РУБРИКИ

Половое воспитание младших школьников

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Половое воспитание младших школьников

В предметах биологического цикла следовало бы на­чинать изучение человека значительно раньше 8 класса, причем не с анатомо-физиологических особен­ностей, а с места человека в общей картине мира, с вы­явления специфики человека одновременно как части при­роды и особого, социального существа. Как справедливо писал В. А. Сухомлинский, «странно и непонятно, почему во время утверждения личности школа не дает человеку никаких знаний о нем, о человеке, в частности о том спе­цифическом, что возносит человека над миром живого: о человеческой психике, мышлении и сознании, об эмоци­ональной, эстетической, волевой и творческой сфере ду­ховной жизни. Тот факт, что человек, по существу, ни­чего не знает о себе, часто бывает источником большой беды, за которую обществу приходится дорого распла­чиваться... Человек становится воспитателем самого себя, и тем в большей мере, чем глубже он познает человека и человеческое».


Половая уравновешенность


Что такое здоровая «половая уравновешенность»? Что мы имеем в виду, когда говорим об уравновешенном в половом отношении взрослом человеке? Если мы не сумеем точно ответить на эти вопросы, наши по­пытки полового воспитания детей непременно по­терпят крах.

Приведу некоторые самые важные обстоятельст­ва, отличающие нормально уравновешенного в по­ловом отношении взрослого человека.

1. Нормальный  человек  получает  удовольствие от половой близости. Это значит, что он не ис­пытывает при этом ни стыда или страха, ни отвра­щения   или   неприязни.   Он   смотрит   на   половую жизнь как на совершенно естественное явление, как на проявление здоровой жизнедеятельности, от которой получает удовлетворение. Хотя он отлично сознает, что общество порой ограничивает наши ес­тественные импульсы, он не переживает из-за этого: не чувствует себя виноватым, но в то же время не стремится к крайностям. Половая близость достига­ет полноты удовлетворения при оргазме. Одним сло­вом, сексуальные влечения, хотя и не доминируют в его жизни, занимают в ней важное место в ряду других желаний и потребностей.

2. Он способен сексуально выразить свою любовь. Это значит, он довольствуется не только романтиче­скими представлениями и нежными чувствами, но и использует свое тело для проявления любви. Он мо­жет  получать  удовольствие от  половой  близости  и без нее, но все же испытывает больше радости, ког­да любит, дополняя свое чувство сексуальным про­явлением. Он   понимает  свою   сексуальную  функцию   в жизни. Хотя в каждом мужчине имеются какие-то женские черты,  а в каждой женщине — мужские, хорошо адаптированный к жизни человек отличает­ся своей ярко выраженной половой принадлеж­ностью  и не изменяет ее. Он не сетует на то, что родился женщиной или мужчиной, и у него не раз­виваются пристрастия, характерные для противоположного пола.

3.    Он  по-разному   держится с мужчинами  и женщинами.   Не   обращается   с   мужчинами   как   с женщинами,   и  наоборот.  Половая  адаптация,   как известно,  — существенная часть общей адаптации, приспособленности к условиям жизни,  поэтому мы не  можем  рассчитывать  на сексуальную  уравнове­шенность, если не научимся любить своего ближнего и жить с ним в согласии.

4.    Он не нуждается в   особых сведениях о биологическом устройстве половых органов, даже ес­ли   нередко,   особенно  еще   до   достижения   совер­шеннолетия, осведомлен в этом смысле недостаточ­но. Это значит, что теоретическое представление о половой  жизни  или  практический опыт  не столь уж и существен для нашей общей половой уравно­вешенности.  Гораздо важнее другое — то,  что мы представляем о ней и как относимся к этой стороне жизни. Довольно просто описать признаки нормальной половой уравновешенности, но совсем непросто оп­ределить, КАКИМИ из них обладают наши друзья. Представляете, как же трудно понять, правильно ли развивается в этом смысле наш ребенок. Если толь­ко у него не проявляются признаки половой неурав­новешенности, как, например, слишком частая мас­турбация, и нет каких-то других явных отклонений от нормы, которые помогли бы понять, каково будет впоследствии его отношение к этому вопросу.

Думается, совершенно ясно — книжки о поведе­нии птиц и пчел ничуть не помогут изменить наши взгляды на эту проблему! Единственное, что здесь может оказаться полезным, — это ясное представле­ние о нормальной половой уравновешенности. Про­анализируем внимательнее самих себя или еще луч­ше — постараемся сначала сами обрести эту уравно­вешенность, а уж потом будем надеяться, что помо­жем обрести ее и нашим детям.


Половой опыт


Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле име­ют половой опыт, многими воспринимается как без­нравственная Всего лишь одно поколение назад лю­ди считали малышей в сексуальном смысле совер­шенно невинными созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку эти не­многие существуют, вопрос подлежит обсуждению.

Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас, напротив, мы знаем, что по­ловой инстинкт проявляется в тот же день, когда ребенок рождается на свет. Если мы заинтересова­ны в нормальном половом развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт. Мы не можем себе позволить ждать их отро­чества, чтобы помочь им и руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно уже сейчас.

Не наблюдая за половой активностью ребенка, мы не сможем помочь ему и направить в нужное русло. Нет нужды ходить за ним по пятам, чтобы узнать, что он втайне делает, как приобретает этот опыт. Он проявит свой половой инстинкт тысячами самых разных способов. И нам не надо долго при­сматриваться, чтобы заметить, нужно только уметь распознать его.

Проявления полового инстинкта характерны для всех ребят. И если вы обнаружите одно из них у ва­шего ребенка, это вовсе не значит, что его сексуаль­ность чрезмерна или превратится со временем в про­блему. Это говорит лишь о том, что ваш ребенок точно такой, как все дети.

Из чего же складывается обычный половой опыт у новорожденных и у маленьких детей?

1.       Первый  и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям.  Половой импульс у них еще не такой явный, чтобы была необходима стимуляция, но дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у маль­чика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпа­ет тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном -возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.

2.       Дети   и   сами   трогают   свои   половые  органы прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.   Если   наши   отношения   с   ребенком   на­столько хороши, что мы можем спросить его, почему он   так  делает,   он   со   всей   искренностью  ответит: «Потому что мне приятно». Вот почему все дети так или иначе занимаются мастурбацией, и это тоже со­вершенно нормальный половой опыт.

3.   Все дети рано или поздно проявляют опреде­ленный  интерес  к  половым  органам,  обнаруживая анатомическое различие у представителей противо­положного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в школе, на спортплощадке или в гостях у кого-нибудь из товарищей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопро­сы. Все это вполне нормально.

4.  У малыша нередко появляется братик или сест­ренка.   Но  даже  если   он   единственный   ребенок   в семье, у него есть друзья, у которых могут быть ма­ленькие братья или сестры. К появлению новорож­денного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушива­ется к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме.  В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, от­куда берутся малыши, и это тоже в известном смыс­ле, хотя и не прямой, половой опыт.

5.  Другой неизбежный опыт, оставляющий глубо­кий след в сознании ребенка, даже если его половые органы не имеют к этому отношения, заключается в повседневном   наблюдении   своих   родителей.   Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помо­гает  мальчику  или  девочке  понять  свою  половую роль в жизни. Речь идет, таким образом, об опыте наипервейшей важности.

6.  Еще один опыт — даже если это бывает и не очень часто — приобретается тогда, когда ребенок ока­зывается свидетелем половой близости палы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. Однако это может пройти слу­чайно, если дети спят в одной комнате с родителями.

Вот такой половой опыт приобретают дети к 5—6 годам жизни, и в целом это не так уж и мало. Ребе­нок не столь невинен в сексуальном отношении, как хотелось бы думать. Он может быть несведущим в этом, но он отнюдь не безгрешен, подобно ангелу. Проблемы пола еще не открылись перед ним во всей полноте. У него еще не работают, не дают о себе знать железы внутренней секреции. Свою половую принадлежность ребенок ощущает лона еще смутно и скорее сознанием, чем физиологически, — словом, тут можно спорить о чем угодно, но только не о том, что ребенок — существо совершенно бесполое. По правде говоря, будь это так, надо было бы срочно бить тревогу.


Половые игры


Присущее детям любопытство и стремление к при­ятным ощущениям побуждают их к разного рода поискам и расследованиям. Вряд ли что-либо в доме ускользает от их внимания, в том числе, понятно, и тело — собственное и товарищей. Какие-то откры­тия, разумеется, доставляют больше удовольствия, нежели остальные. Совершенно естественно, что де­ти хотят повторить опыт. Но поскольку это не всег­да удается сделать свободно, они прикрывают воз­никший интерес играми, которые только на первый взгляд выглядят невинными и вполне допустимы­ми. Назовем лишь самые привычные из таких игр — «доктор», «куча мала», когда возникает множество физических контактов, совместное купание и, нако­нец, все, что связано с уединением и скрытностью, например, когда дети прячутся под кроватью или на чердаке. Во всех этих случаях ребята обычно удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, и получая возможность фи­зических контактов друг с другом, которые они на­ходят очень возбуждающими и интересными. Имен­но это мы и имеем в виду, когда говорим о половых играх.

