РУБРИКИ |
Политические конфликты и пути их урегулирования |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Политические конфликты и пути их урегулированияПолитические конфликты и пути их урегулированияПлан. 1. Введение. 2. Общая теория конфликта: а) Что такое социальный конфликт. б) Субъекты и участники конфликта. в) Объект конфликта. г) Основные виды социальных конфликтов. д) Основные стадии развития конфликта. е) Функции социального конфликта. 3. Политические конфликты: а) Предмет политического конфликта. б) Конфликты авторитарной власти. в) Конфликты демократической власти. г) Причины возникновения и типология политических конфликтов. д) Основные способы разрешения политических конфликтов. 4. Заключение. 5. Библиография. Введение. Что такое конфликт знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим для себя образом. Мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца? Каждый решает этот вопрос, исходя из своих представлений о конкретной
конфликтной ситуации и ее действующих лицах, о своих целях и целях своих
оппонентов, в том, что можно и надо делать, а чего делать нельзя, и т.д. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, все заканчивалось неудачей и порождало еще более ожесточенные конфликты. Человечество за свою историю накопило огромный опыт как в завязывании, так и в разрешении разнообразных конфликтов – от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в XX веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования – конфликтологии. Задачи конфликтологии – не только познавательно – теоретические, но и
утилитарно-практические: помочь людям понять, что делать с конфликтами. Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения
возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный
минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных
ситуациях. Разумеется, в простейших случаях человек, оказавшись в
конфликтной ситуации, может и без специальных конфликтологических знаний
сориентироваться в том, что делать. Но когда ситуация достаточно сложна, то
оказывается далеко не лишним владение приемами и методами урегулирования
конфликтных отношений, а то и обращение к специалистам-конфликтологам. За последнее время вышло в свет на русском языке множество популярных брошюр и книг, содержащих полезные сведения и советы относительно того, как успешно справляться с конфликтами. Общая теория конфликта. Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией различных классов, социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет неиссякаемый источник конфликтов. Что же такое социальный конфликт? Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. Конфликт
означает столкновение сторон, мнений, сил. В русском языке слово конфликт
стало употребляться с XIX века. Причинами столкновений могут быть самые
разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки,
властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре,
личностные различия и т.д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности
людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти
два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Итак, социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Субъекты и участники конфликта. Понятия «субъект и участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Косвенные участники могут: а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию; б) содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению; в) поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в переводе с немецкого – звание, чин, разряд, категория. В социальной конфликтологии он определяется по принципу высший-низший и предполагает позицию. Занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к противоборствующей стороне. Авторы книги «Внимание: конфликт!» предложили следующий способ определения рангов оппонентов (субъектов конфликта): 1. Оппонент первого ранга – человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы. 2. Оппонент второго ранга – отдельные индивиды, защищающие групповые интересы. 3. Оппонент третьего ранга – структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп. 4. Высший ранг – государственные структуры, выступающие от имени закона. В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный. Социальный статус – это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию противника. Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Окружающая среда – один из элементов в структуре социального конфликта. Она состоит из физической среды (географических, климатических, экологических и других факторов) и социальной среды (определенных социальных условий, в которых развивается конфликт). Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е. конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида. 1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно. 2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта. 3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта». Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству. Например, в политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной активности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей. Выявление основного объекта – непременное условие успешного решения любого конфликта. В противном случае, он или не будет решен в принципе, или будет решен не в полной мере, и во взаимодействие субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений. Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов. Например, В зависимости от мотивации конфликта, исследователи выделяют три блока социальных конфликтов: 1. возникающие в связи с распределением властных полномочий и позиций; 2. по поводу материальных ресурсов; 3. по поводу ценностей важнейших жизненных установок. Один и тот же вид конфликта может вовлекать в противоборство самые различные уровни сторон. Например, конфликты по поводу властных полномочий, материальных ресурсов или ценностных ориентаций могут возникать на уровне и межличностного, и межгруппового, и межгосударственного взаимодействия людей. В процессе возникновения и развития один вид конфликта может наталкиваться на другой, образуя сложные конфликты, состоящие сразу из нескольких видов. Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют интересы разных сторон и разных типов конфликтов. Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия, подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания – затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения – локальные и широкомасштабные. С учетом мотивации конфликты и субъективные восприятий выделяют виды конфликтов: 1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет; 2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную; 3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды: - конструктивный – возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий; - случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств; - смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем; - неверно приписанный конфликт – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал. Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующие этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные. Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: 1. Предконфликтная ситуация. 2. Собственно конфликт. 3. Разрешение конфликта. 4. Послеконфликтная ситуация. Рассмотрим каждую из стадий подробнее. Предконфликтная ситуация – это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Назовем наиболее характерные причины, вызывающие рост социальной напряженности: 1. Реальное ущемление интересов, потребностей и ценностей людей. 2. Неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях. 3. Неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т.д. Социальная напряженность, по сути, представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период выступают групповые эмоции. Определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе – естественная защитная и адаптивная реакция социального организма. Однако превышение оптимального уровня социальной напряженности может привести к конфликтам. Одним из ключевых понятий в социальном конфликте является также неудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существующим положением дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация неудовлетворенности из субъективно- объективных отношений в субъективно-субъективное. Суть этой трансформации в том, что потенциальный субъект конфликта выявляет реальных виновников своей неудовлетворенности и одновременно осознает неразрешимость сложившейся ситуации обычными способами взаимодействия. Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимодействии сторон: 1. Возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление обид. 2. Стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере. 3. Разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование «образа врага» и установка на борьбу. Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе она не может существовать долго и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент. Инцидент – формальный повод, случай для начала непосредственного
столкновения сторон. Например, убийство в городе Сараево наследника австро-
венгерского престола Франца Фердинанта и его жены, осуществленное группой
боснийских террористов 28.08.1914 г., стало формальным поводом для начала
первой мировой войны. Хотя объективно напряженность между Антантой и Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован
субъектом конфликта, явиться результатом естественного хода событий. Авторы книги «Внимание, конфликт!» Ф.М. Бородин и Н.М. Коряк выделяют четыре типа конфликтных ситуаций и четыре типа инцидента по характеру возникновения: 1. Объективные целенаправленные (например, вводятся новые формы обучения и возникает необходимость изменения структуры преподавания и замены преподавательского состава). 2. Объективные целенаправленные (естественный ход развития производства приходит в противоречие с существующей организацией труда). 3. Субъективные целенаправленные (человек идет на конфликт, чтобы решить свои проблемы). 4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или нескольких сторон); например, одна путевка в здравницу, а претендентов несколько. Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтных сторон: 1. Стороны стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс. 2. Одна из сторон делает вид, что «ничего особенного не произошло» (уход от конфликта). 3. Инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориентаций) сторон. Начало открытого противоборства сторон является результатом
конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на
противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или
принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению. - активно-конфликтное поведение (вызов); - пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов); - конфликтно-компромиссное поведение; - компромисс поведения. В зависимости от конфликтной установки и формы поведения сторон, конфликт приобретает логику развития. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным. Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта: 1. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами. 2. Дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непредсказуемым. 3. Конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение максимального урона противнику. Длительность и интенсивность конфликта зависят от целей и установок сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных) способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д. Конфликты также классифицируют в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце континуума – институционализированные (типа дуэли), а на другом – абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации. На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон могут существенно измениться представления о возможностях своих и противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации — невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострении. На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий: 1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта; 2) борьба идет до полного поражения одной из сторон; 3) борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка ресурсов; 4) стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) победителя; 5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы. Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся
реальные условия его прекращения. В полностью институционализированном
