РУБРИКИ |
Особенности личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективы |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективыОсобенности личностного развития учащихся старших классов : проблемы и перспективыГородской комитет по образованию и науке Научное общество учащихся МОУ средней школы № 9 Секция “Психология”. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Пихтовников Алексей, МОУ средняя школа № 9, класс 10Б. научный руководитель Крюкова Е.А. педагог-психолог Пермь-1999. ВВЕДЕНИЕ. Психология личности — одна из важных , обширных и особо спорных тем в психологии. Интерес к ней неиссякаем тем более сейчас, когда проблема личности в общественном развитии так возросла. На данный момент существует множество теорий личности. Так, например, Зигмунд Фрейд выдвинул психодинамическую теорию личности, основная мысль которой состоит в том, что люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях. Психодинамическая теория отводит главную роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют между собой за главенство в регуляции поведения человека. З.Фрейд для более точного и простого описания личности вводит в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Такое деление известно, как структурная модель психической жизни. Ид (оно) означает инстинктивные и врождённые аспекты личности. Эго После Фрейда изучением эго занимался выдающийся психолог Эрик 1. Младенчество: базальное доверие — недоверие. 2. Раннее детство: автономия — стыд и сомнение. 3. Возраст игры: инициативность — вина. 4. Школьный возраст: трудолюбие — неполноценность. 5. Юность: эго-идентичность — ролевое смешение. 6. Ранняя зрелость: интимность — изоляция. 7. Средняя зрелость: продуктивность — инертность. 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция — отчаяние. Другой известный психолог Реймонд Кеттел в исследовании личности имеет одну ведущую цель: раскрыть (с помощью метода факторного анализа) основные черты личности. Он полагает, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и они ответственны за то, что будет делать человек в данной обстановке. По определению Кеттела, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Кеттел считает, что черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определённым образом в разных ситуациях и в разное время. Они отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Кеттел на основании результатов исследований относит личностные черты к 16 основным категориям (факторам). В отличие от Кеттела, Г.Айзенк был убеждён, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трёх типов. Он гораздо большее значение придаёт генетическим факторам в развитии индивидуума, нежели Кеттел. Айзенк выявил два основных типа, которые он назвал интроверсия — экстраверсия и нейротизм — стабильность. Они статистически не зависят друг от друга. Соответственно людей можно разделить на четыре группы. Гуманистическая теория рассматривает самоактуализацию, как идеальный
вариант развития личности. Основателем этой теории является Абрахам Маслоу. Маслоу пришёл к заключению, что самоактуализирующиеся люди имеют, например, следующие характеристики: более эффективное восприятие реальности; принятие себя, других и природы такими какие они есть; автономия: независимость от культуры; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократичный характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креативность. При всём многообразии существующих подходов, в психологии в настоящее время принято выделять несколько относительно независимых друг от друга направлений современного человекознания: биогенетическое, социогенетическое и персоногенетическое направления. В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга, органические побуждения и др.), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. Представители разных течений социогенетической ориентации изучают процессы социализации человека, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций,формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. В центре внимания исследователей персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. В обособлении биогенетичнского, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется детерминация развития личности влиянием двух факторов — среды и наследствености. В рамках системно-деятельностного подхода (С.Л.Рубинштейн, Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов.Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития. В теории Л.И.Божович (1968) показано, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в разные периоды его жизни формируется определённый взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к её развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. По А.Н.Леонтьеву, основоположнику деятельностного подхода, основной внутренней характеристикой личности является мотивационная сфера личности, особенное значение в его теории личности имеет “личностный смысл”(1982) Основоположник пермской психологической школы, В.С.Мерлин, считал, что 1. В неё входит большое количество психических свойств, и определяется она большим количеством многообразных условий. 2. Личность характеризует человека как субьекта, активно преобразующего действительность, поэтому система её психических свойств является саморегулирующей. 3. Человек не рождается личностью, а становится ею… Личность - система саморазвивающаяся.”(1988). В структуру личности по В.С.Мерлину входят характер, способности, самосознание (1990). В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду.Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность, а именно: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и юность.Диагностика и самодиагностика личности особенно важны в этот период, когда молодой человек усваивает социальные нормы, примеряет на себя различные социальные статусы и формирует навыки исполнения социальных и психологических ролей. Выявление резервов личностного развития становится важной задачей. В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками. Но очень ценно, если эти качества проанализированы научно. Актуальность нашего исследования состоит в том, что мы пытались
