РУБРИКИ |
Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов1. Концептуальная схема исследования. В нее входят определения предмета, объекта, цели, задач, гипотез исследования, а также понятийный аппарат исследования. 2. Методика сбора эмпирических данных, т. е. эмпирическая интерпретация понятий и инструментарий исследования. 3. Методика обработки данных, т. е. формы представления информации, методы первичного анализа данных, логика применения математических методов. 1. В качестве цели нашего исследования мы определили особенности мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов университета. Концептуальная схема исследования представлена в Приложении Б. Далее в Программе исследования нами определены предмет, объект, цели, задач, гипотезы исследования (Приложение А). В первой части нашего исследования мы выбрали типологию Карла Юнга, в части шкалы «экстраверт-интроверт». Именно по этой шкале определяется мотивация личности. К. Юнг разработал типологию характеров [29, 30, 31] в основе, которой лежит выделение доминирующей психической функции (мышление, чувство, интуиция, ощущение) и преобладающей направленности на внешний или внутренний мир (экстравертивный и интровертивный типы). Таблица 2 – Типология характеров по К. Юнгу [29, с. 83]
Для всех нас является естественным всего один способ поведения внутри каждой категории, который мы используем легче и чаще, чем другой. Поэтому говорят, что мы «предпочитаем» одну функцию другой. Комбинация наших «предпочтений» определяет психологический тип. Несмотря на то, что все люди функционируют внутри полного спектра предпочтений, каждый человек имеет естественное предпочтение, которое лежит в той или иной категории из четырех возможных. Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации. Получаем мы ее изнутри себя (Интровертный, Introverted) или от внешних источников (Экстравертный, Extraverted). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас. Поэтому нам важно было определить тестированием по Юнгу психотип студентов гуманитарных факультетов. Методика К.Юнга, которую мы выбрали, представляет собой опросник из 20 вопросов. Из двух вариантов ответа, необходимо выбрать один. 2. В качестве основной методики сбора информации нами был выбран анкетный опрос. К количественной группе методов эмпирических социологических исследований относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а также социологическом эксперименте [32]. Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию [32,33]. Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. В нашем исследовании мы использовали случайную выборку. Случайная выборка представляет собой такой отбор респондентов, при котором студенты отбираются по одному из всей генеральной совокупности, и каждый из них имеет равный шанс быть отобранным [34]. Выборка - та часть генеральной совокупности, которую мы непосредственно наблюдаем. Посредством изучения эмпирических закономерностей по выборочным данным делаются выводы относительно всей генеральной совокупности. Выборка, естественно, должна быть репрезентативной, т. е. все эмпирические закономерности, полученные по ней, можно распространить и на всю генеральную совокупность. При этом считается, что отклонения эмпирических закономерностей от реальных носят случайный характер. Без использования таких понятий как «доверительный интервал», «ошибка выборки», невозможно распространение того, что получено для выборки на всю генеральную совокупность. Первое понятие означает, что существует интервал вокруг значения (для выборки) характеристики, в котором находится истинное (для генеральной совокупности) значение этой характеристики. Второе понятие используется для оценки отклонения выборки от генеральной с совокупности. Эти понятия взаимосвязаны между собой [35, с. 258]. Исследования Терехина В.А. [36] и др. показали, что на 1, 3 курсах студенты переживают особый кризис, который проявляется в том, что у учащихся возникает неуверенность в собственных силах, растет тревожность в отношении собственного будущего, снижается интерес к учению, появляются сомнения в правильности выбора профессии. Еще один кризисный период наступает к окончанию 5-го курса в связи с предстоящим началом самостоятельной профессиональной деятельности [6, с. 28]. Суть кризиса состоит в противоречии между потребностями студентов в освоении нового вида деятельности и имеющимися у них для этого средствами и способами [37]. Поэтому в качестве исследуемой группы нами были определены студенты именно 1, 3, 5 курсов. Исследование проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов филологического (20 чел.), исторического (20), юридического (20 чел.), управленческого (20 чел.) факультетов Самарского государственного университета. Исходная статистическая совокупность называется генеральной, отобранные единицы образуют выборочную совокупность. Численность единиц генеральной совокупности обозначается N (1750 чел.), объем выборочной совокупности n = 80 чел. Соотношение объемов выборки и генеральной совокупности, выраженное