РУБРИКИ

Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков

Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков

Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков

О.А.Волкова

В настоящее время понятие “социализация” широко используется в философских, психологических и педагогических работах, но сущность её исследуется с разных позиций: с одной стороны, социализация рассматривается как результат развития человека, а с другой – как его компонент. При этом авторы единодушны в одном: в процессе социального взаимодействия в различных социальных общностях ребёнок не только обогащается социальным опытом, но и реализует себя как личность.

Личность как субъект социальных отношений прежде всего характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления, воли, а способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке. Иначе говоря, социальная автономность предполагает “реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности о себе, её самооценке” (Р.Бёрнс). Рассматривая психологию самосознания, И.Кон опирается на модель, предложенную М.Розенбергом и включающую в себя ряд аспектов. По его мнению, измерения, характеризующие отдельные компоненты или “образ я” в целом, подразумевают:

устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах);

уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей);

самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности);

кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе).

Исходя из этого, можно определить следующие критерии социальной автономности подростков:

Когнитивный (осознание подростком себя в системе межличностных отношений и в системе его личностного развития);

Мотивационный (понимание подростком причин, определяющих выбор направленности его поведения);

Поведенческий (адекватность поступков собственным нравственным установкам подростка).

Любое общество (в большей степени тоталитарное, меньшей рыночное) препятствует формированию социальной автономности человека, который, в свою очередь, не находит достаточно средств для реализации себя в системе социальных отношений. В связи с этим возрастает необходимость поиска косвенных средств, позволяющих личности войти в систему социальных отношений. Одним из таких средств является юмор, разновидность комического.

Философы разных времён по-разному определяют комическое. Существующие теории рассматривают комическое как:

Чисто объективное свойство предмета (К.Розенкранц, А.Руи).

Результат субъективных способностей человеческой личности (Ж.Поль, Б.Дземидок).

Следствие взаимоотношений субъекта и объекта, то есть как субъективный образ объективного мира (Ю.Борев, А.Я.Зись, М.С.Коган, А.Н.Лук, А.М.Макарян, А.П.Московский, Н.Г.Чернышевский и др.)

При этом все исследователи комического отмечают, что явление, вызывающее смех, непременно содержит противоречие типа несоответствия: объект, воспринимаемый в качестве смешного, мы как бы примериваем к эталонам знакомого – правильного, хорошего, красивого. Юмор как разновидность комического имеет следующие характеристические параметры:

Он является отражением противоречивости явлений, соединяет серьёзное и смешное и характеризуется преобладанием позитивного момента в смешном.

Юмор имеет субъективный характер в противоположность объективному характеру других форм комического.

Своеобразие юмора связано с тем, что в противоположность другим формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между претензией явления и его действительной сущностью, сводящим мнимо значительное к ничтожному, юмор предполагает умение видеть возвышенное в ограниченном и несовершенном.

Если ирония обнаруживает за видимой серьёзностью ничтожное или смешное, то юмор, наоборот, раскрывает серьёзность и значимость того, что кажется смешным.

Однако необходимо разграничить чувство юмора и остроумие, которые являются явлениями разнопорядковыми. Остроумие есть свойство психики и потому рассматривается как одна из форм мышления, а чувство юмора есть чувство, и потому рассматривается в ряду человеческих чувств. При определённых педагогических условиях мы можем совершенствовать, оттачивать, остроту ума (остроумие) у тех детей, которые обладают этим природным даром, но мы можем и формировать чувство юмора, и для этого есть психологические предпосылки практически у каждого индивида. Соотношение чувства юмора и остроумия можно сформулировать следующим образом: остроумие создают (работа остроумия), а комическое находят (функция чувства юмора). Ряд авторов (в частности А.Н.Лук) выделяют следующие предпосылки чувства юмора:

способность к отчуждению, умению видеть себя как бы сторонним взглядом;

способность видеть вещи под неожиданным углом зрения;

“раскованность” мышления, лёгкость ассоциирования без боязни нежелательных последствий.

При каких педагогических условиях юмор (чувство юмора) выступает как средство формирования социальной автономности подростков? Нам кажется, что это возможно в том случае, если педагогическое общение будет направлено на решение данной задачи и обусловлено:

Адекватной реакцией педагогов на юмор учащихся, где юмор выступает как средство взаимоотношений педагога и ученика.

Педагогическим влиянием на ученика с учётом индивидуальных особенностей последнего в период его коммуникативного контакта, основанного на использовании юмора.

Специальной подготовки педагогов и учащихся к использованию юмора в системе своих отношений с людьми.

В результате проведённого нами эксперимента было установлено, что можно выделить 3 уровня социальной автономности подростков: высокий, средний, низкий. При этом степень сформированности социальной автономности учащихся находится в прямой зависимости от возраста школьника. Так, например, в 8-м классе уровень социальной автономности выше, чем в 7-м. Как показали результаты анкет, юмор способствует сохранению индивидуальности школьника любого возраста. В решении конфликтных ситуаций 60% подростков стараются свести всё к шутке. Если говорить о разновидностях юмора (словесный, мимический, пантомимический), то 95% опрашиваемых подростков отдают предпочтение словесному.

Таким образом, юмор может выступать в качестве средства социальной автономности подростка при определённых педагогических условиях. Вместе с тем он способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективе.  

Список литературы

Бергсон А. Смех // Психология эмоций. Тексты под. ред. В.К.Килюноса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Кон И.С. В поисках себя. М.: Изд. полит. лит., 1984.

Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Искусство, 1977.

Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.

Рожков М.И. Теоретические основы педагогики. Ярославль, 1994.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.