РУБРИКИ |
Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Представления у детей о роли мужчины в семьях с различной структуройСемейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший вновь вступит в брак, так как общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 107]. Жизнь в неполной разведенной семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода родителей отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Тяжелых последствий не бывает только в тех случаях, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 108]. Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца выполняет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или дедушка. Оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными козлами отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление у них невротических и поведенческих нарушений [Крюкова Т.Л., с. 96]. Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки), возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщиной, начинаются еще в период беременности. Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны и ей приходится одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. Во-вторых, родительские обязанности одинокой матери никто вроде бы не усложняет, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. Если окружающие не вмешиваются в воспитание, значит, они и не помогают. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 110]. Психологи отмечают определенные особенности в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это ее повышенная тревожность. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, семью. Она не хочет ни с кем его делить [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 111]. Отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего, мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем: - нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных; - затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола; - становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир; - менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек [Эйдемиллер Э.Г. Психология и психиатрия семьи, с. 92]. По мнению специалистов, отличительные особенности в развитии интеллектуальной сферы ребенка из неполной семьи наиболее отчетливо начинают проявляться в школьном возрасте, когда умственная деятельность становится наиболее интенсивной. Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встречались оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано: с разводом, смертью, раздельным проживанием или частыми и длительными командировками, - отрицательно сказывается на развитии математических способностей, как мальчиков, так и девочек [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 116]. Известно, что на развитие интеллекта влияют наследственность, социальное окружение, собственный опыт ребенка. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем раньше ребенок лишился отца, тем больше страдает его умственное развитие. Как отмечает, Г. Крайг, наличие мужчины (отца) в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться [Крайг Г., с. 543]. Описанные выше варианты влияния отца (мужчины) на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-то жестких механизмов, причинно-следственных связей. Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях - чрезмерная опека ребенка матерью. Мать хочет уделить ребенку больше внимания, которого он частично лишился в связи с уходом или смертью отца, окружить большей заботой, жертвуя собой, своими интересами и желаниями. Страх, который переживает мать за жизнь, здоровье, учебу, настроение ребенка, невольно передается ему, и ребенок становится нерешительным, несамостоятельным, осторожным и пугливым. К тому же у детей в условиях такого материнского воспитания бывает чрезвычайно ограничена сфера общения со сверстниками. Дефицит общения делает ребенка с самого раннего детства некоммуникабельным, скованным, мешает проявлению способностей, которые мать с таким усердием развивает [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 127]. Многочисленные данные, полученные психологами за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неполной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Детские психиатры считают, что у детей из неполных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения, а также нарушения психического здоровья. Они отмечают, что у мальчиков дошкольного возраста из неполных семей достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, тики. У девочек в неполных семьях достоверно более частым бывает заикание [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 128]. Установлено (Т.В. Корнеева, Л. Прокофьева), что дети из неполных семей пассивны, не стремятся к положительной оценке своих умений. Подобные реакции относятся к социально нежелательным, так как могут привести к отказу от всяких попыток добиваться реализации притязаний на признание в учебной, спортивной и других видах деятельности [Корнеева Т.