РУБРИКИ

Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов

Приспособление к жизни молодых людей из поселений различных типов

Введение


Постоянные социальные изменения, характерные для современной России, когда в обществе формируются новые стандарты жизни, смыслы и ценности, оказывают влияние на процесс социализации подростков. Подростки – это социальная группа, наиболее чутко реагирующая на происходящие изменения, поэтому особенный интерес представляют изменения, происходящие в их сознании. В подростковом возрасте происходит осознание собственной идентичности и формирование образа Я, что проявляется в формировании системы ценностных ориентаций, а так же в осознании времени своего существования, жизненного пути, и построении временной перспективы личности.

Перспективы подростков больших и малых городов


В настоящее время изучением временной перспективы занимаются многие психологи, однако, в современной социальной психологии временная перспектива формирующейся личности остается важной и малоизученной проблемой. Временная перспектива соотносится с содержательностью жизни человека. Так, отмечают, что чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. В старшем подростковом возрасте появляется система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств, которая еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути подростков ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными.

Особый интерес представляет рассмотрение этой проблемы во взаимодействии с фактором окружающей среды. Современные исследователи отмечают, что окружающая среда (природная, созданная человеком, социальная) имеет существенное значение для социализации индивида. Различные темпы развития и урбанизации общества приводят к тому, что процесс социализации подростков в больших и малых городах может значительно различаться. Поэтому изучение процесса социализации в зависимости от величины города, является одним из аспектов рассмотрения влияние города как особого окружающего мира на становление личности, и в частности, на построение временной перспективы.

В данной работе мы рассматриваем особенности временной перспективы подростков малых и больших городов. Представляется, что в особенностях временной перспективы подростков находят отражение как возрастные, так и социальные факторы, а именно, мы предполагаем, что: 1)большинство старших подростков ориентированы на фактор «будущее» во временной перспективе; 2)имеются значимые различия между особенностями временной перспективы подростков малого и большого города. В исследовании приняли участие 60 подростков 15-16 лет, учащихся в школах Москвы (большой город) и городов с населением около 20 тыс. чел. Краснодарского края. Испытуемым предлагалось заполнить опросник Зимбардо по временной перспективе, который позволяет анализировать временную перспективу личности по пяти измерениям: «негативное прошлое», «гедонистическое настоящее», «будущее», «позитивное прошлое», «фаталистическое настоящее». Методика основывается на теоретическом фундаменте, объединяющем мотивационные, когнитивные и социальные процессы. Имеет хорошие показатели валидности и измеряет временную перспективу по различным измерениям.

Эмпирически были выявлены следующие особенности временной перспективы старших подростков. Наиболее выражены факторы «гедонистического настоящего» и «позитивного прошлого» как в выборке малого, так и большого городов. Иными словами, наиболее выражено гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни, которое предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград. Фактор «позитивного прошлого» отражает превалирование теплого, сентиментального отношения к прошлому. Таким образом, наша первая гипотеза не подтвердилась. Дисперсия по этим двум показателям имеет самые низкие значения, что может говорить об их нормативности для исследуемого возраста. Анализ выраженности факторов временной перспективы у подростков малого города показывает, что 33% респондентов ориентированы на «позитивное прошлое» и 23% ориентированы на «гедонистическое настоящее». Остальные три фактора практически не различаются по степени выраженности.

Однако «будущее» выражено у наименьшего числа респондентов и обнаруживает самые высокие показатели дисперсии, что противоречит возрастным тенденциям, так как исследования показывают, что для старшего подросткового и юношеского возраста характерна ориентация на будущее. Основные характеристики временной перспективы подростков большого города сходны, то есть наблюдается преобладание «гедонистического настоящего» (35% выборки) и «позитивного прошлого» (30% выборки). Однако на уровне статистической тенденции (=0,05) имеются различия с выборкой малого города по факторам «будущее» и «фаталистическое настоящее», что подтверждает нашу вторую гипотезу. Большая выраженность фактора «будущее» наблюдается у подростков большого города, что отражает нормативную возрастную тенденцию, когда поведение начинает определяться стремлением к целям и вознаграждениям будущего. Также заметна выраженность «фаталистического настоящего» у подростков малого города, тогда как у подростков большого города он почти не выражен.


Влияние поселения на межличностные отношения молодых людей


Проблема межличностных отношений является одной из самых актуальных при обучении в высшей школе. Поскольку в университете учебный процесс существенно отличается от организации учебной деятелности в школе, приходящим в университет студентам приходится устанавливать новые типы межличностных взаимоотношений. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. 

