РУБРИКИ |
Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольников |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности общения со сверстниками у креативных дошкольниковТретьей задачей было выявление наличия (или отсутствия) потребности поддерживать и одобрять сверстника (самодостаточность). Материал: корзинка, листья (осенние или искусственные); бумага; мячи. Обследование проводилось в форме игры-соревнования в течение недели и в форме индивидуальной беседы. Игра. Соревнуются дети по двое, выполняя задание, к примеру: "Кто быстрее и больше соберет осенних (или искусственных) листьев?" (или "Кто больше вырежет квадратиков?", "Кто больше соберет мячей в корзину?"). Группа в ходе соревнования "болеет" за участников. Фиксировалось количество "за" и "против" соревнующихся, выявлялось, у кого из детей больше всего одобрений (насмешек), за кого больше всего "болеет" группа. Индивидуальная беседа. Цель. Выявить степень зависимости от поддержки сверстника (мы использовали измененный вариант теста Луизы Дюсс). Примерное содержание беседы: "В гнездышке на дереве спят птички. Сильный порыв ветра сломал ветку, и гнездышко упало на землю. Но более сильные птички взлетели на дерево, а маленькая птичка осталась на земле. Как ты думаешь, что с ней станет?". Оптимистичный ответ ("Птичка все же попробует взлететь", "Будет звать на помощь, чтобы кто-нибудь помог ей") свидетельствует: ребенок способен самостоятельно решать возникшие вопросы, умеет находить выход без поддержки. Ответы, полные пессимизма ("Он останется на земле", "Попытается взлететь, но не сумеет", "Погибнет во время падения", "Умрет от голода, холода, или его кошка схватит"), говорят о зависимости ребенка от помощи товарища. В протоколе фиксировалось количество оптимистических и пессимистических ответов в группе. Данные протоколов обследования занесены в таблицу 1 и диаграмму 3. Обработка полученных результатов проводилась следующим образом: Высчитывалось количество контактов, установленных тем или иным ребенком за день (активность речевой деятельность). Отслеживалось постоянство контактов (показатель интенсивности общения). Из всех детей группы были выделены те, общение с которыми у данного ребенка было особенно интенсивным (показатель избирательности). Вычислялась широта круга общения (ШКО) – соотношение числа детей группы, с которыми были установлены контакты, с общим числом детей. Динамичность высказываний в зависимости от быстроты мыслительного процесса, общей реакции (высказывание "в числе первых", "вместе со всеми", либо отсутствие высказывания). Отмечалось количество негативных, позитивных оценок дошкольником сверстника. Зависимость от поддержки сверстника (самодостаточность): "обращается за помощью", "не обращается". Таблица 1. Показатели развития общения креативных дошкольников со сверстниками
Диаграмма 3 В качестве дополнения к основной диагностике в экспериментальной группе проводились систематические наблюдения, направленные на выявление особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками. Во-первых, это метод одномоментных срезов, где изучалось общение детей в различных видах совместной деятельности (труд, учение, изобразительная, музыкальная и т.д.). Суть методики заключалась в том, что срезы производились в течение трех дней подряд через каждые 10 минут в одних и тех же условиях. Обязательным требованием было наличие 3\4 постоянного состава группы. Особое внимание обращалось на взаимодействие четырех дошкольников (с высоким и средним уровнем креативности) со сверстниками низкого уровня в различных видах деятельности. Также для изучения межличностных отношений внутри экспериментальной группы была применена игровая методика, заключавшаяся в наблюдении за общением детей в процессе игровой деятельности (Михайленко Н.Я. "Телефонные разговоры"). Объекты нашего особого внимания – такие компоненты игровой деятельности, как ролевой диалог и сюжетосложение, наиболее полно отражающие динамику межличностного общения дошкольников. Данные игровые навыки детей взяты за основу неслучайно, ведь ролевое поведение всегда предполагает взаимодействие, где слитно выражаются, индивидуальный опыт ребенка, чувственно-эмоциональный обмен этим опытом, определенным образом показывающий отношение ребенка к партнеру по игре, проявляющийся во всех сферах социальной действительности в зависимости от сюжета, и, с другой стороны, не имеющий границ фантазии. Итак, для изучения ролевого диалога детям предлагалось в парах обыграть аналогичные ситуации: Ситуация №1. "Здравствуйте, вам звонит доктор. (А у нас никто не болен). Я знаю, но вашей дочери пора сделать прививку. (А когда мы к вам должны придти?) Завтра утром…" Ситуация №2. "Здравствуйте! Вам звонит ваша бабушка. Как у вас дела? (хорошо). Может быть, вы приедете ко мне в гости в деревню? Там отдохнете на природе, попьете парного молока…" Данная работа с детьми велась индивидуально по 2 человека, в ходе чего отслеживались навыки общения каждого ребенка. Для обыгрывания ситуаций дети подбирались по уровню развития креативных способностей, так, чтобы дошкольник с наибольшим количеством баллов был в паре с ребенком низкого уровня креативности. Для наблюдения сюжетосложения мы провели с детьми игру – придумывание (Михайленко Н.Я.), постепенно включая в деятельность от 4 до 8 детей экспериментальной группы. При этом было предложено вспомнить вместе известную сказку. Детям давалась установка на слушание друг друга, продолжение рассказа, только по завершению речи соседа, а после своего изложения передать ход другому ребенку. Пересказ происходил в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа. Для нас было важным, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события с учетом рассказа партнера. Обращалось внимание на то, как дети относятся друг к другу в процессе придумывания (слушают ли друг друга, дополняют, перебивают и т.