В., с. 5]. По данным педиатров, дети из неполных семей значительно чаще, чем дети из полных семей, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме. Это связано с низкой медицинской активностью родителя. В неполной семье вся нагрузка о материальной стороне благополучия семьи ложится на мать или отца, что часто идет в ущерб обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Порой родителю просто не хватает времени обратиться к врачам в случае болезни детей, и даже увидеть симптомы неблагополучия в здоровье ребенка. Медики также отмечают значимые различия в образе жизни неполной семьи по сравнению с полной семьей. Так, в неполных семьях более высока частота наличия вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, не обращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. Исследования врачей (М.М. Балыгин) показали, что из четырех компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое здоровье, в последующем - физическое и психическое [Немировский К.Е., с. 51]. Если матери приходится воспитывать ребенка одной, трудности и ошибки воспитания неизбежны, ибо в отсутствие отца система отношений «мать - ребенок» значительно усложняется. Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. В полной семье эмоциональный фон создает мать. Она поддерживает благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности, душевной близости. Отец выполняет функции нормативного контроля, осуществляет регуляцию поведения. В неполной семье все эти функции пытается реализовать мать, что ей не всегда удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. Но мужчинами становятся и под влиянием матери. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, она закладывает основы мужского характера. Стимулируя у него желание, быть сильным и смелым, развивая способность рисковать, но рисковать разумно, мать формирует у сына мужской стиль поведения. А, воспитывая, в сыне доброту, чуткость и внимательность, она заслуживает себе право оставаться его другом в течение всей жизни [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 126]. Бывает и так, что мать решает «слепить» из сына идеального (по ее представлениям) мужчину. Она разрабатывает для него непосильную программу действий, в которую входят занятия и музыкой, и языком, и фигурным катанием, и танцами. Интересы, желания и возможности ребенка при этом не учитываются. Иногда у него просто не хватает сил для осуществления ее программы, и тогда может наступить нервный срыв [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 128]. Нередко любовный деспотизм матери («мой, только мой») приводит к деспотической власти сына над матерью. Уже в раннем детстве он начинает эксплуатировать ее в личных корыстных целях, используя и материнскую любовь, и страхи, и самопожертвование. Подобный стиль отношений он по привычке переносит и на других людей: родственников, знакомых, сверстников, из-за чего постоянно конфликтует с ними. Получая отпор со стороны тех, кто не желает подчиняться его капризам, сын еще больше подавляет мать своими требованиями и неуемными желаниями. Так он привыкает потреблять, ничего не предлагая взамен, становится эмоционально холодным и жестоким по отношению и к другим людям, и к матери [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 128]. В.В. Бодалев и А.А. Столин разработали классификацию типов неадекватного отношения матери к ребенку, проявляющиеся в неполных семьях: 1) ребенок, «замещающий мужа». В этом случае мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе его личной жизни, стремится ограничить его контакты со сверстниками; 2) гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязать и ограничить самостоятельность из-за страха лишиться ребенка в будущем, она принижает способности ребенка, стремится «прожить за него жизнь», что приводит к личностному регрессу и фиксации ребенка на примитивных формах общения; 3) воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви. Ребенку говорится, что «мама такого не любит». Ребенка игнорируют, обесценивают его «я»; 4) воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом [Семья в психологической консультации, с. 76]. Работа Е.Т. Соколовой, проделанная на базе психологической консультации, также посвящена проблеме стилей отношений «мать-ребенок» в неполных семьях. Она выделяет следующие стили воспитания: 1) сотрудничество. В общении матери и ребенка преобладают поддерживающие высказывания над отклоняющими. В общении присутствуют взаимоуступчивость, гибкость (смена позиций ведущего и ведомого). Мать побуждает ребенка к активности; 2) изоляция. В семье не принимается совместных решений. Ребенок изолируется и не хочет делиться своими впечатлениями и переживаниями с родителями; 3) соперничество. Партнеры по общению противостоят друг другу, критикуют друг друга, реализуя потребности в самоутверждении и симбиотической привязанности; 4) псевдосотрудничество. Партнеры проявляют эгоцентризм. Мотивация совместных решений не деловая, а игровая (эмоциональная). Е.