в процентах, называется процентом выборки: [(n/N) * 100] = 0,0457 *100 = 4,57% Выборочная совокупность исследуется по количественному признаку. В этом случае обобщающей характеристикой генеральной совокупности является генеральная средняя х. Если выборка бесповторная, количественная: Δx = tμx = t√σ2/n *(1- n/N) [35] 2.2 Интерпретация и анализ тестирования и анкетирования мотивов учебной деятельности студентов гуманитарных факультетовОбъектами данного исследования стали студенты гуманитарных факультетов, представленные выборкой в 80 человек, в возрасте 17-25 лет, обучающихся на 1, 3, 5 курсах филологического, исторического, юридического факультетов и факультета управления Самарского Государственного университета. Для анализа статистических данных, полученных в результате исследования нами была использована методология Татаровой Г.Г. [28], Наследова А.Д. [38], Хили Дж. [39], Девятко И.Ф. [40]. В качестве вспомогательной диагностической методики использовался тест Юнга на «интроверсия-экстраверсия» направленности личности, прошедший необходимые психометрические испытания и показавший удовлетворительные результаты [41]. I. 1. Результаты тестирования показали, что среди студентов гуманитарных факультетов преобладают личности интровертивного типа. Среди протестированных студентов гуманитарных факультетов таковых оказалось 72,5%.
Рисунок 2 – Распределение студентов по тесту Юнга Однако необходимо отметить, что интровертивных личностных типов больше на чисто «женских» гуманитарных факультетах: · Исторический - (85,0%) · Филологический - (90%) 3. По факультетам распределение «экстраверт-интроверт» можно представить следующим образом:
Рисунок 3 – Распределение экстраверт-интроверт по факультетам Результаты анализа свидетельствуют, что среди студентов гуманитарных факультетов преобладают студенты интроверты, т.е. личности с богатой внутренней сферой, ранимые, застенчивые, более приспособленные к работе в спокойной, доброжелательной обстановке, доверительных отношениях с сокурсниками и преподавателями. По К. Юнгу соционический психотип интровертивной направленности имеет низкие значения направленности на профессиональную сферу и высокое значение направленности на творческую сферу. Особенно это характерно для женщин. Таким образом, результатами тестирования было выявлено, что направленность на профессиональную сферу имеет низкие значения, как у студентов филологической и исторической специальностей, так и у женской группы выборки факультета ГМУ. Это объясняется тем, что чаще всего интровертивные типы направлены на внутреннее самосовершенствование, а не на профессиональный рост и карьеру. Для них характерна заинтересованность во мнении других людей, Данные анализа подтвердили результаты исследования Кириленко Н.Я.[27]. 3. По результатам анкетирования, которое проводилось со студентами 1, 3, 5 курсов гуманитарных факультетов было выявлено, что: 3.1. Для студентов гуманитарных факультетов ведущими факторами мотивации являются: 1) соответствие преподавания профессиональной направленности 2) условия учебной деятельности 3) межличностные отношения с преподавателями 4) качество преподавания 3.2. Среди факторов второго уровня значимости студенты выделили: 1. межличностные отношения со студентами 2. учебный процесс 3.3. Для студентов факультета ГМУ: 1) условия учебной деятельности 2) администрирование 3) повышение статуса 3.4. Для студентов юридического факультета: 1) условия учебной деятельности 2) межличностные отношения с преподавателями 3.5. Для студентов исторического факультета: 1. межличностные отношения с преподавателями 2. соответствие преподавания профессиональной направленности 3. качество преподавания 3.6. Для студентов филологического факультета: 1. межличностные отношения с преподавателями 2. соответствие преподавания профессиональной направленности 3. качество преподавания Распределение факторов по факультетам представлено в Таблице 3 и на Рисунке 4. Таблица 3 – Распределение факторов, влияющих на мотивацию по факультетам
Рисунок 4 – Распределение факторов, влияющих на мотивацию студентов по факультетам Условные обозначения: 1 - признание; 2 - достижения; 3 - учебный процесс; 4 - ответственность; 5 - повышение статуса; 6 – администрирование; 7 - контроль; 8 - межличностные отношения со студентами; 9 - межличностные отношения с преподавателями; 10 – условия учебной деятельности; 11- стипендия; 12 – внеучебная деятельность 13- качество преподавания; 14 – соответствие преподавания профессиональной направленности. Анализ Таблицы 3 и Рисунка 4 свидетельствует, что мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов различна в зависимости от выбранной специальности. Но, следует отметить, что мотивации учебной деятельности сходны у студентов: а) исторического и филологического факультетов. Следовательно, наша гипотеза № 3 подтвердилась частично. 