РУБРИКИ

Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Преодоление страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством игры и изобразительной деятельности

Сам факт получения задания таким образом организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем сознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшие психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющиеся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя его волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Если ребенок не нарисовал все страхи к назначенному дню, то или визит отодвигается на неделю, или проводится обсуждение уже имеющихся рисунков. Похвалить за успехи и проиграть некоторые страхи в увлекательной, захватывающей воображение игре гораздо лучше, чем ругать или стыдить за невыполненное задание. Тогда и психолог будет восприниматься не как указующий перст, а как взрослый, верящий ребенку и готовый всегда прийти ему на помощь.

На беседе существенно присутствие обоих родителей и других участвующих в воспитании взрослых. Положительное действие будет и от участия в обсуждении рисунков и игре братьев и сестер. Подобная эмоционально положительно настроенная группа повышает ответственность за принимаемые решения о наличии или отсутствии страха и заодно действуют мобилизующим образом. Беседе, как и в первый раз при выявлении страхов, предшествует игра, имеющая более динамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такой эмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких–либо препятствий и игры с мячом. Затем все садятся полукругом так, чтобы удобно было рассматривать рисунки, находящиеся в руках и Психолога. Порядок предъявленных для обсуждения рисунков не имеет особого значения. Однако можно начинать и с более легко устранимых страхов – воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек). Практически мы рассматриваем страхи, предварительно перемешав их как колоду карт.

Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимым, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить все к есть, страх все равно можно устранить – если не рисунками, то другими способами.

После просмотра первого рисунка следует реплика Психолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?» в дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» - и ближе к концу звучит как: «Боишься – не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным и, тем более, неторопливым голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь ты боишься?» Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать проведенную первый фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание «…а теперь…». В какой–то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействия будет и от привлечения внимания присутствующих к самому характеру изображения страха. «Как это сделано интенсивно, с выдумкой. Взрослый бы не смог так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее». Эти немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страха. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса Психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше»?». Если положительного эффекта нет, то рисунок может быть отложен без комментариев в сторону или сопровождается словами «ничего», «всему свое время», «идем дальше», «вернемся к нему потом».

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопотать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. А дальше надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все времена у Психолога, который таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут «находится» в ящике стала или шкафу, «закрыты» там навсегда, подобно джину в бутылке.

После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно участвуют. Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск, например, игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета и лука. Игра строится так, чтобы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно проиграть некоторые из только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев воспроизвести обстановку медицинского кабинета.

В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки». Это подразумевается, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с Драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции Творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справится со страхами. Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинство из них готовы, организуется встреча с психологом. В среднем на рисование себя как не боящегося уходит две недели, и нужно заранее назначить встречу. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье. Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов: например, наука можно сделать из проволочки и материи, дракона – из веревочек на палочке и т.д. Когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше, особенно при участии отца.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себе как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок САМ преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, поэтому и относится к ней надо соответствующим образом. Игра, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенка приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде, и кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.

Игра невозможна без риска, и нежелание быть последним, проигравшим, так же, как и надежда на победу, представляет собой моделирование, репетицию возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в реальной жизни.

Как естественный способ выражения «я», укрепления уверенности в себе игра будит активность ребенка, его инициативу и самостоятельность, развивает умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя роли означает принятие определенных правил, то есть возникает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоционального насыщения игрой, при неудачах же возникает чувство вины и досады, заставляющее критически взглянуть на себя и как–то перестроится, изменится.

Цель психологически направленных игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекции, если они уже входит в характер ребенка.

Проективный тест «РИСУНОК СЕМЬИ».

Материал: для работы необходимо использовать лист белой бумаги 15х20 см или 21х29 см, ручку, карандаш, листик.

Инструкция к тексту «Рисунок семьи»: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснить, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится около 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах

15 – 30 минут.

При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15с;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображением содержимым;

После выполнения задание следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем). Обычно задаются следующие вопросы:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Для интерпретации также надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду.


Обработка теста «Рисунок семьи» проводится по схеме:

 №


Выделяемые признаки

Отметки о наличии признаков

1

Общий размер рисунка (его площадь)


2

Количество членов семьи


3

Соответствующие размеры членов семьи



Мать



Отец



Сестра



Брат



Дедушка



Бабушка


4

Расстояние между членами семьи



Наличие каких – либо предметов между ними


5

Наличие животных


6

О виде изображения:



 Схематическое изображение



 Реалистическое изображение



 Эстетическое изображение



 В интерьере, на фоне пейзажа



 Метафорическое изображение



 В движении, действии


7

Степень проявления негативных эмоций (в баллах1,2,3,…)



Степень проявления негативных эмоций(в баллах 1,2,3,…)



Степень аккуратности исполнения (1,2,3)






При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т. д.

Интерпретация теста «Рисунок семьи».

На основании особенностей изображения можно определить:

1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствует о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т. д., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления.

3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что–то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко стоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).

Методика: «НЕОКОННЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Это весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка. Ребенку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.

Инструкция для ребенка: «Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голову». Эксперимент идет в быстром темпе.

