РУБРИКИ

Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике

Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике

Проблема определения категории «интерес» в современной отечественной психологии и педагогике

Шорохова Татьяна Васильевна, соискатель кафедры возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ, г. Екатеринбург >

Проблема интереса очень широко исследовалась в современной педагогике и психологии, но, несмотря на это, интерес остается одной из «загадочных» категорий, поскольку множество исследований не проясняет сути данного явления психики, а скорее наоборот, ведет к еще большей путанице. Так, например, до сих пор не существует единого определения этого понятия, разделяемого всеми исследователями.

Анализ литературы по проблеме интереса показал, что можно выделить несколько направлений определения интереса. Первое направление мы назовем аксеологическим. Оно связано с этимологией слова «интерес». Я заинтересован в чем-то, мне это интересно, мне это нужно, важно – таково его широкое понимание, что соответствует буквальному переводу слова « interest » с латинского – имеет значение, важно [5; с.168]. В этом объяснении скрыта еще одна интерпретация интереса как выгоды .

Существует мнение, что познавательный интерес носит бескорыстный характер [10; с.42], но есть и другая точка зрения. Так, С.П. Манукян убежден, что в понятийном аппарате педагогики должно существовать понятие "интерес" в значении "польза", "благо", "выгода". Он считает, что в настоящее время вся педагогическая литература признает существование лишь познавательного интереса, слово "интерес" в ней означает только внимание, направленность, желание, и большинство исследователей не оставляют места в общей концепции мотивации учения для интереса ученика в качестве пользы. Поэтому в этой концепции почти не существует теоретического положения о заинтересовывающем обучении, и в научном педагогическом обращении не существует понятия "интерес" в значении "польза". С этим С.П. Манукян не может согласиться и предлагает пересмотреть существующее положение в педагогической науке, опираясь на то, что в настоящее время широко распространяется идея личной заинтересованности в сочетании с общественными интересами [9]. Эта трактовка интереса близка по определению к ценностным ориентациям, так как ценности – это субъективные отражения в сознании индивида некоторых свойств предметов и явлений окружающей действительности с точки зрения их возможности удовлетворить потребности человека [3; с.119].

Мы считаем, что второе направление определения интереса можно назвать аттитюдным (англ. attitude – отношение), так как некоторые исследователи рассматривают интерес как отношение. А.А.Люблинская полагает, что это познавательное отношение человека к окружающему его миру, которое основано на ориентировочно-исследовательском рефлексе [7]. По мнению Н.Г. Морозовой, интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом [13], а В.И. Ковалев подчеркивает, что это устойчивое положительное эмоциональное отношение [6]. Г.И. Щукина, утверждает, что это особое избирательное отношение к окружающему миру [31; с.6]. Мы полагаем, что эта трактовка интереса близка к определению социальной установки, а точнее, ее производной – смысловой установки, которая выражает отношение личности к объектам, имеющим личностный смысл [3; с.115].

Третье направление мы обозначим как векторное , поскольку определение интереса как направленности является одним из наиболее распространенных. Одни авторы говорят о направленности как о качестве личности, то есть, личностном образовании. Так, С.Л. Рубинштейн под интересом понимал специфическую направленность личности [22], и в словаре К.К. Платонова интерес рассматривается как одна из форм направленности личности [16], В.Б. Бондаревский уточняет, что это специфическая познавательная направленность личности [1]. Как сложное личностное образование интерес представляет собой единство объективных (содержание деятельности) и субъективных (избирательность деятельности) начал [25, 31].

Другие ученые говорят об интересе как направленности, но уже в связи с психическими процессами. Г.И. Щукина называет его «избирательной направленностью психических процессов на объекты и явления окружающего мира» [31; с.6, 53], одновременно утверждая, что это «особое избирательное отношение к окружающему миру» [31; с.6] (подчеркнуто нами – Т.Ш.). А.К.Маркова, А.Б. Орлов, Л.М. Фридман и Т.А. Матис полагают, что это направленность активности [26], а Э.Ф. Зеер считает, что это положительно эмоционально окрашенная направленность внимания на явления, предметы, область действительности [17; с.54].

