РУБРИКИ |
Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становления |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становленияОсобенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становленияСодержание Введение Глава 1. Зарубежные и отечественные теории мотивации 1.1 Зарубежные теории мотивации 1.2 Отечественные теории мотивации Глава 2. Возрастные особенности профессиональной мотивации подростков 2.1 Профессиональная мотивация 2.2 Возрастные особенности подростков 2.3 Особенности профессиональной мотивации у подростков Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у подростков 3.1 Характеристика выборки и методов исследования 3.2 Обсуждение результатов исследования Заключение Литература Приложения Приложение Приложение Приложение Приложение Введение Актуальность проблемы. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей жизни. Но в период отрочества, на завершающем этапе обучения в школе вопросы выбора профессии приобретают особую остроту. У отдельных школьников и их родителей уже есть ответы на них. Для некоторых же школьников уже после окончания девяти классов актуальным становится выбор профессионального учебного заведения. Перед многими выпускниками школ стоит проблема выбора пути подготовки к будущей профессии. Часто профессиональное учебное заведение выбирается случайно. В 14 – 15 лет крайне сложно выбирать профессию. Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. При выборе профессии и подготовке будущих специалистов важно знать требования к профессии, выделить в ней наиболее существенные особенности, которые могут показать человеку, выбирающему род деятельности, подходит она для него или нет. Подростковый возраст – период становления человека как гражданина, в это период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. Еще А.Н. Леонтьев говорил о двух рождениях личности: первый раз – в дошкольном возрасте, когда выстраивается первая иерархия мотивов и появляется способность от чего-то отказываться; и второй раз – в подростковом возрасте, когда молодой человек по-новому осознает свои мотивы и начинает руководить своим поведением. Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Объект: мотивационная сфера подростков. Предмет: особенности профессиональной мотивации с различной индивидуальной направленностью. Цель: Выделить особенности профессиональной мотивации на этапе выбора профессии. Задачи: - изучить литературу по теме «Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становления». - проанализировать теории мотивации; - исследовать особенности мотивации у подростков в период профессионального становления; - выделить и проанализировать типы индивидуальной направленности подростков. Гипотеза: в период профессионального становления у подростков эгоцентризм не влияет на профессиональную мотивацию. Научная новизна: Степень и уровень разработанности проблемы. Изучением проблемы мотивации и выбора профессии занимались Ильин Е.П., Леонтьев А.Н., Маслоу А., Романова Е.С., Климов Е.А., Маркова А.К., Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. и др. Источниковая база исследования: в данном исследовании мы использовали работы Ильина Е.П., Климова Е.А., Абрамовой Г.С., а также работы Пряжникова Н.С., Пряжниковой Е.Ю. Методологические основы и методы исследования. Методологической основой исследования явились принципы единства сознания и деятельности, развития и субъекта и его активности. Для решения эксперементальных задач использовались следующие методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова (модификация Йовайши), опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, тест «Эгоцентрические ассоциации». Теоретическая значимость работы. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в качестве теоретического курса профориентации в старших классах школы. Практическая значимость работы. Может быть использована при психологическом сопровождении профессионального становления личности. Глава 1. Теории мотивации зарубежных и отечественных авторов 1.1 Зарубежные теории мотивации Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных. В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из них. Потребностные теории мотивации. Научному изучению причин активности человека и животных положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривал нужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. Сократ писал о том, что каждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главное заключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место они занимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из-под зависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своими потребностями, желаниями и поведением. Аристотель сделал значительный шаг вперед в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал, что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мысли представлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. С другой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с ними чувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобы сообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизни организма. У Платона потребности влечения и страсти образуют «вожделеющую», или «низшую» душу, которая подобно стаду и требует руководства со стороны «разумной и благородной души». Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века. Э. Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего-либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, полагал он, возникают все телесные и душевные привычки. П. Гольбах также подчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека, но делал это глубже и последовательнее. Потребности, писал он, выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источников его постоянной активности. К. Гельвеций источником активности человека считал страсти. Физические, или природные, страсти возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Также значительную роль в психической активности человека отводил потребностям Р. Вудсвортс. Благодаря потребностям организм оказывается чувствительным к одним стимулам и безразличным к другим, что, таким образом, не только определяет характер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира. В западной психологии появляются теории мотивации, относящиеся только к человеку (К. Левин; Г. Олпорт и др.). Здесь, наряду с органическими, выделены вторичные (психогенные) потребности, возникающие в результате обучения и воспитания. К ним отнесены потребность в достижении успеха, в аффилиации и агрессии, потребность в независимости и противодействии, в уважении и защите, в доминировании и привлечении внимания, потребность в избегании неудач и вредных воздействий и т. д. Свою классификацию потребностей дал А. Маслоу [11,c.487]. Он считает, что у человека с момента рождения последовательно появляются и сопровождают взросление следующие семь классов потребностей: - физиологические (органические): голод, жажда и др.; - потребности в безопасности: чувствовать себя защищенным, избавиться то страха и неудач, от агрессивности; - потребности в принадлежности и любви: принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими; - потребность в уважении (почитании): компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет; - познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать; - эстетические потребности: гармония, симметрия, порядок, красота; - потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности. Бихевиористские теории мотивации. Бихевиористы отмечали, что термин «мотивация» слишком общий и недостаточно научный, что эксперементальная психология под этим названием фактически изучает потребности, влечения (драйвы), имеющие чисто психологическую природу. Бихевиористы объясняют поведение через схему «стимул – реакция», рассматривая раздражитель как активный источник реакции организма. Для них проблема мотивации не стоит, так как, с их точки зрения, динамическим условием поведения является реактивность организма, т. е. его способность отвечать спецефическим образом на раздражители. Правда, при этом отмечается, что организм не всегда реагирует на воздействующий на извне стимул, в связи с чем в схему введен фактор (названный мотивацией), объясняющий различия в реактивности. Но снова этот фактор свелся к чисто физиологическим механизмам: различию в чувствительности организма к данному стимулу, т. е. к порогам ощущений. Исходя из этого, мотивацию стали понимать как состояние, функция которого в снижении порога реактивности организма на некоторые раздражители. В обыденной жизни принято считать, что поведение человека определяется планом и стремлением реализовать этот план, достичь цели. Эта схема, как отмечает Ж. Нюттен, соответствует реальности и учитывает сложное человеческое поведение, в то время как бихевиористы в качестве модели принимают лишь элементарную психическую реакцию. Необходимо помнить, что поведение – это еще и поиск отсутствующих или еще не существующих ситуаций и предметов, а не просто реагирование на них. Когнитивные теории мотивации. Еще У. Джемс выделял несколько типов принятия решения (формирование намерения, стремления к действию) как сознательного преднамеренного мотивационного акта. Объекты мысли, задерживающие окончательное действие или благоприятствующие ему, он называет основаниями или мотивами данного решения. Во второй половине XX века появились мотивационные концепции Дж. Роттера, Г. Келли, Х. Хекхаузена, Дж. Аткинсона, Д. Макклелланда и др. В определенной мере они близки друг к другу и имеют ряд общих положений. Во-первых, в большинстве данных теорий отрицалась принципиальная возможность создания единой универсальной теории мотивации, одинаково успешно объясняющей как поведение животных, так и человека. Во-вторых, подчеркивалось, что стремление снять напряжение как основной мотивационный источник целенаправленного поведения на уровне человека не работает, вол всяком случае не является для него основным мотивационным принципом. В-третьих, в большинстве данных теорий утверждалось, что человек не реактивен, а изначально активен. Поэтому, принцип редукции напряжения для объяснения поведения человека неприемлем, а источники его активности следует искать в нем самом, в его психологии. В-четвертых, данные теории признавали наряду с ролью бессознательного существенную роль сознания человека в формировании его поведения. Более того, по мнению большинства авторов, сознательная регуляция для человека является ведущим механизмом формирования поведения. В-пятых, для большинства теорий данной группы было свойственно стремление ввести в научный оборот специфические понятия, отражающие особенности человеческой мотивации, например «социальные потребности, мотивы», (Д. Макклеланд, Д. Аткинсон, Г. Хекхаузен), «жизненные цели» (К. Роджерс, Р. Мей), «когнитивные факторы» (Ю. Роттер, Г. Келли). В-шестых, авторы теорий этой группы были едины в мнении о том, что для исследования мотивации человека не приемлемы методы исследования причин поведения у животных. Поэтому они предприняли попытку найти специальные методы изучения мотивации, подходящие только для человека. Когнитивные теории повлекли за собой введение в научный обиход новых мотивационных понятий: социальные потребности, жизненные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание успеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. Психоаналитические теории мотивации. Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце XIX века с появлением учения Зигмунда Фрейда о бессознательном и влечениях человека. Фрейд придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуемому мощными влечениями. В основном сексуальными и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» личности – «Сверх-Я», т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида социальными нормами и ценностями. В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл, который считал, что у человека имеется восемнадцать инстинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является врожденная (инстинктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создающая эмоциональное возбуждение и направляющая, умственные и телесные действия организма к цели. Во многих зарубежных мотивационных концепциях центральным психическим процессом, объясняющим поведение, является принятие решения. Недостатком этих теорий мотивации является рассмотрение лишь отдельных сторон мотивационного процесса, без попыток их объединения. 