РУБРИКИ |
Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведениемКак отмечается в ряде современных исследований [8, с.163] в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 59,1% опрошенных. Причем, в большей степени данной девиации подвержены студенты - сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы. На втором месте по распространенности среди студенчества находится делинквентное поведение (отметили 30% респондентов): воровство, рэкет и т.д. Результаты исследования [8, с.164] показали, что отношение студентов к противоправному поведению определяется их социокультурным окружением и уровнем дохода. Влияние социокультурной среды на поведение студентов выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что "по-другому до него не доходит". Студенты с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно). Так, например, на основании анализа результатов исследования [9, с.50] Крапивко Е.Н. можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части студентов есть друзья, которые употребляют наркотики. Причем число таких знакомых увеличивается прямо пропорционально курсу обучения. Если среди учащихся младших курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди старшекурсников - у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к этой девиации. Среди обеспеченных студентов меньше тех, кто категорически осуждает наркоманию, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что наркотики - это распространенный стиль поведения современной молодежи. К вопросу потери нравственных ориентиров в молодежной среде опрошенные студенты относятся крайне негативно (53,8%) и отрицательно (24,5%). Безразличных в этом вопросе 5,4%, такой же показатель характерен для студентов, считающих данное явление нормальным. В структуре специфических девиаций современного студенчества выделяют [9, с.52] нерегулярную подготовку к занятиям, наличие задолженностей, платную сдачу экзаменов и зачетов, грубость по отношению к преподавателям. Подавляющее большинство студентов среди прочих специфических девиаций в ВУЗе отметили использование шпаргалок на экзамене (94% опрошенных) и пользование мобильным телефоном во время занятия (91,7%). Это позволяет констатировать, что данные явления постепенно из девиации превратились в норму. Например, в ходе исследования [8, с.53] было установлено, что специфические девиации студенчества определяются отношением молодых людей к высшему образованию. Об этом свидетельствует тот факт, что в группе студентов (юношей) с низкой успеваемостью большинство составляют респонденты, обучающиеся в вузе с целью избежать службы в армии. В то же время, меньше всего подвержены девиациям в учебном процессе те студенты, которые воспринимают образование с позиций самосовершенствования и возможности добиться успеха в карьере. Как правило, они характеризуют учебу как "очень интересную", в отличие от студентов, поступивших в ВУЗ только ради диплома. Сами студенты чаще всего объясняют неуспеваемость своих коллег (также как и существование платной сдачи экзаменов и зачетов) их ленью, безответственностью, отсутствием тяги к знаниям. Отдельные молодые люди связывают несерьезное отношение к учебе с тем, что некоторых студентов заставляют учиться родители, которые к тому же поддерживают материально, финансируя тем самым беззаботное времяпрепровождение своих детей. Таким образом, ответы респондентов подтверждают вывод о том, что поведение студентов в учебном процессе тесно связано со значимостью для них высшего образования. ВыводыСтуденчество - это огромный интеллектуальный и управленческий потенциал культурно-духовной, государственно-административной, экономико-материальной сфер общества. Оно, будучи интеллектуальной, духовной элитой молодежи, является потенциальной элитой общества в целом, будущей интеллигенцией, цветом нации. Интенсивная составляющая структуры студенчества связана с высотой его потребностей, амбиций, намерений, способностей и запросов материальных, культурных, духовных, политических и рациональных. А экстенсивный элемент этой структуры коррелирует со спросом на студенчество со стороны общества. Студенчество несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер. Основная проблема ценностной ориентации студенчества заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность. Суть аддиктивного поведения заключается в том, что, стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Одним из первичных глубинных факторов употребления человеком психоактивных веществ является желание периодически изменять свое сознание, переживать метаморфозы личности. Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи смысложизненных ориентаций с чувством одиночества в подростковом возрасте2.1 Организация и методика исследованияВ свете всего вышеизложенного становится понятен тот факт, что проблема аддиктивного поведения в молодежной среде, равно важная для всех времён, стала предметом особого интереса в наши дни. Не только искусство, но и философия, физиология, социология и, разумеется, психология занимаются исследованием изменений, возникающих в психике личности, по тем или иным причинам ставшими на путь алкоголизма, наромании. Рассмотрев теоретическую базу нашей темы, мы перейдем к практическому доказательству нашей гипотезы о том, что особенностью установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия. Предметом нашего исследования являются особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением. Исследование проводилось на базе Медицинского училища г. Минска учащиеся в возрасте от 16 - 20 лет - 32 студента в возрасте. На первом этапе мы проводили: Тест ТЮФ (тест юмористических фраз) со студентами, чье поведение в данном учебном заведении считается аддиктивным. На втором этапе мы проводили качественную и количественную обработку результатов. На третьем этапе мы статистически доказывали нашу гипотезу методом ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков [21, c. 208]. ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (ТЮФ) Этот тест, состоящий из 100 юмористических фраз, позволяет выявить доминирующую в подсознании человека установку на повышенную чувствительность в одной из следующих сфер: 1. Агрессия - самозащита. 2. Межполовые отношения. 3. Пагубные привычки (в данном случае - пьянство). 4. Деньги. 5. Мода. 6. Карьера. 7. Семейные неурядицы. 8. Социальные проблемы. 9. Бездарность в искусстве и другом творческом деле. 10. Человеческая глупость. Наличие установки в одной или нескольких из перечисленных областей проявляется в том, что человек в немалозначных юмористических фразах (а таких в методике 40) улавливает именно тот смысл, который соответствует его установке. Испытуемый получает список из 10 перечисленных выше сфер и задание, читая последовательно юмористические фразы, относит их к какой-либо из этих сфер. О наличии установки (или установок) судят по тому, какое количество фраз испытуемый отнес к той или иной сфере: чем больше карточек, отнесенных к данной сфере, тем сильнее установка на нее. В свою очередь установка может свидетельствовать о нескольких вещах: 1. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере. 2. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания. 3. О наличии комплексов, связанных с данной сферой. Методика в состоянии ответить только на вопрос, касающийся наличия установки, но полностью объяснить ее не может. Для этого требуется специальное исследование, которое может провести только профессионально подготовленный психолог. Перед началом исследования испытуемый получает инструкцию следующего содержания: "Перед вами 100 юмористических фраз и 10 разных сфер жизни, к которым они могут быть отнесены. Прочтите эти фразы и примите решение, к какой сфере относится каждая из них". Список юмористических фраз 1. Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев. 2. Чем дальше хочешь прыгнуть, тем ниже приходится сгибаться. 3. Счастье не в деньгах, а в их количестве. 4. Крик моды понятнее всего на чужом языке. 5. Без женщин жить нельзя на свете - тем более в темноте. 6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть. 7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым. 8. С кем поведешься, с тем и наберешься. 9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь. 10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление - жене. 11. "Терпение и труд все перетрут", - напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды. 12. Все в природе связано, поэтому без связей лучше не жить. 13. Не брал за горло никого, кроме бутылки. 14. Морская качка изображена художником с таким сходством, что при одном взгляде на картину тошнило. 15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь. 16. И фиговый листок отпадает. 17. Одежда! Мой компас земной, а удача-награда за смелость. 18. Не было ни гроша, и не будет ни шиша. 19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда начинаешь подниматься по служебной лестнице. 20. Странная картина открылась взору уважаемого классика: это была экранизация его романа. 21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист. 22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды. 23. Выпился в алкоголики. 24. "Семь раз отмерь - один раз отрежь", - объяснял старый палач молодому. 25. Брала от жизни все, что входило в моду. 26. Деньги - тем меньшее зло, чем их меньше. 27. Мне с вами скучно, мне с вами спать хочется. 28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла. 29. Выбирая из двух зол - выбирай оба: потом и этого не будет. 30. Она шипела на мужа как газированная вода. 31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, и начинаю сначала. 32. Не бойтесь этой гранаты: она - ручная. 