Т. Соколова считает, что партнеры при реализации того или иного стиля получают «психологические выгоды» и рассматривает два варианта отношений «матери и ребенка»: доминирование матери и доминирование ребенка и дает следующие психологические характеристики этим типам отношений. Доминирующая мать отклоняет предложения ребенка, а ребенок поддерживает предложения матери, демонстрируя покорность и/или действуя за спиной и под защитой матери. Если доминирует ребенок, мать получает следующие «психологические выгоды»: мать соглашается с ребенком, чтобы обосновать его слабость и тревогу за него или чтобы принять позицию «жертвы» [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 225]. Почти все перечисленные стили, способы, виды и прочие отношения матери к ребенку являются следствием деструкции семьи по одному типу: отсутствие какой бы то ни было организующей функции мужчины-отца в структуре семейных отношений и замыкание всей системы психологических связей на ребенке. Мать и ребенок оказываются по своей воле или по неволе в плену друг у друга, в круговороте действий и эмоций, из которых один выход: невроз (чаще - истерия) и инфантилизация личности ребенка (всевозможные проявления психической незрелости). Мы видим, что воспитание ребенка в неполной семье имеет определенные трудности и его психическое здоровье во многом зависит от грамотного и мудрого поведения родителей. Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение и несформированность навыков поло-ролевого поведения. Психологи отмечают: для ребенка раннего и дошкольного возраста отец - это объект любви, восхищения и идентификации; человек, который является защитником и утешителем. Дети, находясь в нормальных тройственных отношениях мать - ребенок - отец, учатся взаимодействовать одновременно с двумя родителями. Как отмечает педагог и психолог Г. Фигдор, отсутствие отца нарушает нормальные тройственные отношения и не позволяет ребенку использовать его в качестве объекта разрядки, объекта идентификации в конфликтах с матерью, что часто приводит к детским неврозам. По мнению Д. Видра, отношения с отцом на втором и третьем году жизни призваны, во многом, облегчить трудный и конфликтный процесс индивидуализации ребенка, они открывают ему альтернативный опыт отношений, благодаря которому малыш может и должен начать воспринимать себя отдельно от матери. В возрасте четырех лет ребенок вступает в новую фазу развития. В это время акценты в тройственной системе отношений сдвигаются в сторону половой специфики. Вступает в силу Эдипов комплекс: мальчики направляют большую часть своих нежных чувств матери, а девочки - отцу. Из уст ребенка можно услышать: «Я вырасту и женюсь на своей маме!». Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего «Я», нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит родителям. В подавляющем большинстве в неполных семьях дети воспитываются без отца. Поэтому чаще всего им не хватает именно мужского примера. По мнению психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца (из-за его смерти или развода родителей), тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером [Крюкова Т.Л., с. 117]. Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается и на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей. Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать [Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия, с. 48]. Психологи также указывают на негативные последствия чисто женского воспитания мальчиков. Отсутствие или дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли. Если мальчик воспитывался в женском окружении, при отсутствии мужчины, который мог бы стать для него образцом мужского поведения, у него почти всегда выявляется то, что психологи называют нарушением поло-ролевого поведения, иначе говоря, у такого повзрослевшего мальчишки и в характере, и в поведении слишком много женского [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 122]. В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина «№ 1», его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, своего рода магнитом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами [Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи, с. 119]. Другими словами, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразится на ее личной и семейной жизни. Воспитание в неполной семье накладывает отпечаток на содержательную сторону личностных перспектив детей. Мальчики шести - семи лет чаще ориентируются на хозяйственно-бытовую деятельность. Игры, отдых и развлечения интересуют их значительно меньше, чем сверстников из полных семей. Это связано с объективными бытовыми трудностями, а также с субъективным стремлением детей заменить ушедшего отца. У девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста таких отклонений не наблюдается. Это еще раз подтверждает тот факт, что мальчики в неполной семье чаще находятся в более сложном психологическом состоянии. Кроме того, в отсутствие отца ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола, и тогда мальчик невольно перенимает женские черты. В результате его психосексуальное развитие отличается противоречивостью. Установлено (А.И. Захаров), что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях [Немировский К.Е., с. 52]. А.