РУБРИКИ |
Проблемы личностных трансформаций и психотерапия зависимостей в наркологии (ретроспектива опыта) |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Проблемы личностных трансформаций и психотерапия зависимостей в наркологии (ретроспектива опыта)Проблемы личностных трансформаций и психотерапия зависимостей в наркологии (ретроспектива опыта)Проблемы личностных трансформаций и психотерапия зависимостей в наркологии (ретроспектива опыта)В.Н.Бородулин, С.В.Лупачева Таганрогский межрайонный наркодиспансер, Ассоциация психотерапевтов и профессиональных психологов г. Таганрога “Меня интересует не возведение здания, а уяснение для себя оснований возможного здания.” Л.Витгенштейн IНе останавливаясь на спорных вопросах понимания личности какой она может быть и предпочтениях к тем или иным теориям личности, в настоящем сообщении мы предпринимаем попытку анализа собственного психотерапевтического опыта работы с алкогольно и наркозависимыми в условиях наркологического стационара. Наша терапевтическая бригада состояла из двух специалистов: психиатра-психотерапевта и клинического психолога, которые в процессе терапии на разных этапах выполняли роль как ведущего терапевта, так и котерапевта. В первую очередь следует отметить, что в процессе психотерапевтического контакта с наркозависимыми мы, как и большинство практикующих специалистов, натолкнулись на особые и своеобразные личностные образования, которые, тем не менее, не позволяют нам убедительно говорить о неком “наркоманическом” типе личности. По-видимому, его нет, поскольку наркозависимым может и становится любой тип личности, к какой бы классификации он не принадлежал. Все чаще в литературе и в дискуссиях упоминают о субличности как о новообразующейся психодинамической структуре, которая, “ став достаточно сложной, стремится к независимому существованию” (Т.И.Букановская, 2000г.) Мы критически относимся к представлениям о зависимой субличности как структуре, которая “уже существует у плода в утробе матери в виде некоторых матриц”, так и к мнению, что субличность “требует независимого существования и стремится удовлетворить собственные потребности и желания через личность”. Если эти предположения принять априорно, то можно увидеть, что личность представляет собой исполнителя “слепой воли” субличности. Тогда давайте говорить не о субличности, а суперличности как надличностном образовании, что, на наш взгляд, весьма сомнительно. По нашему представлению уместно говорить о субличности как о функциональном состоянии самой личности, действующем временно и процессуально. Наш опыт показывает, что в наркологии, а, может быть и при формировании других зависимостей, уместнее говорить о более сложном комплексе личностных образований или трансформаций. Мы убедились в том, что поведение зависимого включает в себя множественные элементы нарушенных отношений на всех уровнях его деятельности. Кроме того, мы являемся свидетелями формирующейся алкогольной (наркоманической) субкультуры, обладающей определенной подавляющей и ассимилирующей личность силой. По-видимому, происходит “эволюционный” процесс, в котором культурно-исторические отношения тоже претерпевают свои трансформации, порождая очаги новой субкультуры. А если это так, то уместно говорить не о субличности зависимых, а об образовании квазиличностного комплекса, который по архитектонике и механизмам жизнедеятельности человека не отличается от нормально функционирующей личности. Содержание же его определяется соответствующей субкультурой, которую мы обозначаем как квазикультуру. Для того, чтобы проследить психогенез образования квазиличности мы использовали известную модель личностного комплекса (Э.Берн, 1977г., L. Seve, 1976, М.Е.Литвак, 1993г.). Нам представляется, что эта модель личностного комплекса, наиболее адекватно отражающая систему отношений личности, может послужить исходным теоретическим и эмпирическим материалом для понимания личностных трансформаций в процессе формирования зависимости и ориентиром для эффективной реконструктивной психотерапии и психокоррекционной работы. (рис.1). В результате формирования физической и психической зависимости помимо психологической деформации отношений в самом ядре личности “Я” неизбежно нарушаются практически все связи в системе отношений: “ВЫ”, “ОНИ”, “ТРУД”. И тогда личностный комплекс можно представить в виде следующей схемы: (рис.2) При такой ситуации в самом ядре личности неизбежно возникает психологическое напряжение, поскольку в любом случае “Я” должно себя реализовать в тех или иных отношениях с миром, чего в этой ситуации не происходит. В этот момент человек обречен на приобщение к алкогольной или наркотической субкультуре. Таким образом, формируется квазиличностный комплекс, который создает иллюзию истинных отношений. Утратив окончательно истинные отношения, зависимый теряет свою индивидуальность, а субкультура со свойственной ей агрессивностью диктует свою систему отношений, которую можно обозначить как “МЫ” тотальное. При этом, на наш взгляд, происходит процесс не “заражения всех остальных субличностей” (по Букановской), а скорее процесс личностной трансгрессии, то есть тектонического наступления сформировавшегося квазиличностного комплекса зависимого на истинный личностный комплекс. В пользу такого представления о психогенезе личностной трансгрессии зависимых говорит и то, что в удачных случаях реабилитации зависимых истинный личностный комплекс восстанавливается, а квазиличностный комплекс прекращает свое функционирование до первой рюмки или шприца. IIВ поисках объективации квазиличностного комплекса и дифференциации его признаков для адекватной и целенаправленной реконструктивной психотерапии мы провели экспериментально-психологическое исследование зависимых, получивших психотерапевтическую помощь в группе и индивидуально. Всего обследовано 75 человек. Психологическая диагностика проводилась при помощи методик: MMPI, опросника Спилбергера-Ханина и УСК, тестов Люшера и СЖО. Первые результаты исследования показали возможность дифференцировать характеристики квазиличностных комплексов наркозависимой и здоровой личностей. Для сравнения характеристик мы обратились к пониманию здоровой личности по В. Фихтер и М. Майер, поскольку она отражает, по преимуществу, функциональную сторону здоровой личности (табл.1). Табл.1 Сравнительная характеристика функционирования здоровой и квазиличности
|