РУБРИКИ

Проблема метода в бихевиоризме

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Проблема метода в бихевиоризме

Проблема метода в бихевиоризме

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА

В г. Братске

 






КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине  «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»


тема: «ПРОБЛЕМА  МЕТОДА  В  БИХЕВИОРИЗМЕ»

 






Выполнила:


Проверила:                                                                              




 

 

 

Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1.  Понятие бихевиоризма. История возникновения……………….6

                                                                                                                          

Вывод…………………………………………………………………………….11

Глава 2. Метод условных рефлексов………………………………………...20

           2.1 Методы, применяемые для получения условных секреторных

                 рефлексов …………………………………………………………...21

           2.2 Методы, применяемые для получения условных

                двигательных рефлексов………………………………………….23

             2.3 Психологическое применение условных рефлексов………………..27

Вывод…………………………………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………...30

Список литературы…………………………………………………………….33






 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

        

          Актуальность проблемы: Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии, в частности, для психологии педагогической. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

Актуальность исследования обусловлена проблемой, которая стоит в самом центре новой точки зрения на психику человека. Так что новая психология в гораздо большей степени, чем прежняя, является фундаментом для педагогики. Новой системе не придется делать педагогические выводы из своих законов или приспособлять свои положения к практическому применению в школе, потому что в самой основе ее заключено разрешение педагогической проблемы, и воспитание – ее первое слово. Самое отношение психологии и педагогики, следовательно, существенно меняется и именно в сторону огромного увеличения и роста взаимного значения, связи и поддержки обеих наук.

Целью исследования в работе является индивидуальное приобретение опыта поведения, понятие поведенческого опыта, понятие психических функций.

Объектом исследования является группа индивидов, к которым применяется  метод условных рефлексов в психологии.

Предметом исследования является психология поведения человека в условиях лабораторных наблюдений.

На основании данных, полученных методом условных рефлексов, сформулирована гипотеза: «Не входя в слишком подробное рассмотрение метода, мы находим, что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вызывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его при соблюдении необходимых условий. А также, следует ли называть такие методы методами условных рефлексов или методами, замещающих (подставных рефлексов)».

Теоретико – методологические предпосылки: Существует множество направлений, которые основываются на столь различных принципах, что данные одного направления несоотносимы и не интерпретируются в рамках другого. Этот феномен определяется сложностью предмета исследования, его пограничным положением в системе наук о человеке. Психологическая наука в своем развитии пока еще находится на этапе своего становления, что выражается в отсутствии единства по ряду принципиальных вопросов. Классификация методов отражает взгляды на предмет психологии и существенно отличается от распространенных классификаций в современной науке.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что существует необходимость целостного подхода к изучению психики. Акцентирование целостности человека, его реакций в любых наблюдаемых проявлениях является следствием обнаруженной ограниченности атомистического взгляда на природу психического, который был столь характерен для предшествующего периода развития психологии.

Практическая значимость работы заключается в исследовании поведения человека, в том числе и в рамках бихевиоризма, отчетливо показывают, что значительная часть реакций людей порождаются внутренними факторами. У человека и ряда животных, кроме реакций, всегда следующих непосредственно после появления вмешательства стимула, можно выделить большой класс отсроченных реакций. У людей между стимулом и реакцией нередко проходят годы.

Структура и объем курсовой работы: данная работа размещена на страницах печатного текста, содержит 5 (пять) рисунков, список литературы, используемый  в работе в количестве источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие бихевиоризма. История возникновения.