С. Спиваковская выделяет три типа семейного воспитания детей без отца, которые формируют определенные представления о мужчине: 1) первый тип. Мать не упоминает об отце, как будто его не было. Такой подход может быть целесообразным лишь в ситуации, если ребенок действительно не знал отца. Однако и в этом случае ребенку следует дать необходимые пояснения в доступной форме, учитывая его возраст, психологические особенности и социальное окружение. Но если дети до развода воспитывались отцом, то отсутствие информации о нем отрицательно сказывается на их психическом развитии; 2) второй тип. Попытки матери обесценить отца, вычеркнуть из детской памяти даже самые незначительные положительные воспоминания о нем. Негативная характеристика отца не может положительно сказаться на психологическом состоянии ребенка, особенно если у него остались только теплые воспоминания об отце и чувство любви к нему. У девочки недоверие к отцу иногда приводит к недоверию ко всем мужчинам. Впоследствии девушка с такими взглядами сталкивается с трудностями при выборе партнера и создании семьи. Несправедливые высказывания об отце часто оборачиваются негативной стороной и по отношению к матери. В результате возникают глубокие внутренние конфликты, нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим в неполной семье; 3) третий тип связан с созданием у детей представлений об отце как о человеке, у которого есть определенные достоинства и недостатки. Это самый трудный подход в воспитании, который может выбрать мать, так как требует от нее мудрости, терпения и самоконтроля. Однако он наиболее эффективный и психологически оправданный [Спиваковская А.С., с. 125]. Итак, для полноценного развития детям необходимо видеть перед собой пример добрых, уважительных взаимоотношений между обоими родителями. Причем роль каждого взрослого в этом взаимодействии различна: мать обеспечивает базовое доверие к миру, отец - связь с этим миром. Отсутствие такого примера, бесспорно, оказывает влияние на развитие личности ребенка в целом. Часто это приводит к нарушениям детской психики: чрезмерной пассивности или повышенной возбудимости, нарушению сна и др. У многих детей формируется заниженная самооценка. Эмоциональная нестабильность, отсутствие отца как образца идентификации, отклонения от нормы с точки зрения социальных ожиданий приводят к нарушениям в развитии самосознания ребенка. Таким образом, анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволил нам сделать следующие выводы. Представления ребенка о роли мужчины в семье проявляются, закрепляются и корректируются в процессе жизнедеятельности. Семья является для ребенка самым важным и влиятельным фактором социализации. Каждый тип семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств. Роль родителей очень многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Процесс половой идентификации, т.е. осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. Структура неполной семьи (родитель и ребенок) оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности, а также, к различным отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Дети из неполных семей чаще других страдают разного рода нервными расстройствами, что ведет к стойким нарушениям их физического и психического здоровья. Как у мальчиков, так и у девочек из неполной семьи чаще проявляются повышенная возбудимость и неустойчивость настроения, конфликтность, упрямство и негативизм. У детей закрепляются модели неблагополучного и противоречивого поведения, в которых важную часть составляют низкая самооценка, депрессия и нарушенные отношения со сверстниками. Дефицит влияния одного из родителей (чаще всего это мужчина) отрицательно сказывается на процессах социализации и поло-ролевой идентификации ребенка. На основании сделанных выводов, мы можем сделать следующее предположение. Представления о роли мужчины у детей в семьях с различной структурой будут иметь отличия на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Данное предположение нам предстоит проверить эмпирическим путем. 2. Эмпирическое изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой 2.1 Обоснование программы эмпирического исследования Целью эмпирического исследования является изучение представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. В работе была выдвинута следующая эмпирическая гипотеза – представления о роли мужчины у детей в семьях с различной структурой будут иметь отличия на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. В соответствие с целью исследования и эмпирической гипотезой был подобран блок диагностических методов и методик: - сочинение на тему «Роль мужчины в семье», позволяющее проследить специфику когнитивного, эмоционального и поведенческого уровней представлений; - методика «Незаконченные предложения» Дж.М. Сакса (в модификации), направленная на выявление отличий в представлениях у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях; - метод контент-анализа. Сочинение на тему «Роль мужчины в семье», обработанное методом контент-анализа позволила нам проанализировать специфические особенности всех компонентов представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой – когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Метод сочинения относится к группе проективных методик исследования личности. В течение длительного времени (начиная с 30-х гг.) используется в психодиагностических исследованиях, прежде всего, для изучения личности. Сочинения, которые предлагают написать испытуемым, различаются по степени структурированности (от строго структурированных заданий до просьбы придумать любую историю). При теоретическом обосновании методики сочинения исходят из положения о том, что при неструктурированной теме составленное обследуемым сочинение позволяет получить данные о личности, недоступные