д.) Если дети забыли часть вспоминаемой сказки, экспериментатору позволительно включиться вне очереди: "Я вспомнила, дальше было так…" В ходе придумывания задания постепенно усложнялись, побуждая детей ко все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. После обсуждения знакомого сюжета, детям предлагалось придумать совершенно новую сказку. Установка: "Давайте играть по-новому! Будем вместе придумывать общую сказку про Ивана Царевича и Серого Волка, но совсем не такую". По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, мы подводили детей к соединению сюжетосложения с ролевым взаимодействием. С этой целью включили детей в игру, где им были предложены разноконтекстные роли (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, Баба Яга и продавец и др.). Чтобы не закрывать предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игра проводилась в форме уже знакомых детям телефонных разговоров персонажей. Следующим этапом методики было придумывание реальных историй. При этом были учтены как детские интересы, так и поощрялось использование знаний, полученных детьми на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. Придумывание реальных историй осуществлялось в экспериментальной группе из 8 человек. Обсудив с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т.д.), в дальнейшем использовались лишь косвенные приемы руководства. Перед дошкольниками уже не ставились никакие установки, не обговаривались правила поведения. С нашей стороны происходило лишь пассивное наблюдение за ролевым взаимодействием детей, по ходу перетекавшим в естественное общение по обмену опытом. Итак, исходя из проведенной диагностики, можно сделать следующие выводы относительно изучаемых дошкольников. Во-первых, необходимо отметить тот факт, что дошкольники, склонные к высокому уровню творческости характеризуются повышенным уровнем умственного и речевого развития, что, прежде всего, отделяет их от сверстников. В нашей экспериментальной группе было 4 ребенка с высоким и близким к высокому коэффициенту креативности – 3, 3, 3, 2 балла. Уже в первой части эксперимента, когда нужно было в паре обыграть телефонный разговор, такие дети существенно отличались от своего партнера богатством словарного запаса, быстротой реагирования, творческим подходом. Например, предлагались очень незаурядные реплики, на которые собеседники затруднялись ответить, из-за чего диалог не мог состояться. Для наглядности, приведем наиболее яркие ситуации (Приложение 3). Таким образом, во втором диалоге видно явное доминирование одного партнера (креативного) над другим, что выражается в перебивании собеседника, а потом и вовсе уход от темы, вследствие немногословности собеседника, потере интереса, т.е. превращение диалога в монолог- рассказ из личного опыта о походе в бассейн. В первом диалоге также наблюдается неожиданная реплика, на чем диалог завершается, так как первый собеседник (застенчивый ребенок низкого уровня креативности) вышел из игры. В процессе придумывания сюжетов со стороны креативных дошкольников также наблюдались частые выкрикивания вне очереди, прерывание мысли соседа, что говорит о быстроте их мыслительного процесса, скорости реакции, стремлении выделиться, рассказать как можно больше из личного опыта. Все это говорит о невнимательности к партнеру, неумении вести диалог, эгоцентризме. Кроме того, стоит отметить, что большинству креативных дошкольников очень нравилось заниматься предложенной познавательно-речевой деятельностью, тогда как их средние товарищи часто отвлекались на подвижные игры, и другие более привлекательные для них занятия. Творческие дети охотнее вступали в разговор со взрослым, нежели со сверстником. В парной работе приходилось подбирать собеседников так, чтобы они смогли построить диалог друг с другом, комфортно чувствуя себя при этом. Итак, опираясь на данные проведенных диагностик, было отмечено, что дети с высоким уровнем творческого развития существенно отличаются от сверстников и более склонны к лидерству, что видно по широте их круга общения, интенсивности установления контактов. По ходу обследования замечено их рвение к речевой деятельности, желание установить диалог, включиться в обсуждение общей темы. Однако можно проследить и негативные особенности общения креативных дошкольников со сверстниками, выражающиеся в рвении высказаться вперед всех детей, демонстрации собственных способностей и высмеивании неудач сверстников, излишней самодостаточности. Выделим наиболее ярко проявляющиеся особенности: Проявления импульсивности, часто неуместности, нецелесообразности построения общения и взаимодействия со сверстниками. Высокая степень интенсивности, избирательности общения, вследствие чего неустойчивость, изменчивость круга общения, отсутствие постоянных друзей-сверстников (недостаточное владение нравственными представлениями о дружбе, взаимовыручке и т.д.) Неорганизованность в соблюдении правил, норм поведения, культуры общения, повышенная конфликтность. Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к абсолютному самоутверждению: навязчивая демонстрация собственного мнения, превращение окружающих в предмет насмешек. Высокая речевая активность, выражающаяся в рвении высказаться вперед всех, прерывании речи партнера, большом количестве отходящих от темы общения высказываний. Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника. Неумение сопоставить поведенческие модели себя и сверстника: отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на их эмоциональное самочувствие, негативная оценка успеха (неудач) сверстника. Исходя из вышеизложенного, мы распределили дошкольников на 4 уровня развития общения: Инициаторы общения, умеют задавать вопросы, высказываются в числе первых, способны помочь другому, берут на себя лидерские функции. Требовательны к себе и другим, не проявляют потребности в помощи, оценивают ситуацию позитивно. Общение эмоционально окрашено. Соблюдают нравственные нормы взаимоотношений. Активны в общении со сверстником. Могут взять на себя лидерские функции общения, общение эмоционально окрашено, однако перерастает в назойливость, не всегда уместно, целесообразно. Не соблюдают нравственные нормы. Возникают конфликты. Не инициативны в общении, но когда к ним обращаются, могут поддержать беседу, но включаются в нее последними. Эмоциональность в меньшей степени, высказываются вместе со всеми. Владеют нравственными нормами. Не инициативны в общении. Чаще молчат, в обсуждение включаются всегда последними, либо не включаются. На реплики сверстника не реагируют эмоционально, с трудом устанавливают контакты. Теряются в той или иной обстановке, ситуацию оценивают пессимистично. Слабо развиты навыки общения. Результаты диагностики зафиксированы на диаграмме 4. На диаграмме 4 заметна динамика развития 8 человек экспериментальной группы: на 2 и 3 уровне находится по 3 ребенка, причем на 2 все дети с 1 уровнем креативности, по одному ребенку – на 1 и 4 уровнях. Таким образом, на основе анализа результатов диагностики можно утверждать, что креативные дошкольники в большей степени испытывают трудности в овладении нравственными нормами общения. Их отличают чрезмерная активность, не всегда уместность и целесообразность общения, что, с одной стороны, может быть обусловлено повышенным уровнем познавательно-речевого развития (богатый словарный запас, быстрота мыслительного процесса, новизна, абстрактность суждений и т.