РУБРИКИ |
Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центреОсобенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре
Введение. Актуальность выбранной темы. Отклоняющееся поведение у подростков - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение у подростков часто возникает как проявление острого кризиса переходного возраста. Мироощущение таких подростков построено на следующих типичных положениях: “Я невинная жертва, и то, что я делаю, побуждают меня делать другие”, “ Я имею право брать то, в чем мне отказывают, и наказывать тех, кто отказывает мне в том, чего я хочу”, “ Я лучше всех и понимаю все”, “Заработать что-либо не так хорошо, как получить это, не работая” и др. Подобные убеждения могут служить надежным индикатором острого подросткового кризиса и показанием для обращения к психологу. В их контексте вырабатываются определенные стратегии поведения, поддерживающие, защищающие и реализующие эти убеждения, преувеличение собственной значимости, манипулирование добровольной заботой, уход от ответственности, провокационное поведение, выработка параноидного взгляда на мир и др. Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна на данном этапе развития социальных отношений в России. Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс.человек. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием прежде всего социально-экономических причин и снижения морально- этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол). Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Российской Федерации на каждые 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет 40 человек состоят на учете, это или наркоманы, или токсикоманы. С 1985 по 1991 год количество поставленных на учет несовершеннолетних, употребляющих наркотики, возросло с 5,6 до 7 тыс.человек. А всего в России около 1,5 млн. наркоманов. По прогнозам специалистов к 2002 году цифра эта удвоится. Во всем мире наблюдается появление целого спектра зависимостей, аналогичных наркотическим- “трудоголизм”, “шоппинг”, музыкальная и компьютерная “наркомания”. Данные виды зависимостей имеют однотипную природу (уход от действительности в иллюзорный мир), вызываются сходными причинами (социальной отчужденностью, сбоями в адаптационных механизмах личности). Кроме того, следует учитывать влияние факторов макросреды, резкие социальные изменения, “анамичность” переживаемого Россией периода. В такие переходные времена возникают моральный релятивизм, неопределенность ожиданий людей относительно поведения окружающих, отсутствие общепринятых идеалов. Кризисное состояние общества затрудняет процесс формирования
официальных каналов вертикальной восходящей мобильности, высшее образование Социологические исследования показывают компенсаторный характер
девиантного поведения. В первую очередь это касается употребления
наркотиков, которые восполняют нехватку общения, внимания со стороны
близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимают
стрессы, фобии различного вида. Молодым людям остро не хватает ярких
впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенная положительных эмоций и
удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и
токсических веществ. Употребление наркотиков можно рассматривать как
складывающуюся молодежную субкультуру, овеянную ореолом таинственности,
выполняющую функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности
в мир миражей и иллюзий. Причем, у многих категорий молодежи нет недостатка
в свободном времени. Коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим
молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой для здоровья По данным социологических исследований, проведенных в Кировском
районе г. Екатеринбурга ( N = 750, 1995 г.), на вопрос о типичных занятиях
в свободное время 19 % опрошенных подростков ответили:” Иногда выпиваем с
приятелями”, а 7 % отметили, что употребляют наркотики. На контрольный
вопрос “Что Вас привлекает в Вашей компании?” 14 % респондентов указали : Социологи фиксируют сегодня кризис социальной сферы в силу
противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного
заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых
людей. Несмотря на конфликты с родителями (на которые указывают опрошенные
нами подростки), семья является для них значимой сферой жизни. Она влияет
на ее членов через традиции, сложившийся стиль общения, эмоциональную
атмосферу, самим укладом жизни программируя дальнейший жизненный путь
детей. Среди традиционно выполняемых семьей функций на первое место в
условиях нестабильного общества выходит психотерапевтическая, Второй по значимости субъект влияния на поведение молодежи-
образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее
учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на
современных молодых людей. Школа традиционно ответственность за асоциальное
поведение полностью перекладывает на плечи семьи. По данным
