РУБРИКИ

Особенности образа матери у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности образа матери у дошкольников, воспитывающихся в полных и неполных семьях

11.            Есть ли у вас дома цветы? Кто их поливает?

12.            Есть ли у вас дома какие-нибудь животные? Кто за ними ухаживает?

13.            Ходишь ли ты в кино, цирк, зоопарк, театр? Как часто и с кем?

14.            Есть ли у вас дома телевизор, компьютер? Какие ты смотришь телепередачи? В какие компьютерные игры ты играешь?

15.            Какие у тебя дома есть любимые игрушки и книжки?

16.            Чем ты любишь заниматься дома: рисовать, петь, танцевать, строить из кубиков, лепить, рассказывать сказки (истории), придумывать интересные игры?

17.            Есть ли у тебя друзья во дворе? Как давно ты с ними дружишь? Почему ты с ними дружишь? Что вы вместе делаете, чем занимаетесь?

Приложение 3

Схема количественной оценки для «Кинетического рисунка семьи»

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

 

1. Благоприятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи

0,2

 

2. Преобладание людей на рисунке

0,1

 

3. Преобладание всех членов семьи

0,2

 

4. Отсутствие изолированных членов семьи

0,2

 

5. Отсутствие штриховки

0,1

 

6. Хорошее качество линии

0,1

 

7. Отсутствие показателей враждебности

0,2

 

8. Адекватное распределение людей на листе

0,1

 

9. Другие возможные признаки

0,1

 

2. Тревожность

1. Штриховка

0,1,2

 

2. Линия основания – пол

3

 

3. Линия над рисунком

0,1

 

4. Линия с сильным нажимом

0,1

 

5. Стирание

0,1

 

6. Преувеличенное внимание к деталям

0,1,2

 

7. Преобладание вещей

0,1

 

8. Двойные или прерывистые линии

0,1

 

9. Подчеркивание отдельных деталей

0,1

 

10. Другие возможные признаки

0,1

 

3. Конфликтность в семье

1. Барьеры между фигурами

0,2

 

2. Стирание отдельных фигур

0,1

 

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

2

 

4. Выделение отдельных фигур

0,2

 

5. Изоляция отдельных фигур

0,2

 

6. Неадекватная величина отдельных фигур

0,2

 

7. Несоответствие вербального описания и рисунка

0,2

 

8. Преобладание вещей

0,1

 


9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

0,1


10. Член семьи, стоящий за спиной

0,2


11. Другие возможные признаки

0,1

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации

1. Автор рисунка непропорционально маленький

0,2

2. Расположение фигур на нижней части листа

0,2

3. Линия слабая, прерывистая

0,1

4. Изоляция автора от других

0,2

5. Маленькие фигуры

0,1

6. Неподвижная по сравнению с другими фигура автора

0,1

7. Отсутствие автора

0,2

8. Автор стоит спиной

0,1

9. Другие возможные признаки

0,1

5. Враждебность в семейной ситуации

1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

0,2

2. Агрессивная позиция фигуры

0,1

3. Зачеркнутая фигура

0,2

4. Деформированная фигура

0,2

5. Обратный профиль

0,1

6. Руки раскинуты в стороны

0,1

7. Пальцы длинные, подчеркнутые

0,1

8. Другие возможные признаки

0,1


Приложение 4

Опросный лист

1.                 Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться со взглядами родителей. А а б Б

2.                 Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б

3.                 Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни. А а б Б

4.                 Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б

5.                 Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б

6.                 Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мытья, чтобы он не упал. А а б Б

7.                 Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразумений, не знают жизни. А а б Б

8.                 Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспитание. А а б Б

9.                 Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. А а б Б

10.            Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны взгляды его родителей. А а б Б

11.            Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. А а б Б

12.            Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. А а б Б

13.            Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей нелегко освободиться от своих обязанностей. А а б Б

14.            Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. А а б Б

15.            Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. А а б Б

16.            Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это делать постоянно А а б Б

17.            Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми А а б Б

18.            В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. А а б Б

19.            Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы менее организованно. А а б Б

