РУБРИКИ

Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика

Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика

Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика.

Кулешова Галина Михайловна, соискатель лаборатории лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО

В ходе нашего исследования мы выделили совокупность выявленных нами существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия «индивидуальная образовательная траектория» в условиях личностной парадигмы, а именно:

• Личность - существование потенциальной личности, имеющей набор качеств, характеристик, способностей, которая природосообразно и избирательно осваивает и «приращивает» культурные нормы (знания) и раскрывает себя.

• Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя, связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

• Ориентиры - определение в диагностике конкретных личностных качеств учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности.

• Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности в её программе, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

• Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей.

• Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для целеполагания как импульса для непрерывного образовательного движения через личностную рефлексию.

• Образовательная среда - как пространство превращения потенциала в ресурс.

Исходя из выделенных признаков, мы можем сделать вывод о важной роли целеполагания, пронизывающего процесс проектирования, организации и реализации учеником (при возможном педагогическом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности, определение которой может сводиться к следующему: Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Гипотеза нашего исследования связана больше с дистанционной образовательной деятельностью и состоит в том, что если мы хотим выявить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию ученика в условиях дистантных форм обучения, то мы должны рекомендовать дистанционному педагогу и локальному координатору, каким образом можно обеспечить импульс самодвижения через мотивацию, как создать условия для формирования истории осмысления образовательной деятельности через рефлексию, помочь методически осуществить проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, включающей смысл деятельности, цели, предполагаемые способы работы, критерии оценки и формы контроля, а также спроектировать построение системы взаимодействия по педагогическому сопровождению ИОТ для всех субъектов образования в условиях использования средств компьютерных телекоммуникаций.

Обширность темы не позволяет описывать подробно все элементы этой работы, однако, мы можем представить опыт решения некоторых проблем целеполагания, выявленных нами в ходе экспериментальной деятельности в очном обучении (на базе НУ ДО Школа менеджеров г.Нефтекамска) и в дистанционной образовательной деятельности (на базе ЦДО «Эйдос», г. Москва).

При организации ИОТ ученика должен быть выделен ряд условий, как необходимых и достаточных ресурсов или влияющих факторов. Понимая под условиями «то, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое»1, можно сформулировать: «тогда и только тогда» будет организована ИОТ ученика»… или «в том и только в том случае» произойдет проектирование и реализация ИОТ ученика. Одним из факторов, существенным для реализации образовательного движения в том его смысле, который предполагает «реализацию личностного потенциала», то есть проявление и развитие личностных качеств ученика в процессе его образовательной деятельности, является целеполагание.

«Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах»2. Являясь предельно понятным, это определение тем не менее вызывает много проблем в обучении. Главной из них является недопущение субъектности ученика, которое связано с непониманием роли постановки цели самим учеником в мотивации его учения.

Одним из главных принципов менеджмента качества в любой сфере можно считать постоянство цели. Для школ, колледжей и университетов эту цель можно представить как получение удовольствия от учебы, внутреннюю мотивацию, познавательный интерес. Уделяя массу внимания и прилагая массу усилий актуальным вопросам модернизации образования, таким как профильное обучение, развитие познавательного интереса, интернетизации школ, многие учебные заведения занимаются «соответствием» курсу, упуская из виду это постоянство цели. Индивидуализация с использованием технологии индивидуальной образовательной траектории (ИОТ), на наш взгляд, не просто учитывает каждого отдельного ученика, она реально предоставляет право ученического целеполагания, разумную и требовательную свободу, а вместе с возможностью свободного выбора – и познавательную радость.