конфликте такие условия могут быть определены еще до начала противоборства Существуют также абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем больше шансов для его локализации. Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой
конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем
изменения характеристики объекта конфликта, либо иными способами. 1. Устранение объекта конфликта. 2. Замена одного объекта другим. 3. Устранение одной стороны участников конфликта. 4. Изменение позиции одной из сторон. 5. Изменение характеристик объекта и субъекта конфликта. 6. Получение новых сведений об объекте или создание дополнительных условий. 7. Недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия участников. 8. Приход участников конфликта к единому решению или обращение к арбитру при условии подчинения любому его решению. Один из вынужденных методов завершения конфликта – принуждение. Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают возможные процедуры. 1. Признание наличия конфликта. 2. Утверждение процедурных правил и норм. 3. Выявление основных спорных вопросов (оформление «Протокола разногласий»). 4. Исследование возможных вариантов решения проблем, 5. Поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулирования конфликта в целом. 6. Документальное оформление всех достигнутых договоренностей. 7. Выполнение всех принятых взаимных обязательств. Переговоры могут отличаться как уровнем договаривающихся сторон, так и существующими разногласиями. Но основные процедуры (элементы) переговоров остаются неизменными. Метод «принципиальных переговоров» или «переговоров по существу»,
разработанный в рамках Гарвардского проекта по переговорам, изложенный в
книге «Путь к согласию, или переговоры без поражения» Роджером Фишером и 1. Люди. Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. 2. Интересы. Сосредоточьте внимание на интересах, а не на позициях. 3. Варианты. Выделите круг возможностей, прежде чем принимать решение. 4. Критерии. Настаивайте на том, чтобы результат основывался на какой- то объективной норме. В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса, основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса, ориентированный на совместное решение существующих проблем. Методы ведения переговоров и их результаты зависят не только от отношения между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего положения каждой из сторон, отношения с союзниками и других внеконфликтных факторов. Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений: - насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговорах достичь преследуемой цели; - какими методами и способами велась борьба; - насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.); - насколько велика степень ущемленное чувства собственного достоинства той или иной стороны; - удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональное напряжение сторон; - какие методы были положены в основу переговорного процесса; - насколько удалось сбалансировать интересы сторон; - навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или явился результатом взаимного поиска решения конфликта; - какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта. Если стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность сохранится, а прекращение конфликта может восприниматься как временная передышка. Мир, заключенный вследствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы. Наиболее прочным является мир, заключенный на основе консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью разрешенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудничества. При любом варианте разрешения конфликта социальная напряженность в отношениях между бывшими противниками будет сохраняться определенный период времени. Иногда для снятия взаимных негативных восприятии требуются десятилетия, пока не вырастут новые поколения людей, не испытавших на себе всех ужасов минувшего конфликта. На подсознательном уровне такие негативные восприятия бывших оппонентов могут передаваться из поколения в поколение и каждый раз «всплывать» при очередном обострении спорных проблем. Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую
расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей
социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих
сил и возможностей. Например, чеченская война буквально заставила высшее
российское руководство по-новому строить свои отношения с чеченской
республикой Ичкерия, по-новому взглянуть на ситуацию во всем Кавказском
регионе и более реально оценить боевой и экономический потенциал России. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурированных группах и открытых обществах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарном обществе социальный конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой (например, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 г.). Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим общество к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям. Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур. 1. Конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям. 2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение. 3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу. 4. «В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития». 5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований. 6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей. 7. Внутренние конфликты (в группе, организации, обществе) выполняют следующие функции: - создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти); - социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей; - создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих; - адаптация и социализация индивидов и групп; - группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп; - установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;' - установление неформальной иерархии в группе и обществе, в том числе выявление неформальных лидеров. 8. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом. Конфликт несет в себе негативные функции, когда: - ведет к беспорядку и нестабильности; - общество не в состоянии обеспечить мир и порядок; - борьба ведется насильственными методами; - следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери; - возникает угроза жизни и здоровью людей. К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально-психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт. Политические конфликты. Предметом политического конфликта всегда является власть. В своей предметной деятельности люди обращены к миру вещей, который они перерабатывают, комбинируют, преобразуют. Находясь в контакте как члены группы, люди строят систему взаимоотношений и взаимовлияний, а она, в свою очередь, превращается в пирамиду уровней управления. Вершина этой пирамиды и является политической властью. Власти неоткуда взяться, кроме как из недр социальной жизни, в конце
