РУБРИКИ |
Перцептивная сторона общения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Перцептивная сторона общенияПерцептивная сторона общенияМинистерство общего и профессионального образования Российской Федерации Государственный Университет Управления КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: социальная психология на тему : “Перцептивная сторона общения” Выполнила : студентка ИС и УП
группа Социология II-1 Москва, 1999 год. Содержание : Понятие социальной перцепции и межличностного восприятия.................................................1 Содержание межличностного восприятия ....................4 Каузальная атрибуция.....................................................5 Ошибки атрибуции Принципы определения причинности ............................10 Роль установки при восприятии человека человеком .....13 Формирование первого впечатления о человеке .............15 Механизмы и “эффекты” межличностного восприятия....17 Идентификация, эмпатия и рефлексия в процессе межличностного восприятия .....................................18 “Эффекты” межличностного восприятия ....................20 Явление стереотипизации в межличностном восприятии..22 Межличностная аттракция .....................................25
Список использованной литературы .........................30 Понятия социальной перцепции и межличностного восприятия. Известно множество различных интерпретаций того факта, что человек ищет
общество себе подобных. У человека поиск контактов с другими людьми связан
с возникающей потребностью в общении. В отличие от животных у человека
потребность в общении, контакте, является вполне самостоятельным внутренним
стимулом, независимым от других потребностей ( в пище, в одежде и т. д. ) . Рассмотрим на примере, как в общем виде разворачивается процесс
восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого). В
наблюдаемом нам доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее
информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление
внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Социальной перцепцией называют процесс восприятия так называемых
социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные
группы, большие социальные общности. Таким образом восприятие человеком
человека относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Это более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится не только восприятие физических характеристик объекта, но и его поведенческих характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т. д. Подход к проблемам восприятия, связанный с так называемой транзактной (трансактной) психологией, особенно подчеркивает мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации. В целом в ходе межличностной перцепции осуществляется : эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и прогнозировать его поведение, построение собственной стратегии поведения. Выделяют четыре основных функции межличностной перцепции : Структура межличностного восприятия обычно описывается как
трёхкомпонентная. Она включает в себя: субъект межличностного восприятия,
объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия. В
связи с этим все исследования в области межличностной перцепции можно
разделить на две группы. Исследования в области межличностной перцепции
ориентируются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта
восприятия, их свойств и т. п.) и процессуальной (анализ механизмов и
эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания Содержание межличностного восприятия. Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в
традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в
том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях
межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики
разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь
социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые
характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как
субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное
взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение
каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего
присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на
знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают
действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях
дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины
поведения, так и какие-то общин характеристики. Предположение о том, что
специфика восприятия человека человеком заключается во включении момента
причинной интерпретации поведения другого человека, привело к построению
целого ряда схем, претендующих на раскрытие механизма такой интерпретации. Каузальная атрибуция. Исследования каузальной атрибуции в широком смысле слова рассматриваются как изучение попыток “рядового человека”, “человека с улицы” понять причину и следствие тех событий, свидетелем которых он является. Иными словами, акцент делается на так называемой “наивной психологии”,
на её интерпретациях “своего” и “чужого” поведения, что и выступает
составной частью межличностного восприятия. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существует мнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг по пути развития знаний о процессах межличностного восприятия. Когда поведение объекта восприятия демонстрирует мало “резонов”,
субъект восприятия вынужден в большей степени апеллировать к интенциям и
диспозициям воспринимаемого, а это и порождает простор для различных форм
приписывания. Сразу следует оговориться, что дальнейшие исследования
показали, что мера соответствия вывода и наблюдаемого относительно чьего-то
поведения зависит не только от двух названных характеристик, но и от других
факторов, в частности от различного вида атрибуции: “личной” или Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли,
который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основная
задача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком
поиск причин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при
попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя
критериями : мы стараемся определить, является ли данное поведение
постоянным (критерий постоянства), отличающимся ( критерий
