РУБРИКИ

Половая дифференциация: мышление

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Половая дифференциация: мышление

Тестостерон вызывает маскулинизацию, способствует формированию мужских половых органов, а также уже на ранних этапах жизни формирует стереотипы мужского поведения. Половые гормоны изменяют функционирование мозга только во время критического периода развития человека. Введение тех же самых гормонов в более поздние периоды жизни таких эффектов не вызывает. Лишение новорожденных самцов тестостерона путём кастрации или введение новорожденным самкам андрогенов приводит в зрелом возрасте к полному изменению специфических для данного пола форм поведения на противоположный. Крысы-самки, которым вводят андрогены, ведут себя как самцы. Они становятся более агрессивными, склонными к играм с элементами драки, предпочитают грубый физический контакт. Кастрированные самцы ведут себя, как самки. При этом у них обнаруживают характерную для самок склонность к использованию наглядных ориентиров при выполнении заданий, связанных с пространственным обучением.

Изучение особенностей поведения и способностей девочек, которые в пренатальной или неонатальной жизни подверглись избыточному воздействию андрогеном (мужским половым гормоном) из-за врождённой гиперплазии надпочечников их матерей, показало, что, взрослея, они проявляли более выраженное мальчишеское поведение и большую агрессивность. Эффект был необратимым и не корректировался медикаментозной терапией. У них, так же как и у мужчин, лучше развиты пространственные функции. Они лучше выполняют тесты на пространственную манипуляцию, вращение предметов. Однако никаких различий в других перцептивных или вербальных тестах, требующих логических рассуждений, между двумя группами девочек – с гормональными нарушениями и без них – выявлено не было.

«В отношении умственных способностей различие полов не имеет такого большого значения, как это, вообще, принято думать» – говорит основатель бихевиоризма Э. Торндайк.

Многие учёные полагают, что в основе различия мужского и женского ума лежит менее выраженная у женщин асимметрия полушарий по сравнению с мужчинами. У женщин повреждение одного мозгового полушария чаще, чем у мужчин, вызывает меньший дефект, такая же травма у мужчин сопровождается более выраженными последствиями. Есть данные о том, что задняя часть мозолистого тела у женщин больше. Это должно указывать на более полное взаимодействие полушарий у женщин по сравнению с мужчинами.

Установлено, что у крыс-самцов кора правого полушария толще левого. Это согласуется с другими данными о том, что раннее влияние мужского полового гормона (андрогена) ведёт к подавлению роста коры левого полушария.

Наблюдение за эмбрионами человека также показало, что у будущих мальчиков кора правого полушария толще левого. Однако, как вытекает из результатов обследования мужчин и женщин с повреждённым правым полушарием, способность к пространственному вращению предметов, которая лучше выражена у мужчин, не обусловлена половыми функциональными различиями правого полушария. Повреждение правого полушария не вызывало у мужчин более выраженных нарушений пространственного вращения, чем у женщин, как это можно было ожидать, если бы такие способности у мужчин определялись большей развитостью правого полушария.

Сходное предположение о более выраженной асимметрии мозга у мужчин высказано и в отношении речи. При этом исходили из того факта, что афазия чаще встречается у мужчин после травмы левого полушария. На этом основании и было сделано заключение, что у женщин оба полушария принимают большее участие в организации речи. Однако полученные некоторыми авторами данные опровергают это мнение: среди женщин с повреждением правого полушария афазия встречается столь же часто, как и среди мужчин с аналогичной травмой.

Д. Кимура (1992), исследуя нарушение речевых функций у мужчин и женщин в результате поражений мозга, установила, что у женщин организация речи и связанные с ней двигательные функции локализованы в левой лобной коре.

У мужчин центр с аналогичными функциями находится в задних отделах того же полушария. После повреждения лобной части мозга у женщин афазия развивается чаще, чем у мужчин. При повреждениях же задних отделов мозга (обычно эта травма встречается чаще, чем поражения в передних отделах) речевые функции женщин страдают реже не потому, что у них менее выражена асимметрия мозга, а потому, что у них реже подвергается разрушению центр организации речевых движений, локализованный в передних областях мозга. У мужчин же система выбора и программирования речевых движений находится в задних отделах полушария.

По мнению Д. Кимура, специфика левого полушария – это не только программирование и выбор речевых реакций, но и организация сложных движений рта, рук, участвующих в общении людей. Эти функции у женщин представлены в передних областях, а у мужчин – в задних отделах полушария.

У женщин система «праксиса», обеспечивающая выбор надлежащих движений руки, находится в топографической близости к расположенной сразу же позади неё моторной коре, что может объяснять способность женщин формировать более тонкие двигательные навыки. Напротив, у мужчин лучше формируются движения типа прицеливания, т. е. направленные на объекты, находящиеся на некотором расстоянии. Для этих навыков необходимо тесное взаимодействие со зрительной системой, локализованной в задних участках полушарий.

По данным Д. Кимура, передняя система контроля моторики женщин выявляется даже в тестах, требующих одновременного участия зрительной информации (построение по зрительной модели фигуры из кубиков). У женщин при выполнении данного теста обнаруживаются большие нарушения, когда повреждаются передние, а не задние отделы полушарий. У мужчин наблюдается обратная зависимость.

Хотя функциональная асимметрия мозга, кажется, не влияет на организацию речи и движений, а также на способность к пространственному вращению, однако похоже, что от неё зависит выполнение некоторых абстрактных вербальных заданий. На выполнение теста для оценки словарного запаса у женщин влияли повреждения обоих полушарий, а у мужчин только левого. Другими словами, женщины при осмысливании слов в большей степени, чем мужчины, используют оба полушария. В то же время двигательные навыки мужчин в меньшей степени зависят от левого полушария, так как среди них чаще встречаются левши. Среди правшей женщины отличаются большей праворукостью, чем мужчины: они чаще, чем мужчины, предпочитают пользоваться правой рукой.

Таким образом, асимметрия мозга, связанная с половыми различиями, в зависимости от функции может выражаться в доминировании разных полушарий. Поэтому не всегда более «асимметричным» является какой-то один пол. Так, у женщин успешное выполнение вербальных заданий связано с активностью доминантного левого полушария. То же можно сказать и о большем проценте среди них праворукости. У мужчин двигательные навыки находятся в меньшей зависимости от левого полушария.

Как следует из приведённых данных, организация головного мозга у мужчин и женщин с самого раннего возраста идёт по разному пути. Эту дифференциацию развития направляют половые гормоны, что и формирует различные когнитивные способности у представителей разного пола. Когнитивные операции сохраняют свою чувствительность к половым гормонам на протяжении всей жизни. Уровень эстрогенов, меняющийся в течение менструального цикла, влияет на когнитивные процессы. Высокий уровень этих гормонов сочетается с относительным ухудшением пространственных способностей и улучшением двигательных и артикуляционных навыков. У мужчин существуют сезонные колебания тестостерона. При некотором оптимальном его уровне в крови, мужчины проявляют максимальную способность к решению пространственных задач. Наилучшие результаты у них отмечаются весной, когда уровень тестостерона ниже.