Все это совершенно естественно, нормально и до­пустимо. Родители, которых подобное поведение де­тей шокирует, и они принимают репрессивные меры, действуют не в интересах ребенка, а руководствуясь лишь собственными неверными представлениями о сексе. Кроме того, с любой новой вещью сначала нужно познакомиться, а уж потом извлекать из нее пользу и получать удовольствие. С сексом дело об­стоит точно так же. Мы не можем надеяться, что ре­бенок, получив какую-то мизерную информацию о сексе, отложит все остальные вопросы до свадьбы, точно так же, как не можем рассчитывать, что он научится играть в теннис без ракетки, мячей и партнера.

Кое-кто, утверждая, что каждому делу должно быть отведено свое время и место, дает понять: дет­ство — не лучшая пора для свободного проявления полового инстинкта. Если даже не касаться нравст­венной стороны этого вопроса, нельзя не считаться с тем фактом, что половой инстинкт уже существует, и именно с раннего возраста. И тот, кто отказывает­ся признать это, не выглядит разумным человеком, потому что не только отворачивается от очевидного, но и пытается изменить реальность, запрещая детям открыто проявлять свои инстинкты. Не нужно быть профессором психологии, чтобы понять — попытка подавить проявления полового инстинкта ни в коей мере не уничтожает желания, которые за ним скрываются. Напротив, такое давление лишь поро­дит сумятицу в сознании ребенка, создаст комплекс вины, вызовет беспокойство и стремление что-то де­лать тайком.

Мы вовсе не хотим сказать, что, напротив, нуж­но побуждать детей безудержно предаваться поло­вым играм. Мы хотим только подчеркнуть, что на эту проблему следует смотреть со всей открытостью. При желании в половых играх можно увидеть признак преждевременного развития ребенка. Но мы же не стремимся подавлять эти признаки у детей, так почему же нужно делать это в связи с половыми играми? И здесь тоже лучше совсем ничего не пред­принимать, чем действовать во вред: меры нужны только в том случае, если эти игры грозят перейти какие-то границы, если мы замечаем, например, что ребенок пренебрегает другими, нормальными для его сверстников развлечениями. Но даже если дело дошло до крайностей, кто сказал, что половая активность ребенка — явление болезненное или опасное само по себе? Эта активность означает со­всем иное - ребенок интересуется сексом потому, что пытается восполнить им другие желания, какие ему не удается высказать и исполнить.

Мальчик, например, завидует отцу, потому что тот отнимает у него мать. Малышу кажется, что ма­ма любила бы его больше, если бы позволяла спать рядом с собой вместо папы, как это бывает, когда тот уезжает в командировку. Но вот папа вернулся, и привилегия окончилась, тогда у малыша возника­ет желание поиграть в «мужа и жену» с какой-ни­будь девочкой. Хотя прикосновение к телу и разгля­дывание физических отличий друг у друга и достав­ляет какое-то сексуальное удовольствие, в этой игре ребенок выражает, по существу, свое желание ото­гнать ощущение, будто мать отвергает его.

Другой мальчик может быть неуживчивым и роб­ким в общении с товарищами по тысяче разных причин. И замкнувшись, принимается чрезмерно фантазировать, занимается мастурбацией. Но вот ему случайно встречается другой мальчик, которого он делает соучастником удовольствия от самовоз­буждения. Спустя некоторое время они обнаружива­ют, что возбуждать друг друга еще приятнее. Так вот, хотя их поведение явно сексуальное, чаще всего оно лишь позволяет им косвенным путем удовлетво­рить другое, более важное желание — иметь товари­щей и дружить с ними. Иных детей половые игры привлекают не столько удовольствием, которое они доставляют, сколько возбуждением от сознания, что они делают нечто запретное. Хлопнуть дверью перед родителями, то есть поступить вопреки их приказам, — значит получить удовольствие от умаления их авторитета.

В любом случае иные, более серьезные причины лежат в основе этой игры. Нельзя сказать, что ре­бенка вовсе не интересует секс, но, бесспорно, суще­ствуют другие, гораздо более важные для него жела­ния. До самого отрочества его железы внутренней секреции почти или совсем не стимулируют половой инстинкт. Вот почему НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО роди­телей — лучшее лечение в этом случае. Вмешаться необходимо только тогда, когда ребенок в чем-то пе­реусердствовал. Тогда нужно найти другие, более здоровые развлечения, которые отвлекли бы его, ли­бо постараться понять, какие иные, кроме сексуаль­ных влечений, пытается удовлетворить ребенок подобным занятием. Иными словами, крайности в по­ловых играх должны рассматриваться как предуп­реждение: что-то не функционирует в организме или психике ребенка. Мы поможем ему, если испра­вим другие стороны его поведения, которые каза­лись нам менее значительными, но тем не менее привели к конфликту с ребенком.





Отклонения в сексуальном развитии ребёнка


Наиболее известное отклонение в сексуальном развитии ребёнка – онанизм, иначе – ипсация ( от греч. Ipse – сам) или мастурбация (по-русски – рукоблудие). «Онанизм» - общее, наиболее широкое название этого явления. Термин «ипсация» буквально означает самоудовлетворение и наиболее применим к онанизму у подростков, где действительно возникает потребность, нуждающаяся в удовлетворении; по отношению к детям более раннего возраста он неточен, так как онанизм у них чаще является непроизвольным. Термин «мастурбация» относится непосредственно к самим действиям с половыми органами.

У детей в возрасте 205 лет может наблюдаться собственно мастурбация – раздражение половых органов, например: девочки, сидя на краю дивана, двигаются взад и вперёд или сжимают бёдра с напряжением тела, закладывают между ног различные предметы – одеяла, одежду, игрушки, дети более старшего возраста съезжают по перилам лестницы. Следует обратить внимание на следующее важное обстоятельство: многие явления аналогичного характера наблюдаются особенно у маленьких детей. 

Все дети занимаются мастурбацией, и хорошо, что они это делают. Во-первых, это совершенно естест­венно. Во-вторых, это дает им возможность познако­миться с чувствительной частью своего тела, с той частью, которую впоследствии они будут использо­вать для получения наслаждения. В-третьих, это просто приятное занятие. Что бы ни говорили по этому поводу ханжи и старые девы, мастурбация не причиняет развитию ребенка никакого вреда — ни физического, ни морального.

Теперь рассмотрим вопрос: вредна ли ипсация сама себе или нет?

Во-первых, физиологические явления 1 оргазме совершенно одинаковы, вызван он естественным путем или путем мастурбации, эротическими сновидениями или представлениями, а также независимо от того, возбуждение какой из эрогенных зон чему привело. Это бесспорно установлено исследованиями американских сексологов

Во-вторых, исследованиями сексологов доказано, что ипсация не снижает силы полового влечения и не мешает последующем сексуальному контакту с лицами другого пала.

В-третьих, большинство сексологов сходится во мнении о том, что занятия девочек ипсацией способствует последующем более быстрой их сексуальной адаптации в браке. Никаких вред­ных последствий не замечено и у мужчин. Напротив, среди мужчин, не занимавшихся в подростковом возрасте ипсацией, находится основное количество больных о первичной половой слабостью, т. е. с той ее формой, которая не связана с психогенными расстройствами.

В-четвертых, у нормального человека ипсация всегда носит умеренный характер и уже поэтому не может быть вредной. У психопатов и психически больных (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), а также как результат органических поражений головного мозга она может принимать навязчивый характер. Однако все это исходно больные люди, и навязчивая ипсация отнюдь не самое главное проявление их неблагополу­чия, а всего лишь симптом серьезной болезни.

В-пятых, занятия ипсацией сами по себе никак не отражаются па поведении, памяти, способностях, успе­ваемости подростка. Совершенно вздорно в медицинском отношении и к тому же весьма вредно в педагогическом утверждение, будто бы о занятиях ипсацией можно узнать по выражению лица подростка, его взгляду и т. д.

Конечно, ипсация заслуживает некоторого осужде­ния с этических позиций, поскольку с точки зрения продолжения рода и естественных способов его про­должения она действительно выглядит отклонением от нормы. Кроме того, желательно, чтобы подросток умел владеть своими половыми стремлениями, как и вообще владеть собой в самых разнообразных ситуациях. Все это весьма полезно для его будущей жизни, в том числе и супружеской. Однако ипсация — не порок и не пре­ступление, и к ней нельзя подходить с точки зрения нравственных норм.