д.). С другой стороны условиями семейного воспитания, а также особенностями личности самого ребенка. Диаграмма 4 Итак, в ходе констатирующего эксперимента была проделана работа: изучение уровня креативности детей старшей группы и выявлению контингента креативных дошкольников (с высоким показателем креативности). выявление особенностей общения со сверстниками у креативных дошкольников, что свидетельствует о многих трудностях во взаимодействии и необходимости коррекционной работы. 2.3 Формирующий эксперимент Следующий этап психолого-педагогического исследования – формирующий эксперимент, основная задача которого – разработать и применить коррекционно-развивающую программу, а также разработать рекомендации для родителей по развитию детской креативности в домашних условиях. Длительность эксперимента – 2 месяца (январь – февраль). Для успешности данного исследования была создана эмоционально-благополучная атмосфера, предполагающая поддержание доброжелательного взаимодействия с детьми, снятие эмоционального напряжения, формирование партнерских отношений в среде сверстников. Для снятия эмоционального напряжения у старших дошкольников были использованы: 1) метод мозгового штурма; 2) метод гирлянд. Перед началом мозгового штурма обращалось внимание на высказывания самых молчаливых, малоактивных детей, чтобы их не давил страх перед авторитетом, запрещалась критика (словесная, жестовая, мимическая) и поощрялась любая идея, даже шуточная или явно нелепая. Мозговой штурм проводился во время игры, свободной деятельности детей, а также мог использоваться в качестве элемента занятия в форме обсуждения какого-либо поступка, случая или события из художественного произведения. Например, мебель для кукол есть, но очень большая, места для нее нет. Необходима мебель небольшого размера, но тогда не поместятся все куклы. Противоречие: мебель для кукол должна быть большой, чтобы куклы в ней помещались, и мебель должна быть маленькая, чтобы она помещалась в игровом уголке. Гирлянды аналогий формировались в виде списка слов. Отталкиваясь от исходного слова, детям необходимо составить цепочку (каждая новая ассоциация находится не по первому, а по последнему слову). Например, дорога – извилистая – крутая – яйцо – скользкая – горка – снег – пустыня – сахар – вкусно – компот – фрукты – много – заболеешь – больница – лекарства – горькая – лук – грядка – огород – дорога. Для создания полноценной коррекционно-развивающей среды возникла необходимость внести некоторые изменения в воспитательный процесс. Прежде всего – отказаться от прямых указаний и больший акцент перенести на косвенные воздействия через организацию совместной деятельности, игру, игровое общение, использовать средства литературы и искусства; в непосредственном общении большое внимание уделять становлению нравственных качеств, главным образом способствующих повышению культуры общения креативных дошкольников. Главным способом воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается именно в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним. Творческие дети, как было замечено, эгоцентричны, несдержанны, и порой не готовы к объединению. Объединения детей с целью решения данной задачи следует формировать не только по интересам, но и с учетом личностных симпатий друг к другу, так как деятельность дошкольников не может быть поистине совместной при враждебном отношении друг к другу. По результатам констатирующего эксперимента нами установлено, что в силу выявленных особенностей опыт общения со сверстниками креативного дошкольника, не всегда складывается удачно. Таким образом, возникает необходимость поиска новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией работы с особыми детьми должна стать не только рефлексия своих переживаний и формирование адекватной самооценки, но и развитие внимания к собеседнику, с учетом чего был разработан следующий комплекс коррекционно-развивающих мероприятий: 1) Организация деятельности дошкольников в парах. Например, двое ребят создают свое произведение самостоятельно, "по секрету", от остальных (игра "Секрет" (вариант социометрической методики Т.А. Репиной [35]). Такой прием побуждает воспитанников договариваться и согласовывать свои усилия. Причем задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера (рисунок, поделка, художественное слово). 2) Вовлечение воспитанников в общественную жизнь детского сада. Наравне со взрослыми дети участвуют в поздравлениях: детей-победителей (соревнований, конкурсов), именинников; педагогов (с праздниками, успехами в работе и пр.). На первом этапе воспитатель предлагает выступить желающим, установив очередность, помогая (по необходимости) составить план поздравления. Далее выступления формируются в группах. Дети самостоятельно обсуждают возможных кандидатов на эту роль, определяя необходимые качества. В виду того, что чаще всего дети отбирают на ответственные мероприятия лидеров группы, воспитатель, регулируя выбор, предлагает кандидатов из числа трудных в общении детей, опираясь на их позитивные качества. Текст поздравлений составляется совместно с группой и воспитателем, его озвучивание распределяется дикторами самостоятельно. Кроме поздравлений ведется рубрика "Добрые вести", где старшие дошкольники рассказывают о хорошем поступке своих друзей, случившемся в течение дня. 3) Объединения детей в малые и большие группы. В любой группе дети обязательно выбирают ответственного (начальника), который будет рассказывать о проведении и результате выполненного задания. Командные объединения дошкольников могут формироваться для решения общей задачи в разных видах деятельности. 4) Сотрудничество с семьями воспитанников. Для них был проведен цикл тренинговых занятий с педагогом-психологом; открытые просмотры деятельности детей; совместные проекты и презентации творческих работ. 