Философский склад ума, например, всегда считался мужским. В ряду всем известных имён – Демокрит, Платон, Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель и многие другие – нет ни одной женщины.

Чтобы решить какую-то абстрактную задачу, у мужчины интенсивно работает только правое полушарие, у женщины – оба. Например, когда мужчина читает, у него задействован лишь небольшой участок левого полушария головного мозга, в то время как у женщин работают более объёмные части обоих полушарий. И другое наблюдение: в среднем мужчины говорят медленнее, чем женщины, но зато они быстрее работают на телеграфном ключе.

Обширные участки мозга подключаются к работе у женщин, когда они погружаются в воспоминания, особенно грустные, а у мужчин – когда требуется проявить свой интеллект.

Врачи заметили, что у пациентов с нарушенными функциями правой половины мозга часто отсутствует чувство юмора и способность понимать двойной смысл.

Мужчина и женщина имеют примерно равный IQ. Но если женщины тяготеют к «золотой середине» – IQ = 100, то среди мужчин наблюдается большая доля, как сверхвысокого интеллекта, так и умственной отсталости. Семь из восьми человек, входящих в 1% самых умных землян, - мужчины, но семь из восьми умственно неполноценных – тоже мужчины. Ломброзо в своей работе «Гениальность и помешательство» приводил к рассмотрению в большинстве представителей мужского пола в обеих категориях (гениальных и помешанных). Причём, определённую категорию личностей он характеризовал как гениальных, гениальность которых сопровождалась помешательством. В частности, в категории помешанных, Ломброзо рассматривал таких личностей как Гаррингтон, Болиан, Кодацци, Ампер, Кент, Шуман, Тассо, Кардано, Свифт, Ньютон, Руссо, Ленау, Шехени, Шопенгауэр, Гамильтон, По, Руссо, Гоголь. И, насколько я помню, ни одной женщины в этой работе нет. В пример, о Ж. Руссо, который ещё по возвращению во Францию не избавился от своих невидимых врагов, шпионивших за ним и объяснявших в дурную сторону каждое его движение.

Если я читаю газету, – жалуется он, – то говорят, что я замышляю заговор, если понюхаю розу – подозревают, что я занимаюсь исследованием ядов с целью отравить моих преследователей.

Женщины предпочитают конкретное абстрактному. Мужчины чувствуют себя увереннее, когда у них есть сбережения. Женщины предпочитают получить от этих денег конкретную пользу, то есть что-то приобрести, не откладывая на потом. При этом каждая считает, что лучше неё никто не может потратить деньги.

Мозг женщины в среднем на 200 г. легче мужского. Но относительно массы тела мозг женщины больше мужского, у неё лучше развито взаимодействие обоих полушарий мозга.

Современные знания о функциональной специализации правого (образно-двигательная деятельность) и левого (абстрактно-мыслительная деятельность) полушарий мозга позволяют сделать вывод, что функционально мужчины преимущественно лево-, а женщины – правополушарные существа (речь идёт не о качестве деятельности мозга, а о половых особенностях этой деятельности).

Именно этим объясняется преимущество мужчин в абстрактном мышлении, в пространственном воображении и действиях, а женщин – в точности движений и лингвистических способностях.


«Специалисты утверждают, что есть три вида логики: формальная, диалектическая и женская».

Шейнов В. П.


Логика женственности своеобразна, причудлива – похожа на логику каприза. Исходной посылкой в ней служит факт симпатии или антипатии (например, это проявляется при голосовании на выборах), а на этой эмоциональной посылке может быть воздвигнута цепь логических выводов с учётом множества самых разнообразных факторов…

Мужественность требует логики общеобязательной и, следовательно, претендующей на объективно обоснованные исходные положения. Это сугубо деловая логика бывает прямолинейна и безжалостна; в ней проявляется уверенность в себе.

В представлениях о партнёре – о соотношении интересов и сил – с наибольшей ясностью обнаруживается то, что женская логика ставит дело в зависимость от взаимоотношений. Верно замечает Шамфор, что «Как бы плохо мужчины ни думали о женщинах, любая женщина думает о них ещё хуже».

Мужчина предпочитает размышлять молча, высказывая лишь окончательный результат.

Женщина думает вслух, что воспринимается мужчиной как болтовня. Типичный мужской вопрос (не всегда, правда, задаваемый вслух): «Когда она думает, если всё время говорит?».

Компромиссом может служить содержание, приведённой мною, цитаты из «Фауста»:

«И пусть вращается земля

Вокруг не видимой оси

Я загляну в твои глаза

И прочитаю в них «Прости»».

В трудах Роттердамского, в частности «Похвала глупости» мы можем встретить положения женского мышления и «женской» логики: «…сочетаться браком с женщиной, скотинкой непонятливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она своей бестолковостью приправила и подсластила тоскливую важность мужского ума. Ведь не зря и сам Платон сомневался, к какому разряду живых существ, разумных или неразумных, подобает отнести женщину, поскольку глупость есть неотъемлемое свойство её пола. Ежели женщина даже захочет прослыть умной, как она ни бейся, всё равно останется вдвойне дурой, словно бык, которого, рассудку вопреки, ведут на ристалище, – ибо всякий врождённый порок лишь усугубляет от попыток скрыть его под внешней личиною добродетели. Права греческая пословица, говорящая: обезьяна всегда останется обезьяной, если даже облечётся в пурпур. Так и женщина вечно будет женщиной, иначе говоря – дурой, в какое бы обличие она ни нарядилась».

Нечто подобное мы можем встретить также и у Юнга, разве что, не в столь прямой и откровенной форме: «…как и вообще мышление есть функция, гораздо чаще преобладающая у мужчины, чем у женщины». Если у женщины мышление достигает преобладания, то, как отмечает Юнг, это в большинстве случаев мышление, которое только следует за преимущественно интуитивной духовной деятельностью.

«Доказательство большей мужской изменчивости, основанное на высшей точке распределения, в равной степени подозрительно. Преобладание мужчин, достигших высокого положения, может отражать неравенство социальных возможностей наряду с другими факторами», – считает Анастази вопреки положениям, основанным на исследованиях физиологических, психофизиологических и психических особенностей мужского и женского мозга с вытекающими проявлениями интеллектуальных и психических функций. Тем не менее, в социальной среде – результат на лицо. В научных работах – результат на лицо и т. д. Осуществляя резкий, но логичный в структурном соотношении переход к формам проявления особенностей мужского и женского мышления в жизни, я завершаю рассмотрения, условно обозначу, как коренные причины половой дифференциации мышления и вытекающих явлений.












