РУБРИКИ

Особенности самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Особенности самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста

Несмотря на то, что в настоящее время в западной культуре отношения мужчин и женщин в семье стали более равноправными, во многих случаях в худшем положении оказывается жена, особенно если она работает. Большому числу работающих и имеющих малолетних детей женщин (по данным М. Е. Баскаковой - около 30 %) не удается достичь равновесия между семьей и профессиональной деятельностью. Эти женщины постоянно находятся в конфликтной ситуации, разрываясь между домом и работой. У работающих женщин часто возникает особая разновидность психической напряженности, получившей название "синдрома деловой женщины", который в большей степени выражен у матерей-одиночек и заключается в чувстве вины.

1.7 Женщина и карьера

 

 Одна из лучших книг, которая попала мне в руки во время поиска обоснованной информации по проблеме, написана двумя женщинами, которые были удостоены ученой степени Гарвардской школы бизнеса. Это д-р Маргарет Хеннинг и д-р Анн Жардэн.

 Вкратце о некоторых результатах их исследований [14, с.312].

·                   Женщины очень поздно решаются делать карьеру. Часто только через десять лет работы на фирме они решаются занять более высокое положение, но для запланированной карьеры это слишком поздно!

·                   Большинство женщин слишком пассивно. Вместо того, чтобы что-то предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.

·                   Женщины считают, что решающим фактором профессионального успеха является их самореализация. В результате такой "эгоцентричности" они перестают интересоваться более существенными вещами в своем окружении, такими, скажем, как система отношений и информационных каналов на предприятии, возникающих на неофициальном уровне. Они не признают и не воспринимают каких-либо взаимных лояльных отношений, зависимостей отношений типа "ты - мне, я - тебе", взаимной полезности, протекций, возникающих между сотрудниками и всегда учитываемых в известной степени в своей деятельности мужчинами.

·                   Женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется "здесь и сейчас", а карьера является исключительно личной целью, о результатах достижения которой может судить только сама женщина.

·                   Элемент времени отсутствует в рассуждениях у женщин. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта проблема будет иметь для них в будущем.

·                    Как правило, девочки не приобретают опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис. Большинство девушек никогда не узнает, что означает "командный дух", они не учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе, несмотря на то, что отдельные члены группы не вызывают симпатии.

·                   Женщины оценивают риск как принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность, боль. По возможности они избегают риска.

·                   Женщины склонны в противоположность мужчинам в своем ролевом поведении чаще всего придерживаться взгляда: "Я именно такая, какая есть, нравится это другим или нет!"

Авторы упомянутой книги Хеннинг и Жардэн взяли интервью у 25 преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм. Их прежде всего интересовал вопрос: почему эти женщины смогли сделать карьеру? Я попробую сейчас кратко передать важнейшие результаты единственного в своем роде исследования.

1. Из 25 руководительниц 20 были единственным или старшим в семье ребенком; другие пять попали в положение родившихся первым ребенком в детстве в результате сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер).

2. Все 25 опрошенных имели хорошие отношения со своими отцами и вместе с ними принимали участие в необычно широкой традиционно мужской сфере деятельности, причем начиная с самого раннего возраста.

3. Все опрошенные родились в "стремящихся вверх" семьях среднего сословия. Отцы 22 из 25 же занимали руководящие должности в экономике, трое остальных были директорами колледжей.

4. Решающее значение имело, очевидно, то, что в семьях было особое отношение к этим детям, как к первенцам. А ощущение этого положения глубоко запечатлевается в детской душе. 25 женщин вспомнили о том, что имели счастливое детство и что в их глазах родители играли особую роль.

5. Отцы и дочери разделяли интересы, которые, как считается, традиционно больше присущи отцам и сыновьям: физические нагрузки, спортивные состязания, агрессивные стремления к успеху, готовность к конкуренции и твердая установка на победу.

6. Эти преуспевающие женщины очень рано научились у своих отцов трезво оценивать степень риска, т.е. сознательно взвешивать свои шансы на успех или проигрыш. Этим все опрошенные женщины существенно отличались от подавляющего большинства женщин, для которых риск означает потери, и поэтому они стремятся избегать их.

7. Все 25 женщин во время учёбы в школе были лучшими ученицами и вожаками.