20.            Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. А а б Б

21.            Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. А а б Б

22.            Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологическими нуждами уже с 15 месяцев. А а б Б

23.            Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы воспитания ребенка А а б Б

24.            Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная. А а б Б

25.            Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований, которые несет жизнь. А а б Б

26.            Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. А а б Б

27.            Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности. А а б Б

28.            Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. А а б Б

29.            Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. А а б Б

30.            Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. А а б Б

31.            Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. А а б Б

32.            Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. А а б Б

33.            Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. А а б Б

34.            Ребенок должен уважать своих родителей больше других. А а б Б

35.            Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в драке. А а б Б

36.            Постоянное пребывание с детьми убеждает мать том, что ее воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но...). А а б Б

37.            Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. А а б Б

38.            Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать, что потом в жизни могут встретиться с неудачами. А а б Б

39.            Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела. А а б Б

40.            Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семейной жизни. А а б Б

41.            Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми. А а б Б

42.            Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению проблем, то это лучше и для детей и для мужа. А а б Б

43.            У ребенка не должно быть тайн от своих родителей. А а б Б

44.            Если у вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов. А а б Б

45.            Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие. А а б Б

46.            Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. А а б Б

47.            У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно высказывать. А а б Б

48.            Надо беречь ребенка от тяжелой работы. А а б Б

49.            Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями. А а б Б

50.            Умный отец должен научить ребенка уважать начальство. А а б Б

51.            Очень мало женщин получают благодарность детей за труд, затраченный на их воспитание. А а б Б

52.            Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя виноватой. А а б Б

53.            У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, которые вызывают раздражение. А а б Б

54.            Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми. А а б Б

55.            Редко бывает, чтобы мать, которая целый день занимается с ребенком, сумела быть ласковой и спокойной. А а б Б

56.            Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их родителей. А а б Б

57.            Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители. А а б Б

58.            Нет оправдания ребенку, который бьет другого ребенка. А а б Б

59.            Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем по какой–нибудь другой причине. А а б Б

60.            Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспитания. А а б Б

61.            Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного времени. А а б Б

62.            Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала к этому привыкнут. А а б Б

63.            Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи. А а б Б

64.            Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексуальным преступлениям. А а б Б

65.            Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено вести хозяйство. А а б Б

66.            Внимательная мать должна знать, о чем думает ее ребенок. А а б Б

67.            Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т. п., помогают им в более быстром социальном развитии. А а б Б

68.            Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся разрешать свои проблемы. А а б Б

69.            Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения находился в хороших условиях. А а б Б

70.            Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов. А а б Б

71.            Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы их дети не попали в трудные ситуации. А а б Б

72.            Слишком много женщин забывают о том, что их надлежащим местом является дом. А а б Б

73.            Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает. А а б Б

74.            Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд, вложенный в них. А а б Б

75.            Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие поручения. А а б Б

76.            В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить путем спокойного обсуждения. А а б Б

77.            Большинство детей должны воспитываться более строго, чем это происходит на самом деле. А а б Б

78.            Воспитание детей – это тяжелая нервная работа. А а б Б

79.            Дети не должны сомневаться в способе мышления их родителей. А а б Б

80.            Больше всех других дети должны уважать родителей. А а б Б

81.            Не надо способствовать тому, чтобы дети занимались боксом и борьбой, так как это может привести к серьезным нарушениям тела и другим проблемам. А а б Б

82.            Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как правило, нет свободного времени для любимых занятий. А а б Б

83.            Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни. А а б Б

84.            Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и будет счастлив. А а б Б

85.            Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им. А а б Б

86.            Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем. А а б Б

87.            Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексуальные проблемы. А а б Б

88.            Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя хорошо. А а б Б

89.            Так как ребенок – часть матери, она имеет право знать все о его жизни. А а б Б

90.            Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче принимают их советы. А а б Б

91.            Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше научить ребенка справляться с физиологическими нуждами. А а б Б

92.            Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле. А а б Б

93.            У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он доверит родителям свои проблемы. А а б Б

94.            Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял охоту к любой работе. А а б Б