4. Сцены из жизни: предварительный просмотр


«Человек всегда легко поддавался соблазну – и до сих пор это делает, – принимая особую форму бытия человека за его сущность»

Фромм Э.


В образованной тридцатипятилетней замужней женщине скрывается молодая девушка, которая хорошо помнит, что такое быть победителем в споре или получить высшую отметку на занятиях; как с бешено бьющимся сердцем управлять разгоряченной лошадью или поднять ее двадцать раз на дыбы, пока у нее не пойдет пена изо рта... Девушка, которая была уверена в своих силах, в осуществлении мечты и писала в дневнике: “Когда я вырасту, я буду как Элизабет Тейлор”, и которая, вероятно, стала матерью того, кто сейчас говорит: “Я хочу быть похожим на Билли Джин Кинга”.

Как же так, эта женщина уже достигла тридцатипятилетнего возраста и все еще должна спрашивать у мужа деньги на расходы? И чем он весь день занимается у себя в офисе с красивыми молоденькими девушками, если, придя вечером домой, говорит: “Дорогая, я сегодня очень устал”. Разве он не знает, что под шрамами от растяжки кожи скрываются ее сексуальные инстинкты, которые работают так хорошо, как никогда раньше? Почему она должна скучать целыми днями? Убивать время — это самоубийство. Время, которое она убивает, это все, что осталось у нее в жизни.

В среднем возрасте в женщине проявляются так называемые плохие черты внутреннего “я” (“Я не знаю, во что мне верить”, “Я даже не уверена, что мне нравятся мои дети”) и стремление найти такую модель поведения, которая позволит ей самоутвердиться, самой направлять свою жизнь и нести за нее ответственность. Это рвутся наружу ее внутренние чувства: “Дайте мне войти в этот мир! Я хочу быть изящной и важной. Я хочу, чтобы мой талант был оценен по достоинству. Можно ли начать учебу с того момента, когда я ее прекратила? Могу ли я еще быть привлекательной для мужчин? Я хочу, чтобы меня принимали всерьез. Я хочу, чтобы мне помогли избавиться от моих страхов”. Такой формой проявления является «искание формы»1.

Под маской жесткого, медленно, но упрямо продвигающегося по жизни сорокалетнего мужчины, полностью отдающего себя работе, скрывается юноша,

1 у Поршнева Б. Ф. выступает как свидетельство «человечности»

сдерживающий слезы: “Время уходит!” Этот “юноша” хочет сказать: “Как я сожалею о некоторых вещах, которые делаю: раболепствую перед начальством и зарываю молодые таланты, трачу время на составление деловых бумаг и проталкиваю на мировой рынок ненужный продукт. Лучше бы я стал кому-то другом (например, своим детям) или хоть на йоту увеличил реальную ценность мира. Но время уходит. Если я не потороплюсь, не стану менеджером или не напишу бестселлер, то потерплю фиаско в жизни. Я стану неудачником, который ждет, когда от него избавятся за ненадобностью. Я не горжусь тем, что не гоняюсь за каждой аппетитной задницей, хотя моя жена дома отдаст все за одно только прикосновение. Но я знаю, как попасть наверх. Боже мой, я не могу больше рассчитывать на этот старый разболтанный механизм. Он слишком ненадежен, и именно тогда, когда я в нем нуждаюсь”.

В мужчине просыпаются и требуют, чтобы он их принял, признал, усвоил, те чувства, которые он раньше подавлял в себе. В нем начинает проявляться его скрытое чувствительное “я”. “Я хотел бы, чтобы мне разрешили оставаться самим собой: иногда мягким, зависимым, но наряду с этим тщеславным и жадным, ревнивым и конкурентоспособным. Я не хотел бы, чтобы меня считали сильной личностью. Я хотел бы, чтобы меня избавили от этого панического страха”.

Лишь собственное “я” может спасти мужчин и женщин, находящихся в середине жизни. При прохождении жизненного цикла нелегко освободиться от чужого влияния в своих фантазиях, так как основные элементы нашего внутреннего “я” связаны с другими людьми: родителями, друзьями, детьми или наставниками. Когда мы переходим ко второй половине жизни, привязанность к этим людям становится меньше или вовсе утрачивается. И выясняется, что привязанности, которые мы считали жизненно важными, не столь значимы для нас. Осознание этого толкает нас на поиски истинного единства с нашим внутренним “я”.

Карл Юнг был первым крупным аналитиком, который рассматривал средний возраст как время максимального потенциала для развития личности. В это время мы стремимся к неразделенному внутреннему “я”, чего нам всегда не хватало. Надежда на обретение безопасности, в другом исчезает, конфликт назрел. Следовательно, мы можем освободиться от многих наших архетипических представлений “женского” и “мужского”, которые мы подсознательно проецируем на партнера. Юнг говорит о необходимости “сопоставлять наш собственный контрсексуальный аспект” и интегрировать его, что позволит произвести экстраординарное обогащение всего опыта.

В конце концов, это неустановившийся процесс. “Нетрудно представить, что случится, если муж проявит мягкость, а жена — остроту ума”, — пишет Юнг. В том, что мужчины среднего возраста становятся мягкими по характеру, а женщины — воинственными, он видит признак того, что этим людям не удалось согласовать свою внутреннюю жизнь с признанием себя. Левинсон также отмечает принятие женских качеств в себе как одну из важных задач для мужчины при переходе к середине жизни.

Многие мужчины обнаруживают в себе ранее подавленные чувства, которые пробиваются сквозь маску, как только человек достигает среднего возраста. Сорок лет — это время, когда происходит обнаружение тех эмоциональных свойств внутреннего “я”, которые не подходили для сильных, динамичных, рационалистичных молодых мужчин в двадцать пять лет. Многие из этих качеств переносились на женщин, которых они могли любить, бояться или ненавидеть за то, что те имеют такие качества.






















5. Модель поведения


Разворачивая тему половой дифференциации мышления, я перехожу к структуре, к модели поведения мужчин и женщин. Рассмотрение модели поведения, позволит нам перейти к сущности мужчин и женщин, т. е. к существованию этих, как бы отдельных субстанций. Один из выдающихся учёных, прославившийся качественно новой идеей модели поведения людей Эрик Берн, считает, что: «Поведение человека определяется заложенными в генах рефлексами, примитивным импринтингом, детскими играми и подражанием, родительской дрессировкой, социальным приручением и спонтанной изобретательностью». С этим мнением не каждый рискнёт поспорить, здесь, пожалуй, можно добавить неопределённость этих параметров. И, так как все причины чего-либо мы счесть не в силах, следовательно, ни в коей мере нельзя говорить о дефиниции перечисленных параметров.