5) Использование игровых ситуаций, стимулирующих к совершению какого-либо поступка, например: "Ты знаешь, какой доброй была Золушка, ты можешь поступить также хорошо, как поступала она". 6) Участие в играх детей в качестве партнера с целью развития ролевого диалога, умения планировать дальнейший ход взаимодействия, определять мотивы общения. При этом обращать внимание на отношение детей друг к другу (умение выслушивать мнение партнера, не перебивать говорящего, не навязывать свою точку зрения, не смеяться над ошибками сверстника);поощрять творческие проявления, использование нестандартных ситуаций, новых игровых сюжетов. 7) Включение в повседневную деятельность креативных дошкольников (учебную, бытовую, трудовую, индивидуальную работу и т.д.) в качестве разминочного момента тренинговые упражнения, цель которых – развивать коммуникативные навыки. Данные упражнения могут быть как парными, так и групповыми. Парные упражнения способствуют "расширению" открытости по отношению к партнеру, умению чувствовать и принимать его. Групповые дают навыки взаимодействия в коллективе детям малообщительным, замкнутым, зависимым, тем, у кого занижена самооценка, нарушено поведение, кто страдает страхами. (Приложение 4). Таким образом, результатом коррекционной работы в экспериментальной группе послужило активное, заинтересованное участие детей в предложенных им заданиях. У детей с низким уровнем креативности наблюдался творческий подход, как к обыгрыванию ситуаций, так и выполнению упражнений в парах, группах. В ходе планирования, обсуждения заданий дети проявляли инициативу, активно обменивались личным опытом, стараясь прислушиваться к мнению каждого. На наш взгляд, именно такая форма работы в сочетании с игровой и продуктивной деятельностью детей способствует сплочению детского коллектива, снижению степени конфликтности в группах, а также стимуляции нравственного роста воспитанников, сглаживанию недостатков в межличностном общении, как у креативных дошкольников, склонных к эгоцентризму и несдержанности, так и у малообщительных, замкнутых детей. Необходимо отметить, что немаловажным условием при данной работе является высокая степень включенности родителей в совместную деятельность детского сада и активное, координированное участие всего педагогического коллектива. Способов развития креативности множество, и в первую очередь у родителей. На основе изученного практического опыта по проблеме исследования мы разработали рекомендации для родителей по развитию детской креативности. Ведь стимулируя ребенка к поиску нестандартных решений, родители создают своего рода задел для развития творческих способностей в самых разных областях. В качестве примера приведем таблицу 2 по оптимизации общения креативных дошкольников в различных видах деятельности (Приложение № 5). Расшифруем интересующие нас в рамках исследования разделы: Речь. Искусство владения языком включает умение слушать и общаться (в устной форме), а в более старшем возрасте – читать. Развитие речевых навыков можно стимулировать отгадыванием загадок, чтением стихов, народных легенд и сказок, рассказов и т. д. Следующие упражнения дают родителям представление о некоторых методах развития навыков в этой области. 1. Придумайте предложения, в которых опущено последнее слово. Предложите ребенку закончить фразу словом, подходящим по смыслу. Например: "Я хочу носить...", или "Мой любимый цвет...", или "Петя бросил...". Более сложной разновидностью этого упражнения будет задача подобрать подходящие слова в середине или в начале фразы. Например: "...ехал на велосипеде" или "Даша... ее маленького брата". 2. Поставьте перед детьми задачу назвать рифмующиеся слова, например, со словом "машина". Затем попросите их придумать стихотворение, содержащее эти слова. 3. Предложите ребенку составить связный рассказ по картинкам. Затем поменяйте картинки местами. Поставьте перед ребенком задачу расположить их в первоначальном порядке. 4. Предложите ребенку представить себе, что он самый лучший повар на свете и должен выступить в телевизионной передаче, чтобы продемонстрировать способы приготовления самых изысканных блюд. Правилами этой игры предусмотрено, что дети могут пользоваться любым необходимым им подсобным материалом. 5. Выдайте ребенку четыре не связанных между собой по смыслу картинки. Попросите его сгруппировать их так, чтобы получился рассказ. 6. Предложите детям придумать окончания прослушанным по аудио историям. Творчество. Покажите ребенку репродукции наиболее известных произведений живописи и графики. Попросите высказать и обосновать свое отношение к той или иной картине, назвать произведение, которое им понравилось больше всего. Если представлены работы разных художников, попросите детей назвать художника, произведения которого понравились больше других, а затем обосновать свой выбор. Коммуникативная сфера. В заключение мы приведем несколько рекомендаций относительно того, как развивать творческие способности ребенка в сфере общения. 1. Предложите ребенку попробовать свои силы в разных ролях: стюардессы (стюарда) и официанта, парикмахера и воспитателя, продавца и покупателя и т. д. Как он справляется с провокационными ситуациями? Какой находит выход при общении с нестандартными пассажирами (покупателями и т. д.)? 2. Предложите первому отвечать на телефонные звонки. Поблагодарите, если он хорошо справляется с обязанностями диспетчера. 3. Попросите самостоятельно объяснить продавцу, какую игрушку (или продукт) нужно достать с полки магазина. 4. Перед днем рождения предложите позвонить бабушке и дедушке, друзьям и т. д. и пригласить их на праздник. 5. Пусть ребенок рассказывает по понедельникам воспитателю, как прошли выходные. Делиться интересными событиями можно каждое утро. В рамках данного раздела родителям была предложена следующая анкета (см. Приложение № 6). Если ребенок не испытывает трудностей в общении, ему, как правило, не сложно адаптироваться к школьной жизни, к процессу учебной деятельности. И чем выше уровень его творческих способностей, тем больший интерес будет вызывать каждая возможность общения. Итак, возможностей для развития творческих способностей у родителей немало. Ребенок будет играть в любую игру, предложенную взрослыми, если она ему по силам, соответствует его уровню знаний и навыков и дает возможность достичь большего. Работая в рамках данных упражнений, вы сможете определить, как постепенно изменяется уровень развития творческого (креативного) мышления у вашего ребенка. 