95.            Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей. А а б Б

96.            Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка. А а б Б

97.            Матери жертвуют всем ради блага собственных детей. А а б Б

98.            Самая главная забота матери – благополучие и безопасность ребенка. А а б Б

99.            Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружестве ссорятся. А а б Б

100.        Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми. А а б Б

101.        Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень требовательные. А а б Б

102.        Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих родителях. А а б Б

103.        Первая обязанность детей – доверие по отношению к родителям. А а б Б

104.        Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам. А а б Б

105.        Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны. А а б Б

106.        Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привилегий, чем у детей. А а б Б

107.        Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для него. А а б Б

108.        Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими проблемами. А а б Б

109.        Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость в жизни. А а б Б

110.        С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуальных вопросах. А а б Б

111.        Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вынуждена руководить семейными делами. А а б Б

112.        Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка. А а б Б

113.        Если включать ребенка в домашние работы, он становится более связан с родителями и легче доверяет им свои проблемы. А а б Б

114.        Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылочки (приучить ребенка «самостоятельно» питаться). А а б Б

115.        Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по отношению к детям. А а б Б


Ключ

Ответ

АабБ

Ответ

АабБ

Ответ

АабБ

Ответ

АабБ

Ответ

АабБ

Значение признака

1


24


47


70


93



2


25


48


71


94



3


26


49


72


95



4


27


50


73


96



5


28


51


74


97



6


29


52


75


98



7


30


53


76


99



8


31


54


77


100



9


32


55


78


101



10


33


56


79


102



11


34


57


80


103



12


35


58


81


104



13


36


59


82


105



14


37


60


83


106



15


38


61


84


107



16


39


62


85


108



17


40


63


86


109



18


41


64


87


110



19


42


65


88


111



20


43


66


89


112



21


44


67


90


113



22


45


68


91


114



23


46


69


92


115



А – 4 балла; а – 3 балла; б – 2 балла; Б – 1 балл

Приложение 5

Таблица 1 Процентные соотношения наиболее распространенных элементов кинетического рисунка семьи в группах испытуемых

Элемент в рисунке

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

Интерпретация

1. Отсутствие ребенка

10%

35%

Чувство отверженности в семье

2.Отсутствие родственников:



Амбивалентное, конфликтное отношение к этому человеку или его малая значимость для ребенка

матери

22%

отца

15%

80%

сестры

29%

67%

брата

67%

50%

бабушки

100%

80%

дедушки

100%

80%

3. Присутствие отца

85%

20%

Для неполных семей: недостаток отцовского внимания, восприятие своей семьи недостаточной, ущербной

4.Присутствие животных

10%

5%

Недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле

5.Пуговицы, серьги, пряжки

15%

10%

Зависимость

6.Линия основы (земля)

15%

10%

Незащищенность

7.Деревья (ветви вверх)

30%

10%

Жизненная энергия, энтузиазм

8. Название рисунка

15%

Экстраверсия, потребность в общении

9.Члены семьи находятся в разных комнатах или отделены линиями


10%


25%

Серьезные нарушения внутрисемейных контактов

10.Отсутствие

ног

10%

20%

Робость, замкнутость

11.Глаза без зрачков

5%

20%

Импульсивность

12.Отсутствие лица

10%

10%

Нарушение в сфере общения (высокая импульсивность)

13.Острые ногти, рога

10%

30%

Агрессия

14.Все члены семьи или ребенок и родственник нарисованы одинаково


20%


10%

Ребенок идентифицирует себя с родителями, сплоченность, принадлежность к семье

15. Штриховка

15%

30%

Тревожность

16. Расположение рисунка:

- вверху

- внизу


25%

20%


10%

35%


Высокая самооценка

Низкая самооценка

17. Рисунок уменьшен

10%

15%

Низкая самооценка, депрессия

18. Стирание

5%

10%

Эмоциональная напряженность

19. Схематическое изображение

10%

5%

Отсутствие эмоциональной привязанности в семье


Таблица 2 Процентное соотношение результатов исследования по методике Рене Жиля у детей из полных и неполных семей

№ шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

1

Отношение к матери

61,9%

55,7%

2

Отношение к отцу

41,0%

29,8%

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

51,0%

29,5%

4

Отношение к братьям и сестрам

40,5%

35,0%

5

Отношение к бабушке и дедушке

25,0%

24,3%

6

Отношение к другу

33,3%

29,5%

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

31,0%

28,3%

8

Любознательность

83,0%

65,0%

9

Доминантность

57,5%

40,0%

10

Общительность

75,0%

65,0%

11

Закрытость, отгороженность

15,0%

24,1%

12

Социальная адекватность поведения

73,0%

70,5%


Таблица 3 Результаты исследования межличностных отношений у детей из полных и неполных семей по методике Рене Жиля

шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

t – критерий Стьюдента

1

Отношение к матери

13,0±0,52

11,7±0,64

1,59

2

Отношение к отцу

8,2±0,38

6,0±0,73

2,74*

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

5,1±0,3

3,0±0,56

3,36**

4

Отношение к братьям и сестрам

8,1±0,19

7,0±0,74

1,43

5

Отношение к бабушке и дедушке

3,8±0,45

3,7±0,56

0,14

6

Отношение к другу

6,7±0,54

5,9±0,54

0,99

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)


4,7±0,18


4,3±0,47


0,80

8

Любознательность

8,3±0,27

6,5±0,38

3,83***

9

Доминантность

2,3±0,18

1,8±0,17

2,0*

10

Общительность

3,0±0,15

2,6±0,22

1,48

11

Закрытость, отгороженность

2,4±0,34

3,9±0,58

2,16*

12

Социальная адекватность поведения

7,3±0,43

7,1±0,44

0,4


Таблица 4 Особенности отношения детей к родителям

шкал

Название шкал

Дети из полных семей

Дети из неполных семей

t – критерий Стьюдента                       

1

Отношение к матери

13,0±0,52

11,7±0,64

1,59

2

Отношение к отцу

8,2±0,38

6,0±0,73

2,74*

3

Отношение к матери и отцу как к родительской чете

5,1±0,3

3,0±0,56

3,36**

4

Отношение к братьям и сестрам

8,1±0,19

7,0±0,74

1,43

5

Отношение к бабушке и дедушке

3,8±0,45

3,7±0,56

0,14

6

Отношение к другу

6,7±0,54

5,9±0,54

0,99

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)


4,7±0,18


4,3±0,47


0,80

8

Любознательность

8,3±0,27

6,5±0,38

3,83***

9

Доминантность

2,3±0,18

1,8±0,17

2,0*

10

Общительность

3,0±0,15

2,6±0,22

1,48

11

Закрытость, отгороженность

2,4±0,34

3,9±0,58

2,16*

12

Социальная адекватность поведения

7,3±0,43

7,1±0,44

0,4


Таблица 5 Процентное соотношение результатов исследования родительско-детских отношений по методике PARI

Название признака

Родители из полных семей

Родители из неполных семей

1

Вербализация

81,0%

85,8%

2

Чрезмерная забота

73,0%

72,3%

3

Зависимость от семьи

68,8%

70,8%

4

Подавление воли

73,5%

75,5%

5

Ощущение самопожертвования

73,5%

80,8%

6

Опасение обидеть

76,0%

78,5%

7

Семейные конфликты

66,3%

64,8%

8

Раздражительность

73,8%

72,3%

9

Излишняя строгость

63,5%

65,5%

10

Исключение вне-семейных влияний

73,8%

81,5%

11

Сверх-авторитет родителей

80,5%

87,8%

12

Подавление агрессивности

67,8%

74,5%

13

Неудовлетворенность ролью хозяйки

62,8%

67,3%

14

Партнерские отношения

72,3%

73,5%

15

Развитие активности ребенка

85,5%

86,8%

16

Уклонение от конфликта

60,3%

61,8%

17

Безучастность мужа

68,5%

71,0%

18

Подавление сексуальности

61,8%

70,0%

19

Доминирование матери

71,5%

69,3%

20

Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

77,5%

85,0%

21

Уравнение отношений

89,8%

87,5%

22

Стремление ускорить развитие ребенка

62,8%

68,5%

23

Несамостоятельность матери

79,3%

77,8%


Таблица 6 Результаты исследования родительско-детских отношений в полных и неполных семьях по методике PARI (средние показатели в баллах)