Несмотря на то что ипсация сама по себе не вредна, с ней может быть связан довольно существенный вред здоровью.

Ребенка младшего возраста можно отвести к врачу на консультацию, сообщив, что у него наблюдается склон­ность к онанизму, особенно если его не удается отвлечь от такой деятельности. Часто причина мастурбации у маленьких детей весьма прозаична, например глисты, и дегельминтизация нередко оказывается эффективным средством лечения этого «тяжкого порока».

Вполне нормально, когда 3- или 4-летний малыш играет со своими половыми органами точно так же, как до этого забавлялся со своими пальцами на ножках и ручках или с колокольчиком, который вы подвесили ему в люльку. Любопытство — врожден­ное человеческое свойство, и оно позволяет ребенку открыть уйму интересных для него вещей. Прежде всего, оно проявляется в том, что малыш все сует в рот или старается потрогать. Среди самых первых и доступных для обследования объектов ребенка — его собственное тело. В самом деле, то, что его половые органы чувствительны, он обнаружил прежде, чем ему исполнилось 3 или 4 года. Но раньше он не мог получать от них никакого удовольствия, поскольку они были практически недоступны из-за пеленок, пластиковых штанишек и тому подобных преград. Как только ребенок приучается к туалету, эти препятствия устраняются, возможностей для изучения доселе неизвестной части своего тела у него появля­ется гораздо больше. Несмотря на то, что мастурба­цией занимаются практически все дети, их родите­ли неизменно категорически отрицают это. Тогда ос­тается предположить одно из двух — либо мастурба­ция никогда не была столь привычным развлечени­ем для ребенка, чтобы превратиться в проблему, ли­бо дети нашли подобное занятие настолько неприят­ным, что преспокойно забыли про него.

А ведь ребенку очень важно узнать, какие прият­ные  ощущения   возникают   в  той   части   тела, важно для предстоящей со временем половой жизни. К сожалению, всех нас отличает нездоровое  отношение к половым органам. И действительно, все человеческое тело так или иначе идеализировано в ис­кусстве, кроме этих частей. Из-за того, что мы ассо­циируем их с биологическим процессом очищения ор­ганизма, нам трудно смотреть на половые органы с эс­тетической точки зрения. Кроме того, нам нередко че­ресчур прочно прививают стыдливость, а она позднее может стать весьма серьезным препятствием для фи­зического проявления любви. Открытие наслаждения, которое доставляет эта часть тела, может послужить ребенку своего рода противоядием и предотвратить ос­ложнения психологического характера.

Когда ребенок получает удовольствие от мастур­бации, это скорее благо для него, нежели зло. И дей­ствительно, нам следует научить детей наслаждать­ся своим телом. Когда ребенок ест, бегает, куда-то карабкается, отдыхает, поет или танцует — все эти занятия доставляют ему удовольствие и приносят физическое удовлетворение. И мастурбация в пер­вые годы жизни тоже входит в их число.

Отчего же мы в таком случае стараемся отвратить детей от нее? В отличие от многих других привычек мастурбация может вызвать у ребенка острую форму интраверсии — замкнутости. Если малыш занимается мастурбацией, но при этом охотно играет в обществе сверстников, проблемы нет. Если же, напротив, он де­ржится в стороне от них, подобное занятие может еще больше отдалить его от сверстников и способствовать его уходу от реальности. Вместо того чтобы решать различные проблемы, связанные с жизнью коллекти­ва, ребенок невольно будет стараться замкнуться в се­бе и уединиться, чтобы избежать разочарований и получить хоть какое-то удовольствие.

К сожалению, мы не можем доверяться мнению раз­ных людей по поводу мастурбации. Очень возможно, что их высказывания будут шокировать нас. Более то­го, их советы даже могут побудить нас наказать ребен­ка. Чтобы избавить детей от подобных нездоровых ре­акций, лучше самим принять необходимые меры.

Что можно сделать, чтобы предотвратить или испра­вить какие-то крайности, которые могут возникнуть?

1. Не слишком усердствуйте, когда купаете ре­бенка, половые органы мойте как следует, но быстро. Если затяните мытьё, вызовите у ребёнка сильное возбуждение. Не проявляйте особого внимания к этой части его тела, иначе он тоже начнёт с растущим интересом относиться к ней.

2.   Заметив, что ваш ребенок занимается мастур­бацией, не отводите его руку, не угрожайте ему, не наказывайте.  Лучше,  если  вы сделаете вид,  будто вас нисколько не интересует его занятие,  и непре­менно постарайтесь поступить так, чтобы он не по­чувствовал  себя  виноватым.  Подобного  рода комп­лекс вины может оказаться очень вредным и сильно помешает дальнейшему развитию его половой жиз­ни, осложнив ее.

3.   Постарайтесь понять, что именно в вашем по­ ведении вызвало у ребенка внутреннее напряжение. Многие дети  находят в  мастурбации краткое удо­вольствие и мгновенное расслабление, благодаря че­му способны противостоять требованиям родителей, не выражая открыто свой протест. В таких случаях мастурбация становится для ребенка единственной возможностью   получить   удовольствие.    Напротив, малыш,   который   имеет   множество   возможностей проявить себя, свои чувства и желания и у которого много интересов, обычно занят весь день, и малове­роятно,  чтобы у него укрепилась привычка зани­маться мастурбацией.

4.   Лучший способ избавить ребенка от подобной привычки   —   отвлечь   его.   Приведу   характерный пример. Одна 5-летняя девочка, очень уравновешенная, начала ходить в детский сад. Спустя какое-то время воспитательница заметила, что во время ти­хого часа девочка занимается мастурбацией, и сооб­щила об этом матери. Та не проявила никакой тре­воги и тем самым успокоила воспитательницу. Спу­стя день или два, разговаривая с дочерью о детском саде, мать спросила ее, как ей нравится тихий час.

— Раньше я не любила этот час, — ответила де­вочка, — а теперь люблю.

— Вот как? А что же ты делаешь в это время? - поинтересовалась мать.

Девочка объяснила.

—О, я лежу, вытянувшись на постели, и слегка щекочу себя.

—Зачем?

—Мне приятно.

—Ты права, — спокойно заметила мать и пере­вела разговор на другую тему.

Ответ девочки был честным и потому не заслужи­вал осуждения. Эпизод показал, что у родителей с дочерью были прекрасные отношения, и мать посту­пила очень мудро, прекратив разговор и не потребо­вав, чтобы девочка перестала заниматься мастурба­цией. Поступи она иначе, от искренности в ее отно­шениях с матерью не осталось бы и следа. Однако на следующий день мать пошла в магазин и купила несколько игрушек. Утром, отправляя девочку в детский сад, она дала ей игрушку и сказала:

-  Вот, поиграй с этой куклой во время тихого часа, если не сможешь уснуть, и увидишь, тебе бу­дет не так скучно.

Для девочки оказалось приятной неожиданно­стью, что тихий час перестал быть скучным време­нем, она не только прекратила заниматься мастур­бацией, но у нее появились новые интересы. От иг­рушек она перешла к рассматриванию букв на упа­ковках, принялась соединять их в слова и, наконец, невероятно, но факт, сама научилась читать, стала на тихий час брать с собой книгу и за год сделала большие успехи в чтении.

Позволю себе подчеркнуть в этой подлинной ис­тории два момента. Первый — как легко сделать то, что нужно делать. Второй — когда поступаешь пра­вильно, ситуация не только меняется в желаемую сторону, но достигаются и другие непредвиденные положительные результаты.

Если онанизму обычно уделяют неоправданно боль­шое внимание, то такие патологические проявления сексуального развития, как агрессивность и жестокость, родители часто недооценивают. Относиться к ним следует с учетом степени их осознанности ребенком, возраста его и ситуации, в которой они проявляются. Маленький ребенок может быть жестоким, не имея об этом никакого понятия, в связи с недостаточным по возрасту уровнем развития, нередко из самых лучших побуждений, на­пример, играя со щенком, котенком и т. д. Взрослые должны объяснить ребенку неправильность такого пове­дения, но не угрожать наказанием, а стремиться вызвать в нем сочувствие, внушить мысль о недопустимости по своей прихоти распоряжаться свободой, чувствами, здо­ровьем любого существа, делать из него игрушку. Ува­жение к людям должно прививаться ребенку наряду с уважением к любым проявлениям жизни, без деления их на «полезное» и «вредное». Уже к 3—4 годам нормаль­ный ребенок должен иметь полное представление о том, что не всякое его действие по отношению к другим существам недопустимо.

Наконец, к явной патологии относятся все те случаи, когда ребенок, подросток сознательно, умышленно при­чиняют боль другому существу. Такая деятельность должна пресекаться самым решительным образом. Же­стокость, агрессивность (равно как и склонность к умыш­ленной порче вещей) — проявление патологии соци­ального развития. Агрессивный, жестокий подросток, если он обладает достаточной физической силой, отрав­ляет существование другим детям.