концов политический уровень бытия можно даже считать уровнем социального
взаимодействия. Но важнейшей характеристикой власти является ее Важнейшей функцией политической власти является установление общеобязательных норм общественной жизни и контроль за их соблюдением. Эти функции уже по самому своему существу нацелены на создание и поддержание общественного порядка, а следовательно, и условий для урегулирования подрывающих этот порядок конфликтов. Со времен распада родоплеменной организации общественной жизни воплощением высшей власти в обществе стало государство. В марксистской теории общественного развития возникновение государства объясняется тем, что в результате разложения первобытных общин образовались антагонистические классы (класс угнетателей и класс угнетенных), которые находятся в состоянии перманентного конфликта друг с другом. Государство — продукт этой борьбы: оно возникает как сила, способная подавить борьбу угнетенного класса против угнетателей и тем самым не допустить, чтобы классовый конфликт разрушил общество. Маркс определял государство как аппарат насилия, находящийся в руках господствующего класса (угнетателей) и используемый им для удержания в повиновении угнетенных масс. Он, таким образом, подчеркивал классовый характер государственной власти, ее функцию охраны интересов господствующего класса; главная задача государства с этой точки зрения состоит в насильственном разрешении межклассовых конфликтов в пользу господствующего класса. Многие философы и социологи, в отличие от Маркса, обращали внимание
прежде всего на другую сторону дела, считая главной функцией государства
сохранение порядка в обществе; с этой позиции оно есть сила, встающая над
конфликтующими классами и ограничивающая рамками закона их конфликтные
действия. Государство определяется здесь как орган примирения классов,
утихомиривающий их борьбу. Такая трактовка государства развивалась Гоббсом, «Государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определенной области... претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия... Право на физическое насилие приписывается всем другим союзам или отдельным лицам лишь настолько, насколько государство со своей стороны допускает это насилие, единственным источником «права» на насилие является государство». Вклад государства в мировую цивилизацию велик. Достаточно сказать, что
лишь в обществах, имеющих государство, сформировался рациональный подход к
миру и человеку. Появились разработанные нравственные системы Но конкретные государства бывают разными, и конфликты в них протекают тоже по-разному. Характер их определяется тем, каково направление развития власти. Важнейшим моментом здесь является отношение власти к обществу. Ф. Хайек дал понятный образ двух форм управления, взяв за основу уличное движение транспорта. Регулировать потоки можно, объявив правила перемещения и установив светофоры и знаки. Тогда водитель сам выбирает маршрут, сообразуясь с правилами и учитывая дорожную ситуацию. Власть же должна лишь контролировать правильность поведения водителей, не допуская нарушений установленных норм. Но возможен и другой подход. Случается, что водители выбирают не лучший маршрут, едут недогруженными, попадают в пробки. А что если снять все знаки уличного движения, рассчитать, куда лучше всего направить транспорт, обобществив его, и дать каждому водителю по маршрутному листу с точным указанием времени его движения? Так как общая ситуация постоянно меняется, то маршрутные листы придется выдавать чуть ли не каждый день, подгоняя расчеты под «оптимальный план». Общий рисунок потоков будет также меняться: сегодня по этой улице едут только в одну сторону, завтра только в другую, послезавтра движение будет двусторонним, а потом и вообще будет запрещено. В этом случае уже придется спланировать все потребности населения и «маршруты» их удовлетворения. Первый способ регулирования ориентирован на демократическое управление в духе либерализма. Второй – явно тоталитарный. Каждая система управления будет иметь конфликты, но они будут различными. При «движении без светофоров» власть берет на себя полную ответственность за происходящее, максимально лишив людей свободы и творчества. Какого типа конфликты могут возникать в обществе при такой организации власти? Любая неудача в «планировании» будет восприниматься как дискредитация
власти, чего она допустить не сможет. Самый образ правления зиждется на
догмате ее непогрешимости и полной компетентности. С. Л. Франк писал: Любой сбой в правлении может поколебать веру. Поэтому даже самая малая
неудача должна быть списана на какого-либо врага. Защита своей
идеологической чистоты осуществляется милитаризацией страны в двух
направлениях: готовятся к обороне против происков соседних держав и ищут
предателей, двурушников или заговорщиков среди своих. За семь веков
существования инквизиции в Европе было казнено более 10 миллионов ведьм и
колдунов. И чем жестче, чем авторитарнее была власть, тем сильнее лилась
кровь. Например, в деспотической Испании жертв было намного больше, чем в Словом «нет» объединить легче, тем более, что оно ориентирует на уничтожение, изъятие, устранение. Люди, которые не могут найти себя в серьезном и полезном деле, свое чувство неполноценности легче всего могут облегчить протестами и разрушением. Впоследствии названия этих «героев» своего времени по справедливости обретают зловещий смысл: опричник, фашист, чекист, хунвэйбин. Дело даже не в том, что таких людей становится больше, а в том, что они начинают играть активную роль, заглушая голоса более благоразумных. Начинается нравственное одичание, излечение от которого проходит очень медленно. Конфликт экстремизма и сознательности разделяет страну, захватывая все социальные слои. Так тоталитарная власть демонстрирует «общественную поддержку» своим крутым мерам. Не менее парализует страну и возникающий конфликт должного и сущего. Реально работающие сословия, лишенные нормальной информации об
