РУБРИКИ

Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Проблема поиска смысла жизни в юношеском возрасте

p>Представление  о  собственном   будущем   связано   с ценностями.  Ценности,  будучи  по  своей  природе  социально-историческими, являются  средством  приобщения  индивида  к  роду   (родовым  человеческим способностям), тем самым, позволяя  преодолеть  конечность   (временность) человеческого существования.  Ценности, в  свою  очередь,  тесно  связаны  с представлением о смысле жизни, которое является одновременно и основание развития личности, и его результатом.[16;122-124]

Самоопределение  связано  с  ценностями,  с потребностью формирования смысловой системы,  в  которой  центральное  место занимает проблема смысла жизни, с ориентацией на будущее. Теперь мы  можем сформулировать эти связи более  конкретно.  Определение   человеком  себя  в обществе  как  личности  есть  определение  себя  (самоопределение,  занятие активной позиции) относительно социокультурных ценностей, и  тем  самым - определение смысла своего существования. Определение  себя  как  личности - личностное самоопределение - имеет ценностно-смысловую  природу.  Ценности же задают ориентацию на будущее. Такое  понимание  личностного  самоопределения  согласуется с  предлагаемым М.М.Шибаевой  пониманием  “самоопределения  личности  в  культуре”.   Так, М.М.Шибаева  отмечает   “...важность  процесса  самоопределения  личности  в культуре с  целью  выделения  и  обоснования  для  себя  ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора  способов  и  форм ее реализации”.[22,93]

Сам факт обобщенного  характера  юношеских  устремлений,  их  связь  с судьбами общества и человечества  в  целом   отмечались  исследователями

неоднократно. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - заинтересованность “последними вопросами” (Ф.М.Достоевский) является существенной характеристикой формирующегося самоопределения.  Помимо того, что  эти проблемы волнуют юношей и девушек, они еще широко ими обсуждаются -  со сверстниками и теми взрослыми, которых они  считают  заслуживающими их доверия. Наличие интереса к смыслу жизни и его  активное обсуждение, по мнению  М.Р.Гинзбурга,   свидетельствует   об   активно идущем процессе самоопределения; их отсутствие - об его искажении.[23;15-18]

  7. Поиск смысла жизни.

В  поисках  смысла  своего  существования,  в  наиболее  общей   форме проявляется ценностно-смысловая   природа   личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения  и  потому не  может  быть  обойдена,  когда  мы  имеем  дело  с  процессом  взросления личности, становлением  человеческого “я”. Виктор  Франкл  рассматривает стремление  к  поиску  и  реализации  человеком  смысла  своей   жизни   как врожденную  мотивационную  тенденцию,  присущую  всем  людям  и  являющуюся основным  двигателем поведения    и    развития взрослого  человека. [16;129] Потребность  в  смысле  жизни,  считает  К.Обуховский,  образует  тот “узел”, который позволяет человеку, во-первых, интегрировать  многочисленные требования, идущие из разных сфер его жизнедеятельности, строя жизнь не  как последовательность  разрозненных  случайностей,  а  как  целостный  процесс, имеющий  цели   и   преемственность,   и,   во-вторых,   помогает   человеку интегрировать все его способности, максимально их  мобилизовать, следуя  тем задачам, которые ставятся им в соответствии с  выработанной  Я-концепцией  и концепцией жизни.[24;156]

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего  мира  сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального  мира,  в котором  этой личности  предстоит  жить.   Юношеская  рефлексия  есть,  с  одной  стороны, осознание  собственного  “я”   (“Кто   я?”,   “Какой   я?”   “Каковы   мои способности?”, “За что я могу  себя  уважать?”),  а  с  другой  -  осознание своего положения в мире  (“Каков мой жизненный идеал?”, «Кто мои  друзья  и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я  должен  сделать,  чтобы  и  я  сам,  и окружающий мир стали лучше?”).  Первые, обращенные к  себе  вопросы  ставит, не   всегда   сознавая   это,   уже   подросток.    Вторые,   более   общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша,  у  которого самоанализ  становится элементом социально-нравственного самоопределения.[2;299]

Таким образом, в ходе становления Я-концепции, нового уровня самосознания, идентичности, выработки мировоззрения и самоопределения юноша (девушка) приходит к вопросу смысла жизни.

