РУБРИКИ

Практический путь развития души в учении киников

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Практический путь развития души в учении киников

Практический путь развития души в учении киников

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Новосибирский государственный педагогический университет"

Институт филологии, массовой информации и психологии

Кафедра специальной психологии






Реферат по дисциплине

"История психологии"

Практический путь развития души в учении киников




Выполнил студент группы 201

Помыткина Валентина Евгеньевна

Проверил: к. пс. н., доцент В.П. Трусов








Новосибирск 2010


Школа Киников – последователи сократической философской школы, основанная учениками Сократа.

Первоначально основатель школы киников – Антисфен Афинский. Изначально ученик софиста Георгия, который повлиял на философию Анистфена. Затем философ учится у Сократа, становится его последователем и, опираясь на его учения организовывает свою школу киников.

Анистфен называл себя аппокион(от гр. Истинный пес). Но эта первая версия, другая же заключается в названии места, в котором Философ проводил беседы с учениками – Киносарг, что в переводе "Зоркий пес". Но мне кажется, что обе версии верны, Возможно, изначально на Антисфена повлияло название их места, а в последствии он и стал себя называть "Истинным псом". Хотя Антисфен был довольно жесток со своими учениками, порой бил их палкой приговаривая: " врачи тоже бывают грубыми с больными", людей привлекало сюда то, что Антисфен не требовал знания математики (как к примеру Платон), а принципы киников были доступны всем. Кроме того, бросить своё материальное благополучие для того, чтобы стать мудрецом начало даже входить в моду.

Антисфен не верил в греческих богов и не признавал народную религию. Философ говорил что цивилизация отделяет человека от Бога и поэтому не признавал ее. Главной целью, по его мнению, является духовная свобода и личная независимость.

Антисфен следовал учениям Сократа и считал что основная цель философии – изучение внутреннего мира человека, а благо для человека – быть добродетелем, по сравнению с которым другие блага ничего не стоят. Чтобы достичь эти блага Антисфен говорил, что нужно жить подобно собаке, то есть:

1. Отказ от любых материальных благ;

2. Умение отстаивать свою точку зрения;

3. Обладать такими качествами как Верность, храбрость;

Антисфен говорил, что этим благом добродетели можно научить любого, независимо от пола, то есть добродетель может быть как у мужчины, так и у женщины. Добродетель и благородство – тождество. По его мнению, чтобы быть счастливым нужно всего лишь быть добродетельным и для этого ничего не нужно кроме сократовской силы. Добродетель проявляется в поступках человека, а не в красноречивости слов, овладениями знаний, отсюда, кстати, и проявляется их принцип "Отказ от любого знания". Антисфен первым из философов назвал определение понятия: " Понятие есть то, что раскрывает, что есть или с чем бывает тот или иной предмет"

Антисфен уделял большое значение понятию "мудрец". Диоген Лаэртский в своей книге " О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" ясно выделяет эти понятия.

Во-первых, Антисфен считал, что мудрец не в ком и не в чем не нуждается, потому что то, что есть у других принадлежит ему.

Во-вторых, в жизни мудрец соблюдает не те законы, которые установлены в обществе, а по законы Добродетели.

В-третьих, для мудреца нет ничего недоступного.

В-четвертых, мудрец вправе выбирать себе самую красивую женщину в жены, причем, не избегая любовных связей, ведь он мудрец и ему лучше знать, кого любить.

Киники отличаются материализмом. Антисфен считал, что души сходны по форме с телом и имеют материальную основу. Не признавал бессмертия души, религию, не верил в различные суеверия. Его преставления о душе сопоставимы с философией древнегреческих атомистов, которые в свою очередь тоже относились к материалистам.

Между тем Антисфен написал тракт "О любви, рождение детей и браке", но любовь называл злом природы и делом бездельников. Киники считали, что любовь мешает их главной миссии быть наставниками, освободителями человечества, потому что любовь, семья, дети накладывают свои обязательства, а у настоящего киника, по их философии, обязательств быть не должно.

Но большую известность в невозмутимости поведения проявил ученик Антисфена – Диоген Синопский. Его прозвали "собака" или "сумасшедший Сократ" за его грубость и невозмутимость к окружающим.

Диоген учил получать удовольствие от презрения к наслаждению. Не верил в судьбу, призывал довольствоваться малым. Философ жил в бочке, не реагируя на насмешки окружающих, считал собак братьями.

