РУБРИКИ |
Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы- Помните, что – плохих ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение. - Читайте последовательно каждое из приведенных выше утверждений и решайте, верно оно по отношению к Вам или неверно. Описание шкал «МИС» Шкала 1 «внутренняя честность» (открытость) – включает пункты с такими аспектами образа Я, как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до осознания. Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на ее значимость. Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Шкала 2 «самоуверенность» – содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, ко юром у есть за что себя уважать. Высокие значения шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, говорит об отсутствии внутренней напряженности. Низкие значения соответствуют неудовлетворенности собой и своими возможностями, свидетельствуют о сомнениях в способности вызывать уважение. Шкала 3 «саморуководство» – отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам. Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчетливо переживает собственное " Я" как внутренний стержень, интегрирующий к организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Низкие баллы свидетельствуют о подвластности Я влиянием обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. Данная шкала по содержанию близка к психологической, которую в литературе принято обозначать как локус контроля. Шкала 4 «зеркальное Я» (отраженное самоотношение) – включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей. Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Низкие значения связаны с ожиданием противоположных чувств по отношению к себе от другого. Шкала 5 «самоценность» – отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира. Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потеря интереса к своему внутреннему миру. Шкала 6 «самопринятие». Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптацни. Шкала 7 «самопривязанность». Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелание меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания. Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой. Шкала 8 «внутренняя конфликтность». Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммунникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции. Умеренное повышение значений по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения. Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве. Шкала 9 «самообвинение». Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес, несмотря на высокую самооценку собственных качеств. Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер. При факторизации матриц интеркорреляций значений шкал определяются три независимых фактора: I. Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное Я (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. II . Аутосимпатия. В данный фактор вошли: самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему Я. III. Внутренняя неустроенность. Данный фактор содержит шкалы, фиксирующие внутреннюю конфликтность (8), самообвинение (9), и связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи. Показатель по каждой шкале подсчитывается суммированием совпадений ответов испытуемого с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл. 2) Методика «Агрессивность» Басса - Дарки Методика используется для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Методика позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью авторами методики понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых. Дифференцируя проявления агрессии и враждебности, авторы выделяют следующие 8 видов реакций: Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или не на кого не направленная. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм — оппозиционная манера поведения от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Опросник состоит из 75 утверждений. Ответы оцениваются по 8 шкалам. В результате выявляется индекс враждебности и индекс агрессивности. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности — 1, 3, 7 шкалы. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности — 7±3. Глава 3. Результаты исследования 1) Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева (Приложение 1) Сотрудники охранно - конвойной службы Исследование выявило в целом средние показатели по шкале 1 Открытость у сотрудников охранно - конвойной службы (5,7). У 28% сотрудников этот показатель низкий; у 44 % высокий; у 28 - средний. Показатели по шкале 2 "Самоуверенность" в целом средние - 5,68. Низкие показатели у 36 % ; у 44 % - средние; у 20 % показатели высокие. По шкале 3 "Саморуководство" показатели средние (6). У 20 % показатели низкие; у 40% средние;, у 40 % высокие. По шкале 4 "Зеркальное Я" показатели средние (5,84). Низкие показатели у 28 % сотрудников; средние - у 24%; у 48 % высокие. По шкале 5 "Самоценность" в среднем по группе показатели низкие (3,72). У 68 % сотрудников показатели низкие, у 