при прямом опросе. В этих сочинениях отражаются сведения о стремлениях, потребностях, конфликтах личности. Поэтому метод сочинения рассматривается как аналогичный методикам типа теста тематической апперцепции. Суть данного метода заключается в том, что детям необходимо как можно более полно рассказать о том, как они представляют себе роль мужчины в семье. Информация, полученная в сочинении, поможет нам составить более полную картину особенностей представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. В ходе эмпирического исследования детям предъявлялась следующая инструкция: «Дети, вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о том, какой вы себе представляете роль мужчины в семье. Объем вашего рассказа не ограничивается». Данная методика является одной из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих нам успешно решить задачу сбора дополнительной, по отношению к результатам беседы с детьми, аналитической информации, позволяющей более полно реконструировать специфику представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, а также выявить личностные особенности ребенка. В литературе, посвященной разработке и применению метода сочинений нет сведений о количественной оценке результатов, приводится только качественный анализ. Отсутствуют сведения о валидности и надежности этой методики, хотя достаточно часто указывается на удовлетворительное соответствие полученных данных результатам других тестов [Бурлачук Л.Ф., с. 250]. Следующая методика, использованная в нашем исследовании – это методика «Незаконченные предложения», которая относится к группе проективных методик и была разработана Дж.М. Саксом (J.M. Sacks). В нашей работе мы использовали модификацию данной методики, которая позволяет нам изучить особенности представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне. Перед началом работы, мы провели пилотажное исследование, которое дало положительные результаты. Вариант методики, предназначенный для детей, состоит из 14 незаконченных предложений: 1) мужчина …; 2) по моему мнению, роль мужчины в семье …; 3) думаю, что настоящий мужчина в семье…; 4) идеалом мужчины в семье для меня является …; 5) не люблю, когда мужчина в семье …; 6) мне нравится, когда мужчина в семье …; 7) проявление эмоций и чувств для мужчины …; 8) поведение мужчины в семье …; 9) считаю, что большинство мужчин в семье ведут себя …; 10) мне не нравится, когда мужчина в семье ведет себя …; 11) мне нравится, когда мужчина в семье ведет себя …; 12) при возникновении конфликтов в семье мужчина … 13) по отношению к детям, мужчина в семье …; 14) по отношению к остальным членам семьи, мужчина … Незаконченные предложения, касающиеся вопросов исследования представлений детей о роли мужчины в семьях с различной структурой, позволяют нам изучить особенности представлений детей по следующим компонентам: - когнитивный компонент (1-4 предложения); - эмоциональный компонент (5-7 предложения); - поведенческий компонент (9-14 предложения). Для получения искренних и естественных ответов необходимо установить контакт с испытуемыми до процедуры исследования. Но даже если тестируемые рассматривают исследование как нежелательную процедуру и, стремятся скрыть мир своих глубоких переживаний, дают формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений [Бурлачук Л.Ф., с. 104]. Перед обследованием испытуемым дается следующая инструкция: «Ниже находятся четырнадцать частично незаконченных предложений. Прочитайте каждое и завершите его, записывая первое, что придет на ум. Делайте это по возможности быстро. Если вы не можете закончить тему, обведите номер предложения и вернитесь к нему позже». Для обработки данных, полученных с помощью сочинения и методики «Незаконченные предложения», нами был использован метод контент-анализа - метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации. Контент-анализ является методом систематизированной фиксации и квантификации единиц содержания в исследуемом материале. Применяется, начиная с 20-х гг. XX в. для обработки материалов средств массовой коммуникации, анализа некоторых социально-психологических явлений в больших социальных группах. В настоящее время метод широко распространен в социальной психологии и социологии. В методическом аспекте контент-анализ находит применение в трех качествах: - как основной метод, направленный на получение наиболее важной информации об изучаемом явлении; - как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими; - как вспомогательный метод или процедура обработки данных, полученных при других исследованиях. В последнем качестве контент-анализ наиболее часто используется в психологической диагностике. В данной работе исследуются отличия в представлениях у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях. Суть метода: систематическая и надежная фиксация определенных единиц изучаемого содержания, а также квантификация полученных данных. Объект исследования в контент-анализе: документы (либо сообщения), в которых фиксируется характер объекта, его включенность в социально-психологическую коммуникационную систему. Основной круг проблематики контент-анализа в социальной психологии: - изучение социально-психологических особенностей создателей, через изучение содержания их сообщения; - изучение социально-психологических явлений; - изучение социально-психологической специфики различных средств коммуникации; - изучение социально-психологических особенностей реципиента, т.