Подробно рассматривала вопрос модели поведения Гейл Шихи, в своём труде «Возрастные кризисы». Конечно, некоторые «зачатки» моделей поведения мы можем встретить и в более древних источниках, древних мыслителей, мыслителей нового времени, таких как, Торндайк, Берн, Перлз, и др.

Так, Фукс, рассматривал сущность поведения представителей женского пола. «Эти неоперившиеся создания догадывались, что подле и вне их собственного мира существует другой, о котором они ничего не знают и не смеют ничего знать, и это делало их любопытными, тоскующими, мечтательными и привлекательно0беспомощными. Когда их приветствовали на улице, они краснели, – найдутся ли в наше время ещё девушки, умеющие краснеть». Фукс сравнивает девушек прошлого, «идеала» женщины, и девушек его эпохи. Он замечает, что тех девушек, которых хотело видеть общество, последнее получило, а в следствие, оказалось этим не довольным. «Они (девушки) ходили иначе, чем современные девушки, тело которых знакомо со спортом, которые легко и непринуждённо чувствуют себя среди молодых мужчин, как равные среди равных; – говорит Фукс – уже тысячу шагов можно было в ту пору по походке и по манерам отличить молодую девушку от женщины, которая уже познала мужчину. Они были больше девушками, чем сегодняшние девушки, и меньше женщинами, своей необычайной хрупкостью подобные тепличным растениям, которые тянутся вверх под стеклом в искусственно подогретой атмосфере и защищены от любого неприятного дуновения: умело взращенный плод воспитания и культуры». Обращаю также внимание на то, что в наше время, эта проблема является актуальной; а разница заключена лишь в том, что сегодняшнему обществу на эту проблему искренне «глубоко наплевать», а жаль! Непристойное поведение представителей женского пола, порождённое соответствующим воспитанием, которое является эманационной формой общественного сознания и базовой культуры – не будет нести в себе в большей мере положительный аспект в существовании, и, тем более в будущее. Подтверждением будет служить результат описанный Фроммом: «Женская революция, которая сделала для воплощения в жизнь радикальных идей Просвещения относительно равенства мужчин и женщин. Эта революция нанесла сокрушительный удар патриархальному порядку в капиталистических странах, а также в такой консервативной стране, как Советский Союз», – в работе «Кризис психоанализа». «Идеал «чистоты» – половое бессилие, инфантильное, старческое или патологическое, которое проявляются в «воздержании», принятом за акт воли, или в «отсутствие интереса» к половой жизни, причём последнее объясняется преобладанием «духовных» интересов», – считает Успенский.

Переходя непосредственно к самой сути дела, в структурной идеации, я в качестве модели поведения воспользуюсь работой Шихи, которую она написала в течение многолетних исследований, многолетней практики.


Мужчин


Мужчин, которых опросила Шихи, можно разделить на три основные группы в зависимости от модели поведения.

Неустойчивые. Не желают или не способны наметить твердые внутренние ориентиры в двадцатилетнем возрасте и продолжают эксперименты молодости.

Замкнутые. Намечают твердые ориентиры в двадцатилетнем возрасте, но происходит это мирно, без кризисов и самоанализа.

Вундеркинды. Подвергают себя риску и играют на выигрыш, часто веря, что, как только они достигнут вершины, их неуверенность в себе исчезнет.

Три других модели поведения являются дополнительными, так как встречаются достаточно редко.

Мужчины, которые никогда не женятся. Поскольку только пять процентов американских мужчин старше сорока лет не женаты, очень трудно сделать точное заключение по столь малочисленной группе.

Воспитатели. Видят смысл жизни в том, чтобы заботиться об общине (священники, врачи-миссионеры), или посвящают себя заботам о партнере, хотя обычно это делают жены.

Скрытые дети. Избегают процесса взросления и остаются привязанными к своим матерям, даже став взрослыми.

Заслуживает внимания еще одна модель поведения. Не многие выяснили, как ей следовать. Но если отказаться от стереотипов в отношении сексуальной роли полов, интуиция проявляется только после того, как приходит опыт по расширению мышления. Мужчины любого возраста думают о том, чтобы освободиться от смирительной рубашки. Они хотят быть связанными с жизнью на многих уровнях. Те же, кто сделает это моделью поведения, будут соответствовать женщине, которая пытается соединить в себе два образа: женщины-жены и женщины-матери. Шихи называет этих мужчин интеграторами. Они пытаются сбалансировать свои амбиции с искренними обязательствами по отношению к семьям, включая разделение обязанностей в заботе о детях и сознательную работу, направленную на сочетание материальной независимости с моралью и полезностью для общества.


Женщин


Описывая модели поведения женщин, Шихи попыталась представить эти модели поведения в хронологической последовательности, начав с наиболее традиционных.

Заботливые. Выходят замуж в двадцатилетнем возрасте или даже еще раньше и в это время не собираются выходить за пределы роли домохозяйки.

Или-или. В двадцатилетнем возрасте чувствуют необходимость сделать выбор между любовью и детьми или работой и образованием.

Различают два типа таких женщин:

Откладывающие мысли о карьере на более поздний срок. Отказавшись от профессионального роста и выйдя замуж, они, в отличие от “заботливых женщин”, намереваются все же сделать карьеру через какое-то время.

Стремящиеся сначала завершить профессиональное образование и откладывающие на более поздний срок создание семьи. Отодвинув материнство, а часто и брачный союз на более поздний период, они сначала завершают свою профессиональную подготовку.

Интеграторы. Пытаются в двадцатилетнем возрасте все скомбинировать — сочетать карьеру с брачным союзом и материнством.

Женщины, которые никогда не выходят замуж. Включая жен-воспитателей и “офисных жен”.

Неустойчивые. В двадцатилетнем возрасте выбирают непостоянство и путешествуют по жизни, меняя местонахождение, свои занятия и сексуальных партнеров.

Я снова обращаю ваше внимание на то, что лишь описательный характер носят модели поведения, аналогичным является рассмотрение (выше) типичных представителей пола.

Напомню, что подробное описание выше перечисленных моделей поведения изложила в своём труде «Возрастные кризисы» Гейл Шихи.


















6. Сущность


В этом пункте, мне хотелось бы рассмотреть сущность противоположных друг другу субстанций. Но в виду того, что само в себе понятие подразумевает суть единство, т. е. под ним (понятием) подразумевают некую имманентную субстанцию или существование, которые на самой высокой и универсальной ступени называются «Богом». Эту имматериальную субстанцию представляют себе также в качестве носителя феномена психики или даже жизни. Философской трактовкой служит то, что «мужчина» и «женщина» будут являются эманацией субстанции, то есть две, как бы самостоятельные формы существования, проистекающие от субстанции, т. е. единства. Если рассматривать эту проблематику глубже, то суть эти эманационные формы не являются самостоятельными. Понятийной аналогией «субстанции» является «истина», «Бог», «абсолют» и тому подобное. Говоря иными словами – иерархической точкой всего сущего. Имматериальная или материальная субстанция – вопрос суть остаётся на рассмотрение философами. А две, наиболее значимые эманационные формы, т. е. «мужчина» и «женщина» подлежит таковому рассмотрению. Я не буду уделять внимание отправной точке, (субстанции), не буду обращать внимание на истинную сущность таковых. Я, лишь рассмотрю психологическую сущность таковых, истоки которых я рассматривал ранее.


