РУБРИКИ

Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции

1.  Достижение некоторой автономии и независимости от родителей.

2.  Формированием идентичности, созданием целостного Я, гармонично сочетающего различные элементы личности.

А. Фрейд использовала для характеристики эмоционального состояния подростков название «буря и натиск». Быть нормальным в период отрочества -само по себе не нормально». Фрейдисты утверждают, что начало биологического созревания и усиливающееся сексуальное влечение вызывают конфликты между подростками и родителями, и сверстниками и с собой.

Одно из новообразований подросткового возраста - чувство взрослости и реакция эмансипации от родителей.

Подростки начинают понимать, что они уже не дети и стремятся совершать поступки, которые характеризовали их как взрослых. Подростковая взрослость при этом характеризуется избеганием ответственности за свои поступки. Много прав и мало обязанностей.

Подросткам свойственно отделяться от родителей, противоречить им не принимать давление с их стороны, т.к. считают себя взрослыми. Реакция протеста. Однако исследования показали, что отделение не обязательно ведет к бунту или непринятию родительских ценностей. Тем не менее, это отделение необходимо для формирования своего мировоззрения и ответственности за свою жизнь. Что особенно важно в юношеском возрасте, т.к. делаются жизненно важные выборы (чему учиться, на ком жениться и т.п.). Важно, чтобы эти выборы человек делал сам, а не родители.

Конфликты и бунты возникают тогда, когда родители не принимают взрос­лость подростка, препятствуют расширению его самостоятельности и не дают достаточно поддержки (подросткам она крайне необходима). В процессе развития подростки учатся сочетать независимость, способность делать что-то самому с взаимозависимостью — выполнением обязательств перед другими.

Из перечисленного видно: в значительной степени психологические конфликты подростка - это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением. В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом не благоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а не правильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием и пережива­нием психологического кризиса.

 

1.4 Понятие «суицид». Влияние семейных конфликтов

на подростковый суицид и суицидальные попытки

Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких.

Эдвин Шнейдман

 

3. Фрейд в свое время ввел понятие "инстинкт смерти" - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы — если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек - странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти - никакому другому живому существу это не свойственно. Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Термин «суицид» сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотера­пии. Авторы вслед за 3. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения. К «саморазрушительному поведению» относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

В последнее время растет число детей и подростков, имеющих тенденцию к саморазрушению личности. Помочь им можно, лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. (Аверин В.А. Психология детей и подростков. - С.-П., 1994.).

Суицид - осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл. Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

-   суицидальные мысли: фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

-   суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

-   суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

-   суицидальные попытки - целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

-   завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

  Причины,  предпосылки  и  условия  проявления  суицида.  Общей  причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

Предпосылкой саморазрушительного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и жизненной активности в результате психической травмы,

Однако наличие психотравмирующеи ситуации - недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая - личностные особенности человека, совершающего самоубийство. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят:

1)  напряжение потребностей и желаний;

2)  неумение найти способы их удовлетворения;

3)  отказ от поиска выхода из сложных ситуаций;

4)  низкий уровень самоконтроля;

5)  неумение ослабить нервно-психическое напряжение;

6)  эмоциональная нестабильность;

7)  импульсивность;

8)  повышенная внушаемость;

9)  бескомпромиссность;

10)  отсутствие жизненного опыта.

В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

У подростков склонных к суициду есть отягощенное социальное окружение: 1)  неблагополучная семья,  2)  одиночество и заброшенность, 3)  отсутствие опоры на взрослого.

Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п. Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Психологический смысл подросткового суицида - конфликт, крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков. Характерные черты подросткового суицида. Суицид подростков имеет следующие черты:

-   суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

-   конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

-   суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

-   суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки  игры на публику ;

-   суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

-   средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка - это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда об­становка в семье, то зачем жить? Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось возможным единственным выходом из создавшейся ситуации. Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери - и в результате долгие беседы с психиатром. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Согласно данным этого исследования главный источник негативных пере­живаний - семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно. Важная причина подростковых переживаний - частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных,  тогда  как среди  «благополучных»   21%  мальчиков  и  2%

девочек. Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы "трудных" подростков. Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек (Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный// Vita. - 1999, №3 - с. 22-24).