исключительности) и обычным ( критерий консенсуса ) или нет. Если в сходных
условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно
будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и наконец,
поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно
большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда
одинаково ( постоянное поведение ), если он ведет себя так же и в других
ситуациях ( не отличающееся поведение ) и если в сходных ситуациях так же
ведут себя лишь немногие люди ( необычное поведение ), то мы склонны
приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих
ситуациях ведет себя так же ( постоянное поведение ) , если в других
случаях он ведет себя иначе ( отличающееся поведение ) и если в сходных
ситуациях такое же поведение сходно большинству людей ( обычное поведение Модель анализа вариаций описывает структуру каждого акта каузальной
атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые
обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия:
субъект, объект и ситуация. Соответственно этому приписывание причин может
осуществляться по трём линиям: причины могут быть “адресованы” субъекту,
объекту и ситуации. Для удобства изображения этих трех направлений
атрибутивного процесса, которые составляют “каузальное пространство”
индивида, Келли предлагает использовать куб, каждое измерение которого
обозначает определённое направление приписываемых причин. Приписывание
причин субъекту действия даёт “личностную атрибуцию”, объекту действия – Ошибки атрибуции. В экспериментах было установлено, что различные люди демонстрируют по
преимуществу совершенно различные виды атрибуции, т. е. разную степень 1) подобия, т. е. согласия с мнением других людей 2) различия, т. е. отличия от мнения других людей 3) соответствия, т. е. постоянства действия причины во времени и пространстве. Установлены точные соотношения, при которых конкретные комбинации
проявления каждого из трёх критериев должны давать личностную, стимульную
или обстоятельственную атрибуцию. В одном из экспериментов был предложен
особый “ключ”, с которым следует каждый раз сопоставлять ответы испытуемых:
если ответ совпадает с тем оптимумом, который дан в “ключе”, то причина
приписана правильно; если наблюдается расхождение, можно установить, какого
рода “сдвиги” характерны для каждого человека в выборе преимущественно
приписываемых им причин. Сопоставления ответов испытуемых с предложенными
эталонами помогли на экспериментальном уровне зафиксировать ту истину, что
люди далеко не всегда приписывают причину “правильно”, даже с точки зрения
весьма облегчённых критериев: многие склонны злоупотреблять либо личностной
и стимульной, либо обстоятельственной атрибуцией. Так, в частности, было
установлено различие в позициях наблюдателя и участника событий. В
эксперименте Э Джонсона и Р. Нисбета было показано, что участник событий,
как правило приписывает причину обстоятельствам, в то время как наблюдатель Кроме ошибок, возникающих из-за различной позиции субъекта восприятия, выявлен еще целый ряд достаточно типичных ошибок атрибуции. Келли суммировал их следующим образом : 1-й класс - мотивационные ошибки, включающий в себя различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов ( успех - себе, неуспех - обстоятельствам ); 2-й класс - фундаментальные ошибки ( свойственные всем людям ), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках “ложного согласия”, когда “нормальной” интерпретацией считается такая, которая совпадает с “моим” мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения ( когда в определенных ролях гораздо “легче” проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним ); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д. Принципы определения причинности. Для того, чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок,
необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Первый из принципов действует, когда в наличии одна причина, три остальных - когда причин много. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени, ( естественно, что в многообразии причинно-следственных связей между явлениями причиной вовсе не обязательно является та, что совпадает со следствием во времени ). Если причина не одна, то человек при интерпретации руководствуется или принципом усиления ( когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она усиливается в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия, или принципом обесценивания ( когда при наличии альтернатив одна из причин отбрасывается из-за того, что есть конкурирующие причины), или принципом систематического искажения (когда в специальном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуации и, напротив, переоцениваются факторы личностных характеристик ). Какой из принципов будет включен в построение вывода о поведении другого человека, зависит от многих обстоятельств, в частности от так называемых “каузальных ожиданий” личности. Этим термином в концепции Келли обозначена расположенность каждого наблюдаемого поступка или события в пространстве двух векторов : по оси “типическое - уникальное” и по оси “социально желательное - социально нежелательное”. Предполагается, что каузальные ожидания человека строятся на том, что “нормальным” поведением является поведение типичное и социально желательное. Когда демонстрируется именно такой образец поведения, нет необходимости для специального поиска его причин. В случаях отклонения включается механизм каузальной атрибуции. Отдельно нужно рассмотреть случай “атрибуции ответственности” - та
особая ситуация приписывания, когда поведению личности приписывается не
просто причина, но ответственность за то или иное действие или поступок. На экспериментальном уровне вопрос о приписывании ответственности ставится традиционно как вопрос о связи, существующей между мерой приписываемой ответственности и видом атрибуции. Одна из гипотез, подтвержденных в экспериментальных исследованиях, заключалась в том, что вместе с увеличением тяжести последствий какого- либо поступка усиливается тенденция приписывать причины в большей степени личности, совершившей этот поступок, чем обстоятельствам. На основе многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия. Роль установки при восприятии человека человеком. О важной роли установок как факторов, определяющих межличностное