Мужская


Мы уже подробно рассмотрели такие понятия, как тестостерон, маскулинность, интеллект. Пожалуй, последнему я уделю более внимания, нежели иным. В нексусе с более явным показателем свойств типичного мужчины. (Параметры такового свойства указаны выше). Так, если верить данным, указанных в литературе, а не в конспектах, то – интеллектуальные тесты впервые появились в Китае в 7 веке нашей эры. Чиновники проходили экзамены, где проверялись их способности, овладение конфуцианской доктриной. В зависимости от результатов кандидат попадал в один из трёх классов: чиновник общественной службы, мандарин, инспектор.

Средний IQ различается по странам. Например, в Германии средний IQ – 125. В Австралии – 130. А в Индии, которую причисляют к странам третьего мира, средний IQ – 140, самый высокий средний коэффициент. В виду многих критериев и параметров, я не считаю методики измерения интеллекта валидными. Очень много таковых не учитывалось. Не говоря уже о таких критериях как «относительность» и «динамика». Гегель наиболее чётко определял такие понятия как «способ» и «метод». В данном случае это методика измерения, а не способ, как таковым является интеллект. До тех пор, пока не будет чётко определена теория (а этого не будет никогда), практика тем более не будет валидной.

Так, учёные определили, что во главе списка самых гениальных людей занимает Магомет, что объясняется его сущность не только как пророк, но и как организатор, основатель мусульманской религии. Поэтому он и потеснил Христа на третье место, так как христианство оформили и организовали другие, в первую очередь апостол Павел, занимающий шестое место.

Во главе этого списка ещё два вероучителя: Будда – на четвёртом месте и Конфуций – на пятом. Второе место досталось Ньютону.

Среди ста гениев, полагают учёные, учёных и изобретателей – 37. Причём многие из них – в первой двадцатке: Гуттенберг – 9-й, Эйнштейн –10-й, Пастер –12-й, Галилей –13-й, Дарвин – 17-й. Дать 17-е место человеку, который сказал, что его дед был обезьяной – интересный сорит.

Следующую категорию учёные вынесли для политиков и военачальников. И, лишь затем они поставили философов – 14 мыслителей, начиная с Маркса, который занял 11-е место. Эти данные меня толкают на мысль, которая звучит примерно так: «попал ли в этот список Гегель, который систематизировал понятийный аппарат, и диалектическую логику, и, считающий абстрактное мышление ругательством, (вполне возможно которым и обладал исследователь)? Если «да», то какое же место он занял?». Не смешно ли это? А, Ленин, который оказался на 15-м месте, как объясняет Майкл Харт, не за теорию, а за практику. Он разработал теорию власти, которая вплоть до недавних времён позволяла немногочисленной коммунистической верхушке контролировать жизнь стран и народов, где они захватили власть.

Так, я перейду, пожалуй, к «самоутверждению» мужской части населения.

Мальчик с раннего детства знает, что он должен быть сильным. Но лучший способ казаться сильным – скрывать свои слабости или то, что кажется таковыми. Немного позже, касаясь конкретно этого вопроса, я определю нечто иное. Мужской стиль жизни во всех возрастах отличается высокой соревновательностью; страх показаться слабым заставляет мальчиков притворяться более смелыми и грубыми, чем они есть. Отчасти этот стереотип помогает формированию мужского характера, но одновременно он его уродует, лишая мужчину тепла и нежности, а точнее их ощущения.

Итак, желание и способ казаться сильнее я инволюционирую в доказательстве так. Как свидетельствуют данные (по известному всем психологам, тест на вид темперамента) – большинство мужского населения являются холериками, либо скрывающими это меланхоликами. Говоря иными словами – с высоким уровнем невротичности. Это обуславливается некой напряжённостью, выражаясь терминологией Фройда. Которая в свою очередь является первопричиной иных напряжений, и, как последующих: неврозов и психозов. Так, не углубляясь в концепцию Фройда, скажу, что одним из критериев возникновения подобных состояний являются оставленная мною выше проблематику на рассмотрение будущими учёными, т. е. общественное сознание, как следствие этого воспитание, «параллель», в течение жизни ребёнка, соответственно воспитание в детсаде, в школе и прочее. Т. е. качественная потеря основного положительного аспекта в сознании ребёнка. Результатом подтверждения могут служить рост преступности (ограбление, изнасилование и пр.), рост беспризорников, как следствия воспитания их родителей, рост наркомании, как следствие того же воспитания и напряжённости, которому представители мужского пола отдают предпочтение снятию наркотическими препаратами. Эта же проблематика касается и представителей женского пола, но об этом позже.

В структуре личности мужчины направленная на достижение цели агрессивность – одно из важнейших, как полагают учёные качеств. Особенно если достижение связно с преодолением препятствий, сопротивления. Агрессивность включает высокую активность и наступательность.

Эксперименты с инъекцией мужских половых гормонов животным свидетельствуют об усилении их бойцовских качеств, а, следовательно, и чувства ярости и желания напасть. Мужские гормоны усиливают волю всего живого к самоутверждению и достижению любых целей, в том числе и враждебных, если таковы обусловлены какими-то мотивами. Следует учитывать также, что мотивы в большинстве случаев не сформулированы в логической сукцессии. Они, как правило, аффективны, фиктивны, и эмоционально обусловлены в таком возрасте.

Это свойство было использовано, как сознаются в этом деятели ГДР, для обеспечения значительных успехов спортсменок этого государства на международной арене.

Было также установлено, что мужская сперма, полученная женщиной в результате полового акта, значительно повышает выносливость и силу спортсменки. Поэтому перед соревнованиями спортсменок «накачивали» спермой и, забеременев, женщины вновь завоёвывали медали, ибо силовые показатели на ранних стадиях беременности также повышались. Затем делались аборты. Такой высокой ценой – здоровьем женщин – добывались спортивная слава страны, силившейся доказать «преимущество социализма». В виду вышесказанного, я введу концепцию, которая будет заключаться в следующем. Так, забеременев, женщина в виду эволюционного развития сознательно, либо бессознательно крепнет психически, дабы быть готовой к вынашиванию плода, родам, заботы, и, будущего воспитания такового. А в виду своей безграмотности, обратив внимание на таковое свойство, «специалисты» этим пользовались. Хотя такого эффекта можно было добиться с помощью психокоррекции в данном направлении. В психологии столь изощрённых способов больше, нежели достаточно.