общественной жизни, все равно вынуждены делать свое дело и не могут укусить
локоть, даже если это им прикажут. Но и отказаться не могут. Поэтому
приказы начальства должны казаться исполненными, для чего изыскивается
изощренный и извращенный путь отчетности. Любая же проверка вскрывает
подлоги и приписки. Растет взаимное ожесточение. Начальство во всех
исполнителях начинает видеть помеху их административным стремлениям. Низшие
же сословия призывают чуму на голову «бояр». А в фольклоре все больше
появляется пословиц пессимистического или циничного свойства: «Плетью обуха
не перешибешь», «Не подмажешь – не поедешь», «Высоки пороги на мои ноги», Общество авторитарного типа очень медленно обретает материальные и
культурные блага. Правительство занято самосохранением и самооправданием. Поиски врагов не могут ограничиться выуживанием недовольных из низших
сословий. Чтобы держать в узде правительственный аппарат, власть должна
постоянно бросать на растерзание толпе и своих представителей, которые ее
якобы порочат. В России самодержавие постоянно играло с низами в игру Полезный для дела диалог лучше вести рационально. Но послушание и беспрекословное подчинение возрастает на почве иррационального. Бойся и на всякий случай забегай вперед в услужливости перед начальством, в демонстрации преданности. И если кого-то из твоего окружения поразил гром немилости, а ты не знаешь причины, то тем лучше. Свое нынешнее положение ты можешь рассматривать как чудо, как благоволение власти. Можно представить, какие трудности испытывает в таких условиях честный и рационально мыслящий функционер. Он ведь попадает в зону конфликтов, протекающих по закону волчьей стаи: демонстрируй слабому свою силу, а сильному — покорность; обязательно участвуй в травле обреченного на гибель; не имей своего мнения; не упускай своего; не высовывайся. Положение усугубляется тем, что при тоталитарной власти невиновных-то и не бывает. Послушание функционера достигается не только демонстрацией расправы над тем, чья вина непонятна. Требуется участие в расправе. Мало того, особенно важно заставить неоперившегося функционера продать или осудить того, в чьей невиновности он не сомневается (друга, близкого родственника). Затем сработает механизм когнитивного диссонанса: если я это сделал, значит, надо было. А рана на совести останется. И чтобы не заросла, нужно и впоследствии эксперимент повторить. Так, большинство членов сталинского политбюро вынуждены были принести в жертву кумиру своих близких родственников: Молотов и Калинин — жен, Каганович — брата. Поэтому даже у
преуспевающего функционера сломан нравственный стержень. И если наступал
черед этого «боярина» идти на эшафот по липовому обвинению, то у жертвы уже
не было сил сопротивляться. Она не находила должных оснований призывать
своих «соратников» к справедливости, потому что ранее сама поддерживала
такой же произвол. Если посмотреть на долю погибших от руки «своих» Поскольку в тоталитарном обществе управление осуществляется не на
основе незыблемых законов, а по воле правителя, то коррекция ошибок очень
затруднена. Когда возникает критическая ситуация, исправить ее при
сохранившем власть правителе почти невозможно. Он уже живет в мире своего
мифа. Поэтому наиболее часто при отчетливом понимании неизбежного краха
власти обострившийся конфликт решается методом заговора и дворцового
переворота. Риск же настолько велик, что переворот совершается с
отчаянностью и жестокостью. До сих пор историки щадят чувства читателей,
когда описывают в массовых изданиях убийство Павла I, которого лишь удавка
из офицерского шарфа избавила от страданий. И историческая правда не дает
покоя ныне правящим диктаторам. Они знают, что не была естественной смерть Теперь обратимся к другому образу Хайека – «обществу светофоров». Там
водители сами выбирают маршрут, т. е. определяют цели и способы своей
предметной деятельности в соответствии со своими интересами. Итак, каждый водитель участвует в выработке правил, в их защите, в создании контрольного органа. Он, этот водитель, осознает свою прямую причастность к тому порядку, который установлен. Нетрудно расшифровать приведенную аналогию: водитель — это гражданин, корпус контролеров — орган власти, правила движения — законы. Общество в своей жизни опирается на правопорядок и законность. Со стороны такое общество может показаться просто склочным. Постоянно
дискутируются какие-то вопросы, связанные с пунктом А параграфа В закона С. Хороший шахматист отличается от плохого тем, что думает не над
ближайшим ходом, а о вариантах дальнейшего развития борьбы. Поздно думать о
победе за один ход до неизбежного мата, который тебе приготовил противник. В тоталитарном обществе право и закон не различаются. Право – это та привилегия, которую дал закон. А закон – это фиксированное волеизъявление правителя. Захотел правитель – и изменил закон, а тем самым и правовые отношения. Кому-то прибавил привилегии, а кому-то и урезал. В обществе с устойчивыми демократическими традициями право – это закрепленные в общественном сознании, поддержанные авторитетом общества правила, гарантирующие свободу в исполнении определенных действий, в удовлетворении определенных потребностей. Закон лишь оформляет право. Поэтому власть может издать закон, который будет признан обществом как неправовой. И в этом случае общество получает основание для смещения правительства. Европейские государства средневековья не были демократическими по
политическому устройству. Но в них были демократические подсистемы. Если закон опирается лишь на волю правителя, он представляет собой юридическую формулировку, которую всегда можно изменить. Если же закон опирается на систему права, то он подкрепляется волей тех, кто его вырабатывает и воплощает. Право проникает в сознание каждого его носителя как норма социальной справедливости и делает этого носителя его самым активным защитником. Для примера приведем два эпизода из XVI века. Когда в 1564 г. Иван Чуть позже французский король Генрих VI захотел вступить в свою
резиденцию – в Париж, но парижане не пустили его, пока король не согласился