1. Мой детский сад…

2. Мой друг…

3. Если меня наказывают, то …

4. Я играю чаще всего…

5. Мои сны…

6. Боюсь…

7. Моя мечта…

8. Моя мама и я…

9. Не люблю, когда меня…

10. Плачу, когда …

11. Сделать бы все, чтобы забыть…

12. Когда меня спрашивают…

13. Мой папа и я…

14. Когда смотрю «ужасы» в кино…

15. Когда я один дома…

16. Моя воспитательница…

17. Когда меня мама ругает…

18. Больше всего люблю…

19. Когда прихожу в детский сад…

20. Когда бывает темно…

21. Когда мой папа…

22. Ребята в детском саду…

23. Когда меня спрашивают на занятии…

24. Когда моя мама…

25. Когда все ругаются…

26. Когда я выхожу играть во двор…

27. Я всегда хотел…

28. Меня беспокоит…

29. Скрываю…

30. Старшие…

Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

Порядковый номер предложения.

1. Отношение к отцу     13 21

2. Отношение к матери 8 24

3. Отношение к себе      3 4 7 10 12 18 27 29

4. Отношение к сверстникам 2 22 26 30

5. Отношение к детскому саду 1 16 19 23

6. Страхи и опасения 5 6 9 11 14 15 17 20 25 28

Эта методика простая по содержанию, но хорошо выявляет скрытые переживания ребенка, которые порой не удается выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребенка. Методика помогает разобраться в многообразной системе отношений ребенка и найти путь реальной психологической помощи ему.

Коррекционные упражнения отреагирования страхов

После обработки диагностического материала и первичной консультации с родителями, на которой обсуждается тема « Что такое страх и причины его возникновения?». А так же дается согласие родителей о участии коррекционной программе. Проводится психотерапия базисных страхов, состоящая из 8 игровых занятий продолжительностью от 1 до 1,5 часов, один раз в неделю совместно с детьми и родителями. Образуется малая терапевтическая группа из 14 человек. Взрослых заранее инструктируют, как нужно себя вести в предлагаемых игровых ситуациях. Важно отметить, что при совместном взаимодействии детей и родителе отсутствуют конфликты и ищутся пути наиболее эффективного разрешения поставленных перед игрой задач.

Для проведения успешной коррекционной работы создана материальная база:

- Игровая комната, где собраны терапевтические игрушки от реагирующие эмоции страха (куклы Бабы Яги, Кощея, приведений, Бармалея, собак, безликие куклы, куклы – марионетки, маски, изображающие различные эмоции).

- Театры – настольные, пальчиковые, кукольный дом с семьей.

- Песочница со множеством игрушек, предметов – заместителей.

- Затемненные шторы, для создания темной комнаты.

- Необходимый материал для рисования (плаценты, разноцветная бумага разного формата, кисти, бросовый материал: губки, ткань), лепки и аппликации.

- Фонотека: классика, мелодия природы.

Весь этот материал и многое другое помогает обыгрывать игры и специально созданные ситуации.

В составлении коррекционной программы помогали методики А. И. Захарова:

1.«Преодоление страхов посредством игры и рисования» представлена в публикациях, начиная с 70-х годов. Содержит психотерапевтический алгоритм преодоления страхов детьми и родителями. Основаны на принципе эмоционального отреагирования в сочетании с направленным изменением поведения посредством принятия все более адаптивных (бесстрашных) ролей.

2. «Психологическая очистка издержек семейного воспитания».

Ее суть заключается в специальном обыгрывании ситуаций, направленных на устранение страхов. И подвижные игры из других источников: Щелдон Левис «Ребенок и стресс» и Бардиер «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» и конечно же личный опыт из курсов повышения квалификации».

Перед началом занятий родителям выдаются записанные на листочках страхи детей (выявленных в процессе диагностики и беседы). В течение одной недели дети рисуют дома свои страхи. Каждый страх на отдельном листе.

На занятии сначала проводится подвижная игра быстрого темпа, для создания у детей эмоциональной готовности. Затем игры средним темпом или ролевые. После игр предлагается релаксация, а затем дети прорисовывают себя не боящимся своего страха по индивидуальному списку страхов. Дается задание домой, чтобы родители продолжали коррекционную работу дома.

После занятия каждый ребенок отмечается похвалой родителей и психолога. Отмечается, что ему удалось сделать лучше всего.

На седьмом занятии обсуждаются все страхи детей, которой они нарисовали спрашивая: «А сейчас или не боишься…».

В конце заключительного занятия, родители дарят детям сувениры, поздравляя их за ловкость, быстроту, желание играть, преодоление своих страхов.

Цель: преодоление основополагающих страхов, влияющих на психоэмоциональное состояние у детей 6-7 лет.

Представленная программа включает в себя следующие задачи:

1. Отреагирование основополагающих страхов (темноты, неожиданного воздействия, замкнутого пространства, опоздания, боли, животных, глубины, высоты, замкнутого пространства).

2.Выработка адекватных стереотипов реагирования на психоэмоциональное напряжение.

3. Коррекция агрессивного компонента родительского поведения.

Игры и упражнения к коррекционным упражнениям

Занятие № 1.

1. Подвижная игра «Пятнашки» - преодолеваемый страх неожиданного воздействия. Нейтрализация избытка родительских угроз и наказаний в прошлом и настоящем. Ход игры: в комнате в беспорядке расставлены стулья, так, чтобы можно было пробежать.

