РУБРИКИ |
Практическая работа по психодиагностике |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Практическая работа по психодиагностикеПрактическая работа по психодиагностикеПсихологическая характеристика Морозова Романа 26.10.1982 г.р. Матери на момент рождения ребенка было 18 лет. В беременности и родах осложнений не было. Далее анамнез отягощен многочисленными заболеваниями: диатез (с 2-х мес.), бронхит - стационарное лечение (в 8 мес.), дважды ОРЗ, в 2 года учет в тубдиспансере и лечение до 6 лет (в 1990г. снят с учета); скарлатина (в 3 года); оспа, отит, ОРЗ (в 5 лет), острый аппендицит (в 6,5 лет), скарлатина (в 7 лет), ВСД (вегето - сосудистая дистония), лямблиоз, энтеробиоз, хронический тонзилит, миопия, распространенный кариес, нейрогенный мочевой пузырь, спайки малого таза (в8 лет), усечение водянки яичка(в9 лет), боли в суставах, гнойные заболевания голени, предплечья; грыжа (в 10-11 лет). В 5лет 4 месяцев в Люберцах невропатологом поставлен диагноз:
гипертензия фона субкомпенсированной гидроцефалии. Неврозоподобный энурез. Условия воспитания крайне не благоприятные. Ранняя психическая депривация в результате проживания в социально дезадаптированной конфликтной семье. В настоящее время отец проживает отдельно в Москве, после того как 5 лет отсидел в тюрьме, куда попал в результате семейных скандалов. Мать – Галина Олеговна 1956г.р., алкоголичка, до последнего времени
нигде не работала (5 лет). Месяц назад устроилась работать на фабрику КРАФ. Для состояния ВПФ (высших психических функций) Романа в целом
характерна недостаточная сформированность, незрелость, в этом году стали
отмечаться искажения и нарушения. Общая моторика слабо координирована,
слабая произвольность контроля за движениями, движения размашистые и
неточные. Мелкая моторика без особенностей. Внимание неустойчивое и истощаемое, снижена произвольность и
концентрация. Ориентация в окружающем мире недостаточная из-за низкого уровня
сформированности понятий. Мышление аффективно обусловленное, конкретное,
выделение существенных признаков, обобщение, логический перенос затруднены. По Векслеру полный КИ=51 балл. «Удельный вес» вербальной и невербальной сферы примерно равный. Эмоциональная сфера ребенка характеризуется неустойчивостью,
депрессивными периодами, частыми проявлениями аффективных вспышек, низкой
сопротивляемостью стрессам (фрустрационной толерантностью). Низкая
способность к сотрудничеству. Быстро устает от общения и уединяется. Волевая сфера не развита. Целей не ставит, поведение «полевое» -
неорганизованное с частым переключением. Произвольность низкая, малейших
трудностей избегает. Отказ и уход – основные способы адаптации (в последнее
время приобретает демонстративный характер). По темпераменту меланхолик. В поведении отмечается такие нарушения как непослушание, драчливость, аффективные неадекватные реакции: гнев, ярость, проявляющиеся в неуправляемой вербальной и физической агрессии, заканчивается вспышка рыданием, сопровождающимся тремором рук, подбородка. В структуре мотиваций преобладает подростковая направленность на общение. Ведущие потребности: в любви, признании, самореализации. Основные признаки, характеризующие актуальное состояние психики: 1. Психосоматические нарушения: ВСД, энурез. 2. Дисгармоническое развитие отдельных функций: недоразвитие умственных способностей, низкая работоспособность, повышенная утомляемость. 3. Нарушение эмоционально-волевой сферы: слабость воли, низкий самоконтроль, неумение сдерживать себя, повышенная импульсивность, неустойчивость настроения. 4. Истерический склад характера: неуравновешенность поведения, плохая приспособляемость, неумение подчиняться требованиям. 5. Личностные аномалии: завышенный уровень самооценки и притязаний, эгоцентризм, ранимость, обидчивость, избирательная привязанность, уход в себя, отсутствие четких границ между миром фантазии и реальным миром. 1. В таком состоянии психологическая и педагогическая коррекция в рамках школы неэффективна и недостаточна. В настоящее время Рома нуждается в изменении социальной ситуации, т.к. его психика не в состоянии адекватно реагировать на психогенные стимулы в семье, в школе и в неформальном кругу общения. Рекомендуется обследование и консультация специалистов: психоневрологов, медицинских психологов, психиатров, дефектологов с целью выявления формы психопатии и дальнейшего лечения. Роман нуждается в медико-социальной реабилитационной помощи. Диагностический случай № 1. 1. Новиков Александр Александрович. 1. Запрос поступил от классного руководителя. 2. Данные, проведённые педагогами. Плохая успеваемость в школе, неусидчивый слишком возбуждённый, неуравновешенный ребёнок. 3. Данные, сообщенные родителями. Они сами не понимают, почему он плохо учится, ничего конкретного они сказать не смогли. 