РУБРИКИ

Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко

Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко

1.КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ
Поведение людей обусло вливается целым рядом воздей-ствий, которые восходят к моменту их рождения. Поведе-ние людей в организации есть результирующая всех этих воздействий. Многие факторы воздействуют на поведение. Некоторые из воздействий осознаются, многие не осозна-ются; некоторые рациональны, а некоторые иррациональ-ны; одни согласуются с целью организации, а другие нет. Для человека важны следующие ценности: уважение коллег; творческое удовлетворение; большая самостоятель-ность в распоряжении своими делами; посвященность в дела организации; полная реализация своих способностей; желание испытывать согласие с самим собой, согласие в своем внутреннем мире и иметь гармоничные отношения с внешним миром. Организационная система сама по себе начи-нает оказывать на них сильное воздействие, которое изме-няет и переориентирует тенденции их поведения. поведение в организации характеризу- ется дроблением полной задачи организации на частичные задачи, которые выступают в качестве целей для конкрет-ных служащих или групп служащих.
Служащий склонен воспринимать воздействие, кото-рое «на законных основаниях» оказывают на него другие члены организации. Это общение может принимать фор-му приказов, передачи информации и советов, обучения.
Разделение труда в организации и наделение индиви-дуумов и групп индивидуумов конкретными обязанностя-ми ставят определенных служащих перед необходимостью тесного общения и взаимодействия с другими служащими.
Положение служащих в организации меняет поведение индивидуума, поскольку одни практические и ценност-ные предпосылки лежащие в основе его выбора и его решения сменяются на другие. В результате своего прихода в организацию он работает во имя иных целей и руковод-ствуется иными представлениями о том, как достичь этих целей, чем если бы он находился в какой-то другой среде. Самые важные воздействия, которые мо-жет оказывать на своих служащих, это долговременные, совокупные воздействия, которые, постоянство становятся частью взглядов и личности служащих.
2.ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАКИХ ТИПОВ ВСТРЕЧАЮТСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
1 - цели организации; 2 - критерий эффективности; 3 - правила «честной игры»; 4 - индивидуальные ценностные установки человека, принимающего решение. При определении цели обыч-но затрагиваются вопросы, связанные не только с тем, ка-кие ценности должна преследовать деятельность органи- зации, но также и с тем, какие группы людей ей придется обслуживать, какой уровень или какое качество обслужи-вания предстоит обеспечить. Цель организации играет важную роль для ее выживания и длительного существования. Организация получит поддержку от групп, которые одобряют её цель; она подвергнется нападкам тех, кто отвергает эту цель. Определенные группы могут попы-таться «захватить» организацию и подчинить ее деятель- ность своим собственным целям. критерий эффективности может быть определен так: если два образа действий принесут одинаковые результаты приме-нительно к цели организации, предпочесть следует тот, который предполагает наименьшие издержки, или ина-че - если два образа действий предполагают одинаковые издержки, предпочесть следует тот, который даст наивыс-шие результаты. Правила «честной игры». При отборе методов регулирования следует прини-мать во внимание не только их эффективность с точки зрения принуждения, но также и то, должным ли образом они обеспечивают права личности и собственности. индивидуальные ценности самого служащего также участ-вуют в принятии решений. Служащие постоянно - осоз-нанно или неосознанно - оценивают принятые решения с точки зрения своих индивидуальных целей: возможные повышения оплаты труда или должностные перемещения, отношения с руководителями и подчиненными, статус в организации, физические удобства и т.п.
3.ЧЕМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ВЫБОР, КОТОРЫЙ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЧЕЛОВЕК В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СИТУАЦИИИ Выбор, который индивидуум совершит в той же самой ситуации, складывается: из 1 - его навыков, знаний, ха-рактера и особенностей личности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом, и 2 - из конкретных воздействий которым он подвергается в момент принятия решения.
4.КАК ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ ЛИЧНОСТЬ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПОВЕДЕНИИ
Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя инициативу в межличностных отноше-ниях или устанавливать контроль над ними.
Склонность к доминированию может варьировать в зависимости от ситуации, и от свойств человека. Администратор может быть склонен к доминированию в своих отношениях с подчиненными, но покорен в присут-ствии вышестоящих руководителей. Крайние проявления доминирования или покорности служат обычно показате-лями фрустрации или других служебных личностных па-тологий.
Честолюбивый человек постоянно озабочен своим ста-тусом и продвижением в организации. В своем реальном поведении он может быть или не быть склонным к доми-нированию, но он крайне чувствителен к изменениям ранга, жалованья или других признаков своего статуса. Люди также отличаются друг от друга по степени импульсивности и твердости характера, т. е. склон-ности быстро приходить к решениям и твердо стоять на однажды принятых решениях.
Склонность всячески оття-гивать принятие необходимого, но неприятного решения присуща почти всем администраторам. Под социальностью понимается восприимчивость инди-видуума к взглядам и желаниям тех, с кем он непосредственно общается. Эта восприимчивость является одним из главных средств приспособления к групповым нормам. На служащих с низ-кой степенью социальности стимулы, обращенные к человеку как к отдельному служащих с низ- кой степенью социальности стимулы, обращенные к человеку как к отдельному индивидууму, действуют вполне эффективно. Такие служащие могут усердно ра- ботать, чтобы добиться премии или обеспечить себе быстрое продвижение, даже сталкиваясь с неодобрени-ем коллег. Для служащих с высокой степенью социальности та-кие стимулы скорее всего окажутся сравнительно неэф- фективными, пока они не будут обращены ко всей рабо-чей группе в целом. Для таких служащих их сродство с рабочей средой или разделяемое всей группой чувство важ-ности работы и необходимости ее сделать могут оказаться ключевым фактором мотивации.