Условия: касаться их нельзя – задевший становится водящим. Нельзя пятнать через предмет, нельзя садится на стул, объявляя себя вне игры. Пятнающий постоянно меняет темп передвижения от замедленного шага до бега стремглав, прыжков, внезапно поворачивается, азартно кричат: «догоню», «берегись», «поймаю». На что получает ответ: «не поймаешь», «только попробуй». Длительность игры 8 -9 минут.

2. «Жмурки» преодолеваемый страх неожиданного воздействия, отчасти темноты и замкнутого пространства, одиночества.

Ход игры: по очереди каждому из играющих завязывают глаза, и он, повернувшись несколько раз кругом, начинает искать игроков. Стулья остаются беспорядочно расставлены. Двигаться он может вытянув вперед руки. Остальные участники стоят неподвижно. Перебегать запрещается, можно только приседать, нагибаться. Водящему надо опознать нашедшего игрока. Длительность игры 10 минут.

3. «Не ругай меня!» на снятие страха перед конфликтом, наказание. 

А. Адаптивное поведение (вариант конструктивного воздействия). Психолог предлагает по очереди всем детям в ответ на угрозы родителей не скрывать свои настоящие переживания, ярко выразить в лице, жестах, позе свой страх и сказать: «Мне страшно, не надо так кричать. Мне очень страшно». Родитель перестает браниться, слыша эти слова и сообщает ребенку, что ему уже не так хочется ругать его. Он испытывает жалость и сочувствие.

В. Конструктивная готовность к контакту, разрешению конфликта. После этого эффекта психолог предлагает детям сказать: «Что мне сделать, чтобы ты успокоилась, чтобы ты не ругалась?» Дети разыгрывают сценки на темы. Предложенные психологом: «Разбилась чашка, мама вошла и стала зло бранить вас «или» вы испачкали новую одежду – отец сердится, очень кричит», «сломали чужую игрушку». В ответ на брань дети демонстрируют подряд тип поведения А. и тип В. Обмениваются впечатлениями, чувствами. Легче ли стало в этой ситуации? Изменилось ли поведение родителей в ответ? Далее дети сами могут предлагать разные ситуации из жизни, когда им очень попадало физически или морально. Проигрывая эти ситуации, дети обнаруживают возможность уйти от наказания, избегать конфликта, если вести себя по – другому. Длительность упражнения 10 – 15 минут.

4. Упражнение на отреагирование страха нападения.

По очереди все выскакивают из коридора, пугая проходящего мимо прохожего. Прохожий «оправившись от испуга», все более активно защищает себя.

5. Релаксация «Тропический остров» время 3 минуты. Музыкальное сопровождение «Шум морской волны».

Цель: ощутить прелесть места, где можно побыть наедине со своим «Я» - сядь поудобнее, можешь закрыть глаза. Ты видишь прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где ты уже однажды бывали или видел на картине.

- ты – единственный человек на этом острове. Кроме тебя там только звери, птицы, цветы. Какие звуки ты слышишь сидя на берегу? Какие запахи ощущаешь?

- ты видишь чистый берег и воду. Поплавай в море. Какое оно? Какая погода на твоем острове?

- как ты себя чувствуешь там, совершенно один? Захвати это чувство с собой, возвращаясь назад в нашу комнату. Теперь ты можешь представить этот остров, когда захочешь.

6. Рисование «Я одинок».

Задание: нарисовать себя на листе бумаги одиноким. После беседы с ребенком (вопросы смотри выше) рисует себя в центре всеобщего внимания, не одиноким, улыбающимся, занят делом.

7. Нарисовать один из своих страхов – домашнее задание, условие: себя изобразить на листе.

Занятие № 2.

1. «Кто первый» снятие торможения при внезапных обращениях и ответах. Психологическая очистка от родительского порицания и устранения последствий того, что родители часто стыдят детей («Как тебе не стыдно быть последним»).

Ход: в середине комнаты ставятся два стула, между ними остается проход. Через который может пройти или пролезть только один человек. Игроки встают на четвереньки у стенки лицом к стульям. Как только будет дан заранее обусловленный сигнал, можно начинать движения, причем ползком. Ползти нужно до стульев, между ними и, обогнув один из них, вернуться обратно, прикоснувшись рукой до мяча. Кто первый это сделает, тот и выигрывает. В игру играют четверками или тройками: родители и ребенок.

Когда ползут, можно задерживать друг друга, цепляться за одежду, толкаться.

Длительность игры 10 минут.

2. «Быстрые ответы».

Эта игра снимает не только торможение, возникающее при внезапных вопросах, но и развивает сообразительность, находчивость, смекалку.

Ход: игровое пространство заранее разделено веревками на полу на небольшие квадраты, по одну сторону которых находится ведущий, а по другую участники. Ведущий задает поочередно каждому посильные для его возраста вопросы и ждет ответа в течение произносимого вслух счета: 1-2-3. Если ответа нет, то игрок остается на месте, а вопрос адресуется рядом стоящему. Вопросы могут быть на любую тему. При подходящем ответе производится перемещение на один квадрат. Кто первый пройдет последний квадрат – выигрывает. Длительность игры 10 минут.

3. «Карабас – Барабас» - отреагируется страх нападения.