принять их условия, которые горожане считали соответствующими праву. Законы как таковые правителю не нужны, если у него есть сила. Реальный закон по своей сути есть договор власти с обществом на добровольное поддержание определенной нормы. В этом случае закрепляются права социальных низов. Сохранность этих прав через имеющийся закон и их расширение через новый укрепляет систему правовых отношений. Поэтому конфликты, которые возникают между властью и обществом, направлены на закрепление и расширение правопорядка. И Европа только выигрывала, что конфликт принимал форму споров о законах в сеймах, парламентах, судах присяжных и даже в университетах, которым приходилось рассматривать тяжбы подданных с королями. Решения по конкретным случаям (прецедентам) входили в корпус законодательства, укрепляя систему права. Великая хартия вольностей, утвержденная английским королем в 1215 г., до сих пор является действующим юридическим документом, основой британской правовой системы. Но можно сказать и больше. Конфликт при выработке властных решений был
положен в основу функционирования управляющей системы. Помимо сословных
объединений в Европе реально существовало еще несколько сообществ,
обладавших определенной независимостью от короны. Это католическая церковь,
имевшая нравственный авторитет и подчиненная папе римскому. Это
университеты, которые обсуждали вопросы научной истины без мелочной
административной опеки государственной власти. В университетской науке
существовали разные школы. Даже церковь дозволяла монашеским орденам иметь
свой устав, нормы поведения, специфический подход к духовному поприщу В XVII-XVIII вв. Локк и Монтескье теоретически обосновали идею разделения властей, выделив три независимых ветви: законодательная, исполнительная и судебная. Эта идея легла в основу конституционного устройства Соединенных Штатов Америки, а затем стала всеобщим завоеванием демократической цивилизации. Все три ветви власти подчинены конституции, созданной общественной волей (волей нации, народа). Благо нации — это то, что определяет и ограничивает действия институтов власти. Конституция является важным законом – притом законом прямого действия. Никакое правительственное или судебное решение не может быть в противоречии с конституцией. Это значит, что общество в целом может контролировать действия власти,
соотнося их решения с конституционным законом. Через выборы в органы
управления общество контролирует законодательную власть, при необходимости
вполне законным путем ее смещает или сменяет. У каждой из трех ветвей есть
своя компетенция, и ни одна власть не может подменять деятельность другой. Если три независимые системы в обработке информации совпадают в своих
выводах, то их объективность возрастает. Надо заметить, что Принципы демократии и либерализма делают власть более гибкой, более устойчивой и более гуманной. Но это не значит, что она становится совершенной. Поклонники политической мифологии обещают своим последователям идеальную жизнь. Но они тут следуют правилу: уж если мечтать, то ни в чем себе не отказывать. Сторонники демократии отказываются от подобного утопизма. Демократия обращена к человеку, активно реализующему свои намерения на
свое личное благо. И было бы странно, если бы успех демократической власти
не зависел от совокупного личностного потенциала. Люди различны: среди них
есть умные и глупые, ленивые и трудолюбивые, ответственные и равнодушные. Равное избирательное право (один человек – один голос) дано гражданам
не потому, что они одинаково совершенны и преданны общественным идеалам. У бюрократии принципиально иной правовой статус, чем у граждан. Гражданин имеет право делать все, что не запрещено законом. Поэтому потенциально возможные действия гражданина нельзя исчерпать никаким списком. Чиновник же, наоборот, имеет право делать только то, что установлено законным образом. Действия чиновника могут быть перечислены списком его полномочий. Из распоряжения бюрократии нужно изъять максимальное количество
собственности, передав ее в частные руки. Только тогда бюрократическое
воровство сократится. Как можно большее количество опекаемой бюрократией
собственности должно быть под контролем общества. Документы в запертых
архивах, картины в закрытых запасниках музеев пострадают значительно больше
от краж и подлогов чиновников, чем от любопытства любителей истории или
живописи, от свежего воздуха или солнечных лучей. Любой член общества,
пользующийся государственной собственностью, проверяет ее состояние
значительно лучше, чем государственная инвентаризационная комиссия. Столь же устойчивым является конфликт по поводу политической
компетентности граждан. Одним кажется, что механически подсчитанное
большинство голосов само по себе содержит решение поставленных проблем Конфликт этот имеет достаточно глубокую основу. Одна сторона
симпатизирует просвещенному меньшинству, другая — здравомыслящему
большинству. Изысканный интеллект просвещенного меньшинства может сотворить
заумный и нереальный план или, что еще хуже, направить свои силы на
укрепление власти этих умственных аристократов (породить олигархию). Фрейду принадлежит мысль, что здравая идея говорит спокойно и
негромко, но стойко и целенаправленно. В шуме мирской суеты к ней
прислушиваются не сразу, но со временем она обретает все больше
сторонников. Идея демократии обрела свою первую жизнь в Древней Греции. Древние греки понимали, что конфликт может быть источником гармонического устройства только через чувство меры. Поэтому меру они ценили очень высоко. Приведем слова, которые прозвучали почти две с половиной тысячи лет назад. Их произнес Перикл над павшими воинами в 430г. до н.э., замечательно описав ту власть, ради которой стоит жить и не страшно умирать. «Обычаи в нашем государстве незаемные: мы не подражаем другим, а сами подаем пример. Называется наш строй народовластием, потому что держится не на меньшинстве, а на большинстве народа. Закон дает нам всем равные возможности, а уважение воздается каждому по его заслугам. В общих делах мы друг другу помогаем, а в частных не мешаем; выше всего для нас законы, а неписаные законы выше писаных. Город наш велик, стекается в него все и отовсюду, и радоваться нашему достатку мы умеем лучше, чем кто-либо. Город наш всегда для всех открыт, ибо мы не боимся, что враги могут что-то подсмотреть и во зло нам использовать: на войне сильны мы не тайною подготовкою, а открытою отвагою. На опасность мы легко идем по природной нашей храбрости, не томя себя заранее тяжкими лишениями, как наши противники, а в бою бываем ничуть их не малодушнее. Мы любим красоту без прихотливости, и мудрость без расслабленности; богатством мы не хвастаем на словах, а пользуемся для дела; и в бедности у нас не постыдно признаться, а постыдно не выбиваться из нее трудом. Мы стараемся сами обдумать и обсудить наши действия, чтоб не браться за нужное дело, не уяснив его заранее в речах; и сознательность делает нас сильными, тогда как других, наоборот, бездумье делает отважными, а раздумье нерешительными. А друзей мы приобретаем услугами, и не столько из расчета, сколько по свободному доверию. Государство наше по праву может считаться школой Эллады, ибо только в нем каждый может найти дело по душе и по плечу и тем достичь независимости и благополучия. Вот за такое отечество положили жизнь эти воины. А мы, оставшиеся,