Трудность заключается в том, что ранняя юность,  создавая  внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться  для  чего он живет, не дает средств, достаточных для  ее  решения.   Хорошо  известно, что  проблема  смысла  жизни  не  только  мировоззренческая,  но  и   вполне практическая.[25;178]Ответ на нее содержится как внутри  человека,  так  и  вне его - в мире, где  раскрываются  его способности, в его  деятельности,  в чувстве социальной ответственности. А  ведь  это  как  раз  и  образует  тот дефицит,  который  подчас  весьма  болезненно  ощущается  в  юности.   Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен  на  то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления,  что  создает  реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода  в  себя,  особенно  у  юношей  с чертами невротизма или предрасположенного к нему  в  связи  с  особенностями предшествующего развития   (низкое   самоуважение,   плохие   человеческие контакты).

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.


 2 Смысл жизни

2.1 Понятие смысла жизни

Постараемся, прежде всего, вдуматься, что это означает «найти смысл жизни», точнее, чего мы собственно ищем, какой смысл мы вкладываем в самое понятие «смысла жизни» и при каких условиях мы почитали бы его осуществленным?

Понятие смысла пришло в психологию из донаучных попыток объяснения человеческого поведения, основывающихся на здравом смысле и представлениях обыденного сознания. Сущность такой формы объяснения, оставшейся единственной на протяжении многих веков,  “... заключается в том, что действия и психологические феномены наделялись смыслом благодаря установлению их связи с намерением. Выявить связь чего-либо с преследуемой субъектом целью, с содержанием мысли или с намерением – значит раскрыть его смысл, значит обеспечить определенное понимание ... наиболее примитивное и наиболее фундаментальное”.

Однако, вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни. Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит этот смысл. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. [26;227]

 Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысла для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. Направленность на раскрытие смысла поступков и непроизвольных реакций человека является главной характеристикой психоаналитического подхода, как с точки зрения представителей самого этого подхода, так и с точки зрения  “внешних критиков” этого течения.. В работах Фрейда впервые встречается  понятие смысла, включенное в ряд объяснительных понятий научной психологии. Фрейд разработал таксономию смыслов личностных отношений. Обратимся к содержанию, которое вкладывал Фрейд в понятие смысла в своих ранних работах. В специальном исследовании, посвященном анализу понятия смысла в работах Фрейда, Р.Шоп выделяет четыре несовпадающих трактовки смысла в различных контекстах. В первом понимании смысл сновидения или смысл символа – это мыслительный процесс, психическое содержание, которое данным сновидением или символом замещается. Второе понимание отождествляет смысл с целью или намерением данного психического акта. Третье понимание отличается от второго добавлением указания на значимость этого акта. И, наконец, четвертое понимание отождествляет смысл действия с лежащими за ним скрытыми мотивами. Как правило, эти мотивы не осознаются, однако не всегда. Сам Фрейд утверждает, однако, что смысл симптомов содержится именно в бессознательных процессах, осознание которых приводит к исчезновению симптома. Фрейд обладал цельным представлением о смысле, однако это понятие, заимствованное из обыденного языка, еще не стало у Фрейда полноправным научным термином и не получило однозначной дефиниции. Высказывания его отражают, скорее, различные грани, которыми поворачивается описываемое явление (смысл) в тех или иных контекстахФрейд полагал, что "только религия берется отвечать на вопрос о смысле жизни. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними".