К отклонениям в сексуальном развитии относится и гомосексуализм – наиболее распространённая из перверзий (извращений). Существует два типа гомосексуализма. В основе первого лежат различные факторы – генетические, обменные, травматические и т. д., и страдающий им человек с рождения является больным. При втором типе особенности личности и общие харак­теристики организма находятся в пределах нормы и вполне соответствуют половой принадлежности; гомо­сексуальная направленность полового влечения — един­ственный момент дефективности.

Первому типу гомосексуализма соответствует актив­ная его форма у женщины и пассивная у мужчины, т. е. формы, каждая из которых противоположна нормальной роли в половых отношениях. Напротив, второму (цере­бральному) типу гомосексуализма соответствует актив­ная мужская и пассивная женская его формы, соот­ветствующие характеру распределения ролей в нормаль­ных половых отношениях. Именно об этом типе гомосек­суализма должны знать педагоги и родители, и о нем пойдет речь ниже.

Человек становится гомосексуалистом, если у него есть врожденная предрасположенность и условия для ее реализации. Предрасположение к гомосексуализму заключается, по-видимому, в повышенной половой воз­будимости в сочетании с недостаточностью психического торможения. Гомосексуализм развивается обычно у лю­дей с психопатическими чертами, пусть даже они обла­дают высоким интеллектом, талантливы и т. д. Реализа­ция предрасположения к гомосексуализму осуществля­ется в результате совращения гомосексуалистами как людей, ранее сохранявших гетеросексуальную ориента­цию в половых отношениях, так и, что особенно важно, подростков, еще не имеющих сексуального опыта.

В возникновении гомосексуализма особую роль играют дефекты воспитания. Прежде всего это все те моменты, которые способствуют возникновению и за­креплению негативизма к другому полу. Между тем ро­дители совершенно не учитывают этого и нередко из самых лучших побуждений внушают своим детям насто­роженность — мальчикам к девочкам, девочкам к мальчикам, вместо того чтобы правильно ориентировать ре­бенка на интерес к другому полу.

Негативизму у мальчиков по отношению к женскому полу способствуют: во-первых, наставления родителей (в первую очередь матерей) — зачастую о женском поле мальчик знает только негативное: «Жениться — попа­дешь «под каблук» и т. д. или «Свяжешься с женщиной — заразишься дурной болезнью»; во-вторых, склонность девочек апеллировать к старшим во всех конфликтах с мальчиками, взрослые же нередко, не разобравшись в сути дела, принимают сторону жалующихся, хотя в большинстве конфликтов виноваты обе стороны; в-треть­их, более быстрое развитие и половое созревание дево­чек, то, что они раньше «взрослеют»; это создает элемент отчужденности между сверстниками разного пола, пос­кольку девочки начинают представлять интерес для старшеклассников; в-четвертых, больший конформизм девочек, их готовность занимать различные «руководя­щие» должности в школе — в пионерской дружине, в комсомольской организации; при этом нельзя не учиты­вать и склонности лиц женского пола к попечительству, которое порой принимает характер различных настав­лений, нравоучений и т. д.

Существуют и определенные моменты, обусловлива­ющие негативизм девочек по отношению к мужскому полу, но их значительно меньше. Во-первых, естественно, это наставления родителей (опять-таки в первую очередь матерей), которые нередко приписывают представителям мужского пола различные недостатки; во-вторых, это некоторые особенности поведения мальчиков по отноше­нию к девочкам, особенно их неумелые способы проявле­ния внимания — подойти и толкнуть, или дернуть за косу, или вывалять в снегу и т. д.; в-третьих, эта мень­шая бытовая приспособленность мальчиков, их меньшая аккуратность, исполнительность и т. д., т. е. недостат­ки, которые легко понятны девочкам любого возраста, в том числе и такого, когда они еще не способны оценить специфические достоинства мальчиков. Следует под­черкнуть, что особенно благоприятные условия для раз­вития негативизма к другому полу существуют в непол­ных семьях, когда ребенок воспитывается только матерью. В таких семьях многие особенности представителей другого пола ребенку мало известны и априори могут им расцениваться как отрицательные. В таких семьях по­рой наблюдается нетерпимость к недостаткам представи­телей другого пола, причем чаще ее проявляют девочки.

Неверная направленность полового влечения возни­кает в результате проявления непроизвольного интереса к противоположному полу, непроизвольных реакций, которыми он проявляется на ранних стадиях его развития, ослабления реакции на первичные («ключевые») сексуальные раздражители. Последнее возникает, например, ' тогда, когда по характеру обучения подростку, юноше постоянно приходится иметь дело с обнаженным женским телом (например, обучение в балетной школе). У боль­шинства представителей мужского пола реакция на «ключевые» раздражители устойчива, однако у некото­рых она может постепенно исчезнуть, и половая направ­ленность в этом случае формируется на условно рефлекторной основе.

Конкретным механизмом формирования гомосексу­альной направленности является фиксация («впечаты­вание» в психику) наиболее яркого сексуального пережи­вания. Повторение закрепляет эту направленность.

Сознание осуждения, с которым общество относится к гомосексуалистам, способствует развитию сектантской установки, выработке целой системы взглядов, в основе которых лежат претензии на исключительность. Послед­нее следует расценивать как подсознательную установку компенсаторного характера: чувствовать себя в изоля­ции легче с позиций «избранности». Гомосексуалисты вооружаются целой системой взглядов, убеждений, собственной системой ценностей и т. д. К ним относится, в частности, и убеждение многих из них, что женщина как в интеллектуальном, так и в эстетическом отношении стоит на низшей ступени развития в сравнении с муж­чиной, является существом «неполноценным». Многие гомосексуалисты утрачивают способность (или же она у них остается неразвитой) к восприятию женской кра­соты, причем если некоторые из них могут оценить при­влекательность женского лица, то относительно фигуры они не в состоянии прийти ни к какому заключению.

Для возникновения женского гомосексуализма (име­ется в виду церебральная, пассивная его форма) реша­ющее значение имеет неудовлетворенность сложившимися гетеросексуальными отношениями, возникшее на этой почве чувство одиночества плюс совращающее влияние активной гомосексуалистки.

Гомосексуальные отношения могут иметь довольно развитой характер, с такими явлениями, как ревность, стремление к единению, способность на жертвы; на почве конфликтов любовного характера у гомосексуалистов бывают и преступления.


Неверные установки в половом воспитании


Характеристика неверных установок, выявленных нами при анализе трудностей полового вос­питания. Следует учитывать, что в конкретных жизнен­ных ситуациях может проявляться неблагоприятное влия­ние сразу нескольких установок, в изолированном виде они почти не встречаются. Например, негативизм часто оказывается способом реализации аскетической установ­ки, потребительская установка сама по себе может рас­цениваться как проявление негативизма, собственничес­кая установка по отношению к детям может быть прояв­лением эгоизма или реализацией аскетической установки и т. д. С учетом этого и следует воспринимать даваемую ниже их характеристику.

Негативная установка. В негативной установке можно выделить три вида. Первый — негативная установка как месть; ее следует расценивать как проявление непорядоч­ности. Она возникает обычно у женщин вследствие не­критического отношения к событиям собственной жиз­ни. Например, личная жизнь по какой-либо причине не сложилась. Не обязательно в этом виноват кто-то дру­гой. Кроме того, порой семейная жизнь не складывается и у хороших людей. Естественно, это особенно вероятно, если попался муж-пьяница или непорядочный человек. В любом из этих случаев некоторые матери внушают своим дочерям негативное отношение ко всем представителям мужского пола, заранее настраивая их против мужчин, давая им резко отрицательные обобщенные характерис­тики. Наиболее убедительным воспитательным моментом здесь является собственное отношение к бывшему мужу. Поскольку у некоторых женщин он главный мерзавец среди прочих мерзавцев-мужчин, ему чинятся всяческие препятствия во встречах с ребенком. Особый вред при этом наносится девочке. Мальчику внушить отрицатель­ную установку по отношению к собственному полу труд­но.