любуясь силою нашего государства, не забудем же о том, что творцами ее были
люди отважные, знавшие долг и чтившие честь. Знаменитым людям могила — вся
земля, о них гласят не только могильные надписи, но и неписаная память в
каждом человеке: память не столько о деле их, сколько о духе их». Одна из особенностей политического конфликта состоит в том, что он непосредственно или опосредованно затрагивает интересы больших социальных групп, социальных слоев, классов, общества в целом. Поэтому субъекты политического конфликта (политические организации, институты и отдельные лидеры) всегда выступают от имени определенной социальной общности. Для защиты своих интересов и ценностей отдельные граждане объединяются в сообщества, создают свои организации и институты и таким образом становятся субъектами политического конфликта. Следовательно, политический конфликт – это всегда организованный, институциональный конфликт. Причины возникновения и типология политических конфликтов. Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные. 1. Горизонтальные политические конфликты. В них борьба за власть и властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом) и т. д. Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов — совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики и т. п. В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определенной степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер, например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд и др. Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота. Примером горизонтального конфликта в тоталитарном государстве может служить факт смещения в 1964 г. с поста первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Пленум ЦК КПСС (14 октября 1964 г.), решавший вопрос об освобождении Н. С. Хрущева от занимаемой должности, был внеочередным и собрался в отсутствие своего секретаря и больше походил на заговор. 2. Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по
линии «власть – общество». Социальная политическая структура общества
весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в
этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида: а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объем политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на нее, за соответствие статуса и роли и др.). Примерами являются конфликты между Центром и регионами в современной России. Статусно-ролевые конфликты возникают не только по вертикали «верхи» Все многообразие причин возникновения режимных конфликтов можно свести к двум основным: 1. Ущемление базовых социально-экономических и политических потребностей и интересов значительной части населения страны. 2. Различия в оценках, ценностных ориентациях, целях, представлениях
по поводу политического и социально-экономического развития общества Ущемление базовых потребностей может быть вызвано как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы: - кризис естественного социально-экономического развития общества - трудности, связанные с радикальным реформированием социально- политической системы общества; - результат непредвиденных обстоятельств (стихийное бедствие, мировой финансовый кризис, внешние войны и т. д.). Субъективные факторы: - явные просчеты в социально-экономической политике - нежелание правящей элиты учитывать коренные интересы п потребности подвластных классов и социальных слоев; - осознание (восприятие) подвластными социальными слоями и классами существующей политической системы распределения ресурсов (в том числе власти) как несправедливой и незаконной. Каковы бы ни были причины ущемления базовых потребностей человека, но если значительная часть населения страны не находит своего места в существующей социально-политической структуре общества и не способна удовлетворить свои базовые потребности в рамках существующих социально- политических институтов, то она будет стремиться разрушить или радикально изменить эти институты. Примерами таких конфликтов является борьба левых партий и движений в России против существующего в настоящее время режима политической власти. Как виды политических конфликтов, выделяют также конфликты ценностей и конфликты интересов. В конфликте ценностей (ценностных ориентации) противоречия заключаются в различных представлениях о самой политической системе, политическом курсе страны и правилах политической игры. В ценностных конфликтах возможна постановка сакраментального для России вопроса «Что делать?». В конфликте интересов борьба идет в сфере распределения и перераспределения различных ресурсов (власти, материальных благ, духовных ценностей и пр.). Здесь вопрос ставится «Как делать?». Одной из разновидностей политического конфликта является конфликт политических культур. В этом конфликте происходит столкновение различных политических ценностей, норм, обычаев, традиций, способов политического поведения, ценностных ориентации и целей политического развития. Особенно заметными эти конфликты становятся в периоды радикальных реформ в обществе, когда сталкиваются старая и новая политические культуры. Например, борьба старой тоталитарной политической культуры с новой либерально- демократической в современном российском обществе. Различают также политические конфликты по признаку объективности: - подлинный, вызванный объективными противоречиями; - случайный, условный, еще не осознаваемый