33. Дети - цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. 34. "Не хлебом единым жив человек!" - кричали возбужденные покупатели в очереди за мясом. 35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин! 36. Единственное, что в нем было мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий. 37. "Нелегок этот писательский труд", - говорил Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег. 38. Шагая в ногу с модой, следите за тем, чтобы она не свернула за угол. 39. "Деньги есть деньги!" - В этой фразе есть глубокий смысл, но нет запятой. 40. Призвание хорошо, а звание лучше. 41. Поэт шел в гору, но эта гора не была Парнасом. 42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король. 43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой. 44. "Душит - значит любит" (Дездемона). 45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе. 46. Нашел место в жизни - найди жене. 47. Писал с принципиальных кассовых позиций. 48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести на 2-3 часа раньше. 49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин. 50. Почему чаще всего неограниченные возможности у неограниченных людей? 51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни семейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель - тоже. 52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован. 53. "У меня ничего не осталось, кроме тебя", - признался он ей... за три дня до зарплаты. 54. Круглые дураки в люди не выходят, их выкатывают. 55. Мясник строил свое материальное благополучие на чужих костях. 56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой. 57. "Пить - здоровью вредить", - сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ласками Юдифи. 58. И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы. 59. Только в очень хорошем настроении она называла получку мужа деньгами. 60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк. 61. "Удивительное - ядом!" - сказал Сальери. 62. Нарушение моды королями становится модой для подданных. 63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них. 64. Жена шефа намного лучше, чем шеф жены. 65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая - с дерева жизни. 66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком. 67. Когда она заговаривала о черно-бурой лисе, муж смотрел на нее волком. 68. Не только сам укладывался в получку, но укладывал и своих приятелей. 69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке. 70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов. 71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги. 72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, если он чужой. 73. В повести так немало пили, что из нее можно было гнать спирт. 74. Мечтает устроиться на доходное лобное место. 75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка. 76. В этой столовой можно не только червяка заморить. 77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку. 78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка. 79. Если все время мыслить, то на что же существовать? 80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" - тут, другая - там. 81. Мода на форму черепа стоила ей немалого. 82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник. 83. Ломал голову, а сломал шею. 84. "А здесь я работаю для потомства", - гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван. 85. Закон всеобщего тяготения к шаблону. 86. Всем модам Отелло предпочитал декольте. 87. Интеллигенты умирают сидя. 88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в каракуле ходит. 89. Столько еще дантесов прозябает в неизвестности! 90. Забытый писатель искал забвение в вине. 91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету. 92. Модельеры призваны одевать женщин. И они же все время стараются их раздеть. 93. Бывает осень и у людей. 94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть личная заинтересованность. 95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным. 96. Перед злоупотреблением не разбалтывай! 97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить. 98. Не всякая кучка - могучая. 99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание. 100. Графомания - это потребность души или семейного бюджета. Процедура проведения Испытуемому предлагается расклассифицировать колоду карточек с юмористическими фразами по инструкции на свободную тематическую классификацию: "Разделите, пожалуйста, карточки на кучки так, чтобы в одной кучке лежали карточки на одну тему". Подсчет тестового балла Диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствующем классе, чтобы приписать определенный балл мотивационной теме. 10 полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. В отличие от стандартизованных тестов показатели ТЮФ сравниваются внутри индивидуального профиля, выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенны и т.д. [1, с.42]. 2.2 Описание и анализ результатов экспериментаПосле проведения беседы с психологом данного учебного заведения, мы выбрали группу, из подростков, которые ведут аддиктивный образ жизни. Для доказательства значимости выделения группы подростков, испытывающих состояние одиночества, мы методом случайной выборки сформировали контрольную группу. В неё вошли подростки, показавшие высокий результат по тесту в количестве 32 человек. И так, в таблице 2.1 мы представим результаты проведенного тестирования по методике ТЮФ. Таблица 2.1. Результаты по методике ТЮФ учащихся с аддиктивным поведением