8. Основополагающими предпосылками любого успеха являются стремление к нему, ориентация на удачи. Этими качествами обладали все 25 женщин, то было результатом их воспитания (в первую очередь со стороны отца). Все опрошенные придерживались мнения, что затраченные на это усилия были не напрасны, так как они приобрели уважение и признание своих родителей.

9. Все участницы опроса учились в колледже с большим прилежанием. Некоторые из них окончили колледж с высокими оценками.

10. Эти женщины придерживались мнения, что развитие хороших деловых отношений с мужчинами зависит от того, насколько им удастся "стереть" половые различия и от того, чтобы их общение концентрировалось на выполняемых функциях или задачах. Это означает, что они стремились приуменьшить тот факт, что они были женщинами, и использовали компетенцию как важнейший элемент самоутверждения.

11. Они придавали большое значение тому, чтобы не вступать в интимные отношения с мужчинами, работающими на этой же фирме, или с теми, с которыми они поддерживали деловые отношения.

В книге также рассматриваются две группы работающих женщин.

В первую группу входят женщины, которые независимо от своего желания или способностей не сделали никакой карьеры. Большинство из них в возрасте 25-30 лет вышли замуж, однако продолжали работать. Это те женщины, которые строго разделяют свою профессию и личную жизнь. О них мы уже упоминали. Все это означает, что они живут сверхнапряженной двойной жизнью: на работе они не хотят допустить плохих слов о себе и работают потому иногда до изнеможения. Дома же они должны заботиться о детях и обслуживать супруга. Так как подобную длительную нагрузку выдерживает не каждая женщина, но приходит время, когда она начинает сдавать как дома, так и на работе.

Женщины второй группы сделали карьеру. Через десять лет работы достигли должности руководителей отделов, их уважают. Коллеги мужчины говорят о них с восхищением: "Они такие толковые, как мужчины!" И именно здесь зарыта собака. Все эти женщины вели себя как мужчины и отрицали (даже перед самими собой) свое женское начало. Они были несколько холодны, строго одевались и некоторые из них воспринимали даже как обиду, если мужчина делал им на работе комплименты, замечая, как хорошо она выглядит. От таких "нарушителей правил игры" старались держаться подальше!

Все женщины, опрошенные Хеннинг и Жардэн, в возрасте около 45 лет сделали для себя шокирующее открытие: неожиданно им стало ясно, что как женщины они все прозевали в жизни. У них нет ни мужа, ни детей, ни семейной жизни и вообще их жизнь - это жизнь без эмоциональных всплесков, жизнь "бесполой рабочей пчелы". Так ли должно было быть? В этом ли заключается смысл жизни?

Все 25 женщин, участниц исследования, к этому переживанию отнеслись одинаково: они установили себе мораторий на карьеру, стали не такими активными в работе и впервые в течение почти одного года размышляли о своей жизни. Этот мыслительный процесс привел их к одинаковому результату: они решили впредь "быть женщинами" и вести себя соответствующим образом. Они - впервые в своей жизни! - признали себя женщинами и радикальным образом перестроились. 15 из 25 опрошенных вышли замуж, чаще всего за мужчин, которые были по меньшей мере на 10 лет старше их. И все это для тот, чтобы хоть и с опозданием, но все же пожить семейной жизнью. Остальные 10 участниц исследования остались в одиночестве. Однако все 25 опрошенных стали посещать салоны красоты, использовать косметику, модно и подчеркнуто женственно одеваться. Благодаря этому улучшились их коммуникационные способности, они начали больше нравиться своему окружению. И все мужчины из их профессиональной среды с уверенностью заявили: "Такими вы нам нравитесь больше!"

При подведении итогов всего выше сказанного хотелось бы отметить, что исследование, проведенное американскими психологами, не всегда подтверждается при диагностике выборки белорусских женщин. Таким образом, это обуславливает актуальность изучения данной темы на группе белорусских женщин.


2. Исследование особенностей женской личности в различных аспектах деятельности


2.1 Описание используемых методик при исследовании проблемы

Нами было проведено экспериментальное исследование по изучению особенностей самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста. Объектом исследования являлась личность женщины. Предметом исследования выступало самосознание незамужних женщин 30-летнего возраста.

Методики исследования:

-                     Опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО).

-                     Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева.

-                     Тест "Семья или карьера?" по И. Г. Леонову.

Характеристика эмпирической выборки. В исследовании приняли участие 20 женщин г. Пинска в возрасте 29-30 лет, с высшим образованием, не состоящих в браке и не имеющих детей.