участниками; - смещенный, лишь косвенно связанный с объективными противоречиями; - приписанный, указывающий на субъекты, не находящиеся в конфликте; - ложный, не имеющий реальных причин. В грязной политике, как правило, идет подмена реальных, объективно обусловленных конфликтов ложными, смещенными, неверно приписанными и другими. Политические конфликты особенно важно различать по глубине лежащих в их основании противоречий. По мнению американского политолога А. Рапопорта, есть конфликты: типа «схватка», когда в основе конфликта лежат непримиримые противоречия; типа «дебатов», где возможны компромиссы; типа «игр», где обе стороны действуют в рамках единых правил и не разрушают сложившихся отношений. Как и другие социальные конфликты, политические бывают локальными, общими, кратковременными, долговременными, субъективными, объективными, насильственными, мирными и происходят на уровне Центра, региона, отдельного города и района. Способы урегулирования политических конфликтов прежде всего зависят от определения вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным (частичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, выступают политические институты и организации, функционирующие в рамках существующей политической системы (например, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализированным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от искусства политических лидеров, используя группы поддержки, находить сторонников и компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демократической политической системе существуют варианты его разрешения: - обращение в Конституционный суд; - отставка правительства; - роспуск парламента (Госдумы) и назначение досрочных парламентских выборов; - организация и проведение референдума по спорным вопросам и др. В политической жизни современной России уже имел место прецедент референдума о доверии (недоверии) президенту Б. Н. Ельцину (25 апреля 1993 г.). По итогам референдума президент получил поддержку большинства избирателей. Но в силу определенных причин (важнейшей из которых является несовершенство существующего законодательства) урегулировать конфликт между исполнительной и законодательными властями тогда не удалось. Более сложными в плане урегулирования являются вертикальные статусно-
ролевые конфликты, возникающие между центром и регионами. Регионы могут
претендовать не только на повышение своего социально-экономического и
политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разрешения являются
вертикальные режимные политические конфликты. Субъектами таких конфликтов
выступают, с одной стороны, государственные институты и организации,
выражающие интересы господствующих слоев населения и правящей элиты, с
другой — оппозиционные организации, представляющие подвластные массы. Сложность в разрешении режимных политических конфликтов заключается
еще и в том, что оппозиционная сторона может игнорировать существующие
правила политической борьбы, требовать их изменения, действовать
незаконными методами, подстрекать широкие слои населения к массовым
выступлениям и неповиновению властям. В этой борьбе законность Для того, чтобы не допустить негативный ход развития радикального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором должны быть выявлены следующие ключевые вопросы: Каковы основные причины возникновения конфликта? Каковы истинные намерения и цели сторон? Какие силы задействованы в конфликте и какие силы могут принять участие в ходе развития конфликта? Кому выгодно конфликтное развитие событий? На основании полученных данных появляются возможности: - составить прогноз возможного развития событий; - определить возможные варианты урегулирования конфликта; - разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи. Практическая реализация плана предполагает следующую последовательность действий: 1) уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфликтующих (например, информацией о намерениях); 2) четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт; 3) установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон; 4) организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта; 5) отделить проблемы от субъективной заинтересованности участников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении. Если в результате принятых мер урегулировать или локализовать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представляет угрозу для общества, то властные структуры должны быть готовыми применить силу или остановить развитие конфликта угрозой применения силы. Заключение. Существует заявление, которое произносилось на множестве языков руководителями множества стран. Оно звучит примерно так: «Намерения нашей страны – самые мирные». И все же, как мы знаем, другие страны, лихорадочно вооружаясь, угрожают нам. Поэтому мы должны готовиться к обороне от агрессии. Мы делаем это ради защиты наших идеалов и сохранения мира во всем мире. Почти каждая страна утверждает, что заботится только о сохранении мира, но, не доверяя другим странам, вооружается в целях самообороны. И вот результат: планета, где в развивающихся странах приходится по 8 солдат на каждого врага, где заготовлена 51 тысяча ядерных боеголовок, где каждый день 2 миллиарда долларов тратится на вооружение и содержание армии. Составляющие таких конфликтов одинаковы на всех уровнях – у держав, раскручивающих гонку вооружений, у воюющих с мусульманами боснийских сербов, у скандалящей супружеской четы и т.д. Верно или неверно их восприятие, но участники конфликта ощущают, что выигрыш одной стороны – это проигрыш другой. Взаимоотношения или отношения в которых отсутствуют конфликты, по всей видимости, обречены на угасание. Конфликты порождают ответственность, решимость и неравнодушие. Будучи распознаны и поняты, они могут стимулировать обновление и улучшение отношений между людьми. В отсутствие конфликтов люди редко осознают и решают свои проблемы. Мир, в лучшем смысле этого слова, есть нечто большее, чем просто подавление открытых конфликтов, больше чем напряженное, хрупкое, поверхностное спокойствие. Мир – это результат творчески разрешенного конфликта, когда стороны преодолевают то, что казалось им несовместимостью, и достигают подлинного согласия. Библиография. 1) Козырев Г.И. Введение в конфликтологию., Москва., Владос., 1999. 1993.
|
|
© 2010 |
|