В повседневной жизни самоубийство чаще всего - просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно покидать их не может и не должен.

 


2 ГЛАВА.

МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

СУИЦИДАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ

 

2.1 Методы консультирования лиц с суицидальными намерениями[1]

 

Человек в состоянии депрессии часто представляет опасность для самого себя, потому что склонен к саморазрушению в явной и скрытой формах. Когда мы встречаемся с депрессивными клиентами, нельзя забывать, что слабовыраженная депрессия может перерасти в острую с суицидными намерениями.

Самоубийство считается ужасным, постыдным делом, и некоторые кон­сультанты, работая с депрессивными клиентами, невольно пренебрегают такой возможностью и полагают, что их клиенты не могут даже подумать об этом. Если консультант проявляет такого рода слепоту, возникает большая опасность для благополучия и даже жизни клиента. Проблема состоит, как правило, не в сокрытии самоубийцей своих намерений, а в том, что он не будет услышан, когда говорит о них.

Обычно различают попытку самоубийства (парасуицид) и реализованное самоубийство. По данным Davis (1968: цит. по: Kennedy, 1977), женщины в четыре раза чаще, чем мужчины, пытаются покончить жизнь самоубийством, а мужчины в четыре раза чаще кончают жизнь самоубийством. Иногда утверждается, что неудавшаяся попытка самоубийства означает, что намерение было несерьезным. Это довольно опасное заблуждение, ибо немало людей, пытавшихся совершить самоубийство, повторяют попытку. По данным Shocket (1970; цит. по: Kennedy, 1977), в 12% случаях повторная попытка предпринимается в течение трех лет.

Важен вопрос, кто именно и в каких ситуациях чаще совершает самоубийство. Уже упоминалось, что не все люди в состоянии депрессии намереваются совершить самоубийство, но вне депрессии самоубийство совершается очень редко. Предпринимаются попытки дать более полную характеристику группе потенциальных самоубийц. Kennedy (1977) указывает несколько критериев риска:

1.     Одинокие мужчины (разведенные и не имеющие близких друзей) старше 40 лет.

2.  Лица, живущие одни.

3.  Алкоголики.

4.  Люди, перенесшие большую утрату.

5.  Люди преклонного возраста, имеющие соматические заболевания.

Pretzel (1972) отмечает два условия, способствующие попыткам самоубийства. Первое -  увеличение стресса до трудно переносимого индивидом уровня. Второе -  неспособность преодолеть стресс ни в одиночку, ни с помощью других. Обычно решение о самоубийстве не возникает внезапно. Часто ему предшествует серия попыток поделиться своими намерениями с другими людьми. Наибольшая вероятность попытки самоубийства приходится на вершину экзистенциального кризиса. Coleman (1972) отмечает три фактора, сильно повышающие риск при предрасположенности к самоубийству: межличностные кризисы, падение уровня самооценки, утрата смысла жизни и перспективы. Shneidman (1969) указывает четыре условия, способствующие возможности самоубийства:

1.  Депрессия.

2.  Дезориентация с галлюцинациями и бредом.

3.  Стремление вернуть себе контроль за окружением в определенных обстоятельствах, например: неизлечимо больной человек может пытаться совершить самоубийство в целях взять под контроль время своей смерти.

4.Зависимость от других и большая неудовлетворенность таким положением.

          Очень важная черта потенциального самоубийцы - амбивалентность. Она затрудняет распознание действительных намерений. Поэтому о пытавшихся совершить самоубийство иногда можно услышать: «Не похоже на депрессию. Вчера вечером у него было хорошее настроение».

Консультант, встречающийся с клиентами, имеющими суицидные намерения, прежде всего обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать свои подлинные чувства. Хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью, связывающей потерявшего надежду человека с жизнью.

Иногда полагают, что обсуждение с клиентами возможности самоубийства только усиливает их намерения. Однако, как правило, беседа о чувствах, подталкивающих к самоубийству, уменьшает вероятность реализации побуждений. Поэтому консультант не должен уклоняться от обсуждения с депрессивными клиентами проблемы самоубийства. Тем самым он показывает клиенту, что мысли о самоубийстве могут быть восприняты и поняты другим человеком.