 

         Бихевиоризм (от англ.behaviour – поведение) – направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии сознания», особенно в решении проблем мышления и мотивации. Экспериментально было доказано, что существуют не осознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. (5)

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психоло­гию за субъективизм, называя «... сознание с его струк­турными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представ­лением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом би­хевиоризма он провозгласил изучение поведения объек­тивным путем и с целью служить практике. «Бихевио­ризм полагает стать лабораторией общества». (9)

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных пред­посылок Дж. Уотсон называл исследования по психоло­гии животных, особенно Э. Торндайка, а также школу объективной психологии. Однако все эти исследования были, как их оценивал Уотсон, «скорее реакцией на ан­тропоморфизм, а не на психологию как науку о созна­нии». (9) Он отмечал также влияние работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Поведение человека как предмет бихевиоризма — это все поступки и слова, как приобретенные, так и врож­денные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение — это всякая реакция (R), в ответ на внеш­ний стимул (S), посредством которой индивид приспо­сабливается. Это совокупность изменений гладкой и по­перечно-полосатой мускулатуры, а также изменения же­лез, которые следуют в ответ на раздражитель. Таким образом, понятие поведения трактуется чрезвычайно ши­роко: оно включает любую реакцию, в том числе и вы­деление секрета железой, и сосудистую реакцию. В то же время это определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются как ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате пове­дение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.

«Основная задача бихевиоризма заключается в нако­плении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызва­на». (9) Таковы две проблемы бихевиоризма. Уотсон про-

изводит классификацию всех реакций по двум основа­ниям: являются ли они приобретенными или наследст­венными; внутренними (скрытыми) или внешними (на­ружными). В результате в поведении выделяются реак­ции: наружные или видимые приобретенные (например, игра в теннис, открывание двери и т. п. двигательные навыки); внутренние или скрытые приобретенные (мыш­ление, под которым в бихевиоризме разумеется внешняя речь); наружные (видимые) наследственные (например, хватание, чихание, мигание, а также реакции при стра­хе, ярости, любви, т. е. инстинкты и эмоции, но описы­ваемые чисто объективно в терминах стимулов и реак­ций); внутренние (скрытые) наследственные реакция желез внутренней секреции, изменения в кровообраще­нии и др., изучаемые в физиологии. В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «...если приспособления вы­званы стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покрас­нение; если стимул приводит к приспособлению организ­ма, то имеем инстинкт — например, хватание». (8)

Наблюдение за новорожденным привело к выводу, что число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него относительно невелико и не может обеспечить приспособления. Бихевиорист не находит данных, подтверждающих существование наследствен­ных форм поведения, таких как ползание, лазание, драч­ливость, наследственных способностей (музыкальных, художественных и др.). Практически поведение является результатом обучения. Он верит во всесилие образова­ния. «Дайте мне дюжину здоровых крепких детей и лю­дей, и я возьмусь сделать из каждого из них на выбор специалиста по своему усмотрению: врача, коммерсанта» юриста и даже нищего и вора, независимо от их талан­тов, склонностей, тенденций и способностей, а также профессии и расы их предков». Поэтому навык и на­учение становятся главной проблемой бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навыков. Навык — это индивидуально приобретенное или заучен­ное действие. Его основу составляют элементарные движе­ния, которые являются врожденными. Новый или выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала пре­обладают случайные пробующие движения, много оши­бочных и только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстре­лов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются пери­оды без усовершенствования — на кривой эти участки называются «плато». Кривая оканчивается физиологи­ческим пределом, свойственным индивидууму. Удачные дви­жения связываются с большими изменениями в организ­ме, так что они лучше обслуживаются и физиологически, и в силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удержание навыков составляет память. В проти­воречие с установкой на отказ от изучения ненаблюда­емых механизмов поведения, Уотсон выдвигает гипотезу о таких механизмах, которые называет принципом обу­словливания. Называя все наследственные реакции без­условными рефлексами, а приобретенные — условными, Дж. Уотсон утверждает, что важнейшим условием об­разования связи между ними является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо ре­акции, теперь начинают вызывать ее. Предполагается, что связь является результатом переключения возбуж­дения в центральной инстанции на пути более сильного, т. е. безусловного раздражителя. Однако бихевиорист не занимается этим центральным процессом, ограничи­ваясь наблюдением за соотношением реакции со всеми новыми стимулами.


 В бихевиоризме процесс образования навыков и на­учения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой не­управляемый процесс. Здесь один из возможных путей выдается за единственный и обязательный. (8). Несмотря на указанную ограниченность, концепция Уотсона поло­жила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом.