Коммуникативные трудности существуют у мужчин в сфере словесного общения, и в телесных контактах. Делая отступление, хочу обратить внимание на тот факт, что у трёхлетней девочки словарь вдвое больше, чем у трёхлетнего мальчика, и её речь внятна почти на 100%. Речь также является качественной формой трансляции мышления индивида. И не количество воспроизведённых символов в секунду будет являться качественным показателем трансляционной формой мышления, а логическая конструкция высказывания. Иначе говоря, структурирование мысли, которое будет транслироваться в речи. И, как следствие, речь женщины, даже в виду многих параметров, таких как количество символов воспроизведённых в единицу времени, внятность речи, словарный запас, внутренняя этимология слов, и прочих не будет служить критерием формального логического мышления, не говоря уже о диалектическом.

Налаживание отношений с помощью разговора – приоритетная программа женского ума. Женщина безо всякого напряжения может произносить до 600–8000 слов в день. Она использует дополнительные 2000–3000 звуков при общении, а также 8000–10000 жестов, мимических ужимок, движений головой и других сигналов, которые называются языком тела. В целом, это составляет за день в среднем 20000 «слов» для общения, с помощью которых она передаёт информацию. В этом кроется объяснение того, почему Британская медицинская ассоциация сообщила, что женщины в четыре раза чаще страдают от заболеваний челюсти.

В отличие от женщины мужчина произносит ежедневно около 2000–4000 слов, 1000–2000 дополнительных звуков и делает всего 2000–3000 жестов, что составляет около 7000 «слов» – всего лишь треть от производительности женщины.

Особенно наглядная разница речевых характеристик становится вечером, когда мужчина и женщина садятся вместе, чтобы поужинать. Он уже выдал свои 7000 «слов», разговаривать больше не хочет и счастлив, если ему позволят смотреть в телевизор или газету. Если она провела день на работе, разговаривая с людьми, то у неё тоже пропало желание что-либо произносить. Если же она всё время возилась с малыми детьми, то удачным считается день, если она использовала 2000–3000 «слов». Но ведь надо «расстрелять» ещё 15000. Нам всем знакомы трения за ужином. Что в большинстве случаев завершается укладыванием в постель с плохим настроением обоих. Одной из причин разводов и инволюцией отношений служат такие признаки как 74% работающих женщин и 98% неработающих называют нежелание поговорить, в частности в конце дня, крупнейшим недостатком своих приятелей и мужей.

Таким образом, завершив небольшое отступление, вернусь к вопросу о психологической сущности мужчин. Одна из наиболее распространённых проблем подросткового и юношеского возраста – застенчивость. Однако юноши переживают её гораздо болезненнее, чем девушки – ведь это «немужское» качество. А чем больше приходится скрывать, тем тяжелее жить. Эта проблема относится и, к ряду вышеперечисленных.

Первичным половым признаком мужчины является его детородный орган. Вторичным – растительность на лице: борода, усы. Отношение к ним было различным в разные эпохи. Во всяком случае, вопрос о бритье встал уже перед нашими пещерными предками, уже они были знакомы с этой процедурой.

Со временем, предположили психологи, бритьё стало восприниматься мужчинами как «продолжение поединка другими средствами», то есть как своего рода единоборство с самим собой. Во всяком случае, во времена рыцарей скобление щёк острыми предметами было болезненным и вряд ли доставляло кому-то большое удовольствие.

В течение нескольких столетий мужчины брились всухую, пока не изобрели мыльный раствор (около 19–нач. 20 века). Борода считалась признаком мужского достоинства, силы, власти и независимости. Лишение бороды было одним из наиболее унизительных наказаний.

В 20 веке опасную бритву постепенно вытеснила безопасная, которую изобрёл в 1904 году американский коммивояжёр Кинг С. Жилетт. Психологи нашли объяснение и этому. После введённых повсеместно запретов публично носить холодное оружие бритва у горла стала восприниматься как некая угроза. Ещё Шопенгауэр (напомню, приведённый мною выше пример о категориях гениальных и помешанных людей в работе Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», в которую, собственно и попал Шопенгауэр) признавался, что всякий раз, сидя у парикмахера, невольно думал, что тот может в любой момент полоснуть его по шее.

Больше всего на свете, как полагают психологи, мужчина боится оказаться импотентом в глазах своей девушки не в зависимости от категории, в которой по отношению к нему она относится. Для мужчины очень многое в жизни связано с работой, социальным статусом. Психические нарушения часто возникают на почве несоответствия его желаний и возможностей.

Мужская логика придерживается, в основном, законов формальной логики, намного реже диалектической и, примерно в таком же соотношении встречаются также проявления «женской» логики (смотреть выше). Можно формально структурировать их:

1.      Закон тождества

2.      Закон противоречия

3.      Закон исключённого третьего

4.      Закон достаточного основания

Законов диалектической логики тоже четыре, их наименование и описание можно найти в учебных пособиях для высших учебных заведений и, в трудах Гегеля.

Открытие в науке и технике сделаны (за редчайшим исключением) мужчинами. Причём многие, из которых, как считают психологи, обладающие абстрактным мышлением, за редким исключением метафизического уровня, – из-за «мужской лени». В случаях монотонного повторения одной и той же операции первая мысль мужчины – как от неё избавиться. В сущности, так были изобретены знаменитые памперсы.

Так, подобием модели поведения, приведённой мною из работы Шихи, будет служить типология мужского поведения. Эта типология, сущность мужского поведения является следствием, как бы производной от модели поведения, рассмотренной выше. Типология будет мною ограничена лишь перечислением, в виду жёсткой нехватки времени для работы высокого качества. Шейнов выделяет пять таких типов:

ü      Супермен – героический мужчина.

ü      Донжуан – благородный ловелас, вечно в кого-нибудь влюблённый.

ü      Коллекционер – несостоявшийся донжуан, ищет податливых женщин, чтобы пополнить свою «коллекцию», помогающую ему самоутвердиться.

ü      Семьянин – ориентирован на жену и на детей.

ü      Застенчивый – хорош для решительной и энергичной женщины, которая предпочитает относиться к нему, как мать.

Шейнов, также различал девять типов (сущностей) молодых людей: бесчувственный, агрессивный, критик, флиртоман, наркоман или алкоголик, озабоченный, собственник, соблюдающий дистанцию, бабник. В его работе, которая указана мною в списке литературы, можно более подробно ознакомиться с этой типологией, сущностью.


Женская


«Женщина может говорить и слушать одновременно, попутно обвиняя мужчину в том, что он не умеет ни того, ни другого»

Пиз А.


Именно такой сорит вынесли учёные нашего времени, при сканировании работы мозга (более подробно в работе Пиз А., Пиз Б. «Язык взаимоотношений мужчина женщина»).