3. Среди ответов на вопрос анкеты «Что не нравится в процессе учебной деятельности» в качестве «Другое» были представлены следующие ответы: «Мое личное мнение заключается в том, что развитию этого движения в вузе мешают … те стереотипы, которые у наших преподавателей сложились еще в советское время, Ну и другие предвзятые мнения, приобретенные уже в новый период». «Меня поражает ситуация, когда человек, преподающий какой-нибудь ультрамодный предмет рыночной направленности и считающий себя хорошим преподавателем, на практике демонстрирует такую косность взглядов, что вправе задать вопрос о том, понимает ли он вообще что преподает?» «Некоторые товарищи – преподы до сих пор считают, что схоластические умствования на предмет абстрактно-далекий от реальной жизни студентов, тупое написание мегатонн никогда нечитаемых текстов, это гораздо лучше, чем практическая учебная деятельность, которая нравится студентам. И ведь как агрессивно эта позиция защищается! Главное – аттестацию пройти, а уж чего там из студентов реально выйдет – не наше дело!» С нашей точки зрения, преподавателям университета важно обратить внимание на усиление такого фактора мотивации, как межличностные отношения со студентами. Для этого требуется разнообразить формы и методы учебной деятельности, индивидуальные и групповые (обучающие, научно-исследовательские, консультативные и др.), и использовать различные модели педагогического общения. Для усиления мотивации учебной деятельности студентов администрации вуза и факультетов гуманитарного цикла необходимо определить политику университета как образовательного учреждения, освещать миссию, стратегические цели и задачи, улучшать условия учебной деятельности (санитарно-гигиенические, материально-технические, межличностные отношения в системе «администрация-преподаватели-студенты»). 4. Анализ ответов на вопрос «Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?», показал, что в зависимости от курса ответы студентов меняются следующим образом: 1) полностью соответствует 2) скорее, да 3) скорее, нет 4) нет, совсем не соответствует 5) затрудняюсь ответить
Рисунок 5 – Результаты ответов на вопрос «Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз?» Рассогласование ожиданий от учебной деятельности и действительности, показывает, что при поступлении в университет необходимо проводить тестирование студентов на определение психологического типа. 5. Первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями отнюдь не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки [42]. Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма, о чем свидетельствуют ответы на вопрос «Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами» Первокурсники ответили следующим образом: 1) нет 2) да - в группе 3) да - на факультете 4) да - в университете
Рисунок 6 – Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов 1 курса Студенты 3 курса ответили следующим образом:
Рисунок 7 – Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов 3 курса Третий курс - начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации, и происходит затухание межличностных отношений. Студенты 5 курса ответили следующим образом:
Рисунок 8– Наличие дружеских (приятельских) отношений у студентов 5 курса Пятый курс - перспектива скорого окончания вуза - формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза. Проанализировав данные рисунков 7,8,9, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция снижения важности фактора «межличностные отношения студентов» Рисунок 9 – Динамика снижения фактора межличностных отношений студентов 6. В своих ответах на вопрос «Что не нравится в процессе учебной деятельности» студенты чаще всего отмечали следующее: · не получаю необходимых знаний, · преподают ненужные для будущей специальности предметы, · отношения с преподавателями, · недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии Распределение ответов по курсам представлены в таблице 3. Таблица 3 - «Что не нравится в процессе учебной деятельности»
*Число ответов превышает количество студентов 3 и 5 курса, т.к. они отмечали несколько вариантов ответов. Данные таблицы 3 показывают, что студенты 3 курса проявляют наибольшую неудовлетворенность процессом учебной деятельностью
Рисунок 10 – Распределение ответов «Что не нравится в процессе учебной деятельности» по курсам Анализ результатов исследования показал, ожидания студентов гуманитарных факультетов от учебы в университете не соответствуют реальному процессу обучения. 7. Анализ ответов студентов различных курсов на вопрос «Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни» показал тенденцию снижения роли учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов университета от 1 к 3 и далее к 5 курсу. Если на 1 курсе учебная деятельность по результатам ответов занимает одно из главных мест в жизни студентов гуманитарных факультетов (42,5%) (Рисунок 11), то к 3 курсу ее место в жизни студентов - всего лишь 22,2%. На первом месте у студентов 3 курса – отношения с друзьями (26,4%) и развлечения (21,7%) (Рисунок 12). К пятому курсу для студентов повышается роль работы (16,7%) и семьи (12,1%), роль учебной деятельности снижается до 18,5% в общей структуре приоритетов (Рисунок 13).
