РУБРИКИ

Педагогическое стимулирование творческой деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Педагогическое стимулирование творческой деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин

Педагогическое стимулирование творческой деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин

Педагогическое стимулирование творческой деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин

О.Ф.Рожкова

Достижение поставленных педагогом дидактических целей во многом зависит от его умения организовать эффективное взаимодействие с учащимися. Это определяет характер методического поиска учителем адекватных средств организации познавательной деятельности учащихся, в связи с чем особенно важно осваивать инновационные технологии обучения, основной составляющей которых являются субъектно-субъектные отношения. Эти технологии прежде всего направлены на развитие у учащихся умений оперировать информацией, выдвигать гипотезы, выбирать правильный способ решения в проблемной ситуации и т.д.

При реализации субъектно-субъектного подхода учащиеся становятся равноправными партнерами в дискуссиях с учителем. Они не просто слушают учителя, но и задают вопросы, на которые нелегко ответить даже опытному педагогу. Категорично вопрошая учителя, молодой человек оценивает получаемые знания, “примеривает” их на себя, сопоставляет со своими жизненными представлениями. Проявление критичности должно рассматриваться педагогом как позитивное явление, как показатель творческой активности старшеклассника. Используя это качество личности, учитель терпеливо раскрывает творческую интеллектуальную лабораторию мыслителей прошлого и настоящего. Он ищет вместе с учеником ту “нить Ариадны”, которая может указать путь к истине.

Именно этот подход может быть реализован при проведении ряда уроков по курсу “Человек и общество”.

Тема урока: Цивилизация России.

Цели:

обучающая: сформировать у учащихся знания о современных и актуальных вопросах выбора пути Россией (Запад-Восток) на основе исторического анализа пути российской цивилизации;

развивающая: продолжить учить школьников анализировать, сопоставлять источники, рассуждать, отстаивать свое мнение, делать выводы.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: аналитический.

План

Восток или Запад: что ближе России?

Основные черты российской цивилизации.

Роль православия в истории России.

Ход урока

Учитель ставит проблему:

как вы считаете, Россия ближе по своему развитию к Востоку или Западу? Почему?

Мнение учеников разделяются: одни считают, что Россия ближе к Востоку, другие – к Западу, и то и другое мнение находит свое подтверждение.

Учитель предлагает им обратиться к историческим источникам, которые помогут уточнить и свести воедино их позиции при ответе на проблемный вопрос (документы заготовлены заранее и размножены для каждого ученика).

Первый документ: “Одна из самых печальных особенностей нашей цивилизации состоит в том, что мы все еще скрываем истины, ставшие избитыми в других странах. Дело в том, что мы никогда не жили вместе с другими народами, мы не принадлежали ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку и не имеем ни того, ни другого” (П. Я. Чаадаев).

Второй документ: “Культура России ни есть культура европейская, ни одна из азиатских, ни сумма, ни механическое сочетание из элементов той и других. Ее надо противопоставлять культурам Европы и Азии как серединную, европейскую культуру” (С.Н. Трубецкой).

Третий документ: “На взгляд Европы, Россия была страной азиатской, эта двойственность вполне соответствовала ее характеру и ее судьбе, которая, помимо всего прочего, заключается и в том, чтобы стать великим караван-сараем цивилизации между Европой и Азией” (А.И.Герцен).

Четвертый документ: “Для восточного общества свойственны: политический монизм, означающий, что права и собственность разных общественных групп определяются центральной властью; слабо выраженный принцип собственности, которая всегда условна и не гарантирована властью; произвол, суть которого состоит в том, что властвует человек, а не закон; отсутствие понимания личности как абсолютной ценности; именно такая модель общества возникла и укрепилась в процессе становления Московского государства с 1450 по 1700 г.” ( Американский историк Тредголд).

Анализ фрагментов документов позволяет сделать вывод, что Россия не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Она расположена между двумя центрами цивилизационного влияния – Востоком и Западом – и включает в себя народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту.

Таким образом, Россия определяется как особый, объединительный тип цивилизации.

Задание учащимся: Приведите факты из курса истории, подтверждающие “двойственность” характера российской цивилизации. Одни ученые считают, что формирование российской цивилизации началось в Х веке, когда на Руси было принято христианство, другие – склоняются к мнению, что российская цивилизация возникла лишь в XIX в., когда завершилось территориальное формирование Российской империи. Какой позиции придерживаетесь вы?