Методика 1

 

Название: Опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО), адаптация Л.Н. Собчик

Цель: Изучение когнитивного компонента самосознания.

Описание методики: Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, автор которой является последователем идей Салливэна. Теоретический подход Г. С. Салливэна к пониманию личности базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для данного индивида окружающих лиц, под влиянием которых происходит его персонификация, то есть формирующая личность идентификация со «значимыми другими». В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в определенном стиле межличностного поведения.

Процедура проведения опроса: Опросник содержит 128 лаконичных характеристик, по которым испытуемый сперва оценивает свое актуальное «Я» на момент обследования. Каждая из этих характеристик имеет свой порядковый номер.

Стимульный материал: опросник, бланк ответа, ключ, с помощью которого выделяются блоки (см. Приложение 1).

Инструкция: “Перед вами опросник, содержащий различные характеристики.

Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе.

Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек?

Обработка результатов: После того как испытуемый оценит себя и заполнит сетку регистрационного листа, подсчитываются баллы по 8-ми вариантам межличностного взаимодействия.

Для этого используется ключ, с помощью которого выделяются блоки по 16 номеров в каждом, формирующие 8 октантов. Количество зачеркнутых испытуемыми номеров в каждом блоке вносится в сводную таблицу количественных результатов соответственно каждому октанту, отражающему тот или иной вариант стиля межличностного поведения (см. Приложение 2).

Методика 2

Название: Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева

Цель: Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания.

Описание методики: Многомерный опросник исследования самоотношения создан Р.С.Пантелеевым (1989), содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам.

Процедура проведения опроса: Испытуемому предъявляется тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевает градации ответов: "согласен", "не согласен", которые фиксируются испытуемыми в соответствующих позициях бланка.

Стимульный материал: опросник, бланк ответа, ключ, с помощью которого выделяются блоки (см. Приложение 3).

Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях Ваш его характера, привычках, интересах и т.п. На эти вопросы не может быть "правильных" или "неправильных" ответов т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и правильные ответы.

На бланке ответов рядом с каждым номером утверждения расположены две пустых клетки. Если утверждение верно по отношению к Вам, поставьте "птичку" в левую клетку, если неверно - в правую. Не задумывайтесь над ответом. Обработка результатов: Значения подсчитываются по 9-ти шкалам с помощью специального ключа-трафарета, накладываемого на бланк. Трафарет конструируется в соответствии с ключом теста (см. Приложение 3). Подсчитанные совпадающие ответы вносятся в колонку результатов "балл" (таблица 1). Полученные "сырые" баллы по специальной шкале (таблица 2) переводятся в стандартные оценки "стены" и заносятся в процентном соотношении в колонки сводной таблицы результатов проведения методики (см. Приложение 4).

Методика 3

Название: Тест "Семья или карьера?" по И. Г. Леонову

Цель: выявление направленности женщин на семью или карьеру.

Описание методики: Методика состоит из трех частей, каждая из которых направлена на выявление определенных стремлений личности.

Часть I определяет потенциал честолюбия личности в целом. Части II и III показывают направленность личности на определенную сферу жизнедеятельности.

Стимульный материал: опросники, бланк ответа, ключ (см. Приложение 5).

Инструкция: Часть I: Из трех вариантов ответа выберите тот, который вам больше всего подходит, и на бланке против выбранной вами буквы поставьте «птичку» под номером вопроса. Часть II и III: Согласны ли вы со следующими утверждениями? Отвечайте: "да", "нет" или "отчасти да".

Обработка результатов: Значения подсчитываются отдельно по каждой части методики.

Отдельно анализируется сначала каждая часть опросника. Затем, к сумме баллов первой части прибавляются баллы той оставшейся части, которая больше (вторая или третья).

Исходя из данной суммы баллов определяется направленность личности, ее умение видеть и достигать поставленные цели.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

2.2.1 Интерпретация полученных данных по опроснику Т. Лири “Диагностика межличностных отношений”

Властный - лидирующий. Ответы 70% женщин отражают уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. 30% — нетерпимость к критике, переоценку собственных возможностей.

Независимый - доминирующий. Выявляет стиль межличностных отношений как самодовольного с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими (60% опрошенных), с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе — 40 % женщин.

Прямолинейный - агрессивный. Прямолинейность, настойчивость в достижении цели (85 %) и чрезмерное упорство, недружелюбие и вспыльчивость (15 %).