32 % средние. По шкале 6 "Самопринятие" показатели низкие (4, 24). У 56 % показатели низкие, у 28% средние, у 16 % - высокие. По шкале 7 "Самопривязанность" показатели низкие (4,12). Низкие показатели у 52 % сотрудников, средние у 44 %, высокие у 4 %. По шкале 8 "Конфликтность" показатели высокие (6,68) У 56 % показатели высокие, у 24 % - средние, у 20 % - низкие. По шкале 9 "Самообвинение" показатели средние (4,6). У 20 % они низкие, у 72 % средние, у 8% высокие. Сводная шкала "Самоуважение" (показатели шкал 1,2,3,4) выражает оценку собственного Я испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению. В целом у сотрудников охранно - конвойной службы средние показатели по данной шкале (23,12). Среди сотрудников охранно - конвойной службы высокие показатели по данной шкале у 16% человек, средние - у 56%, низкие -у 28% Сводная шкала "Аутосимпатия" (шкалы 5,6,7) отражает эмоциональное отношение испытуемых к своему Я. Исследование выявило в целом средние показатели по шкале Аутосимпатия у сотрудников охранно - конвойной службы (12,16) Среди сотрудников охранно - конвойной службы высокие показатели по данной шкале у 4% , средние - у 88%, низкие -у 8% Сводная шкала "Внутренняя неустроенность" (шкалы8, 9) связана с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения. Исследование выявило в целом средние показатели по шкале Внутренняя неустроенность у сотрудников охранно - конвойной службы (10,12) . Среди сотрудников охранно - конвойной службы высокие показатели по данной шкале у 40 % человек, средние - у 32%, низкий -у 28 % Таким образом, у сотрудников охранно - конвойной службы в среднем низкие показатели по шкалам "Самопринятие", "Самоценность", Самопривязанность; средние показатели по шкалам Открытость,"Самоуверенность", "Саморуководство", "Зеркальное Я", Самообвинение; высокие показатели по шкале "Конфликтность". В целом у сотрудников охранно - конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности. Лица, не являющиеся сотрудниками охранно - конвойной службы Исследование выявило в целом средние показатели по шкале 1 Открытость у лиц, не являющихся сотрудниками охранно - конвойной службы (4,56). У 24% сотрудников этот показатель низкий; у 8% высокий; у 68% - средний. Показатели по шкале 2 "Самоуверенность" в целом средние - 5,24. Низкие показатели у 24 % ; у 76 % - средние. По шкале 3 "Саморуководство" показатели средние (5,76). У 36 % показатели низкие; у 44% средние; у 20 % высокие. По шкале 4 "Зеркальное Я" показатели средние (5,76). Низкие показатели у 20 % ; средние - у 60%; у 20 % высокие. По шкале 5 "Самоценность" в среднем по группе показатели высокие ( 7,92). У 34 % показатели средние, у 64 % высокие. По шкале 6 "Самопринятие" показатели высокие ( 8,84). У 8 % показатели средние, у 82% - высокие. По шкале 7 "Самопривязанность" показатели высокие (7, 8). Средние показатели у 64 % , высокие у 36 %. По шкале 8 "Конфликтность" показатели низкие (4,16) У 68 % показатели низкие ,у 28 % - средние, у 4 % - высокие. По шкале 9 "Самообвинение" показатели высокие (7,8). У 48 % они высокие, у 52 % средние. В целом у лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, охранно - средние показатели по сводной шкале "Самоуважение". Среди лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, высокие показатели по шкале"Самоуважение" у 20 %, средние- у 76 %, низкие у 4 %. Исследование выявило в целом средние показатели по сводной шкале Аутосимпатия у лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы (24,56). Среди лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, высокие показатели по шкале "Аутосимпатия" у 12 %, средние- у 88 %. Исследование выявило в целом средние показатели по сводной шкале Внутренняя неустроенность у лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы (11,24). Среди лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, по шкале"Внутренняя неустроенность" средние показатели у 92 %, высокие у 8 %. Таким образом, у лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, в среднем низкие показатели по шкале "Конфликтность"; средние показатели по шкалам "Открытость", "Самоуверенность", Саморуководство, "Зеркальное Я"; высокие показатели по шкале Самоценность, "Самопривязанность" , "Самопринятие", "Самообвинение". В целом у сотрудников охранно - конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности. 2) Методика исследования агрессивности Басса-Дарки (Приложение 2) Результаты исследования показали тенденцию преобладания у сотрудников охранно - конвойной службы всех показателей агрессивности. В результате диагностирования по Методике Басса-Дарки, мы получили результаты по двум основным показателям: Индекс враждебности, которые включает в себя шкалы 5 - обида и 6 подозрительность. Это реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Индекс агрессивности, которая включает в себя шкалы 1 - физическая агрессия, 3 -раздражение, 7 - вербальная агрессия. Это выражение негативных чувств при малейшем возбуждении вербально или физически. У сотрудников охранно - конвойной службы показатель индекса враждебности в целом в норме (7+ - 3). У 24% сотрудников охранно - конвойной службы индекс враждебности превышает норму, у 76% он в норме. У сотрудников охранно - конвойной службы показатель индекса агрессивности превышает норму (21+ - 4). 