Вторая разновидность негативизма — негативизм как самоутверждение. Чаще это внушенная родителями (точ­нее, матерью) и поддерживаемая ими форма, являющаяся как бы продолжением семейной традиции. Здесь главен­ствует принцип, что мужчиной нужно руководить, что его сразу же надо прибрать к рукам и держать крепко. И если это удается, он сводится до положения большого ребенка. Ему что-то позволяется, что-то нет, причем это решается за него. Деньги па текущие расходы выдаются ежедневно, зарплата его ревниво отбирается (последнее не просто действие, а незыблемый семейный принцип, один из краеугольных камней в фундаменте семейной политики). Существование подобных случаев в жизни доказывает живучесть такой установки. Однако следует иметь в виду, что, выходя замуж с такими взглядами, рискуешь быстро остаться у разбитого корыта — ведь не все мужчины бесхарактерны или глупы и то, что полу­чилось у одной, у десятков не получается, а жизнь испор­чена. Интересно, что именно женщины этой группы, по­терпев неудачу в личной жизни, тем не менее продол­жают считать себя большими специалистками в семейных делах и весьма охотно наставляют своих более молодых подруг в том, как именно следует обращаться с мужчина­ми, строить семейную жизнь. Эта разновидность нега­тивизма внешне не имеет негативистических черт, но является таковым по существу. Наиболее эффективно — как с точки зрения «руководства» мужем, так и с точки зрения фактически возможного развала семьи — эта вредная установка реализуется, как правило, при не­пременном участии и под руководством матери (тещи), которая считает своим первейшим родительским дол­гом вмешиваться в личную жизнь дочери.

Третья разновидность негативизма — негативизм как профилактика. Эта разновидность чаще возникает из общих соображений или понаслышке. Сводится она к то­му, что мать внушает сыну, что ему следует быть очень осторожным с женщинами: от них можно заразиться дур­ной болезнью или же, женившись, попасть «под каблук», а потому следует их всячески избегать. Дочери же вну­шается, что цель всякого мужчины — «обмануть» и за­тем «бросить», воспользоваться невинностью и неопыт­ностью девушки.

Разумеется, все эти родительские воздействия осно­ваны на реальных фактах, но некритически оцененных.

Негативизм часто приносит именно те результаты, которых родители стараются избежать, прививая ребен­ку эту установку. Даже в элементарных проявлениях результат бывает обратным. Порой негативизм про­является даже у маленьких девочек в отношении к ма­леньким мальчикам.

Аскетическая установка. Здесь можно выделить две её основы: первая – отрицательное отношение к половой жизни как таковой, вторая – стремление уберечь ребёнка «до поры» от всяческих соблазнов. У родителей, чаще у матери, в силу различных причин складывается отрицательное отношение к половой жизни. Нередко оно связано с собственной фригидностью. Кроме того, аскетическая установка может быть отражением определенного мировоззрения, отголоском религиозной догматики. Известно, что с «благословения» церкви все, что связано с продолжением рода, стало считаться гре­ховным, нечистым, высшая добродетель связывалась с безбрачием и целомудрием. Однако ничего, кроме хан­жества и лицемерия, это принести не могло, так как осу­ждению подвергалось естественное, неизбежное стрем­ление и право человека.

Сначала ребенка, чаще девочку, стремятся по возмож­ности оградить от контактов с мужским полом — не раз­решают играть со сверстниками-мальчиками, прививают к ним отрицательное отношение. Затем к этому добав­ляется и подавление в ребенке проявлений его половой принадлежности: высмеивается стремление девочки к нарядам и украшениям — вместо того чтобы, восполь­зовавшись этим стремлением, прививать хороший вкус, чувство меры и т. д.; высмеивается интерес к другому по­лу. Затем прививается мысль о безнравственности, гре­ховности половой жизни. Ясно, что в отношении к мужскому полу у девуш­ки остается лишь то, что связано с расчетом и формаль­ной необходимостью (замужество). Вступает в брак она с чувством внутреннего антагонизма по отношению к му­жу, и это является одним из важнейших источников раз­лада супружеской жизни, так как превращает ее в обя­занность, в тяжелый и неприятный долг.

Аскетическая установка в половом воспитании по­давляет, особенно у девушки, непосредственные прояв­ления полового влечения, снижает эмоциональность, подменяет непроизвольные поведенческие реакции рас­судочностью, переводя весь ее интерес к мужскому полу в область абстрактно-логических рассуждений, оценок и расчетов. Ясно, что это не способствует успеху в личност­ных контактах. Вместо естественного, здорового инте­реса к мужскому полу у девушки в голове тщательно раз­работанная и продуманная программа взаимоотношений на все случаи жизни, в которой предусмотрены мельчай­шие детали поведения. Здесь аскетическая установка тесно смыкается с потребительской (см. ниже).

Аскетическая установка может быть преодолена как в результате выраженности собственного стремления де­вушки к личностному общению, так л в результате нас­тойчивости окружающих, разумеется, если девушка дос­таточно привлекательна. Но эта установка в той или иной степени всегда вредна. Она затрудняет не только само замужество, но и последующую сексуальную адаптацию в браке, что повышает вероятность супружеской несов­местимости (дисгамии). Последнее же, согласно наблюде­ниям А. М. Свядоща, способствует возникновению жен­ского пассивного гомосексуализма.

Потребительская установка. В качестве особого яв­ления эта установка более характерна для воспитания девочек.

Для каждой нормальной девочки должна быть естест­венной мысль, что со временем она выйдет замуж, будет иметь собственную семью, детей и т. д. Это необходимый момент полового воспитания. Но замужество ни в коем случае не должно становиться самоцелью — это выхола­щивает его, извращает смысл. Тем не менее стремление найти выгодного мужа, который бы «обеспечивал», со­держал и т. д., и в наши дни порой становится главной задачей в отдельных семьях, где господствует мещанский уклад и имеется дочь «на выданьи».

Если разобраться, то в основе всего этого помимо ме­лочного мещанского расчета лежит и неуважение к чело­веку, будь то собственная дочь или ее будущий муж, глу­бокое пренебрежение человеческими чувствами. В жертву меркантильному стремлению здесь приносится любовь и счастье; замужество становится способом отчуждения человека, отделения его от его сущности, инструментом не союза, а разобщения.

В определенной связи с потребительской установкой стоит и отношение к так называемому целомудрию. По­ловое воспитание должно быть направлено, в частности, на предотвращение раннего начала половой жизни. Од­нако при этом нельзя превращать понятие целомудрия в некую сверхценную идею, когда девушке прививается представление о нем как о достоинстве, которое ценно само по себе, как таковое. Нужно воспитывать убежден­ность в том, что конкретно половые отношения — лишь часть в комплексе отношений между любящими друг дру­га мужчиной и женщиной, что в основе этого гармонич­ного комплекса лежит чувство любви и взаимного ува­жения, и ни одна его часть не может быть оторвана от других. Как было сказано когда-то, «любовь — это дере­во, у которого корни в телесном мире, а ветви его развет­вляются над этим миром, в сфере одухотворенной, и с культурой они становятся все больше, все богаче». Спе­циально выделять и превращать в предмет спекуляции и целомудрие безнравственно. Если половая жизнь без любви аморальна, то целомудрие само по себе, как тако­вое,— качество, которое никому не нужно, и держаться за пего, несмотря ни на что, нелепо.

Потребительская установка мужчин по отношению к девушкам и женщинам откровенно основана на стремле­нии обмануть, воспользоваться доверием, неопытностью. В основе такого поведения лежит социальная безответ­ственность, неуважение к людям, примитивный эгоизм, а также то, что удовлетворение полового влечения прев­ратилось в «единственную конечную цель». Некоторые мужчины считают своим большим достоинством (видимо, ввиду отсутствия других) умение обольстить девушку. Для некоторых эта деятельность — способ удовлетворе­ния болезненного стремления к самоутверждению, болезненного как в силу его выраженности, так и потому, что делается это за счет другого человека, чувства, дос­тоинство, а нередко и здоровье которого приносятся в жертву этому стремлению. Мы не говорим здесь о слу­чаях, когда обе стороны «достойны» друг друга, бывает и так.

Эта информация предназначена для родителей, кото­рые хотят воспитать честных и нравственных девушек: ведь не доверять людям — в принципе безнравственно, но вместе с тем знать о существовании таких «специалис­тов» и уметь вовремя их распознать необходимо каждой девушке.

Собственническая установка. Рождение, выхаживание и воспитание ребенка требуют от родителей многих усилий и забот. Современная практика регулирования рождае­мости дает возможность планировать рождение ребенка, сознательно решать, сколько детей стоит иметь в семье, и т. д. Это не дает, однако, оснований считать детей своей собственностью. Необходимо уважать ребенка. Даже новорожденный, как бы мал, слаб и беспомощен он ни был, является совершенно самостоятельным человеком со своей собственной судьбой, и он требует не только ухо­да и заботы, но и уважения, пусть форма этого уважения и не такая, как в отношении взрослых. В каждом возрас­те она должна быть особой, но в основе отношения к ре­бенку всегда должно лежать и уважение, а не только лю­бовь. Ясно, что родители желают ребенку лишь хороше­го, но само по себе это желание и стремление не оправ­дывают любых конкретных их действий по отношению к веку.