Недоверчивый - скептический. Для этого стиля межличностного поведения характерны реалистичность базы суждений и поступков – 30 %, скептицизм и неконформность, склонность к недоверчивому модусу отношения к окружающим – 55 %, с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством другими и подозрительностью (15%).

Покорный – застенчивый. Для всех женщин (100 %) абсолютно не характерна скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности.

Зависимый - послушный. 70% испытуемых абсолютно не зависимы от мнения и поддержки со стороны окружающих, они не только крайне самостоятельны, но можно даже сказать, пассивны к признанию их действий из вне.30% женщин указывают на потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании.

Сотрудничающий - конвенциальный. 20% женщин не проявляют стремления к тесному сотрудничеству в коллективе, их отношения с окружающими более формальны и холодны. 50% результатов выявляет стиль межличностных отношений, свойственный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. У 30 % опрошенных женщин проявляется компромиссное поведение, несдержанность в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.

Ответственный - великодушный. 50 % женщин не видят своей самоцелью помощь окружающим, они более эгоистичны и менее других чувствуют ответственность за происходящее вокруг них. Выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности обладают 30 % женщин. И лишь 20 % опрошенных свидетельствуют о мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок и подчеркнутом альтруизме.


2.2.2 Интерпретация полученных данных по методике исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева

Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) - 50 % показателей говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности испытуемых женщин, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.50 % - говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала 2 «самоуверенность». Положительный полюс шкалы наблюдается у 70 % опрошенных, что соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности. У 30 % показатели по шкале соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение.

Шкала 3 «саморуководство». 80 % испытуемых указывают на то, что они отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. 20 % показателей свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.

Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение). Высокие значения шкалы у 70 % опрошенных соответствуют представлению о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, с низкими значениями у 30 % женщин связано ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.

Шкала 5 - «самоценность» - ответы 90 % женщин отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. И лишь ответы 10 % незамужних женщин говорят о сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 - «самопринятие» - уровень ответов 70 % женщин соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самой собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. У 30 % наблюдается недостаточное самопринятие, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни.

Шкала 7 - «самопривязанность» - высокие значения шкалы, наблюдаемые у 60 % опрошенных незамужних женщин, говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа - один из защитных механизмов самосознания. 40 % испытуемых указывают на желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой. Шкала 8 - «внутренняя конфликтность» - 40 % результатов свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Результаты опроса у 50 % незамужних женщин говорят о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. И лишь ответы 10% женщин свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

Шкала 9 - «самообвинение» - 40% результатов опрошенных говорят о самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам наблюдаются у 10 % незамужних женщин и являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

2.2.3 Интерпретация полученных результатов теста по И. Г. Леонову «Семья или карьера?»

70 % опрошенных незамужних женщин стремится к власти, должностям и карьере высокого полета. Из них 60% готовы отложить еще на некоторое время замужество, чтобы целенаправленно строить карьеру. 20 % респондентов указывают на стремление обеспеченной жизни с партнером, который будет хозяином и на работе, и дома.

Еще 20 % опрошенных не отрицают, что ради своего избранника спокойно откажутся от карьеры, чтобы посвятить себя ему.

Важно отметить, что 50 % женщин не позволят никому и ничему отвлечь себя от гонки за успехом. Их отличает серьезность и стремление к самому лучшему. У 70 % опрошенных есть четкая цель, но главное, есть твердое представление о приоритетах.

Таким образом, можно сказать, что проведение данных методик позволило нам глубже и более обоснованно изучить особенности самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста, определить направленность их личностей, выявить индивидуальные стили межличностного общения и самоотношения. Методики также позволили выявить стремления женщин и предпочтения определенных приоритетов в процессе общения и жизнедеятельности


2.3 Выводы по экспериментальной части исследования

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

Для большинства незамужних женщин 30 летнего характерны реалистичность базы суждений и поступков, с выраженной склонностью к критицизму. Они абсолютно не зависимы от мнения и поддержки со стороны окружающих, они не только крайне самостоятельны, но можно даже сказать, пассивны к признанию их действий из вне.

 Данная социальная категория более эгоистична, они менее других чувствуют ответственность за происходящее вокруг них.

Показатели исследований говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности испытуемых женщин, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость.

Высокие показатели у опрошенных соответствуют высокому самомнению, самоуверенности, говорят об отсутствии внутренней напряженности личности.