Для осуществления целеполагания субъектам обучения нужно понимать, какие элементы образовательной парадигмы являются необходимыми для «запуска» ИОТ. Остановимся на элементах, имеющих отношение к двум субъектам - учителю и ученику:

Ценности

учение для самореализации человека в жизни, для проявления и развития своих личностных качеств, для осуществления индивидуального человеческого предназначения

Мотивы

заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения образовательных результатов;

заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними

Нормы

обучающиеся принимают на себя ответственность за своё учение;

авторитет педагога создается за счет его личностных качеств и саморазвития профессиональных и личностных компетенций

Цели

направленность учения на овладение основами человеческой культуры и ключевыми компетенциями: ценностно-смысловыми, информационными, познавательными, коммуникативными и т. д.;

осознание учителем права ученика на личные образовательные цели

Позиции участников учебного процесса

педагог создает условия для самостоятельного учения;

педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство

Формы и методы

демократический;

динамичные формы организации учебного процесса;

акцент на самостоятельную работу обучающихся

Средства

учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ

Контроль и оценка

смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся, рефлексия учителя и ученика как средство переопределения целей

Каковы условия, необходимые для реализации ИОТ в условиях интеграции очных и дистанционных форм обучения? Одним из условий становится осуществление поставленных целей в соответствии с концепцией обучения, а именно:

Освоение и принятие элементов целевой парадигмы: ценностей, мотивов, норм, целей и т.д .

Признание основополагающего принципа эвристического обучения- принципа личностного целеполагания ученика.

Остановимся на некоторых трудностях осуществления этих условий. У нас имеется опыт проведения работы, связанной с целеполаганием, проводимой на дистанционных оргдеятельностных курсах для педагогов. Для анализа выделим один из них, в ходе которого были выявлены трудности и проблемы, а также изменения, происходящие с участниками. В мае 2006 года нами в качестве ведущей и автора новой методики был проведен оргдеятельностный курс для педагогов «Индивидуальная образовательная траектория» http://www.eidos.ru/courses/themes/22010/index.htm, автором которого является д.п.н. А.В.Хуторской. В курсе приняло участие 44 человека из г. Зеленогорска Красноярского края, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия), г. Петропавловска-Камчатского, г.Самары, г. Кайеркана (Норильск). Среди них были администраторы разных форм образовательных учреждений, учителя общеобразовательных школ разной предметной ориентации, педагоги негосударственного учреждений образования, Центра образования, МУ «Городской методический центр», МОУ ДОД « Центр экологии, краеведения и туризма», учитель гимназии, преподаватель коррекционной школы-интерната, педагоги лицея.

Проанализировав мотивы и цели участников данного курса, мы пришли к выводу, что мотивы участия в курсе можно классифицировать следующим образом:

1. Причины связаны с актуальностью данной тематики для образования вообще, учебного заведения в частности и предстоящей аттестацией.

Заметим, что приблизительно в 71% упоминаний прослеживается связь политики образовательного учреждения с личными интересами и смыслом. В остальных случаях эта личностная связь не прослеживается.

2. Причины связаны с освоением новых знаний и методик обучения для оптимизации учебного процесса и самообразования.

Отмечено, что половина участников прослеживают связь ожидаемых знаний с их использованием в дальнейшей педагогической деятельности, 36% эту связь не показывают, 14% хотят не только получить знания, применить их, но и обобщить и систематизировать свои знания и опыт по этой теме и сравнить подходы.

3. Причины зависят от осознаваемых участниками проблем, возникших в практической образовательной деятельности.

4. Связь с предыдущими курсами ЦДО «Эйдос», высокий уровень курсов которого отмечается или ожидается, и выстраивание системы знаний.

5. Потребность разобраться в сути технологии и определить психолого-педагогические основы индивидуализации.

6. Просто интерес к теме.

Хочется подчеркнуть, что, исходя из алгоритма эффективной деятельности, наиболее значимыми могут быть те мотивы, которые появляются из личностного смысла поиска решений возникших проблем. Поэтому мы можем сделать вывод, что иерархия мотивов участия в данном курсе может быть выстроена следующим образом:

Осознаваемые участниками проблемы, возникшие в практической образовательной деятельности.

Потребность разобраться в сути технологии.

Актуальность данной тематики для образования вообще и учебного заведения в частности.

Освоением новых знаний и методик обучения для оптимизации учебного процесса и самообразования.

Связь с предыдущими курсами ЦДО «Эйдос».

Просто интерес к теме.

Цели участников курса можно разделить на несколько групп:

Ознакомительные.

Познавательные.

Методические.

Деятельностные.

Понятийные.

Самосовершенствования.

Актуальные.