Название признака

Родители из полных семей

Родители из неполных семей

t – критерий Стьюдента

1

Вербализация

16,2±0,45

17,2±0,52

1,38

2

Чрезмерная забота

14,6±0,70

14,5±0,78

0,14

3

Зависимость от семьи

13,8±0,57

14,2±0,54

0,51

4

Подавление воли

14,7±0,48

15,1±0,50

0,58

5

Ощущение самопожертвования

14,7±0,49

16,2±0,60

2,42*

6

Опасение обидеть

15,2±0,56

15,7±0,57

0,63

7

Семейные конфликты

13,3±0,44

12,3±0,48

0,46

8

Раздражительность

14,8±0,51

14,5±0,73

0,34

9

Излишняя строгость

12,7±0,27

13,1±0,58

0,63

10

Исключение вне-семейных влияний

14,8±0,60

16,3±0,52

1,96

11

Сверх-авторитет родителей

16,1±0,48

17,6±0,44

2,25*

12

Подавление агрессивности

13,6±0,49

14,9±0,57

1,8

13

Неудовлетворенность ролью хозяйки

12,6±0,52

13,5±0,83

0,92

14

Партнерские отношения

14,5±0,47

14,7±0,51

0,36

15

Развитие активности ребенка

17,1±0,44

17,4±0,60

0,34

16

Уклонение от конфликта

12,1±0,36

12,4±0,77

0,35

7

Безучастность мужа

13,7±0,51

14,2±0,67

0,6

18

Подавление сексуальности

12,4±0,71

14,0±0,79

1,56

19

Доминирование матери

14,3±0,77

13,9±0,80

0,36

20

Чрезмерное вмешательство в мир ребенка

15,50±0,63

17,0±0,66

1,8

21

Уравнение отношений

18,0±0,43

17,5±0,48

0,7

22

Стремление ускорить развитие ребенка

12,6±0,46

13,7±0,68

1,4

23

Несамостоятельность матери

15,9±0,61

15,6±0,67

0,37


Примечание: * t≥2,0 (р<0,05, Р=95%)

** t≥2,5 (р<0,01, Р=99%)

*** t≥3,0 (р<0,001, Р=99,9%)


Приложение 6

Стимульный материал по методике Р. Жане


Ключи

№ шкал

Назначение шкал

Номера заданий

Общее количество заданий

1

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

20

2

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

20

3

Отношение к матери и отцу как родительской чете

1-4, 6-8, 14, 17, 19

10

4

Отношение к братьям и сестрам

1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42

20

5

Отношение к бабушке и дедушке

1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

15

6

Отношение к другу (подруге)

1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40

20

7

Отношение к учителю (авторитетному взрослому)

1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40

15

8

Любознательность

5, 22-24, 26, 28-32

10

9

Доминантность

20-22, 39

4

10

Общительность

16, 22-24

4

11

Закрытость, отгороженность

9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42

15

12

Социальная адекватность поведения

9, 25, 28, 32-38

10


Стимульный материал по методике Р. Жане

Задания:

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сидишь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения — папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.


Брат




Папа и мама


Сестра






7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал ты.


Папа и мама






Дедушка и бабушка






8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.














9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

13.Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

14.Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься.(см. рис.)

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз. (см. рис.)

16. (см.рис.)

17.Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди. (см.рис)

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.(см.рис.)

21. С кем ты любишь играть? С товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.(см.рис.)

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.(см.рис.)

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты. (см.рис.)

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.(см.рис.)

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.(см.рис.)

29.Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.(см.рис.)

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.(см.рис.)

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком где ты. (см.рис.)

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.(см.рис)

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.(см.рис.)

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей, в кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?(см.рис.)

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.(см.рис.)

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть? (см.рис.)


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.