По нашему мнению, необходимо выделить четвертое направление определения интереса – потребностно-мотивационное направление. Мы считаем, что оно наиболее точно отражает его природу. Прежде всего, существует точка зрения на интерес как побуждение . Например, в психологическом словаре [19] интерес определяется как субъективная представленность элементов мотивационно–потребностной сферы в виде побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности. Функциональные мотивы, среди которых и познавательные, возникают на основе потребностей [19]. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.М.Фридман и Т.А. Матис относят интерес к одному из видов побуждения [26; с.14]. Они подчеркивают его зависимость от других сторон мотивационной сферы и называют производной составляющей мотивации [26; с.4, 6, 16].

Мы считаем, что определить суть понятия «интерес» можно при помощи сравнения с понятиями « потребность » и « мотив ». Начнем с того, что одни и те же авторы в своих работах называют интерес то потребностью, то мотивом [2], [18], [22], [31]. Иногда исследователи природы интереса пытаются объединить понятия «потребность» и «мотив». Например, В.Симонов считает, что и нтерес представляет собой развернутую вовне, в социальную реальность потребность, которую реализует субъект в форме мотива [23] . А.А. Реан и Я.Л. Коломинский пишут о том, что интерес может выступать в качестве мотива, который является внутренним побуждением личности к активности, а побуждение связано с удовлетворением потребности [21; с.56]. Э.Ф. Зеер полагает, что это социально-психологическое образование, которое актуализируется в форме потребностей, а затем через мотив детерминирует деятельность [17; с.54]. Но существуют и однозначные определения. Например, интерес – это форма проявления познавательной потребности , обеспечивающая направленность личности [11], [16], [20], [24]. И.А. Зимняя уточняет, что это эмоциональное переживание познавательной потребности [4; с.296].

Утверждение о том, что в основе интереса лежит потребность, разделяется наибольшим числом исследователей [2], [5], [22], [26], [28], [30]. Особое значение ученые придают познавательному интересу. По мнению Г.И. Щукиной, он вырастает из потребности знать, то есть, рождается из общей глобальной потребности человека в познании [28; с.8], [31; с.19]. Д.К.Гилев полагает, что он возникает на основе осознания потребности, принятия ее личностью [2; с.12]. Н.И. Шевандрин считает, что интерес это когнитивно-мотивационное состояние познавательного характера, которое связано с одной центральной потребностью [27; с.195]. Е.П. Ильин предпринял попытку проанализировать многообразие взглядов на интерес как психологический феномен. Он пришел к выводу, что разные определения интереса имеют два общих обстоятельства: наличие в интересе потребности и положительное переживание этой потребности [5; с.172].

Интерес связан с потребностью, это очевидно для большинства исследователей, но, как отмечает Е.П. Ильин, было бы неправильно отождествлять интерес и потребность [5; с.168]. Он убежден, что отличие здесь очень тонкое, многие ученые его чувствуют интуитивно, но с объяснениями затрудняются. Д.К. Гилев, утверждая, что интерес не является потребностью, указывает на их различия по соотношению биологического и социального, а также по широте и жизненной функции [2; с.12]. По мнению С.Л. Рубинштейна между интересом и потребностью нельзя поставить знак равенства, поскольку потребность вызывает желание обладать предметом, а интерес ознакомиться с ним. На этом основании он определил интерес как специфический мотив познавательной деятельности и выявил наличие в нем двух моментов: эмоциональной привлекательности и осознанной значимости [22; с.525-526].

С другой стороны, существует мнение, что интерес в динамике своего развития может превращаться в склонность, потребность [2], [11], [18]. Так, в словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова указывается, что в ряду потребностных отношений интерес занимает промежуточное положение, возникает на основе познавательного влечения (желания) и может перерасти в устойчивую потребность [18; с.140-141]. В.Н. Максимова выводит такую последовательность развития интереса: познавательной интерес как мотив деятельности способствует появлению познавательной потребности, а на базе познавательной потребности, в свою очередь, рождается познавательный интерес как мотив действий [8; с. 24].