  Первое альтернативное по отношению к фрейдовскому развернутое понимание смысла сформулировано в поздних (1929 – 1934) работах одного из основных оппонентов Фрейда – Альфреда Адлера, которые во многом близки современному экзистенциально-гуманистическому направлению в психологии. Адлер характеризует свою систему индивидуальной психологии как учение о смысле человеческих действий и экспрессивных проявлений, движений, о смысле, который индивиды придают миру и самим себе, хотя полностью к этим смыслам предмет изучения индивидуальной психологии не сводится. Так если Фрейд и его прямые последователи искали истоки смысла в прошлой истории жизни личности, в ее аффективных переживаниях и желаниях, то Адлер связывает поведенческие смыслы со смыслом всей жизни личности, с ее жизненным стилем, жизненным планом, с вопросом «Зачем?», поставленным по отношению к анализируемым поступкам, в противоположность фрейдовскому вопросу «Почему?». Именно индивидуальный смысл жизни, понимание которого служит, по Адлеру, ключом к пониманию всей личности в целом, выступает у него как одно из центральных объяснительных понятий. Смысл жизни первичен по отношению к смыслам отдельных действий. Факт жизни человека на Земле в конкретных условиях существования порождает проблему труда и профессионального самоопределения; факт жизни человека в обществе порождает проблему межличностных отношений, кооперации и дружбы; факт существования двух полов порождает проблему отношений между ними, любви и брака. Адлер признает, что никто не может похвастаться обладанием истинным, абсолютным смыслом жизни: смыслов столько же, сколько людей, и ни один смысл жизни, сколько-нибудь выполняющий свою интегрирующую функцию, не может быть назван ложным. Вместе с тем он выделяет психологический критерий «истинности» смысла: истинные смыслы могут разделяться и приниматься для себя другими людьми. Итак, согласно представлениям Адлера, именно смысл жизни – правильный или ложный – находит отражение во всех поведенческих проявлениях, установках, психических процессах и чертах характера индивида и является источником их смысла.  Адлер идет дальше Фрейда еще в одном отношении. Для него смыслом обладают не только человеческие действия и переживания, но и явления внешнего мира. Адлер определяет смысл жизни как психологическую структуру, характеризующуюся объективной направленностью жизни, которая складывается у каждого человека к 3-5 годам без участия сознания и задает общую направленность дальнейшей жизни человека, его жизненные цели и жизненный стиль. Таким образом, в работах Адлера представлен другой подход к проблеме смысла, существенно отличающийся от психоаналитического.

  Юнг обращался как к проблеме смысла жизни, так и к проблеме интерпретации смысла сновидений, продуктов фантазии и т.п., хотя нигде понятие смысла не выступало у него предметом специального систематического анализа. Он выдвигает положение о том, что люди стоят перед задачей обнаружить смысл, благодаря которому они вообще могут жить. Смысл жизни связан лишь с постановкой духовных или культурных целей, стремление к которым является необходимым условием душевного здоровья.  Если согласно Адлеру тот или иной смысл жизни автоматически складывается к определенному возрасту у всех людей и может при этом не осознаваться, то для Юнга нахождение и реализация смысла жизни выступает как специфическая потребность и задача. Смысл жизни для Юнга не является чем-то сугубо субъективным. Юнг прямо называет архетипы и в особенности символы источниками, придающими смысл нашей жизни.  Для Юнга поиск смысла жизни - специфически человеческая потребность, сознательная реализация которой приближает человека к его сущностным истокам. Юнг первым рассматривает утрату смысла, как психологическую проблему. Если нахождение смысла позволяет человеку достичь максимальной полноты существования, утрата принижает его, делает "жалким и потерянным".[26;228-234]

  Представление о смысле как о жизненной задаче подробно разработано в теории личности и психотерапии Виктора Франкла. В своем учении Франкл выделяет три основные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе воли. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Отсутствие смысла выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических “ноогенных неврозов”, и разных видов отклоняющегося поведения. Смыслоутрата приводит к попыткам заполнения "экзистенциальному вакуума" и поиска счастья с помощью псевдосмыслов - стремления к успеху, власти или потребления и т.д. Фундаментальным психологическим фактом является широкое распространение в нашем столетии чувства смыслоутраты, бессмысленности жизни, прямое следствие которого – рост самоубийств, наркомании, насилия и психических заболеваний, в том числе специфических ноогенных неврозов – неврозов смыслоутраты. Учение о смысле жизни учит, что смысл в принципе доступен любому человеку. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации. В психологической же структуре личности Франкл выделяет особое «ноэтическое измерение», в котором локализованы смыслы. Это измерение несводимо к измерениям биологического и психологического существования человека. [16;186] Положение об уникальности смысла не мешает Франклу дать также содержательную характеристику возможных позитивных смыслов. Для этого он вводит представление о ценностях – смысловых универсалиях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться. Это позволяет обобщить возможные пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:  с помощью того, что мы даем жизни;  с помощью того, что мы берем от мира и посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. [16;188] Основной тезис третьего учения Франкла – учения о свободе воли – гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода заметно ограничена объективными обстоятельствами.

