РУБРИКИ |
Подготовка студентов-математиков педагогического университета к развитию познавательной активности учащихся |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Подготовка студентов-математиков педагогического университета к развитию познавательной активности учащихсяПодготовка студентов-математиков педагогического университета к развитию познавательной активности учащихсяПодготовка студентов-математиков педагогического университета к развитию познавательной активности учащихсяН. М. Епифанова В системе профессиональной подготовки учителя математики одно из центральных мест занимает методическая подготовка, которая имеет целью формирование у будущих учителей готовности как к учебно-методической, так и научно-исследовательской деятельности. Базой для овладения студентами этими видами деятельности является их подготовка в предметной области (математике), психолого-педагогические знания и уровень их общего развития, достигнутый в процессе обучения в школе и педагогическом вузе. Успешное усвоение программ по математическим дисциплинам приводит к овладению умениями и навыками по оперированию знаниями и приобретению новых знаний; психолого-педагогические знания, полученные на занятиях по педагогике и психологии, помогают будущим учителям выстраивать учебный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательной активности. Специальный семинар "Методика внеклассной работы по математике" (далее МВР) позволяет наиболее полно осуществить взаимосвязь и согласование дисциплин предметного блока с дисциплинами психолого-педагогического блока и школьного курса математики; сориентировать студента на работу по развитию личности ученика средствами предмета математики; подготовить студента к работе в школах различного типа и профиля с учащимися различного уровня развития познавательной активности и т. д. Содержание спецсеминара, проводимого на кафедре теории и методики обучения математике в течение десяти лет, традиционно состоит из трех разделов: Психолого-педагогические основы взаимосвязи урочной и внеурочной математической деятельности учащихся. Особенности организации внеурочной деятельности различных групп школьников. Методика организации и проведения внеурочной работы. Первый раздел, углубляя психолого-педагогические знания студентов, позволяет в полной мере понять возможности внеурочной математической деятельности учащихся. Во втором разделе студенты знакомятся с методическими особенностями организации изучения различных разделов математики, адаптированных для школьного возраста: теории вероятностей, комбинаторики, теории множества и др.; методическими особенностями проведения внеурочных занятий с учащимися 5-7 и 8-11 классов, обусловленных психологическими особенностями подростков 10-13 и 14-16 лет. Третий раздел посвящен подготовке студентов к проведению различных видов внеурочных занятий. Очень важно, чтобы организация занятий по МВР была направлена на развитие личностных качеств и познавательности самих будущих учителей математики, способствовала формированию у них основных профессиональных умений, потребности к самостоятельному выполнению заданий, восприятию и осмыслению новых технологий обучения, осознанию важности проведения внеурочной работы, которая призвана одновременно с урочной деятельностью учащихся реализовывать основные цели обучения: а) удовлетворять потребности учащихся в изучении математики и, прежде всего, тех, чьи способности и интересы выше среднего уровня; б) формировать и развивать у них активный, устойчивый интерес к изучаемому предмету; в) стимулировать развитие у учащихся математических способностей; г) побуждать учащихся к проявлению творческой активности и самостоятельности мышления в процессе изучения математики; д) способствовать приобщению учащихся к работе с научно - популярной литературой, стимулировать воспитание у них целеустремленности, организованности, познавательной активности. Для активизации творческой работы студентов на занятиях по МВР активно используются новые методы обучения: ситуационный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, методы генерации идей, а также познавательные игры. В ходе занятий студенты получают задания, способствующие вовлечению их в активную познавательную, творческую деятельность. Примером таких заданий могут служить следующие: разработайте методические задания, ориентированные на развитие творческой познавательной активности учащихся, познавательной активности учащихся; проанализируйте систему заданий, ориентированную на развитие познавательной активности учащихся; предложите свою форму проведения занятия по данной теме, более способствующую, на ваш взгляд, развитию познавательной активности школьников. Разработанное содержание занятий по МВР способствует включению студентов в учебную работу, содержащую определенные элементы профессиональной деятельности, в том числе и деятельности по развитию познавательной активности школьников. Например, на занятиях ведется обсуждение проблем, связанных как с мотивацией, так и с учетом познавательных интересов учащихся; обсуждение особенностей методики сообщаемых учащимся знаний и выделение приемов учебно-познавательной деятельности с учетом возраста учащихся, профильности классов;< проектирование цели внеурочного занятия, цикла занятий, моделирование фрагмента занятия; обсуждение проблем сочетания урочных и внеурочных занятий; обсуждение влияния внеурочных занятий на знания и познавательную активность большинства учащихся класса; обсуждение влияния планирования, содержания и структуры каждого занятия на развитие учащихся, в том числе на развитие их познавательной активности; обсуждение аспектов реализации через внеурочные занятия по математике различных программ интереса, памяти, развития, познавательной активности. Рассмотрим подробнее возможности спецсеминара по МВР в организации подготовки студентов к развитию познавательной активности учащихся. Так как до сих пор в методической литературе нет единого понимания сущности, содержания и объема понятия "познавательная активность", то внимание студентов акцентируется на взглядах на эту проблему таких исследователей, как С. Л. Рубинштейн [4. Т.1] и Л. С. Выгодский [1]. В последнее время в педагогике сложилось три подхода к пониманию сущности познавательной активности: одни исследователи рассматривают ее как деятельность (М. А. Данилов, Е. В. Коротаева, М. И. Лисина, Г. В. Пугач), а вторые как качество, личностное образование (И. А. Рецковец, Г. И. Щукина, З. А. Абасов, К. А. Абульханова-Славская), третьи (Т. И. Шамова, Р. С. Черкасов и М. Н. Скаткин), считают, что познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Именно третье понимание сущности познавательной активности учащихся положено в основу разработки содержания большинства внеклассных занятий, проводимых студентами как на занятиях по МВР, так и в ходе педпрактики. Разрабатывая структуру внеурочного занятия, студенты учитывают, что развитие познавательной активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика; источниками познавательной активности могут быть: содержание учебного материала, процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся, резервы личности ученика и учителя; формами проявления познавательной активности на занятии являются: самостоятельность, индивидуальное творчество; условиями формирования познавательной активности являются: максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся, ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся, эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром. К сожалению, на данный момент в литературе отсутствует единая система критериев познавательной активности и бросается в глаза обилие показателей познавательной активности, которое порождает иллюзию, что есть возможность точного измерения познавательной активности учащихся. Методистами кафедры теории и методики обучения математике совместно с ведущими учителями математики области из всего множества имеющихся в психолого-педагогической и методической литературе характеристик были выделены наиболее специфические компоненты, отражающие непосредственно процесс развития познавательной активности учащихся на занятиях по математике, которые можно отследить по следующим показателям, довольно легко поддающимся измерению:
|