4. Наблюдение и беседа с ребёнком. Во время беседы Саша был общителен. Из беседы удалось узнать: живёт с папой – Александром Александровичем и мамой – Галиной Викторовной, есть сестра – 18 лет и брат – 15 лет. Живёт в 3-х комнатной квартире, в одной комнате с сестрой. Любит больше маму. Из детства помнит только то, что нравилось ходить в детский сад. В будущем хочет водителем. К школе относится нормально, учиться нравится, любимый предмет математика. Дружит с мальчиками ровестникуами, занимается футболом. Из страхов – боится темноты. Вредные привычки отрицает. Наблюдая за Сашей могу сказать, что он активный, общается легко, охотно. 1. Отношение ребёнка к обследованию. К обследованию Саша относится положительно, заинтересованно. 5. Диагноз не психологов. Диагноз педагогов. Плохая успеваемость, отставание в умственном развитии. 6. Резюме по феноменологии. Хочу сказать, что Саша открытый ребёнок, с ним интересно общаться. Думаю, моё обследование поможет найти к нему подход и исправить минусы в его учёбе. 1. Содержание гипотез. Из всего этого могу выдвинуть следующие гипотезы: 1. Саша принадлежит к гипертимному типу, скорее всего у него темперамент холерика. 2. Низкий уровень интеллектуального развития. 2. Обоснование каждой гипотезы. Обосновать первую гипотезу можно опираясь на рассказы учителей (неусидчивый, подвижный) и из наблюдений за Сашей (общительный и активный). Вторую гипотезу можно обосновать из наблюдений (плохое правописание). 1. Новиков Александр Александрович. 2. 10 лет. 3. 4.12.1999. 11 часов дня. 4. Кабинет психолога, спокойная обстановка. 5. Самочувствие хорошее. 6. Методика: «Несуществующее животное». 7. Цель: проекция личности, изучение личности. 8. Материал: лист бумаги, карандаш. 9. Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, назовите его несуществующим названием». Мальчик согласился охотно. Проблем в общении не было. Лицо в виде пустого круга, глаз, носа, рта нет. Уши говорят о значимости мнения окружающих для себя. Опорная часть фигуры неосновательна – легкомысленность выводов, поверхность суждений. С корпусом ноги соединены тщательно – характер контроля за своими рассуждениями. Хвост направлен вверх – к собственным действиям относится уверенно, положительно. Количество изображенных деталей не велико, что говорит о небольшой энергии. Животное говорит нам о том, каким видит себя рисующий в мире, какое положение он занимает. Название банально, что свидетельствует не о слишком хороших интеллектуальных способностях. Саша нарисовал в виде животного черта и назвал его просто «черт». Живет он один в лесу (как рассказал сам Саша), питается мышами, насекомыми. Ни с кем не дружит. Жить в лесу очень нравится. В руке «черт» держит копье – чтобы защищать себя, от кого нужна защита, Саша не знает. 1. Лучшие психологические тесты /А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. – с.62– 67. 2. Рогов Е.И. Работа психолога с подростками // Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. – с.163-166. 5.1. Новиков Александр Александрович. Методика Айзенка не дала результатов, т.к. шкала лжи достигла 8 баллов.
Диагностический случай № 2. 1. Шурыгин Кирилл Алексеевич 2. 15 лет, муж., 1.12.99г. 3. Феноменология. 3.1.Запрос. Поступил от классного руководителя. Но особенных жалоб или нареканий не было. Учится Кирилл не плохо, но что-то заставляет педагогов обращать внимание на параллель между учебой и поведением. 2. Данные, приведенные педагогами. Учителя говорят, что учеба и его поведение никак не соответствуют друг другу, мешает другим, выступает в роли клоуна. 3. Данные, приведенные родителями. Родители сказали, что мальчик учится хорошо, и что учителя придираются к нему. 4. Наблюдение и беседа с ребенком. Во время беседы Кирилл вел себя корректно, дисциплинированно. На вопросы отвечал четко, кратко. Выяснилось: есть брат старший, который является для него примером. Мама - Тамара и отец Алексей работают. Любит маму, папу, брата. Семья дружная. К школе относится нормально, классного руководителя уважает. Относит себя к золотой середине. Класс не очень дружный. Наблюдая за Кириллом можно сказать, что общительный, легко контактируемый ребенок, может быть, чересчур импульсивный. 5. Отношение ребенка к обследованию. Отнесся к обследованию сначала настороженно, а потом расслабился. 6. Диагноз не психологов. Невоспитанный ребенок, не слушает учителей. 7. Резюме по феноменологии. Мне кажется, что у Кирилла преобладает гипертимный тип акцентуации, думаю, что мое обследование поможет разобраться в его поведении. 4. Гипотезы. 4.1. Содержание гипотез. Полученные данные наводят на такие гипотезы: 4.1.1. Кирилл относится к гипертимному типу, скорее всего, к холерическому темпераменту. 4.1.2. Проблемы с преподавателями из-за его темперамента. 4.1.3. Уровень интеллектуального развития нормальный. 4.2. Обоснование каждой гипотезы. Первая гипотеза напрашивается сама из рассказов преподавателей о типе характера. Вторая вытекает из его поведения в классе. Третья из наблюдений и поучебе. 5.1 .Шурыгин Кирилл Алексеевич. 5.2. 15 лет. 1. Лучшие психологические тесты / А.Ф. Кудряшова. – Петрозаводск, 1992. – с. 62-67. 2. Рогов Е.И. Работа психолога с лицами юношеского возраста // Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995. – с. 185-190. 5.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич. 5.1. Шурыгин Кирилл Алексеевич.