Рисунок 11 – распределение жизненных приоритетов студентов 1курса
Рисунок 12 – распределение жизненных приоритетов студентов 3 курса
Рисунок 13 – распределение жизненных приоритетов студентов 5 курса Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать. Причиной затухания интереса к учебной деятельности могут быть: · появление больших трудностей в жизни студента, · недостатки в методике обучения, · организации учебных занятий. Необходимо отметить, что среди студентов всех специальностей отмечены в качестве сильных мотивирующих факторов: 1. Ответственность – 21,95% 2. Качество преподавания –19,86 % 3. Соответствие преподавания профессиональной направленности – 23% 4. Признание - 17,8 % 5. Достижение успеха –17,4 % Данные получены на основе сводной таблицы Д 2 Приложения Д. Нами были отобраны пять самых сильных по мотивации факторов (от 66 баллов до 50 баллов). Данные таблицы Д 2 Приложения Д, сгруппированные по курсам на основе таблицы Д 1 Приложения Д, показывают, что сила мотивирующих факторов для студентов гуманитарных факультетов имеет тенденцию к снижению от 1 курса к третьему и далее - к пятому. При этом необходимо отметить, что возрастает роль таких факторов, как: · соответствие преподавания профессиональной направленности · межличностные отношения с преподавателями · ответственность При этом в процессе учебной деятельности с 1 по 5 курс снижается роль таких факторов, как: · учебный процесс; · администрирование; · контроль; · межличностные отношения со студентами; · внеучебная деятельность. Следовательно, гипотеза о том, что мотивы к учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов изменяются в процессе обучения (от 1 к 3, затем к 5 они меняются) и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов, подтвердилась. Учебная деятельность студента имеет большое социальное значение. Ее главное назначение - реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Поэтому для нас было важным исследовать место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов, а также выявить основные мотивации учебной деятельности и факторы, влияющие на них. ЗаключениеАнализ психологической и педагогической литературы по проблеме мотивации учебной деятельности позволил выявить ряд положений, которые будут нами использованы в практической части исследования мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов: 1. В целях настоящего исследования будем рассматривать мотивацию как систему факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения и деятельности студента. 2. Анализ проблемы мотивации учебной деятельности показывает, что каждая из сторон мотивационной сферы учения может иметь ряд содержательных и динамических характеристик. К содержательным характеристикам могут быть отнесены те, которые связаны с внутренними особенностями учебной деятельности. К динамическим - те, которые прямо не связаны с особенностями учебной деятельности и испытывают влияние психофизиологических особенностей обучающегося. Поэтому наряду с разработкой представлений о параметрах мотивационной сферы, необходима детализация педагогических условий развития положительной мотивации учебной деятельности у студентов гуманитарных факультетов в процессе преподавания. 3. На процессы мотивации студентов влияют две категории факторов. К первой категории мы будем относить факторы, которые определены социализацией: семьей, уровнем подготовки, престижем выбранной специальности, отношением к учебной деятельности, представлениями о профессиональном будущем (вопрос анкеты № 2, 3, 9). К факторам второй категории будем относить: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. На эти факторы можно влиять в процессе учебной деятельности (вопрос анкеты № 5, 6, 7, 11,12,13). 