социологического опроса руководителей образовательных учреждений В обществе появилась значительная по своим масштабам категория детей, которая до последнего времени пребывают как бы в статусе “ничьих”. Они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьей атрофированы или разрушены. Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности, жестокое обращение в родительской семье создают реальную угрозу психофизическому, нравственному развитию безнадзорного ребенка. Школа не в состоянии в полной мере решать проблемы социальной защиты и реабилитации таких детей. Сами дети нередко переходят в ряды беспризорных. Дети ночуют на вокзалах, голодают, имеют аномалии в развитии; многие, сбежав из дома, попадают в руки взрослых, которые используют их в своей преступной деятельности. Глава I. Сущность осуществления профилактики девиантного поведения несовершеннолетних . 1.1 Девиантное поведение личности, как социально-психолого- педагогическая проблема. Девиантное поведение (от лат.deviantio- отклонение), которое не
согласуется с нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего
общества. Однако ожидания со временем меняются. Так, в 1919 г. в США было
запрещено потребление алкоголя, а в 1933 г. открыты бары, в России в 1936
году запрещены аборты, а в 1955 г. вновь разрешены. К тому же один и тот же
поступок может одновременно считаться девиантным и недевиантным. Определение девиантности поведения представляет собой значительную трудность. Это связано с неопределенностью социальных ожиданий, которые часто спорны. Они могут быть неясны, меняться со временем, к тому же на основе различных культур формируются различные социальные ожидания. Тот факт, что общество создает нормы, стандарты поведения, не
означает, что оно всегда им соответствует. “Даже идеальное общество не
может оставаться надолго идеальным. Представим себе, как пишет Э.Дюркгейм,
общество святых, напоминающее образцовый монастырь, где живут идеальные
люди. “ В нем и понятия не имеют о том, что мы называем преступлением, но
поступки, которые кажутся незначительными рядовому мирянину, могут вызвать
среди них такой же скандал, какой обычно возникает по поводу преступления
среди ординарных людей, которым свойственно конформное понимание жизни”. Таким образом, девиация столь же естественна, как и ее
противоположность - конформизм. С учетом высказанных выше уточнений
обратимся к определению понятия девиации Смелзера: “отклонение от групповой
нормы влечет за собой изоляцию, лечение,, тюремное наказание”. [20, С.216] Типы девиации. Типология девиантного поведения, предложенная Типология девиации (Р.Мертон) |Способ адаптации |Одобряемые обществом |Социально одобряемые |
Концепция Р.Мертона важна, прежде всего, потому, что она
рассматривает конформизм и девиацию как “ две чаши одних и тех же весов” Конформизм - единственный тип недевиантного поведения. Инновация
предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает
социально одобряемые способы их достижения Ретритизм наблюдается в случае. когда человек одновременно отвергает
и цели, и социально одобряемые средства их достижения Наконец, бунт. В отличие от ретритизма бунтарь не только отрицает то и другое, но и стремится заменить старые цели и средства на новые, развивает “ новую идеалогию”. Концепции девиации. Особое значение в них придается одному из трех вышеупомянутых факторов: человеку, норме и группе. Биологическая. В конце XIX в. итальянский врач Ч.Ломброзо обнаружил
связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он
считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему
биологическому складу. Криминальный тип можно определить по таким
характерным чертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и
пониженная чувствительность к боли. К этим выводам профессор судебной
медицины пришел на основе изучения 11 тыс. трупов бывших преступников. Психологические и психиатрические концепции. Акцент делают на
личностные факторы, особенно неправильную социализацию в детстве. Социологические концепции. Биологическое и психологическое объяснения девиации связаны главным образом с анализом природы девиантной личности. Социологическая трактовка этого понятия учитывает социальные и культурные факторы, влияющие на девиантность. Впервые социологическое объяснение девиации предложено теорией
аномии ( от греч. anomas -беззаконный, неуправляемый) Э. Дюркгейма ( “ Р.Мертон (1938) внес некоторые изменения в теорию Дюркгейма. Он
считает, что причина девиации – “разрыв между культурными ценностями
общества и социально одобряемыми средствами их достижения”. [№20, с. 123- Существуют глубокие различия между многочисленными теориями девиациями. Теории девиации. [20, с.216-218]
В бывшем СССР длительное время изучение девиации осуществлялось в
рамках частнонаучных дисциплин (криминологии, суицитологии, др.). Нельзя не
назвать М.Н. Гернета (1874-1953) -специалиста в области уголовного и
пенитенциарного права, но начатая им работа была прервана в 30-х г.г. Я. И. Гилинский первым обратил внимание на созидательный, позитивный
характер девиации. “Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации - в
живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а
следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы”.[23,с.24] Безусловной заслугой Я. И. Гилинского является правильное определение
перспективных направлений развития социологии девиантного поведения. Изучение взаимодействия личностного и индивидуального сознания позволяет сегодня показать влияние социальных девиаций на общественное развитие в полном объеме. Этому способствуют и наработки в области западной социальной психологии. Имеется много теорий. объясняющих появление и сущность девиаций. Достаточно полное представление о них дает, в частности, работа Н. Смелзера . К сожалению, вне поля зрения американского социолога остался социально-психологический подход, который представляет для нас особый интерес. Социально- психологический подход наиболее убедительно представлен в