Они отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Высокие значения шкал у опрошенных соответствуют представлению о том, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание.

Большинство испытуемых женщин отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других.. Уровень ответов большинства женщин соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самой собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Можно также отметить присутствие важного аспекта в исследуемых личностях – женщина 30 лет в большинстве случаев стремится к власти, должностям и карьере высокого полета. Они готовы отложить еще на некоторое время замужество, чтобы целенаправленно строить карьеру.

Использованные методики позволили всесторонне изучить личность незамужней женщины 30 лет, ее желания и стремления. Средние показатели результатов в процентном соотношении по каждому исследуемому параметру представлены в таблице (см. Приложение 6).

Таким образом, можно утверждать, что поставленная гипотеза полностью подтвердилась, и данное изучаемое явление имеет место в современном обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты теоретического изучения проблемы и итоги эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.

Самосознание - это отделение своего истинного, природного "Я" от искусственного, законами и традициями навязанного "Я"; поэтому первый шаг к самосознанию заключается в возможном освобождении нашей мысли от влияния авторитетов, догматов, традиций, предрассудков, общественного мнения и т.д.

Для человека не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации.

Если эмансипацию понимать, как попытку обоих полов освободиться от анахронических ролевых образов, то это означает не только терпимое отношение к противоположному полу, но и оказание помощи другому в освобождении от той роли, которая не отвечает его потребностям и принижает чувство собственного достоинства.

 Что для этого нужно делать?

- Прежде всего, способствовать возникновению у них чувства самоуважения.

- Помочь стать экономически независимыми.

- Предоставить им исключительное право принимать решение - иметь детей или нет.

- Способствовать взаимоуважению между сотрудниками различного пола.

Результаты теоретического изучения проблемы и итоги эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы.

После проведения исследования и обработки полученных данных по опроснику Т. Лири, направленному на диагностику межличностных отношений и изучение когнитивного компонента самосознания, нужно отметить, что большинство незамужних женщин 30-летнего возраста (их 70 %) уверенны в себе и обладают хорошими организаторскими способностями. Они абсолютно раскованны и естественны при общении с окружающим их миром. Большинство женщин настойчивы в достижении своих целей, из них у большей части ярко выражено чувство превосходства над окружающими. 70 % опрошенных отличаются большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию.

По результатам проведения методики Р. С. Пантелеева, направленной на исследование самоотношения, хотелось бы отметить следующие особенности.

Анализ результатов методической работы с незамужними женщинами 30-летнего возраста позволяет нам говорить о самоуверенности испытуемых, об отсутствии внутренней напряженности у женщин. Основная масса опрошенных женщин отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность, и считают, что их судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других отличает самосознание испытуемых нами женщин. Эмоциональное, безусловное принятие себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками очень свойственно для незамужних женщин 30-летнего возраста.

В данном исследовании достигнута поставленная цель – всесторонне изучена личность незамужней женщины, выявлены особенности ее самосознания.

Задачи исследования решены полностью:

-                     Проанализированы теоретико-методологические положения, освещающие изучаемую проблему.

-                     Выявлена структура самосознания личности женщин, состоящих в разных типах социальных отношений.

-                     Раскрыты особенности личности незамужних женщин.

-                     Проведено экспериментальное исследование особенностей самосознания незамужних женщин 30-летнего возраста.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило правильность выдвинутой гипотезы о том, что незамужним женщинам 30-летнего возраста характерно независимое от воздействия извне поведение, стремление руководствоваться собственной шкалой ценностей без враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Они более способны воспринимать себя такими, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, уважать себя. Способны к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению. В жизни таких женщин есть четкая цель, но главное, есть твердое представление о приоритетах.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины//Вопросы психологии. - 1991. - №4

2.Аладьин А.А., Пергаменщик Л.А., Фурманов И.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе. Мн., 1992.

3.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.; Воронеж, 1996

4.Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики. // Социс. 1997. № 28.

5.Баландина Л. Л. Психологические особенности межличностных отношений и индивидуальные характеристики школьников из многодетных семей//Сб. научных трудов: Психологическое сопровождение личности в педагогическим процессе. Ч.2, - Курган, 2002

6.Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. - Мн.,2000.

7.Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.

8.Зиммель Г. Конфликт современной культуры// Избранное. Т.1: Философия культуры. - М., 1996

9.Левин К., Дембо Т., Фестингер Л., Сирс П. Уровень притязаний//Психология личности. - М., 1982

10.Лефевр В. А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. - М., 1991.