5.КАКИЕ ТИПЫ СОТРУДНИКОВ МЫ МОЖЕМ ВСТРЕТИТЬ?
Ломака. Таким людям, прежде чем принять какое-либо решение, нужно, чтобы их долго обхаживали. При первой встрече ни в коем случае не требуйте от них ответить «да» или «нет» на конкретное предложение. С такими людьми лучше встретиться несколько раз, чтобы между встречами проходило некоторое время, нежели пытаться вытянуть ответ сразу. Любитель решать все с ходу. человек этой категории должен непременно принять решение к концу встречи. Чтобы закрыть вопрос так или иначе, ваш партнер может выну-дить вас ответить «да» или «нет», просто чтобы покончить с данной темой Разведчик. Это тот, кто, прикрываясь вниманием и за-ботой о вас, выуживает какие-то сведения, а сам взамен не сообщает, а если и выдает какую-то информа-цию, она часто оказывается ложной или к делу не относя-щейся. Факты и мнения, которыми вы с ним делились, он способен использовать против вас как в вашей фирме, так и в конкурирующей. Наставник. В действительно заботится об успехах ближнего, часто даже в ущерб себе. Первый признак - слова «а вот я вас научу» или «я вам подскажу», или то, что человек исполь-зует ради вас свои связи, приговаривая что-то вроде: «Давайте-ка я вас отведу к такому-то».
Хвастун. Вам придется терпеливо выслушивать обо всех победах и достижениях
Хвастуна на личном фронте и профессиональном поприще. Лучше всего дать
Хвастуну нахвастаться вволю. А когда он иссякнет, перейдите к делу, которым предстоит заниматься. Рассказчик. Ему непременно нужно сообщить вам все мельчайшие подробности того, что произошло с ним на-кануне. Можно просто усесться поудобнее и насладиться повествованием Рассказчика. Проявляйте сочувствие, поддержку, не осуждайте его, однако не теряйте бдительности: ведь в беседе с другими Рассказчик может изложить какие-то личные или служебные подробности из вашей жизни. Предназначение и привязанность
Ударников - это работа, так что вам, вероятно, придется услышать, что они
«работают как проклятые». Отнеситесь к этому сочувственно и выразите восхищение их преданностью делу. Человек, вынашивающий скрытые планы.
Человек такого типа приглашает вас на деловое свидание под каким-нибудь предлогом. И только если вы будете проницатель-ным и внимательным слушателем, вы в какой-то момент догадаетесь, что истинная причина встречи была совсем иной. Когда встречаетесь с подобным типом, важно уметь переключать разговор с подспудной темы на «заявленный» вопрос повестки дня и на протяжении ос-татка разговора внимательно следить, чтобы мотив встре- чи не изменился. Доморощенный Психолог. Этому надо непрерывно ана- лизировать все, что вы ни скажете или ни сделаете. подыграйте Доморощенному
Психологу, сказав что-нибудь в таком духе: «До чего вы проницательны!» или
«Как тонко вы смотрите на вещи! Да из вас бы вышел настоящий психолог!».
Везунчик. Это человек, который уже достиг чего-то такого, чего пока не удалось другому участнику (или участникам) встречи и теперь испытывает потребность всем поведать эту историю, не спрашивая, хотят другие это слу- шать или нет. Нытик. Независимо от того, как идут его дела, он всег-да живет своими и чужими неприятностями. терпеливо слушайте и соглашайтесь, что в жизни порой приходится бороться; при этом вовсе не требуется выглядеть столь же побитым и загнанным, как ваш собеседник. Озабоченный. С ним надо быть особо осторожным. Из-бегайте сказать что-нибудь такое, что он может превратно истолковать как подтверждение своих фантазий. Для встре-чи оденьтесь строго, ни в коем случае ничего вызывающе-го. Точно также старайтесь не употреблять каких бы то ни было выражений с сексуальным подтекстом, слов и фраз, связанных с половой сферой, и намеков на какие-то лич-ные моменты, иначе ваш собеседник решит, что вы одоб-ряете его манеру поведения. Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он спо-собен навязать свою волю во всем, пытается манипулиро-вать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокой-ный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудре-ную тактику.
6.КТО ТАКОЙ МАНИПУЛЯТОР? КАКИЕ ТИПЫ МАНИПУЛЯТОРОВ ВЫ ЗНАЕТЕ?
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ 4 ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ. Манипулятор. Внимательно следите за этим человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он спо- собен навязать свою волю во всем, пытается манипулиро-вать любой фразой, любой ситуацией. Сохраняйте спокой-ный и приветливый тон, ведь вы проникли в его немудре-ную тактику. Наряду с пот-ребностью управлять Манипулятор испытывает потреб-ность в руководстве свыше. Имеется несколько основных типов Манипулятора. 1. Диктатор. Преувеличивает свою силу. Он домини-рует, приказывает, цитирует авторитеты и делает все, что-бы управлять своими жертвами. Разновидность Диктато-ра: Настоятельница, Настоятель (Игумен),
Начальник. 2. Тряпка (слабак) - обычно жертва Диктатора, по-лярная противоположность. Он пре-увеличивает свою чувствительность, он забывает, не слышит, пассивно молчит. Разновидность Тряпки: Мни-тельный, Глупый,
«Хамелеон», Конформист, Стеснитель-ный, Уступающий. 3. Вычислитель преувеличивает свой контроль. Он об-манывает, увеличивает, лжет, старается перехитрить и про-верить других людей. Вариации Вычислителя: Афе-рист,
Игрок, Создатель рекламы, Шантажист. 4. Прилипала. Он преувеличивает свою зависимость. Это личность, жаждущая быть ведомой, дурачимой, предме-том забот. Он позволяет другим делать за него работу. Раз-новидности:
Паразит,Нытик, Ипохонд-рик, Иждивенец, Беспомощный 5. Хулиган.
Преувеличивает свою агрессивность, жес-токость, недоброжелательность. Он
Оскорбитель, Ненавист-ник, Гангстер, Угрожающий. Женская вариация - Сварли- вая баба («пила»). 6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, убивает своей добротой. Славный парень почти всегда выигрывает.