Отметим, что для успешности любой деятельности необходимо уметь ставить цели, удовлетворяющие SMART-критериям: конкретные, измеримые, достижимые, насущные и измеримые во времени. Проанализировав названные цели участников с точки зрения этих критериев, мы обнаружили, что лишь в 12% случаев ощущается наличие хотя бы одного критерия, чаще всего- это насущность и конкретность. Мы делаем вывод, что у участников курсов существует проблема грамотного целеполагания, которая связана с неумением ставить измеримые, конкретные, достижимые и распределенные во времени цели. Формулировка многих целей свидетельствует о непонимании целей и сроков курса и сути понятия ИОТ. Для решения этой проблемы мы предлагаем целенаправленное обучение на дистанционном курсе «Как научиться ставить цели», разработанном нами в ЦДО «Эйдос» http://www.eidos.ru/courses/themes/16010/index.htm.

Сопоставляя предварительные цели участия в курсе с реализованными, участники курса в текущей и итоговой рефлексии отмечают следующее:

Собственное неумение ставить цели

• Вяткина Анна Владимировна, зам. директора ГМЦ, г. Зеленогорск: «Поймала себя на мысли, что я не умею ставить цели, а ведь от постановки цели зависит результат. Старалась понять сам механизм построения той или иной цели, потом в разных ситуациях пробовала его применять для формулирования цели».

• Шмаков Алексей Леонидович, преподаватель информатики, методист по ИКТ Центра образования «Эврика», г. Петропавловск-Камчатский: «Мне нужно поработать над составлением целей. Даже такая вот есть польза от Вашего курса (вроде, кажется, мелочь – составить цель, а, на самом деле, – глобальная проблема) – задумался о составлении достижимых целей. И, прочитав модуль 4, это вроде и не очень сложно сделать и даже вполне интересно этим заняться. А раньше я избегал этих целей, формулировал стандартные, обычные цели, лишь бы завучи отстали».

Трудности ученика при определении личных образовательных целей

• Логинова Зоя Владимировна, учитель информатики средняя общеобразовательная школа № 17 г . Нерюнгри: «Во многих случаях учащимся трудно определить для себя цель. Чаще всего учитель сам формулирует или навязывает цель. Сегодня я осознала, что это очень важный и, наверное, один из самых главных моментов формирования индивидуальной траектории обучающегося. Также немаловажно то, что в голове отложились положения, согласно которым нужно подходить к личностно-ориентированному обучению».

Рефлексия как средство для осознания собственного приращения, коррекции и переопределения целей.

• Бурбилова Елена Анатольевна, учитель информатики МОУ «Лицей №174», г. Зеленогорск: «Цель участия в курсе заявлялась так: хочу разработать варианты индивидуальных планов обучения для учащихся в системе многопрофильного лицея. В процессе работы стало ясно, что цель нуждается в корректировке. Собственное приращение вижу в том, что отношение к ИОТ изменилось от «полная утопия в реальных условиях» до «сложно, но возможно»!

• Сапунова Надежда Николаевна, учитель начальных классов, МОУ-СОШ № 165, Зеленогорск: «Целью обучения на курсах я считала создание индивидуальной образовательной траектории для одаренных детей и детей « группы риска». В процессе обучения поняла, что не я должна строить эту траекторию, а сами дети. Я могу лишь алгоритмизировать их деятельность по созданию ИОП. Задача учителей - поощрять аргументированные выводы и самооценку учащихся, придумывать открытые задания».

• Степанова Татьяна Яковлевна, учитель математики МОУ «Лицей №174» г.Зеленогорск: «Пришла к пониманию того, что ученик должен ставить учебную цель для того, чтобы почувствовать, что за свою работу он отвечает сам, что во время урока он может выполнять свои небольшие цели и отслеживать, насколько они выполняются, и в учебе чувствовать себя более самостоятельно. Собственное приращение я вижу в том, что убедилась в том, чтобы наряду с целями учителя ставились цели ученика. Ученик должен видеть, что цели его достигаются».