36 % сотрудников охранно - конвойной службы имеют оценки превышающие норму, 64 % имеют величину индекса, не превышающую норму. Таким образом, у сотрудников охранно - конвойной службы нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности. У лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, индекс враждебности в целом не превышает норму. У 12 % лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, индекс враждебности превышает норму, у 88% он в норме. У лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, индекс агрессивности в целом не превышает норму. 4% лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, имеют оценки превышающие норму, 96 % имеют величину индекса, не превышающую норму. Таким образом, у лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности. Математическая обработка результатов исследования Для того, чтобы определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между компонентами самооотношения и уровнем враждебности и агрессивности у испытуемых мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. Он вычисляется по формуле: Критические значения при n = 25, при р 0,05 rs > 0,42; при р 0,01 rs > 0,51 Сотрудники охранно - конвойной службы 1. Корреляционная связь между индексом враждебности и открытостью. Результат rs = -0.103 Корреляция между Ив и открытостью не достигает уровня статистической значимости. 2. Корреляционная связь между индексом враждебности и самоуверенностью. rs = 0.003 Корреляция между Ив и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости. 3. Корреляционная связь между Ив и саморуководством. rs = 0,327 Корреляция между Ив и саморуководством не достигает уровня статистической значимости. 4. Корреляционная связь между Ив и Зеркальным Я. rs = 0,309 Корреляция между Ив и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости. 5. Корреляционная связь между Ив и самоценностью. rs = 0,176 Корреляция между Ив и самоценностью не достигает уровня статистической значимости. 6. Корреляционная связь между Ив и самопринятием. rs = 0,396 Корреляция между Ив и самопринятием не достигает уровня статистической значимости. 7. Корреляционная связь между Ив и самопривязанностью. rs = - 0,006 Корреляция между Ив и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости. 8. Корреляционная связь между Ив и конфликтностью. rs = 0,394 Корреляция между Ив и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости. 9. Корреляционная связь между Ив и самообвинением. rs = - 0,373 Корреляция между Ив и самообвинением не достигает уровня статистической значимости. 10. Корреляционная связь между Ив и самоуважением. rs = 0,112 Корреляция между Ив и самоуважением не достигает уровня статистической значимости. 11. Корреляционная связь между Ив и аутосимпатией. rs = - 0,012 Корреляция между Ив и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости. 12. Корреляционная связь между Ив и внутренней неустроенностью. rs = - 0,06 Корреляция между Ив и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости. 13. Корреляционная связь между Индексом агрессивности и открытостью. rs = 0.342 Корреляция между Иа и открытостью не достигает уровня статистической значимости. 14.. Корреляционная связь между Иа и самоуверенностью rs = 0,009 Корреляция между Иа и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости. 15.Корреляционная связь между Иа и саморуководством. rs = 0,218 Корреляция между Иа и саморуководством не достигает уровня статистической значимости. 16. Корреляционная связь между Иа и Зеркальным Я. rs = 0,139 Корреляция между Иа и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости. 17.Корреляционная связь между Иа и самоценностью. rs = 0,33 Корреляция между Иа и самоценностью не достигает уровня статистической значимости. 18. Корреляционная связь между Иа и самопринятием. rs = - 0, 833 Корреляция между Иа и самопринятием статистически значима. Чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень самопринятия. 19.Корреляционная связь между Иа и самопривязанностью. rs = - 0,206 Корреляция между Иа и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости. 20. Корреляционная связь между Иа и конфликтностью. rs = 0,879 Корреляция между Иа и конфликтностью статистически значима. Чем выше уровень агрессии, тем выше конфликтность. 21.Корреляционная связь между Иа и самообвинением. rs = - 0.001 Корреляция между Иа и самообвинением не достигает уровня статистической значимости. 22.Корреляционная связь между Иа и самоуважением. rs = - 0,055 Корреляция между Иа и самоуважением не достигает уровня статистической значимости. 23.Корреляционная связь между Иа и аутосимпатией. rs = - 0.718 Корреляция между Иа и аутосимпатией статистически значима. Чем выше уровень агрессии, тем меньше уровень аутосимпатии. 