Фактором социальной адапатции выступает переживание – момент, крайне редко рассматриваемый в социальной психологии. Что это значит? Личность переживает острые для нее критические ситуации, в частности, взаимодействие с незнакомыми людьми в непривычной обстановке; кроме того, пытается либо приспособиться к новым условиям (так называемый конформистский тип поведения), либо старается находить выходы путем давления на других и т.д. Таким образом, становится ясно, что чувства являются уникальной основой всех отношений человека (как к самому себе, так и к другим членам группы). Именно чувства и определяют межличностные отношения в социальной группе.

В группе, существующей относительно продолжительный период времени, можно наблюдать те или иные эмоциональные предпочтения субъектов по отношению друг к другу. Все это ведет к появлению абсолютно у каждого студента своего статуса в группе. Связано это также и с тем, что в раннем юношеском возрасте человек стремится определить свое место в мире, начинает доминировать и потребность в признании. Статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены данной группы по отношению к студенту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов, в свою очередь, задает статусную иерархию в студенческом коллективе.

В психологической практике социальные статусы в группах, и в целом, сами межличностные отношения эмоционально-непосредственного плана, были изучены Т. Шибутани, Дж. Морено, А. Маслоу, К. Роджерсом, М.Е. Литваком и др. Данное исследование проводилось на основе социометрической методики Дж. Морено, разработанной в начале 1930-х гг. в модификации М. Битяновой, и его целью явилось влияние социометрического статуса на межличностные отношения студентов в группе.


Исследование связи подростков и юношества северного города


Проблемой нашего научного исследования является изучение экономического самоопределения в его связи с личностным самоопределением у контингента юношества промышленного города крайнего севера. Развитие экономического самоопределения неразрывно связано с развитием нравственного сознания и самосознания человека, развитием ценностных ориентаций, мотивационной сферы личности и личностным самоопределением в целом. Актуальность проблемы определяется необходимостью разрабатывать психологически обоснованные формы помощи подрастающему поколению в связи со сложностью процессов социализации в современных условиях жизни с учетом неоднозначности ценностных ориентиров взрослого сообщества, выраженной прагматичностью, утратой определенных гуманистических идеалов, характерных для традиций русского северного края. Именно это предопределяет своевременность изучения экономического самоопределения юношества в промышленном северном регионе.

Понятие «экономическое самоопределение» является достаточно новым для психологии развития, необходимо его содержательное наполнение. Опорой для теоретико-методологического обоснования изучения ЭС могут выступать исследования, в которых содержательно характеризуется понятие «личностное самоопределение». Основанием выступают известные исследования Б.С. Братуся, М.Р. Гинзбург, А.В. Толстых, В.В. Столина, Д.А. Леонтьева. Неразрывная связь ЭС с личностным самоопределением выступает в качестве предмета изучения в таком направлении как «экономическая психология», в специальных исследованиях ЭС, преодолевающих эмпирический подход.

В нашем исследовании экономическое самоопределение соотносилось с особенностями интерпретации и решения проблемных экономических задач, предполагающих необходимость актуализации значимых ценностных ориентаций человека, осуществляющего личностный выбор.

Цель исследования состояла в выявлении своеобразия способов интерпретации задач, предполагающих одновременно экономический и личностный выбор в проблемных жизненных ситуациях.

Для проведения исследования нами была разработана, валидизирована и применена методика «Экономический конфликт» (ЭК). Она позволяет характеризовать участников исследования как субъектов экономических отношений по десяти основаниям. Эти основания представляют собой крайние полюса шкал: «Кратковременность планов на покупки» – «Долговременность планов на покупки», «Прагматичность при планировании покупок» (покупать только нужные вещи, связанные с бытийным планом жизни) – «Идеализм при планировании покупок» (делать покупки с ориентацией на духовный рост, саморазвитие), «Эгоизм» - «Альтруизм» при выборе покупок и планировании расходов, «Самостоятельность» - «Зависимость» при планировании покупок и планировании расходов, «Импульсивность» - «Произвольность» в покупках и расходах. Нами проводилось сопоставление данных методики ЭС и данными, полученными на основе интервью. Применялась также методика, позволяющая выявлять уровень развития приемов саморегуляции юношества, таких как планирование, моделирование ситуаций, программирование, оценка результатов, гибкость, самоконтроль. Для сопоставления показателей, выявленных на основе двух методик, осуществлялся корреляционный анализ.