        К середине 20-х гг. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке, что позволило Э. Борингу написать: «...не будет преувеличением сказать, что в настоящее время бихевиоризм является типичной амери­канской психологией, несмотря на то что, может быть большинство американских психологов и откажется от того, чтобы называть себя бихевиористами». В то же время для исследователей становилось все яснее, что ис­ключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Э. Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. (6). Действительно, если исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или дея­тельность типа «человек строит дом», плавает, пишет письмо и т. п. Утверждение Дж. Уотсона о том, что бихевиорист интересуется поведением целого человека, ни­как не обеспечивается его механистически атомистичес­кой позицией и даже вступает в противоречие с ней, что он сам признавал. «Бихевиорист в своей научной деятель­ности употребляет орудия, существование которых он отрицает и в своем объекте, и в самом себе». Вследст­вие механицизма в трактовке поведения человек в би­хевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. «Ок­ружающие условия так влияют на нас, что в данный мо­мент при данных условиях всякий предмет может вызвать только строго соответствующий и обусловленный образ действия». (8). При этом не учитываются качествен­ные изменения, наступающие в поведении с переходом к человеку: данные, полученные в исследованиях на жи­вотных, переносятся на человека. Уотсон подчеркивал, что он писал этот труд и рассматривал человека как животный организм. Отсюда натурализм в трактовке че­ловека. Человек «...представляет собой животное, отли­чающееся словесным поведением». (8)

Скрытую основу бихевиоризма составляет отождест­вление психики с интроспективным ее пониманием в психологии сознания. По оценке Выготского и Рубинштей­на, игнорирование сознания, психики, вместо того чтобы перестроить интроспекционистскую концепцию сознания, составляет суть радикального бихевиоризма Уотсона. Очевидно, нельзя положить в основу психологии отрица­ние психики. В то же время исторической заслугой Уот­сона является исследование поведения и острая поста­новка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управ­ления поведением человека, нацеленность научного ис­следования на связь с практическими задачами. Однако в силу механистического подхода к человеку как реаги­рующему организму реализация этой задачи получает в бихевиоризме направление, дегуманизирующее чело­века: управление начинает отождествляться с манипули­рованием личностью. (9)

Методы психологии по своим подробностям очень разнообразны.

               II. Методы условных рефлексов.

а)      Методы, применяемые для получения условных секреторных рефлексов.

б)      Методы, применяемые для получения условных двигательных рефлексов.

Вывод:

Эволюция бихевиоризма показала, что его исходные принципы не могут стимулировать прогресс научного знания о поведении. Даже психологи, воспитанные на этих принципах, приходят к выводу об их недостаточности, о необходимости включить в состав главных объяснительных понятий психологии понятия образа, внутреннего («ментального») плана поведения и др., а также обращаться к физиологическим механизмам поведения. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. (5)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Метод условных рефлексов

В различных методах условных рефлексов мы име­ем специальный пример применения инструментов при произ­водстве психологических наблюдений. При помощи этих методов могут быть контролируемы многие явления реакций, которые нельзя наблюдать нижеописанными методами словесных отчетов. Простым наблюдением невозможно установить: усиливается ли при виде пищи действие слюнных желез или наоборот. Эти мето­ды рефлексов были общеупотребительными в русских лаборато­риях в течение ряда лет. Данные, полученные такими методами, не совсем новы, но техника методов была весьма несовершенной до появления трудов Павлова и Бехтерева. Методы могут прила­гаться как к мускулам, так и к железам. Они, в общем, зависят от следующих обстоятельств: каждый основной рефлекс тела имеет собственный стимул, его вызывающий. Выше мы обсудили неко­торые из основных рефлексов. Мы можем несколько забежать вперед и упомянуть здесь о некоторых из них. Если дотронуться до коленного сухожилия маленьким перкуционным молотком, то при этом наблюдается хорошо известный толчок ноги. Если стимулировать электрическим током подошву ступни или ее боль­шой палец, то ноги отдергивается назад или палец поднимается. Если уколоть или обжечь палец, то он оттягивается назад. Подоб­ным же образом, если рот стимулируется пищей и в особенности кислотой, слюнные железы начинают усиленно выделять свои секреты. Будем называть стимулы, вызывающие прирожденные или основные рефлексы, нормальными или адекватными, стимулами рефлексов. Перед нами вопрос: можно ли получить другие стимулы, которые затрагивали бы такой основной или прирож­денный рефлекс — можем ли мы перенести или заместить стимул не входя в слишком подробное рассмотрение метода, мы нахо­дим, что можно достигнуть того, чтобы стимул, обычно не вы­зывающий одного из основных рефлексов, вызывал бы его при соблюдении необходимых условий. На самом деле можно спорить о том, следует ли называть такие методы методами условных реф­лексов или методами, замещающих (подставных) рефлексов. Тер­мин "условный рефлекс", по-видимому, прочно укрепился в литературе, а потому мы на нем и остановимся. Далее, мы иллюстрируем этот метод, взяв несколько простых лабораторных положений. (7)