2.4 Контрольный эксперимент Для качественной оценки эффективности коррекционного воздействия мы провели контрольное наблюдение общения дошкольников экспериментальной группы (последняя неделя экспериментального исследования). За основу была взята методика Н.Я. Михайленко по сюжетосложению, совпадающая с констатирующим исследованием. Детям в ненавязчивой форме было предложено вспомнить уже знакомую им игру – совместно придумать сюжет или реальную историю. Сначала были обговорены правила: передавать ход по очереди, выслушивая друг друга и не перебивая. Детям очень понравилась данная форма работы, они с радостью включились в знакомую для них деятельность, придумывая интересные сюжеты, включая в них реальные события из личного опыта, проявляя творчество и инициативу, полученный опыт работы в команде. В процессе заданий дети были сориентированы на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. В результате дошкольники смогли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, научились выстраивать новые последовательности событий. При этом они пытались ориентироваться на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить другие события); умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками события в общем сюжете игры. Полученная информация обработана в соответствии с уровнями развития общения и отражена на диаграмме 5. Для наглядности проведен сравнительный анализ развития общения на констатирующем и контрольном этапах (диаграмма 6). Данные диаграммы 6 показывают, что проведение коррекционных мероприятий и создание эмоционально-положительной обстановки для поддержания общения сверстников позволило улучшить показатели общения в экспериментальной группе, а именно, сгладить трудности в общении у креативных дошкольников. Сравнение результатов констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает, что количество детей с низким и средним уровнем общения уменьшилось, за счет чего увеличилось количество детей, показавших высокий уровень общения, более чем в 2 раза. Была замечена тенденция перехода детей на более высокий уровень развития общения. Диаграмма 5 Диаграмма 6 По данным диаграммы 6, поведение большинства креативных дошкольников стало более контролировано в соответствии с нравственными нормами общения. Дети, чье общение характеризовалось неуместностью и назойливостью, с помощью специальных упражнений освоили навыки культуры общения со сверстником, научились работать в группе сверстников, прислушиваясь к мнению другого, ставить и осознавать мотивы общения, снизилась частота конфликтов, негативного восприятия собеседника. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для коррекции негативных особенностей общения у креативных дошкольников. Таким образом, контрольный эксперимент показал положительную тенденцию показателей общения в экспериментальной группе, а именно сглаживание негативных особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками, как результат проведения коррекционно-развивающих мероприятий. Выводы по главе В процессе изучения проблемы выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование общения креативных дошкольников со сверстниками в рамках констатирующего, формирующего, контрольного экспериментов. Констатирующий эксперимент в свою очередь состоял из нескольких этапов. 1. Выявление контингента креативных дошкольников. Оценка уровня креативности происходила в естественных для дошкольника условиях игровой деятельности. Детям старшей группы (в количестве 18 человек) были предложены задания по методике Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой "Способность оригинально обыграть игрушку", "Придумывание сюжета по условию (Приложение № 2). Работа велась в индивидуальной беседе. На исследование по выявлению креативных дошкольников отводился 1 месяц (октябрь). Для количественной оценки были выделены три уровня, оценка проводилась по критериям развития креативности П. Торренса и Дж. Гилфорда. 2. Диагностика общения со сверстниками креативных дошкольников. В ходе первого этапа диагностики общения решались следующие задачи: выявление желания ребенка общаться и устанавливать контакты со сверстниками; определение степени эмоциональной окрашенности, экспрессивности, динамичности (импульсивности) общения со сверстниками; определение наличия (или отсутствия) потребности поддерживать и одобрять сверстника (самодостаточность). Второй этап диагностики направлен на изучение общения сверстников в игровой деятельности. Предмет изучения: ролевой диалог, где слитно выражаются, индивидуальный опыт ребенка и чувственно-эмоциональный обмен этим опытом, определенным образом показывающий отношение ребенка к партнеру по игре; сюжетосложение, полно отражающее динамику межличностного общения дошкольников. Опираясь на данные проведенной диагностики, были отмечены существенные отличия коммуникативного поведения креативных дошкольников, выражающиеся преимущественно в негативных моментах: Проявления импульсивности, часто неуместности, нецелесообразности построения общения и взаимодействия со сверстниками. Высокая степень интенсивности, избирательности общения, вследствие чего неустойчивость, изменчивость круга общения, отсутствие постоянных друзей-сверстников (недостаточное владение нравственными представлениями о дружбе, взаимовыручке и т.д.) Неорганизованность в соблюдении правил, норм поведения, культуры общения, повышенная конфликтность. Склонность к лидерству, перерастающая в стремление к абсолютному самоутверждению: навязчивая демонстрация собственного мнения, превращение окружающих в предмет насмешек. Высокая речевая активность, выражающаяся в рвении высказаться вперед всех, прерывании речи партнера, большом количестве отходящих от темы общения высказываний. Излишняя самодостаточность, неприятие помощи сверстника. Неумение сопоставить поведенческие модели себя и сверстника: отсутствие позитивной направленности на партнеров-сверстников, не умение ориентироваться на их эмоциональное самочувствие, негативная оценка успеха (неудач) сверстника. Задачи формирующего эксперимента: 1. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, нацеленную на устранение негативных особенностей общения со сверстниками у креативных дошкольников. 