концепции социальных отклонений Р. Харре и теории поведения добровольного
риска С. Линга.[24, с.97-102] Названные исследования объясняют причины
появления девиантного поведения через изучение психологического состояния
девианта с учетом изменения его положения в системе социально-политических
координат. Социально-психологический подход позволяет заглянуть в глубинные
причины, влияющие на появление девиантного поведения, составить более
объективное представление о механизме социальной эволюции, так как пытается
объяснить: а) почему девиантное поведение чаще всего со стороны внешнего
наблюдателя предстает как акт агрессии; б) почему в современных условиях
все больше людей встают на путь преднамеренного риска, неотъемлемого
атрибута любой девиации; в) как отклоняющееся поведение предстает Исследования социальных психологов подводят к выводу: девиантное и нормативное поведение - две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Девиантное поведение - результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека. Девиации направлены на преодоление фрустрации - препятствия, вставшего на пути достижения цели, и проявляются через социально значимые действия. Любое девиантное поведение предполагает не только стремление разрушить или сместить фрустрирующий блок, но и концентрацию энергии (физической и психической), необходимой для осуществления этого замысла. Антифрустрирующее действие всегда сопровождается определенной долей риска, но не обязательно носит разрушительный характер. Характер девиантного поведения, направленность энергетического потенциала человека зависят, во-первых, от того, как он научен отвечать на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, во-вторых,-от того, каким образом общество стимулирует социльно-инновационные, созидательные действия личности. “Следует различать два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Основным критерием определения характера девиантного поведения является не форма его реализации, в частности наличие атрибута насилия, а уровень справедливости перераспределения источников пополнения жизненной энергии.”[11,с.107] Агрессивный вид девиации как в прямой, так и в смешанной форме нацелен на преодоление фрустрации путем неадекватного в сложившейся ситуации перераспределения социальных благ, достижение цели без учета интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной и из взаимодействующих сторон за счет ухудшения адаптационных условий другой. Агрессивный характер поведения обусловливается не только воспитанием, но и характером поведения взаимодействующей стороны. Смещенный вид агрессии свидельствует о недостаточном для преодоления фрустрации энергетическом потенциале человека. Девиантное поведение деструктивной направленности - совершение
человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от
доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте)
социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных
ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение
энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. Созидательные девиации (социальные инновации, нововведения) - это социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в энергетическом, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества. Поскольку любая девиация первоначально зарождается на уровне сознания отдельного человека и через его действия проводится в жизнь, то этим еще раз подтверждается, что первопричиной социальной эволюции, активной движущей силой ее является человек, точнее внутриличностный конфликт, возникающий в процессе выбора им той или иной формы социально-ролевого поведения. Каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент преобладает. Позитивными девиации являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, так как даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво. “Социальные идеалы (ценности), ожидания, общепринятые правила, нормы, как и критерии девиантного поведения, со временем меняются. Если процесс социализации и социальный контроль отвечают за сохранение социокультурного кода, функцию социального наследования в процессе общественного развития, то девиация - за функцию социальной изменчивости, приспособляемости индивида и всего общества к новым условиям. Под новой социальной реальностью мы понимаем ситуацию, при которой возникает дихотомия сложившихся в обществе целей и средств (невозможность удовлетворения старыми способами прежней потребности), а также возникновение новых потребностей.” [11, с.108] В случае если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие “нарушение правил” или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо: а) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения; б) соблюдать социальное равенство перед законом; в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями; г) стремиться к адекватности преступления и наказания. Все это в совокупности позволит снизить социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным. Поскольку любое девиантное поведение - это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опастности. “Поэтому девиация и риск - две стороны медали, социальной мутации. Состояние риска - своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.” [11,с.108] Особенность сегодняшнего времени - возрастание числа лиц, вынужденных