Повышенная активность, неуравновешенность, основаны холерическим темпераментом и гипертимной акцентуацией. Хороший интеллектуальный уровень связан со стремлением быть первым, отличиться, самоутвердиться. 6. Рекомендации. 7.1. Педагогам. Воспринимать Кирилла таким, как он есть, чаще обращать внимание на него. 7.2. Родителям. Прививать чувство ответственности и уважения к старшим. Научиться правилам хорошего тона в поведении. 7.3. Ребенку. Научится уважать старших, не перебивать, уметь
выслушать говорящего. Выдвинутые гипотезы подтверждаются. Гипертимный тип характера
подтверждается вопросником Шмишека. Темперамент у него холерический,
подтверждается вопросником Айзенка. Интеллектуальный уровень у него
хороший. Подтверждается вопросником Айзенка, Аванса. 1. Общее впечатление о взаимодействии с клиентом. Из наблюдений и тестирования можно сделать вывод, что Кирилл общительный ребенок, хорошо контактируемый, целеустремленный, может многого добиться в жизни, у него много жизненной энергии, большой потенциал. 2. Трудность- легкость случая. Случай легкий, увлекательный, поучительный. Диагностический случай № 3. 1. Лукин Валерий Алексеевич. 2. 12 лет, муж., 1.12.99г. 3. Феноменология. 1. Запрос. Запрос поступил от классного руководителя. Он просил провести диагностическое обследование и дать рекомендации. Жалуясь на плохую успеваемость и плохое посещение школы. 2. Данные, приведенные педагогами. Очень странный ребенок, может ходить в школу, а может пропускать по целой неделе. Плохая успеваемость. 3.3. Данные, сообщенные родителями. Родители Валеры ничего основательного не смогли ответить. При первой встречи Валера в контакт не хотел вступать. Был совершенно не расположен к общению. После очередного объяснения, моей цели он с осторожностью согласился. Общался и отвечал на вопросы без доверия мне и неохотно. Я узнала из его рассказа следующее: в семье есть мама, папа, старший брат. Мама - Лукина Рита Анатольевна, работает. Отец – Лукин Алексей Александрович тоже работает. Старший брат – Женя, 19 лет уже работает. Дома имеется собака. Живут в квартире. Про семью говорил очень кратко. О школе отзывался плохо. Сказал, что класс не очень дружный, классного руководителя недолюбливает, учиться ему не нравится. Друзья есть , но мало. Мечтает стать шофером. В конце беседы сказал , что не знает будет он продолжать общение со мной. 3.5. Отношение ребенка к обследованию. Отнесся к обследованию с опаской, хотя понимает, что здесь нет ничего плохо- го. 3.6. Диагноз не психологов. Диагноз педагогов. Неуспеваемость, отставание в умственном развитии. 3.7. Резюме по феноменологии. Можно сказать, что Валера очень закрытый ребенок, недоверчивый, мало общительный со своими сверстниками. Будет очень трудно провести обследо- вание до конца. 4.Гипотезы. 4.1.Содержание гипотез. Опираясь на полученные данные, могу предположить следующие гипотезы: 4.1.1. Валера относится к неустойчивому типу характера, у него, скорее всего, характер меланхолика. 4.1.2. Взаимоотношения в семье и в школе очень напряженные. Повышенная тревожность. 4.1.3. Низкое интеллектуальное развитие. 4.2. Обоснование каждой гипотезы. Первая гипотеза обосновывается его поведением во время беседы (недоверие, осторожность, мало общительность, замкнутость, не многословие). Вторая гипотеза просматривается в его рассказах о семье, школе. Третья гипотеза подтверждается данными, приведенными учителями и из наблюдений. 5.7. Цель: исследование личностных особенностей и подтверждения ранее выдвинутых гипотез.