2.1 Методы, применяемые для получения условных секреторных рефлексов

Условный слюнный рефлекс. Условный слюнной рефлекс приобрел популярность, благодаря работам Павлова и его учеников над собакой. До недавнего времени не было возможности приме­нять этот метод на человеке, так как, чтобы перевести железу к поверхности щеки, требовалась соответствующая операция. Не­давно Лешли (Lashley) из лаборатории Гопкинса (Норkins) при­менил нижепоказанный простой инструмент для того, чтобы сделать реакции этой железы вполне доступными простому наблю­дению глазом (рис. 1). Проще всего работать с околоушными железами обеих щек, хотя можно воспользоваться и подчелюстной железой. От каждой из упомянутых желез отходит небольшой про­ток, называемый протоком Стенсона (Stenson). Инструмент, изоб­раженный на рис. 1, состоит из металлического диска диаметром в 18 мм, в котором вырезаны две концентрические камеры А и В. Из них внутренняя имеет диаметр в 10 мм и 3 мм глубины; наружная, в форме кольцевого углубления, имеет 2 мм ширины и 3 мм глубины. Обе камеры сквозь основание диска соединены двумя отдельными трубками С и D, с диаметром отверстия в 2 мм и длиной в 15 мм. Трубки серебряные. Инструмент прикладывается к внутренней поверхности щеки так, что центральная ка­мера прикрывает устье протока Стенсона, а из наружной камеры выкачивается насосом воздух. Диск тогда плотно пристает к щеке на такой срок, какой нужен для работы. В несколько мгновений

слюна заполняет центральную камеру и начинает вытекать из труб­ки С к соответствующему измерительному приспособлению. Ког­да челюсти закрыты, трубка лежит между щекой и верхними ко­ренными зубами и выходит наружу в углу рта. Инструмент мало мешает при еде или разговоре и может сохраняться часами, Кап­ли слюны могут быть учтены различными способами. Их можно просто считать и определять, таким образом, среднее число ка­пель в минуту, или же капли можно собирать в калиброванной трубке. Вначале мы определяем у какого-нибудь одного испытуе­мого нормальную величину истечения по прошествии опреде­ленного промежутка времени после еды. Тогда мы в состоянии сказать, усиливают ли или же ослабляют поток те известные виды стимуляций, которые мы можем применить. Таким путем мы в состоянии испытать действие жевания жестких и мягких веществ, горячей воды, холодной воды и т. д. В том виде, как здесь он опи­сан, метод этот служит как физиологу, так и психологу. Действи­тельно мы можем смотреть на все такие испытания как на чисто физиологические испытания работы желез. Пользуясь этим инст­рументом, мы находим различные стимулирующие факторы, вли­яющие на железу. Теперь возникает психологический вопрос: со­четается ли каким-нибудь способом действие железы с системой навыков индивида?