2. Разработать рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников. Для создания полноценной коррекционно-развивающей наше внимание было обращено на следующие моменты: использование косвенных приемов руководства; развитие игрового общения; использование средств литературы и искусства; повышение культуры общения креативных дошкольников. С учетом всех перечисленных рекомендаций был разработан комплекс коррекционно-развивающих мероприятий, направленный на оптимизацию общения креативных дошкольников со сверстниками: 1) Организация деятельности дошкольников в парах (игра "Секрет" – вариант социометрической методики Т.А. Репиной [35]. 2) Вовлечение воспитанников в общественную жизнь детского сада. 3) Объединения детей в малые и большие группы для решения общей задачи в разных видах деятельности. 4) Сотрудничество с семьями воспитанников. 5) Использование игровых ситуаций, стимулирующих к совершению положительного поступка. 6) Участие педагога в играх детей в качестве партнера. 7) Включение в повседневную жизнь дошкольников тренинговых упражнений, на совершенствование коммуникативных навыков. Результатом коррекционной работы послужило активное, заинтересованное участие детей экспериментальной группы в предложенных им ситуациях. На наш взгляд, именно такая форма работы в сочетании с игровой и продуктивной деятельностью детей способствует сплочению детского коллектива, снижению степени конфликтности в группах, а также стимуляции нравственного роста воспитанников, сглаживанию недостатков в межличностном общении. Немаловажным условием при данной работе является высокая степень включенности родителей в жизнь детского сада и активное, координированное участие всего педагогического коллектива. Для качественной оценки эффективности коррекционного воздействия мы провели контрольное наблюдение общения дошкольников экспериментальной группы. За основу была взята методика Н.Я. Михайленко по сюжетосложению, совпадающая с констатирующим исследованием. Сравнительный анализ развития общения на констатирующем и контрольном этапах показал, качественный рост показателей общения в экспериментальной группе. Поведение большинства креативных дошкольников стало более согласованно с нравственными нормами общения. Дети, чье общение характеризовалось неуместностью и назойливостью, с помощью специальных упражнений научились работать в группе сверстников, снизилась частота конфликтов, негативного восприятия собеседника. В целом, это доказывает, что содержание и приемы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для коррекции негативных особенностей общения у креативных дошкольников. Заключение При выполнении выпускной квалификационной работы на основе применения теоретических и практических методов психолого-педагогического исследования были решены следующие задачи: Оценено состояние проблемы креативности в психолого-педагогической литературе; Диагностирован уровень развития креативности; Выявлены особенности общения креативных дошкольников со сверстниками; Разработан и апробирован комплекс развивающих мероприятий по коррекции негативных проявлений общения креативных дошкольников со сверстниками; Разработаны рекомендации для родителей по оптимизации общения креативных дошкольников. Задачи решалась путем создания в процессе практической работы с детьми положительной мотивации. В ходе игровой деятельности устанавливались доброжелательные отношения между экспериментатором и детьми, педагогами, сверстниками, подкрепленные интересом и новизной игровых приемов, внесения элементов творчества, новизны в традиционные формы организации детской деятельности. Выявление уровня детской креативности и особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками проводилось с применением следующих методик: Для выявления уровня креативности у старших дошкольников – Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова "Способность оригинально обыграть игрушку", "Придумай сюжет по условию" по критериям креативности Дж.Гилфорда и П.Торренса; Диагностика коммуникативных особенностей дошкольников – Викулина М.А., Акулова Е., метод одномоментных срезов, методика Н.Я. Михайленко "Телефонные разговоры", "Сюжетосложение". В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза дипломной работы – выявлены специфические особенности общения креативных дошкольников со сверстниками, выражающиеся преимущественно в негативных моментах. На основе собранных данных была разработана и применена коррекционно-развивающая программа оптимизации общения креативных дошкольников, в результате воздействия которой показана положительная динамика развития общения сверстников. Практическая значимость проведенного экспериментального исследования состоит в разработке рекомендаций для родителей по развитию детской креативности. Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие креативности, общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, можно сделать заключение, что возникшее в последнее время противоречие между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических вопросов развития творческой одаренности, стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Развитие креативности, является одной из актуальных задач развития подрастающего поколения. Для эффективного осуществления данной задачи необходимо раннее выявление креативных дошкольников и проведение с ними систематической индивидуальной работы. Прежде всего, данное воздействие должно быть направлено на изучения особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками, ведь именно этот опыт является базисом его дальнейшего личностного и социального развития. В ходе экспериментального исследования было выявлено, что именно креативные дошкольники испытывают трудности в общении со сверстниками, проявляющиеся в общем негативном его восприятии. Поэтому, чтобы не усугубить данное положение, творчески одаренным детям необходима своевременная коррекционно-развивающая помощь. Формирование и развитие творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в раннем детстве и является основой развития личности взрослого человека, успешной творческой и профессиональной реализации. Список литературы 1. Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей // Дошкольное воспитание. 2007, - № 7. 2. Амонашвили Ш.А. Развитие детей в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1990, - № 5. 