Разновидности: Угодли-вый, Доброжелательный Моралист. 7. Судья.
Преувеличивает свою критичность. Он нико-му не верит, преисполнен обвинений, негодования, с тру-дом прощает. Разновидности: Всезнающий,
Обличитель, Собиратель улик, Судебный пристав, Позорящий, Оценщик,
Мститель. 8. Защитник. Он чрезмер-но подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя им сверх всякой меры и не давая своим подзащитным встать на ноги и рас-ти самостоятельно.
Вместо того чтобы заняться своим де-лом, он готов заботиться о нуждах других. Варианты Защитника: Наседка, Утешитель, Покровитель, Ученик,
Помощник, Самоотверженный. Можно выделить четыре основных манипулятивных сис-темы. 1. Активный Манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстриро-вать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает к этому свое общественное поло- жение (родитель, старший брат, учитель, начальник). Он применяет тех-нику учреждения прав и обязанностей, табелей рангов и т. д., дергая людьми как марионетками. 2. Пассивный Манипулятор. Он прикидывается беспомощным и глупым и разыгрывает из себя «попираемого». В то же время пассивный манипулятор выигрывает посредством поражения. Позволяя активному
Манипулятору думать и работать на него, он в определен-ном смысле побеждает
«попирающего» своей вялостью и пассивностью. 3. Соревнующийся Манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующее постоянной бдительности, по- скольку здесь можно или выиграть, или проиграть, треть-его не дано. Для него жизнь - это битва, где все осталь-ные люди - это соперники или враги, реальные или по-тенциальные. 4. Четвертая (основная) форма манипулятивной систе-мы - это система безразличной манипуляции. Манипуля-тор играет роль безразличного, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть, устраниться от контакта с партне-ром. Его ключевая фраза: «Мне наплевать». Он относится к другому человеку как к неживой кукле. Его методы так-же то пассивны, то активны, иногда, он играет «Скуку», иногда «Сварливую пилу», «Мученика» или
«Беспомощ-ного». Его секрет, безусловно, в том, что ему вовсе не на- плевать, иначе бы он не продолжал свои манипуляции.
7.ЧЕМ МАНИПУЛЯТОР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ АКТУАЛИЗАТОРА? МОЖНО ЛИ МАНИПУЛЯТИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ ПРЕВРАТИТЬ В АКТУАЛИЗАЦИОННОЕ?
Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он ломает комедию и разыгрывает роли, долженствующие произвести впечатление, выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств не осознает действительного значения жизни, он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать , держит себя под постоянным контролем и других тоже, скрывая от них свои мотивы, не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает что в отношениях между людьми существует только две возможности: управлять или быть управляемым. Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему присущи чистосердечность, выразительность, он по- настоящему бывает самим собой, хорошо видит и слышит себя и других людей.
Он восприимчив к искусству, музыке и др проявлениям жизни, он способен к свободному выражению присущих ему возможностей, он хозяин своей жизни- субъект, а не объект, обладает глубокой верой в себя и других. Манипулятор
- это многогранная личность с антаго-нистическими противоположностями,
Актуализатор - это многогранная личность со взаимодополняющими проти- воположностями. Актуализированная личность представлена как комбинация четырех взаимодополняю-щих потенциалов, обычно развивающихся из прежних манипулятивных потенциалов. Из Диктатора развивается Руководитель.
Дополняющей противоположностью Руководителю является Сочувствующий. Из
Вычислителя развивается Внимательный. Вмес-то того чтобы использовать или эксплуатировать, Актуа-лизатор уважает себя и других в качестве людей, а не ве-щей. Дополняющей стороной Внимательного является Признательный.
Признательный не просто зависит от. других людей, но дает высокую оценку различным видам мастерства, которыми они обладают. Из Хулигана развивается
Напористый. Напористый рад стоящему противнику, он прям и откровенен, он не жесток и не стремится доминировать подобно Хулигану. Взаимодополняющей противоположностью Напористому служит Заботливый. Заботливый -это расположенный, дружественный, глу-боко любящий человек. Из Судьи развивается Выразитель. Выразитель не критикует других, но способен твердо выражать свои убеж-дения. Дополняющей стороной Выразителя является Про- водник. Проводник не защищает и не учит других, но мягко помогает каждому найти свой собственный путь.
8.КАКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ МОЖНО ОПИСАТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?
Исполнительская деятельность, отвлекаясь от ее пред-метных и профессиональных качеств, описывается семью психологическими характеристиками (шкалами): а) целенаправленность - бесцельность; б) мотивированность - незаинтересованность; в) самостоятельность - зависимость; г) организованность - стихийность; д) ответственность - безответственность; е) компетентность - некомпетентность; ж) творчество - рутинность. По этим шкалам можно составить психологические «про-фили» исполнителей и путем качественного анализа выде-лить наиболее типичные.
Основными из них являются: 1) творческий тип исполнителя, самостоятельный, ком-петентный, ищущий; 2) сверхнормативный - целенаправленный, заинтере- сованный, организованный; 3) регламентированный (наиболее распространенный); 4) пассивный; 5) «преобразовывающий» указания руководителя; 6) низкомотивированный; 7) уклоняющийся тип исполнителя; 8) трудноуправляемые исполнители - подчиненные.
9.КТО ТАКИЕ «ТРУДНОУПРАВЛЯЕМЫЕ» СОТРУДНИКИ? КАКИЕ ТИПЫ РАБОТНИКОВ
СУЩЕСТВУЮТ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ? трудноуправляемые исполнители - подчиненные. Среди трудноуправляемых служащих выделяют разно-видности: - ленивые: просто работают недостаточно;