Рассматривая очень серьезно любое намерение самоубийства, все же нельзя забывать о возможности манипулятивной угрозы с целью убедить консультанта в важности своей проблемы и претендовать на максимум его времени. Большинство симулянтов являются истерическими личностями. Некоторые клиенты говорят о самоубийстве из желания отомстить тем, кто якобы их недостаточно любит. Вообще элемент враждебности присутствует почти в каждом самоубийстве.

Встретившись в консультировании с депрессивным клиентом, высказываю­щим суицидные намерения, очень важно оценить риск их реализации. От правильного прогноза может зависеть жизнь клиента. По мнению Pretzel (1972), "замысел самоубийства имеет три составляющих: выбор средства, убийственная мощь средства и его доступность. Если человек уже выбрал способ самоубийства, наверняка обеспечивающий смерть, и средство легко доступно, риск становится очень большим.

Степень  вероятности  самоубийства  консультант  может выяснить,  задавая клиенту косвенные вопросы (Bird, 1973). Прямо спрашивать: «Не намереваетесь ли Вы совершить самоубийство?» — неприемлемо, потому что такой вопрос побуждает клиента к отрицанию. Эффективна тактика «постепенного» расспроса:

Консультант: Как идут дела?

Клиент: (пожимает плечами).

Консультант: Не все хорошо?

Клиент: (трясет головой).

Консультант: Грустно?

Клиент: (кивает головой).

Консультант: Все кажется безнадежным?

Клиент: Да.

Консультант: Жизнь иногда кажется бессмысленной?

Клиент: Иногда.

Консультант: Часто ли Вы думаете, что хотели бы умереть?

Клиент: Большую часть времени.

Консультант: Возникает желание покончить с жизнью?

Клиент: Иногда.

Консультант: Обсуждали ли Вы, как это сделать?

Клиент: Еще не зашел так далеко.

Такая постепенность опроса дает возможность точнее узнать, как далеко зашел клиент в своих мыслях о смерти. В данном случае клиент имеет явные суицидные намерения, однако прямой угрозы самоубийства пока нет.

Основатель логотерапии V. Frankl предлагает оценивать вместо вероятности самоубийства величину жизненного потенциала и спрашивать клиента не о причине нежелания жить, а о смысле жизни для него. Чем больше находится нитей, связывающих клиента с жизнью, тем менее вероятно самоубийство. Существуют определенные правила консультирования лиц, намеревающихся совершить самоубийство:

1.  С такими клиентами нужно чаще встречаться.

2.  Консультант должен обращать внимание суицидного клиента на позитивные аспекты в его жизни. Например: «Вы упоминали, что прежде многим интересовались. Расскажите о своих пристрастиях» или «Всегда есть ради чего жить. Что Вы думаете об этом?». Такие вопросы помогают клиенту изыскать ресурсы для преодоления трудного этапа жизни.

3.  Узнав о намерении  клиента совершить самоубийство, не  следует паниковать, пытаться отвлечь его каким-то занятием и прибегать к морализированию («От этого ничего не изменится», «Знаете ли Вы, что все религии считают самоубийство величайшим грехом?»). Такая тактика лишь убедит клиента, что его никто не понимает и консультант — тоже.

4.  Специалист должен привлечь к работе с клиентом между консультативными встречами значимых для него людей (близких, друзей).

5.  Клиент должен иметь возможность в любое время позвонить консультанту, чтобы тот мог контролировать его эмоциональное состояние.

6.  При высокой вероятности самоубийства следует принять меры предосторожности - проинформировать близких клиента, обсудить вопрос о госпитализации. Консультанту не всегда легко это выполнить. Клиент нередко начинает отрицать свои намерения и утверждает, что нечего за него беспокоиться.  Тем не менее консультанту лучше  понадеяться на свою интуицию и учесть опасные признаки в поведении клиента, поскольку утешительные заявления могут носить отвлекающий характер. В случаях явного суицидного риска консультант должен потребовать немедленной госпитализации, хотя большинство клиентов категорически протестуют против  помещения  в психиатрическую клинику.  Некоторые психотерапевты (Storr, 1980) считают, что клиента шокирует изменение поведения консультанта. Человек, побуждающий к независимости и свободному выбору, вдруг берет на себя полномочия ограничить свободу клиента, запереть его в психиатрической клинике. Нам думается, что право окончательного выбора имеет каждый человек,  но обязанность консультанта в случае угрозы самоубийства -  сделать максимум возможного, чтобы повлиять на выбор клиента в пользу жизни.

