РУБРИКИ |
Проблема готовности Ребенка к школьному образованию |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Проблема готовности Ребенка к школьному образованиюПроблема готовности Ребенка к школьному образованиюВВЕДЕНИЕ. Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода - год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий. По данным Л.А.Венгера, В.В.Холмовской, Л.Л.Коломинского, 1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов. 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей. 4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. [ 25 ] С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода. Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы. "Готовность к обучению" - показатель комплексный, каждый из тестов
дает представление лишь об определенной стороне готовности ребенка к школе. Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения в психическом развитии дошкольника и правильно составить коррекционную программу. Таким образом, основная цель нашей работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно- развивающих мероприятий по развитию у ребенка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала. В своей работе мы ставим следующие задачи: 1. Изучение и анализ психологической литературы по теме. 2. Подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе. 3. Изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению. 4. Разработка программ и проведение психо-коррекционной работы для развития у ребенка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала. Объектом исследования явились дети подготовительной группы
дошкольного образовательного учреждения "Ромашка" детский сад №4 села Малые Предмет исследования - уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Методы исследования: - обзорно-аналитический - математико-статистический - наблюдение и беседа - тестирование. ГЛАВА 1 В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение
эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во
многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень
подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к
сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия А.Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками". [23] И.Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. [30] Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в
школе складывается из определенного уровня развития мыслительной
деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции
своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к
школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует
комплексных психологических исследований. В структуре психологической
готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, 1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности
к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг
прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении
ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В
личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной
сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа
привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель,
учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает
развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо
произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что
становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент
готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных
знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием,
элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными
формами мышления и основными логическими операциями, смысловым
запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным,
опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. - дифференцированное восприятие; - аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); - рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); - логическое запоминание; - интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; - овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; - развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций. 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот
компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств,
благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность. Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья. Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны
речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов. Иногда различные аспекты, касающиеся развития психических процессов, в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность, в отличии от нравственной и физической. 1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. [13] В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является "универсальным средством организации внимания". Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым. Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития
памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие
произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее положение. Подобное соотношение произвольной и непроизвольной форм памяти
отмечается в отношении такой психической функции, как воображение. Большой
скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой
является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В
старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и
постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения. "Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне." [21] Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления. В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения. "Наглядно-схематическое мышление создает большие возможности для
освоения внешней среды, будучи средством для создания ребенком обобщенной
модели различных предметов и явлений. Приобретенная черта обобщенного, эта
форма мышления остается образной, опирающейся на реальные действия с
предметами и их заместителями". [20] В то же время данная форма мышления