- «злые»: «загрязняют» свои отношения с людьми раз-дражительностью и вызывающим поведением; - беспомощные: так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят неудачу; - эмоциональные: слишком купаются в своих чувст-вах; - аморальные: ради собственного удовольствия исполь-зуют людей и системы и наносят им ущерб; - занимающие оборонительную позицию: воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены; - «ожесточенные»:
«носятся» со старыми обидами; - уклоняющиеся: активно избегают света; бесчувственные: их не трогают окружающие; 15. Уровень интеллигентности, превышающий средние показатели
10.КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВИЧНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ЛЮДЕЙ ПО ТИПАМ, ИСХОДЯ ИЗ
ДОМИНИРУЮЩЕГО ИНСТИНКТА? КАКИЕ ТИПЫ ВЫДЕЛЯЮТ?
Инстинкты - это фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолже-ния рода, отношения к себе и другим. Инстинкты как ге-нетическая программа приспособления есть и у животных, но инстинкты человека - качественно иная, чем у живот-ных, программа адаптации. Инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода - базовые, они обеспечива-ют физическое выживание человека и человеческого вида. Специфические человеческие инстинкты - исследователь-ский инстинкт и инстинкт свободы - обеспечивают пер-вичную специализацию человека, а инстинкт доминиро-вания и сохранения достоинства обеспечивают самоутвер-ждение, самосохранение человека в психосоциальном аспекте. Обычно у человека один или несколько инстинктов доминируют, а остальные выражены слабее. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей по своему типу. Можно выде-лить 7 типов людей по доминированию инстинкта. Эгофильный тип - доминирует самосохранение, с - неумные: делают неверные или ограниченные умо-заключения; - самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя не-погрешимыми ; запуганные: ограничивают свои потенциальные воз- можности, опасаясь неизвестно чего. В научно-исследовательских учреждениях, как установлено, работники делятся на три категории: 1. Генераторы идей -
3%; 2. Активные эрудиты - 10% 3. Ремесленники - 87%. Генераторы идей - это люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т. п. Это благодаря им движется наука вперед. Провести водораздел между свободным и рабочим временем генера-тора идей невозможно. Активные эрудиты - это люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важ-ная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществляются грандиозные проекты. Ремесленники - это люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им ска-жут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Эту кате-горию людей можно встретить в институтах на лестнич-ных площадках в местах курения, обнаружить в рабочее время в магазине. Выполняют они рутинную работу - ран-него детства склонность к повышенной осторожности, к обостренной сбиотической связи с матерью, нетерпимость к боли, эгоцентричность. Их кредо - «Без-опасность и здоровье превыше всего».
Генофильный тип - доминирует инстинкт продолже-ния рода, уже в детстве интересы этого типа людей фик-сированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. И во взрослой жизни их кредо - «Интересы семьи превыше всего.
«Мой дом - моя крепость», ради детей и семьи готовы жертвовать собой.
Альтруистический тип - доминирует инстинкт альтру-изма, с детства проявляется доброта, заботливость к близ-ким, способность отдать другим последнее, даже то, что необходимо ему самому. Их кредо - «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». Исследовательский тип - доминирует инстинкт иссле-дования, с детства повышенная любознательность, стрем-ление во всем добраться до сути, бесконечные вопросы «Почему?» и не довольствуются поверхностными ответа-ми, много читают, делают эксперименты. Их кредо -
«Творчество и прогресс - превыше всего!». Доминантный тип - инстинкт доминирования с детст-ва проявляется как умение организовать игру, поставить цель и проявить волю для ее достижения, умение разби-раться в людях и вести их за собой, деловитость, уси-ление потребности контроля над машинопись, калькирование, курьерские функции и т. п. Особенности, которые присущи творческой личности: 1. Открытость ума. 2. Отсутствие конформизма.
3. Напористость, склонность к самоутверждению. 4. Стремление работать «по своему расписанию». 5. Способность к напряженной работе в течение дли- тельного времени. 6. Желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестествен-ному». 7. Склонность к работе с неясно определенными, запу-танными и двусмысленными проблемами. 8.
Отсутствие уважения к строго установленным прави-лам и нормам. 9. Любовь к свободной «игре идей», даже если это заня-тие окажется впоследствии пустой тратой времени. 10. Значительно больший интерес к неизвестному, чем к тому, что известно. 11. Терпимость к ситуациям неопределенности. 12. Потребность в новых, необычных впечатлениях. 13. Потребность в свободе, в частности, в свободе вы-бора исследовательской тематики. 14. Склонность к юмору. другими. Их кредо - «Дело и порядок превыше всего; будет хорошо всем - бу- дет хорошо каждому». Лидеры, руководители, политики, организаторы
Либертофильный тип - доминирует инстинкт свободы, склонность к протесту против любого ограни-чения его свободы растет вместе с ним. Стремление к са- мостоятельности, упрямство, терпимость к боли, лишени-ям, предрасположенность к риску. Подавлены инстинкты самосохранения, продолжения рода. Их кредо - «Свобода превыше всего». Дигнитофильный тип - доминирует инстинкт сохране-ния достоинства. Уже с детства такой ребенок способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к лю-бой форме унижения. Такой человек готов во имя сохранения чести и до-стоинства поступиться своей жизнью, своей свободой, своей карьерой, своими профессиональными интересами, своей семьей. Их кредо - «В нашем роду не было трусов и подлецов! Честь превыше всего!».
11.ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ? КАКИЕ ТЕМПЕРАМЕНТЫ ВЫДЕЛЯЮТ? ОХАРКТЕРИЗУЙТЕ ИХ
Темперамент - совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Люди холерического темперамента - активные, целеус-тремленные, эмоционально страстные,