7.  Консультант не должен позволять клиенту манипулировать собой посредством угрозы самоубийства.

8.  Консультант обязан не забывать, что он не Бог и, невзирая на самые лучшие побуждения, не всегда способен воспрепятствовать самоубийству. Наибольшую ответственность за собственные действия несет сам клиент.

                 Консультант не может полностью и единолично отвечать за клиента. Он лишь профессионально ответственен за пресечение реализации суицидных намерений. Однако неопровержима аксиома — если клиент действительно хочет покончить с жизнью, никто не способен остановить его. Как отмечает Kennedy (1977), мы говорим «да» жизни клиента, но должны быть готовы к тому, что некоторые клиенты все-таки скажут своей жизни «нет».

9. Консультант обязан подробно, в письменной форме, документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать себе и другим, что действовал профессионально и принял все меры для избежания катастрофы.

Консультант должен знать специфику консультирования лиц, пытавшихся совершить самоубийство. Консультирование направляется на преодоление побуждений к самоубийству, которые еще остаются после неудавшейся попытки. Hamilton и Moss выделяют три этапа консультирования: в острой фазе, в фазе вы­здоровления и после выздоровления. Особенно значима работа консультанта в двух первых фазах.

Во время первого контакта после неудавшегося самоубийства на первый план выступают уникальность ситуации и самочувствие «самоубийцы-неудачника». Человек, испытавший максимальное напряжение духовных сил, понимает, что не умер, но обстоятельства, приведшие к попытке уйти из жизни, у него остались. Момент «пробуждения» - начало нового этапа жизни этого лица. Поэтому важно, какое «воздействие» будет вписано в «чистый лист» сознания клиента. Время первого контакта не должно ограничиваться, клиенту надо позволить выговориться. От консультанта, встречающегося с таким клиентом, требуется неподдельная искренность, сосредоточение и отдача всех своих духовных сил. Имеется в виду нечто большее, чем обязанность консультанта. После попытки самоубийства клиент максимально обнажен и очень раним, он ясно чувствует внутреннее состояние консультанта. В первой фазе не следует начинать обсуждение основного конфликта и лишь постепенно можно перейти к причинам и психосоматическому смыслу самоубийства. Само консультирование должно быть направлено на уменьшение тревоги и безнадежности.

Фаза выздоровления начинается, когда клиент может возвратиться в свое прежнее окружение. Во время второй фазы, как, кстати, и после полного восстановления, возможно повторение суицидных побуждений. Провоцирующее влияние оказывает именно окружение, непосредственно связанное с травмирующим фактором. Поэтому на втором этапе очень важна работа консультанта с семьей клиента. Помощь семье нередко разрешает проблематичные обстоятельства. Вообще попытка самоубийства - существенная причина для изменений в семейной жизни, точнее говоря, такие изменения становятся неизбежными. Только перемена условий жизни по-настоящему целебна.

Попытка клиента совершить самоубийство, а тем более осуществленное самоубийство представляют для консультанта очень тяжелую психическую травму. Collins описывает свои переживания после самоубийства пациента: "Вначале тяготило острое чувство вины и не осознавалась неприязнь к пациенту за совершенное самоубийство. Лишь постепенно пришло осознание озлобленности из-за утраченной перспективы. Озлобленность в свою очередь провоцировала вину. Одновременно довлело чувство стыда перед коллегами. Процесс скорби переплетался с повторяющимися воспоминаниями и снами. В первые дни после несчастья покончивший с собой пациент не выходил из головы, черты пациента виделись у большинства встреченных людей. Все это время ощущалась обязанность объясняться с коллегами - рассказывать им о своей последней беседе с пациентом и выражать сожаление, что не заметил признаков надвигающегося самоубийства.  Collins так обобщает свой опыт: «Моей самой большой поддержкой был эмпатичный слушатель».

Руководитель известной в США клиники W. Menninger (1991) предлагает со­веты специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами, и тем, кто страдает из-за самоубийства пациента.