  Таким образом, идея смысла жизни как интегрирующего фактора человеческой жизни, намеченная в работах А.Адлера и К.Г.Юнга, легла у В.Франкла в основу теории личности и была разработана им весьма детально.

  В российской психологической науке проблематика смысла детально разрабатывается в рамках "вершинной психологии" Л.С. Выготского, работах С.Л. Рубинштейна, парадигме смысловой регуляции деятельности (Б.С. Братусь, И.А. Васильев, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, Е.В. Эйдман) и ряде других современных подходов. [26;237]

В индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности.

  Д.А.Леонтьев определяет смысл жизни в феноменологическом аспекте как более или менее адекватное переживание интенциональной направленности собственной жизни. С психологической точки зрения  главным является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Именно объективно сложившаяся направленность жизни несет в себе истинный смысл, а любые попытки сконструировать себе смысл жизни интеллектуальным актом будут быстро опровергнуты самой жизнью. Д.А.Леонтьев рассматривает смысл жизни как концентрированную описательную характеристику наиболее стержневой и обобщенной динамической смысловой системы, ответственной за общую направленность жизни субъекта как целого.

  Понятие смысла является одним из центральных в работах всех представителей экзистенциально-гуманистической школы (Дж. Бьюдженталь, Р.Мэй, В.Ялом). Из экзистенциалистов одним из первых смысл жизни рассматривает К.Ясперс, трактуя его как актуальное переживание, специфически присущее человеку внутреннее восприятие психических взаимосвязей, происходящее благодаря определенной внутренней работе. Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни. Попытки отказаться от себя, выбора, подчинение страху перед неизвестностью и неопределенностью себя приводят к потере контакта с "внутренним Я", утрате смысла и экзистенциальной тревоге. [26;240-243]

   Иная трактовка смысла (точнее, личностного смысла) в его интегрирующей функции – как интерпретации жизни – представлена теорией личности и индивидуальных различий, разработанной канадским философом и психологом Дж. Ройсом совместно с А.Пауэллом. Понятие личностного смысла ассоциируется у Ройса и Пауэлла с понятием значимости, которую каждый индивид приписывает критическим аспектам бытия. В построенной ими иерархической системно-факторной модели личности личностный смысл занимает вершину иерархии.. Основной функцией интегративной сверхсистемы, обозначаемой и Пауэллу, поддержание, оптимизация и стабилизация личностного смысла, который рассматривается как чисто субъективное образование. Позиция Ройса и Пауэлла прямо противоположна в этом отношении позиции Франкла. В поиске личностного смысла человек сталкивается с тремя вопросами: 1) в каком мире я живу? 2) как я могу прожить свою жизнь, чтобы наилучшим образом удовлетворить мои потребности и ценности? и 3) кто я? Отвечая на эти вопросы, человек формирует свою картину мира, стиль жизни и образ своего Я. [26;244]

   Наиболее развернутым подходом к смыслу в аспекте интеграции личной и социальной действительности является теория Ф.Феникса. Как и ряд рассмотренных выше авторов, Феникс связывает саму сущность человека с его направленностью на осуществление смысла. Он пишет, что о смыслах следует говорить во множественном числе. Все возможное многообразие человеческих смыслов сводится к шести смысловым реальностям: символике, эмпирике, эстетике, синноэтике, этике и синоптике.