5.12. Анализ и интерпретация результатов: А - 7 баллов. Значение чуть выше среднего, т.е. занимает промежуточное место между замкнутостью, недоверчивостью, обособленностью и открытостью, участливостью, доброжелательностью. В - 2 балла. Низкий показатель. Низкая степень сформированности интеллектуальных функций, преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик. С – 5 баллов. Показатель ниже среднего. Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый. D – 3 балла. Низкий показатель. Флегматичный, неторопливый, сдержанный. Е – 7 баллов. Выше среднего. Между послушностью и независимостью, уступчивостью и напористостью. F - 6 баллов. Среднее между благоразумностью и беспечностью, серьезностью и веселостью. G – 9 баллов. Самый высокий результат из всех факторов. Н – 3 балла. Низкий показатель. Робкий, застенчивый, чувствителен к угрозе. I – 3 балла. Низкий показатель. Реалистичный, полагающий на себя, мужественная независимость. О – 7 баллов. Больше среднего показателя. Тревожный, полный мрачных опасений, показатель тревоги, что свойственно Валере. Q – 5 баллов, что говорит о низком самоконтроле, плохом понимании социальных нормативов. Q – 3 баллов. Расслабленный, невозмутимый, спокойный. Найти индивидуальный подход к ребенку, разработать и подобрать
коррекционную программу для повышения интеллектуального уровня
развития. Дать почувствовать ребенку, что у него есть семья, что это очень близкие люди. Проявлять больше внимания и любви к ребенку. Проявлять свое мужество в тренировке силы воли, т. е. не
пропускать занятия, добросовестно выполнять домашние задания. Подведя итоги, можно сказать, что полученные данные подтверждают выдвинутые мною гипотезы: 1. Неустойчивый тип акцентуации характера, меланхолик подтверждается вопросником Шмишека и Айзенка. 2. Трудные взаимоотношения в семье, можно сказать отвергнутое, подтверждается тестом "Несуществующее животное" и вопросником Кеттела. 1. Низкий уровень интеллекта подтверждается тестом Айзенка, Аванса на интеллект. Общее впечатление о взаимодействии с клиентом. Валера замкнутый, никем не понятый ребенок. Ему очень мало уделяют
внимания родители. Отсюда не понимание, отчуждение. Я думаю, мое
обследование поможет найти с ним общий язык и родителям и педагогам. Мои
рекомендации и тренинг помогут ему довериться взрослым и друзьям. Отзыв студента о практике. Я, _____________________________, студентка _____________ курса заочного отделения факультета психологии проходила практику диагностико- коррекционную в Центре реабилитации и психолого-педагогической помощи детям и подросткам г. _______________________ Московской области. Во время практики с 1.12.99 по 31.12.99, я освоила новые методики и
применила их. Научилась правильному ведению обследования, бесед. Провела
диагностику троих учащихся разных возрастов. Дала нужные рекомендации
детям, родителям. Провела диагностику взрослого человека и составила психологический портрет с заключением и рекомендациями. Могу сказать, диагностика последнего для меня составляла трудности,
т. к. случай особенный. Очень много отклонений от нормы. Без помощи Натальи Думаю, что за время работы в Центре, я приобрела много практических навыков и знаний, которые смогу применить в будущей работе. Диагностическая карта. КАРТА ПРИЁМА 1. Имя и отчество клиента _________________________________________________________________________ _____ _________________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________________ ______________________ _________________________________________________________________________ ______________ _________________________________________________________________________ ________________ _________________________________________________________________________ ________________ ___________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ____ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________ Диагностическая карта. КАРТА ПРИЁМА 1. Имя и отчество клиента _________________________________________________________________________ _____ _________________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________________ ______________________ _________________________________________________________________________ ______________ _________________________________________________________________________ ________________ _________________________________________________________________________ ________________ ___________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ____ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________ Диагностическая карта. КАРТА ПРИЁМА 1. Имя и отчество клиента _________________________________________________________________________ _____ _________________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________________ ______________________ _________________________________________________________________________ ______________ _________________________________________________________________________ ________________ _________________________________________________________________________ ________________ ___________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ____ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________ Диагностическая карта. КАРТА ПРИЁМА 1. Имя и отчество клиента _________________________________________________________________________ _____ _________________________________________________________________________ _____________ _________________________________________________________________________ ______________________ _________________________________________________________________________ ______________ _________________________________________________________________________ ________________ _________________________________________________________________________ ________________ ___________________________________ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ____ _________________________________________________________________________ __________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ___________________________________________
|
|
© 2010 |
|