РУБРИКИ |
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. УшинскогоПедагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. УшинскогоСодержание 1. Краткая биография К.Д. Ушинского . . . . . . . . . . . . . . . . .2 2. Педагогическая деятельность и система взглядов на педагогику К.Д. Ушинского. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 3. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве. . . . . . . . .12 4. Ушинский о народном учителе и его подготовке. . . . . . .14 5. Отрывки из книг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 6. Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .23 Краткая биография К.Д. Ушинского. (1824-1870) К. Д. Ушинский является основоположником русской педагогической науки. После окончания юридического факультета Московского университета, в Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь
совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые
педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в
политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было
большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Прогрессивная деятельность в Сильном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать кaк можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности". Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была
глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО. К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки. Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека. Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе. Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли). Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования. И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих на блюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.). Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя. Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения. После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым. Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология. Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы). Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных
знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Создавая русскую педагогику, Ушинский считал невозможным подражать или механически переносить в нее принципы воспитания других народов. Каждый народ создает свою собственную систему обучения и воспитания со своими национальными чертами и творческими проявлениями. При этом педагог не отрицал возможности использовать достижения в области педагогики других народов, разумно преломляя их к своим национальным особенностям. Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип
преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. - воспитание должно быть самобытным, национальным; - дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой; - народ определяет содержание и характер воспитания; - все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием; - воспитание женщин наравне с мужчинами; - подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке. Гимном родному языку является статья Ушинского "Родное слово", написанная вдохновенно, эмоционально. В ней он сравнивает язык народа с распускающимся цветом всей духовной жизни нации, утверждая, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие. - принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать национальное самосознание народа. - принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и др. Идея народности у Ушинского, являясь идеей демократической, определяла новый прогрессивно-творческий подход к развитию педагогики и как нельзя лучше отвечала потребностям народа и народно образования. Еще одним основанием педагогики как науки Ушинский считает единство теории и практики. Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта - "теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли". Ушинский обращает внимание не только на теоретическое, но и большое практическое назначение педагогики. Эта. приложимость законов педагогической науки и практической деятельности позволила ему назвать педагогику "искусством воспитания". В педагогической деятельности, которая строится на научной основе нельзя отрицать индивидуальное мастерство и творчество педагога, что обогащает саму науку педагогику. Ушинский отмечает, что "Воспитатель - есть художник, воспитанник - художественное произведение, школа - мастерская. Актуально звучит сегодня положение Ушинского о том, что "передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт". Важным основанием педагогики Ушинский считает формирующую роль деятельности и активности личности. Стремление детей к разнообразной деятельности заложено в самой природе человека, это основной закон детской психики. Деятельность Ушинский рассматривал как основу воспитания и обучения, ибо без самостоятельной творческой деятельности, без активности самого ребенка успешность воспитания и обучения невозможна. Одной из важнейших форм деятельности Ушинский считал груд. В своей работе "Труд в его психическом и воспитательном значении" он показывает, что труд - это, прежде всего основа материальной жизни, и источник развития человека, необходимое условие гармонического развития - физического, умственного, нравственного, эстетического. К тому же деятельность и труд являются и условием развития познавательных, эмоциональных и волевых процессов, формирования способностей и характера ребенка. Школа должна готовить человека к свободному и творческому ТРУДУ, вызывать у него "жажду серьёзного труда", формировать привычку трудиться и находить счастье в наслаждении трудом. К обоснованию процесса воспитания Ушинский подходит с научных позиций, подводя под него психологический и естественнонаучный фундамент. "Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный
процесс "управления личностью" цель которого -подготовить человека к жизни
и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого
человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и
всего человечества. Из направлений воспитания главную роль, по Ушинскому,
играет нравственное воспитание, оно - центр его педагогической концепции. Воспитание, по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и качества как упрямство, леность, скуку, тоску, эго изм, карьеризм, лицемерие, праздность и др. Важными задачами нравственного воспитания являются: - формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения; - развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым
высоким, пламенным чувством в человеке, "его общественным цементом" - воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения. Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных "словесных назиданий". Методы и средства воспитания зависят от его содержания и цели.Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих убеждений. В воспитании важны и метод упражнений, режим дня, авторитет родителей,
личность учителя, пример (организованная среда), поощрения и разумные,
предупреждающие наказания, организация детского общественного мнения. В
деле воспитания большую роль играет общий дух в школе, благоприятная
атмосфера. Одним из сильных средств воспитания Ушинский считает природу: Воспитание Ушинский рассматривал в тесном единстве с процессом обучения и протестовал против разделения воспитания и обучения, между учителем и воспитателем. Большой вклад внес Ушинский в разработку вопросов дидактики. Особое внимание он уделял проблемам содержания образования. В условиях общественно- педагогического движения 60-х годов XIX века она решалась в развернувшейся дискуссии о классическом и реальном образовании. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский считал прадедовской ветошью, от которой пора отказаться и начать создавать школу на новой основе. Содержание образования должно включать прежде всего изучение родного языка, так как "родное слово есть основа всякого умственногоразвития и сокровищница всех знаний...", даже предметов, раскрывающих человека и природу: историю, географию, естественные науки, математику. Особое место Ушинский отводит изучению природы, называя ее одним из В первую очередь, в школе надо иметь ввиду душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие, а знания и идеи должны выстраиваться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального
образования (цель обучения - развитие умственных способ ностей учащихся),
так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Исходя из того, что в школе изучаются не науки, а основы наук, Обучение рассматривалось Ушинским как посильная деятельность детей под руководством учителя. Учение должно быть трудом, развивающим и укрепляющим волю детей. Обучение как специфическая форма процесса познания имеет свою логическую структуру: 1-я ступень - познание на стадии чувственного восприятия (ощущения, представления). Учитель должен способствовать накоплению учащимися материала, учить их наблюдать, вторая - познание на стадии рассудочного процесса (понятия и суждения). Учитель учит сравнивать, сопоставлять факты, обобщать, делать выводы, умозаключения. Третья ступень идейного (разумного) познания, это ступень формирования самосознания, мировоззрения. Учитель приводите систему знания, способствует формированию мировоззрения. И следующая ступень освоения приобретенных знаний - закрепление. Преподавание и учение связаны в единое целое тогда, когда преподавание начинается своевременно, развертывается постепенно и органично, сохраняет постоянство, возбуждает самодеятельность учащегося, избегает как чрезмерной напряженности, так и чрезмерной лёгкости занятий, обеспечивает нравственность и полезность материала и его применения. В области организации и конкретной методики учебного процесса Ушинский разрабатывал вопрос: как учить ребенка учиться, проблему активизации учебного процесса, познавательной деятельности, развития мышления, сочетания механического и логического запоминания, повторения, единства наблюдения и интереса, внимания, речи. Великий педагог научно обосновал и всесторонне развил дидактические принципы наглядности (связывая её с проблемой мышления, речи (особенно, младших школьников) и в целом развития личности), сознательности, посильности, последовательности, прочности. Преподавание осуществляется двумя главными методами - синтетическим и аналитическим. Методы дополняются приемами, их четыре: догматический (или предлагающий), сократический (или спрашивающий), эвристический (или дающий задачи), секро-сематический (или излагающий). Все они, сочетаясь или соединяясь в преподавании, применяются в каждом классе и на каждом уроке с учётом возраста учащегося и содержания предмета. Мысли Ушинского об обучении объединяются общей идеей воспитывающего и
развивающего обучения. Если развитие, формирование и воспитание личности
осуществляется в единстве своем через обучение, то само обучение неизбежно,
по мнению Ушинского, должно быть развивающим и воспитывающим. Обучение Большое внимание Ушинским уделялось уроку, разработке требований к организации классных занятий: они должны давать прочные глубокие знания, учить добывать их самостоятельно, развивать познавательные силы и возможности школьника, воспитывать нравственно ценные качества. Ушинский выступает против трафа рета, схематизма и шаблона в построении урока, формализма, который сковывает творческую инициативу учителей. Им дана типология уроков. Много внимания Ушинский уделяет проблеме первоначального обучения. Он пишет, что "чем меньше возраст, тем больше должна быть педагогическая подготовка лиц, которые воспитывают и обучают детей". Начальная школа должна закладывать фундамент общего образования и воспитывать положительные качества личности. Ушинский написал для начальной школы учебные книги: "Родное слово" и Ушинский обосновал звуковой, аналитико-синтетический метод обучения грамоте в начальной школе, объяснительное чтение. Им показана необходимость изучения природы и использования ее как средства всестороннего развития личности школьника, воспитания наблюдательности, развития логического мышления, т.к. логика природы - самая доступная и самая полезная логика для детей, и она - "великий наставник человечества". В правильно организованной школе, связанной с жизнью и со
временностью, ведущую роль Ушинский отводил учителю. В статье "О пользе
педагогической литературы" Ушинский делает попытку поднять авторитет
учителя, показать его огромную общественную роль. В ней предстает яркий
образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему: Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по
тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию,
физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело
и беззаветно ему служить. "Для народного учителя, писал Ушинский,
необходимо всесторонне широкое образование, важно развивать в учителе
способность и готовность к постоянному расширению своего научного и
педагогического кругозора". В 1961 году Ушинский пишет большую работу Ушинский о педагогике, как науке и искусстве В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не наука, а искусство». В конце 19 в. нередко можно было услышать суждения, будто ни кто
другой, как сам Ушинский отказывал Педагогике в праве называться наукой. К вопросам о соотношении науки и искусства воспитания как практической
учебно-воспитательной деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов
на научно-педагогическом поприще, в самых первых своих педагогических
трудах, к которым относятся: «Лекции о камеральном образовании» (1846- В своих работах Ушинский говорил, что предмет всех наук и каждой из них в отдельности не остается постоянным, но является исторически изменчивым. Он не соглашался с теми немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы между наукой и практической деятельностью, а правила именовались законами. Ушинский считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины, вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: «возле всякой науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти правила пользования наукой не составляют еще науки…» Для доказательства своей точки зрения Ушинский приводил аргументы, согласно которым искусство практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека. Выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве их практического применения преобладает субъективное начало. В отличии от правил, которые могут изменяться в зависимости от воли и желания человека, «истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более глубоким, или, что все равно, приближается более и боле к сущности предмета». В отличии от своих предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к практике, перестает быть наукой и становится искусством. Н.К. Гончаров считал, что Ушинский не проявлял последовательности в решении вопроса о педагогике как науке или искусстве. Разграничение педагогики как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания – с другой, имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих связей между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и цели педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной основе. Официальной педагогике, которая основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической педагогической деятельности. Для педагогики представляют интерес науки, «из которых почерпает знания средств, необходимых ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях». К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный подход, согласно которому педагогика должна быть «собранием фактов, группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты». К.Д. Ушинский доказывал, что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика существенно отличается в этом отношении. Задачу педагогики Ушинский видел в «изучении человека во всех
проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания». Ушинский о народном учителе и его подготовке Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально- педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ. В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей» Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования. В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения». Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,
серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен
обладать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих
воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если
он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания
есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в
том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только
преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные
воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются
редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на
умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям,
и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о
различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель
должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по
тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь. Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2) -подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии. Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин- учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.». Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. При всем разнообразии и многоплановости взгляды К. Д. Ушинского на
учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и
его благородному труду. Ушинский высоко поднял общественное значение
учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки. Отрывки из книг. ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ ПРОЕКТ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ РОДНОЕ СЛОВО С чего следует начинать ученье? В прежнее время на этот вопрос ответ
был очень легок: с чего же, как не с азбуки? Но современная рациональная
педагогика при решении этого вопроса обращает внимание на детскую природу и
замечает, что чем моложе ребенок, тем менее способен он к постоянству
деятельности в каком-нибудь одном направлении, тем быстрее устает он
ходить, сидеть, держать в руках самую легкую вещь, даже лежать, и что тот
же ребенок, перемешивая всевозможные роды деятельности и, по-видимому,
вовсе не отдыхая, резвится целый день и удивляет взрослого своей
неутомимостью. То же самое замечается и в душевной деятельности дитяти: чем
моложе дитя, тем менее способно оно к постоянству какой бы то ни было
душевной деятельности в одном направлении, тогда как, разнообразя свои
занятия, может работать довольно долгое время. Самая перемена занятий
действует на ребенка лучше даже полного отдыха, который, конечно, необходим
в свое время. Ребенок, видимо, устал читать, внимание его ослабело, процесс
понимания остановился: заставьте дитя полчаса пописать, порисовать,
посчитать, попеть и — заметите, что, воротившись потом к чтению, ребенок
снова стал и понятлив, и внимателен. На основании вышеизложенного физиологического и психического закона
современное первоначальное обучение открывается не одним, но несколькими
предметами: наглядное обучение, письмо, рисование, детские работы, чтение,
счет... пение и гимнастика сменяют друг друга и поддерживают в ребенке
телесную и душевную бодрость и свойственную этому возрасту веселость... Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не
на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах,
непосредственно воспринятых ребенком: будут ли эти образы восприняты при
самом ученье, под руководством наставника, или прежде, самостоятельным
наблюдением ребенка, так что наставник находит в душе дитяти уже готовый
образ и на нем строит ученье... Я вижу в педагогике не науку, а искусство; но убежден, что в теории этого искусства есть очень много такого, что совершенно необходимо узнать людям, берущимся за практику воспитания и ученья. Список литературы: История педагогики/ Под ред. Н. А. Константинова, Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1982.
|
|
© 2010 |
|