РУБРИКИ

Особенности реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции

Особенности реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции

Особенности реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции

Сайфутдинова Наиля Шамильевна, ст. преподаватель педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела, кандидат педагогических наук; Мамадалиев Анвар Мирзахматович, ассистент кафедры истории ПИ СГУТиКД.

Необходимость совершенствования учебно-воспитательного процесса в соответствии с новыми тенденциями в науке и практике требует развития языковой личности, обладающей текстовой компетенцией, т.е. свободно оперирующей текстовыми действиями.

Овладение любым учебным материалом происходит в процессе сознательной и активной деятельности учащихся, поэтому задачей учителя является создание соответствующих этому условий, учитывающих психологические закономерности обучения, создание мотивации у учащихся в текстовой деятельности.

При реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции нужно обратить особое внимание на ее специфику в условиях общеобразовательной школы.

Одним из главных условий успешного формирования текстовых умений является создание творческой, доброжелательной обстановки на уроках; между учителем и учеником отношения должны строиться на принципах сотрудничества; авторитарный стиль абсолютно неприемлем. Данная технология базируется на положении: нет плохих учеников - каждого обучаемого можно научить, но для этого нужно обеспечить соответствующие условия. Это прежде всего психологическая установка на создание в классе атмосферы сотрудничества и взаимопомощи: "учитель-ученик", "ученик-ученик"; положительная оценка любой творческой работы ученика; воспитание в каждом школьнике чувства самоуважения, веры в свои силы и возможности; создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы и положительных мотивов текстовой деятельности.

Учитель должен стремиться найти в каждой работе что-то хорошее, что можно было бы отметить как положительное. Любая "находка", малейший положительный сдвиг не должны остаться незамеченными. За содержание творческой работы никогда не ставится неудовлетворительная оценка: всякая попытка, стремление ученика написать что-то свое, собственное, должна оцениваться положительно и поощряться учителем. Заметим, что в этом плане больших натяжек и не будет, так как в процессе работы ученик всегда может спросить учителя, как лучше написать, какое слово больше подходит и т.д. Ведь оценка не самоцель, а задача учителя - сначала научить писать, а затем уже оценивать. Вот здесь принципиальная разница между нашей установкой и школьной практикой: учитель за работу, не соответствующую критериям оценок за сочинения и изложения, ставит неудовлетворительную оценку, тем самым перечеркивая все старания ребенка и закрепляя в нем неуверенность в своих умениях. Подчеркиваем, главное - это предельно внимательное и доброжелательное отношение учителя к ученикам. Нужно уметь находить "изюминки" в работах учеников и обыгрывать их так, чтобы ребенок начал верить в свои способности, а может даже - одаренность. Главный путь к успеху - вера ученика в свои силы, в свои возможности. Без этого творчества нет, а есть работа по необходимости, которая никогда, на наш взгляд, не будет оригинальной и интересной.

Учит не только учитель, но и ученики - друг друга: очень часто используются коллективные формы работы, работы в парах: во время работы над ошибками, при редактировании текста и т.д., когда ребята могут посоветоваться друг с другом, подсказать один другому. Сложные вопросы выносятся на обсуждение всего класса. Учитель подключается в том случае, если ребята не смогли сами найти правильное решение. Часто проводятся взаимопроверки, сочинения-отзывы, рецензирование работ одноклассников.

У школьников нужно воспитывать терпимое отношение к товарищам, желание помочь. Не должно быть насмешек, критики, задевающей самолюбие. Приучаем детей сначала находить положительное в работе товарища, только потом говорить о недостатках, причем оценивающий должен посоветовать, как исправить недочеты, как он сам бы поступил в данном случае. Все творческие письменные работы обязательно анализируются и обсуждаются в классе, редактируются или на уроке, или дома. Учащиеся пишут аннотации и рецензии как на свои, так и на работы одноклассников.

Специфика педагогического процесса формирования текстовой компетенции заключается в том, что учащиеся за годы обучения в школе должны попробовать написать все без исключения виды письменных работ, указанных в программах по русскому языку; задания усложняются постепенно по мере усвоения более простого; текстовые умения формируются последовательно, например, сначала учащиеся пишут подробное изложение, а затем сжатое, но не наоборот; отдается предпочтение проблемным вопросам и заданиям, требующим рассуждения и обоснования ответа, типа: "Чья позиция (Д. Писарева или Н. Добролюбова) в оценке образа Катерины Кабановой вам ближе? Почему?", "Прав ли Лука, герой пьесы М. Горького "На дне"? Докажите свою точку зрения." Систематически проводятся уроки комплексного анализа текста, позволяющие в относительно короткое время повторить большой материал из курса русского языка и литературы и одновременно закрепить множество общеучебных текстовых умений.

Большое значение мы придаем мотивации: ученик должен осознанно стремиться производить текстовые действия как можно лучше, понимая, что этим он приобретает важные умения, необходимые во всей последующей жизни.

Для формирования текстовой компетенции целесообразна практическая работа в малых группах. На уроках-практикумах класс делится на две группы. Работа ведется с 8-10 учениками, как на уроках иностранного языка. Творческая работа требует индивидуального подхода: с каждым учеником нужно обсудить его замыслы, помочь их реализовать, посоветовать, как лучше отредактировать написанный текст. Класс, состоящий из 30-40 человек, исключает такую возможность.