е. кому направлено сообщение; - изучение социально-психологических особенностей и аспектов воздействия коммуникаций на реципиента; - для обработки и уточнения данных, полученных с помощью других методов в социально-психологическом исследовании; - для изучения научной литературы в области социальной психологии [Бурлачук Л.Ф., с. 134]. В нашем исследовании метод контент-анализ был применен как параллельный, для обработки результатов сочинения и методики «Незаконченные предложения». Итак, данный блок диагностических методик позволяет нам выявить специфику представлений у детей о роли мужчины в семьях с различной структурой. Для оценки достоверности различий между процентными долями распределения испытуемых в зависимости от структуры семьи был использован - угловое преобразование Фишера. Эмпирическое значение критерия Фишера вычисляется по формуле: , (1) где - угол, соответствующий большей процентной доле; - угол, соответствующий меньшей процентной доле; n1, n2 – количество наблюдений в сравниваемых группах. Исследование проводилось на свободной выборке. Время проведения исследования – с января 2010 г. по апрель 2010 г. В исследовании приняли участие 40 детей: 20 детей из полных семей и 20 детей из неполных семей. Возраст испытуемых – 10-12 лет. Таким образом, выборку можно считать валидной и надежной. Список литературы 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1997. - 704 с. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. - М.: Класс, 1999. - 208 с. 3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 376 с. 4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с. 5. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2005. – 244 с. 6. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для вузов / Е.В. Андриенко. – М.: Академия, 2000. – 264 с. 7. Бабина Ю. Роль отца в воспитании ребенка / Ю. Бабина // Школьный психолог. – 2007. - № 8. - С. 12-15 8. Бакишева С.Н. Специфика психических проявлений у детей в условиях депривации (вследствие развода родителей) / С.Н. Бакишева, Ж.А. Бейжанова // Педагогика (РК). – 2006. - № 5-6. – С. 34-39. 9. Бейжанова Ж. К вопросу о роли семьи в становлении личности ребенка / Ж. Бейжанова // Педагогика (РК). – 2007. - № 3. – С. 18-25 10. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 320 с. 11. Битянова М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 106 с. 12. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляции поведения / М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1978. – 254 с. 13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.- 464 с. 14. Бороденко М.В. Феномен гетерогенности пола / М.В. Бороденко, М.В. Колесникова, В.А. Петровский // Мир психологии. – 2001. - № 4. – С. 185-192 15. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. – СПб.: Питер, 1999. – 528 с. 16. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс / А.Я. Варга.– СПб.: Речь, 2001. - 214 с. 17. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 6. - С. 35-56 18. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери / Д.В. Винникотт. - М.: Класс, 1998. – 80 с. 19. Витакер К. Танцы с семьей: Семейная терапия / К. Витакер, В. Бамберри. - М.: Класс, 2000.- 156 с. 20. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.М. Ершовой. - М.: Педагогика, 1995. - 186 с. 21. Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по ощущениям и восприятию / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. С. Михайлович. – М.: Просвещение, 1975. – 310 с. 22. Гозман Л.Я. Социально-психологические исследования семьи / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Психологический журнал. – 1991. - № 4.- С. 59-67 23. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие / Д.С. Горбатов. – Самара: Бахрах–М, 2003. – 272 с. 24. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с. 25. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. - № 11. – С. 102-112 26. Дружинин В.Н. Психологические типы семей в европейской культуре / В.Н. Дружинин. – М., 1995. – 158 с. 27. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей / Т.А. Думитрашку // Вопросы психологии. – 1996. - № 2. – С. 104-112 28. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни: Учебно-практическое пособие / Т.И. Дымнова. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с. 29. Емельянова Т.П. Социальное представление как инструмент коллективной памяти / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. - № 4. – С. 49-59 30. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Т.П. Емельянова // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. - № 6. – С. 39-47 31. Ивлева Л. О некоторых проблемах становления личности в системе внутрисемейных отношений / Л. Ивлева // Достояние нации. – 2006. - № 3. – С. 275-280 32. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. И.В. Бородулина, А.М. Горкина. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 484 с. 33. Калькова В.Л. Исследование социальных представлений в европейской социальной психологии / В.Л. Калькова // Социология: Реферативный журнал. – 1992. - № 4. – С. 32-47 34. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2004. - 372 с. 35. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг / Н.В. Клюева. - Ярославль, 2002. – 540 с. 36. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли, чувств у детей / А.Г. Ковалев. – М.: Знание, 1982. –207 с. 37. Ковалев С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. – М.: Педагогика, 1987. – 159 с. 38. Кон И.С. Психология половых различий / И.С. Кон // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М.: Издательство МГУ, 1982. - С. 78-83 39. Кон И.С. Этнография родительства / И.С. Кон. - М.: Гардарики, 2000. – 389 с. 40. Корнеева Т.В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье / Т.В. Корнеева // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 3. – С. 3-7 41. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 42. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с. 43. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2006. – 431 с. 44. Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с. 45. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Комоцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 360 с. 46. Кулик Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М.: Просвещение, 1990. – 213 с. 47. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А.В. Либин. - М.: Смысл, 1999. - 532 с. 48. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер ком, 1999. – 686 с. 49. Мацкевич И.К. Психология исследования / И.К. Мацкевич.– Усть-Каменогорск, 2003. – 78 с. 50. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики / М.С. Мацковский. - М.: Наука, 1989. - 116 с. 51. Московичи С. От коллективных представлений – к социальным / С. Московичи // Вопросы социологии. – 1992. - № 2. – С. 31-39 52. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. - № 1. – С. 3-18 53. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. – 1995. – Т. 16. - № 2. – С. 3-14 54. Немировский К.Е. Мама и я … - неполная семья (социально-экономические, медицинские и психолого-педагогические аспекты влияния неполной семьи на развитие ребенка) / К.Е. Немировский // Психолог в детском саду. – 2006. - № 4. – С. 46-57 55. Немов Р.С. Социальная психология: Учебное пособие / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с. 56. Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития. Учебное пособие / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 1999. – 166 с. 57. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003. – 319 с. 58. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. – М.: Знание, 1998. – 288 с. 59. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - - М.: Просвещение, 1990. - 494 с. 60. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с. 62. Руденский Е.В. Социальная психология / Е.В. Руденский. - М.: Наука, 1998. – 320 с. 63. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко.- Л.: Издательство ЛГУ, 1990. – 252 с. 64. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир: Пер. с англ. И. Авидон, О. Исакова. – СПб.: Речь, 2001. – 283 с. 65. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с. 66. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Педагогика, 1989. – 245 с. 67. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2001. – 350 с. 68. Словарь практического психолога / Под ред. С.Ю. Головина. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с. 69. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов. - М.: Наука, 1985. – 156 с. 70. Соколова В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей / В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 71. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Б.А. Сосновский. – М.: Наука, 1979. – 230 с. 72. Спиваковская А.С. Популярная психология для родителей / А.С. Спиваковская. – СПб.: Питер, 1997. – 304 с. 73. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии / В.В. Столин // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – С. 105-115 74. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1998. - № 1. – С. 3-18 75. Флэйк-Хобсон К. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими / К. Флэйк-Хобсон, Б.Е. Робинсон, П. Скин. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992 . – 511 с. 76. Хамяляйен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления, перспективы / Ю. Хамяляйен. - М., 1993. – 378 с. 77. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с. 78. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи / В.М. Целуйко. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 272 с. 79. Шапиро А.З. Психолого-гуманистические проблемы позитивности – негативности внутрисемейных взаимоотношений / А.З. Шапиро // Вопросы психологии. – 1994. – № 4. – С. 45-56 80. Шилов И.Ю. Фамилистика. Психология и педагогика семьи. Практикум / И.Ю. Шилов. – СПб.: Петрополис, 2000. – 416 с. 81. Шихарев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихарев. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 448 с. 82. Шнейдер А.Б Психология семейных отношений. Курс лекций / А.Б. Шнейдер. – М.: Апрель-Пресс, 2000. – 51 с. 83. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с. 84. Эйдемиллер Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – Л.: Медицина, 1989. – 192 с. 85. Эйдемиллер Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|