является основой для образования логического мышления, связанного с
использованием и преобразованием понятий. Таким образом, к 6-7 годам
ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами:
используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течении довольно длительного времени. При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная инструкция взрослого, побуждая ребенка к определенным действиям. "У старшего дошкольника отчетливо выступает этап предварительной ориентировки". [2] Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени стимулирует совершенствование способности к волевой регуляции поведения. В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчиненных мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми. Необходимо отметить, что к моменту достижения старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. Существенные изменения претерпевает и мотивация к установлению положительного отношения окружающих. Выполнение определенных правил и в более младшем возрасте служило для ребенка средством получения одобрения взрослого. Однако в старшем дошкольном возрасте это становится осознанным, а определяющий его мотив - "вписанным" в общую иерархию. Важная роль в этом процессе принадлежит коллективной ролевой игре, являющейся шкалой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательность своих поступков, предвосхищает результат и оценку со стороны взрослого. Е.В.Субботский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение этих правил ребенок переживает даже в отсутствие взрослого. Дети 6-летнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а по мере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве мерок для оценки себя и окружающих людей. [15] Основой первоначальной самооценки является умение сравнивать себя с другими детьми. Для 6-леток характерна в основном не дифференцированная завышенная самооценка. К 7-летнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется отсутствующая ранее оценка сравнения себя с другими сверстниками. Недифференцированность самооценки приводит к тому, что ребенок 6-7 лет рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, поэтому использование порицания и замечаний при обучении детей этого возраста должно быть ограничено. В противном случае у них появляется заниженная самооценка, неверие в свои силы, отрицательное отношение к учению. Обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей. 1.3. Методы диагностики готовности к школьному обучению Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: 1) уровня психического развития; 2) наличия необходимых навыков и умений; 3) состояния мотивационного отношения к школьному обучению. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ . протекание запоминания и воспроизведения ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА . понимание детской обращенной речи. Речевое общение. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ . умение считать предметы. Владение порядковым счетом в прямом и обратном порядке. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИЙ . эмоциональное отношение к деятельности, эмоциональная выраженность в поведении, действии. Уступчивость, неустойчивость эмоционального отношения. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ . волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности. Настойчивость, склонность к завершению деятельности. Колебания в волевой установке. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ . интерес к школе. Наличие собственного желания. Личностные ожидания. До начала психологической диагностики психологу необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.). Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с
ребенком, правильного отношения к психологу необходимо провести беседу. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ включает следующие этапы: I. ИЗУЧЕНИЕ ОБЩИХ АНАМНЕСТИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О РЕБЕНКЕ Одинокая мать - 6.2 Мать и отчим - 6.3 Отец и мачеха - 6.4 Другие
родственники - 6.5 Трое - 7.2 Четверо - Более
четверых - 7.4 Неблагоустроенность - 10.0 Средние, удовлетворительные условия - 10.1 Достаток и благоустроенность - 10.2 Изобилие, прекрасные условия - 10.3 Отягощенность отца или матери: Оба здоровы - 11.0 Сифилисом - 11.5 Психозами - 11.1 Эндокринными или сердечно- Алкоголизмом - 11.2 сосудистыми болезнями Припадками - 11.4 Прочими заболеваниями - 11.7 Олигофренией - 11.4 Практически здоров - 12.0 Нарушения в физическом развитии (рост, вес) - 12.1 Нарушения в движениях (скованность, расторможенность, параличи, парезы, стереотипные и навязчивые движения) - 12.2 Выраженная утомляемость – 12.3 Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению составлена система методик, по каждой разработаны шкальные оценки в соответствии с возрастными особенностями детей 6-7 лет. Каждая методика представлена в соответствии с единым алгоритмом: По каждой психологической позиции и по каждой методике разработана
система определения уровня развития ребенка. Выделяется пять уровней по
следующей значимости: В процессе использования каждой из конкретных методик следует
обращать внимание на ряд общих моментов. Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования. Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда.[6] Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования. Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности краткими – экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка. Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках. После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование. Мы предлагаем систему методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА. МЫШЛЕНИЕ. МЕТОДИКА 1.1 Практически – действенное мышление По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания: ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Возраст