«несдержанно-го-рячие», отважные, бескомпромиссные. У них ослаблен инстинкт самосохранения и главенствуют инстинкты до-минирования, сохранения достоинства и исследователь-ский. Предназначены быть воинами, исследователями, лидерами. Они по телосложению сухощавы, жилисты, выносливы, обладают сильной неуравно-вешенной нервной системой, поспешны в словах и действиях, кон-фликтно несдержанны, с перепадами настроений и рабо- тоспособности. Люди сангвинического темперамента быстры, легко пе- реключаемы, общительны, оптимистичны, компромиссны и гибки. У них доминирует инстинкт свободы, они ориен-тированы на риск, темп, быстрый результат, свободу дей-ствий. Про-фессия как правило, в сфере бизнеса, политики, обслу-живания. Среднее телосложение и средний рост, сильная уравновешенная подвижная нервная система обеспечива-ют быстрые и обдуманные реакции, постоянно хорошее настроение, прекрасную приспособляемость к людям, изменяющимся социальным ситуациям, изменчивости интересов, чувств, взглядов. Люди флегматичного темперамента медлительны, зам-кнуты, терпеливы, миролюбивы, стабильны. У них доми-нируют альтруистический инстинкт и инстинкты самосох-ранения, продолжения рода. Они природой предназначе-ны быть создателями, хранителями, опорой жизни. По телосложению они широкоплечи, широкогруды, сред-него или малого роста, обладают сильной уравновешен-ной инертной нервной системой, обеспечивающей урав-новешенное настроение, постоянство чувств, привязанностей, интересов, взглядов, выносливость, устойчивость к длительным невзгодам, медлительность, упорство в работе и если в войны ввязываются сангвиники, воюют холери-ки, то восстанавливают города и села после войны флег-матики. Люди меланхолического темперамента склонны к обост-ренным переживаниям, размышлениям, повышенной чув-ствительности и утомляемости, погружены в свой мир пе-реживаний, мыслей, обладая высокими интеллектуальны-ми, творческими, порой художественными способностя-ми. Это мыслители, писатели, художники, мечтатели. По телосложению они чаще астеники - хрупкие, изящные, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, обладают слабой нервной системой.
12.АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА, ЧТО ЭТО ТАКОЕ? ОПИШИТЕ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ
АКЦЕНТУАЦИИ? У ВАС ПРОЯВЛЯЕТСЯ АКЦЕНТУАЦИЯ?
Характер - это результат взаимодействия человека с миром, совокупность относительно устойчивых приобретен-ных качеств, выражающих отношение человека к себе, дру-гим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, привычных формах поведения. У 20-50% людей некоторые черты характера столь за-острены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный «перекос» характера, акцен-туация характера, в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфлик-ты. Акцентуации характера чаще встречаются у подростков и юношей, чем у взрослых, поскольку именно эти периоды жизни наиболее критические периоды для фор-мирования характера, для проявления своей неповторимос-ти, индивидуальности. Затем с годами акцентуации могут сглаживаться или, напротив, усиливаться, перерастая в не-врозы или психопатии. Можно выделить следующие основные типы акцентуции характера:
1. Гиперактивный. Человек очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Он не реагирует на замечания, отсутствует самокри-тичность. 2. Дистимичный (дистимичность). У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистичность. Эти люди тяготятся шумными обществами, с сослуживцами близко не сходятся. 3. Циклоидный тип (циклотимность).
Акцентуация ха-рактера проявляется в циклически сменяющихся перио-дах подъема и спада настроения. В период подъема на-строения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистимической. В пе- риод спада обостренно воспринимают непонятности. вплоть до самоубийства.
4. Эмотивный (эмоциональ-ность). Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприят-ности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэто-му у него чаще печальное настро-ение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова. 5. Демонстративный (демонстративность). Этот человек стре-мится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, сканда-лы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих небла-говидных поступках. 6. Возбудимый
(возбудимость). У этих людей повышен-ная раздражительность, несдержанность, угрюмость, занудливости, но возможны льстивость, услужливость (как мас- кировка), склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. 7. Застревающий (застревание). Люди с таким типом акцентуации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчи-ками. У них наблюдается служебная и бытовая несговор-чивость, склонность к затяжным склокам. 8. Педантичный
(педантичность). У этих людей выра-жена занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе они способны замучить посетителей формаль-ными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной ак-куратностью. 9. Тревожный
(тревожность). Люди этого типа акценту-ации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуверенностью в себе. Они постоянно опаса-ются за себя, своих близких, долго переживают неудачу и сомневаются в правильности своих действий. 10. Экзальтированный (экзальтированность). Люди с таким типом акцентуации имеют очень изменчивое на-строение, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отражение во влюбчивости. 11. Интровертированный. Люди этого типа акцентуация характеризуются малой общительностью, замкнутостью. Они находятся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего погруже-ны в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная ра-нимость, но ничего о себе не рассказывают и не делятся своими переживаниями. Даже к своим близким людям они относятся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие. Эти люди любят одиночество и предпочитают находиться в уединении, чем в шумной ком- пании. 12. Конформный (конформность). Люди этого типа об-ладают высокой общительностью, словоохотливостью до болтливости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамостоятельны, стремятся быть как все и не выделять-ся «из толпы». Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим.