12. Корреляционная связь между Иа и внутренней неустроенностью. rs = 0 ,515 Корреляция между Иа и внутренней неустроенностью статистически значима. Чем выше уровень агрессии, тем больше выражена внутренняя неустроенность. Таким образом, математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно - конвойной службы. Лица, не являющиеся сотрудниками охранно - конвойной службы 1. Корреляционная связь между индексом враждебности и открытостью. Результат: rs = 0,161 Корреляция между Ив и открытостью не достигает уровня статистической значимости. 2. Корреляционная связь между индексом враждебности и самоуверенностью. rs = 0.079 Корреляция между Ив и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости. 3. Корреляционная связь между Ив и саморуководством. rs = 0. 209 Корреляция между Ив и саморуководством не достигает уровня статистической значимости. 4. Корреляционная связь между Ив и Зеркальным Я. rs = 0,09 Корреляция между Ив и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости. 5. Корреляционная связь между Ив и самоценностью. rs = 0,197 Корреляция между Ив и самоценностью не достигает уровня статистической значимости. 6. Корреляционная связь между Ив и самопринятием. rs = 0,396 Корреляция между Ив и самопринятием не достигает уровня статистической значимости. 7. Корреляционная связь между Ив и самопривязанностью. rs = 0,297 Корреляция между Ив и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости. 8. Корреляционная связь между Ив и конфликтностью. rs = - 0,167 Корреляция между Ив и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости. 9. Корреляционная связь между Ив и самообвинением. rs = - 0 ,398 Корреляция между Ив и самообвинением не достигает уровня статистической значимости. 10. Корреляционная связь между Ив и самоуважением. rs = 0,321 Корреляция между Ив и самоуважением не достигает уровня статистической значимости. 11. Корреляционная связь между Ив и аутосимпатией. rs = 0, 396 Корреляция между Ив и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости. 12. Корреляционная связь между Ив и внутренней неустроенностью. rs = - 0,137 Корреляция между Ив и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости. 13. Корреляционная связь между Индексом агрессивности и открытостью. rs = 0,214 Корреляция между Иа и открытостью не достигает уровня статистической значимости. 14. Корреляционная связь между Иа и самоуверенностью rs = 0,117 Корреляция между Иа и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости. 15.Корреляционная связь между Иа и саморуководством. rs = - 0, 185 Корреляция между Иа и саморуководством не достигает уровня статистической значимости. 16. Корреляционная связь между Иа и Зеркальным Я. rs = 0,009 Корреляция между Иа и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости. 17.Корреляционная связь между Иа и самоценностью. rs = 0,111 Корреляция между Иа и самоценностью не достигает уровня статистической значимости. 18. Корреляционная связь между Иа и самопринятием. rs = 0,198 Корреляция между Иа и самопринятием не достигает уровня статистической значимости. 19.Корреляционная связь между Иа и самопривязанностью. rs = 0,283 Корреляция между Иа и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости. 20. Корреляционная связь между Иа и конфликтностью. rs = - 0,105 Корреляция между Иа и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости. 21.Корреляционная связь между Иа и самообвинением. rs = 0,398 Корреляция между Иа и самообвинением не достигает уровня статистической значимости. 22.Корреляционная связь между Иа и самоуважением. rs = 0, 156 Корреляция между Иа и самоуважением не достигает уровня статистической значимости. 23.Корреляционная связь между Иа и аутосимпатией. rs = 0,363 Корреляция между Иа и аутосимпатией Корреляция между Иа и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости. 12. Корреляционная связь между Иа и внутренней неустроенностью. rs = 0, 359 Корреляция между Иа и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости. Таким образом, математическая обработка результатов исследования не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно - конвойной службы. Выводы 1. У сотрудников охранно - конвойной службы в среднем низкие показатели по шкалам "Самопринятие", "Самоценность", Самопривязанность; средние показатели по шкалам" Открытость, Самоуверенность, "Саморуководство", "ЗеркальноеЯ", "Самообвинение"; высокие показатели по шкале "Конфликтность". В целом у сотрудников охранно - конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности. У лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, в среднем низкие показатели по шкале "Конфликтность"; средние показатели по шкалам "Открытость","Самоуверенность","Саморуководство","Зеркальное Я"; высокие показатели по шкале "Самоценность", "Самопривязанность" , Самопринятие, "Самообвинение". В целом у сотрудников охранно - конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности. 