Ход: игрокам раздаются маски героев сказки «Буратино». Карабас–Барабас прячется за предметами, которые расставлены в комнате. Куклы гуляют летним деньком на поляне, светит солнце. Вдруг из–за дерева появляется Карабас– Барабас с криками, топаньем: «Ах! Вот я вам покажу!» Куклы убегают в дом (ширма) и в ответ: «Карабас – Барабас, не боимся больше вас!»

Ведущей роли должен быть как ребенок, так и родитель.

Длительность игры 10 минут.

4. «Проникновение в круг» - страх замкнутого пространства.

Избыток непредсказуемой словесной и физической агрессии в семье, чрезмерно строгой дисциплины.

Ход: Играющие делятся на две команды. Одна, закрыв глаза и взявшись за руки, встает в круг и заявляет: «Никто не пройдет в наше царство – государство». Остальные играющие ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него. Но охрана на чеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук. Если цель достигнута и ребенок (или взрослый) уже находится в центре круга, он хлопает в ладони, все открывают глаза и с удивлением обнаруживают проникшего в их царство. Теперь задача выйти из круга. Затем команды меняются ролями.

Длительность игры 10 минут.

5. «Страх одиночества».

Постепенно ребенка оставляют одного, и он должен найти себе занятие, в то время как стоящие в соседнем помещении «хор» доверительно сообщает, что данному очень скучно, нечем себя занять, лучше заплакать и ждать, ничего не делая, прихода родителей. После начала самостоятельной игры все возвращаются и поздравляют оставшегося дома героя. В роли героя должен побывать каждый участник.

Длительность игры 10 – 15 минут.

6. Рисование.

а) Обсуждаются рисунки детей, которые нарисованы дома.

б) Нарисовать себя не боящимся. Повторная беседа, обсуждение рисунка. Участники хвалят рисунок: «Ты действительно не боишься»!

7. Домашнее задание: сделать вместе с детьми маски чудовищ для ролевой игры.

Занятие № 3.

1. «Передай плошку» - Страх замкнутого пространства, темноты, столкновения, внезапности.

Ход: Играющие встают в круг. Двум игрокам завязывают глаза и пускают в круг. Один из них держит руках плошку с водой. Игроки должны отыскать друг друга, чтобы один мог переделать плошку другому.

Вариант: Передавший плошку выбирает себя замену из игроков круга, раскручивает и пускает искать игрока с плошкой. Длительность игры 10–12 минут.

2. «Пролезание»- Преодоление страхов замкнутого пространства и нападения.

Ход: через ряд стульев, столиков и т.п. участники игры запускаются с небольшим интервалом времени, так что можно догнать замешкавшегося или уйти от погони.

Длительность игры 5 – 8 минут.

3. «Лимонный сок» - преодоление страха сжатия (насилия) и замкнутого пространства, избыток угроз, морального и физического прессинга в семье и вне ее.

Ход: образующие круг участники угрожают за всякие прегрешения сделать сок из одного играющего, стоящего в центре и отталкивающего руками все более плотно сжимающее кольцо участников. В роли лимона должны побывать родители и дети.

Длительность игры 5 -10 минут.

4. «Свеча» - продолжение страха темноты, падения, неожиданности.

Ход: игроки становятся плотным кругом, плечо к плечу, и выставляют руки вперед так, чтобы поддержать падающего. В центре у игрока («свеча») ноги вместе, руки по швам, начинает падать в любую сторону не отрывая ног от пола. Его нежно подхватывают и передают по кругу из рук в руки, или отталкивая от себя в противоположную сторону. Длительность игры 8 -10 минут.

5. «Страх чудовищ» - преодоление страха неожиданности воздействия боли.

Ход: играющие делятся на две команды, одна команда – это люди ремесленники, работающие в городе, вторая – команда чудовищ. Ремесленники трудятся (играющий выбирает свой вид деятельности), вдруг ниоткуда появляются чудовища. Вначале вызывают переполох, топот, крики, затем все более адекватные ответные реакции («… вы не настоящие и мы вас не боимся, мы вас расколдуем и вы станете добрыми …»). Длительность игры 10 -12 минут.

6. «Рисование страхов». Рассматриваются рисунки детей отображающие их страх, тревогу. Проводится беседа о чувствах, переживаниях ребенка.

Затем рисунок рисует себя, не боящегося этого страха.

7. Домашнее задание: изготовить совместно с детьми цирковые атрибуты (веер, нос клоуна, клоунский колпак и т. д.)

Занятие № 4.

1. «Задень по попке» - преодоление страха физического наказания, внезапности.

Ход: площадка для игры ограничивается веревкой, за нее выбегать нельзя. Игроки делятся на две команды: родители и дети. Сначала родители догоняя детей, бьют легонько по попке. При этом надо приговаривать, ругать: «Ах, ты негодник! Я вот тебе! Стой, хуже будет»!Длительность игры 5 -8 минут.

2. «Мяч в кругу» - преодоление торможения при внезапных обращениях и ответах. Избыток отрицательных оценочных суждений в адрес детей («Ты опять не поймал», «Увалень», «Ничего не можешь», «Бестолочь»).

Ход: бросание мяча друг другу в кругу. Каждый ребенок располагается своего родителя, а не рядом, что подразумевает большую самостоятельность действий и даст возможность лучше выразить чувства. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать любое пришедшее в голову слово: «На, держи», «поймай, зайчик» и т. д. В конце игры особого поощрения заслуживают дети, участвующие в игре наравне со взрослыми. Длительность игры 10 - 12 минут.