Сразу я обращусь к «законам» «женской» логики, которые не подчиняются ни одним другим. Они будут абстрактны и по названию и по пояснению, в виду того, что они суть не логичны.

1.      Закон шаровой молнии – «разряд эмоций попадает не в того, кому он предназначен, а в того, кто подвернётся под руку».

2.      Закон микроскопов – «события и факты рассматриваются как бы через микроскоп. При этом малозначительное приобретает вселенские размеры, а из крупного рассматривается лишь крошечная часть».

3.      Закон чем хуже, тем лучше – «из всех вариантов женщина выбирает тот, при котором ей придётся больше всего страдать». Поясняется следующей аксиомой «женской» логики: «чем больше страдание, тем больше горького наслаждения от него».

Тонкий нексус между женской любовью к страданиям заметил Пушкин:

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем её вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Так явным примером «женской» логики, которое имеет место в нашей жизни, жаль слишком большое, мы можем наблюдать в анекдоте, который является великолепным примером, на мой взгляд.

-   Ты идиот! – кричит жена. – Ты везде идиот: и дома ты идиот, и на работе ты идиот. Ты полный идиот! Если бы был всемирный конкурс идиотов, ты бы занял второе место!

-         Почему же второе? – спрашивает муж.

-         Потому что ты идиот!

«Чего женщина не сделает, чтобы огорчить соперницу!», – говорит Лермонтов М. Ю. Именно соперничество – причина того, что женщины стараются выглядеть моложе и потому многие скрывают свой возраст. Уязвить соперницу намёком на возраст – сильный удар.

Природа доверила женщине самое главное – продолжение рода, ведь красивые, сильные и талантливые дети – всегда суть продукт любви, и потому наделила её особой чувствительностью относительно опасности и потребностью в защите. От окружающих опасностей женщина находит себе защитника – мужчину. Но поскольку защитник не идеален и от него самого может исходить угроза, женщина вооружена способом защиты и от мужчины-защитника.

Защита эта построена на искусном использовании слабостей мужчины. Если мужская логика настроена, прежде всего, на то, чтобы адекватно оценивать окружающий мир, то женская логика нужна, прежде всего, для того, чтобы управлять мужчиной.

Мужчина соединяется с женщиной исходя потребностью. Женщина исходит из цели. Антураж этой игры, безусловно, исторически переменчив. Но женщина в ней всегда была стороной «отказывающей», а мужчина – домогающейся. Природа распорядилась таким образом, чтобы женщину искали, а она выбирала, оценивала, соглашалась или отказывалась.

Женщина кокетлива, и это не порок, а проявление натуры. Франсуа де Ларошфуко, резонно замечал, что женщине легче преодолеть свою страсть, нежели своё кокетство. Кант даже находит тому объяснение и оправдание, квалифицируя подобное поведение не как кокетство, а как естественное проявление женской натуры: в случае раннего распада брака женщина должна иметь возможность реализовать заложенные в ней природой способности к продолжению рода. Однако Кант, не идя дальше своей абстрактно-отрицательной стороны диалектического, не предполагает, что распад брака возможен именно по той причине, которая обсуждается (кокетство). За пределами дефиниции кокетства, либо осуществившись в изначально откровенной форме, также в ряду иных причин, это сполна возможно.

Женщины ценят свою загадочность. Всем знакомо высказывание: мужчина интересен своим будущим, а женщина – прошлым.

А. Конан - Дойл, прекрасный психолог, сознавая эту загадочность, устами незабвенного Шерлока Холмса говорил: «За самым обычным поведением женщина может скрывать очень многое, а поводом к её замешательству при опросе может быть не желание что-то утаить, а, например, отсутствие шпильки в причёске или щипцов для завивки волос».

Впрочем, загадочность – один из многочисленных женских способов привлечь к себе внимание, а затем удержать его подольше. Право быть загадочными женщины скромно оставляют за собой, лишая этого права мужчин.

«Понять» для мужчины означает вникнуть в суть дела, выявить сущность вещей, их значением и т. д. А для женщины «понять» означает сопереживать, именно им свойственно в большей мере эмпатия.

Внешность для женщин – целый мир забот, хлопот, проблем, бесконечных поисков «оформление и преобразование вечного смысла вечного содержания»1.

Наряды – важные элементы проявления женского характера. Женщина наряжается в основном, для представительниц своего пола. «Женщины говорят, что наряжаются для нашего удовольствия либо для собственного. На самом деле они наряжаются, чтобы удивлять друг друга» – сказал Миомандр.

Дженни Харест и её коллеги из университета в Сиднее (Австралия) установили,

1 Гёте И. «Фауст»

что женская склонность поболтать объясняется не только равномерным распределением речевых отделов коры головного мозга, но и её размерами, которые, как показали исследования, на 20% больше, чем у мужчин.

Пожалуй, в пример, транслирующий свойство таковое, я приведу анекдот в повествовательной форме. «Две заключённые должны были просидеть в одной камере десять лет. За хорошее поведение их выпустили на полгода раньше. За воротами тюрьмы они проговорили ещё полчаса».

Женская логика – предмет исследования, который нельзя ни с чем сравнивать.

Термин «женские принципы» условен, так как каждая женщина имеет свои, только ей известные. Она может их не осознавать их, но эффективно использовать.

Одним из стержневых принципов женской логики является принцип неопределённости. Неопределённость в женской логике – условность, возведённая в абсолют. «А круг абсолюта – это то, во что мы верим не только умом и логикой, но и чувствами» – говорит Леви.

Проявлением принципа неопределённости являются такие фразы, как «я согласна, но при условии…», «возможно, конечно, только вот…». Апофеозом этого служит выражение «ну я не знаю…».

Относясь к мужчине как к большому ребёнку, женщина склонна к уступкам, компромиссам, ни на йоту не отступая оттого, что её собственная шкала оценок – единственно правильная. Это даже обсуждению не подлежит. В данном случае есть два мнения – её и неправильное.

Редчайший случай, исключение из правил, чтобы женщина сама, без всякого давления, самокритично сказала: «К сожалению, в этом я была не права». Такое просто невозможно. «Женщина иногда может признаться в своих грехах, но я не знал ни одной, которая призналась бы в своих слабостях» – говорит Бернард Шоу.

Женщина прекрасно понимает, что определить что-либо – значит, задать такую область значений определяемого, которая уже в дальнейшем не меняется. Однако женщина предпочитает не исходить в своих посылах из чего-то неизменного, от неё не зависящего. Она сама, предпочитает быть независимой от каких бы то ни было предпосылок. Самый простой путь для этого – каждый раз заново формировать посылы, так как это выгоднее в изменившейся ситуации. И делается это с очаровательнейшей непосредственностью и непринуждённостью. Поэтому неопределённость есть выражение несовместимости женской логики с принудительностью. Неопределённость характеризует отсутствие резких граней. Это даёт большие возможности для маневра. Сказав «да» или «нет», женщина раскрывает своё отношение к предмету (вещи). Выражение неопределённости, например, «может быть», может значить и то, и другое, и не являться демаскирующим фактором.