1.2 Мотивация в работах отечественных ученых В настоящее время мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности. С учетом этих факторов и происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Более того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов. Среди отечественных ученых начала XX века, поднимавших вопрос о мотивации поведения человека, следует отметить, прежде всего, А. Ф. Лазурского, опубликовавшего в 1906 году книгу «Очерк науки о характерах». В ней довольно большое место отводится обстоятельному обсуждению вопросов, связанных с желаниями и влечениями, борьбой мотивов и принятием решений, устойчивостью решений (намерений) и способностью к внутренней задержке побудительных импульсов. О влечениях, желаниях и «хотениях» человека, в связи с вопросами о воле и волевых актах, рассуждал в своих работах и другой отечественный психолог Н.Н. Ланге. В частности, он дал свое понимание отличий влечений от «хотений», полагая, что последние – это влечения, переходящие в активные действия. Для него «хотение» - это деятельная воля. В 40-х годах мотивацию, с позиции «теории установки», рассматривал Д.Н. Узнадзе, говоривший, что источником активности является потребность, которую он понимал очень широко, а именно как то, что является нужным для организма, но чем он в данный момент не обладает. Основной научной разработкой отечественных психологов в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека созданная А.Н. Леонтьевым. Согласно его концепции, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеют свои источники в практической деятельности. В частности, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т. е. взаимного соответствия, а в основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит подчиняющееся социальным законам развитие системы деятельностей. Таким образом, данная концепция объясняет происхождение и динамику мотивационной сферы человека. Она показывает, как может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее иерархизированность, каким образом возникают и исчезают отдельные виды деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. В соответствии с закономерностями развития деятельностей можно вывести законы, описывающие изменения в мотивационной сфере человека, приобретение им новых потребностей, мотивов и целей. По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает именно объект (принимаемый очень широко, не только как предмет, вещь). Он выступает в роли стрелочника, указывающего направление реализации имеющегося у человека побуждения. Больше того, «опредмечивание потребности», как выражался А.Н. Леонтьев, придает этому побуждению смысл, и, по существу, побудителем деятельности выступает не сам предмет, а его значение для субъекта. Отсюда становятся понятными рассуждения о «сдвиге мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия, получение от него удовольствия [12,c.48]. Л.И. Божович считает, что предметы, постоянно удовлетворяющие ту или иную потребность, как бы фиксируют в себе эту потребность. В результате они и приобретают способность побуждать поведение и деятельность человека даже в тех случаях, когда соответствующая потребность не была предварительно актуализирована. Следовательно, предметы, в представлении Л.И. Божович, являются лишь побудителями потребностей, а не действий или деятельности. Без оживления потребности под воздействием предмета активность человека проявиться не может. В.А. Иванников предлагает сузить содержание понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввести новые понятия. Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение». Р.А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив – взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в тоже время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация – к деятельности, не давая этому кого-либо объяснения. В.Г. Асеев считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строении. Эти две модальности побуждений (в виде стремлений к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность – поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности – с одной стороны, и в необходимости – с другой. Речь идет не столько о знаке побуждения, мотивации, сколько об эмоциях, сопровождающих принятие решения. Ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношения между мотивацией и мотивом нет единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива. Глава 2. Возрастные особенности мотивации подростков 2.1 Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы). Рассмотрим те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом. Первая группа причин – побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям, это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности, и нежелание прослыть тунеядцем. Вторая группа – получение определенных материальных благ для себя и семьи; зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Третья группа – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он – не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других. Трудовое воспитание школьников и должно состоять в формировании и закреплении этих мотивов. Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается неудачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию. Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости то многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (сила – слабость, подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность) могут обусловливать склонность человека к определенному виду деятельности – к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера т. п. Осознание этой склонности и ее причины (правда не всегда отчетливое) приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает характеру имеющейся склонности (отсюда важность реального, адекватного представления о психологической структуре данной деятельности). Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии. Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями – с одной стороны, и психологическим содержанием работы – с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею. Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях. Особое внимание изучению мотивационной сферы личности придается в процедурах выявления и оценки пригодности молодежи по своим индивидуально-психологическим характеристикам к определенным профессиям, т. е. при проведении профессиональной ориентации и психологического отбора. Из всей совокупности профессионально важных качеств, личностных особенностей, предопределяющих успешность обучения той или иной профессии и последующей трудовой деятельности, одно из основных значений придается системе ценностных ориентиров конкретного человека, направленности и интенсивности побудительных сил, устремленных на достижение ближайших и отдаленных целей в развитии и реализации субъекта деятельности. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Пользуясь понятием внутренней позицией личности, введенной Л.И. Божович, можно утверждать, что развитие внутренней позиции взрослого человека в значительной степени определяется развитием личности как профессионала. [12] Внутренняя позиция взрослого человека находит свое объективное отражение в профессиональном становлении личности. Понятие внутренней позиции подразумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного компонентов. Введенное Л.И. Божович понятие имеет и еще один важный смысловой аспект. Внутренняя позиция личности – не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренними мотивами. Данное новообразование относится к личности в целом, в процессе онтогенеза оно претерпевает ряд качественных изменений. Профессиональное самоопределение – процесс развития внутренней позиции профессионала, т. е. мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения, который обычно приходится на ранний юношеский возраст, можно выделить несколько стадий формирования внутренней позиции профессионала. Первая стадия характеризуется общим положительным эмоциональным отношением к будущей профессиональной деятельности. Обращаясь к предложенной С.Л. Рубинштейном идее о соотношении понятий «хочу» - «могу» - «надо», можно сказать, что на данном этапе ярко выражен именно первый компонент, т. е. желание овладеть профессией, но еще слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля. Что касается третьего компонента, то можно предположить, что в последнее время молодежь при выборе не в последнюю очередь принимает в расчет общественную потребность в той или иной профессии и ее престижность, а иногда руководствуется исключительно ею (к примеру, при выборе популярных профессий – банкир, фотомодель и др.). Следующая стадия развития внутренней позиции характеризуется там, что появляется осознание своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности. И только на третьей стадии возникает адекватное представление о профессиональной деятельности о своих способностях. Правомерно предположить, что выделенные стадии соответствуют типам внутренней позиции профессионала. Своеобразие внутренней позиции личности в юношеском возрасте заключается в том, что юноши полностью обращены в будущее, настоящее существует для них преимущественно как возможность реализовать свое будущее. Под влиянием изменений, происходящих в структуре внутренней позиции, преобразуется и мотивационная сфера. 2.2 Возрастные особенности подростков Как уже говорилось выше, подростковый возраст – период становления человека как гражданина, в это период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. В этом возрасте, называемом переходным происходят существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Это существенно изменяет сферу интересов. Можно проследить две фазы в развитии интересов: волна появления новых влечений, создающих органическую основу для новой системы интересов, а затем волну созревания этой новой системы интересов. Для первой фазы характерны пессимизм, распад коллективных связей, разрыв сложившихся прежде отношений между детьми, в том числе и дружественных, стремление к одиночеству, резкое изменение отношения к другим людям, пренебрежение к правилам поведения. Вторая фаза сначала характеризуется многообразием интересов. Затем, постепенно, путем дифференцирования выбирается и укрепляется некоторое основное ядро интересов. Для этой фазы также характерно расширение и укрепление общественных связей. В мотивационной сфере подростков, как отмечает Л.И. Божович, происходит чрезвычайно важное событие, заключающееся в том, что они в значительной степени способны руководствоваться в своем нравственном поведении теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целям, которые перед собой ставят. Следовательно, происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом. У школьников средних классов отмечается большая, чем прежде, устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственности. Интересы уже не ситуативны, а возникают постепенно по мере накопления знаний. Отсюда – устойчивость ряда мотивов, базирующихся на интересах и поставленных самими учащимися целях. Главным мотивом поведения и деятельности учащихся средних классов в школе является, как считает Л.