   С.Мадди также отводит смыслу роль высшего интегративного начала личности, почти не поясняя, однако, при этом, что такое смысл. Мадди постулирует у человека врожденную потребность в поиске смысла, выделяя три общих группы человеческих потребностей, – физиологические, социальные и психологические. Нахождение смысла обеспечивается благодаря основным психологическим потребностям: символизации, воображения и суждения. Разное соотношение трех групп потребностей лежит в основании выделения Мадди двух путей развития личности: конформистского и индивидуалистского. Индивидуалист характеризуется развитыми психологическими потребностями, которые обеспечивают возможность понимать и контролировать социальные и биологические побуждения. Конформист воспринимает себя (и других) как не более чем воплощение социальных ролей и биологических нужд. Итогом является развитие различных форм «экзистенциального недуга» – под этим термином у Мадди фигурирует смыслоутрата.

Подход к смыслу в экзистенциально-аналитической теории Дж. Бьюдженталя  также отличается от всех рассмотренных выше. Смыслы, по Бьюдженталю, производны от нашего бытия в мире. Смыслоутрата или ощущение ее угрозы как раз и является осознанием того, что мир не обеспечивает человека смыслом автоматически. Тем самым на человека ложится ответственность за создание своими действиями осмысленности и сопровождающая эту ответственность экзистенциальная тревога за последствия своего выбора.[26;245-249]

  Практически у всех авторов, изучавших смысл жизни, смысл выступает как предельная категория, которую невозможно определить в рамках данной конкретной психологической теории, и природу смысла остается лишь постулировать, выводя уже из этих постулатов остальные положения теории.

Таким образом, мы видим, что понятие смысла жизни давно изучается в различных психологических теориях. В психодинамических теориях Фрейда, Адлера и Юнга содержатся в зачаточной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Фрейд показал осмысленный характер непроизвольных поведенческих проявлений и фантазий, проследил связь смысла с актуальными мотивами и историей жизни личности. Адлер обратил внимание на финальные связи поведенческих смыслов со смыслом жизни, с общей ее направленностью, разработал первую психологическую теорию смысла жизни и его влияния на психические процессы, а также обратил внимание на субъективный смысл, который приобретают для человека обстоятельства его жизнедеятельности. Юнг еще раньше, чем Адлер, отметил фундаментальную направленность человека на отыскание смысла своей жизни, представив ее как специальную задачу и потребность, а также подчеркнул социокультурную обусловленность как индивидуального смысла жизни, так и смысла сновидений и продуктов фантазии. [26;251]

Все рассмотренные авторы экзистенциально-гуманистической школы крайне редко ссылаются в своих работах друг на друга. Феникс понимает смысл как нечто чисто объективное, существующее в мире, но уникальное и единственное для каждого субъекта; Ройс – как субъективное видение, накладываемое на мир, а Бьюдженталь – как продукт взаимодействия субъекта с миром или как глубинное внутреннее чувство. Феникс говорит о смыслах во множественном числе, Мадди и Ройс – в единственном, а Франкл и Бьюдженталь объединяют и то и другое. По Франклу, задачей человека является найти и реализовать смысл; по Фениксу – расширять и углублять его; по Ройсу, наоборот, стабилизировать; по Мадди – создавать смысл в процессе принятия решений, а по Бьюдженталю – осознавать его и ориентироваться на него.[26;254]

Мы же будем опираться на понимание смысла жизни приведенное В.Франклом, т.е. “врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности”. По Франклу смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единственен. В человеческой жизни смысл присутствует всегда, надо только его найти – осознать.

  2.2 Онтогенез поиска смысла жизни

Современный этап жизни общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. Однако огромные трудности переходного периода в развитии общества связаны с появлением разного рода психологических дезадаптации. В сложном положении оказываются дети, чьи родители тяжело переживают жизненную дезорганизацию. Особенно уязвимы в этом отношении дети, переживающие так называемые нормативные кризисы или критические периоды, связанные с переходом от одного возрастного этапа к другому. В полной мере это относится к такой социальной группе, как подростки. Они, как известно, переживают кризис взросления, и, если клубок психологических переживаний, связанных с этим состоянием, усугубляется житейскими критическими ситуациями, складываются деструктивные условия, препятствующие личностному росту человека. Подростки плохо осознают значимость собственной жизни. К тому же, они переживают кризис самооценки, когда рушатся былые представления о себе и формируются новые. В этой связи поиск интегративных механизмов созидания личности выступает как огромная общезначимая проблема. [2;268]