11.Лобанов А.П., Коптева С.И., Стародынова С.М. Познание и самопознание личности: теория, практика, диагностика: Методическое пособие. Витебск, 1997.

12.Микулина О. Ю. Стереотипы межличностного взаимодействия в ситуации семейного конфликта. - М., 2002.

13.Мясищев В. Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М: Воронеж, 1995

14.Поленина С.В. Положение женщины в обществе и семье // Женщины в современном мире.- М., 1989.

15.Психологические тесты в 2 т./ред. А.А. Карелин; - М.: 2003. Т.2.

16.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр "Академия", 2004.

17.Рамих Р. А. Материнство как социокультурный феномен. - Ростов-на - Дону, 1997

18. Силласте Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России. // Социс. 1994. № 3.

19.Силласте Г. Г., Кожамжарова Г. Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа. // Социс. 1997. № 31.

20.Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб., 2002.

21.Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при анамалиях личности. - М., 1989.

22.Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - СПб: 2001.

23.Хасан Б. И., Бреслав Г. М. Пол и образование. Конфликты половозрастной идентификации. - Красноярск, 1996

24.Хорни К. Наши внутренние конфликты//Собр. соч. в 3 Т. - М., 1997

25.Хорни К. Самоанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. - СПб: Питер, 2002.


Приложение 1

КЛЮЧ К опросникУ т. лири “диагностика межличностных отношений”

№ октанта

№ вопроса

Интерпретация

I октант

1 – 4, 33 – 36, 65 - 68, 97 – 100

Властный-лидирующий

II октант

5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104

Независимый-доминирующий

III октант

9 –12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108

Прямолинейный-агрессивный

IV октант

13 – 16, 45 –48, 77 – 80, 109 – 112

Недоверчивый-скептический

V октант

17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 –116

Покорный-застенчивый

VI октант

21 – 24, 53 –56, 85 –88, 117 –120

Зависимый-послушный

VII октант

25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124

Сотрудничающий-конвенциальный

VIII октант

29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128

Ответственный-великодушный

 


Приложение 2


Сводная таблица результатов опросника Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО)

(в процентном соотношении)

№ октанта

Ф.И.О. испытуемых

Василюк Л.Н.

Данилович А.В.

Завадская Р.Д.

Красова Н.В.

Лимончук С.Ф.

Лебедева Р.Л.

Миронович И.А.

Наумчик Г.В.

Овсяник М.И.

Обод А.Д.

Поддубная Д. Н.

Полховская Т.Н.

Рамульт С. С.

Салькаева Т.Р.

Середич С.О.

Селюжицкая М. А.

Тимощук Н.Т.

Федорович А.Н.

Хомич Л.Б.

Якимчук Л.М.

Количество баллов

I

17

19

4

10

12

17

21

14

14

17

10

17

19

12

24

17

6

10

4

26

II

19

19

19

26

10

14

12

10

10

17

30

10

10

19

19

17

12

17

14

17

III

26

12

21

19

10

17

21

17

6

6

4

21

10

22

6

10

6

19

10

12

IV

26

12

21

17

19

14

10

19

11

14

19

10

19

6

14

12

19

10

19

9

V

6

10

6

4

14

6

26

2

21

10

6

6

17

17

19

14

4

21

2

10

VI

1

21

21

10

6

17

6

10

17

19

17

14

10

6

10

24

6

4

10

19

VII

1

6

6

4

11

9

6

24

12

21

10

14

17

19

4

10

32

6

4

10

VIII

2

1

2

10

18

6

17

2

21

26

2

19

6

17

14

6

6

19

17

9

Приложение 3


Ключ к методике исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева

Таблица 1

Шкала

Интерпретация

Номер пункта опросника

1

Открытость

"+": 1,3,9,53,56,65.

«-»: 21,48,62,86,98.

2

Самоуверенность

"+": 7,24,30,35,36,51,52,58,61,73,82.

«-»: 20,80,103.

3

Саморуководство

«+»: 43,44,45,74,76,84,90,105,106,108,110.

«-»: 109.

4

Зеркальное Я

"+": 2,5,29,41,50,102.

«-»:13,18,34,85.

5

Самоценность

"+": 8,16,39,54,57,68,70,75,100.