3. «Темнота» - снятие страха перед темнотой состоит из пяти этюдов.

- Выбирается ребенок, боящийся темноты. В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают посреди комнаты на 5 – 7 минут и ребенок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую–либо спокойную игру. Можно организовать с ним разговор: «Видите, Юля сидит одна и ничего не боится»! «А вы не боитесь»?

- «В темной норе». Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с родителем или психологом в темную комнату на 3 -5 минут. Он представляет себя «робким цыпленком», который вошел «в темную нору».

- Второй раз ребенок входит в темную комнату на 3-5 минут, представляя себя «смелым утенком».

- «Ночные звуки». Ребенок отводится на 2 – 3 минуты до того момента, пока не звучит музыка. Со звуком музыки он должен выбежать, имитируя какой–нибудь звук (совы, собаки, курицы, кошки).

- «Веселый цирк» 5 – 10 минут. Каждый ребенок приносит из дома какой-либо цирковой атрибут. Все предметы они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. В следующий момент дети заходят в темную комнату и с началом звучания музыки отыскивают свои предметы, и начинается игра «веселый цирк» (имитируют роли клоуна, жонглера, животного и др.).

Длительность игры 25 – 30 минут.

4. «Рисование страхов».

Дети приносят из дома очередной нарисованный страх, рассказывают о нем. Затем рисуют себя на листе не боящимся этого страха.

Занятие № 5.

1. «Футбол» преодоление страха боли и внезапного воздействия замкнутого пространства. Нейтрализация избытка родительских запретов, поскольку нужно не только отобрать мяч, но и воскликнуть: «Прекрати!», «Не бери!», «Нельзя!», «Не трогай!», «Не твое!», «Ну–ка положи!», «Отойди!», «Не мешай!».

Ход: образуются две команды: родители и дети. Ставятся ворота – два стула или предмета, выбираются вратари. По сигналу начинается игра, смех кутерьма, возгласы запретов.

Длительность игры 20 – 25 минут.

2.                 «Коридор».

Преодоление неожиданного воздействия, боли и укусов животных, и от части замкнутого пространства.

Ход: играющие распределятся на два лагеря. Образуется живой коридор, но поскольку играющие изображают собак, то встают на четвереньки напротив друг друга. «Собаки» начинают лаять, постепенно входят во все большей раж, но оставаясь на месте, как на цепи. Один из детей находится в начале коридора и должен бесшумно или шумно быстро пробежать его, чтобы схватить приз в конце и так же вернуться. Сделать это можно только при временном затишье. Неудачная попытка проигрывается снова с большей поддержкой участников, пока не будет достигнут ожидаемый результат.

Длительность игры 10 – 15 минут.

3.                 «Лабиринт».

Преодолевается страх внезапного нападения, встречи и замкнутого пространства.

Ход: лабиринт сооружают из мебели, скамеек, толстых веревок и другого материала, так чтобы получились дорожки, по которым будут двигаться играющие. Каждый игрок выбирает любую маску: животного, чудовища и т. д. В лабиринте одновременно находится два человека - убегающий и догоняющий. Двигаясь по лабиринту, нельзя поворачивать назад, но можно выбирать разные пути. Задача ловца – поймать убегающего, встретившись с ним лицом, приговаривая: «Я тебя все равно поймаю»! «Ага, потерялся»!

Длительность игры 20 минут.

4. Рисование и обсуждение нарисованного страха ребенка, потом рисование себя не боящегося.

5. Релаксация «Путешествие в волшебный лес». Время 3 минуты. Снятие волнения. Ощущение покоя. Решение проблем. Обретение собственного места в прекрасном лесу. Мелодия «утреннего леса».

- Сядь поудобнее. Можешь закрыть глаза. Ты видишь лес, деревья, кустарники и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Присядь на нее.

- Прислушайся к звукам и насладись запахами вокруг тебя. Пахнет влажная земля. Ветер доносит запах сосен. Ты слышишь пение птиц, шорохи трав.

- Представь, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь к тебе. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадывать загадки или смешат тебя. Подружись с ними.

- Как ты себя чувствуешь? Тебя ждет долгая дорога домой из твоего сказочного леса. Ты идешь, смотришь вокруг и разговариваешь со своими новыми друзьями. Послушай их совета.

Занятие № 6.

1. «Опоздание» (предшествует игре Автобус») – преодоление страха опоздания, избыток тревожно – панических реакций в семье.

Ход: все просыпаются с опозданием, начинается спешка, суматоха, детей дергают, торопят, собирая в детский сад, затем возникает борьба за единственное место на остановке, перерастающая в тревогу ожидания (долго не приходит автобус).

2. «Автобус» - отреагирование страха замкнутого пространства, избыток морализирования в семье.

Ход: Часть играющих набивается «как селедки в бочке» в автобус, который приехал с опозданием. Автобус – другая часть играющих образует из соединенных рук сам автобус, и он трогается в путь. Объявляется контролер, который выясняет есть ли билеты и читает проповедь, бесконечную мораль – ребенок при этом должен оправдываться или нет.

Длительность 2 –х игр 20 – 25 минут.

3. «Страх транспорта».