13. что такое психосоциотип? какие виды психологических предпочтений существуют?
Психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой, что обусловливает специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях, специфику проявления социально-психологического самочувствия. Психосоциотип может достаточно существенным образом влиять на состояние, поведение, уровень активности либо деструктивности сотрудников.
Существуют четыре основных предпочтения: первое имеет отношение к тому, откуда Вы черпаете свою энергию — из внешнего мира (экстравертами) или внутри себя (интровертный); второе связано с тем, как Вы собираете информацию о мире — дословно и последовательно (сенсорно-ощущающий) или более произвольно (интуитивный); третье относится к тому, как Вы принимаете решения — объективно и беспристрастно (мыслительно-логический) или субъективно и межличностно (эмоционально-чувствующий); четвертое имеет отношение к нашему образу жизни — предпочитаете ли Вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный) или уступчивым и непосредственным
(воспринимающий, иррациональный).

14.Охарактеризуйе свой психосоциотип. Какие психосоциотипы выделяют?
Е — экстраверт, I — интроверт, Л — логически-мыслительный, Э — эмоциональный, С — сенсорно-ощущающий, И —интуитивный, В — воспринимающей,
Р — решающий.

15.Какие псих-е особенности присущи каждой из 4-х групп?
Люди, относящиеся к интуитивной (И) категории, в принятии решений опираются на внутренний голос, собственную интуицию вне зависимости от того, как поступают в подобных ситуациях окружающие.
Для сенсорных (С) людей, напротив, опыт окружающих, здравый смысл являются критерием для принятия решений. Им чуждо фантазерство. Разногласия между представителями И- и С-лагерей бывают особенно непримиримыми и могут служить основой серьезных социальных и личностных проблем.
Если мир, который Вы вокруг себя создали, имеет структурную определенность, он регулируется, планируется и подвержен контролю, а Вы — человек решительный, все обдумывающий и способный принимать решения с минимальным напряжением, то Вы относитесь к рационально-решающему типу (Р).
Если окружающий мир позволяет Вам быть гибким, спонтанным, адаптироваться к разнообразным ситуациям, если принятие решения и приверженность ему вызывают у Вас беспокойство в отношении того, как решить конкретную проблему или даже что сегодня делать, то Вы относитесь к иррационально- воспринимающему типу (В). Люди воспринимающего типа стремятся накапливать информацию вместо того, чтобы торопиться с заключением (оценкой) по любому вопросу. Люди решающего типа имеют тенденцию к тому, чтобы выносить решение вместо того, чтобы использовать (учесть) новую информацию, даже если эта информация неизбежно должна изменить их решение.
Если принимая решение, Вы предпочитаете быть логичным, аналитиком, беспристрастным и объективным, пока не придете к заключению, то, вероятно,
Вы относитесь к мыслительному, логическому типу (логик — Л). Если Вы опираетесь на свое субъективное отношение к информации, на субъективную оценку события, учитывая, как это решение повлияет на других, на межличностные отношения, то Вы тяготеете к эмоционально-чувствующему типу
(Э).