Повторными попытками мы устанавливаем, что вид непри­вычных предметов не имеет никакого влияния на отделение же­лез. С другой стороны, если мы, поставим голодного испытуемо­го в такое положение, в котором он получал пищу, и затем по­кажем ему пищу, которую он привык есть (пищу, на которую он реагирует положительно), то железы немедленно начинают функционировать сильнее нормального. Другими словами, те зри­тельные стимулы, которые обычно не производят действия на работу желез, посредством процесса подстановки начинают слу­жить стимулами для усиления потока секреции. Вероятнее всего, яснее это можно показать на действительном эксперименте. Пос­ле определения обычной величины истечения из слюнной желе­зы испытуемому была вручена плитка миндального шоколада. Ему было позволено понюхать ее, поднести к губам и держать ее на расстоянии длины руки, Следующая таблица показывает резуль­таты этого эксперимента:

Обычная величина: около одной капли в минуту
Шоколад помещен в руке испытуемого
1-я минута                                                             4 капли

2-я минута                                                       3 капли

3-я минута                                                        4 капли

Субъект нюхает шоколад                                 5 капель

Подносит шоколад к губам при закрытом рте      9 капель

Без применения этого метода мы не знали бы, что един только вид и прикосновение к пище имеют такое стимулирующее действие. Собственный отчет испытуемого не имеет значе­ния, так как пища могла препятствовать глотанию, и рот его наполнился бы слюной, даже если бы она появлялась в нормаль­ном количестве. Он, наверное, сказал бы нам, что рот его наводнен. Некоторые положения, как мы определили эксперименталь­но, действительно препятствуют глотанию, в этих случаях рот наполняется жидкостью, даже если стимул на самом деле приос­танавливает деятельность желез. Другими словами, совершенно ясно, что предъявление шоколада вызывает не только открытые реакции, как хватание его и поднесение ко рту, но в то же самое время оно вызывает и скрытые привычные реакции, что сказы­вается в реакции желез. Только введением инструмента мы смог­ли открыть этот факт. Вполне возможно, что для всех желез тела возможна подстановка стимулов. (7)

2.2 Методы, применяемые для получения условных двигательных рефлексов

Способом, похожим на предыдущий, Бехтерев по­казал, что реакции как поперечно-полосатых, так и гладких мус­кулов можно сделать условными. Эти условные двигательные реф­лексы весьма обычны в ежедневной жизни. Мы часто наблюдаем их в трагедиях кинематографа: когда, например, злодей угрожает револьвером или тянет за курок, или ударяет несчастного героя по голове тяжелым предметом, то один только вид этих действий заставляет многих в зале вскакивать или отстраняться совершен­но так, как будто они слышат реальные звуки, или удар попал на их собственные головы. В лаборатории техника метода очень про­ста. Предположим, что испытуемый сидит, причем его босая нога покоится на двух металлических электродах, Когда дается фара­дический стимул (слабый электрический удар), нога отдергива­ется от металлических электродов. Мы вводим какую-нибудь сис­тему для записи на закопченной бумаге отдергивания ноги и для отметки на записи момента начала стимуляции. Электрический удар неизбежно и неизменно заставляет ногу подпрыгнуть. Элек­трический звонок, однако, не вызывает такого действия. Но если мы звоним в колокол и одновременно стимулируем ногу много­переменным током и притом несколько раз (обычно от 20 до 70), мы найдем, что звон колокола отдельно произведет отдергива­ние ноги вверх. Здесь, как и прежде, произошла подстановка сти­мула: звук, обычно не вызывающий рефлекса, быстро начинает это делать. Пожалуй, простейший способ производства экспери­ментов с условными рефлексами — это пользование пальцем. Рис. 2 показывает простое применяемое для этих целей приспособле­ние.

Ладонь помещена на один электрод, средний палец на дру­гой. Маленький приемный барабан с прикрепленным к нему проб­ковым седлом помещен непосредственно над пальцем. При каж­дом поднятии пальца барабан, связанный с пишущим рычагом, делает отметку на закопченном цилиндре.