И. Божович, стремление найти свое место среди товарищей. Самой частой причиной плохого поведения подростков является стремление (и неумение) завоевать себе желаемое место в коллективе сверстников. Поведение подростка в школе строится с учетом мнения одноклассников, которое теперь имеет большее значение, чем мнение родителей и учителей. Характерной особенностью подростков является стремление всячески избегать критики сверстников и наличие страха быть ими отвергнутыми. Противоречивость переживаний, свойственная подросткам, делает их особо чувствительными к существующим в культуре формам организации жизни, в том числе к самым обобщенным формам, содержащим идеал человеческой жизни. Они буквально впитывают всеми чувствами, пробуют через действия в виде самовоспитания конкретизировать, персонифицировать идеал, для того чтобы решить свои жизненные задачи, связанные с поиском своего Я. Идеалы юности многообразны и зависят от множества факторов, но то, что они есть, они нужны, в них существует потребность, доказывается исследованиями и прошлого, и сегодняшнего дня. Идеалы естественно, соизмеримы с эпохой, но в них есть общее – они связаны со стремлением к творчеству, к полному проявлению жизни. Идеал как мечта о творчестве жизни, о создании жизни. Он как бы фиксирует саму возможность полной жизни, основанной на собственных усилиях по ее построению. Это одно из оснований для появления чувства взрослости и его укрепления по мере роста физических и духовных сил подростков. У подростков становится ярко выраженной потребность в познании и оценке свойств своей личности, что создает повышенную чувствительность к оценке окружающих. Отсюда их «ранимость», обидчивость, «беспричинные» и «немотивированные», с точки зрения взрослых, бурные реакции на слова и поступки окружающих, на те или иные жизненные обстоятельства. Кроме того, самооценка у подростков становится более многогранной и приобретает большее значение, чем оценка окружающих. Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности. Общение со сверстниками, сравнение себе с другими при наличии уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного возраста приводят к тому, что важнейшим содержанием их психического развития становится развитие самосознания. У подростков возникает интерес к своей собственной личности к выявлению своих возможностей и их оценке. В результате, на протяжении среднего школьного возраста, у подростков складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень притязаний. Это порождает новую потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. Как показывают исследования, неспособность удовлетворить эти притязания, необходимость снижения самооценки ведут к острым аффективным переживаниям, свидетельствующим о значении для детей указанной потребности. Особенно сильно переживания такого рода выражены в среднем школьном возрасте. Таким образом, чем более зрелым в социальном плане является старшеклассник, тем больше его устремлений направлено в будущее, тем больше у него формируются мотивационных установок, связанных с намечаемой перспективой жизни. Это касается и выбора профессии. 2.3 Особенности профессиональной мотивации у подростков Поскольку процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива. Процесс формирования мотива может иметь индивидуальные особенности в зависимости от свойств личности. Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и предвидение последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большем участии в формировании мотива блока «внутреннего фильтра». Это снижает импульсивность действий и поступков подростков, особенно старших. Наличие у подростков идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общественного поведения свидетельствует о значительном развитии личности подростков, о формировании у них «внутреннего плана», являющегося существенным фактором мотивации и организации собственного поведения. Однако этот «внутренний план» еще не организован в целостную систему, недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал неконкретен и часто меняется (сегодня подростку нравится один герой, которому хочется подражать, а завтра – другой). Требования подростка к себе нуждаются в постоянной поддержке со стороны. Отсюда – и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного. Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы приложения своих сил, которая будет приносить переживания полноты жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека – одно из важнейших экзистенциальных переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации и осуществлению жизни. Стремление старших подростков утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются, прежде всего, и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве. Старшие школьники не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность. В каждом возрасте устанавливается своя иерархия потребностей, ведущие из которых определяют направленность личности. Доминирующей потребностью у подростков является потребность в развитии способностей, приобретении умений. При этом потребность в признании другими людьми, в определенном положении в системе общественных отношений в разном возрасте понимается по-разному. У подростков – это положение (социальный статус) в группе сверстников. Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Поэтому половина выпускников школы уже имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения. Л.С. Выготский, говорил, что выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности. Склонности, знания, способность принимать решения и действовать на основе сознательно принятого намерения (т. е. мотивационной установки), отнесенного к сравнительно далекому будущему. Отрочество – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики-подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Ориентация на романтические профессии складывается под влиянием средств массовой информации, тиражирующих образцы «настоящих взрослых». Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует так же стремлению подростков к самовыражению и самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. Образцы желаемого будущего, профессиональные мечты становятся психологическими вехами, штрихами профессионального самоопределения. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии пока сделать не может. А ведь в самом начале юношеского возраста эта проблема возникает перед теми юношами и девушками, которые вынуждены оставить основную общеобразовательную школу. Это примерно треть старших подростков: одни из них поступят в учреждения начального и среднего профессионального образования, другие вынуждены будут приступить к самостоятельной трудовой деятельности. Профессиональные намерения диффузны, неопределенны. Профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившем будущим стимулирует развитие рефлексии – осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?). Самоанализ становится психологической основой отсроченного профессионального самоопределения для многих учащихся профессиональной школы. Хотя, казалось бы, именно они, получающие профессиональное образование в профтехучилищах, профлицеях, техникумах и колледжах, профессионально уже определились. Но статистика свидетельствует о том, что выбор учебно-профессионального учреждения психологически не обоснован. Психологически более комфортно чувствуют себя те девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологические устремленные в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии. На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются относительно путей получения профессионального образования и резервных вариантов приобщения к профессиональному труду. Интерес к профессии чаще всего порождается знакомыми и товарищами. В меньшей степени сказывается влияние школы и семьи. Степень решимости заняться выбранной, а не какой-то другой профессией старшеклассники оценивают по-разному. Может быть оценка «только этой профессией и буду заниматься», может быть и «не знаю, как получится». Как правило, предпочитают профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На второе место ставится возможность делать что-то своими руками, творческий характер труда. Третье место отводится условиям труда и подвижности работы, возможности получать новые впечатления. Следует отметить, что многие старшеклассники еще не видят разницы между такими понятиями как профессия, специальность, квалификация, должность. К числу профессий школьник может отнести и академика, и лаборанта. Иногда профессией называют должность руководящего работника – начальник, председатель, министр. Интересно отметить, что многие типизируют профессии по половому признаку. Подобные представления влияют на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение. Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится проделать большую внутреннюю работу: · необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности); · узнать и принять требования избираемой профессии; · осознать потенциальное несоответствие личностных особенностей и особенностей профессии и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Таким образом, для старших подростков и для девушек и юношей актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки. Глава 3. Исследование профессиональной мотивации у подростков 3.1 Характеристика выборки и методов исследования Данное исследование проводилось в Лицее №3. В исследовании принимали участие учащиеся 9-10 классов, в количестве 48 человек. Методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши), опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, тест «Эгоцентрические ассоциации». Дифференциально-диагностический опросник В целях профессионального самоопределения для изучения профессиональных интересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. По классификации Е.А. Климова все профессии делятся на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», человек – знаковая система», «человек – художественный образ». В данной работе мы использовали методику Йовайши, модифицированную в Хабаровском краевом центре занятости населения. Данная методика применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике сферами профессиональной деятельности являются: 1. сфера искусства («человек – художественный образ»); 2. сфера технических интересов («человек – техника»); 3. сфера работы с людьми («человек – человек»); 4. сфера умственного труда (склонность к умственной деятельности); 5. сфера физического труда (склонность к подвижной деятельности); 6. сфера материальных интересов (производство и потребление материальных благ). Инструкция: Вам будет предложен перечень положений или вопросов, имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответа. Если вы полностью согласны с ответом «а» и не согласны с ответом «б», то после ответа «а» поставьте 3 балла, а после ответа «б» - 0 баллов. Если вы полностью согласны с ответом «б» и несогласия с ответом «а» после ответа «б» ставите 3 балла, после «а» - 0 баллов. Если вы согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный в 1 балл. Обработка результатов теста: Подсчитывается количество баллов по определенной сфере профессиональных интересов. Сфера искусства: 1а, 5б, 8а, 10а, 11б, 17а, 21а, 23а, 24б, 28а. Сфера технических интересов: 1б, 3б, 6а, 8б, 12а, 14а. 15б. 25а, 26а, 29б. Сфера работы с людьми: 2а, 4а, 6б, 9а, 12б, 16а, 17б, 19б, 23б, 28б. Сфера умственного труда: 4б, 7а, 10б, 13а, 14б, 18а, 20а, 21б, 26б, 30а. Сфера физического труда: 2б, 5а, 13б, 15а, 18б, 20б, 22а, 24а, 25б, 27а. Сфера материальных интересов: 3а, 7б, 9б, 11а, 16б, 19а, 22б, 27б, 29а, 30б. Сфера деятельности оптанта содержащая наибольшее количество баллов – предпочтительнее для оптанта. Сфера деятельности содержащая наименьшее количество баллов – отвергаемая оптантом. Профессиональная мотивация учащегося Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации. Инструкция: Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный для вас. Обвести ваш ответ кружком. Обработка результатов. Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы: 1 – мотивы собственного труда: 2 – мотивы социальной значимости труда, 3 – мотивы самоутверждения в труде, 4 – мотивы профессионального мастерства.
Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|