РУБРИКИ

Первое впечатление

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Первое впечатление

Первое впечатление

Первое впечатление

Значение эффекта первого впечатления

При формировании первого впечатления существует из­вестное правило 90/90. Суть его в том, что 90% представле­ния о ком-либо формируется в первые 90 секунд общения.

Формирование первого впечатления — довольно сложный процесс, имеющий психологическую структуру, динамику, об­ратные связи разного рода.

 Психологическая сущность формирования первого впечатления

Если вы хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и их трогает, избегать споров о вещах им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее.

Ф. Ларошфуко

 Психологической сущностью формирования первого впе­чатления является межличностное оценивание. Оно связано с формированием образа другого человека, с которым предсто­ит совместная деятельность или общение. Основной задачей оценивания является выявление признаков, на основании ко­торых будет выстраиваться образ другого человека. Этот об­раз во многом и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий.

 Важнейшую роль в межличностном оценивании играет процесс стереотипизации. У каждого человека под влиянием многих факторов, в первую очередь опыта взаимодействия с людьми, формируются специфические эталоны-стереотипы других людей. Формирование этих эталонов чаще всего не осоз­нается человеком, но они серьезно влияют и управляют про­цессом оценивания.

 Выделяют три основные группы эталонов-стереотипов:

антропологические, эмоционально-эстетические и социальные. Каждая из них отражает определенные признаки, с опорой на которые, собственно, и осуществляется оценка.

Антропологические стереотипы связаны с внешним обли­ком человека, его имиджем. Социальные — с его статусом и ро­дом деятельности. Эмоционально-эстетические стереотипы формируются под влиянием собственного опыта переживаний, выработанного чувства меры и красоты.

В формировании первого впечатления большую роль иг­рает психологическая установка. К примеру, если накануне встречи вам охарактеризовали вашего собеседника как умно­го, порядочного и обаятельного, то можно быть уверенным, что ваше первое впечатление будет именно таким.

Но это лишь при условии, что вы доверяете источнику информации.

 Сильное влияние на процесс восприятия собеседника ока­зывает его национальность. Для многих это существенно мо­жет либо дистанцировать партнера по общению, либо, наобо­рот, сработает механизм уподобления и, как следствие, возник­нет сближение позиций.

На  процесс оценивания оказывает сильное влияние психо­логическое проецирование. Практика подтверждает, что при фор­мировании первого впечатления всегда присутствует психоло­гический феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний другому. К примеру, если у человека на­блюдается повышенная тревожность, то от всех, с кем он впер­вые имеет дело, он, скорее всего, станет ожидать недружествен­ных действий и недоверчивого, подозрительного отношения.

 Особое влияние на оценку других оказывает состояние уверенности или неуверенности в себе. Экспериментально ус­тановлено, что уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, неуверенные же — наоборот.

 Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные. Здесь очень часто срабатывают ант­ропометрические и эмоционально-эстетические стереотипы, опирающиеся на особого рода информативные показатели. Основные из них следующие:

1. Физическая привлекательность. Действительно, заме­чено, “что красиво, то и хорошо”, т.е. эффект красоты спосо­бен приписать собеседнику, без всякого на то фактического основания, исключительно положительные черты характера и нравственные качества.

Оценивая привлекательность, особое внимание обраща­ют на лицо.

Важнейшую роль в формировании физической привлека­тельности играет осанка. Известно, что хорошая осанка ассо­циируется с уверенностью и оптимизмом, а также внутренней силой и достоинством. Плохая же осанка воспринимается как проявление неуверенности, а очень часто — зависимости и подчиненности. Все это очень важно учитывать при установ­лении контактов с людьми.

2. Самопрезентация. Самопрезентация заключается в умении сконцентриро­вать внимание окружающих на своих несомненных достоин­ствах и всячески увести внимание партнеров от недостатков. Это во многом будет зависеть от умения владеть психологи­ческой инициативой, от остроумия, выразительности и осо­бого рода артистизма.

3. Стиль одежды. Выбор стиля одежды обычно рассматривает­ся как свидетельство того, что человек из себя представляет, какой у него образ собственного “я”. При оценке стиля одеж­ды обращают внимание на следующие особенности:

а) насколько одежда соответствует случаю.

б) насколько одежда опрятна.

в) насколько одежда соответствует устоявшемуся стерео­типу.

В восприятии стиля одежды имеются достаточно устой­чивые стереотипы. Так, для представителя делового мира (осо­бенно руководителей высокого ранга) предпочтителен консер­вативный стиль. Это также касается и деталей: марки часов, зажигалки, галстуков и т.д. Для представителей же творческих профессий более предпочтительна индивидуальность и неза­висимость.

4. Переживаемое эмоциональное состояние. Сильные эмоции провоцируют психо­логическое заражение, т.е. ситуацию, при которой эмоции и чувства одного человека способны овладевать окружающими.

Не следует забывать, что хорошее первое впечатление обычно производят люди, генерирующие вдохновение, опти­мизм и другие положительные эмоции. К таким быстро про­никаются симпатией и начинают испытывать доверие, более охотно идут навстречу их предложениям и пожеланиям.

В заключение читателям, наверное, небезынтересно бу­дет узнать о специальном исследовании, выявляющем осо­бенности формирования первого впечатления и межличност­ного оценивания у представителей различных профессий:

физиков (вид деятельности по классификации профессора Климова типа “человек — техника”), биологов (“человек — природа”), юристов (“человек — человек”), художников (“че­ловек — образы искусства”), экономистов (“человек — знако­вые системы”). Точнее всех с задачей оценивания справились юристы, затем биологи, потом экономисты, художники. Наи­большее же количество ошибок совершили физики. Выделим лишь некоторые признаки, на которые эти специалисты опи­рались при своем оценивании. Эти данные сведены в табл. 1.

Таблица 1



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.