В психологических исследованиях показано, что одним из личностных образований, которые выполняют интегрирующую функцию в психическом развитии человека, является смысл жизни. Это психическое образование имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления (Чудновский, 1995, 1997). Исследователи отмечают, что предпосылки для становления смысла жизни создаются уже в подростковом возрасте — возрасте открытия своего «Я». Именно «в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» (Чудновский,1995). Становление смысла жизни в подростковом возрасте обусловлено в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа. Подросткам свойственна неустойчивая самооценка. Так же как, поведение их самосознание во многом зависит от внешних влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы дети совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых позже могут жалеть. Автономная мораль и нравственная независимость то группы появляются к 16 годам только у 10%.[3;344-345]

Подросток со своей мятущейся душой пытается понять себя и открывает все новые и новые черты. Его отдельные образы “Я» (насколько я способный, насколько красивый, сильный, общительный и т.д.) изменчивы и не складываются в единую, гармоничную и устойчивую систему. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений.

 Развивающиеся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и неуверенным в себе. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. [1;287]

В этот период у многих детей наблюдается подростковый кризис. Он связан с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями, расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизма – бессмысленном противодействии другому, немотивированном противостоянии (часто родителям). Задача близких – необходимо включится в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в это период. Однако не всякий подросток проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно; близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад. [2;273]

Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

  Подростки, попадающие в милицию или наркотический диспансер, необязательно из неблагополучных семей. Бывает, что “трудными” становятся и любимые дети, не обделенные заботой дома, но неудовлетворенные отношениями со взрослыми или сверстниками, недостаточно загруженные реальными делами и скучающие, чувствующие себя неудачниками и т.д. Причины подростковых проблем разнообразны. Одна из них – желание утвердится и выделится, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил, против, как объясняет такой “трудный” подросток, “серой безликой толпы”, для которой “ты ничего не значишь. Ты ноль, ничтожный винтик во всем этом механизме. Твой бунт ничего не значит для них”.

Протест приводит некоторых подростков в особые неформальные группы или движения со своими знаками отличия и идеологией. Все подростки, влившиеся в такие движения социально дезадаптированы, даже если не проявляют прямой агрессивности.

Протест приводит и к побегам из дома, бродяжничеству. Некоторые подростки видят своеобразную романтику в поисках ночлега и пропитания, стычках с милицией. Следует отметить, что часть ушедших из дома, свою “вольную” жизнь не идеализируют, их удерживает на чердаках и в подвалах страх перед наказанием за совершенные проступки, перед побоями, домашними скандалами и т.п.

В особо тяжких ситуациях у подростков может появиться суицидальное поведение – мысли о смерти, соответствующие высказывания, угрозы, попытки самоубийства. Суицид редко бывает результатом сознательного выбора, чаще – отчаянным шагом при полной невозможности разрешить свои проблемы. По данным А.Е.Личко, только 10% подростков действительно хотят уйти из жизни, в 90% случаев суицидальное поведение – это “крик о помощи”. [3;348-349]

Обращенные к  себе  вопросы: “Кто я?”, “Какой Я?”  ставит, не   всегда   сознавая   это,   уже   подросток. Более общие, мировоззренческие вопросы: “Каков мой жизненный идеал?”, “Кем Я хочу стать?” ставит юноша,  у  которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Так, подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. Вообще способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего, не ожидая немедленной награды,- один из главных показателей морально-психологической зрелости человека.

   В ходе различных мировоззренческих поисков юноша ищет формулу, которая разом ответила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу? Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько соответствует она его индивидуальности: каково именно мое место в этом мире, в какой именно деятельности в наибольшей степени раскроются мои индивидуальные способности? На эти вопросы нет и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем.[2;297]

  Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, “вакуумом” в деятельности или отношениях с людьми.