• Бокова Галина Анатольевна, учитель истории, школа № 175, г . Зеленогорск: «Хотела понять как обучать всех, но по-разному, как простраивать ИОП ученика. При работе на курсе произошли изменения в понимании того, что такое ИОТ и ИОП. Оказалось, что ИОП понятие более сложное и обширное, чем понятие ИУП . Стало понятно, что работа по ИОТ и ИОП необходима как для ученика, так и для учителя, хотя на этом пути много проблем и препятствий. Но ведь и дом не сразу строится. По крайней мере на каждом уроке можно начинать с целеполагания ученика (как это делать, теперь знаю и, надеюсь, сумею), а в конце каждого урока проводить рефлексию деятельности ученика и своей в том числе. Подобная работа поможет снять или сделать менее острыми определенные проблемы на уроке, повысится мотивация ученика, да и учитель будет простраивать свои уроки более осознанно».

• Булгакова Елена Владимировна, учитель начальных классов, СОШ№ 17, г . Нерюнгри: «Когда я решила участвовать в этих курсах, думала, что будет «как всегда», начитка материала, а мы это всё будем просто слушать и воспринимать. Но курс получился намного интересней, и интерес именно в том, что работу приходилось выполнять самому, читать, мыслить. Цели я ставила перед собой прослушать, но именно такая кропотливая работа привела к глубокому осмыслению и пониманию ИОП. Теперь я ставлю перед собой другие цели: «Как это всё донести до детей.» Очень хочется применить ИОТ в жизни».

Целеполагание как объединяющий учителя и ученика процесс

• Тарасенко Светлана Александровна, учитель начальных классов, МОУ СОШ № 167, г . Зеленогорск: «Хочу вернуться к цели, которую ставила перед собой в начале курсов. Цель: создание эффективной платформы для развития сотворчества с учениками. Моя цель перекликается с тем положением, что наиболее сильной является та образовательная ситуация, в которой включен в роли ученика сам учитель, т. е. возникшая проблема является для него не учебной, а реальной, которую ему приходится решать в сотворчестве. Наиболее важным для меня на этих курсах было определение собственного места в создании индивидуальной траектории ученика».

Таким образом, мы можем подытожить эффективную работу, проводимую на дистанционных оргдеятельностных курсах ЦДО по прояснению личных и профессиональных целей, и позволяющую решать выявленные проблемы образовательного целеполагания.

Опишем работу по ученическому целеполаганию в очном обучении на примере проведенной экспериментальной работы в 2005-2006 уч. г. на базе НУДО «Школа менеджеров» (г.Нефтекамск) в рамках нового курса, названного нами «Менеджер своего образования». По разрабатываемой нами методике (технологии) занимались 46 учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ города.

Программа направлена на получение учащимися системных знаний в области построения индивидуальной образовательной траектории в рамках профильного обучения, выбора направления обучения, сообразного интересам, склонностям и способностям, а также развития личностных качеств, необходимых для осознанного выбора. Главная цель программы – это научить школьников учиться, т.е. технологии построения индивидуальной образовательной траектории как механизма самоопределения в современных условиях образовательных выборов.

Опишем опыт договорной работы с СОШ № 10 г. Нефтекамска. На курсе «Менеджер своего образования» начали заниматься 19 учащихся 8 классов. Выбор этого курса учащимися был осуществлен при посредничестве руководства, педагогов школы и, в основном, родителей, которым была дана полная информация на родительском собрании в сентябре.

Вторым (после диагностики) этапом работы в программе предпрофильной подготовки «Менеджер своего образования» стала базовая оргдеятельностная подготовка, одним из вопросов которой было:

Целеполагание. Грамотная постановка целей. Диагностика базового личностного качества- умения ставить цели .

Отметим, что из 18 участников программы на первом диагностическом срезе лишь 5% умели ставить конкретные цели, осознавали их значимость и могли формулировать личные проблемы в целеполагании и самоорганизации. В начале курса нами сделан вывод о трудностях учащихся в постановке личностных целей в образовании, выявлена робость, пассивность учеников и отсутствие целенаправленной работы педагогов в формировании ключевой ценностно-смысловой компетенции.