Ход: «На полной скорости» в обоих направлениях несутся «машины» (участники игры), среди которых нужно лавировать, чтобы перебежать улицу.

Длительность игры 5 – 8 минут.

4. «Прятки» отреагирование перинатальным страхов темноты, одиночества и замкнутого пространства, избытка родительского беспокойства.

«Где мой ребенок, почему его нет»!?

Ход: свет выключается остается только ночник. Тот, кто водит, обходит комнату, произнося шутливые угрозы в адрес спрятавшихся. Выдавать себя восклицанием: «А я тут»! нельзя. Это нарушение правил, и игра начинается снова. Найденные участники игры продолжают принимать в ней активное участие, идя цепочкой сзади водящего. При обнаружении игрока, он бурно выражает эмоции, пугается, говорит, что больше так не будет: «Ой! Ай!», «Зачем?», «Почему?» и т. д.

Длительность игры 20 – 25 минут.

Задание № 7.

1.                 «Сражение».

Преодоление страха открытого пространства, избытка агрессивного напряжения в семье и неумение пойти на компромиссы.

Ход: две команды родители и дети встают друг против друга на противоположные стороны зала и прячутся за баррикадой (столы, стулья).

В начале имитируется конфликтное противостояние двух команд путем взаимных обвинений: «Вы замарахи!», «Ябеды» и т.д. Дальше идут сражения: кидают друг в друга мягкие мячи, подушки приговаривая: «Так вам и надо!»

«Ах вы так!». За орудиями нужно будет выходить на открытое поле т.е. середину зала). После сражения наступает перемирие, и обе команды находят друг у друга положительные черты, извиняясь за свое прежнее поведение. Игра заканчивается всеобщим братанием.

Длительность игры 8 – 12 минут.

2.                 «Кочки».

Преодоление страха глубины, неожиданного взаимодействия, родительское недоверие, мнительность.

Ход: Расставляются на расстоянии одного шага стульев, кубы разной высоты. Вместе они составляют изгибающуюся змейкой линию. Тот, кто оступается, неизбежно попадает в воду, но должен подняться и продолжить путь. Затем расстояние между стульями увеличивается, чтобы можно было перепрыгивать. Взрослые и дети остальные стоят по обе стороны стульев и всячески драматизируют ситуацию, нагнетая обстановку словами: «зря это», «все равно не получится», «лучше вернуться пока не поздно» и т.д.

Затем участники встают на четвереньки по обе стороны стульев и пугают проходящих мимо одев на лица маски устрашающие махая руками, издавая угрожающие звуки, но не дотрагиваясь при этом руками.

Третий раз нужно идти не только по стульям, но и там, где они отсутствуют, по спинам взрослых. Четвертая попытка осуществляется вообще без стульев, только по спинам. Успешно преодолевший маршрут получает приз, рукопожатие, похвалу.

Длительность игры 15 – 20 минут.

3. «Слепой поводырь».

Отреагирование страха внезапного пространства, столкновения, темноты. Формирование чувства доверия.

Игра состоит из 4 –х этапов по 5 минут, последний этап 8 – 10 минут.

Ход: А. ребенок закрывает глаза, а родитель держит его за талию и ведет его по комнате. Задача не столкнуться с другими игроками. Затем меняются ролями.

В. Ребенок закрывает глаза, родитель расставляет руки обручем (ребенок в центре), но не дотрагиваясь до ребенка. Отражая «слепца» двигаясь по залу.

С. «поводырь» рука водит «слепцов» словами: «влево», «вправо», «назад», «вперед», «стой», «идти».

Д. «Дракон» - преодолеваются страхи перинатального опыта.

Дракон состоит из зрячей головы (это может быть как родитель, так и ребенок) и слепого хвоста. Все участники берутся за талию друг друга и закрывают глаза, только голова остается зрячей. Ведущий ведет игроков по всем комнатам, лестницам (если есть), при этом о каждой опасности он предупреждает хвост.

Длительность игры 20 минут.

4. Страх перед засыпанием и во время сна.

Ход: объединяется одним игровым сюжетом. Родители укладывают спать беспокойного ребенка, которому ночью являются различные чудовища, представленные остальными участниками игры. «Спящий» дает отпор, чудовища уходят на пенсию, а пришедшие утром родители застают не плачущего, а жизнерадостного ребенка, одержавшего победу над силами зла.

Длительность игры 15 минут.

5. «Рисуем веселый страх».

Каждый ребенок всем рассказывает свои ощущения, почему его страх повеселел.

6. Домашнее задание: «нарисовать себя в понравившейся игре».

Задание № 8.

1. «Больница» преодолевается страхи: заболеть, заразиться, врачей, крови, уколов, боли.

Ход: воспроводится ситуация заболевания, заражения различными болезнями. Каждый заболевает «на свой вкус», но болезнь может быть и подсказана, отражая прежнюю реальную ситуацию. В поликлинике проводят обследование и лечат главным образом зубы. В больнице лечат все остальное, делают необходимые процедуры. Ночью дети остаются одни и рассказывают друг другу страшные истории. Утром суровые санитарки не дают возможность проникнуть в больницу матерям. Постепенно наступает торжественный день выписки, родители радуются, поздравляют с выздоровлением.

Длительность 20 – 30 минут.

2.«Жмурки».