Гипотеза исследования состояла в проверке предположения о наличии связи между показателями, характеризующими экономическое самоопределение юношества, особенностями его обоснования на базе актуализации личностных ценностей и уровнем развития приемов саморегуляции собственной деятельности.

Результаты исследования позволяют дать определенную характеристику своеобразия ЭС в изучаемой выборке. Эти результаты показали хорошую осведомленность старшеклассников о позитивных ценностных идеалах и стиле морального поведения в соответствии с ними. Именно поэтому были получены высокие показатели при решении проблемных экономических задач по таким основаниям как «Альтруизм» «Идеализм» «Долговременность планировании покупок». Это свидетельствует о тенденции у старшеклассников руководствоваться «знаемыми мотивами» при выборе ответ на предлагаемые задания (Неймарк 2008). Такого рода ответы не означают того, что реально действующие мотивы соответствуют заявленным в тестовых ситуациях.

В ходе исследования была выявлена сильно выраженная тенденция к самостоятельности планирования своей экономический жизни. При сопоставлении с данными интервью выявляется, что мотив самостоятельности при планировании и осуществлении финансовых расходов не подтвержден реальной практикой жизни. Так на вопрос «Как часто Вы планируете свои расходы на будущее?» большинство подростков отвечают «Изредка». Можно сделать вывод о том, что у подростков недостаточно сформированы средства для реализации на практике описанных тенденций.

Такие показатели как «Эгоизм», «Кратковременность», «Прагматизм» и «Импульсивность», оказались слабо представлены, что еще раз подтверждает знакомство старшеклассников с оптимальными моделями организации своих финансовых расходов. Однако это не свидетельствует о том, что их реальная финансовая активность регулируется такого рода моделями.

Были получены статистически значимые корреляции ряда показателей методики «ЭК» и методики, выявляющей степень сформированности приемов саморегуляции. Примером выявленных соответствий может служить положительная корреляция между показателем «Оценки результатов» методики Осницкого и значением шкалы «Альтруизма» в методике «ЭК» при коэффициенте корреляции, равном 0,32. Положительная корреляция с коэффициентом 0,36 наблюдается также между шкалами «Самоконтроль» и «Прагматизм» по данным соответствующих методик.

Выявлена отрицательная корреляционная связь с коэффициентом 0,41 между степенью «Программирования» деятельности старшеклассников и долей «Альтруизма» в их поступках, касающихся финансовых трат. Обратная корреляция (0,33) выявлена при сопоставлении шкал «Моделирования» собственной деятельности и «Зависимости» при планировании расходов.

Полученные нами эмпирические показатели свидетельствуют о наличии определенной связи ЭС с такой важной характеристикой зрелости личности, как развитость приемов саморегуляции деятельности. Это подтверждает необходимость изучения динамики ЭС в неразрывной связи с личностным развитием в юношеском возрасте.

Для углубления исследований своеобразия ЭС в юношестве выигрышным направлением может выступить планирование и осуществление генетико-моделирующего эксперимента на основе курса развивающих занятий, позволяющего поддержать интеграцию идеальных моделей экономического самоопределения и его воплощения в практику жизнедеятельности в критических проблемных ситуациях нравственного выбора.

Заключение


Таким образом, в ходе нашего исследования был выявлен ряд особенностей временной перспективы подростков, отражающих как собственно возрастные особенности развития личности, так и влияние социальной среды на данный процесс. А именно, современным подросткам присуща ориентация на «гедонистическое настоящее» и «позитивное прошлое». А так же выявлены статистические различия между выборками большого и малого городов по факторам «будущее» и «фаталистическое настоящее».

Список литературы


1.                 Андреева Г.М. Психология социального познания, М., 2009.

2.                 Болотова А.К. Психология организации времени. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006.

3.                 Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. 2-е изд., ипр. и дополн. М., Смысл, 2008.

4.                 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006.

5.                 Zimbardo Philip G., Boyd John N. Putting time in perspective: a valid, relible, individual-differences metric// Journal of Personality and Social Psychology, 2009. Vol.77 (6), p.1271-1288.

6.                 Дейнека О. (2009) Экономическая психология. СПб: Изд-во СПбГУ.

7.                 Неймарк М.С. (2003) О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующих направленность личности подростка / Психология личности. Под ред.Д.А. Леонтьева - М.: Вопросы психологии, 2003.

8.                 Осницкий А.К. (2006) Психология самостоятельности. Москва-Нальчик.

9.                 Фенько А.Б. (2008) Дети и деньги: особенности экономической социализации // Вопросы психологии, № 2, с.28-42.



© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.