Собственническая установка нередко проявляется в стремлении руководить поведением ребенка во что бы то ни стало и в любой ситуации, принимать за него решения и т. д. Особенно наглядно это проявляется в сфере поло­вого воспитания и особенно в случае возникновения у сына или дочери намерений жениться или выйти замуж.

Собственническая установка восходит к Домострою. Известно, что в течение долгого времени родители опре­деляли, за кого выдать дочь, на ком женить сына, и часто против их воли. Иногда невеста видела жениха впервые лишь в церкви в момент венчания. Этот обычай был по­дорван, хотя и не уничтожен полностью, реформой Пет­ра I, который считал, что неразумно выдавать женщину замуж против ее воли и необходимо, чтобы молодые за­ранее познакомились друг с другом. В J 702 г. с этой целью он установил обряд обручения, которое происходило за шесть недель до венчания.

Паническая установка. Не зная особенностей сексуального развития ребёнка и считая его в норме абсолютно сексуально нейтральным существом, некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития, рассматривая их как патологию. Многие со страхом реагируют и на вопросы ребенка, касающиеся половых отношений, так как склонны вкладывать в них свой смысл, искажать истинные интересы ребенка, пре­увеличивать степень его заинтересованности.

Заметив, что подросток занимается ипсацией, родите­ли в ужасе начинают водить его по врачам, стараются запугать страшными последствиями «порока», создают обстановку нетерпимости. Настороженно и неодобритель­но они относятся и к любым проявлениям интереса к пред­ставителям другого пола, считая, что лучший способ по­лового воспитания — изоляция подростка от сверстни­ков другого пола или сведение контактов к минимуму. Однако опыт общения с представителями другого пола накапливается с детства, постепенно, и человек, лишен­ный такого опыта, всегда будет испытывать трудности в общении. Особенно это касается мальчиков, но имеет большое значение и для девочек.

Следует подчеркнуть, что половое воспитание — это выработка устойчивости, морального иммунитета к от­рицательным влияниям, а не устранение их как таковых (что невозможно) или же полное неведение. Как справед­ливо было сказано, «невежество не есть невинность и не может быть защитником добродетели». Кстати, именно в неодобрительном отношении взрослых к проявлениям взаимного интереса мальчиков и девочек, юношей и де­вушек находится источник всех обидных прозвищ типа «жених и невеста», когда вполне нормальные ситуации и отношения выдаются за неприличные и детям навязы­вается соответствующее к ним отношение. Подобные прозвища учат детей видеть в приличном непри­личное.

Родители часто уходят от ответа на вопросы ребенка или же дают ложные ответы, порой рассказывают глупые сказки. Однако все это очень скоро становится понятным ребенку — как в результате его собственных жизненных наблюдений и анализа, так и в результате разъяснений его товарищей, в глазах которых он, повторяя объясне­ния родителей, выглядит глупо. В итоге он привыкает к двойной морали: для родителей, «официально», он знает одно, для себя - другое, и характер его ответа на одни н тот же вопрос может оказаться разным, в зависимости от того, кто его спрашивает. Нравственно ли это?

Получая неверные ответы, ребенок перестает доверять родителям и за информацией обращается к другим источ­никам. «Оттого так и бывает,— писал В. Буш,— что он узнает целую кучу грязных подробностей, прежде чем имеет хотя бы приблизительное представление о действи­тельном существе дела».

Нередко родители поступают совсем плохо — ругают, а то и наказывают ребенка за его вопрос. В результате он не только перестает обращаться с вопросами к ним и ищет ответ на стороне, но и между родителями и детьми возникает отчужденность, чувство недоверия к ним со стороны ребенка. Он теряет к ним уважение. Напротив, в его глазах уважаемым становится какой-нибудь безот­ветственный взрослый или подросток более старшего возраста, которые не только охотно делятся с ним своими «знаниями», но и никогда не ругают за вопрос.

Безразличная установка. Некоторые родители счи­тают, что жизнь сама научит ребенка во всем разбирать­ся, и поэтому специально заниматься половым воспита­нием нет необходимости: в свое время он сам все поймет. В результате подростки, юноши и девушки порой не имеют представления о жизненно важных вещах. Неко­торые не имеют понятия о том, что в основе их отношения к представителю другого пола может лежать не любовь, а лишь влечение, и обманываются в своих чувствах. В результате, брак оказывается непрочным. У многих не выработана установка на необходимость познания лич­ностных качеств избранника. В результате знакомство перед женитьбой оказывается слишком кратковре­менным, и тот факт, что супруги «не сошлись характе­ром», выясняется уже после женитьбы, порой очень ско­ро. Значит, в этом не так уж и сложно было бы разобрать­ся раньше, если бы в голове была мысль о необходимости такого решения.

Проявление безразличной установки — отсутствие сознательного воспитательного воздействия родителей на ребенка, недостаточное руководство и контроль за его деятельностью, за его общением с представителями другого пола. С безразличием родителей связана и их бес­помощность и некомпетентность при ответах на вопросы ребенка или в случае необходимости принять какое-либо воспитательное решение: что-либо поощрять, что-либо порицать и т. д. Ведь при заинтересованном отношении родителей все эти вопросы и ситуации не столь уж и сло­жны для понимания и выработать правильный подход вовсе не трудно.

Безразличная установка в половом воспитании мо­жет иметь следствием наиболее разнообразные осложне­ния: это и ранние и малооправданные браки, которые часто заканчиваются разводами; это и ранняя беремен­ность (перед родителями выбор: усыновить внука пли же заставить дочь сделать аборт с угрозой последующего бесплодия); это и ранняя и нередко беспорядочная по­ловая жизнь — помеха нормальному социальному раз­витию и угроза здоровью.

Эгоистическая установка. Некоторые супруги не хотят иметь детей: считают, что нужно жить «для себя», забывая при этом, что жить для детей и есть жить «для себя». Некоторые женщины заводят лишь одного ребенка (имея все возможности для большего) — для «престижа», как доказательство своей способности родить.

Нередки случаи, когда женщина делает подряд нес­колько абортов до рождения первого ребенка: ее путают трудности ухода за ребенком (о радостях она не имеет и понятия), хочется «погулять на свободе», отвлекают дру­гие дела и т. д. Ясно, что все это есть результат непра­вильного полового воспитания, проявление затянувшей­ся духовной незрелости человека.


Младшие школьники и их половое воспитание


К этой группе, имеющей разные названия в разных системах возрастной периодизации (позднее детство, второе детство, препубертатный период), относятся дети 7-11 лет. Если нижняя возрастная граница варьируется весьма незначительно и, как правило, определяется поступлением в школу, то верхняя весьма условна. Это связано с постепенностью полового созревания, индивидуальностью и зависимостью его темпов пола.

Психология поведения в этом возрасте определяется связанной с началом обучения интенсивной социализацией и отсутствием пока выраженного полового метаморфоза. Хорошо известно, что дети одного возраста, обучающиеся в разных классах, отличаются друг от друга больше, чем дети разного возраста, обучающиеся в одном классе. Особенно разительны эти различия при переходе из 1-го во 2-ой и из 3-го в 4-ый.

У младших школьников черты дошкольника и школьника уживаются в сознании и поведении в виде сложных, динамичных и часто противоречивых сочетаний. В этом возрасте, который, как любое переходное состояние, чрезвычайно богат скрытыми возможностями, закладываются и формируются основы многих психических качеств.   

С поступлением в школу изменяется весь уклад жизни ребенка. Появляется множество новых атрибутов (новенькая школьная форма, портфель, место I доме для занятий, выход, подобно родителям, на свою «работу» — в школу), возвышающих его в собственных глазах и глазах окружающих, особенно — малы­шей. Торжественная обстановка 1 сентября и речи взрослых, изменившееся отношение родителей, подчеркивающих его вступление во взрослый мир, новые обязанности воспринимаются ребенком глубоко эмо­ционально. Первое время он учится, поскольку «так надо», еще не понимая смысла учебы и относясь к ней то как к игре, то как к притягательной своей но­визной ситуации. Лишь когда интерес к процессу учебы начинает подкрепляться первыми результатами, постепенно возникает интерес к содержанию, форми­руется потребность в приобретении знаний. Первые отметки радуют самим фактом их получения, откры­тие их балльной ценности еще только предстоит. Ду­мается, что важно не только время введения системы отметок (в последнее время дискутируется вопрос об отмене этой системы в младших классах), сколько отношение к отметкам учителей и родителей. Если «от­метки не становятся инструментом лишь карающих и поощряющих санкций, самостоятельной и самодов­леющей целью учебы, а являются средством контроля и самоконтроля, если они не становятся тестом на «хороших и плохих», «умных и глупых», не поляри­зуют состав класса, унижая одних и возвышая дру­гих; если они не расцениваются взрослыми как жестко определяющие последующую судьбу признаки, они не травмируют ребенка. В начале обучения девочки часто добиваются больших, чем мальчики, успехов благодаря более дифференцированной и тонкой руч­ной моторике, большей усидчивости и прилежанию. Подчеркивая эти различия, педагог рискует, во-пер­вых, способствовать феминизации поведения части мальчиков, во-вторых, у другой части провоцировать агрессивность к девочкам, в-третьих, выработать у девочек «взгляд свысока» на мальчиков, неуважение к маскулинному поведению.

