РУБРИКИ |
Осознанный выбор образовательной траектории как результат адекватной оценки старшеклассником предпрофессиональных компетенций |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Осознанный выбор образовательной траектории как результат адекватной оценки старшеклассником предпрофессиональных компетенцийОсознанный выбор образовательной траектории как результат адекватной оценки старшеклассником предпрофессиональных компетенцийОсознанный выбор образовательной траектории как результат адекватной оценки старшеклассником его предпрофессиональных компетенцийВьюгова Татьяна Сергеевна, сотрудник методического отдела Образовательного центра "Школьный университет" Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, Шамина Ольга Борисовна, аспирант ГосНИИ семьи и воспитания В жизни каждого старшеклассника наступает момент, когда ему необходимо будет осуществить выбор. В первую очередь он выбирает профиль и проверяет соответствие своих интересов и склонностей выбранному профессиональному пути. Далее, перед выпускником стоит проблема выбора образовательного учреждения, где он сможет получить профессиональные знания и навыки, компетенции необходимые в этой отрасли. После окончания вуза молодой специалист сталкивается со множеством других проблем, которые обязательно будут сопровождать его в течение всего жизненного пути. Поэтому коллективам школ, учреждений дополнительного образования, где старшеклассник проводит большую часть своего времени, отводится главная роль - сопровождать процесс профессионального выбора учащегося, а именно: помогать в осуществлении осознанного профессионального выбора и построении индивидуальной образовательной траектории развития. Существует множество диагностических методик, тестов, позволяющих старшекласснику определить свои склонности, интересы, профессиональные ориентации. На основе полученной информации, индивидуальной консультации с психологом, беседы с родителями и учителями осуществить профессиональный выбор. Однако в таких случаях не наступает момента осознания своего предназначения. Процесс осознания, озарения может произойти в процессе деятельности, когда учащийся, получив знания и навыки, применяет их на практике. Процесс оформления портфолио, как показывает практика и является такого рода деятельностью. При оформлении портфолио (составлении самоотчетов, резюме, описании жизненных планов) сам учащийся принимает активное участие в оценке своих достижений, осуществляет рефлексию собственной деятельности, что и является условием осознанного профессионального выбора и качественно простроенной образовательной траектории. Эта деятельность требует помощи и сотрудничества со специалистами разных уровней, начиная со школьного психолога и заканчивая представителем выбранной профессии. Обобщив весь материал по введению портфолио в образовательных учреждениях г.Томска, можно сделать вывод о необходимости его применения в двух случаях: когда есть необходимость организовать конкурс о зачислении учащихся в профильный класс. когда необходимо дать объективную оценку образовательной активности старшеклассника. При детальном рассмотрении особенностей внедрения системы портфолио можно обозначить круг проблем, требующих незамедлительного решения. При организации конкурса во время зачисления в профильные классы возникает проблема оценки и утверждения набора тех ключевых и предметных компетенций, которыми должен обладать старшеклассник. В этом случае необходим документ, где были бы прописаны те самые компетенции, которые будут подвержены оценке. Допустим, учащийся прошел по конкурсу, получил определенные знания и навыки. Где сможет продемонстрировать старшеклассник свое портфолио после окончания обучения в профильном классе? Будет ли это портфолио востребовано в приемной комиссии вуза или при приеме на работу? В действительности часто случается так, что молодежь при выборе профессии руководствуется, прежде всего, ее престижностью, не соотнося с личностными особенностями. Часто звучит фраза: хочу быть программистом. Однако, в вузе, студента отчисляют после первой же сессии. Этот факт объясняется незнанием как раз тех самых компетенций, необходимых для данной профессиональной сферы. Безусловно, процесс оформления портфолио позволяет учащемуся соотнести две жизненноважные сферы: "хочу" (свои интересы, склонности) и "могу" (способности). Ведь согласование этих двух сфер есть залог успешного профессионального выбора. В современных условиях наиболее предпочтительными компетенциями, которыми должен обладать выпускник образовательного учреждения, являются следующие: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; толерантность: понимание различий, уважение к другим, способность жить с людьми разных культур, языков и религий; владение новыми технологиями, понимание их применения; способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Школьная система оценки "качества" образования учащегося порой не является объективной. Сейчас, в условиях модернизации образования система портфолио является одним из механизмов регистрации уровня предпрофессиональной компетентности старшеклассника и позволяет получить целостную картину его образовательной активности, где отражаются результаты деятельности учащегося как в школе, так в условиях учреждениях дополнительного образования. Портфолио, предъявляемое на конкурсе в конце учебного года, есть результат осознанного выбора старшеклассника, а именно: соответствие личностных компонентов "хочу" и "могу". Содержательность портфолио учащегося и соответствие представленных документов профилю и являются критериями осознанного выбора профессии. Список литературы1. Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http: www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm. 2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.-М: ЛПК и ПРО, 2003. 3. Т.Г.Новикова, А.С. Прутченков, М.А. Пинская. Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.// Журнал "Профильная шко-ла", 2/2004 (5), - с.48-56. 4. Профильное обучение и Предпрофильная подготовка. Нормативные документы, рекомендации и опыт работы Федеральной экспериментальной площадки. - Томск, ТОИПКРО. - 2003. - 97с. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/ |
|
© 2010 |
|