16.Какие качества присущи лидеру типа Дионисий? Чем отличается лидер
Эпиметей, лидер-Прометей, лидер-Аполлон?
СВ(сенсорно-воспринимающий)-лидер (Дионисий). Наиболее яркой чертой СВ- лидеров является способность жить, руководствуясь принципом «здесь и сейчас». Ситуация, где необходимо мгновенно реагировать на следующие одно за другим изменения, деятельность в атмосфере риска и опасности, когда успех предприятия в каждый момент висит на волоске и зависит от безупречной точности действий, — вот условия, в которых способности СВ-лидера становятся просто неоценимыми. Пунктуальное следование детально проработанному плану действий — непосильная задача для СВ. Это не просто не интересно им, рутинная обыденная деятельность выше их сил. Обуздать собственные импульсы, лишить себя бесценной свободы во имя распорядка или долгосрочного плана — преступление в системе ценностей СВ-лидера.
СР-лидер (сенсорно-решающий) — Эпиметей. Жесткость Эпиметея может быть с успехом использована в системе, являясь основой стабильности, планомерности и надежности. Более надежного партнера, чем СР, не следует даже пытаться искать: слово СР — закон, и все операции будут исполнены точно в срок, как было спланировано по предварительной договоренности. Ни один лидер не способен сравниться с СР-руководителем в сфере, где важно учесть многочисленные существенные подробности и детали технологии, где от точного выполнения выработанных годами последовательных операций зависит успех предприятия. СР (Эпиметей) крайне серьезно относится к сохранению не только материальных ресурсов, но и традиций, обычаев, существующих в системе.
Подобные качества определяют области, в которых СР-лидеры чувствуют себя наиболее уверенно. Это регулярные вооруженные силы и система школьного образования, медицина и производство, посредничество и сфера услуг.
По мнению СР (Эпиметея) вознаграждение следует заработать, а похвалы достойны лишь лучшие, наиболее старательные и пунктуальные работники.
ИЛ-лидер (интуитивно-логический) — Прометей. Если - СВ-лидер (Дионисий) чувствует себя хорошо, руководя людьми в критических ситуациях, СР
(Эпиметей) стремится обеспечить стабильность в системе, то ИЛ-лидеру
(Прометею) свойственно стремление разрабатывать концепции развития руководимой им организации. Набросать основные положения проекта, составить
«идейный скелет» предстоящей программы действий, проявить изобретательность в области интеллектуального творчества и спрогнозировать эффективное использование ресурсов доставляет ему истинное наслаждение. Сложность регулируемой системы не пугает ИЛ, и он всегда готов отстаивать верность принципов против любого числа оппонентов любого ранга.
Лидерам всех типов (а ИЛ-лидерам особенно) следует твердо знать прописную истину: если человека не отблагодарили вовремя и соответствующим образом за выполненную работу, он никогда не догадается, что вы оценили его труд по достоинству, даже если вы заплатили ему сполна. Право и обязанность высказывать благодарность от имени организации имеет только лидер и никто иной.
ИЭ-лидер (интуитивно-эмоциональный) — Аполлон. Д.Кейрси называет ИЭ- лидера «катализатором», потому что основной чертой менеджера этого типа является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В отличие от ИЛ (Прометея) и СР (Эпиметея), ориентированных на решение проблем самой системы, организации, Катализатору более свойственно стремление разрешить проблемы людей в организации.
Катализатор — самый демократичный из лидеров, внимательный к личным проблемам и интересам сотрудников, думающий в первую очередь о реализации потенциала каждого члена команды и лишь во вторую — о документации или архитектуре системы.
Атмосфера свободы, самостоятельности, инициативы, которую создают и поддерживают ИЭ-лидеры, иногда приводит к тому, что обязательные процедуры не выполняются точно в срок «слишком свободными» сотрудниками. ИЭ-лидер, часто выступающий в роли «спасителя», берет на себя ответственность за деятельность или бездеятельность «жертв», что в крайних случаях препятствует его собственному профессиональному росту и карьере. Причины подобных ситуаций обычно недоступны пониманию Катализатора, недоумевающего каждый раз, почему же сценарий повторился.

