РУБРИКИ

Проблемы и информационные технологии валеологизации образования

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Проблемы и информационные технологии валеологизации образования

Проблемы и информационные технологии валеологизации образования

Проблемы и информационные технологии валеологизации образования

Наймушин А.А., Наймушин А.И. , Уфимский технологический институт сервиса, г. Уфа

Концепция валеологизации образования основана на идее школы как механизма адаптации, как социального института, который вводит молодое поколение в культуру, адаптирует его к требованиям общества, обучает выходу за пределы данной конкретной культуры, расширяет коммуникативные способности, помогает представлять себя частью большого и сложного мира, учит действовать в нем и достигать поставленной цели. Реально же школа всегда готовила человека к эксплуатации. Индустриальное общество механистически рассматривало человека как трудовой ресурс и человек усвоил точно такое же отношение и к природе, и к себе, и к обществу. Система образования ХХ века в совершенстве выучила человека вырабатывать высокие технологии эксплуатации, применимые как к природе, так и к себе – именно для этого использовался его творческий потенциал. Человек привык к затратным видам поведения, которые не позволяют ему вовремя восстанавливать свои жизненные ресурсы1.

Формируемая в настоящее время валеопедагогика ставит не только гуманистическую задачу сохранения и поддержания творческого потенциала личности, но и задачу обучения человека практике сохранения, поддержания и производства физиологического, психологического, социального, деятельностного, творческого и прочих видов ресурсов. Эта концепция позволяет школе на новом уровне решать проблемы адаптации человека к самостоятельной жизни, скорректировать механизмы его введения в общество, помочь в развитии собственного потенциала и, в первую очередь, в поддержании и укреплении собственного здоровья.

Проблема сохранения здоровья выходит за пределы борьбы с болезнями. Здоровье оказывается немедицинской проблемой и требует философского осмысления. Медицина работает с болезнями, занимается патологиями, образованию же более свойственны поиск и предложение таких практических форм деятельности, которые обеспечили бы возможность предотвращения заболеваний, возникновения патологических состояний. Валеологическая практика связана с поиском методов работы не с патологиями, а с потенциями человека. Человек в учебном заведении должен не терять здоровье, а как минимум сохранять его, как оптимум – укреплять, как максимум – производить, генерировать. Система валеологического образования призвана научить человека помогать своей природе в процессе выполнения различных видов деятельности, привить ему навыки самостоятельной адаптации к современным нагрузкам, содействовать в самоактуализации и в увеличении потенциала здоровья.

С древних времен известно, что полноценное формирование человека возможно только при одновременном развитии его духовной и физической культуры. Сегодня, когда более 40% студентов первого курса нуждается в коррекции зрения, 25% имеет нарушение функций опорно-двигательного аппарата, процент практически здоровых упал почти до нуля, 20 % юношей по физиологическим данным не имеют возможности стать отцами, возникла угроза, что через 2-3 поколения негативные тенденции формирования генофонда и потенциала общества могут принять необратимый характер3.

С 1980 года в России интенсивно развивается валеология (от лат. vale – здравствовать, быть здоровым), новая наука об индивидуальном здоровье человека, его охране, укреплении, умножении и воспроизводстве, о здоровье как общественном богатстве и потенциале общества. Валеология изучает различные параметры здорового образа жизни человека, являясь по своей сути медициной здоровья. Она формирует основы валеологического образования, предназначенного для обеспечения равных стартовых возможностей всем гражданам в выборе индивидуального здорового образа жизни, основанного на валеологическом мышлении, разработке индивидуальных поведенческих стратегий и устойчивой мотивации здорового образа жизни.

В дополнение к валеологии, как просветительско-медицинскому способу отношения к здоровью (от работы с патологиями организма – к формированию здорового образа жизни), формируется философско-технологический (от работы с потенциями человека – к формированию естественного состояния здоровья) способ производства ресурса жизненных сил, получивший название валеотехнологии. Валеологизация образования сегодня в основном ассоциируется с внедрением идей валеологии как медицины здоровья в культуру современного человека, хотя существенно более продуктивным является валеотехнологический подход (философия и технология освобождения от проблем здоровья, автоматизм здоровья), предстоящий к осмыслению и реализации в ближайшем будущем.

Одной из основ валеологизации высшего образования является идея о том, что годы, проведенные в высшей школе не только не должны усугублять уже имеющиеся отклонения в здоровье абитуриента, но должны улучшить резервные и адаптационные возможности организма выпускника. Именно в вузе студент может научиться помогать своей природе в процессе выполнения интенсивных интеллектуальных, психологических и физических нагрузок. Подобные стрессорные тренинги и составляют сущность валеопедагогики, обращающей «беду» многоканальной полифункциональной образовательной деятельности субъекта учения «во благо» поливалентной социальной деятельности субъекта труда в подвижных условиях рыночных отношений.