Ход: по очереди каждому из играющих завязывают глаза, и он начинает искать партнеров по игре. В комнате расставлены в беспорядке стулья, мягкая мебель, кубы, другие предметы. Игроки на счет 1 – 2 – 3 разбегаются по комнате и застывают на месте. Перебегать запрещается, можно только приседать, нагибаться, чтобы не быть обнаруженным, но не выдавать себя шумом.

Кто обнаружен, тот отходит в заранее условленное место.

Длительность 10 – 12 минут.

3. «Коридор любви».

Заключительная игра на формирование открытости, доверия.

Ход: участники встают в один общий коридор друг напротив друга, один участник входит в этот коридор подходит к первому участнику, который говорит ему на ухо – «дарит» любовь или показывает жестом, обнимает. Таким образом ведущие проходят весь коридор, переходя от одной стороны к другой и получая свои порции «любви», встает в конце. А с начала коридора идет следующий игрок и т. д.

В конце игры спрашивают ощущения, чувства у родителей, затем у детей.

Длительность игры 12 минут.

4. «Рисуем» родители и дети рисуют на одном листе «наша семья» потом делятся впечатлениями.

5. «Награждение».

Родители отмечают положительные стороны детей, что нового они в них увидели, оценили. Так же дети отмечают свои чувства (любви, добра и т. д.). Родители дарят подарки, сувенирчики. Психолог раздает дипломы об отличном прохождении курса «веселая игра», отмечая каждого ребенка похвалой.


2.2 Сравнительный анализ проявления страхов детей на констатирующем и заключительном этапах исследования

Ознакомившись с большим количеством литературы и выдвинув гипотезу, поставила перед собой следующие задачи:

1. Составить пакет методик, выявляющих основополагающие страхи у детей.

2. Диагностика детей старшего дошкольного возраста.

3. Составление коррекционной программы и ее проведение.

Для диагностики выбраны следующие методики:

- «Опросник спектра страхов» А. И. Захарова

Цель: выявить основополагающие страхи. Были опрошены дети и их родители.

- «Неоконченное предложение» Г. Я. Кудрина.

Цель: получение дополнительных сведений о причинах страхов, беспокойства ребенка. Ребенку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью.

- Проективная методика «Рисунок семьи» Е. И. Рогов «Настольная книга практического психолога».

Цель: исследование межличностных отношений ребенка с родителями.

Инструкция: нарисуй свою семью красками или карандашами.

- Проективная методика предложенная А. И. Захаровым «Что мне сниться страшное».

По результатам диагностики («Опросника страхов» Захарова А. И.) получены следующие данные: у 50% детей слишком большое количество страхов и повышенная тревожность. У 50% детей страх соответствует возрастным особенностям детей (то есть сумма баллов не превышает девяти).

Это подтверждает и методика «Неоконченное предложение». Результаты показали высокий уровень тревожности у 16 детей: это составляет 57% и средний уровень тревожности 12 детей – 43%. Если рассмотреть ответы на каждое «неоконченное предложение», то получится неутешительный результат. Так на вопрос «Мои сны…» 50% детей отвечают: «боюсь», «страшные». На предложение «Боюсь…» 45% детей отвечают: «страшилок, приведений». А на два вопроса «Не люблю, когда меня…» и «Плачу, когда…» дети отвечают однозначно: «Бьют и ругают» - 63%.

Наглядно эти проценты может показать проективная методика «Рисунок семьи» (дальше в исследовании участвуют те 50% детей, у которых с помощью двух перечисленных выше методик выявлены страхи).

71% детей нарисовали семью разрозненно (предметы между членами семьи, самого себя рисуют с растопыренными руками, как бы защищаясь; сильная частая штриховка; себя рисуют очень маленькими по отношению к другим фигурам; у детей нет твердой почвы под ногами – они не уверены в себе; рисуют не всех членов семьи, в большинстве упускают отца, отвечая на вопрос: «А он на работе», «Он ушел к другой тете», «Не хочу рисовать») – все это указывает на неблагоприятные межличностные отношения ребенка с семьей.

29% - детей рисуют семью взявшись за руки, общий эмоциональный настрой рисунка – положительный, но выдает всю эту картину штриховка, что говорит о тревожности.

Из методики «Что мне снится страшное» видно, больше всего детей беспокоит «быть уничтоженным во время нападения чудовищ», одиночества, боли, то есть страх смерти, который дети начинают осознавать в 6-8 лет.

Из этих рисунков так же выявляется напряженность во взаимоотношениях детей и родителей.

После завершения обследования составил коррекционную группу – экспериментальная и контрольная группа: по 7 детей. В экспериментальную группу включены дети, которые набрали (по опроснику Захарова А.И.) свыше 17 баллов – можно предположить о развивающемся неврозе. В контрольную группу включены дети, которые набрали большое количество баллов (свыше 9, но меньше 17).

Полученные данные по методике А. И. Захарова.

Задача: сравнить средний уровень страха в экспериментальной группе до коррекционной работы со средним уровнем страха после коррекционной работы.

Математические вычисления показали, что наблюдаемое больше критического: Z набл > Z крит (3,4 > 2,32).