2. У сотрудников охранно - конвойной службы нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности. У лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности. 3. Математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно - конвойной службы и не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно - конвойной службы. Результаты исследования подтверждают гипотезу о наличии связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы. Глава 4. Рекомендации 4.1 Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития. Для развития самосознания у сотрудников охранно - конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126]. Тренинг развития профессионального самосознания включает помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник деловые и игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т. д. Поскольку большинство существующих видов тренингов направлено на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, то именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания участников. Тренинговая программа ставит целью развитие профессионального самосознания (50 часов). В качестве базовых тренинговых методик используются техники и приемы, применяемые в различных психологических и психотерапевтических школах – в гештальттерапии, психодраме, нейролингвистическом программировании, трансакционном анализе и групп-анализе, телесно-ориентированной терапии и арт-терапии. Основной задачей тренинга является развитие всех подструктур профессионального самосознания – когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции). Сами занятия лучше всего проводить в специально подготовленных помещениях, но ни в коем случае не на месте работы участников группы. Желательно в дни проведения тренинга снизить уровень контактов с внешним миром до минимума (даже избегать телефонных звонков на работу или домой) – это позволяет добиться более глубокого погружения в необычную "тренинговую реальность". Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор. Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв. Тренинговая программа состояла из трех взаимосвязанных тематических блоков. Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей – участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Этому в огромной степени способствует необходимость постоянной вербализованной рефлексии своих мыслей и переживаний, которая тут же обогащается процессами обратной связи от других участников группы. Уже в этот период начинают разрушаться привычные стереотипы неадекватного самовосприятия, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок и самооценок, открываются неожиданные стороны человеческого Я. "Возбуждение и подъем (или скованность и подавленность), характерные для человека в учебной ролевой игре, связаны прежде всего с претворением своего Я в иную социальную форму, нарушением привычной самотождественности (личной определенности), необходимостью проявить активное воображение в конструировании нового варианта своей личности, подкрепив его открытыми для наблюдения действиями" [53; 129]. Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, начальством и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение в этом блоке придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков оптимального общения. Участники группы знакомятся с приемами налаживания взаимодействия и общения с коллегами на работе, со старшими по званию, с правонарушителями. Этим целям служит использование большого количества невербальных техник, а также ролевых и организационно-деятельностных игр. Участники группы знакомятся со способами психологической "пристройки" к партнеру по общению и методиками эффективного использования метамодели в языках общения, применяемыми в нейролингвистическом программировании. Очень способствуют развитию аффективной подструктуры самосознания техники телесной и арт-терапии. Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Участникам тренинга даются задания, например, "снять" фильм или поставить "немой" спектакль и т. п. Выполнение подобного рода заданий является не только действенным средством сплочения группы и реализации творческих возможностей каждого участника, но и своего рода диагностическим приемом, позволяющим судить о происшедших изменениях в поведении участников. Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т. п.). 4.2 Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно - конвойной службы Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно - конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой. Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотрудников и взаимодействия с окружающими. В ходе тренинга решаются следующие задачи: – осознание собственных потребностей; – отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния; – формирование адекватной самооценки; – обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов; – формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего. Предметом коррекции является не столько собственно агрессивное поведение сотрудников, сколько мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты его регуляции. Поэтому техники, используемые в тренинге, в основном направлены на: обучение использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных способов агрессивного реагирования; обучение оценке социальных ситуаций; подкрепление торможения и угашение агрессивных стереотипов поведения; неподкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов; усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций; минимизацию тревожности. В программе тренинга применяется модель пошагового изменения агрессивного поведения: 1 шаг – "Сознавание": расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения; 2 шаг – "Переоценка собственной личности": оценка того, что сотрудник чувствует и думает о себе и собственном поведении; 3 шаг – "Переоценка окружения": оценка того, как агрессивное поведение сотрудника влияет на окружение; 4 шаг – "Внутригрупповая поддержка": открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения и его последствий; 5 шаг – "Катарсис": ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения; 6 шаг – "Укрепление Я": поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение; 7 шаг – "Поиск альтернативы": обсуждение возможных замен агрессивному поведению; 8 шаг – "Контроль за стимулами": избегание стимулов, провоцирующих агрессивное поведение, или противостояние им; 9 шаг – "Подкрепление": самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за измененное поведение; 10 шаг – "Социализация": расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения. Процедура знакомства. Руководитель и члены группы делятся информацией о себе: называют имя и возраст, рассказывают о семье, родителях, друзьях, своих интересах. Тогда же оговаривается способ обращения друг к другу. Установление правил группы. В этой части работы определяются: а) регламент встреч (время начала и конца занятий, продолжительность, частота, режим работы группы); б) групповые нормы; в) групповые ритуалы (способ приветствия и прощания, ограничения, санкции за опоздание и нарушение групповых норм и пр.). Сбор проблематики. Для того, чтобы получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах сотрудников, возможно обсуждение по трем основным направлениям: а) что не нравится и что нравится в жизни; б) что не нравится и что нравится дома; в) что не нравится и что нравится на службе. При этом очень важно соблюдать последовательность обсуждения – вначале негативный опыт, а затем позитивный. Обсуждение опыта дает возможность рассказать о собственных переживаниях с одной стороны, и отреагировать негативные эмоции, с другой. Корректирующие психологические упражнения. Суть этих упражнений состоит в направленной стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческой сферах. Целевая направленность состоит в следующем: · актуализация “Я–состояний” в прошлом, настоящем и будущем, активизация самосознания; · актуализация “Я–мотиваций”, усиление динамических процессов мотивации, активизация процессов мотивации, активизация процессов волевой регуляции; · проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств; · ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, отреагирование негативного опыта; · сознавание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов; · выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций; · распознавание мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств; · реконструкция позитивного опыта в прошлом через детские воспоминания и интеграция его с настоящим; · “построение” будущего через планирование и фантазирование, интеграция его с настоящим. Психотехнические упражнения. стимулирующие групповую динамику. Суть этих упражнений состоит в оптимизации внутригрупповых связей, структуры группы, взаимоотношений с руководителем. Целевая направленность состоит в следующем: · включение участников тренинга в групповой процесс, “включение” интеграционных процессов, изучение структуры группы; · формирование навыков оказания друг другу эмоциональной поддержки, стабилизация самооценки в эмоционально напряженных ситуациях личностноролевой дифференциации, оптимизация структуры группы; · прояснение отношений между участниками группы и тренером; · расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности; · расширение информации о руководителе, интеграция его в групповые процессы, оптимизация взаимоотношений в системе “тренер – группа”. Внутригрупповая дискуссия. Представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и возможных вариантов ее разрешения. Целевая направленность внутригрупповой дискуссии состоит в следующем: · установление соотношения позитивного и негативного в поведении; · определение нравственной позиции членов группы; · формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы; · эмоциональный и ролевой обмен. Межгрупповая дискуссия. Представляет собой обсуждение какой-либо проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные, точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводиться к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение. Что осуществимо через осознание себя и рефлексию собственного и чужого, а также собственного опыта. Целевая направленность межгрупповой дискуссии состоит в следующем: · стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям; · формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику); · прояснение внутренней позиции, формирование навыков высказывание собственного мнения и принятия обратных связей; · стимуляция поведенческих изменений. Проективное рисование. Использовалось с целью восстановления позитивного эмоционального состояния в тех случаях, когда группа сопротивлялась эмоциональному отреагированию, через вербализацию чувств. Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для сотрудников, накапливается в процессе работы группы и обсуждения различных проблем. Использование техники “ролевого обмена” в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, т.к. не только позволяет “проиграть”, расширить репертуар собственного опыта, но и познакомиться с различными моделями поведения, ассимилировать опыт других. Кроме того, участие в разыгрывании ситуаций предоставляет возможность членам группы моделировать, а , следовательно, и модифицировать собственное поведение. Заключение В дипломной работе мы исследовали особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы. В результате мы пришли к следующим выводам: В психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе: 1) понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания); 2) как черты личности (самоотношение в структуре личности); 3) как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции). Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную. При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей. Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом. Способом защиты личностью её самоотношения на уровне социальной активности может быть агрессивность. Отрицательное отношение к себе, низкое самоуважение может компенсироваться человеком благодаря совершению им асоциальных поступков, актов агрессии. Человек, защищающий отношение к себе с помощью агрессии, не способен включиться во взаимодействие на «равных». Объяснением этому служит отсутствие у него устойчивой личностной позиции, поглощенность «ущербностью» собственного «Я». Следует различать агрессию и агрессивность. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности. Специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, а также факторы внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д) нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, в частности, к развитию у сотрудников конвойной службы агрессивности как черты личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессиональной социализации. Исследование связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности выявило у сотрудников охранно - конвойной службы в среднем низкие показатели по шкалам "Самопринятие", "Самоценность", Самопривязанность средние показатели по шкалам"Открытость", Самоуверенность, "Саморуководство", "ЗеркальноеЯ", Самообвинение; высокие показатели по шкале "Конфликтность". В целом у сотрудников охранно - конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности. У лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, в среднем низкие показатели по шкале "Конфликтность"; средние показатели по шкалам "Открытость","Самоуверенность","Саморуководство","Зеркальное Я"; высокие показатели по шкале "Самоценность", "Самопривязанность" , Самопринятие, "Самообвинение". В целом у сотрудников охранно - конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности. У сотрудников охранно - конвойной службы нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности. У лиц, не являющихся сотрудников охранно - конвойной службы, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности. Математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно - конвойной службы и не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно - конвойной службы. Результаты исследования подтверждают гипотезу о наличии связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы. Список литературы 1. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. С.С. Бородина. - СПб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999. - 148 с. 2. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Автореф. дис.... канд. псих, наук. - Л., 1983. -15 с. 3. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. канд. псих, наук. - М., 1984. -17 с. 4. Ахмедханов A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис.... канд. псих, наук. -М. 1983. -15 с. 5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. С. 31-38. 6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.-422 с. 7. Братусь Б.С, Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. -1986. -№ 4. С. 146-154. 8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 330 с. 9. Вилицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей //Вопросы психологии. – 1989. -№ 1. С. 45-62. |
|
© 2010 |
|