

СТУК

СМЕХ

ШКАФ

СТВОЛ

ЦИРК

ДИСК

ПЛАЧ

ВАНТ

ШЕСТЬ

РИНГ

ПАСТЬ

ГРАЧ

КЛУБ

ЗНАК

ДРАНЬ

ТРОС

МАСТЬ

ПЛОТ

КРУГ

СТОЛ

БИНТ

ШМЕЛЬ

КВАЧ

ШИПР

ЗВОН

ХРУСТ

ЖИЗНЬ

ФОРС

ПЛАН

СВИСТ

ДЛАНЬ

КЛЕН

ГОНГ

КОСТЬ

БОРТ

ПУСК

ТРОН

ПЛАТ

ЗНАТЬ

КАНТ

СТОН

ШТИЛЬ

ПАРК

ТРАП

ЧЕСТЬ

ПОРТ

СТАЛЬ

МРАК

ПАКТ

БАНК

СЛОН

ГРАНЬ

ТОРТ

МОСТ

СНЕГ

СТОК

ВИНТ

КРАЛ

КЛЕСТ

КОРТ

ШЕСТ

ПИСК

СРОК

СТЕР

ВАНТ

КРАН

ВОЖДЬ

БРАТ

ПОСТ

КОСТЬ

КРОТ

ЗОНТ

СКОТ

ВЛАСТЬ

ДРУГ

НАСТ

ШПРИЦ

КРЕСТ

ДОЖДЬ

РОСТ

ШРАМ

ДУСТ

ШПОН

КРИК

СВАТ

БРОНЬ

ХВАТ

КЛАН

КИСТЬ

СТИЛЬ

ЗРАК

ТРЕК

СОРТ

ПИРС








Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.