экспериментальная группа

А группа контрольная показала по истечению двух месяцев: Z набл < Z крит (0,4 < 2,32)

Можно сделать вывод: в экспериментальной группе уровень страхов понизился и следовательно данная коррекционная программа составлена эффективно (то есть подвижная игра и изодеятельность отреагируют детские страхи).

Результаты обследования детей приведены в таблице №1

По опроснику А.И. Захарова выявлены следующие страхи:

Страх…

Кол-во детей ответившие положительно

Процентное соотношение

%

Одиночества

8

28,5

Нападения

15

53,5

Заболеть, заразиться

12

42,8

Умереть

24

85%

Смерти родителей

23

82,1

Каких – то людей

10

35

Мамы и папы

4

14,2

Того что накажут

9

32,1

Сказочных героев

12

42,8

Опоздать

5

17,8

Перед сном

11

39,2

Страшных снов

13

46,4

Темноты

12

42,8

Животных

14

50

Транспорта

9

32

Стихии

11

39,2

Высоты

13

46,4

Глубины

11

39,2

Замкнутого пространства

6

21,4

Воды

12

42,8

Огня

5

14,8

Пожара

13

46,4

Войны

7

25

Открытого пространства

5

17,8

Врачей

10

35

Крови

13

46,4

Уколов

7

25

Боли, неожиданных звуков

6

21,4


Задача: Сравнить средний уровень страха в группе до коррекционной работы, со средним уровнем страха после коррекционной работы.

Обозначения: Хдо – средний уровень страхов в группе до эксперимента

Хпосле – средний уровень после коррекционной работы.

Если: Хдо < Хпосле - работа не эффективна.

Хдо > Хпосле - работа эффективна.

Формула: Хдо = i=1 xi - аналогично Х после n находится.


Экспериментальная группа.

ребенок

Хдо

Хпосле

Шм…

25

13

Хр…

19

9

Ак…

19

10

Бр…

19

9

Щег..

18

8

Ив…

19

10

Гр…

20

12


Контрольная группа

Ребенок

Хдо

Хпосле

Ан…

15

15

Ло…

16

15

Си…

15

14

Лю…

14

15

Фе…

16

15

До…

15

15

Ко…

13

13


Вывод: т. к. Zнабл. > Zкрит. (3,4 > 2,32) в экспериментальной группе, то Хдо > Хпосле; (0,4 < 2,32) контрольная группа т.е. средний уровень страха понизился и следовательно данная коррекционная программа составлена эффективно.


Заключение

Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства, чрезмерно ранней и односторонней интеллектуализации их психики.

В результате, чтобы устранить страхи, приходится применять уже в специально создаваемых для этого условиях те же игры, в которых могли бы играть, но не играют современные дети. Не играют же они потому, что имеют слишком строгих родителей, считающих игру баловством, опасностью. Играя, ребенок может получить травму, испугаться. Впоследствии этого ребенок как бы учится беспокоиться по поводу того, что может произойти, а не активно и уверенно преодолевать различные жизненные трудности.

Страх-это эмоция, которая может возникнуть в любом возрастном периоде. Очень большая часть страхов младших школьников лежит в области учебной деятельности. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая ни каких невротических реакций на изменение своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

Исследования, которые были проведены показали, что, работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого.

Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы. Однако, после адаптационного периода, который продолжается обычно в первой и второй четверти положение меняется. Эмоциональное самочувствие стабилизируется.

Есть множество страхов, возникновение которых не связано с учебной деятельностью. Опрошенные дети в младшем школьном возрасте от 7 до 10 лет боятся: оставаться одни дома, заболеть, умереть, сказочных персонажей, темноты. Исследования показали, что число страхов выше у девочек, чем у мальчиков (девочки более чувствительны). Психологи выделяют способы преодоления тревожности и страхов у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений.

В любом классе обязательно есть тревожные дети или дети, которые испытывают страхи в различных областях деятельности. Учитель, работая в таком классе, должен проводить работу по снятию школьной тревожности и страхов. Занятия проводятся используя отдельные методы и приёмы. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье и школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

Данная работа показала, что уровень страхов у детей понизился и следовательно данная коррекционная работа составлена эффективно.

В этой работе удалось преломить данные установки.


Список использованной литературы

1. Аллан Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации» – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997;

2. Вайзман Н. «Реабилитационная педагогика» - М.,1996 г.

3. Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993;

4. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб., 2000;

5. Изард К. «Эмоции человека» - М.,1980 г.

6.Левис Ш., Левис Ш. «Ребёнок и стресс» – С-П.,1997 г.

7.Макарова Е.Г. «Преодолеть страх или искусство - терапия» – М., «Школа-Пресс», 1996г.

8. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Изд-во «Речь», 2000.

9. Овчарова Р.В. «Практическая психология» - М., Т.Ц. «Сфера»,1996г.

10. Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000;

11. Спиваковская Алла «Психотерапия: игра, детство, семья» Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000;

12. Чистякова М., «Психогимнастика»

13. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии.- 1989 г, -N 4.

14. Каган В. Е. Аутизм у детей.— Л., 1981.


Диаграмма распределения страхов.


Рисунок:

1 – страх смерти.

2 – смерти родителей.

3 – страх нападения.

4 – страх животных.

5 – страх заразится, заболеть, бабы яги, кощея, темноты.

6 – страх стихии, глубины.

7 – страх чужих людей, врачей.


Сравнительная диаграмма:

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.