Далее применяется детально продуманная система формирования текстовой компетенции, в которой не должен быть упущен ни один вид и жанр письменной работы, включенный в школьную программу (отзывы, аннотации, интервью и т.д.). Реализации этой системы в значительной мере способствует практический курс "Основы текстовой деятельности" по созданной нами программе.

Следующее желательное условие - компьютерная поддержка процесса формирования текстовой компетенции. "…У школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку" (Б. Хантер). Сегодня компьютер может выступать в роли многофункционального помощника учителя, быть методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

Широки возможности компьютера при формировании текстовой компетенции: он позволяет интенсифицировать учебный процесс, увеличить объем текстовых операций за счет сокращения затрат времени на другие виды работ, как, например, различные виды списывания.

Благодаря сочетанию традиционного и компьютерного методов, ученики попадают в ситуацию, требующую внимательности, активности, действия.

Компьютерные программы предполагают анализ текста, выбор языковых средств, конструирование высказывания, выполнение традиционных видов упражнений, в том числе на зрительное восприятие и редактирование текстов.

Программы обработки текстов облегчают процессы редактирования (добавление, удаление и перемещение слов, предложений и абзацев) изложений, сочинений, докладов и т.п., поскольку не приходится переписывать весь подготовленный текст заново, в результате чего сэкономленное время можно использовать более плодотворно, например, для устранения ошибок или улучшения стиля изложения. Можно организовать и редактирование содержания сочинения, подготовленного товарищем ("работа редактора с автором").

Также способствует формированию текстовой компетенции (особенно на начальном этапе) и подчеркивание компьютером речевых недочетов, что позволяет их заметить и исправить. Применение разных цветов для выделения различных типов ошибок помогает их дифференцировать. Немаловажен и тот факт, что компьютер может осуществлять обратную связь: отвечать на вопросы, подсказывать, контролировать, оценивать ответы, что делает процесс обучения и интереснее, и эффективнее. Опыт самоконтроля и самооценки может пригодиться ученику не только в учебной деятельности, но и в любой другой.

Работа по формированию текстовых умений, в первую очередь текстообразующих, требует дифференцированного подхода с учетом индивидуальных возможностей и способностей, что достаточно сложно осуществить на обычном уроке и вполне возможно на компьютерном, когда персональные компьютеры на время становятся "учителями", предоставляя учащимся определенные задания и обеспечивая их контроль.

Важно также, что на компьютерном уроке у детей практически отсутствуют отрицательные эмоции: ЭВМ снимает психологический дискомфорт (боязнь низкой оценки, насмешки товарищей, повышенный тон учителя). Большое значение имеет и отбор дидактического материала (в частности текстов), к которому нужно подходить внимательно: необходимо, чтобы он имел воспитательный характер; отражал какую-либо проблемную ситуацию или содержал проблемный вопрос, наводящий на размышление; чтобы он был образцом художественной речи (например, "Два деревца" А.Куприна).

Такой текст можно использовать для комплексного анализа текста; для изложения (подробного, выборочного, сжатого, с элементами сочинения); на его основе можно написать сочинение-рассуждение, провести беседу, диспут по вопросам (Какова основная мысль этого текста? Какой смысл, по вашему мнению, вложил в него автор? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте ваш ответ и т.п.).

Еще одним из критериев отбора текстов в качестве дидактического материала является их способность к эмоциональному и нравственному воздействию на учащихся, которое может обеспечить полноценность образовательно-воспитательного процесса с точки зрения развития личности. Очевидно, следует ориентироваться прежде всего на такие источники, как фольклор, древнерусская литература, лучшие произведения мастеров русского слова - А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, И.А. Гончарова, Н.С. Лескова, С.Т. Аксакова и др. Приобщение школьников к русским национальным традициям, мудрости народа, запечатленной в сказках, пословицах и поговорках, в жанрах баллады, притчи, в таких произведениях школьной программы, как "Барышня-крестьянка", "Капитанская дочка" А.С. Пушкина, "Бородино" М.Ю. Лермонтова и др., должно происходить не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка, риторики, истории.

Для организации восприятия и воспроизведения текста используются высокохудожественные тексты разных жанров, на базе которых проводятся устные и письменные формы работ: различные виды пересказа, изложения, анализа. Для формирования умений создавать собственный текст учащимся предлагаются задания написать тексты разных жанров, типов и стилей речи. Большое внимание уделяется умению совершенствовать текст, способам и приемам его редактирования, нахождению и исправлению текстовых ошибок самими учащимися как на специальных уроках работы над ошибками, так и в процессе изучения и повторения программных тем. Для развития подобных умений применяются специальные упражнения, ориентированные на предупреждение и исправление текстовых ошибок.

При реализации данной педагогической технологии необходимо учитывать интегративный характер текстовой компетенции: закрепление текстовых знаний и умений будет происходить и на уроках других предметов, поэтому скоординированность действий всех учителей в этом плане ускорит процесс формирования текстовых умений.

Немаловажная роль в решении проблемы формирования текстовой компетенции принадлежит школьному методическому объединению учителей русского языка и литературы, призванному выполнять организующую и координирующую роль в выполнении единого речевого режима, в соблюдении преемственности между начальной и средней школой в плане обучения школьников оптимальным текстовым действиям. Также необходима координация и межпредметное согласование содержания гуманитарных предметов в текстовом аспекте через специально организованную работу школьных методических объединений.

Результаты проведенного на базе педагогической гимназии эксперимента подтверждают, что при правильном проектировании и должной реализации педагогической технологии формирования текстовой компетенции даже за один учебный год можно наверстать многие упущения предыдущих лет учебы.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.