РУБРИКИ |
Особенности социализации подростков в различных типах семей |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности социализации подростков в различных типах семейОсобенности социализации подростков в различных типах семейУважаемые председатель и члены государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию представляется дипломная работа на тему: «Особенности социализации подростков в различных типах семей». В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей и по этому проблема влияния семьи на процесс становления личности в подростковом и юношеском возрасте носит актуальный характер. В данной работе рассмотрены не конкретные модели родительского поведения и ценности в процессе воспитания, а тип семьи как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макро изменений на развитие личности подростка. Исследования по данной теме проводились, в основном, в рамках социологии семьи и главное внимание уделялось неполным семьям. Поэтому в работе рассматриваются некоторые особенности социализации современного подростка в различных типах семей. Объект исследования: процесс социализации подростков. Предмет исследования: влияние типа семьи как фактора социализации подростков. Цель исследования: установление особенностей социализации подростка в различных типах семей. Задачи исследования: Гипотеза: Различные типы семей, выделенные по структурным и социальным признакам, обуславливают особенности социализации подростков. Теоретическая часть была посвящена изучению аспектов процесса
социализации и развития личности; феноменам, механизмам, структуре и
факторам. Рассмотрены западные и отечественные концепции социализации
личности. Изучением этого процесса на разных этапах развития общества
занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Далее была рассмотрена семья как важнейший социальный институт, ее
структура и роль в экономической и психологической социализации подростка. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности подростка, его социализации. В связи с этим тип семьи может выступать как фактор социальной среды, посредством которого осуществляется воздействие макроизменений на развитие личности подростка. Поэтому, мы считаем актуальным проведение эмпирического исследования по изучению особенностей социализации подростков в различных типах семей, выделенных на основании следующих критериев: 1. структурный признак (полные, неполные, сводные семьи; одно двухдетные, многодетные семьи); 2. социальный признак (семьи с различным уровнем материального благосостояния). Для реализации цели нашего исследования и проверки гипотезы нами было проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение влияния типа семьи на процесс становления личности в подростковом возрасте. Были поставлены задачи: 3. подбор адекватных возрасту испытуемых и цели исследования методов и методик исследования; 5. осуществление первичной и вторичной статистической обработки данных эксперимента; Основой для работы послужила диалектико-материалистическая концепция социализации М.В.Демина, Н.П.Дубинина, А.Ф.Полис, которые исследовали социализацию как целостный и универсальный процесс в единстве фило и онтогенеза. В данной работе были использованы следующие методы и методики: (Роттер) Исследование проводилось на базе школы №16 города Сочи в 2002-2003
учебном году в два этапа. На первом этапе в исследовании приняли участие В качестве показателей формирования личности подростков рассматривались характеристики, весьма условно разделенные на две группы: социальные и психологические. В первую группу включены: успеваемость в школе, ориентация на поступление в вуз, отношение к социально уязвимым категориям населения, во вторую: локус контроля. На первом и на втором этапе анализ проводился отдельно для девочек и для мальчиков с целью выявления гендерной специфики рассматриваемых закономерностей. Полученные данные можно объяснить и ухудшением воспитательных
возможностей большинства первобрачных семей, обусловленным воздействием
различного рода стрессогенных социальных факторов на личность родителей и
качество супружеских отношений, сверхзанятостью родителей, особенно отцов В то же время выявлен факт наличия неблагоприятных показателей у подростков из сводных семей - они хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, у девочек выявлен высокий уровень. Это может объясняться отсутствием институциональных норм, регулирующих как внутрисемейные отношения в повторных браках, так и взаимодействие с другими социальными институтами, причем следует учитывать, что отношения ребенок - небиологический родитель осложняются отсутствием генетических связей. В исследовании также выявлена связь между уровнем материальной
обеспеченности семьи и успеваемостью подростков и их ориентацией на
поступление в вуз, однако различий в значениях локуса контроля по данному
критерию не выявлено. Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная, неполная, сводная) и успеваемостью подростков. А именно, и мальчики и девочки, проживающие с отцом и матерью, намного лучше учатся, чем подростки, проживающие с отчимом или в неполной семье Выявлена зависимость между структурным составом семьи (полная, неполная, сводная) и желанием подростков поступить в высшее учебное заведение. Результаты исследования показывают, что более неблагоприятные показатели свойственны подросткам (как девочкам, так и мальчикам) из семей с отчимами (сводных): они хуже учатся в сравнении с подростками из первобрачных семей; при этом девочки в отличие от мальчиков реже ориентированы на поступление в вуз в сравнении с девочками из материнских семей. Выявлена зависимость значений локуса контроля от количества детей в семье. Сравнение подростков из трех типов семей, выделенных по критерию числа детей, выявило статистически значимые различия между подростками из малодетных и многодетных семей. Причем, мальчики из многодетных семей в среднем имеют более внешний локус контроля в сравнении с мальчиками из малодетных семей. Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и ориентацией на поступление в вуз. Результаты исследования показывают, что мальчики из обеспеченных семей в два раза чаще ориентированы на поступление в вуз, они же в среднем и лучше учатся в сравнении с «малообеспеченными». У девочек различия по этим характеристикам незначительны Выявлена зависимость между уровнем материального благосостояния семьи и отношением к «социально» незащищенным слоям общества. Мальчики из обеспеченных семей несколько чаще готовы помочь или сочувствуют инвалиду и старому беспомощному человеку, но в три раза реже - нищим. Среди девочек не выявлено различий в отношении к социально уязвимым категориям. Таким образом, в результате проведенного исследования была
подтверждена гипотеза о влиянии типа семьи на процесс социализации
подростков. Выделенные по разным основаниям типы семей неодинаково влияют
на развитие личности мальчиков и девочек, причем каждый из «особых» типов
семьи нуждается в дальнейшем изучении. Тот факт, что вопреки устоявшемуся
мнению в исследовании не обнаружено значимых отличий в личностных
особенностях подростков из материнских (неполных) семей, вероятно, в первую
очередь можно объяснить изменением социального «статуса» этого типа семей. Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает в сложных условиях экономической и политической нестабильности. |
|
© 2010 |
|