Авторитет учителя для первоклассников обычно беспределен и затмевает авторитет родителей, старших братьев и сестер, сверстников. Опытный пе­дагог пользуется своим авторитетом прежде всего для того, чтобы как можно успешнее сформировать отно­шение к учебе, а не к себе.

До поступления в школу потребность ребенка в личной привязанности определяла круг его общения. Если эта потребность продолжает стойко преобладать, формирующийся коллектив может отвергнуть такого ребенка либо в связи с тем, что школа остается для него чуждой из-за слишком сильной привязанности к семье, либо в связи с его стремлением добиться личного расположения учителя. У детей это отвергание, объек­тивно отражающее динамику формирования отноше­ний в коллективе, в крайних случаях может принять форму травли. Обычно она приходится на тех детей, которым недостаточно легких знаков отвергания для коррекций поведения, и чаще всего — на мальчиков. Такое поведение не совпадает с представлениями о мужественности. И когда взрослые говорят: «Какой же ты мужчина?», мальчики презирают, а девочки либо присоединяются в этом к ним, либо принимают презираемого в свою компанию и даже защищают от других мальчиков. Ни один из этих стихийных путей не способствует формированию маскулинного поведе­ния. Только очень тонкая и деликатная помощь взрос­лых может привести девочек к уважению такого маль­чика именно как мальчика, а через это — к изменению отношения к нему мужской части коллектива.

Дошкольник оценивается обычно по одному како­му-то признаку, обеспечивающему ему постоянное ме­сто в определенной группе: сильный, умный, поет, ри­сует и т.д. Совсем иначе у школьника: он может быть первым по математике и последним по физкультуре, а выдвинувшись по физкультуре, оказаться последним по чтению. Он все время перемещается из одной группы в другую, с одного места в группе на другое — он познает себя как средоточие многих и разных воз­можностей.

Прежде ребенок имел относительно узкий круг товарищей, большей частью сверстников, и, как пра­вило, достаточно известных родителям. Теперь же он все чаще оказывается в кругу детей разного возраста, культурного уровня и поведения. Почувствовав себя членом разношерстной дворовой компании, недавний дошкольник, утверждая себя в глазах группы, будет считать своим долгом поступать в соответствии с мо­жет быть еще не всегда для него понятными стрем­лениями более активных и сведущих заводил. Такая группа может совершить налет на тихо играющих де­вочек, сопровождая этот «подвиг» оскорбительными и непристойными замечаниями. Участники подобной акции, как правило, не осознают ни мотива ее, ни, тем более, значения слов, брошенных в адрес девочек. Многократное повторение таких действий может спо­собствовать закреплению способа поведения, когда девочку, женщину обижают походя, без желания оби­деть, из стремления к «мужскому превосходству».

У младшего школьника уже есть некоторое пред­ставление о помощи и сочувствии. Но оно конкретно и опирается не на понимание объективного значения действий, а на положительную эмоциональную зави­симость ребенка от одобрения взрослого. Коллектив­ные отношения, как было сказано, только формируют­ся. Ученик еще не понимает положения другого, не может представить себя на его месте. Нравственное поведение, выражающееся в сочувствии и помощи, отстает от формального знания, «что такое хорошо», а отрицательное поведение опережает возможность суждения «что такое плохо».

В начальных классах складываются условия, по­буждающие и ускоряющие процесс выработки само­оценки: ребенок определяет свое место среди окру­жающих, делает попытки на этой основе представить свое будущее. Нельзя отрицать роли темперамента и характера в формировании самооценки и уровня при­тязаний, но необходимо подчеркнуть ведущую роль социално-средовых факторов, в данном случае — школы. Уже в 1—2-м классах у слабоуспевающих и отличников может складываться завышенная самооценка. А, И. Липкина (1976) констатирует, что помехой для правильного развития личности детей с повышенной самооценкой является их недостаточная критичность к себе, а для нормального развития лич­ности детей с пониженной самооценкой — повышенная самокритичность. Из приводимых автором примеров видно, как самооценка влияет на уровень притязаний в будущем и как она различается у мальчиков и девочек. В представлениях девочек о будущем отчетливо звучат мотивы семьи, эмоциональной привязанности, желания быть красивой и любимой. Жизненные планы мальчиков больше направлены на саморазвитие, са­мореализацию.

В младших классах продолжают закладываться основы нравственного поведения и сознания. Отмечен­ные особенности эмоциональности благоприятствуют обогащению переживаний, и на пороге подросткового возраста дети уже обладают определенным нравст­венным потенциалом, который в немалой степени определит протекание пубертатного периода. Недо­статочное развитие воли и импульсивность поведения, любознательность, доверчивость, подражательность — вот то основное, на что опирается воспитатель и что, способствуя воспитательному процессу, может нести с собой и известную опасность. Младший школьник, обычно не умея четко выделить элемент для подра­жания, подражает во всем. Девочка копирует стар­шую подругу или героиню фильма, не только пытаясь воспроизвести главное понравившееся, но и перени­мая отношение к внешнему виду, к противоположному полу — она может сделать маникюр, поразить родите­лей внезапным изменением прически, начать «взды­хать» над портретом киноактера или заявить, что она — «не монашка». Мальчик может не только на­ращивать силу, стремясь походить на своего героя, но и перенять у него черты вульгарности и грубости, от­нюдь не добродетельный интерес к женщинам. Перед взрослыми в этих случаях возникает нелегкая задача: выявить первичный стимул к подражанию и, не оскорбляя его в глазах ребенка, очистить от всего наносного, случайного, нежелательного. Полезно не только объяснить, что та или иная черта нехороша, но и показать, как и чем она мешает ее обладателю. Однако только объясняя и требуя, не демонстрируя при­мером собственного отношения и поведения, взрослые способствуют тому, что дети могут ставить соблюде­ние моральных норм и правил в прямую зависимость от ситуации, настроения взрослых, вырабатывают представление о формальности морали и нравствен­ности— мораль для школы, мораль для дома, мораль для компании сверстников, мораль для себя и т. д. Первые уроки ханжества, двойной морали ребенок берет у взрослых, отнюдь не ставящих перед собой задачи преподать эти уроки, но полагающих, что вос­питывать ребенка следует, апеллируя только к его сознанию, разуму.

В младшем школьном возрасте складывается ряд новых психологических качеств. Уже к 3-му классу в ходе направленных воспитательных воздействий формируется произвольность как особое качество психических процессов, а в связи с ней и чувство долга. У одних оно устойчиво и проявляется в широком кругу жиз­ненных отношений, у других — лишь в отдельных по­ступках или сравнительно узкой сфере поведения, у третьих развито еще слабо, некоторые могут быть послушны, но лишь по мере требований.

Долгое время полагали, что младший школьный возраст сексуально нейтрален. В психоанализе он рассматривался как «латентный» период. В ряде цен­ных и содержательных отечественных руководств также можно встретить обобщенный, «бесполый» ана­лиз психологии и поведения младшего школьника. Из общепризнанного факта дружбы с представителями своего пола как важной черты этого периода нельзя вывести положения о сексуальной латентности — оно относится скорее к гетеросексуальной активности, чем к сексуальным интересам, и не означает прекращения или временной остановки психосексуального развития мальчиков и девочек. «Был аист нами в девять лет забыт, мы в десять взрослых слушать начинали, в тринадцать лет, пусть мать меня простит, мы знали все, хоть ничего не знали», — пишет К. Симонов.