«-»: 15,26,31,46,83

6

Самопринятие

" + ": 10,12,17,28,40,49,63,72,77,79,88,97

7

Самопривязанность

"+": 6,32,33,55,89,93,101,104.

«-»: 96, 107.

8

Конфликтность

«+»: 4,11,22,23,27,38,47,59,64, 69,81,91,94,99

9

Самообвинение

«+»: 14,19,25,37,60,66,71,78,87,92

 
Таблица 2 Перевод «сырых» баллов в стены

Шкалы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

0

0

1

2-3

4-5

6-7

8

9

10

11

2

0-1

2

3-4

5-6

7-9

10

11-12

13

13

14

3

1-1

2

3

4-5

6

7

8

9-10

11

12

4

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

5

0-1

2

3

4-5

6-7

8

9-10

11

12

13-14

6

0-1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

12

7

0

1

2

3

4-5

6

7-8

9

10

11

8

0

0

1-2

3-4

5-7

8-10

11-12

13

14

15

9

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

10

Приложение 4

Сводная таблица результатов проведения

методики исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева (в процентном соотношении)

№ шкалы

Ф.И.О. испытуемых

Василюк Л.Н.

Данилович А.В.

Завадская Р.Д.

Красова Н.В.

Лимончук С.Ф.

Лебедева Р.Л.

Миронович И.А.

Наумчик Г.В.

Овсяник М.И.

Обод А.Д.

Поддубная Д. Н.

Полховская Т.Н.

Рамульт С. С.

Салькаева Т.Р.

Середич С.О.

Селюжицкая М. А.

Тимощук Н.Т.

Федорович А.Н.

Хомич Л.Б.

Якимчук Л.М.

Колонки полученных стен в процентном соотношении

I

8

10

12

16

16

12

10

10

12

12

16

10

12

12

12

16

16

16

9

16

II

6

4

12

10

12

10

8

12

8

9

10

12

16

7

16

12

9

16

10

12

III

16

16

12

8

16

4

7

16

6

16

9

10

9

16

16

5

10

12

12

10

IV

14

12

6

14

16

12

16

12

16

12

6

14

9

12

12

16

16

12

9

10

V

10

12

16

16

14

6

10

16

9

16

16

10

12

16

7

16

8

9

12

16

VI

4

10

16

10

16

16

9

14

12

16

16

7

10

16

16

4

10

16

10

9

VII

12

12

2

14

7

10

12

9

10

16

7

12

16

10

3

8

9

8

12

12

VIII

14

14

6

9

9

10

16

14

8

12

16

12

12

10

8

12

10

14

10

9

IX

16

10

10

7

16

14

16

9

10

16

4

16

16

6

9

10

16

16

8

10

Приложение 5


Ключ к тесту "Семья или карьера?" по И. Г. Леонову

Часть I

Вариант ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Количество баллов

А

3

5

1

5

5

5

1

5

1

3

1

Б

1

1

3

1

3

3

5

3

5

1

3

В

5

3

5

3

1

1

3

1

3

5

5


12 - по 5 очков за каждый отмеченный пункт а-д; 10 - за пункт е-к.


Часть II

Вариант ответа

Да

Нет

Отчасти да

№ вопроса

Количество баллов

1

5

1

3

2

5

1

3

3

1

5

3

4

5

1

3

5

1

5

3

6

1

5

3

7

1

5

3

8

5

1

3

9

1

5

3

10

1

5

3

11

5

1

3

12

5

1

3


Часть III

Вариант ответа

Да

Нет

Отчасти да

№ вопроса

Количество баллов

1

5

1

3

2

5

1

3

3

5

1

3

4

1

5

3

5

5

1

3

6

5

1

3

7

5

1

3

8

5

1

3

9

1

5

3

10

1

5

3

11

5

1

3

12

5

1

3


Приложение 6

Таблица средних показателей по исследуемым качествам личности (в процентном отношении)

Исследуемые качества

Средние

показатели в

% соотношении

Властный-лидирующий

60

Независимый-доминирующий

80

Прямолинейный-агрессивный

50

Недоверчивый-скептический

40

Покорный-застенчивый

20

Зависимый-послушный

20

Сотрудничающий-конвенциальный

40

Ответственный-великодушный

30

Открытость

50

Самоуверенность

70

Саморуководство

80

Зеркальное Я

70

Самоценность

60

Самопринятие

80

Самопривязанность

70

Конфликтность

50

Самообвинение

30



Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.