задания ……………. ТЕСТОВЫЙ БЛАНК К МЕТОДИКЕ I.I МЕТОДИКА 1.2 НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ (4-й лишний) Каждые правильно выполненные задания оцениваются в баллах: Максимальное число баллов – 15. Выделяется 5 условных уровней сформированности обобщения: I. – 15 баллов V. – 5 баллов и менее ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ: |№ карты |Обобщение по |Употребление | Итоговая оценка в баллах: ___________________________________________ (нужное обвести кружком) МЕТОДИКА 1.3 ВЕРБАЛЬНОЕ (АБСТРАКТНОЕ) МЫШЛЕНИЕ (по Й. Ерасеку) II уровень – от 14 – 23 - высокий III уровень – от 0 –13 - средний IV уровень – (- 1) – (-10) - низкий V уровень – (-11) и менее – очень низкий ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Нужно обвести кружком, число Баллов
вынести в правую колонку ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКА 1.4 ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ (НЕЛЕПИЦЫ) I. – 10 V. – 3 и менее. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Фамилия, имя |С И Т У А Ц И И |Б А Л Л Ы | МЕТОДИКА 1.5 СООТНОШЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ЦЕЛЬ: выявление особенностей установления причинно-следственных связей
между объектами и событиями, изучение состояния устной и связной речи, а
также соотношения уровня развития мышления и речи. УРОВНИ ПОНИМАНИЯ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ Далее ребенку предлагается составить рассказ по картинкам, разложенным с соблюдением логической последовательности: "Художник нарисовал историю про ..., а ты расскажи ее (что здесь происходит?)" В случае отказа ведется беседа по картинкам. Рассказ или беседа полностью записываются, а затем анализируются, после чего определяется уровень развития связной речи ребенка. УРОВНИ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА В случае несовпадения уровней их номера складываются и делятся
пополам, например: деятельность ребенка по установлению причинно-
следственных связей (складывание картинок в логической последовательности)
оценена как деятельность I уровня, а деятельность по описанию событий - II
уровня, значит, ребенок находится на промежуточном уровне 1,5. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ |Уровни понимания (вносится в общий |Уровни развития устной связной речи | УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ Заключение о состоянии речи (нужное подчеркнуть) (нужное подчеркнуть) ПАМЯТЬ МЕТОДИКА 2.1 НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 1. Рыба 6. Санки 2. Ведро 7. Елка 3. Кукла 8. Чашка 4. Молоток 9. Часы 5. Портфель 10. Телевизор ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты
говори, что на них нарисовано. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ НЕПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЕТОДИКА 2.2 ПРОИЗВОЛЬНАЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 1. Мяч 6. Шапка 2. Яблоко 7. Матрешка 3. Гриб 8. Цыпленок 4. Морковь 9. Мак 5. Бабочка 10. Грузовик Порядок воспроизведения не имеет принципиального значения. В
протоколе фиксируется каждая правильно воспроизведенная картинка. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ Правильно воспроизведенные названия обвести кружками. МЕТОДИКА 2.3 ОПЕРАТИВНАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ 1. Дом 6. 2. Солнце 7. 3. Ворона 8. 4. Часы 9. 5. Карандаш 10. Книжка ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ Правильно воспроизведенные слова обвести кружками.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ МЕТОДИКА 3.1 ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (по Н.В.Нечаевой) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ) 4.1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА (Модификация цветового теста Люшера-Дорофеевой) Задание выполняется 3 раза подряд. Тестирование проводится 5 раз за 3 дня. В протоколе заполняется строка 2. Квадраты убираются. В протоколе заполняется строка 3. Действия ребенка фиксируются в протоколе, например: |№ п/п |Красный (К) |Синий (С) |Зеленый (З) | Время тестирования не более 1 минуты. Повторяемость функциональных состояний может свидетельствовать об их
устройстве, они дифференцируются по уровням. Для интерпретации функциональных состояний предлагается следующая схема: ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ "ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ (ЭСЛ)" Уровень выполнения задания ................... Результаты первого обследования Результаты второго обследования _________________________________________________________________ наибольшее число обвести кружком. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ МЕТОДИКА 5.1 УРОВЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ При индивидуальном обследовании работа заканчивается, как только ребенок начинает проявлять небрежность или отказывается от работы. При групповой организации можно попросить закрасить все кружки, но
при обработке результатов учитывать те, которые предшествовали первому,
небрежно закрашенному. Выделяется 5 уровней волевой регуляции: ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКА 5.2 ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (Модификация методики Озерецкова) В конце экспериментального дня по второй таблице дается две минуты на
выполнение аналогичного задания для определения степени утомляемости
обследуемого. Коэффициент продуктивности работы вычисляется по формуле: где - число всех просмотренных знаков; - число правильно зачеркнутых знаков; - число пропущенных или неверно
зачеркнутых знаков. . ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ (по Керну - Й.Ерасеку) 6.1. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. 6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ТИПИЧНЫХ БУКВ. 6.3. СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК: . . . . . . . . . . Результат каждого задания оценивается по 5-ти уровневой системе. 6.1. РИСОВАНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: нарисуй человека. После инструкции по заданию
никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к недостаткам и ошибкам