Возраст 9—10 лет — это период половой гомогени­зации: подражания и привязанности мальчиков к отцу, а девочек к матери. Иногда переход к этому этапу происходит быстро и изменение привязанностей ребенка особенно разительно. Класс разбивается на два лагеря — мальчиков и девочек, измена своему ла­герю осуждается и презирается. Мальчики играют в военные игры, зачитываются «героической» литерату­рой и подражают героям, рыцарям. Они больше тя­нутся к отцу, а при отсутствии его — к мужчинам вообще (преподавателям, руководителям «мужских» кружков и секций), проявляют настойчивый интерес к «мужской» работе. Девочки в своем кругу обсуж­дают первых романтических героев, моды, ведение хозяйства, отдают предпочтение лирической литера­туре, особо сближаются с матерью и при благоприят­ных с ней отношениях поверяют ей свои тайны, боль­ше тянутся к учительницам, могут коллективно влю­биться в учителя-мужчину. И для мальчиков, и для девочек это период формирования оценки себя как представителя определенного пола. Поляризация по­лов— естественная закономерность развития, внешне проявляющаяся нередко действиями агрессивного или оборонительного порядка, которые отражают внутрен­ний интерес к другому полу. В. В. Богословский (1974) приводит пример, когда мальчик дергает де­вочку за косу и на вопрос учителя, почему он это сде­лал, отвечает: «Она мне нравится». Будучи в устах ребенка скорее исключением из правила, это объясне­ние раскрывает истинные мотивы внешне агрессив­ного или оборонительного поведения. Сколько-нибудь серьезных конфликтов оно, как правило, не вызывает, и мы неоднократно отмечали у девочек чувство обиды и обойденности при отсутствии этих своеобразных знаков внимания. В последнее время все чаще при­ходится наблюдать у девочек этого возраста мальчи­шески агрессивный стиль поведения, ранее проявляв­шийся, и то не всегда и не у всех, лишь в пубер­татном периоде. По-видимому, здесь сказываются и акселерация, и некоторое смещение половых ролей и представлений о маскулинности — фемининности в со­временном обществе и семье.

Но существуют данные, опровергающие представления о сексуальной латентности ребенка 7—11 лет. Дети или не осознают, или скрывают свои сексуальные интересы и их проявления. Как уже ука­зывалось, эта скрытность может значительно усили­ваться и поддерживаться упущениями воспитания в дошкольном возрасте, следствием их в виде неосве­домленности, стыда и страха, чувства греховности. Отчетливо прослежена тенденция постепенного учащения в этом возрасте ма­стурбации, гетеросексуальных и реже — генитальных игр у мальчиков. Сходные данные получены для де­вочек, сексуальная активность которых, однако, ниже. В 10—12 лет мальчики переходят от высказываний желания жениться на ком-нибудь к желанию любить будущую подругу и, наконец, к совместной социаль­ной активности, к увеличению количества друзей дру­гого пола.

Матери указывали на наличие вопросов о различии между полами, подробностях зачатия и рождения, менструациях и поллюциях, по­ловом акте. Одни дети боялись утратить половые от­личия, другие высказывали желание изменить свой пол. Некоторые матери определенно говорили о влюб­ленности детей, о мастурбации, об условно сексуаль­ных проявлениях (сосание пальцев, кусание губ и ногтей, ковыряние в носу, вырывание волос, постоян­ное держание рук в карманах). Преобладающими ис­точниками информации детей о поле были сверстники и литература, у девочек—часто мать и значительно реже отец — у мальчиков.

Весьма показательны данные проведенного нами опроса молодежи, относящиеся к младшему школь­ному возрасту. Треть мальчиков и девочек в этом возрасте впервые услышали о различии полов, причем 4 из 5 получали сведения от сверстников и старших детей и каждый 6—7-й воспринимали их эмоциональ­но. Из аналогичных источников получили информацию о родах 36% мальчиков и 68% девочек этого возраста. Для каждого 4-го мальчика и каждой 5-й девочки это было эмоционально значимо. В половине случаев мальчики и несколько чаще девочки уяснили роль отца, почти все мальчики и половина девочек—из объяснений сверстников и старших детей, 15%—от родителей; эти сведения воспринимались многими с волнением, часто как нечто потрясающее. Сущность беременности раскрылась для 60% мальчиков и 52%! девочек, из них благодаря родителям — 9% мальчиков и 24% девочек и от специалистов — 5—7% детей. Сущности полового акта родители не разъясняли, све­дения же о нем получили 63% мальчиков и 43% де­вочек, причем из наблюдения полового акта соответственно — 30% и 19%, от сверстников и старших де­тей—65% и 68%, из литературы—10% и 24%, У трети мальчиков и двух третей девочек это вызвало эмоциональное, часто с отвращением, реагирование. О менструациях и поллюциях узнали 40% мальчиков (9% от отцов) и 66% девочек (61% от матерей),о противозачаточных средствах узнали 45% мальчи­ков и 6% девочек (лишь единицы — от специалистов и родителей). Если о мастурбации сообщили 10% юношей и 1% девушек, то узнали о ней 33% и 10%' соответственно: каждый десятый — наглядно, каждый пятый мальчик и каждая вторая девочка — из литера­туры, примерно каждый второй — от сверстников и каждый десятый — от посторонних взрослых. Заслу­живают внимания основные словесные формы полу­ченных знаний о поле: в медицинской терминологии — 27% мальчиков и 43% девочек и соответственно в обывательских выражениях — 52% и 42%, в цинич­ных и бранных выражениях — 26 и 2%, в «детских» выражениях — 3% и 5%. Двое юношей и три де­вушки сообщили о начале половой жизни до 12 лет, трое юношей и две девушки — о гомосексуальной влюбленности, 56% юношей и 36% девушек — о гете­росексуальной влюбленности. В единичных случаях у мальчиков и девочек было стремление обнажаться. За интимными отправлениями лиц другого пола под­глядывали каждый третий мальчик и каждая 16-я девочка.

Приведенные данные свидетельствуют об оши­бочности представления о сексуальной латентности младшего школьника. Различия сведений родителей о сексуальном поведении и интересах детей, с одной стороны, и молодежи о своем детстве — с другом, отражают, по-видимому, не только тенденции возра­ста, но и погрешности предшествующего полового вос­питания. Разное время осведомленности в вопросах секса со слов родителей и со слов молодежи лишь усиливает это предположение.

Отсутствие должного внимания со стороны роди­телей, педагогов и врачей к половому воспитанию, преобладание мнения об асексуальности младшего школьника приводят в ряде случаев к тому, что половое воспитание осуществляется тайными совоспитателями, проблемы пола обсуждаются с применением неаде­кватных языковых средств, затрудняющих последующее правильное знакомство с ними и способствующих вагрязнению представлений о сексуальности, восприя­тию ее как постыдной, запретной стороны человече­ской жизни. Это неизбежно контрастирует с законо­мерным развитием половой идентификации и оформ­лением мужских и женских социальных ролей, что может нередко вести к возникновению конфликтно-невротического напряжения, иногда к невротической дезадаптации детей.

Хотя в этом возрасте многие социально-психоло­гические характеристики мальчиков и девочек совпа­дают, ряд из них обнаруживает различия. Пол учеников не влияет на их статус в классе. Социометрические исследования по­казали, что процент взаимных выборов мальчиков и девочек невысок, при этом девочки несколько чаще выбирают мальчиков, чем мальчики девочек. Устой­чивость предпочтений, в том числе и выбора друзей, у мальчиков слабее, у девочек тесно коррелирует с общей устойчивостью. Школьницы, нуждающиеся в одобрении, были наиболее популярны среди сверст­ниц, ибо для девочек важнее быть социально прием­лемыми. У мальчиков же такие лица наименее по­пулярны.

В возрасте 10 лет девочки менее искренни и более невротичны, мальчики более экстравертированы. Ряд различий связан с процессом обучения: в развитии речи девочки успешнее мальчи­ков, мальчики же успешнее в математических сужде­ниях, пространственных операциях; чаще мальчики лучше выполняют задания в одиночку, а девочки — в группе, причем лучше в смешанной по полу, девочки лучше справляются с заданиями, допускающими обы­денный или трафаретный метод решения; уже в на­чальных классах мальчики выше по способности про­дуцировать творческие идеи; влияние специальных факторов (уровень образования в семье, помощь пе­дагога) на девочек значительно выше; у мальчиков чаще возникают поведенческие и учебные трудности; волевая задержка двигательных реакций больше v девочек ; у мальчиков меньше время словесно-ассоциативных реакций.


Заключение


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, как правильно нужно преподносить это детям, в какой последовательности и систематизированности объяснять, пояснять, а иногда и показывать наглядно с помощью книг, журналов, брошюр. Благодаря верному воспитанию, из детей вырастут полноценные люди, которые смогут в дальнейшем образовать семью, построить свои отношения на доверии, понимании и взаимоуважения. Главное, не пропустить то время, когда нужно заняться половым воспитанием ребёнка.



Список используемой литературы:

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. – Л.: Медицина, 1980. – 184с., ил.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание детей. – Л., 1988.

Колесов Д. В. Беседы о половом воспитании. – М.: Педагогика, 1980. – 192с. – (Б-ка для родителей)

Колесов Д. В. Педагогика – родителям. Беседы о половом воспитании. – М., 1986.

Кон И. С. Введение в сексологию. – М., 1993.

Кон И. С. Ребёнок и общество. – М., 1988.

Орлов Ю. М. Половое развитие и воспитание. – М., 1993.

Фрейд З. Очерк по психологии сексуальности. – Пг.; без года издания.

Фромм Алан. Азбука для родителей. – 3-е изд., сокр. // Пер. И. Г. Константиновой. – М.: Знание, 1994. – 288с.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.