Одной из выявленных проблем является также неумение осознавать собственную деятельность, фиксировать эффективные способы деятельности или трудности, с которыми ученик встретился, выполняя работу. Чаще трудности вообще не замечаются или игнорируются. У учащихся не сформировано умение рефлексировать, которое может стать инструментом самопознания, совершенствования и самообразования. Однако уже на первых занятиях нами обнаружен интерес к этой деятельности у подавляющего большинства учащихся. Замечено, что рефлексивная работа вызывает положительную мотивацию, познавательный интерес и получается лучше у детей с развитым интеллектом. Одновременно доказана связь общих способностей человека (обучаемости, интеллекта и креативности) с развитием метаспособности- рефлексии. Все учащиеся вели «Мою рефлексивную историю», которая включена в портфолио. Кроме работы над развитием целеполагания и рефлексивной компетентности нами на каждом занятии проявлялся личностный смысл изучаемого. Эта работа завершилась итоговой самооценкой.

Следующим этапом стала работа над технологией индивидуального образования, которая включала в том числе и вопрос:

Как составить индивидуальную образовательную программу (технология).

В ходе занятий на начальном курсе с помощью диагностики, личностно ориентированных заданий и образовательных ситуаций, а также после презентации преподавателей учащиеся должны были сделать выбор профильных курсов и базовых программ.

Имея примерный начальный шаблон и технологию написания индивидуальной образовательной программы (ИОП) , включающую следующие разделы:

Зачем мне нужно заниматься на профиле (смысл)

Чему я хочу научиться (цель)

Мои самые интересные вопросы и проблемы по темам курса (личностно значимое содержание)

Карта планирования (как я буду это делать)

необходимые действия,

дата начала, дата окончания,

требуемые ресурсы,

предполагаемый результат

В чем будет состоять мои результаты занятий на курсе

Как я предполагаю проконтролировать свои результаты-

ученики начали свои занятия на профилях.

Занятия на базовых курсах заключались в самоопределении по отношению ко всему курсу, знакомству с узловыми точками, темами, проблемами, самыми важными вопросами, проектами и т. д. Цель занятий заключалась в наполнении шаблонов программ личностным содержанием, выбором форм и средств, определении цели в виде предполагаемого результата. Вся эта работа не заканчивалась на занятиях, она продолжалась при помощи индивидуальных консультаций, результатом которых стало составление вариантов ИОП. Мы получили 17 вариантов индивидуальных образовательных программ.

Проанализировав индивидуальные программы, мы можем выделить ведущие мотивы и личностные смыслы работы в профилях (по количеству выборов вариантов):

быть уверенным в себе - 7

развить свои личностные качества - 5 (Конкретно: внимательность, усидчивость - 1 и уверенность - 1)

узнать новое и интересное - 6

узнать окружающий мир и людей - 5

уметь ставить цели и добиваться их - 4

узнать самого себя и свои личностные качества - 4

другое (что именно) - 3 (хочу больше узнать о компьютере и программах)

искать и находить нужную информацию - 2

примерить на себя будущую профессию - 2

выбрать профиль дальнейшей учебы и работы - 2

быть настойчивым - 2

нести персональную ответственность за свой выбор - 1

чтобы в дальнейшем быть готовым и способным обучаться самостоятельно - 1

узнать, какие знания и личностные качества нужны для выбранной профессии - 0

самоопределиться в выбранных предметах, то есть определить личностное отношение - 0

Как мы видим, ведущие мотивы связаны с приобретением уверенности, развитием личностных качеств (причем, лишь два человека сумели конкретизировать эти качества), абстрактным набором новой и интересной информации, желанием узнать мир и окружающих людей и через них лучше разобраться в себе. Есть появившийся интерес к целеполаганию, которое становится смыслом деятельности.

Интересный разброс дает определение личностных целей обучения на профиле:

другому (чему именно) - 9 (из них научиться пользоваться программами - 4, освоить приемы работы в программах - 5)

уверенно действовать в нестандартных ситуациях - 7

навыкам работы в группе - 5

психологической грамотности - 5

навыкам поиска, отбора, осмысления и применения информации - 3

владению средствами информации (компьютер, принтер, копир) и информационными технологиями (электронная почта, Интернет) - 3

умению анализировать ситуацию на рынке труда - 3

выбирать нужные слова для изложения своих взглядов и представлений - 2

понимать силу слов и влияние их употребления на жизнь человека и общества - 2

выявлять и подчеркивать индивидуальную позицию, подкрепленную разнообразными аргументами, доказательствами и примерами - 1