Как легко видеть, палец удобнее может быть использован для общих лабораторных целей, чем нога. Эта техника теперь об­щеупотребительна и может быть применена к детям, к дефектив­ным индивидам, а также и к нормальным взрослым. Наш метод получения рефлекса приблизительно следующий: начиная рабо­тать над каким-нибудь новым субъектом, мы сначала звоним в колокол отдельно для того, чтобы видеть, производит ли это эффект, Нам никогда не удавалось достигнуть того, чтобы реф­лекс вызывался одним колоколом до электрической стимуляции. Затем в течение пяти опытов мы действуем колоколом и ударом одновременно, после чего снова даем колокол отдельно. Если условный рефлекс не появляется, то мы сначала даем еще 5 стимуляций звонком и электрическим током одновременно и по­вторяем эти действия, пока не появится эффект. Условный реф­лекс сначала появляется нерегулярно, т. е. он появляется однажды и затем исчезает. Тогда прибегают к повторным ударам. Рефлекс может, вслед затем появиться, два раза подряд и вновь исчезнуть. Спустя некоторое время он появляется регулярно каждый раз, когда дается звонок. В лучших случаях мы получали условный рефлекс после 14-30 сложных стимуляций. Пытаясь применить этот метод, надо быть готовым к тому, что окажется несколько таких испытуемых, которые не обнаруживают отчетливых условных реф­лексов. Каковы причины этого — мы пока сказать не можем. Ме­тод этот только начинает разрабатываться

До сих пор мы рассматривали двигательный условный реф­лекс в том виде, как он появляется в поперечно-полосатых мус­кулах кистей, ступней, ног. Гладкие мускулы и смешанные из гладких и поперечно-полосатых групп обнаруживают условный рефлекс также хорошо. Если разработана техника для измерения величины зрачка, то можно пользоваться ярким светом вместо электрической стимуляции. Звонят в колокол в тот момент, когда вспыхивает яркий свет. Свет заставляет зрачок сокращаться, а после того, как звон и свет достаточно часто появлялись вместе колокол и один может вызывать сокращение Легко и быстро мож­но установить условные рефлексы в дыхательном механизме как и в биении сердца.

Общая характеристика условных рефлексов. Здесь интересно несколько разобраться в свойствах условных рефлексов. Во-пер­вых, мы коснемся сходства и различия между условным рефлек­сом и тем первоначальным, на котором он построен. Как бы сильно они ни разнились в отношении центральных нервных путей, об­щие и более грубые двигательные стороны их совершенно подоб­ны. Если кто-нибудь наблюдает движения испытуемого, впервые начинающего обнаруживать условный рефлекс, то он не может сказать, был ли испытуемый стимулирован только колоколом или же соединенным действием колокола и удара. Условный дви­гательный рефлекс бывает обычно резким, быстрым и многоохватывающим: первоначально обыкновенно все тело принимает участие в реакции. Постепенно рефлекс становится более узко ограниченным.

Во-вторых, укажем на устойчивость рефлекса; после того как рефлекс однажды хорошо установлен, он переходит с одного дня на следующий в течение неопределенного периода. Иногда необходим только один удар в начале дневной работы для того, чтобы вызвать появление рефлекса. Мы не имеем возможности установить, в течение какого срока сохраняется неупражняемый рефлекс. В одном случае мы в мае основательно тренировали ис­пытуемого на звонок и затем не испытывали его до октября. Реф­лекс не появлялся при первом звонке, но после первого приме­нения комбинированного стимула (при котором испытуемый разорвал соединение прибора, хотя индукционный удар был очень слаб) условный рефлекс появлялся регулярно в ответ на один лишь звонок.

В-третьих, мы знаем, что условный двигательный рефлекс, может быть подвергнут подкреплению и торможению. Может быть, интересно привести несколько примеров воздействия, которые оказывают на рефлексы. Возьмем сначала «уставание» рефлекса. Хорошо тренированный субъект будет правильно реагировать в течение неопределенного срока на стимул, который дается с про­межутками от четырех до пяти секунд. Если мы теперь будем да­вать стимул, т. е. звонок, в течение короткого времени через две секунды, то он может первые три раза вызвать реакцию, а затем перестанет. Если затем удлинить промежутки или ввести период бездействия, то рефлекс появится вновь. Далее будет видно, что мы пользуемся принципом уставания для установления диффе­ренциальных реакций. Часто раньше, чем условный рефлекс ос­новательно установится, амплитуда его после некоторого време­ни начинает уменьшаться. Увеличивается ли при этом время — мы не знаем. Когда рефлекс начинает исчезать, он может быть усилен различными способами, из которых самый обычный — включение тока, но он может быть усилен также наведением од­новременно со звонком и других видов стимуляции вроде при­косновения или температуры. (7)

2.3 Психологическое применение условных рефлексов.

