РУБРИКИ

Предмет психологии и ее основные задачи

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Предмет психологии и ее основные задачи

Предмет психологии и ее основные задачи

Предмет психологии и ее основные задачи

Психология как наука обладает особыми качествами, кото­рые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверен­ных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практиче­ские задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений пси­хология знакома каждому человеку. Она представлена ему в ви­де собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, моти­вов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основ­ные психические явления мы непосредственно можем обнару­жить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин “психология” появился впер­вые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек лег­ко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаб­людения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психо­логов значительно расширилась, включив в себя неосознавае­мые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концен­трировались. В этой связи название “психология” отчасти утра­тило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным непосредственно воспри­нимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Од­нако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой нау­кой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспери­ментальной областью научных знаний.

Что же является предметом изучения психологии?

Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мыш­ление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способ­ности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психиче­ских явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя cам для себя с целью удовлетворения своих материальных, духонных и иных потребностей, совершает определенные поступ­ки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависи­мости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение).

Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, Хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью че­ловека.

Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объ­яснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует об­щество

В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от t сушествующей социальной системы, строя, методов обучения , конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в кото­рых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явле­ний, изучаемых психологией, входят и отношения между людь­ми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основ­ные типы явлений, которые изучает современная психология.

 Явления, изучаемые в психологии составляют 12 классов:

1)Процессы: индивидуальные, внутренние (психические)

-воображение, воспоминание, восприятие и др.;

2)Состояния: индивидуальные, внутренние (психические)

-адаптация, внимание, стресс и  др.;

3)Свойства: индивидуальные, внутренние (психические)

-иллюзии, задатки, индивидуальность и  др.;

4)Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)

-действие, деятельность, жест и др.;

5)Состояния: индивидуальные, внешние (поведенческие)

-готовность, интерес, установка и др.;

6)Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)

-настойчивость, обучаемость, одаренность и др.;

7)Процессы: групповые, внутренние

-общение, восприятие, коммуникация и др.;

8)Состояния: групповые, внутренние

-конфликт, психологический климат, сплоченность и др.;

9)Свойства:  групповые, внешние

-совместимость, соперничество и др.;

10)Процессы:  групповые, внешние

-межгрупповые отношения;

11)Состояния: групповые, внешние

-паника, открытость группы, закрытость группы;

12.;Свойства:  групповые, внешние

- организованность и др.;

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.