В условиях и обстоятельствах применения валеообразовательных технологий студент может получить навыки самостоятельной адаптации к современным нагрузкам, научиться накапливать и использовать индивидуальный опыт для решения творческих задач. Он оказывается в состоянии выработать правила оптимального отношения к себе, к своему организму, к своей индивидуальности, стать «специалистом по самому себе», усвоить ответственность за собственное развитие, а также по-новому взглянуть на проблему «эксплуатации своего потенциала» и отказаться от системного подхода по отношении к самому себе (как к механизму или системе, которую можно как машину наладить или систематически лечить) в пользу информационного подхода (мышления себя целостно включенным в информационное поле социальных и биологических взаимодействий). Эта мировоззренческая проблема, погруженная в область философии, и составляет сущность процесса валеологизации образования.

Валеообразовательные информационные технологии дают возможность студенту научиться вырабатывать не затратные, а сохраняющие технологии жизнедеятельности (ресурсосберегающие, ресурсовоспроизводящие и ресурсопроизводящие), которые позволят ему рефлекторно снимать напряжения, предшествующие патологическим явлениям. Они помогают выстроить такое отношение человека к самому себе, когда проблема его здоровья будет благоприятно решаться в системе оптимизации отношения к собственной природе. Студенту здесь приходится занимать интегративную, обобщающую позицию: он овладевает своими ресурсами, накапливает информацию для того, чтобы продвинуться в совершенствовании собственных отношений с миром.

Одновременно, на основе этой информации, умения выбирать и оценивать ее, опираться на полученные знания, извлекать из них пользу, человек оказывается в состоянии укреплять свой жизненный потенциал, свои биологические, деятельностные, творческие ресурсы. Очевидно, что задача эта исключительно индивидуальна: ни одно общество, ни одна социальная среда, ни одна образовательная система не в состоянии решить подобную задачу, пока человек сам не заинтересован в себе самом. Это и делает проблему здоровья проблемой самообразования, проблемой философской, а не медицинской. Здоровье личности, ее адаптивные возможности изначально связаны с тем, как человек осознает самого себя, как он рассматривает себя в системе отношений. Важно и то, насколько у него развиты столь различные личностные механизмы, как творчество и самосохранение.

Основой валеологизации образования с точки зрения информационного подхода является формирование валеологического мышления, то есть позитивного отношения к здоровью. Для решения данной задачи нами предлагается, во-первых, проводить классификационное разделение студенческой массы на три подгруппы: 1)заранее внутренне мотивированные на ведение здорового образа жизни, 2)поддающиеся мотивации и 3)неподдающиеся мотивации. Данное разделение следует проводить с помощью подготовленной системы тестов уже на стадии поступления в вуз, формирование учебных групп в дальнейшем необходимо производить с учетом полученных данных. Во-вторых, необходимо внедрять в учебный процесс внешние мотивационные факторы в виде экономических, социальных и идеологических стимулов.

Следующим этапом валеологизации образования является системное исключение ведения студентом аутопатогенного (саморазрушающего, девиантного) образа жизни (употребление легальных и нелегальных наркотиков, алкоголизм, курение, бессистемное поглощение информации, повышение уровня дистрессов). Решение данной задачи полагает использование стимулирующих приемов, наиболее эффективными из которых являются приемы экономического стимулирования.

По выполнении двух первых этапов, основной задачей валеологизации образования становится укрепление здоровья с помощью концепции аутопозитивного (восстановительного) поведения, включающего в себя организацию оптимального дыхания и питания, движения и неподвижности, сна и бодрствования, регулярной физической нагрузки и стрессорных тренингов, культурной и медицинской активности. Для этого необходимо, с одной стороны, участие общества в целом, без которого невозможна полноценная оптимизация здоровья, а с другой – необходимо дать возможность каждому студенту заниматься тем аспектом ЗОЖ, который для него наиболее приемлем. Организация ЗОЖ понимается нами не как обязательная, режимная деятельность, не как питание по калориям и многокилометровые забеги, но как таковая, что ЗОЖ постепенно становится неосознаваемым, рефлекторным (формирование рефлекса здоровья), не отнимающим времени у современного занятого человека.

Основой подобного поведения в вузе могут (должны) стать занятия инновационной физической культурой, в учебный курс которой включаются (в дополнение к традиционным практическим занятиям) лекции по философии, психологии и технологии здоровья, самостоятельная теоретическая и практическая проработка значительного информационного и технологического объема материалов. В качестве дополнительных мер по валеологизации образования могут быть использованы такие, как организация диетического питания, фито-баров, рекреационных зон и помещений, эргономичное оборудование и мебель, введение блоков специфических валеопроцедур в каждую учебную дисциплину и валеопауз в каждый вид аудиторных и внеаудиторных занятий.