18.Можно ли спрогнозировать тенденции развития взаимоотношений мд людьми на основе знания их психосоциотипа? Какие виды взаимоотношений выделяют?
Что такое Квадра?
Сопоставляя людей разных психосоциотипов, можно заранее прогнозировать вероятные тенденции развития их взаимоотношений, их совместимости.
Например, дуальные отношения полного дополнения складываются между психотипами, которые отличаются по признакам: экстраверсия—интроверсия, эмоции—логика, сенсорика—интуиция. т. е. информация от дуала воспринимается как поддержка, помощь, коррекция и поэтому дуалы — надежные партнеры в работе, семье.
Миражные отношения, Полная противоположность - смотрят на одни проблемы с противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Не могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но в начале знакомства привлекают друг друга своей непохожестью, загадочностью, могут влюбиться, но потом из-за трудности, а порой невозможности достигать согласия — расстаются. Зеркальные отношения - то, что думает один, без лишних слов реализует другой. Здесь конфликты маловероятны, а взаимная польза есть.
Конфликтные отношения. При близком общении конфликты неизбежны, т.к. каждый из партнеров воздействует другому на уязвимую точку, на «больную мозоль» друг друга. При дальнем общении уважают друг друга, советуют друг другу.
Квадра – когда люди четырех разных типов полностью дополняют друг друга, это группа в которой осуществляется полная кооперация, взаимопомощь, поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и максимальная продуктивность деятельности.

20. К-е усл-я способ-ют форм-ию соц-х групп? Что такое соц. группа (СГ)?

Важные условия для формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и что они работают над решением общих проблем или ради достижения общих целей. Существуют и другие факторы, которые усиливают тенденцию к формированию социальной группы. Наиболее важными представляются следующие: общее отождествление вне рамок организации; сходный образ мышления; символы и эмблемы; лидерство.

СГ - это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков: внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций; групповыми ценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы; собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп; групповым давление:, т, е, воздействием на поведение членов группы; общими целями и задачами деятельности; стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач; закреплением традиций, символики (знаки, одежда, флаги и т.д.)

21. Как влияют статусно-ролевые отн-я на соц.структуру (СС) группы. Как происходит принятие роли?
Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально- квалификационные характеристики и половозрастной состав.
Схема ролевого поведения амер. психол.Оппорта: все начинается с необходимости выполнения соц.роли, > значение играет фактор личности чела.
Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных группах), другие — более строгого и авторитарного (в производ-ых группах.
Без понимания своей роли и основных ф-ий очень трудно справиться, со своей ролью. После осознания роли чел. должен ее принятьотклонить как несоответ- ую его индиви-но – психол-им особенностям.
Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения.

22. Межлич-е отношения в группе, как они проявляются? Как мы воспринимаем и оцениваем людей?
В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга.
Психологи А.А.Бодалев, В. Н.Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку, — это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.
Глаза - могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Улыбка - человека нас очень привлекает, особенно если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая. В целом выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытости. Каждого человека отличает также определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. А дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. Кто он? Что из себя представляет? Можно ли довериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека, и, конечно, уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать другого.


23. Какие типы установок на восприятие др. чела возможны? почему бывают искаженные представления о др. челе три типа установки: 1.позитивная – переоценка полож-х качеств; проявление неосознаваемой доверчивости 2.негативная – восприятие отриц-х чачеств; др-е проявления: недоверчивость, подозрительность 3.адекватная – у каждого чела есть и положит. и отриц. качества. Гл-е как они сбалансированныи оцениваются самим челом. Эти установки лежат в основе искажения представления о др. челе. эффект «ореала» — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. эффект
«последовательности» — на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. эффект
«авансирования» — человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.
«проецирование на других людей собственных свойств», что вызывает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека.

24. Какие психол-е механизмы влияния людей друг на друга существуют?
Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы. Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду окажется 1.свойство заражения—эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей, происходит на бессознательном уровне как в толпе так и в малых группах. 2.внушение-мб индивидуальным и групповым; идет на (не)сознательном уровне, в зависимости от цели общения 3.подражания-сложное динамической свойство, его возможное проявление: от слепого копирования до сознательного подражания.
4.соревнование-сравнение себя с другим челом, вызывает напряжение умственных, эмоц-х и физич-х сил, может явл. стимулом развития, перерастать в соперничество 5.убеждение-агрументир-е, сознат-ое словестное док-во своих идей, мнений, поступков. Действенно тогда когда опираются не только на слова, но и на дела, эмоции и т.д.

25 Какие уровни понимания личности другого человека возможны?
Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности, индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно восприятие лишь внешнего "рисунка" поступка человека без проникновения в мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо или плохо. На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по интеллектуальным особенностям: умный или глупый; по характеру: жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный. Самый высокий, третий уровень глубокого понимания человека включает выявление системы ведущих целей и мотивы поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

26 Чем отличается эмпатия от рефлексии как форма познания личности другого человека?
Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.
Способность к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня развития: первый уровень - низший, общаясь с собеседником, человек проявляет своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника; второй уровень - по ходу общения у человека возникают отрывочные представления о переживаниях другого человека; третий уровень - отличает умение сразу войти в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на протяжении всего процесса взаимодействия с ним.
Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей - рефлексия. Для рефлексии свойственна усиленная подверженность определенным тенденциям искаженного понимания особенностей других людей на основе стереотипизации, когда по одной-двум чертам относят человека к определенному стереотипу и приписывают ему набор качеств, присущих этому стереотипу: а) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целостный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот образ, отбрасывается. б) эффект "ореола" и другие рассмотренные ранее эффекты.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.