Проанализируем полученные результаты таблицы по шкалам. В свою очередь установка по студентов по данным показателям может свидетельствовать о нескольких вещах: 1. О наличии у испытуемого недостаточно осознаваемых, но достаточно сильных потребностей в данной сфере. 2. О наличии у него сильных проблем в этой сфере, вызывающих постоянные эмоциональные переживания. 3. О наличии комплексов, связанных с данной сферой. Но этого моя курсовая работа не касалась и дальнейшее исследование я не проводил, т.к. задачей в данной главе было провести эмпирическое исследование особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением. И я выявил эти особенности. Из данной таблицы мы видим, что аддиктивные студенты имеют установку на Пагубные привычки (в данном случае на алкоголь) - общий результат 637 баллов. Затем установка идет на человеческую глупость - 568 баллов. Дальше на межполовые отношения - 396 баллов, на деньги - 328 баллов, на моду - 281 балл, на карьеру - 225 баллов, на бездарность в искусстве и другом творческом деле - 210 баллов, на семейные неурядицы - 206 баллов, на агрессию-самозащиту - 187 балла, на социальные проблемы - 162 балла. Но теперь необходимо статистическим методом подтвердить гипотезу о том, что особенностью установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия. Теперь мы докажем нашу гипотезу статистическим методом Коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена используя программу STATISTIKA 6,0.
Ответ: Корреляция между установкой на пагубные пристрастия (пьянство) у студентов, и других установок по шкалам статистически значима (р<0,01) и является положительной. Статистически мы показали, особенностью установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия. ВыводыПо проведенным нами исследованиям, мы можем сказать следующее, что особенностью установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия. В ходе исследования мы выявили, что у аддиктивных студентов установка направлена на асоциальное поведение, пьянство. В то в тоже время они считают данное поведение глупым и не признают, что у них есть данные проблемы связанные с алкоголем или другим аддиктивным поведением. У некоторых студентов из нашей выборки это возможно связано с проблемой в личной жизни, у других в социальных отношениях, у третьих с материальными вопросами. У других просто черта характера агрессивная или безнравственная, но о данных вопросах мы можем точно сказать, лишь проведя ряд исследований, направленных на выяснение причины данного аддиктивного поведения студентов. В моей курсовой работе я показал особенность установки аддиктивной личности из числа учащейся молодежи. Методом ранговой корреляции Спирмена гипотеза нашего исследования была подтверждена. ЗаключениеПроведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное изучению особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением, подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что особенность установки у аддиктивной личности является пагубные пристрастия. Так, перед нами были поставлены следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме. 2. Выявить особенности жизненных установок у студентов. 3. Провести эмпирическое исследование особенности жизненных установок студентов с аддиктивным поведением. 4. Сформулировать выводы и практические рекомендации по данному исследованию. Теперь, проведя теоретический анализ литературы и проведя определенные исследования по данной проблеме, мы можем ответить на поставленные перед нами задачи: Американский психолог А. Мэслоу установил, что у человека есть две основополагающие жизненные установки, или модели поведения. Он может вести себя реактивно, стремиться компенсировать дефицитную ситуацию и руководствуется в таком случае потребностями дефицита. Или же человек ведет себя активно и стремится вести себя так, чтобы добиться успеха в различных областях своей жизни, т.е. считает развитие важной жизненной ценностью. В этом случае он руководствуется в своей жизни потребностями развития. По меткому определению В.