не допускается. I уровень - нарисованная фигура должна иметь голову, туловище,
конечности. Голова соединяется с шеей и не должна быть больше туловища. На
голове есть волосы (они могут быть закрыты головным убором), уши. На лице
должны быть глаза, рот, нос. Руки должны заканчиваться пятипалой кистью. II уровень - выполнение всех требований, перечисленных ранее, при отсутствии шеи, волос, одного пальца руки, наличие синтетического способа рисования (все части отдельно). III уровень - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки или ноги, или и то и другое нарисованы двумя линиями. Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней. IV уровень - примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности нарисованы только одной линией каждая. V уровень - отсутствует четкое изображение туловища или нарисованы только голова и ноги. Каракули. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ 6.2. СРИСОВЫВАНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: посмотри и напиши ниже то, что здесь написано. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ 6.3. СРИСОВЫВАНИЕ ГРУППЫ ТОЧЕК ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ: здесь нарисованы точки. Нарисуй их так же справа. ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И УМЕНИЙ |Задания |VII.1 |VII.2 |VII.3 | 7.1. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ (Диагностическая беседа) - Как тебя зовут? - Назови свою фамилию. - Ой, какой ты взрослый! - Скоро пойдешь в школу?! 1. Ты хочешь учиться? 2. Почему (хочешь, не хочешь)? 3. Где ты хочешь учиться? 4. Когда ты пойдешь в школу? 5. Как ты готовишься к школе? Расскажи. 6. Кто тебя будет учить? 7. Чему тебя научит учительница? 8. Чем ты будешь заниматься дома, когда станешь школьником? 9. Кто тебе будет помогать в учебе дома? 10. Кому ты будешь помогать в школе? 11. Ты любишь, когда тебя хвалят? 12. Кто тебя будет хвалить, когда ты станешь школьником? 13. Что тебе нужно будет делать, чтобы тебя похвалили? 14. Как ты хочешь учиться? 15. Как ты будешь вести себя в школе? Расскажи. Для интерпретации результатов предлагается следующая таблица:
ШКОЛЕ По итогам обследования необходимо отметить: Нарушения речи фиксируются в процессе обследования ребенка. По результатам диагностики готовности к обучению в школе можно рекомендовать следующее: а) записать ребенка в первый класс; б) отсрочить начало обучения на один год; в) перевести ребенка в специальную группу детского сада или школьный класс выравнивания; г) направить на методико-педагогическую комиссию; д) осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом тех или иных выявленных особенностей его подготовки. ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Диагностика готовности к школе проводилась нами на базе детского сада Нами было обследовано 20 детей подготовительной группы по системе методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению, описанных нами выше. До начала психологической диагностики мы тщательно ознакомились с характеристикой на каждого ребенка, продуктами деятельности детей. В результате диагностики мы получили следующие результаты: общий
уровень готовности обследованных детей - средний - 55 %, высокий уровень
готовности к школьному обучению на момент обследования показала только одна
девочка - Пустовит Снежана, это благодаря тому, что ей уделялось внимание
дома, с ней занималась бабушка и родители. Детский сад был открыт только в
сентябре после длительного ремонта. У Снежаны средний уровень памяти,
фонематического слуха и эмоций, уровень мышления, воли, представлений и
умений, а так же мотивационная готовность высокая. Очень низкий уровень
готовности к школьному обучению у двух детей: Дубовик Виктора и Ткаченко Общий уровень мышления, памяти, фонематического слуха, эмоций - средний; воли, представлений и умений, мотивации - низкий. [ смотри карту готовности] Уровень готовности к школьному обучению можно увидеть на диаграмме. 2.2 Психокоррекционные мероприятия для детей, имеющих средний и низкий уровень развития После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе мы руководствовались комплексом коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития. Предлагаем методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей. Наша задача состоит не в том, чтобы удалить, устранить нежелательные недостатки, а в том, чтобы выявить и устранить их причину. Корректировать надо не следствие, а причину - это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком. РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ. Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминания материала: моторную, зрительную, вербальную и логическую. Однако выделить их в чистом виде довольно сложно и возможно только в искусственных условиях, т.к. в реальной деятельности, в том числе и в учебной, они выступают в единстве или в определенных сочетаниях, например: для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца постепенно сокращается по 15-20 секунд, в зависимости от сложности предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. [5]. Эти виды упражнений целесообразно проводить на таких видах деятельности: рисование, лепка, списывание с доски, работа с конструктором, рисование узоров по клеточкам. Кроме того, дети всегда с удовольствием выполняют задания следующего типа: им предъявляется на определенное время какая-либо сюжетная картинка, содержание которой они должны детально изучить и потом воспроизвести по памяти. Затем предъявляется похожая картинка , в которой не достает каких-либо деталей или напротив, появляются лишние изображения. Эти отличия и должны уловить дети. Для развития вербально-моторной памяти целесообразно использовать упражнения, приведенные выше для зрительно-моторной памяти, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, Вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти: воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д. Для развития логической памяти рекомендуется использовать следующие задания и упражнения: Вы читаете ребенку набор слов (10-15), которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем попросить назвать слова, которые он запомнил. [17] Характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти. Усложняя задание, можно предложить детям для запоминания какой-либо рассказ с четко выделенными смысловыми блоками. Как уже отмечалось выше, для детей 6-7 лет более естественно