4. На мотивацию учебной деятельности студентов значительное влияние оказывает типология личности, разработанная Карлом Юнгом. Поэтому в нашем исследовании мы использовали тестирование на определение психотипа по шкале «экстраверт-интроверт». Тип личности – устойчивая психологическая структура, определяющая сильные и слабые стороны личности. Знание психологического типа позволяет успешно выбирать подходящую специальность, показывает эффективные способы достижения успеха, позволяет избегать излишних трудностей. · Экстраверсия – направление внимания преимущественно во внешний мир, на объекты. · Интроверсия – обращение внимания преимущественно на свой внутренний мир и на свои взаимоотношения с объектами. Экстраверт и интроверт - это два типа психики, такие же различные и такие же равнозначные, как, в грубой аналогии, мужчина и женщина. И те, и другие, имеют свои преимущества и свои недостатки. Но, в отличие от пола, обсуждаемый психотипический признак часто не берется в расчет. А, между тем, отличие интровертов от экстравертов, в психологическом смысле, так же значительно, как отличие мужчины от женщины в смысле физиологическом. Зная это, легко себе представить возможные последствия игнорирования психологического типа в выборе факультета и в дальнейшем профессии. 5. Учебная деятельность студента имеет большое социальное значение. Благодаря учебной деятельности реализуются общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием. Учебная деятельность студента является своеобразной по своим целям и задачам, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации. Поэтому для нас было важным исследовать место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов, а также выявить особенности мотивации учебной деятельности и факторы, влияющие на нее. 6. При исследовании типологии студентов были использованы тесты из хрестоматии по психологии и типологии характеров Райгородского Д.Я.[30,31], также психологические тесты под редакцией А.А. Карелина [41]. 7.Для анализа данных, полученных в результате исследования нами была использована методология анализа данных в социологии Татаровой Д.Г. [28], методика Ядова В.А. [34], работы Батыгина Г.С. [32, 33] по методологии социологического исследования, Наследова А.Д. [38] по математическим методам психологического исследования. 8. В результате анализа и интерпретации данных были сделаны следующие выводы: · На процессы мотивации влияет тип психики студента. Экстраверт и интроверт - это два типа психики, такие же различные и такие же равнозначные, как, в грубой аналогии, мужчина и женщина. И те, и другие, имеют свои преимущества и свои недостатки. Но, в отличие от пола, обсуждаемый психотипический признак часто не берется в расчет. А, между тем, отличие интровертов от экстравертов, в психологическом смысле, так же значительно, как отличие мужчины от женщины в смысле физиологическом. · Анализ результатов исследования показал, что на гуманитарных факультетах присутствуют соционические типы, как эктраверсивного, так и интроверсивного типа. Однако для гуманитарных факультетов характерным является тот факт, что среди студентов преобладает интроверсивного тип (72,5%), обладающий определенным, отличным от экстраверта мотивами к учебной деятельности. · В процессе анкетирования были выявлены и проранжированы основные мотивы учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов и обнаружено, что сила мотивирующих факторов для студентов гуманитарных факультетов имеет тенденцию к снижению от 1 курса к третьему и далее - к пятому. · С нашей точки зрения, преподавателям университета важно обратить внимание на усиление такого фактора мотивации, как межличностные отношения со студентами. Для этого требуется разнообразить формы и методы учебной деятельности, индивидуальные и групповые (обучающие, научно-исследовательские, консультативные и др.), и использовать различные модели педагогического общения. · Для усиления мотивации учебной деятельности студентов администрации вуза и факультетов необходимо определить политику университета как образовательного учреждения, освещать миссию, стратегические цели и задачи, улучшать условия учебной деятельности (санитарно-гигиенические, материально-технические, межличностные отношения в системе «администрация-преподаватели-студенты»). В результате проведенного исследования особенностей мотивации учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов нами было выявлено следующее: 1. На гуманитарных факультетах большинство обучающихся студентов интроверсивного соционичского типа личности; 2. Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов изменяется в процессе (от 1 к 3, а затем к 5 курсу), и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов. 3. Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов различна в зависимости от выбранной специальности. При этом мотивации учебной деятельности сходны у студентов: · исторического и филологического факультетов Следовательно, наши гипотезы № 1 и № 2 - подтвердились. Гипотеза № 3 подтвердилась частично. Список использованных источников1. Божович Д.