Ю. Завьялова, так же, как и в современной архитектуре, где "все ненужное" убрано и где все подчинено чистому функционализму, так и в испытаниях алкоголем видна рука "века прагматизма" и экономичности в области человеческих отношений - "все лишнее убрано", на древнюю обрядность и другие "хлопоты" время не тратится, а в самом алкоголе действительно "концентрируются" символы древности, рудименты архаичных верований, "непроросшие зерна" традиционной обрядности и ритуалов. Все это настолько полно растворилось в алкоголе, что без специального анализа эти элементы невозможно заметить. Как отмечается в ряде современных исследований в студенческой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. Большинство студентов в качестве основного фактора употребления спиртного называют компанию, что закономерно вследствие психолого-возрастных особенностей изучаемой социальной группы. В исследовании мы выявили, что аддиктивные студенты имеют установку на Пагубные привычки (в данном случае на алкоголь), затем установка идет на человеческую глупость, дальше на межполовые отношения, на деньги, на моду, на карьеру, на бездарность в искусстве и другом творческом деле, на семейные неурядицы, на агрессию-самозащиту, на социальные проблемы. Если взять во внимание шкалу Пьянства, то остальные шкалы можно отнести к причине данной девиации. Метод ранговой корреляции показал высокую положительную корреляцию. Таким образом, мы можем утверждать, что особенностью установки в среде аддиктивной молодежи является пагубные пристрастия. Список использованных источников1. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с. 2. Блонский, П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. - М.: Высшая школа, 1980. - 431 с 3. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с. 4. Вишневский, Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Вопросы психологии - 2000. - № 12. - С.76-79. 5. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков /В.Т. Кондрашенко. - Мн.: Харвест, 1998. - 362 с. 6. Короленко, Ц.П. Аддитивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С.8-15. 7. Короленко, И.П., Личность и алкоголь / И.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. - Новосибирск: Наука, 1987. - 595 с 8. Крапивко, Е.Н. Особенности возникновения социокультурных девиаций в студенческой среде / Е.Н. Крапивко // Перспектива - 2006: Материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2006. - № 2 - С.163-165. 9. Крапивко, Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи: к постановке проблемы / Е.Н. Крапивко // Социокультурные, политические, этнические проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции "Университетская наука - региону". -2004. - № 1. - С.50-53. 10. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие / Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева. - Новосибирск: Наука, 1998. - 381 с. 11. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 302 с. 12. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молдежи России / В.Т. Лисовский. - СПб.: Питер, 2000. - 179 с. 13. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Е. Личко. - СПб.: Речь, 1996. - 350 с. 14. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Н.Ю. Максимова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 592 с. 15. Маркова, О.Ю. Философия образования о менталитете и ценностных ориентациях современных студентов / О.Ю. Маркова // Россия и Грузия: диалог и родство культур. Вып.1 / Под ред. Парцванеия В.В. - СПб.: Питер, 2003. - С.230 - 257. 16. Павленок, П.Д. Основа социальной работы: Учебник / П.Д. Павленок. - М: Наука, 1998. - 267 с. 17. Петрова, Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления / Т.Э. Петрова. - СПб.: ОАО "Фея", 2000. - 299 с. 18. Психология и педагогика. Военная психология / Под ред.А.Г. Маклакова. - СПб.: Питер, 2004. - 464 с. 19. Рубин, Б.В. Студент глазами социолога / Б.В. Рубин, Ю.А. Колесников. - Ростов на Дону: Парма, 1968. - 332 с. 20. Рубинштейн, С. Л Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. - 577 с. 21. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с. 22. Социальные отклонения / под общ. ред С.А. Короля - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрид. лит. 1989 - 275 с. 23. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - СПб.: Ювента, 1997. - 442 с. 24. Чудновский, В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни / В.Э. Чудновский // Вопросы психологии. - №3. - 2003. - С.3-15. 25. Шереги, Ф.Э. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция / Ф.Э. Шереги, А.Л. Арефьев, Н.В. Вострокнутов, С.Б. Зайцев, Б.А. Никифоров. - М.: Юрид. лит. 2001. - 48 с. 26. Интернет зависимость: порождает ли Интернет - зависимость? [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - М.: Для высш. учеб. завед, 2008. - Режим доступа #"#">www.new. psychol. ras.ru/conf/savina. htm. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|