В случаях глухих и немых младенцев или некоторых патологических субъек­тов методы речи не могут применяться. Это, конечно, верно и для животного мира. Следовательно, обобщая, мы можем ска­зать, что метод условных рефлексов оказывает помощь везде, где не может быть использована речь (зависит ли это от дефекта пос­ледней или нет). Затем метод условных рефлексов может приме­няться и как контроль метода словесного отчета, который будет описан ниже. Мы можем вкратце иллюстрировать некоторые при­менения того метода, который был до сих пор нами описан. Пред­положите, что мы хотим определить пределы спектральной чув­ствительности человека, т. е. как далеко в сторону красного и в сторону фиолетового он все еще может зрительно реагировать на световые волны. Мы начинаем с какой-нибудь промежуточной длины волны и устанавливаем условный рефлекс применением электрического удара. Каждый раз при появлении света наступает рефлекс. Мы затем резко увеличиваем длину волны, и если реф­лекс появляется, то увеличиваем ее еще дальше. Наконец, мы достигаем такой точки, где рефлекс разрушается, даже если для его восстановления применить удар (около 760 мм). Эта длина волны представляет собою границу спектра для человеческого существа на красном конце. Затем мы проделаем ту же процедуру и на фиолетовом конце (397 мм). Таким способом мы опреде­лим индивидуальный объем также верно, как если бы мы стиму­лировали испытуемого монохроматическим светом с изменяю­щейся длиной волны и спрашивали: «видит» ли он его. Подобное применение возможно и в областях всех других чувств, звуковых, кожных, обоняния, вкуса и т. д. Описанный метод может также оказать помощь и при изучении утомляемости, приспособления и в исследовании многих других проблем, лежащих на границе областей физиологии и психологии.

Поле применения метода гораздо шире. В некоторых случаях мы им можем заменить метод словесного отчета. С целью приме­нить его вместо последнего метода, мы должны наладить условия таким образом, чтобы рефлекс появлялся, когда дается, напри­мер, красный свет, но не тогда, когда дается фиолетовый; или когда дается звук в 256 колебаний, а не тогда, когда дается звук в 164 колебания. Пользуясь этим методом, мы, таким образом, полу­чаем возможность установить, каковы должны быть: наимень­шая разность в длине волн между двумя источниками света для того, чтобы вызвать дифференциальную реакцию: наименьшая разность в колебаниях между двумя звуками: наименьшая раз­ность в интенсивности между двумя звуками одной и той же высоты или двумя источниками света той же длины волны. Другими словами, вместо того, чтобы опрашивать испытуемого, как это мы делаем при методе словесного отчета: ярче ли один свет, чем другой, или же он более тусклый; или выше этот звук, чем тот, или ниже — мы пользуемся методом условных рефлексов. Техни­ка следующая: предположите, что наша задача установить услов­ный рефлекс на звучащий камертон известной высоты (256 ко­лебаний) и на второй камертон другой высоты (264 колебания), Мы будем называть эти камертоны F1 —положительный и F2 — отрицательный. Как и в ранее описанном случае, мы даем с F электрический стимул, пока не появится рефлекс.