восприятие и притяжение говорил Г. Бирн. Он дифференцирует установки на
важные и второстепенные, что позволяет определить иерархию личностных
качеств в большей или меньшей мере определяющих межличностное притяжение. Большое значение при восприятии людьми друг друга имеют не только
сходные между собой установки каждого из участников, но и наличие установки
у субъекта восприятия относительно воспринимаемого. Особенно большой вес
они имеют при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. М. Одна из трудностей, связанных с установками в межличностном восприятии связана с тем, что многие из наших установок обусловлены предубеждениями относительно тех или иных явлений или людей, рационально обсуждать которые слишком трудно. Надо сказать предубеждения отличаются от стереотипов, речь о которых пойдет ниже. Если стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой, то предубеждение предполагает еще и суждение в терминах “плохой” или “хороший”, которое мы выносим о людях, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков. Формирование предубеждений связана с потребностью человека определить
свое положение по отношению к другим людям ( особенно в плане превосходства Формирование первого впечатления о другом человеке. Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение
процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три
наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс. Фактор превосходства - запускает схему социального восприятия в
ситуации неравенства партнеров (точнее, когда наблюдатель ощущает
превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму,
росту, материальному положению и т. п.). Суть происходящего заключается в
том, что человек, который превосходит наблюдателя по какому-либо важному
параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Фактор привлекательности - обеспечивает реализацию схемы, связанной с
восприятием партнера по общению как привлекательного внешне, при этом
ошибка состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также
склонны переоценивать по другим важным для них социально-психологическим
параметрам. Существует так называемый стереотип привлекательности : что
красиво - то хорошо. Дети усваивают этот стереотип очень рано . Золушка и Фактор отношения к наблюдателю - регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям. Весь смысл взаимодействия субъекта и объекта межличностного восприятия состоит в том, что воспринимающий строит систему выводов и заключений относительно воспринимаемого на основе своеобразного “прочтения” его внешних данных. “Качество” такого прочтения обусловлено как способностями читающего, так и ясностью текста. Именно поэтому для результата межличностного восприятия значимыми являются характеристики и субъекта, и объекта. Однако если продолжать линию предложенных образов, то можно предположить, что качество чтения обусловлено и таким важным фактором, как условия, в которых осуществляется процесс, в частности освещённость текста, наличие или отсутствие помех при чтении и т. д. Переводя понятие “условия чтения” на язык экспериментальных исследований межличностного восприятия, необходимо включить в анализ и такой компонент, как ситуация межличностного восприятия. Психологическая характеристика “взаимодействия” субъекта и объекта
межличностного восприятия заключается в построении образа другого человека. Механизмы и “эффекты” межличностного восприятия. Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. К механизмам межличностной перцепции относят механизмы: познания и понимания людьми друг друга ( идентификация, эмпатия) познания самого себя ( рефлексия ) формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция)
В процессе общения человек познает себя через понимание другого человека, осознавая оценку себя этим другим и сопоставляя себя с ним. В процесс включены два человека, каждый из которых является активным субъектом, и по существу осуществляется одновременно как бы “двойной” процесс - взаимного восприятия и познания (поэтому само противопоставление субъекта и объекта здесь не вполне корректно). При построении стратегии взаимодействия двух людей, находящихся в условиях этого взаимопознания, каждому из партнёров приходится принимать в расчёт не только свои собственные потребности, мотивы, установки но и потребности, мотивы, установки другого. Всё это приводит к тому, что на уровне каждого отдельного акта взаимного познания двумя людьми друг друга могут быть выделены такие стороны этого процесса, как идентификация и рефлексия. Существует большое количество исследований каждой из этих сторон процесса межличностного восприятия. Естественно, что идентификация понимается здесь не в том её значении, как она первоначально интерпретировалась в системе психоанализа. В контексте изучения межличностного восприятия идентификация обозначает тот простой эмпирический факт, установленный в ряде экспериментов, что простейший способ понимания другого человека есть уподобления себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальном общении между собой люди часто пользуются этим способом: предложение о внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия также является особым способом понимания другого человека. Безотносительно к тому, какой из этих двух вариантов понимания
исследуется (а каждый из них имеет свою собственную традицию изучения),
требует своего решения ещё один вопрос: как будет в каждом случае тот, Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуникация А Б и обратная информация о реакции Б на А - Построение моделей типа рассмотренной имеет большое значение. В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структур группы, объединенной совместной деятельностью. Тогда сама схема возникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но и к общей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений. “Эффекты” межличностного восприятия. Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три : эффект ореола ( “галоэффект”), эффект новизны и первичности а также эффект, или явление, стереотипизации. Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств : информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль “ореола”, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о
человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным
оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее
неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. (
когда речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще Тесно связаны с этим эффектом и эффекты “первичности” ( или “порядка”)
и “новизны”. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления
информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях,
когда воспринимается незнакомый человек преобладает эффект первичности. Он
состоит в том , что при противоречивых после первой встречи данных об этом
человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как
более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект- эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. Явление стереотипизации в межличностном восприятии . Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим, особенно от людей с уже сложившимися стереотипами ( родителей, учителей), а так же о средств массовой информации, обычно дающих нам упрощенное представление о тех группах людей, о которых мы не располагаем больше никакими сведениями. Само по себе явление стереотипизации не плохо и не хорошо. Межличностная аттракция. Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с
включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не
просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношению друг к другу
определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная
гамма чувств - от неприятия до симпатии и даже любви. Область исследований Составляющими взаимной привлекательности являются симпатия и
притяжение. Симпатия это эмоциональная положительная установка на объект. Чем ближе чьи-либо установки нашим собственным, тем симпатичнее нам кажется человек. Этот “эффект согласия” был проверен ситуациях реальной жизни путем наблюдения за возникновением приязни. Этим занимались такие психологи как Т.Ньюком, У.Гриффит и Р.Вейч, и результаты их экспериментов подтвердили данное предположение : сходство рождает удовлетворение. Причем это можно сказать также и о внешнем, физическом сходстве двух людей. Гипотеза о том, что притягиваются люди, которые противоположны по своим внутренним качествам и как бы дополняют друг друга, не была экспериментально доказана. Было выявлено, что определенная взаимодополнительность ( комплиментарность ) может развиваться по мере развития отношений, но изначально люди все таки склонны выбирать тех, чьи потребности и личные качества подобны их собственным, исключение составляет пол партнера по общению. Таким образом, сходство имеет важное значение для установления отношений, а для их продолжения необходима комплиментарность. “Я -концепция” человека также оказывает большое влияние на
удовлетворенность своим партнером по общению. Субъективная
удовлетворенность выше в том случае, когда совпадает представление человека
о самом себе ( его “ Я - концепция ” ) и восприятие данного лица другим
человеком, межличностное притяжение прямо связано с со взаимным согласием “ Большое значение в межличностной привлекательности имеет такой фактор как функциональная дистанция - то есть то, как часто люди сталкиваются в повседневной жизни. Было замечено, что чем короче эта дистанция, то есть чем чаще сталкиваешься с объектом, тем симпатичней и привлекательней он кажется. Люди, оказавшиеся соседями по комнате в общежитии, чаще становятся друзьями а не врагами. Оказывается, простое нахождение объекта в поле человека - визуализация, заставляет его (человека) относится к объекту ( будь то картина, здание или другой человек ) с большей симпатией. Р. Зайенс провел эксперимент, который подтвердил это предположение. Группе студентов предъявлялись бессмысленные слова и “китайские” иероглифы. Студенты должны были сказать, что по их мнению, означают эти слова и иероглифы. Чем большее количество раз им приходилось видеть бессмысленное слово или “китайский” иероглиф, тем более они склонны были говорить, что это означает нечто хорошее. То же самое происходило при предъявлении студентам фотографий неизвестных им людей. Наиболее приятными испытуемым казались именно те лица, которые во время эксперимента попадались чаще остальных. Зайенс и его сотрудники выяснили, что нахождение в поле зрения приводило к чувству симпатии, даже если экспонируемому предмету внимание испытуемых специально не привлекалось . На самом деле наиболее сильный эффект простое нахождение в поле зрения дает как раз в тех случаях, когда люди воспринимают раздражители, не осознавая их присутствия. Нельзя недооценивать роль физической привлекательности в формировании впечатления о человеке. Многие люди считают, что они не придают большого значения внешности своих партнеров по общению. Существует масса пословиц типа “ не все то золото, что блестит” или “нельзя ценить книгу по ее обложке” , говорящих о том, что красота - это поверхностное качество и не стоит обращать на нее внимание. Тем не менее эмпирически доказано, что внешность на самом деле имеет большое значение. Диапазон ситуаций, в которых партнеры выбирают друг друга характеризует степень обобщенности, интегрированности отношений. Большая дифференциация отношений сказывается на особенностях восприятия и понимания партнерами друг друга, своего положения в системе группового эмоционального фона отношений. Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функции аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Место общения в жизни человека. Итак, мы рассмотрели одну из составляющих частей общения - его
перцептивную сторону. И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о
роли самого общения в человеческой жизни. Список использованной литературы :
Москва : Аспект пресс, 1998. 2. Современная западная социальная психология: тексты . Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л. А. Москва : издательство МГУ, 1984. 3. Обозов Н. Н. Межличностные отношения . Ленинград : издательство ЛГУ, 1979. 4. Межличностное восприятие в группе . Под ред. Андреевой Г. М. и Донцова А. И. 5. Майерс Д. Социальная психология . Санкт-Петербург : Питер Ком, 1998. 6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М., Яноушека Я. Москва, издательство МГУ, 1987. |
|
© 2010 |
|