  Это не значит, конечно, что рефлексия и самоанализ – “излишество” человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно “данными” ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично.[2;234]

Таким образом, еще в подростковом возрасте были созданы предпосылки для становления смысла жизни. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он со своей мятущейся душой стремится понять себя самого и открывает все новые и новые черты. Не всегда осознано подросток сам себе задает вопросы: “Кто Я?”, “Какой Я?”. Юноша же ставит более мировоззренческие вопросы. Юноша задумывается не только о своих проблемах, но и о проблемах всего общества, мира. Задаваясь вопросом о смысле жизни, юноша думает одновременно и о направлении общественного развития вообще, и о конкретной цели собственной жизни. Юноша ищет ответы на вопросы. Эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал:  в  поиске  смысла  жизни  вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется  тот  нравственный стержень, который помогает  справиться  с  первыми  житейскими  неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и  самого  себя,  становится  в действительности самим собой.

Так, как определение смысла жизни происходит относительно выработанной системы ценностей, то актуальным и необходимым будет исследование ценностных ориентаций молодежи.

3 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций

3.1 Используемая методика и ее описание

Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку. 

Исследование проводилось в мае 2007 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек.

В нашей работе мы уже отмечали, что на основе активного определения своей позиции относительно общественно выработанной системы  ценностей, идет определение  смысла  своего  существования.  Для  определения характерного содержания системы ценностей современных юношей  и  девушек  мы использовали методику “Ценностные ориентации”   Милтона Рокича.

Система  ценностных  ориентаций  определяет   содержательную   сторону направленности личности и  составляет  основу  ее  отношений  к  окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения  и  ядро  мотивации жизненной активности.

Методика  М.Рокича  основана на прямом ранжировании списка  ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей:   а)   терминальные   -   убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования  стоит  того, чтобы к ней стремиться  б)  инструментальные  -  убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является  предпочтительным  в  любой ситуации.  Это деление соответствует радиационному делению  на  ценности-цели и  ценности-средства.

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.

Списки  ценностных  ориентаций  выдавались 40 испытуемым  с  инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (см. приложение). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл,  вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – принебрегаемые.

Терминальные ценности включают следующие:

1) активная, деятельная жизнь;

2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жиз­ненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по  работе);

11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

12) равенство (равные возможности для всех);

13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

14) свобода (независимость в поступках и действиях);

15) счастливая семейная жизнь;

16) творчество (возможность творческой деятельности);

17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).

Инструментальные ценности:

1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

3) высокие запросы;

4) чувство юмора;

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

13) твердая  воля (умение  настоять на своем, не  отступать перед трудностями);

14) терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки;

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы);

16) честность;

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость, умение понять другого человека.


3.2 Анализ полученных данных

После обработки  данных мы получили следующие результаты:

Наиболее значимые терминальные ценности      

   Среднее значение

          Место

       девушки

           юноши

девушки

юноши

здоровье

2,15

2,65

1

2

любовь

4,35

8,65

2

материально обеспеченная жизнь

5,9

2

3

1

счастливая семейная жизнь

5,5

6,85

4

наличие хороших друзей

6,05

4

5

3

развлечения

12,05

5,75

5

свобода

9

6,2

6

активная деятельная жизнь

7,75

5,2

4

Наиболее значимые инструментальные ценности

девушки

юноши

девушки

юноши

независимость

8,2

2

1

твердая воля

8,55

3,1

2

жизнерадостность

7,85

4,35

3

честность

7,05

6,4

4

образованность

5,7

8,5

1

Менее значимые терминальные ценности

девушки

юноши

девушки

юноши

уверенность в себе

9

8,35

жизненная мудрость

10,45

14,25

развитие

10,65

13

интересная работа

10,2

10,35

продуктивная

жизнь

11,1

12,8

общественное призвание

10,7

8,5

познание

10,95

12,75

Менее значимые инструментальные ценности

девушки

юноши

 

 

 смелость в отстаиваниях своего мнения

7,1

11,55

самоконтроль

8,45

7,05

ответственность

7,95

9,45

широта взглядов

10,7

8,15

эффективность в делах

10,35

7,8

терпимость

11,25

11,95

чуткость

9,55

15,7

аккуратность

11

14,3

воспитанность

7,75

13,55

высокие запросы

12,75

11,51

рационализм

10,15

7,45

исполнительность

12,05

11,1

Принебрегаемые терминальные ценности

красота природы и искусства

14,35

17,25

счастье других

15,35

16,75

творчество

15,5

16,3

Принебрегаемые инструментальные ценности

непримиримость к недостаткам в себе и других

16,8

17,5

По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.

Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей).

Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45%  д., 5% юн.).

То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально обеспеченной жизни или по-другому финансовой независимости, можно объяснить тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества.

Вообще различия в ценностных ориентациях юношей и девушек можно объяснить тем, что в обыденном сознании формируются стереотипы, задающие правила и нормы мужского и женского поведения. Эти стереотипы усваиваются человеком в процессе социализации. Так некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности)  влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.

Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.

                                                               Заключение

В соответствии с проанализированной литературой, были изучены основные особенности поиска смысла жизни в юношеском возрасте.  В основной части курсовой работы были проанализированы теоретические исследования юношеского возраста, получены общие сведения о юношеском возрасте.

     Теоретический анализ литературы по проблеме поиска смысла жизни в юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:

*   Юность – это возраст от 16-17 лет (ранняя) до 22-23 лет (поздняя);

* Юность – решающий этап становления Я-концепции, идентичности, самосознания, мировоззрения и самоопределения. Именно в юности происходит становление человека как личности;

*  Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте;

*  Смысл жизни – это врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности;

* В поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой;

* На основе выработанной системы ценностей происходит определение смысла жизни.

В эмпирической части данной работы мы провели изучение ценностных ориентаций, с целью выявления различий в ценностных ориентациях современной молодежи по гендерному признаку.

В результате проведенного экспериментального исследования и анализа полученных данных, мы обнаружили различия в ценностных ориентациях юношей и девушек, что подтверждает нашу гипотезу. Так для девушек наиболее значимыми ценностями являются “любовь”, “счастливая семейная жизнь”, ”здоровье”, также “воспитанность”, “чуткость”, “аккуратность”. Для юношей выше значение “независимости” (самостоятельности), “наличия хороших друзей”, “материально обеспеченной жизни” (финансовой независимости). Таким образом, можно предположить, что различия в ценностных ориентациях юношей и девушек являются следствием усвоения поведенческих норм в процессе полоролевой социализации.

Полученные результаты нашего исследования могут быть использованы в работе практического психолога по оказанию психолого-педагогической помощи юношам и девушкам, в исследовательских работах по изучению юношей и девушек.

Реализуемый нами подход к практическому изучению ценностных ориентаций молодежи представляется нам достаточно перспективным для дальнейших изучений этой проблемы.

                                  Список использованных источников

1 Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001.-461с.

2 Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр “Академия”, 2004.-456с.

3 Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.- 464с.

4 Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255с.: пл.- (Психол. наука - школе).

5 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.  

6 Кон И.С.  Какими они себя видят? М.,1975.

7 Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.

8  Кон И.С. Открытие “Я”. М.,1978.

9  Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. М.,1982.

10 Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.,1980.

11 Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста// собр. Соч.: в 6 т. Т.А.С. 5-220; С.т.,1983, 244-269.

12 Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте// Вопросы психологии,1982, №1 с.69.

13 Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста// Проблемы мотивации общественно-полезной деятельности школьников. М.,1984. С.103-107.

14 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.,1977.

15 Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.,1980.

16 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990.

17 Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис/ под. ред. Толстых А.В. М., 1996.

18 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Издательский центр “Академия”; Раритет.-1997.-704с.

19 Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. М.,1993. С.4-15.

20 Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.,1989.

21 Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991.

22 Шибаева М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема// Культура и мировоззрение. Вып.11. М.,1981.

23 Гинзбург М.Р. психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, №3.

24 Обуховский К. Психология влечений человека. М.,1972.

25 Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

26 Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.,1999.


Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.