РУБРИКИ |
Проблемы и перспективы технологического образования |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Проблемы и перспективы технологического образованияПроблемы и перспективы технологического образованияПроблемы и перспективы технологического образованияЛ.Н.Серебренников, ЯГПУ Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса. Одним из важнейших и необходимых условий решения обозначенных ранее задач технологической подготовки учащихся является кадровое обеспечение системы образования. Изучение процессов современной общеобразовательной школы указывает на повышение возрастного уровня, прогрессирующую феминизацию, замедление роста образовательного ценза преподавательского состава и другие негативные явления. Причинами этого являются продолжение трудовой деятельности учителей пенсионного возраста, существующий уровень оплаты педагогического труда, составляющий около половины среднего уровня средней заработной платы с тенденцией дальнейшего относительного понижения, сокращение рабочих мест и вакансий для притока новых педагогических кадров. В современных экономических условиях относительно высокий образовательный и интеллектуальный потенциал выпускников высшей школы позволяет им реализовать свои возможности в непрофильных сферах экономики. Существующая конъюнктура рынка труда приводит к дальнейшей феминизации общеобразовательной школы. Снижение притока молодых педагогических кадров и увеличение доли работающих пенсионеров приводят к замедлению развития системы образования в целом и технологического обучения в частности и возрастанию противоречий между уровнем растущих образовательных потребностей учащихся и возможностями их удовлетворения в системе общего образования. Очевидно, что содержание подготовки учителя данной образовательной области должно определяться целями и задачами учебного процесса в общеобразовательной школе. В соответствии с этим подготовка педагогических кадров ОО “Технология” должна быть направлена на реализацию следующих функций: образовательной - освоения общекультурных, профессиональных и предметных знаний; развивающей – развития интересов, потребностей, наклонностей и способностей студентов; воспитательной - формирования профессионально значимых качеств личности, социально-значимых мотивов и потребностей студентов в профессиональной деятельности; компенсирующей – устранения несовершенств предыдущей подготовки студентов; стимулирующей - побуждения к дополнительному образованию и самостоятельной практической деятельности; актуализирующей – осознания важности и выявление резервов профессионального развития; защитной - повышения уровня социальной защищенности будущих педагогов. Для их обеспечения образовательная программа и структура подготовки учителя технологии могут быть построены с учетом следующих принципов: системности и интегративности образования, трудовой и технологической подготовки и творческой деятельности студентов; многопрофильности и многоуровневости подготовки учителя технологии по основным направлениям профессиональной деятельности на основе интеграции различных этапов и разделов профессионального образования; дискретности и непрерывности блочно-модульного построения взаимосвязанных курсов и циклов обучения; фундаментальности и вариативности федеральной, региональной и гуманитарной составляющих программы подготовки специалиста. Мы считаем, что основными компонентами содержания и структуры подготовки педагогических кадров ОО “Технология” могут быть: 1. Освоение программы общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки учителя данного профиля. 2. Технологическая подготовка: а) базовое обучение будущего учителя технологии путем формирования технологической культуры по основным направлениям профессиональной деятельности человека; б) специализированная подготовка в выбранной сфере экономической деятельности и соответствующая профессиональная подготовка к технологическому обучению школьников. 3. Творческая подготовка: а) овладение навыками творческой практической деятельности; б) развитие творческих качеств личности специалиста; в) освоение теоретико-методических основ организации и обеспечения творческой деятельности учащихся. 4. Общая и специальная профессиональная подготовка. Образовательная программа должна предусматривать обеспечение общекультурной, общепрофессиональной и предметной подготовки учителя для реализации задач трудового и технологического обучения школьников. Предметная подготовка специалиста может содержать базовую компоненту и специализированные составляющие. Фундаментальная предметная подготовка должна быть направлена на обеспечение обучения школьников по спектру основных объектов и видов практической деятельности человека. Это обусловливает предметно-модульное построение базовой части предметной подготовки специалиста на основе не только технической, но и комплексной технологической подготовки по различным направлениям и типам профессиональной деятельности. Предметные модули базовой подготовки, связанные с различными отраслями экономики, могут интегративно взаимодействовать с разделами общекультурной и общепрофессиональной подготовки. Наиболее эффективно они могут реализоваться в комплексе со специализированной предметной подготовкой (специализацией), осуществляемой в рамках предметной подготовки и направленной на непосредственное обеспечение разделов и дисциплин школьного технологического обучения в русле одной из отраслевых технологий. В соответствии с содержанием ОО “Технология” спектр направлений специализированной подготовки определяется требованиями обеспечения инвариантного комплекса профильного обучения по основным отраслям экономики – промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Отсюда вытекают основные подходы к формированию подготовки учителя ОО “Технология”: фундаментальность структуры и содержания, означающие: а) фундаментальную многопрофильность базовой предметной личностно-ориентированной подготовки по типам профессиональной деятельности человека; б) фундаментальную многопрофильность специализированной подготовки по социально обусловленному спектру основных отраслей экономической деятельности; в) фундаментальность содержания базовой и профильной подготовки специалиста. Специализированная предметная подготовка должна носить, с одной стороны, общий, стандартизированный характер с целью обеспечения единого образовательного пространства и, одновременно, учитывать региональные условия реализации ОО “Технология”. Каждому направлению специализации должен соответствовать профильный раздел теоретической и методической подготовки. При подготовке учителя технологии необходимо учитывать требования единой общеобразовательной, психолого-педагогической и медико-биологической подготовки специалиста с высшим педагогическим образованием. Специальная психолого-педагогическая подготовка учителя ОО “Технология” может содержать методические основы разделов: профессиональной деятельности учителя ОО “Технология”, преподавания личностно-ориентированной инвариантной составляющей ОО “Технология”, преподавания социально-значимой специализированной составляющей ОО “Технология” по одной из сфер экономической деятельности обеспечения творческой учебной деятельности в системе ОО “Технология”, формирования профессиональной культуры и профессиональной компетентности учащихся, обеспечения учебного процесса по дополнительной специальности. При прохождении специальной медико-биологической подготовки следует предусмотреть разделы: Медико-биологические основы трудового обучения детей и подростков. Основы охраны труда в процессе технологического обучения школьников. Специализированная предметная подготовка учителя ОО “Технология” может быть доведена до уровня начальной или средней профессиональной по одному из технологических профилей. Наряду с получением основной специальности, в системе подготовки учителя технологии может быть предусмотрена возможность получения второй (дополнительной) специальности. При ее введении в план подготовки специалиста, на наш взгляд, следует руководствоваться следующими требованиями: фундаментальности подготовки по дополнительной специальности на основе эффективного сопряжения образовательной базы предметных блоков обеих специальностей; взаимодополнения основной и дополнительной специальностей, обеспечивающего расширение профессиональной подготовки будущего педагога; социальной значимости для общества и человека, личностной обусловленности и профессиональной востребованности дополнительной специальности; стабильности, направленной на повышение профессиональной устойчивости и защищенности будущего специалиста и системы образования в целом через расширение его профессиональных возможностей; развития системы профессионального образования на основе расширения подготовки педагогических кадров. Дополнительными специальностями в системе подготовки учителя ОО “Технология” могут быть педагогические специальности общеобразовательной школы, адекватные профилю его предметной подготовки. Комплекс основной и дополнительной специальностей позволяет решать задачи подготовки учащихся к получению профессий по широкому спектру направлений и типов профессиональной деятельности. В форме дополнительных специальностей могут быть реализованы задачи подготовки специалистов внутри образовательной области, а также в смежных, и в узких образовательных и предметных областях. Особую значимость в свете задач 12-летней школы для обеспечения профильной либо начальной профессиональной подготовки старшеклассников приобретает подготовка учителя технологии по дополнительной специальности 03.05 (профессиональное обучение) в одной из отраслей экономики. Реализация задач ООТ требует решения вопросов материально-технического и организационного обеспечения учебного процесса. Развитие системы технологического образования и подготовки профессиональных кадров данного профиля может осуществляться как в процессе укрепления собственной образовательной базы учебных заведений, так и путем создания учебно-педагогических комплексов учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, объединенных целями согласованного учебного процесса. Комплексное использование учебной и материально-технической базы позволяет активизировать процесс развития системы образования путем концентрации и интенсификации использования образовательных ресурсов, содействует решению региональных проблем образования в русле современных задач. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru |
|
© 2010 |
|