1.     Мировоззренческие установки:

-   специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен терапевтического кабинета;

-   самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению;

-   нельзя предотвратить самоубийство, если пациент действительно принял решение;

2.     Тактика при консультировании пациентов с суицидными намерениями:

-   необходима бдительность и готовность к неудаче;

-   в рискованных случаях обязательно консультируйтесь с коллегами;

-   необходимо обсудить с коллегами самоубийство пациента как возможный вариант его выхода из кризиса. Следует помнить, что роль консультанта состоит в том, чтобы предостеречь пациента от самоубийства и помочь ему найти другие способы разрешения проблем.

3.     Как реагировать на самоубийство пациента:

-   исходите из того, что самоубийство всем причиняет боль;

-   вы обретаете потрясающий опыт;

-   не удивляйтесь подавленному настроению, чувствам вины и злобы.

4.    Преодоление последствий самоубийства пациента:

-   скорбь — естественная реакция, и все переживают одинаково;

-   говорите и переживайте, но без излишнего самообвинения;

-   позвольте себе выговориться с коллегами, друзьями, в семье;

-   помните годовщину горестного происшествия, чтобы не оказаться застигнутыми врасплох.

Jones (1987), вспоминая, что китайский иероглиф, означающий кризис, со­ставляют символы «опасности» и «возможности», обобщает: «Когда пациент совершает самоубийство, над терапевтом нависает угроза. Помимо личных и профессиональных переживаний из-за утраты он может подвергнуться увольнению вследствие халатности. Однако трагедия самоубийства пациента предоставляет и возможность профессионального роста в смысле навыков преодоления суицидных кризисов. Расширяется и углубляется поддержка коллег и наша самоотдача, мы начинаем больше ценить дар жизни и помогать полноценно жить другим. Все работающие с людьми, отягощенными серьезными проблемами, должны быть готовы принять на себя ответственность за их самоубийство. Если случается такое несчастье, всегда легче перенести его с помощью других".

 

2.1 Социологическое исследование предрасположенности

подростков к суицидным попыткам

 

В исследовательской части нашей курсовой работы, приняли участие подростки в возрасте от 13 до 16 лет, в количестве 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек. Для исследования подросткам была предложена анкета, предварительно составленная нами. В анкете всего 8 вопросов и несколько вариантов ответов, которым необходимо было выбрать. Часть составленных вопросов, направлены на выявление представлений подростка о суициде, а часть вопросов на предрасположенность к суицидальным намерениям. В результате чего у нас получилось (таб. №2)

Таблица №2

Результаты тестирования подростков

Вопрос и варианты ответов

Мальчики, %

Девочки, %

1

Удовлетворены ли вы тем, как складывается ваша жизнь?

 

 

 

«Да»

66,6

41,6

 

«Нет»

16,6

16,6

 

«Не совсем»

33,3

41,6

2

Какие чувства у вас вызывают мысли о будущем?

 

 

 

«С чувством надежды и оптимизма»

58,3

75

 

«Спокойно, хотя особых перемен для себя не жду»

33,3

8,3

 

«С тревогой и не уверенностью»

8,3

16,6

 

«Скорее со страхом и отчаянием»

0

0

3

Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?

 

 

 

«Скорее, Да»

75

91,6

 

«Скорее, Нет»

0

0

 

«Затрудняюсь ответить»

25

8,3

4

Что в окружающей жизни вас больше всего беспокоит?

 

 

 

«Материальные трудности»

33,3

8,3

 

«Равнодушие/Жестокость»

25

8,3

 

«Вич и Спид, гепатит, др.»

16,6

0

 

«Личностные проблемы»

0

33,3

 

«Семейные проблемы»

25

50

5

Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?

 

 

 

«Да»

58,3

83

 

«Нет»

41,6

16,6

6

Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?

 

 

 

«Да»

8,3

58,3

 

«Нет»

91,6

41,6

7

Что может толкнуть человека на самоубийство?

 

 

 

«Личностные проблемы»

75

83,3

 

«Равнодушие со стороны окружающих»

8,3

8,3

 

«Другое»

16,6

8,3

8

Какие пути решения проблем вы видите?