Вообще в женском арсенале выражения типа «может быть» являются ключевыми.

Между твёрдыми «да» и «нет» лежит целый спектр различных полутонов: «почти да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чем да», «почти нет».

Практичность женской логики обусловлена самой природой женщины. Практичность – качество, которым природа, Бог или некая имманентная субстанция наделила женщину, предназначив её для продолжения рода. Её ошибки слишком дорого обходятся. Это различное отношение к ошибкам прочно вошло в психологию пола.

По отношению к акту, женщины заняли интересную с точки зрения психологии позицию. Так, женщина предпочитает не принимать решение самой, а подтолкнуть мужчину к принятию решения и действия, желательному для неё.

Это безупречная с точки зрения практичности тактика. Вся ответственность при этом возлагается на мужчину и при любом исходе женщина в выигрыше.

Помимо такого феномена, как «женская» логика, в общении, женщины используют такой приём, как давление. Их можно структурировать примерно в десяти аспектах, но это, в виду указанных выше причин, делать не буду.

В принципе, арсенал женских тактик явно на пальцах не счесть. Их довольно приличное количество. У каждой женщины преобладают одни, к ним добавляются сугубо индивидуальные, и всё вместе взятое проявляется в любой последовательности, которую, пожалуй, даже в закономерность не выведешь. Причём, замечено специалистами в области общения ещё некоторое интересное свойство. Так называемый приём «ахиллесова пята». Женщина, обнаружив слабое место у оппонента, будет методически бить по нему, не давая отвлечь себя от этого занятия. И попытки обратить её внимание на другие, более веские обстоятельства в этом случае бесполезны. Эти тактики женщин можно отнести к числу их безусловных рефлексов. Женщины используют их автоматически, не задумываясь. Утверждение это относится, по существу, ко всем женским приёмам.

Мужские приёмы могут трактоваться скорее как условные рефлексы, вырабатываемые, в частности, образованием и воспитанием.

В качестве итога, я приведу высказывание Пиго - Лебрена: «Те, кто хвалит женщин, знает их недостаточно. Те, кто их ругает, не знает вообще».

7. Заключение


Таким образом, я рассмотрел половую дифференциацию мышления, причины его особенностей, половые особенности дифференциации в трансляционной форме (речь), половые особенности продукта мышления (интеллект), половые особенности поведения (структура), и половые особенности взаимоотношения полов в поведении и общении.

Так, я рассматривал неких «типичных» мужчин и женщин. Правда, мы говорили о худощавых, тонких, плоских, мускулистых, энергичных, "женщинах". О "женщинах" с короткими волосами и низким голосом, также о безбородых, болтливых "мужчинах". Разнообразие тех и других таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся и мужчины, обладающие большими «женскими» качествами, нежели некая женщина. Но это исключения, которые, как принято говорить, лишь подтверждают наличие правила. Поэтому всюду под словом «мужчина» или «женщина» мы понимали некого «типичного» представителя своего пола. Мы также признали, что существуют "неженственные женщины", "мужеподобные женщины". И "немужественные", "женственные" "мужчины". Качественное отличие присутствует в рассмотрении модели и сущности представителей полов – они построены по фактам жизни. Что говорит о практичности «типичного» представителя пола.

Некоторые вопросы я оставил на рассмотрение специализирующихся в соответствующих областях знаний учёных. Рассмотрение заданной проблемы я раскрыл от истоков их возникновения до форм проявления и модусов, в широком спектре вариаций. Подытоживая каждый пункт плана, работа уже представляла собой завершённое состояние. В завершении, соответственно, выделять что-либо конкретное из работы я не вижу необходимости.









Литература

1.      Анастази А. «Дифференциальная психология», М., 2001. Стр. 600

2.      Берн Э. «Игры, в которые играют люди», Екатеринбург, 2001. Стр. 221

3.      Будион М. «Языческая свобода», 1998–2000

4.      Вейненгер О. «Пол и характер», Минск 1997

5.      Веккер Л. М. «Психика и реальность», М., 1998

6.      Выготский Л. С. «Мышление и речь»

7.      Гегель Г. В. Ф. «Наука логики», СПб., 1997

8.      Гете И. «Фауст», М., 1960

9.      Данилова Н. Н. «Психофизиология», М., 1999. Стр. 285-289

10.       Дружинин В.Н. «Диагностика общих познавательных способностей», 1996

11.       Курбатов В. И. «Женская логика», Ростов–на–Дону, 1993

12.       Леви В. Л. «Искусство быть собой», М., 1977. Стр. 17

13.       Ленин В. И. «Полн. собр. соч.», Т. 29. С. 152–153

14.       Ломброзо Ч. «Гениальность и помешательство»

15.       Майерс Д. «Социальная психология», СПб., 2001. Стр. 240

16.       Немов Р. С. «Психология», Т. 1. М., 1995. Стр. 233

17.       Пиз А., Гарнер А. «Язык разговора», М., 2000

18.       Пиз А., Пиз Б. «Язык взаимоотношений мужчина женщина», М., 2000

19.       Поршнев Б. Ф. «Проблемы палеопсихологии», М., 1974

20.       Пушкин А. С. «Сочинения», М., 1986. В 3-х т.

21.       Роттердамский Э. «Похвала глупости», М., 2000. Стр. 278

22.       Рубинштейн С. Л. «Основы общей психологии», СПб., 2002

23.       Сухарев В. А. «Психология интеллекта», Донецк, 1997. Стр. 29–30

24.       Торндайк Э. «Бихевиоризм», М., 1998

25.       Успенский П. Д. «Новая модель вселенной», М., 2000. Стр. 533

26.       Фейдимен Дж., Фрейгер Р. «Абрахам Маслоу и психология самоактуализации»

27.       Фихте И. «Факты сознания», Минск, 2000. Стр.736

28.       Фромм Э. «Кризис психоанализа», СПб., 2000. Стр. 96

29.       Фромм Э. «Психоанализ и этика», М., 1998. Стр. 350

30.       Фукс Э. «Буржуазный век: конвейер удовольствий», М., 2001. Стр. 785–787

31.       Шейнов В. П. «Женщина плюс мужчина: познать и покорить», Минск, 2001

32.       Шихи Г. «Возрастные кризисы», СПб., 1999

33.       Шнейдер Л. Б. «Психология семейных отношений. Курс лекций», М.,2000. Стр.57

34.       Юнг К. Г. «Психологические типы», М., 2001. Стр. 335


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.