Система записи показана на рис. 3. Когда это основательно установлено, мы вводим F2 и рефлекс, конечно, появляется. Затем мы продолжаем стимуляцию посредством F2, но никогда не вводим в связи с ним электрический стимул. После пяти или десяти стимуляций, посредством F2 в быстрой последовательности рефлекс на него исчезнет. Тогда мы внезапно вводим F1 и, если рефлекс не появляется, присоединяем удар. После того как мы некоторое время продолжаем эту процедуру, мы достигаем наконец, желательной ступени, где без всякого электрического стимула рефлекс всегда будет появляться при F1, но не будет появляться при F2. Теперь остается обнаружить, как тонко может быть проведена эта разность. С целью испытать это мы постепен­но уменьшаем разницу в колебаниях между F1 и F2. (Рис. 4 и 5) показывают дифференциальный порог, который был развит в очень короткое время). (7)

Вывод:

         Данные методы, которые мы рассматривали, имеют дело с обобщенным поведением мускулов и желез посторонних индивидов. Эти методы были широко развиты и выдвинуты при изучении поведения животных и юных человеческих субъектов. Действительно, в этих областях мы находимся в широкой зависимости от таких методов, так как наблюдение явлений в собственных телах невозможны в случае животных и очень несовершенны в случае ненормальных индивидов. (10)

 

Заключение:

В определении слова «стимул» употреблено в широком смысле и означает всякое явление, оказывающее влияние на человека, - слово, к нему обращенное, взгляд, фразу, которую он прочтет, воздух, которым он дышит и т.д. Термин «реакция» употреблен в смысле всякой новой мысли, чувства, интереса, физического действия или какого – либо умственного или физического состояния, вызванного этим стимулом. Пример: Задача учителя – вызвать желательные и предотвратить нежелательные изменения в природе человека, вызывая или предотвращая известные реакции. Средства, которыми располагает учитель – это те стимулы, которые могут воздействовать на ученика: слова, жесты и вид учителя, состояние и обстановка класса, учебники, предметы, которые он видит, и тому подобный ряд вещей и событий, на которые распространяется влияние учителя. Реакции со стороны ученика – это разнообразные мысли, чувства и физические движения, возникающие во всевозможных комбинациях. (2)

Если бы существовала совершенная и полная наука о природе человека, совершенная научная психология, мы бы знали действие каждого возможного стимула и причину каждой возможной реакции в каждом человеческом существе. (7)

Исследования поведения человека, в том числе и в рамках бихевиоризма, отчетливо показывают, что значительная часть реакций людей порождаются внутренними факторами. У человека и ряда животных, кроме реакций, всегда следующих непосредственно после появления и вмешательства стимула, можно выделить большой класс отсроченных реакций.

Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке, через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и таким образом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.

         Основным понятием бихевиоризма является известная формула - "стимул- реакция". В рамках этого понятия укладываются все виды поведения - от животных, до социальных. Поведение животного и человека бихевиористы рассматривают, как сумму реакций организма на внешние раздражители - стимулы. По мнению Д. Уотсона, а это четко прослеживается  в его научных трудах, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможность предугадывать поведение людей. Более того, на этой основе можно моделировать такие ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.

Эволюционизм бихевиористов ясно виден в решении проблем навыка. Навык, по их мнению, это система реакций приобретенных на основе немногочисленных врожденных простых реакций. Навык отличается от простой  врожденной реакции лишь качественно.  Воспитание, образование человека - это, по их утверждению, основной путь социального строительства рассматривается как процесс формирования навыков. Поскольку качественного своеобразия в характере сложных реакций нет, значит и в развитии человека нет качественного роста.

"...если бы все факты были в его руках, то психолог поведения после наблюдения над индивидом, выполняющим какое-либо действие, был бы в состоянии сказать, каково то положение, которое вызвало его действие ( предсказание); там, где организованное общество предписывает индивиду или группе поступать определенным, особым образом, психолог поведения мог бы так устроить положение или стимул, чтобы последовал определенный поступок (управление); другими словами, психология, как наука о поведении, занимается предсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его "сознания". Дж. Б. Уотсон.


 

Список литературы:



1.     Бернал Дж. Наука и общество. М., 1953;

2.     Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М. 1960;

3.     История зарубежной психологии/Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.,1986;

4.     Миллер Д. Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.1965;

5.     Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. 1990;

6.     Толмен Э. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980;

7.     Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М. 1998; 

8.     Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926;

9.     Хрестоматия по истории психологии/под редакцией П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980;

10. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976






© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.