 

 

 

«Разговор с другом»

25

8,3

 

«Разговор с родителями»

58,3

25

 

«Беседа с психологом»

0

41,6

 

«Употребление алкоголя и наркотиков»

0

0

 

«Другое»

16,6

25

 

Таким образом, из данной таблицы видно, что девочки подростки более подвержены суицидальным намерениям, нежели мальчики. Это стало ясно исходя из следующих шкал: № 4 «Уверены ли вы в осуществление своих жизненных планов?», показатели расположились в следующем порядке значимости: (Девочки) «Семейные проблемы» - 50%, «Личностные проблемы» - 33,3%, «Материальные трудности» - 8,3%, «Равнодушие/Жестокость» - 8,3%. У мальчиков общие показатели более ровные: «Материальные трудности» - 33,3, «Равнодушие/Жестокость» - 25, «Семейные проблемы» - 25, «Вич и Спид, гепатит, др.» - 16,6. Шкала № 5 «Знакомы ли в с такой проблемой, как суицид (самоубийство)?», девочки ответили положительно 83%, в то время как мальчики 58,3%, 6 шкала «Встречались ли вы с такой проблемой как суицид?», 58,3% девочек, ответили, что встречались, у мальчиков 8,3%. По 7 шкале «Что может толкнуть человека на самоубийство?» видно, что разница в показателях не велика, и на первом месте стоят «Личностные проблемы», у девочек — 83,3%, у мальчиков 75%, «Равнодушие со стороны окружающих», показатели одинаковы - 8,3%, «Другое» ответили 16,6% мальчиков и 8,3% девочек.

Данные, полученные в результате исследования нельзя считать репрезентативными, т.к. они не соответствуют статистической норме (50 чел. и более). Полученные данные дают возможность для дальнейшего и тщательного исследования настоящего вопроса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренная нами тема «Подростковый суицид как один из вариантов решения конфликтов, в следствии нарушения воспитательной функции» дала возможность проследить, как нарушение воспитательной функции влечет за собой такие последствия как конфликты (между родителями и детьми), возникновение непонимания, а иногда и деструктивное разрешение конфликтной ситуации (впоследствии кризисной ситуации) - алкоголизм, наркомания, суицид и пр. среди детей и подростков. Изначально, следуя из определения семьи (семья - исторически сложившаяся система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, обусловлена общностью бытия, взаимной моральной ответственностью), обусловленная взаимной моральной ответственностью, к сожалению, на сегодняшний день постепенно угасает, в результате чего многие подростки становятся «сами себе предоставлены».

Так же мы выяснили, что причинами суицида у подростков являются; 1) сложная внутрисемейная ситуация; 2) ограниченный и не гибкий подход взрослых к решению проблем, встающих перед подростками; 3) депрессия, сопровождающаяся чувством безнадежности. Так же можно выделить следующую классификацию причин: 1) взаимоотношения с родителями, степень понимания ими своих детей, сопереживания, нормативность отношений; 2) проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрического статуса в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив; 3) взаимоотношения со сверстниками, друзьями, представителями противоположного пола.

Таким образом, из многочисленных причин на первое место по всем классификациям выходит взаимоотношения в семье, т.е. нарушение воспи­тательной функции влечет за собой нарушение эмоциональной и т.д. В результате происходит «цепная реакция», результатом которой может оказаться любое действие со стороны подростка в силу его переходного (маргинального) периода.

 

Список используемой литературы:

 

1.     Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999. – 256с.

2.     Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: ООО «Изд-во АСТ»,  2004. – 734с.

3.     Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 315с.

4.     Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

5.     Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960с.

6.     Малкина-Пых И.Г. Виктимиология: психология поведения жертвы. – М.: Из-во Эксмо, 2007. – 1006с.

7.     Кравченко А.И. Социология. – М.: ПЕРСЭ, Логос, 2002. – 640с.

8.     Верб Л.Я. Под одним одеялом. Советы семейного психолога. – СПб: Питер, 2003. – 256с.

9.     Ильин В. Археология детства. Психологические механизмы семейной жизни. – М.: НФ Класс, 2000. – 208с.

10. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.

11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1999. – 257с.

12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. – 178 с.

13. Дюркгейм Э. Самообийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.

14. Эйдемиллер Э.Г.  Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер, 2000. — 656 с.

15. Климов А.Е. Популярная психология для родителей. – М.: Педагогика, 1988. – 253 с.

 


[1] Р.Кочюнас Основы психологического консультирования. - М.: Академический проект, 1999. Глава «Консультирование клиентов с депрессией и суицидальными намерениями»


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.