РУБРИКИ

Применение близнецового метода в оценке адаптации к учебной нагрузке

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Применение близнецового метода в оценке адаптации к учебной нагрузке

Применение близнецового метода в оценке адаптации к учебной нагрузке

Применение близнецового метода в оценке адаптации к учебной нагрузке

А. Г. Соломонов, Р. С. Колокольцева, П. С. Колокольцева

В исследованиях процессов адаптации школьников к факторам учебной нагрузки традиционно обращается внимание на оценку параметров и динамику функционирования физиологических систем: кардио-респираторной, опорно-двигательной, нервной и сенсорной [1] . Динамика психологических черт личности меняется во время учебной деятельности в соответствии с физиологическими возможностями. Незаменимым при оценке величины воздействия различных факторов на проявление как физиологических, так и психологических характеристик является близнецовый метод, позволяющий исключить генетическую неоднородность опыта и контроля. В то же время его применение сталкивается со значительными трудностями. Основная из них - малая частота встречаемости монозиготных пар, делающая невозможным формирование групп, значительных по объёму и различающихся лишь по оцениваемым воздействующим факторам. Близнецовый метод в этом случае может применяться в длительных исследованиях по отношению к большому количеству типов экспериментальных воздействий. Тогда диапазоны физиологической нормы реакций идентичных генотипов могут быть определены на нескольких или даже на одной близнецовой паре. Следует обратить внимание, что с применением близнецового метода выполняются в основном психогенетические исследования [2] . Физиологические особенности близнецов в процессе адаптации к учебным нагрузкам практически не рассматривались.

В сообщении представлены результаты оценки отличий анатомических, физиологических и психофизиологических параметров одной пары монозиготных близнецов - учениц выпускного класса ярославской средней школы №83. Исследование проводилось на протяжении наиболее сложного по нагрузке учебного года. Занятия по учебной программе в школе дополнялись не менее интенсивными занятиями на факультативах, самостоятельной познавательной деятельностью на внешкольных курсах по экономике города (оценка муниципальной собственности) и исследовательской деятельностью. Необходимо отметить высокую мотивацию испытуемых в получении знаний и в проведении исследования. По окончании школы обе девушки стремятся продолжить свое образование в вузе. Заинтересованность в получении результатов связана с тем, что они решили стать биологами. Проблемы близнецов, связанные с ними непосредственно, входят в сферу их формирующихся научных интересов. Поэтому в исследовании, наряду с разовыми измерениями, применяли также длительные серии самостоятельно выполняемых экспериментальных воздействий и самонаблюдений. Морфометрические методы включали фотографирование и соматоскопию лица, дактилоскопию, анализ росто-весовых характеристик. К физиологическим методам в исследовании отнесены: анализ рядов кардиоинтервавлов по Р.М. Баевскому, измерение хода восстановления температуры закаленной и незакаленной кожи после стандартной холодовой пробы М.Е. Маршака, методы исследования анализаторов (определение остроты зрения, пространственного порога кожных ощущений). Психофизиологические методы позволили провести оценку восприятия временных интервалов, умственной работоспособности до и после воздействия шума, суточной динамики скорости простой сенсомоторной реакции в течение недели, изучить устойчивость и продуктивность внимания, устойчивость и истощаемость памяти. Отличия в выраженности признака находили по коэффициенту Кот.(%)=200(Х1-Х2):(Х1+Х2), где Х1 и Х2 - средние значения величин определяемого количественного признака у каждого близнеца. Для контроля проводилось сравнение признаков между каждым из близнецов и их сестрой, студенткой-психологом второго курса университета. Разница с ней в возрасте 15 месяцев.

Результаты исследования и их обсуждение

Морфометрические показатели

Черты лица. Все три сестры обладают значительным сходством. Совпадение морфометрических параметров подтверждается объединенными фотографиями правых и левых половин лиц сестер, снятых в анфас в одно и то же время. От всех шести возможных вариантов остается впечатление пропорционального лица, не имеющего пространственных искажений. Одинаковость черт близнецов выражена существенно сильнее. По фотографиям у них выявлено единственное отличие в разрезе глаз.

Дактилоскопия. Используемые в криминалистике признаки идентификации дали возможность отличить любой из рассматриваемых гомологичных отпечатков. Для близнецов выявлены отличия не только по микропризнакам, но и по типу основного узора. В одном случае на всех пальцах обеих рук представлены петли. В другом, помимо петель, рисунки на больших пальцах правой и левой рук соответствуют завиткам и дугам. Рисунки отпечатков пальцев их сестры определяются как дуги.

Динамика роста и массы тела. Она прослежена с момента рождения до периода раннего детства по данным медицинских карт. Проведено сравнение коэффициентов отличий с их современными значениями. Максимальные отличия у близнецов зарегистрированы в момент рождения: по массе - 8,7%, росту - 4,3%. Выравнивание значений наступило в год. В настоящий момент отличия в росте отсутствуют, близнец, более тяжелый при рождении, отстает по массе. Старшая сестра, опережавшая их при рождении по массе на 34%, сейчас имеет тот же рост, что и они, и меньшую массу тела.

В целом анализ морфологических признаков, а также совпадение результатов по группе крови близнецов подтвердили предположение о монозиготности близнецов исследуемой пары.

Функциональные показатели

Использованные нами функциональные показатели в значительной мере соответствуют показателям, оцененным в исследовании Т.А. Немчина [3] . Динамика параметров функциональных состояний в процессах адаптации к учебным нагрузкам отражает как фазы развивающегося стресса, так и степень возникающего при этом и субъективно ощущаемого нервно-психического напряжения, или НПН. Предполагаемое соответствие фаз стресса и степеней НПН отражено в табл. 1.

Таблица 1

Фазы стресса и степень нервно- психического напряжения

Фаза стресса



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.