И. Избранные психологические труды. – М.: Институт практической психологии, 1996. 2. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990 г. 3. Хекхаузен Х. Мотивации и деятельность. - М.:Педагогика, 1986-256 с. 4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: МГУ, 1975. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1999. 6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 7. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. М.: РГПУ им. Герцена, 2005. 8. Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний// Психология личности. Тексты. - М., 1982. 9. Ильин Е. П.Общая психология. Учебное пособие. – М.: РГПУ им. Герцена, 2003. 10. Марютина Т.М., Кондаков И.М. Психофизиология. МГППУ. - www.ido. edu.ru/psychology/psychophysiology/index.html 11. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966. 12. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. пособие. - М.: Логос, 1998. - 320 с. 13. Конспект лекций по психологии Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова – Архангельск, ПГУ им. Ломоносова, 2004. 14. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с. 15. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука. 1994. 16. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - М., 1963. 17. Реан А.А.. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: «Питер», 2000. 18. Наши взрослые дети: как их учить? «Молодежь Эстонии», 22.04.05. 19. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.2 1966. - С. 62. 20. Педагогическая энциклопедия - М.: Советская энциклопедия, Т.3 1966. - С. 141. 21. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с. 22. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с. 23. Калиникова Н.Я. Теория и методика профессионального образования. Управление учебной деятельностью студентов. Автореферат дисс. – Новокузнецк, 2006. 24. Эфендиев А.Г., Дудина О.М. Студенчество в период реформирования российского общества// Социология образования, 1997, с. 41-55 25. Калинникова, Н.Я. Составляющие системы управления учебной деятельностью студентов в вузе.// Вестник Бурятского университета.– Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.– С. 73-80. 26. Лисовский В.Т. Социология молодежи. – Л., 1976. 27. Кириленко Н.Я. Особенности ценностной направленности студентов различных специальностей академик РАЕН, профессор. - FIRSTJOB.R/Национальная молодежная биржа труда. 28. Татарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение) /Учебник для вузов. - М.: NOTA BENE, 1999. - 224 с. 29. Юнг К.Г. Психологические типы – М.:Издательство: Харвест, 2006. 30. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты - Бахрах-М, 2005. 31. Райгородский Д.Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара, БАХРАХ, 1997. 32. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: Аспект Пресс, 1995. 33. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о качественной социологии// Социологический журнал, 1994, № 2. С. 28-42. 34. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Добросает, 1998. -292 с. 35. Едронова В.Н. Общая теория статистики. – М.: Юристь, 2001 – 511с. 36. Терехин В.А. Аппаратурные модели исследования совместной деятельности//Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М., 1989. 37. Хасан Б.И. Конфликт и его разрешение - условие реального самоопределения//Проблемы самоопределения молодежи: Сб. тезисов науч. сообщений. - Красноярск, 1987. 38. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб.: Речь, 2004. 39. Хили Дж. Статистика: Социологические и маркетинговые исследования. СПб:Питер, 2005. 40. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.57-75. 41. Психологические тесты в 2 т./ред. А.А. Карелин; - М.: 2003. Т.2. - 248 42. Маркина Г.И. Мотивация деятельности. – СПб: «Питер», 2001. Программа исследования Проблема исследования: к проблеме мотивации учебной деятельности неоднократно обращались как отечественные, так и западные исследователи. Система образования, в том числе высшее гуманитарное, в настоящее время испытывает определенные трудности. Перед ней стоят острые проблемы, являющиеся следствием осуществляемых в стране глубоких реформ. Происходящие в обществе политические, социально-экономические, организационные преобразования требуют существенных перемен в подготовке специалистов гуманитарных факультетов. Современное общество нуждается в людях с высоким уровнем общего развития, с высоким уровнем профессионализма, инициативы и предприимчивости, творческих способностей. Это предопределяет перестройку процесса обучения в целом и каждой из его сторон, в особенности мотивационной. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у студентов, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. Как показывают результаты социологических исследований, интерес к учению у студентов ВУЗ из года в год падает. Только 58,4 % студентов имеют достаточно развитый интерес к учебе. Причем налицо ярко выраженная тенденция снижения этого показателя от 63,3 % на первом курсе до 48,1 % на третьем курсе. Следствием такого снижения у студентов интереса к учебе является их довольно низкая активность в процессе учения. Поэтому мы исследуем, какие же на данный момент мотивы у студентов гуманитарных факультетов в процессе учения и факторы их определяющие. Исследование проводилось со студентами филологического (20 чел.), исторического (20), юридического (20 чел.), ГМУ (20) факультетов Самарского государственного университета. Предмет исследования: факторы и мотивы учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов Цель исследования: 1) выявление факторов, влияющих на особенности мотивации студентов гуманитарных факультетов 2) ранжирование мотивов учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов Задачи исследования: 1. Проанализировать теоретико-методологические основы понятий мотивов и мотивации, представленные различными концепциями и дисциплинарными подходами. 2. Рассмотреть место учебной деятельности в жизни студентов гуманитарных факультетов. 3. На основе анализа данных тестирования по К.Г. Юнгу выявить основные соционические типы студентов гуманитарных факультетов. 4. На основе анализа данных анкетирования выявить основные мотивы учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов. Гипотезы исследования: 1. Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов зависит от психофизиологического (соционического) типа личности студента гуманитарного факультета; 2. Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов изменяются в процессе обучения (от 1 к 3, затем к 5 курсу) и это связано с возрастанием роли одних факторов и уменьшением роли других факторов. 3. Мотивация учебной деятельности студентов гуманитарных факультетов различна в зависимости от выбранной ими специальности. Приложение Б Порядок действий и процесс интерпретации понятия мотивация учебной деятельности Рисунок Б 1 - Порядок действий и процесс интерпретации понятия мотивация учебной деятельности Приложение В Тестирование по К.Г. Юнгу (Компьютерная обработка -#"1.files/image016.gif">немного близких друзей 3. большую товарищескую компанию 4. Какие книги Вы предпочитаете читать? 5. с занимательным сюжетом 6. с раскрытием переживаний героев 7. Что Вы скорее можете допустить в разговоре? 8. опоздание 9. ошибки 10. Если Вы совершаете дурной поступок, то: 11. остро переживаете 12. острых переживаний нет 13. Как Вы сходитесь с людьми? 14. быстро, легко 15. медленно, осторожно 16. Считаете ли Вы себя обидчивым? 17. да 18. нет 19. Склонны ли Вы хохотать, смеяться от души? 20. да 21. нет 22. Считаете ли Вы себя? 23. молчаливым 24. разговорчивым 25. Откровенны ли Вы или скрытны? 26. откровенен 27. скрытен 28. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний? 29. да 30. нет 31. Находясь в обществе, Вы предпочитаете: 32. говорить 33. слушать 34. Часто ли Вы переживаете недовольство собой? 35. да 36. нет 37. Любите ли Вы что-нибудь организовывать? 38. да 39. нет 40. Хотелось бы Вам вести интимный дневник? 41. да 42. нет 43. Быстро ли Вы переходите от решения к исполнению? 44. да 45. нет 46. Легко ли Вы меняете ваше настроение? 47. да 48. нет 49. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои взгляды? 50. да 51. нет 52. Ваши движения: 53. быстры 54. замедленны 55. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях? 56. часто 57. редко 58. В затруднительных случаях: 59. спешите обратиться за помощью к другим 60. не любите обращаться Приложение Г Анкета исследования Уважаемый респондент! Студенты социологического факультета Самарского Государственного университета проводят исследование. Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Сделать это совсем несложно. читайте вопрос и варианты ответов на него. Выберите тот вариант, который ближе всего совпадает с Вашим мнением. Если Вы не обнаружили подходящего варианта ответа, то дайте свой. Полученные данные будут использоваться в обобщенном виде, поэтому свою фамилию и адрес указывать не обязательно. Заранее благодарим за участие! А теперь мы хотели бы задать Вам наши вопросы. 1. Укажите, пожалуйста, Ваш факультет: 1. Исторический 2. Юридический 3. Филологический 4. ГМУ 2. Почему Вы выбрали данный факультет 1. По призванию 2. По совету (настоянию) родителей 3. Друг пошел 4. Меньше проходной балл 5. Обучение дешевле 6. Потому что все равно 7. Престиж 8. Как гарантия будущего высокого материального положения 9. другое ____________________________________ 3. Что для Вас на сегодняшний день главное в жизни 1. Учеба в университете 2. Отношения с друзьями 3. Отношения с любимым человеком 4. Работа 5. Развлечения 6. Хобби 7. Семья 8. Другое ___________________ 4. Нравиться ли Вам учиться? 1. Да 2. Скорее да, чем нет 3. Скорее нет, чем да 4. Нет 5. Затрудняюсь ответить 5. Что Вам нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов) 1. Получение знаний 2. Участие в исследовательской работе, научных конференциях 3. Процесс общения с сокурсниками 4. Участие во внеучебной деятельности университета (КВН, студенческая весна, различные кружки и т.д.) 5. Другое ______________________ 6. Что не нравится в процессе учебной деятельности (можно выбрать несколько вариантов ответов) 1. Не получаю необходимых знаний 2. Преподают ненужные для будущей специальности предметы 3. Большая загруженность, мало свободного времени 3. Отношения с преподавателями 4. Отношения со студентами 5. Плохо организована внеучебная деятельность студентов 6. Недостаточная вовлеченность студентов в исследовательскую работу по будущей профессии 7. Другое ____________________________________ 7. Отметьте, какие факторы для Вас в процессе обучения являются наиболее важными (можно выбрать несколько вариантов ответов): 1) достижения знаний и профессионализма, 2) признание, 3) сама учебная деятельность, 4) ответственность, 5) повышение социального статуса, 6) межличностные отношения со студентами, 7) межличностные отношения с преподавателями, 8) качество образования 9) другое _______________________________ 8. Считаете ли Вы, что быть сегодня студентом Вашего факультета престижно? 1) да, считаю 2) нет, не считаю 3) затрудняюсь ответить 4) другое___________________________ 9. Соответствует ли учебная деятельность Вашим представлениям о ней до поступления в Вуз? 1) полностью соответствует 2) скорее, да 3) скорее, нет 4) нет, совсем не соответствует 5) затрудняюсь ответить 10. Есть ли у Вас дружеские (приятельские) отношения со студентами 1) нет 2) да - в группе 3) да - на факультете 4) да - в университете 11. Какие качества характерны для студентов Вашей группы (можно выбрать несколько вариантов ответов) 1) доброжелательность 2) активность 3) целеустремленность 4) взаимопомощь 5) доверие 6) недоброжелательность 7) разобщенность 8) безразличие 9) другое _________________________________ 12. Считаете ли Вы, что от преподавателей зависит Ваше отношение к учебной деятельности? 1) полностью зависит 2) скорее, да 3) скорее, нет 4) нет, совсем не зависит 5) затрудняюсь ответить 13. Какие качества преподавателей Университета Вам больше всего импонируют? (можно выбрать несколько вариантов ответов) 1) доброжелательность 2) профессионализм 3) знание своего предмета 4) лояльность 5) требовательность 6) уважительное отношение к студентам 7) внешний вид 8) не отказывают в помощи 9) другое _________________________________ 14. После окончания учебы в нашем университете планируете ли Вы работать по выбранной специальности 1) нет 2) скорее, нет 3) скорее, да 4) да 5) затрудняюсь ответить 15. Укажите, пожалуйста, Ваш пол: а) м б) ж 16. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст:_____ 17. Укажите, пожалуйста, Ваше семейное положение 1. Замужем (женат) 2. Холост (не замужем) 3. Разведен (разведена) 4. Вдова (вдовец) Приложение Д Таблица Д. 1 - Сводная таблица факторов мотивации
Таблица Д.2 – Группировка факторов мотивации по курсам
|
|
© 2010 |
|