Точка зрения на интерес как мотив встречается также часто, как и утверждение, что интерес это осознанная потребность. В словаре под редакцией В.П. Зинченко и Б.Г. Мещерякова интерес представлен как мотив или мотивационное состояние [18; с.140]. А.В. Петровский называет интерес мотивом, который является постоянным побудительным механизмом познания [15; с.211]. Д.К. Гилев полагает, что из всех мотивов самый сильный мотив это тот, в основе которого лежит познавательный интерес [2; с.29]. М.В. Матюхина и Г.И. Щукина также рассматривают познавательный интерес как мотив учебной деятельности [10], [31]. По мнению же Н.Г.Морозовой, интерес вообще не является разновидностью мотива [14, с.38].

Несмотря на множество подходов к определению интереса, мнения исследователей сходятся при выделении его параметров и характеристик. Они отмечают, что, прежде всего, ему присуща положительно окрашенная и избирательная обращенность учащегося к разным сторонам учения [26; с.6]. Другими словами, он обнаруживается в эмоциональном тоне, во внимании к объекту интереса [11]; [19]; [20]; [31]. Кроме того, интерес проявляется в желании как можно больше узнать, в стремлении к самостоятельному исканию нового, сосредоточенности внимания, то есть, в нем ярко выражен волевой компонент [12], [29], [30]. И, наконец, для интереса характерны проявления мыслительной активности, такие как вопросы учащихся, активное участие без требований и указаний, дополнение и исправление ответов, стремление выяснить непонятное [28; с.143], [29; с.104]. Таким образом, интерес это «сплав», единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых проявлений личности, ядро которого составляют мыслительные процессы [18], [25], [31]. Кроме того, определены основные свойства интереса – предметность и осознанность [22; с.526], [31; с.53].

Анализ литературы по проблеме интереса показал, что, действительно, интерес является сложным и неоднородным понятием. И это подтверждает множество его интерпретаций и определений. Мы разделяем точку зрения на интерес как форму потребности. Мы полагаем, что интересы возникают в связи с потребностями из взаимоотношений человека с окружающим его миром. Интерес – это осознанная, предметная потребность, выражающаяся в определенной нацеленности на деятельность. Мы также убеждены, что, только развивая познавательные интересы, можно добиться развития самостоятельности и субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.

Список литературы

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

2. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под общей ред. Д.К. Гилева.- Свердловск, 1970. – 143 с.

3. Днепров С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей: Монография / Урал. гос. пед. ун-т; ТОО Науч.-пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1998. – 298 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 192 с.

7. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.

8. Максимова В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Под ред. Г.И. Щукиной. – Л., 1975. – с.23-33.

9. Манукян С.П. Актуальные проблемы современной педагогики // Образование: исследовано в мире. http :// www / oim / ru

10. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

11. Мир Психологии - http://psychology.net.ru

12. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.

13. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1979. – 48 с.

14. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М.: Просвещение, 1969. – 280 с.

15. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.

16. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1981. – 174 с.

17. Практикум по психологии профессиональной школы / Под общ. ред. Э.Ф. Зеера; Свердл. инж. - пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 117 с.

18. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.– М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.

19. Психологический словарь. Краткое введение в психологию. http://psi.webzone.ru/st/085000.htm

20. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,1990. – 494 с.

21. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

23. Симонов В. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза. http://flogiston.ru .

24. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

25. Сметанкина И.П. Социальные и психолого-педагогические основы проблемы интереса к чтению научно-популярной литературы в практике обучения младших школьников. http://flogiston.ru .

26. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.

27. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 512 с.

28. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. – М., 1984. – 192 с.

29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979. – 160 с.

30. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.

31. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eidos.ru




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.