запоминание такого материала, который включен в игровую деятельность. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть
сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым
базисным образованием для развития мышления наглядно-образного,
составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у
детей этого возраста должны существовать элементы логического мышления. Для развития наглядно-действенного мышления самым эффективным способом является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельности конструирования. Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: вышеописанная работа с конструкторами, но уже не по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать. Развитие этого же вида мышления достигается с помощью включения детей в разнообразные сюжетно-ролевые и режиссерские игры, в которых ребенок сам придумывает сюжет и самостоятельно воплощает его. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения: а) "Четвертый лишний": задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех. б) придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Наряду с развитием логического мышления составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи ребенка, обогащение его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. Упражнения со спичками или палочками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получилось другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки) помогают также развитию пространственного мышления. РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. Как показывает практика, дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно вклеить, рисовать. Нередко оказывается, что у детей этого возраста не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом. Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В качестве упражнений на развитие моторики можно предложить следующие
задания: а) нарисовать простой узор (рисунок 1) б) поиграть в игру "трудные виражи". Игра начинается с того, что Вы
рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом -
дом (рисунок 2). Потом говорите ребенку: "Ты - водитель и тебе надо
провести свою машину к дому. Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Для развития такой моторики существует множество разнообразных упражнений и игр. Это прежде всего работа с конструкторами, рисование, лепка, выкладывание мозаик, аппликация, вырезывание. С целью развития общей координации и точности движений можно предложить детям следующие игры и соревнования: а) игра "Съедобное-несъедобное", а также любые игры и упражнения с мячом; б) игра "Зеркало": ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); роль ведущего может быть передана ребенку, который сам придумывает движения; в) игра в "Тир": попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. Развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит неприменным условием обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов. Как правило, эту функцию диагностики выполняет логопед. Поэтому при выявлении каких-либо нарушений фонематического слуха у ребенка вся последующая коррекционная работа должна проводиться в тесном сотрудничестве со специалистами этого профиля. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ. Одним из основных показателей готовности ребенка к школе является развитие у него произвольности, что обеспечивает полноценное функционирование всех психических функций и поведения в целом. Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процессе обучения, и даже при нормальном уровне интеллектуального развития такие школьники могут попасть в группу неуспевающих. Поэтому развитию произвольности целесообразно уделять особое внимание. Развитие произвольности - многокомпонентный процесс, требующий обязательного формирования целостной системы осознанной саморегуляции. Наиболее эффективной деятельностью по развитию произвольности служит продуктивная деятельность, в первую очередь - конструирование. Первым этапом формирования произвольности является обучение работе по образцу. Приступая к работе, нужно сначала попросить ребенка внимательно рассмотреть, изучить дом, который ему надлежит собрать из кубиков самостоятельно. После этого взрослый процент ребенка приступить к строительству и наблюдает за характером и последовательностью этой работы. Если ребенок допускает ошибки при сборки, то с ним нужно проанализировать причины, которые привели к ошибкам конструирования и после этого попросить ребенка внести необходимые коррективы. Конструирование по наглядному образцу - первый этап формирования произвольности. Дальнейшее совершенствование произвольной саморегуляции осуществляется путем целенаправленного усложнения условий деятельности. На следующем этапе ребенку предлагается аналогичная работа, в которой образцом будет служить не реальная постройка, а рисунок дома. При этом возможны два варианта изображения: а) полное, когда на схематическом рисунке представлены все образующие постройку детали; б) контурное - без детализации. Последующее усложнение предполагает конструирование по словесному описанию, а затем и по собственному замыслу. В последнем случае ребенок перед началом работы должен подробно описать особенности задуманной постройки. Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности,