Счастье Диоген определял как душевное равновесие. Душа находится в покое, если человек справедлив, а справедливо может жить лишь тот человек, который никого не боится и никого не стыдится. "Жить никого не боясь и ничего не стыдясь, чтобы душа была спокойной и веселой" - говорил Диоген. А если душа не спокойна, то и "золото не принесет тут никакой пользы" Человек справедлив, если он добродеятелен. Кроме того, Диоген добродетельных людей называл подобиями богов.

Главным в его идеях было жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человека цивилизация не естесственно для человека, поэтому Диоген ее и отвергал. Это можно заметить по его образу жизни, Диоген, как и Антисфен носил плащ, брал с собой посох, сумку для еды и жил в бочке. Не признавал государства и называл себя "Гражданином мира".

Важное место в жизни философа занимали так называемые упражнения, которые он разделял на две группы, одно для души, другое для тела. Благодаря упражнениям для тела, утверждал Диоген, развивается привычка, которая непременно ведет к Благодати. Тот, кто стремиться к Благодати должны быть сильны душой и телом, поэтому эти упражнения связаны и не могут быть отделимы друг от друга. Это были не пустые слова, Диоген приводил примеры, в частности он говорил, что в ремесле человек добивается успеху и навыкам с помощью труда и уже лучше выполняет работу благодаря опыту, а если бы этот ремесленник переносил заботу еще и на свою душу, то был бы более ценным и облегчил бы себе путь познания Добродетели.

Диоген был "острый на язык", обладал даром упорно отстаивать свою точу зрения.

Несколько случаев из жизни философа.

·                   Когда Афины готовились к войне и жители суетились, Диоген вдруг взял свою бочку и начал ее катать. На вопрос : "Зачем ты это делаешь?", Ответил: "Все заняты делом, я тоже!"

·                   У Диогена был фонарь с которым он ходил днем приговаривая : "Ищу человека"

·                   Платон, дал определение человека, сказав: " Человек – это животное на двух ногах, лишенное перьев", тогда Диоген в ответ на эти слова принес ему ощипанного петуха, сказав "Вот платовский человек"

·                   Когда его спрашивали, какое вино ему больше нравиться он отвечал "Чужое"

·                   Когда кто – то читал своё длинное сочинение, Диоген увидел чистое место в косце свитка и воскликнул : "мужайтесь други! Виден берег!"

·                   Прося в займы говорил не "Дайте денег", а "Дайте мои деньги!"

·                   Когда при Диогене похвалили философа Александра Македонского, который был его фаворитом и поэтому обедал с ним, Диоген посочувствовал "Несчастный, он ест лишь тогда, когда угодно Александру!"

·                   Просил милостыню у статуи, на вопрос "зачем вы это делаете?", ответил: "привыкаю к отказам" Диоген считал, что если приучить себя к худшему, уже не нужно будет страдать, когда это худшее случится, поэтому он летом сидел на солнце, а зимой обнимал статуи со снегом.

Киники о свободе духа.

О свободе духа первым заговорил, как основатель киницизма, Анистфен Афинский. Истоки этой мысли он берет у Сократа, ведь именно он был его учителем. Сократ разделял свободу духа и свободу тела. Свобода духа, по Сократу это разумное, целенаправленное улучшение жизни, при чем, эта свобода должна учитывать все реальные возможности жизни. Анистфен же считал, что дух свободен, когда оказывается без влияния сознательной регулировки. Получается, что жизнь представлена сама себе, естественные потребности человека не безобразны, вполне приличны в обществе. Главная роль уделялась самому жизненному процессу нежели разуму и духовной деятельности. Все низшие потребности человека выступали на первый план, абсолютно не сдерживаясь, и, тем самым проповедовали первобытный образ жизни.

Моним Сиракузкий был учеником Диогена. Изначально раб. Услышав о Диогене и его философии о добродетели, прикинулся психом и хозяин отпустил его на волю. Тот час же явился к Диогену и стал следовать его учениям. Отличительной особенностью Монима было стремление к истинности, он был строг, презирал любое мнение.

На самом деле, у киников было много последователей. Это, кроме вышеперечисленных, Онесикрит, Кратет, Менипп и ряд других, что говорит о популярности кинической философии в обществе.



Список литературы


1.            Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский. – М.: Мысль, 1979. – 620 с.

2.            И. М. Нахов. Философия киников / Исай Михайлович Нахов. – М.:"Наука", серия "Из истории мировой культуры", Москва 1982

3.            www.wikipedia.org



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.