Аргументируйте свой ответ.

Учитель задает вопрос.

Как вы думаете, какова роль церкви в современном российском обществе? Сравните ее сегодняшнюю роль с ее ролью в средние века.

Христианизация Руси Владимиром в Х веке.

Особая роль церкви как носителя объединяющей и цементирующей идеи.

“Религиозно ориентированная совесть” как основной закон и регулятор общественных отношений на Руси.

Раскол христианской церкви (1054) как поворотный этап в развитии русской цивилизации (религиозный барьер).

Необходимость для стабильной замены “горизонтального” на “вертикальное” наследование.

От Руси Киевской к Руси Московской

Суздальское княжество как эпицентр государственности новой Руси.

Московская Русь, этнос, география. Участь Киевской Руси.

Московская Русь как центр православия после 1453 года (“Третий Рим”). Единение церкви и царя. Запрет свободного перемещения населения, оформление сословий.

Кризис “Смутного времени” как последний прорыв традиций древнерусской цивилизации.

Россия и Западная Европа:

на встречных курсах

Расхождение развития России и Западной Европы.

Эпоха Петра I. Попытка перевести Россию на западноевропейский путь развития и ее результаты.

Движущая сила развития России. Единство народа под лозунгом православия.

Движущая сила развития Запада – Ренессанс и Реформация.

Революция 1917 г. как переломный этап в истории цивилизации России.

Культура России (культурный ренессанс).

Домашнее задание: обоснуйте свое мнение “Издревле известна поговорка, что Москва – это третий Рим. Как вы думаете, прав ли был псковский инок Филофей , который писал, обращаясь к Василию III, что “два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать”.

Тема урока: Экономика и ее роль в жизни современного общества.

Цели:

обучающая – сформировать представления учащихся о роли экономики в современном обществе. Изучить вопросы о формах собственности, о зависимости уровня жизни от состояния экономики;

развивающая – учить учащихся применять исторические знания для обоснования экономических положений.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: деловая игра “Экономический совет”.

Методика построения деловой игры: класс разбивается на три группы, каждая готовит сообщение на предлагаемую тему: “Производство”, “Собственность”, “Распределительные отношения”. Задание готовится в течение одной-двух недель. Учитель дает консультации.

Затем выделяются от каждой группы выступающие с сообщением на совете. Остальные члены групп активно обсуждают проблему, задают вопросы, выполняют аналитические задания.  

Ход игры

Председатель совета (учитель) предлагает учащимся включиться в обсуждение темы: “Экономика и ее роль в жизни общества” (но прежде они должны ответить на вопрос – “Что мы понимаем под понятием экономика?”).

Ответы “участников экономического совета” корректируются учителем. В результате должно выявиться, что экономика – это система общественного производства.

Затем председатель совета предлагает вспомнить сведения из курса истории, в частности, что называется производительными силами и производственными отношениями.

Учащиеся вспоминают, что производительные силы – это рабочая сила. Производственные отношения – это средства производства, состоящие из предметов труда и средств труда.

I группа (“Производство”) докладывает о том, как производятся материальные блага, при рассмотрении данного вопроса используется схема.  

 Педагогическое стимулирование творческой деятельности учащихся на уроках общественных дисциплин 

 

После рассмотрения данного вопроса обсуждается следующий аспект.

Председатель совета задает вопросы : от чего, на ваш взгляд, зависят

уровень развития производства;

потребление;

производительность труда (сколько продукции производится на единицу времени);

технологии;

соотношение экспорта и импорта?

Вывод: существует связь между состоянием экономики и уровнем жизни.

Всем участникам предлагается выполнить аналитическое задание N 5 на с. 266 учебника “Человек и общество” под ред. Л.Н. Боголюбова.

II группа (“Собственность”) докладывает о том, какие формы собственности существуют в современном мире:

индивидуальная;

государственная;

корпоративная;

кооперативная;

коллективная.

Выполняется аналитическое задание № 7, с. 267 учебника “Человек и общество” под ред. Л.Н. Боголюбова.

Участники обсуждают ответы на аналитические задания № 5-7, высказывают собственное мнение.

III группа (“Распределительные отношения”) докладывает и обсуждает вопрос о взаимосвязи производства и распределения, показывает, как распределяется чистый доход.

В результате вырисовывается схема  

Чистый доход +

"стоимость"



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.