определить личностное развитие учащихся и его перспективы на рубеже 15- Гипотеза. Мы предполагали, что учащиеся специализированных классов могут иметь тенденцию к проявлению некоторых характерных личностных особенностей.Мы предполагали некоторую замкнутость, высокий интеллект, тревожность, высокий самоконтроль. На уровне темперамента - высокие скоростные параметры и интеллектуальную пластичность. Цель исследования. Выявить существование особенностей в развитии личности у учащихся старших классов школы №9. Задачи исследования: 1. Изучить личностные и темпераментальные особенности учеников специализированных 10ых классов. 2. Проанализировать полученные данные и подготовить материал для консультирования. Характеристика выборки. В исследовании принимали участие 28 человек, Использовались методики. 1. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М.Русалова.1997. 2. 16-факторный личностный опросник Р.Б.Кеттела, форма “А”,1970. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Первым этапом нашего иследования стало изучение личностных
особенностей старшеклассников двух классов (всего 28 человек) с помощью
психологической методики "Личностный опросник Р. Кеттела.(16 Ф). Методика
позволяет изучать выраженность личностных черт по 16 независимым друг от
друга факторам. Каждый фактор методики биполярен, т. е. имеет два полюса. Таблица № 1. Представленность средних оценок в стенах по 16 факторам методики Р.Кеттела (на выборке старшеклассников школы № 9). |Название фактора. |Значение фактора. |Средняя оценка в стенах| Опишем данные представленные в Таблице № 1. По фактору А (замкнутость- общительность) средняя оценка в стенах - По фактору В (низкий-высокий интеллект) средняя оценка в стенах 8,18. Средняя оценка по фактору С (эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость) - 6,54, то есть преобладающими являются такие личностные черты как эмоциональная зрелость, невозмутимость, активность, способность трезво оценивать действительность и соблюдать общественные моральнные нормы. Раздражительность, эмоциональная возбудимость встречаются нечасто. По фактору Е (подчинённость-независимость) средняя оценка в стенах Преобладает также такое качество, как экспрессивность, средняя оценка Старшеклассники, выступившие в качестве испытуемых, в большей степени
подвержены чувствам, нежели имеют высокую нормативность поведения (фактор Средний балл по фактору H 5,75 (робость-смелость) не позволяет судить о существенном преобладании того или иного качества. Поэтому мы можем сказать лишь о том, что часть ребят застенчивы, сдержанны, неуверенны, робки. Другие социально смелы, авантюрны, спонтанны. У третьих (их большинство) то и другое качества проявляются примерно в равной степени. Анализируя результат по фактору I (жёсткость-податливость), средняя оценка - 6,57, мы отмечаем, что у ребят преобладает мягкость, зависимость, чувствительность и недостаточная самостоятельность, они испытывают потребность во внимании и помощи. Ученики старших классов в подавляющем большинстве случаев имеют
собственное мнение, недоверчивы, часто сомневаются, часто погружены в своё Также и по фактору M (практичность- развитое воображение) средний балл очень сильно смещён в сторону правого полюса -7,43. То есть у старшеклассников очень развито творческое воображение, они самомотивированны, обращают внимание на "основное", с их точки зрения, и могут забывать о конкретных людях и реальностях. Их отличает некоторая богемность. Мы не получили существенного отклонения в сторону правого или левого
полюса фактора N (прямолинейность- дипломатичность). Средняя оценка 4,89. Такие личностные черты, как спокойствие - тревожность, фактор O, также выражены у старшеклассников в равной степени. Средняя оценка - 5,18, отклонение от среднего - 1,98. Часть ребят проявляет спокойствие, безмятежность, невозмутимость, другая часть обеспокоена, ребята склонны испытывать чувство вины, тревожиться, отдаваться мрачным предчувствиям, у остальных и то и другое выражено примерно в равной степени и не очень ярко проявляется. По фактору Q1 (консерватизм- радикализм), средняя оценка - 6,50 смещена в сторону радикализма. Это говорит о том, что у старшеклассников преобладает аналитичность, критичность, они свободно мыслят, склонны к экспериментированию, терпимы к несообразностям и изменениям. Самостоятельность в отличие от внушаемости преобладает у подавляющего
большинства испытуемых. Средняя оценка по фактору Q2 По фактору Q3 (низкий самоконтроль - высокий самоконтроль) крайние значения почти не встречаются, средний балл в стенах - 4,82, отклонение от среднего небольшое -1,47, что говорит о том, что внутренняя недисциплинированность, конфликтность сочетается с некоторой социальной точностью, способностью к контролю примерно в равной степени. Последняя из рассматриваемых личностных черт (расслабленность -
напряжённость) во всех случаях проявляется как напряжённость,
сверхактивность, фрустрированность, возбудимость. Это данные по фактору Q4 На основании полученных данных был выстроен обобщённый личностный профиль старшеклассника школы №9 (см. Приложение 1). Вторым этапом нашего исследования стало изучение темпераментальных
особенностей тех же учащихся.Для этого была использована методика Проведённое далее сравнение средних результатов, полученных на
выборке старшеклассников, по параметрам “эргичность психомоторная”, |
|
© 2010 |
|