максимально приближенных к условию учебной деятельности, служит 1) ребенку предлагается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку; ребенка просят воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок (рисунок 3) 2) аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направления (вправо влево, вверх - вниз) При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему, фиксировать его внимание на том, что он видит на прогулке, во время экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих представлениях, такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараться получать более подробный и развернутый рассказ. Родителям мы советуем почаще читать ребенку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное. При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделить ребенку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьной, а в дошкольной форме. Оно должно быть непосредственным, эмоциональным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения. Это может привести к проявлению стойкого отрицательного отношения к школе, учителю, учению. Необходимо дождаться пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего положения и вытекающих из него требований к поведению. - Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое
значение имеет участие ребенка в коллективных играх во внеурочное время. - Не надо стараться "натренировать" ребенка на выполнение в понимание заданий типа тех, которые приведены в методиках. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любым новым для него заданием он окажется также бесполноценным, как раньше. - При "низком" уровне развития мышления и речи необходимо с самого начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объем пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий. - Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только 6-7 летний детей, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребенка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать. - Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение
имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Нужно во внеурочное
время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией,
конструированием из строительного материала и различных конструкций. - Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить возникновения заниженной самооценки. Для этого надо почаще хвалить его, не в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать как их исправить, чтобы улучшить результат. - При недостаточном уровне развития мелких движений полезны те же
виды деятельности, что и для развития образных представлений - Для развития крупных движений важно добиваться повышения двигательной активности. Не нужно привлекать ребенка к участию в спортивных соревнованиях - неудачи могут окончательно отпугнуть его от физкультуры. В этом случае гораздо полезнее занятия не содержащие соревновательных элементов: физкультурная зарядка, шуточные игры типа "Каравай", "Баба сеяла горох" и т.п. Родителям следует почаще играть с ребенком в мяч, вместе кататься на лыжах и т.п. Очень полезны занятия плаванием. 2.3. Результаты повторной диагностики Повторное обследование готовности к школе было проведено в апреле По диаграмме [см. приложение ] видно, что половина детей подготовительной группы имеет высокий уровень готовности к обучению в школе. 35 % детей подготовительной группы имеют средний уровень готовности к школе. И два человека (10 %) имеют низкий уровень готовности к школьному обучению. Но по сравнению с результатами первичной диагностики их общий уровень повысился. СРАВНИ: Дубовик Виктор показал низкий уровень мышления и остальные показатели были очень низкие. После проведения коррекционной программы, благодаря педагогам и воспитателям общий уровень мышления, памяти, эмоций у него средний. У Ткаченко Ивана все показатели были очень низкие, после коррекции - низкие. Родителям этих двух детей мы посоветовали отложить поступление в школу на один год. За этот год дети окрепнут физически, а педагоги, воспитатели, будут заниматься с ними, психолог возьмет их под свой контроль. В результате проведения коррекционной работы мы получили следующие результаты в обследуемой группе: - повысилась сформированность мотивационной сферы (сравни: низкий - высокий). Это говорит о том, что дети идут в школу не только с желанием, но и осознанию. - повысился уровень интеллектуальной сферы (сравни: средний - высокий). У детей повысился уровень развития познавательных способностей и сформировались необходимые навыки для учебной деятельности. - в результате диагностики, проведенной в октябре был обнаружен низкий уровень развития речи и представлений и умений, плохо бала развита мелкая моторика рук. Поэтому в процессе коррекционной работы особое внимание уделялось развитию речи и мелкой моторики рук. Уровень развития при повторной диагностике повысился. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее. Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность. В своей работе мы ставили цель- выявить уровень готовности дошкольников к обучению и провести коррекционно-развивающие мероприятия по повышению уровня развития. Была использована комплексная программа диагностики детей дошкольного возраста к школьному обучению. Готовность определилась по следующим параметрам: - мотивационный; - интеллектуальный; - языковой; - социальный. На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня готовности к школьному обучению. Основной целью явилось целенаправленное использование игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки для комплексной подготовки к обучению детей в школе. В результате проделанной работы мы увидели, что к концу учебного года общий уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие результаты мы смогли получить при совместной работе с педагогами, воспитателями и родителями. Работая по этой программе мы пришли к выводам: В дальнейшей своей работе мы планируем углубить и расширить коррекционно-развивающие мероприятия, с использованием элементов психодраммы и проведение совместных занятий с родителями. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. науч. трудов./Редкол.: Н.Н.Педъяков и др. - М: АПН СССР, 1985г.
|
|
© 2010 |
|