рисковать, ибо усложнение социальной реальности увеличивает количество
неизвестных ситуаций. “Современные разработки в области социальной
психологии свидетельствуют, что девиантное поведение все больше в своей
основе становится рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно
идущих на риск, от авантюристов - опора на профессионализм, вера не в
судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор - творческую интуицию. Девиантное поведение, сопровождающееся риском, способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Последнее является важнейшей психологической причиной, объясняющей желание людей ответить на вызов быстро меняющейся социальной реальности. Девиантно- ролевая разновидность социального поведения неразрывно связана с аддикцией, с внутриличностным конфликтом. Аддикция в общем смысле слова - стремление уйти от состояния внутреннего психологического дискомфорта, изменить свое психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой. Аддиктивное поведение психологи рассматривают как отклоняющееся. Девиантный путь выбирают прежде всего люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется. Они не считают общепринятые нормы порядка естественными и справедливыми, не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус через легитимные каналы социальной мобильности. Все это неизбежно приводит их к внутриличному конфликту. Основные причины мотивационных конфликтов, вытесненных в подсознание,
определяются в настоящее время не инстинктивными, а социальными факторами. *Чем более высокий уровень (по степени общности) социальных норм и ценностей, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека. *Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.) *Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля. *Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия. *Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.” [11, с.109] Подчеркнем еще раз, девиантно-ролевое поведение - естественная реакция человека на возникающее в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение - две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантно- ролевое поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативно- ролевое поведение. Виды девиантного поведения. “Отклоняющимся (девиантным) поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.” [5,с.9] К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.д.). Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство. побои, изнасилование, убийство). социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткриминогенном. То есть в сиде поступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий. Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелании решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. крайнее проявление социально- пассивной позиции- самоубийство, суицид. Особенно большое распространение как у нас в стране, так и за рубежом
получила такая форма социально-пассивных отклонений как употребление
наркотиков и токсических средств, что ведет к быстрому и необратимому
разрушению психики и организма. такое поведение получило на Западе название Оклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. Подростковая дезодаптация. Детско-подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социализации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании. Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями и паталогиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, эпилепсия, шизофрения, олигофрения и т.д.), в основе которых серьезные органические повреждения центральной нервной системы. Выделяют также более легкие, пограничные формы нервно-психических расстройств и отклонений, в частности так называемую психогенную дезадаптацию, (фобии, тики, навязчивые дурные привычки), энурез и т.д.), что может быть вызвано неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией. “В общей сложности по данным Санкт-Петербургского детского психотерапевта А.И.Захарова до 42% детей дошколного возраста страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов.”[5,с.10] Отсутствие своевременной помощи приводит к более глубоким и серьезным формам социальной дезадаптации и отклоняющегося поведения. “Среди форм патогенной дезадаптации отдельно выделяют проблемы олигофрении, проблемы социальной адаптаци умственно-отсталых детей. У олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. При адекватных их психическому развитию методах обучения и воспитания, они в состоянии осваивать определенные социальные программы, получать несколько профессий, трудиться в меру своих возможностей и быть полезными членами общества. Однако умственная неполноценность этих детей безусловно затрудняет их социальную адаптацию и требует специальных социально- педагогических условий и коррекционно-развивающих программ.” [5,с.10] Психосоциальная дезадптация связана с половозрастными и индивидуально- психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях- специальных коррекционных психологических программ. По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные, неустойчивые формы. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. В зависимости от степени и глубины деформации процесса социализации можно выделить две стадии социальной дезадаптации подростков: педагогическая и социальная запущенность. При педагогической запущенности, несмотря на отставания в учебе, пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, у подростков не наблюдается резкой деформации ценностно- нормативных представлений. Для них высокой остается ценность труда, они ориентированы на выбор и получение профессии (как, правило, рабочей), для них небезразлично общественное мнение окружающих, сохранены социально значимые референтные связи. При социальной запущенности наряду с асоциальным поведением резко деформируется система ценностно-нормативных представлений, ценностных ориентаций, социальных установок. формируется негативное отношение к труду, установка и стремление к нетрудовым доходам и “красивой” жизни за счет сомнительных и незаконных средств к существованию Их референтные связи и ориентации также характеризуются глубоким отчуждением от всех лиц и социальных институтов с позитивной социальной направленностью. Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс. Однако, как среди несовершеннолетних, так и среди взрослых
преступников, число лиц с четко сформированной антиобщественной системой
ценностей и негативными ценностно-нормативными представлениями достаточно
незначительное, и большая часть людей с отклоняющимся поведением сохраняет
представления об общечеловеческих ценностях и нормах морали, однако по
разным причинам не может руководствоваться этими нормами в своем поведении
либо оправдывает себя и свои социальные отклонения различными защитными
мотивациями. “Большое распространение получают также так называемые Безмотивные преступления, мотивы которых преступник затрудняется объяснить, криминологи называют “ безмотивными”, “немотивированными” преступлениями.” [5,с.12] В настоящее время, наука, опираясь на психологическое знание о природе неосознаваемых явлений, уделяет серьезное внимание исследованию немотивированных преступлений, которые в значительной степени можно отнести к сфере неосознаваемой психической деятельности и которые представляют определенную сложность как в практике судебного делопроизводства, так и в превентивной практике. В коллективной монографии “ Криминальная мотивация”, вышедшей под
редакцией академика В.Н.Кудрявцева в 1986г., бессознательной мотивации
преступного поведения посвящена самостоятельная глава, в которой в
частности, сделана попытка рассмотреть природу и классифицировать в
зависимости от проявления неосознаваемые мотивы, К числу таких мотивов
авторы относят следующие: 2. Вторая категория неосознаваемых мотивов может носить компенсаторский или гиперкомпенсаторский характер, что прежде всего связано с развивающимся комплексом неполноценности, неадекватности, ущемления личности. Последнее нередко приводит к браваде, необдуманным, рискованным поступкам, проявлениям физического насилия, смещения агрессивной реакции на замещающий объект. 3.Третья категория неосознаваемых мотивов связана с отсроченным во
времени действием закрепившихся в детстве по механизму импринтинга Рост преступности, пьянства и алкоголизма, наркомании и проституции, других нарушений существующей российской действительности заставляют общество, различные социальные институты решать задачи искоренения указанных девиаций не только карающими, но и профилактическими методами. В профилактической работе важное значение имеет также выявление и
исследование совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств
и действий личности или социальных групп, составляющих явные или скрытые
механизмы их поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам или
правилам. Профилактические мероприятия важны во всех сферах
жизнедеятельности людей. В чем же особенности профилактики девиантного
поведения несовершеннолетних? Под профилактикой в широком смысле слова понимается “совокупность
предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление
нормального состояния порядка” [26, с. ] или “ система государственных и
общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий,
направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение
заболеваний”. [27, с. 31] Профилактику можно подразделить на первичную,
вторичную и третичную. 3. раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических нарушений у ребенка; 4. исследование генографии семьи; 5. коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных связей, определение детско-родительских границ; 6. наличие четких семейных ролей. Состояние такой сложной социальной системы, какой является
человеческое общество, обуславливается многими процессами, происходящими в
нем на том или ином этапе его развития. Направленность и содержание этих
процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое
формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий и
обстоятельств. Однако поведение личности, представляющее комплекс Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной из основных задач необходимость концентрации усилий, направленных не только на борьбу с вредными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом, на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъективных факторов, детермирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации. Хотя однозначных решений этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее время как в науке, так и в практической деятельности государственных органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы к выбору конкретных направлений работы. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|