3. Банзелюк Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 6-9 лет // Вопросы психологии. 2006, - № 7. 4. Богоявленская Д.Б. О предмете исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1999, - №5. 5. Веракса Н.Е., Булычева А.И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2003, - № 6. 6. Викулина М.А. Технология воспитывающего взаимодействия с детьми-лидерами. – Н.Новгород: Арабеск, 2001. 7. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 2002. 8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2001. 9. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. – М., 1965. 10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. – М., 2001. 11. Жуковская Р.И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. 2001, - №10. 12. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1995, - №10. 13. Захарюта Н. Развиваем творческий потенциал дошкольника // Дошкольное воспитание. 2006, - № 9. 14. Иванова Н.И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. 2005, - № 10. 15. Косенко Н.Т. Формирование творческой активности в игре // Дошкольное воспитание. 1999, - № 12. 16. Кудрявцев В. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. 2006, - № 3, 5, 2007, - № 2. 17. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. 1995, - №9. 18. Леднева С. Диагностика и развитие детской одаренности педагогом // Дошкольное воспитание. 2006, - № 5. 19. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 2002. 20. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996, - № 3. 21. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности // Вопросы психологии. 2003, - № 3. 22. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 2001. 23. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1987. 24. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1980, - № 6. 25. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре // Дошкольное воспитание. 2003, - № 4 26. Михайленко Н.Я. Особенности регуляции игрового взаимодействия старших дошкольников // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1983. 27. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дъяченко. – М.: Международный образовательный психологический колледж, 1997. 28. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелева. – Ростов-на-Дону, 1999. 29. Панов В.И. Некоторые теоретические и практические проблемы одаренности // Прикладная психология. 1998, - №3. 30. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: ИнтелТех, 1995. 31. Петровский В.А., Абраменкова В.В., Горбатенко Т.М. Психология развивающейся личности. – М.: Педагогика, 1992. 32. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998. 33. Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. // Дошкольное воспитание. 2001, - № 6. 34. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М.: Педагогика, 1989. 35. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. 36. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000. 37. Сиротюк А. Как развить коммуникативные способности // Дошкольное воспитание. 2007, - № 7. 38. Счастная А.М. Психологические особенности межличностных отношений детей шестилетнего возраста в условиях детского сада. – Минск, 1993. 39. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. – М., 1999. 40. Хазратова Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста // Индивидуальность и способности. – М., 2004, вып. 4. 41. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков. – М., 1998. 42. Холт Дж. Залог детских успехов. – Спб., 1996. 43. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов-на-Дону, 2002. 44. Шишлова Е.Э. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам. – М., 1992. 45. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., 1999, вып. 9. Приложение №1 "Способность оригинально обыграть игрушку" (примеры протоколов) 1) Экспериментатор: - Лена, к нам в гости пришла Лиса Алиса, ей очень скучно, она хочет с тобой поиграть. Лена П. (3 уровень, с интересом смотрит на новую игрушку, оживляется): - Пойдем, Алиса, я тебя покормлю. Сегодня я испекла очень вкусный пирог. (Кормит лису.) Ой, Алиса, а что у тебя с лапой? Ты, наверное, ушиблась? Женя, давай ты будешь врачом и полечишь Алису? Женя Г.: - Давай! Лена П.: - Доктор, у Лисы Алисы болит лапа. Полечите ее. Женя Г. (рассматривает лапу, делает вид, что мажет, выписывает рецепт лекарства): - Не переживайте, скоро заживет. Лена П.: - Спасибо, доктор. До свидания. А сейчас, Алиса, я уложу тебя спать. (Укладывает.) Спокойной ночи! (Уходит.) 2) Экспериментатор: - К нам в гости сегодня пришла Лиса Алиса. Оля, ей очень скучно, она хотела поиграть с тобой. Оля К. (2 уровень) медленно подходит к игрушке, неторопливо рассматривает ее, трогает уши, нос, хвост, берет на руки: - Ты будешь моей дочкой. (Несет в игровой уголок.). Я пойду на работу, а ты сиди, играй в комнате. Никуда не уходи. Я скоро приду. (Сажает лису на кровать, уходит и приходит через несколько минут с покупками). Алиса, я пришла, принесла еды, садись, будем ужинать. (Приносит игрушку, сажает за стол). Вот торт, вот пирожки. Это все я тебе принесла. Кушай (кормит лису). Уже очень поздно, тебе, наверное, пора домой (Отдает игрушку воспитателю). 3) Экспериментатор: - Слава, посмотри, какую я принесла игрушку. Ее зовут Лиса Алиса. Поиграй с ней. Слава Б. (3 уровень) рассматривает игрушку не торопясь, берет на руки, поглаживает, начинает ходить с ней по комнате. Затем подходит к столу, сажает лису на стул, ставит тарелку на стол, делает вид, что кормит. Покормив, укладывает спать. Уходит. Приложение №2 "Придумай сюжет по условию" (примеры протоколов) 1) Экспериментатор: - Алеша, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Леша С. (1 уровень): - Сначала я ему покажу свою комнату. Я посажу его на ковер-самолет (он у меня в комнате лежит) и буду с высоты показывать. Я знаю, Доктору Айболиту у меня понравится, потому что у меня много разных красивых игрушек: медведь, собака Шарик, Бетмен, много роботов, машин, даже есть танк, красивый такой. А когда Айболит рассмотрит мои игрушки, мы с ним поиграем в больницу, только врачом буду я, а он – пациент. У него очень сильно болит рука. Она даже опухла, мне станет очень жалко Айболита, и я ему полечу руку. Я ее забинтую и выпишу лекарства. А когда рука у него пройдет, он будет доктором, а я – больным. 