В рамках решения проблемы валеологизации высшего образования нами разработан и внедрен интегративный блок учебных дисциплин, технологическим основанием которого является курс «Эргономика», изучаемый студентами на первом курсе. В курсе формулируются основные требования к предметам окружающей среды (в первую очередь, профессиональной) для обеспечения физиологического и психологического комфорта деятельности человека и предотвращения различных заболеваний, вызванных отношениями в системе «человек–машина».

Адаптационные технологии изучаются и реализуются в рамках дисциплин «Основы научной деятельности» и «Основы самоменеджмента», включающих практическое владение технологиями эффективной памяти, речи, письма, творчества и пр.

Мировоззренческой основой, формирующей базовые представления студента об окружающем мире и своем месте в нем, являются дисциплины «Технология социальной деятельности» и «Экологическая культура и технологии здорового бизнеса» для студентов вторых и третьих курсов4, отражающие эволюцию экологического сознания человека от идей антропоцентризма, социального оптимизма и прагматического отношения к природе – к практике экоцентризма, субъективного и субъектного отношения к природе. В дисциплины включена классификация технологий жизнедеятельности и реализация технологий экологического и социального самоменеджмента в ходе практических занятий в спортзале, помогающих реформировать и реорганизовать основные физиологические и психологические процессы с учетом современной экологической и социальной ситуации.

Дисциплиной, изучающей и внедряющей основы практической организации здорового образа жизни, является «Валеология», в рамках которой студенты третьего курса знакомятся с основными валеологическими понятиями, узнают основные способы восстановления и укрепления физического и психического здоровья, расширения адаптационных возможностей организма. Особый акцент делается на изучение факторов риска (условий, а не причин, развития многих заболеваний), болезней современной цивилизации, возникающих в результате предъявления к человеку повышенных требований со стороны окружающей его техногенной среды.

«Коммунальная гигиена», изучаемая на 4 курсе, включает в себя вопросы социальной гигиены, гигиены питания, профессиональной гигиены, гигиены атмосферного воздуха, воды и почвы.

Курс «Социальные технологии», изучаемый на 4 и 5 курсах, содержат раздел «Валеотехнологии», помогающий освоить принципы технологизации, оптимизации деятельности, минимизации энергетических и ресурсных затрат, и использовать их на практике не только для организации адекватного среде образа жизни, но и в профессиональной социально-культурной сфере.

Главным выводом, следующим из опыта внедрения элементов концепции валеологизации образования, является вывод о необходимости реорганизации деятельности институтов высшей школы в этом направлении, для чего необходимо: а) введение для студентов всех специальностей информационно-технологического блока валео-дисциплин, изучаемых в течение всего времени обучения в институте, б) проведение отбора мотивированной (инициативной) части студентов и профессорско-преподавательского состава для ведения специальных практических валеотехнологических занятий по обучению практике сохранения, поддержания и производства физиологического, психологического, социального, деятельностного, творческого и прочих видов ресурса, в) разработка и реализация программ адаптации студента к самостоятельной жизни, коррекции механизмов введения молодого человека в общество, помощи ему в развитии собственного потенциала, в т.ч. в поддержании, укреплении и развитии здоровья.

Список литературы

1. Наймушин А.И., Наймушин А.А. Введение в дистанционное образование. Самоменеджмент и формирование образовательного пространства / Учебное пособие. Уфа: ООО «ДизайнПолиграфСервис», 2000.–92с.

2. Давиденко Д.Н., Платонова Т.В., Хомутов Г.А. Валеопрактические технологии // Вестник Балтийской педагогической академии.– Вып. 31–2000.– с.14–54.

3. Петленко В.П. Валеология – новый синтез науки, новый поиск педагогики и новой культуры нации в XXI веке. Вестник Балтийской педагогической академии. – Вып. 30 – 2000 – с. 4 – 9.

4. Наймушин А.И., Наймушин А.А Технология деятельности / Учебное пособие в 3-х частях. – Уфа: «Юниграф», 1999. – 460 с.

5. Лощилов В.И. Введение в валеотехнологию – М.: Ал.-пресс, 1997 – 176с.

6. Философия, культура, образование (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. 1999, №3, с.3-55

(Опубликовано в Сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Социально-информационный сервис в современном российском обществе: состояние, проблемы, тенденции». Уфа. УТИС. 2000. с.181-186).

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://postmodern.narod.ru/




© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.