представлять себя устно, писать письмо, анкету, деловые бумаги, задавать вопросы - 2

обмениваться мнениями с другими людьми и обнаруживать сходства и различия - 2

самопознанию, развитию необходимых современному человеку личностных качеств - 2

выполнять роль гражданина, потребителя, члена семьи, - 2

организовать целеполагание, планирование, анализ, рефлексию и самооценку при написании сочинения и устного выступления - 1

способам взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями - 1

знанию прав и обязанностей в вопросах экономики - 1

действиям в соответствии с личной и общественной выгодой - 1

быть ответственным за сохранение и развитие русского языка - 0

способам духовного и интеллектуального саморазвития - 0

этике трудовых и гражданских взаимоотношений - 0

культуре поведения - 0

открывать значение и смысл слов русского языка - 0

Отметим лидирующие позиции деятельностных целей, которые направлены на формирование компетентностей: информационной и коммуникативной. Кроме опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме её результатов-знаний и опыта осуществления известных способов деятельности - в форме, умений действовать по образцу, так свойственных общеобразовательной школе, ученики самостоятельно нацелены на приобретение опыта творческой деятельности- в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях и опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций. Эту возможность предоставляет разрабатываемая нами технология индивидуализированного обучения школьников.

Мы выделяем на этом этапе продвижение в грамотной постановке целей. Так 53% участников благодаря предшествующей базовой оргдеятельностной подготовке и педагогическому сопровождению смогли достаточно конкретно охарактеризовать цель работы над индивидуальной образовательной программой, выразив её в виде предполагаемого результата. 18% сделали это недостаточно ясно, 29% участников затруднились в постановке целей. Нами совместно с преподавателем сделан вывод о том, что эти ученики не имели достаточной информации и начальных знаний о компьютерах, дающих возможность ориентироваться в направлениях действий и целей. Исходя из этого анализа, мы приняли решение в коррекции содержания и технологии в курсе «Компьютерный» для учеников с «нулевым уровнем» знаний и умений.

Из 53% участников лишь 1 человек поставил конкретную, но недостижимую в данных условиях и с данным уровнем знаний и умений цель. 82% учеников из общего числа работающих на курсе выдержали критерий целеполагания, а именно: ограниченность во времени, 18% не смогли определить временные рамки реализации цели.

Интересные материалы дает еще один критерий - измеримость. Что считают ученики главными показателями выполнения программы и какие формы контроля более значимы для них на этом этапе :

В чём будут состоять мои результаты занятий на курсе:

защита индивидуальной образовательной программы - 10

сделанное задание на компьютере - 7

итоговая рефлексия и самооценка - 4

хороший рейтинг - 3

исследование - 3

развитие какого-либо личностного качества - 3

Как я предполагаю проконтролировать свои результаты:

по итоговой оценке за зачет - 7

выяснить уровень развития качества в начале и определить его в конце - 6

выступить на защите и отстоять свои позиции - 5

спросить учителя - 5

найти доказательства личностного продвижения - 3

Если в определении результата ученики более определились, то в формах контроля идет соперничество между формальными и личностными оценками, которые пока представлены лишь в виде намерения измерить уровень развития и найти доказательства своего личностного продвижения и никак не подтверждаются конкретикой, а значит, становятся невыполнимыми. В этом противоречии – перспективные направления работы в рамках профиля.

Мы остановились лишь на некоторых этапах разрабатываемой нами технологии. Отметим, что в дистанционном варианте в рамках сотрудничества с ЦДО «Эйдос» нами также разработаны курсы для учащихся «Моя образовательная программа: как составить» http://www.eidos.ru/courses/themes/46311/index.htm и курс для педагогов «Как сопровождать индивидуальную программу ученика» http://www.eidos.ru/courses/themes/22011/index.htm. Все они прошли апробацию и все напрямую связаны с решением проблем целеполагания.

Список литературы

Толковый словарь русского языка (под ред. Д.Н. Ушакова). М.: Гос. Изд-во иностранных и национальных словарей.1940,Т.4, с.990

Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения.- М.: Изд-во МГУ, 2003,с. 258.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.