2) Экспериментатор: - Оля, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Оля К. (2 уровень): - Если ко мне придет Доктор Айболит, мы с ним будем играть очень весело. Сначала я покажу ему свои игрушки и мою любимую куклу Сонечку, мне ее папа из Москвы привез. А Москва – это большой город. Да, а играть мы с ним будем в больницу. Я буду медсестрой, а Доктор Айболит будет врач. Я ему буду назначать пациентов и приносить карточки. Он будет смотреть карточки и по рецепту будет их лечить. 3) Экспериментатор: - Юленька, расскажи мне, как ты будешь играть, если в твою семью придет Доктор Айболит? Юля С. (3 уровень): - Он будет меня лечить. У меня будет болеть животик, а он даст таблетку. Я ее съем и выздоровею. Мама скажет ему "спасибо" и проводит до двери. Приложение № 3 "Телефонные разговоры" (примеры протоколов) 1) Саша (1 балл): – Здравствуйте, вам звонит доктор, вашей… (фраза прервана). Оля (3 балла): – У нас никто не болен!!! (диалог прекращается). 2) Катя (1 балл): – Здравствуйте, вам звонит доктор, вашей дочери нужно сделать прививку, приходите… (фраза прервана). Маша (3 балла): – Когда мы к вам должны прийти? Катя: – Завтра в 8 утра. Маша: – А какая прививка? Можно ли ее мочить? Катя: – Нет, нельзя. Маша: – Тогда мы не сможем прийти. Мы завтра идем в бассейн… (продолжается рассказ про поход в бассейн). Приложение № 4 Упражнения для коррекции трудностей во взаимоотношениях со сверстниками Парные упражнения "Приветствие". Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять нескольких партнеров), по команде воспитателя быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке), или носом к носу, или пяткой о пятку, или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом об ухо. "Насос и надувная кукла". Один ребенок, расслабленно лежа на полу, изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с. Кукла постепенно "наполняется" воздухом - фигура распрямляется, выравнивается, затем снова "сдувается". После этого игроки меняются местами. "Танцы противоположности". Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой - грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями. "Упражнение на доверие". В каждой паре один участник играет роль компаса, другой - туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями. "Ладонь в ладонь". Пары, прижав ладони друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней. "Сиамские близнецы". Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает партнеров бинтом: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтовать и ноги). Задание: пройтись по комнате, или станцевать, или что-то нарисовать. "Мост дружбы". По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т.д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы. Групповые упражнения "Давайте поздороваемся". Играющие по сигналу ведущего (воспитателя) хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздороваться за руку, два - плечами, три - спинами. "Бездомный заяц". Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные - зайцы - входят в домики-обручи, выложенные по кругу. По команде воспитателя "Раз, два, три! Зайца лови!" охотник отправляется на поиски. Где может спрятаться заяц? В любом обруче, но тогда роль бездомного зайца переходит к хозяину домика. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями. "Комплимент". Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков - сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами: "Мне нравится в тебе...". Цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре. "Паровозик". Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем. По команде ведущего (воспитателя) поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика. Примечание. Анализируя по окончании ход упражнения, воспитатель задает вопросы каждому участнику, например: "Какую роль тебе было интересно исполнять? Почему?", "Кто из ведущих вызывал у тебя доверие? С кем чувствовал себя в безопасности? Почему?", "Кто из паровозиков шел слишком быстро? Кто старался подобрать темп движения, удобный для всего состава? Кто останавливался, чтобы подождать отставших?" "Зеркало". Одна часть игроков образует круг – это невозмутимые зеркала, отражающие того, кто в них смотрится. Другая группа по одному, смотрясь в каждое зеркало, обходит круг. Если зеркало не выдерживает, смущается, начинает смеяться, игроки меняются ролями. Причину, по которой вдруг возникает необходимость посмотреть в зеркало, объясняет воспитатель, например: "Утром, проснувшись, ты пошел в ванную комнату умываться: чистишь зубы, причесываешься"; "В глаз попала соринка. Посмотри внимательно в зеркало, слегка оттянув нижнее веко"; "У тебя болит горло, и ты, смотря в зеркало, пытаешься понять, воспалено ли оно"; "Представь, что у тебя хорошее настроение и ты, стоя у зеркала, просто гримасничаешь, а ты любуешься собой". "Скала". Игроки, сидя (или лежа) на полу, принимают различные позы, держась друга за друга (как бы за скалу). По команде ведущего (воспитателя) "Скала готова? Замри!" один из игроков - альпинист проходит осторожно перед скалой -вдоль обрыва (обозначен на полу условной линией). У альпиниста, шагающего по выступу, есть возможность держаться за скалу. В роли альпиниста должны выступить все дети. Приложение № 5 Таблица 2. Примерные задания для оптимизации общения креативных дошкольников в различных видах деятельности
Приложение № 6 Анкета. Коммуникативные навыки Вашего ребенка Подчеркните, пожалуйста, один из наиболее соответствующих, на ваш взгляд, ответов. Если Вы не уверены в правильности ни одного из них, не подчеркивайте ничего. Фамилия, имя, дата рождения Вашего ребенка. Общителен ли он с детьми, не очень, замкнутый. Если Ваш ребенок общителен, предпочитает ли он играть с детьми старше себя, ровесниками или младше себя? Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми? Конфликты возникают редко, часто. Охотно делится с другими? Охотно, не охотно. Сочувствует другому, пытается помочь? Иногда, никогда. Часто обижает других? Иногда, редко, никогда. Обидчив ли? Не очень, совсем не обидчив. Всегда бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками? Не всегда, чаще да, чем нет. Любит делать все самостоятельно? Да, скорее нет. Старается ли доводить начатое дело до конца? Да, скорее нет. Решителен ли он в общении со сверстниками, не решителен. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|